Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляются в конденсатор-холодильник и далее в емкость. Часть конденсата возвращается в колонну в виде острого орошения, избы­ ток выводится с установки. Остаток первой фракционирующей ко­ лонны после нагрева в подогревателе поступает во вторую фрак­ ционирующую колонну. С верха второй колонны пары фракции

Рис. 42. Схема типового блока вторичной перегонки бензина

на установках

АВТ производительностью 2 и

3 млн.

т/год:

 

 

 

 

 

1 — теплообменник;

2 — конденсаторы-холодильники;

3 — емкости; 4, б,

7,

8 — фракциони­

рующие колонны;

5 — рнбойлеры;

9 — печь

для нагрева

циркулирующего

теплоносителя;

10 — емкость циркулирующего теплоносителя;

11 — насос. I,

11,

Ш , IV,

V,

VI — соответст­

венно фракции 120—140; 62—85; 85—120; н. к. — 180;

140—180; н.

к. — 62 eC;

VII — орошение;

VIII — теплоноситель.

 

 

 

 

 

 

 

62—85 °С направляются в конденсатор-холодильник и затем в ем­ кость. Часть конденсата подается во вторую колонну в качестве орошения, а остаток выводится с установки. Остаток второй ко­ лонны перерабатывается по аналогичной схеме в следующей фрак-

 

I

Ж

Ш

IV

V

VI

ш

 

1б9°с го5°с гю°с

2Ь7°с

zz o x

aiz°c зьо°с

 

W°CV>8°C f a r e

Ь в - с

V l5X V 67°c\j9B ’c\zZ7°C

 

SO°c\90 С 9Q°c\ 30°C\

Ог “Ог^

 

VГVv-

Нефть

ViO'C

VBB’C V 5 0 T )Z30\гзо°tс

 

 

 

 

 

 

 

 

60°c

190°C

 

 

 

 

1230°С

 

ЮЧГtSB°C \es°c

;

/Л.

' /'S J

\ZZ7aC

 

' / х

 

Ч

227

 

I3S-C 263°С 205°С 260°С 300°С 305°С 3‘tO°D

 

 

ш ш ■m

XI

 

IX

Ш

 

Рис. 43. Схема

теплообмена на

установках

АВТ

со вторичной

перегонкой

бензина:

2 — первая ректификационная

колонна.

I, III, V, VI, IX, XI, XII,

/ — теплообменники;

XIV — теплоносители — циркуляционные

орошения

из

колонн

атмосферной

и вакуумной

части; II.

IV, X, XIII — боковые фракции основной ректификационной и вакуумной колонны;

VII, VIII

— гудрон.

98


ционирующей колонне. С верха колонны удаляется фракция 85—

1 2 0 °С.

Фракция 120—140 °С отводится в качестве бокового погона из

отпарной колонны. Пары из отпарной колонны

возвращаются

в предыдущую колонну. Остаток третьей колонны

(фракция 140—

180°С) прокачивается в качестве теплоносителя через подогрева­ тель, затем охлаждается в теплообменниках и отводится с уста­ новки. Теплоносителем на установке служит фракция 350—420 °С, которая циркулирует через печи. При наличии пара высокого дав­ ления предпочтительней его использовать в качестве теплоносите­ ля. Остальные части установки аналогичны ранее описанным для установки ЭЛОУ —АВТ. В настоящее время в эксплуатации и в стадии строительства находятся установки АВТ со вторичной пе­ регонкой бензина производительностью 3,0 и 6,0 млн. т/год нефти.

Схема

их

аналогична схеме установки

производительностью

2 , 0 мл.

т/год нефти.

 

 

 

 

установки АВТ

В табл. 14 приводится материальный баланс

Т а б л и ц а 14.

Материальный баланс установки АВТ

 

 

 

со вторичной перегонкой бензина производительностью 2,0 млн. т/год

 

 

 

 

Топливно-масляная схема

Топливная схема

Показатели

вес. %

т/сут

тыс. т/год

вес. %

т/сут

тыс. т/год

 

 

 

Взято:

 

обессо-

100,0

6154,0

2000,0

100,0

6154,0

2000,0

Ромашкинская

ленная

нефть

 

2,0

123,0

40,0

2,0

123,0

40,0

Газ в нефти

 

 

И т о г о . . .

102,0

6277,0

2040,0

102,0

6277,0

2040,0

Получено:

 

0,40

24,8

8,0

0,40

24,8

8,0

Сухой газ

 

Пропан-бутановая фрак-

2,56

158,1

51,2

2,56

158,1

51,2

ция

°С

 

 

 

 

 

 

 

Фракции.

 

2,83

174,2

56.7

2,83

174,6

56,6

и. к.62

 

62—85

 

2,54

156,5

50,9

2,54

156,5

50,8

85—120

 

4,60

282,8

91,9

4,60

282,8

92,0

120—140

 

3,03

186,6

60,6

3,03

186,6

60,6

140—240

 

16,30

1002,0

326,0

16,30

1002,0

326,0

240—350

 

17,04

1046,0

339,9

17,04

1046,1

340,8

350—420

 

10,50

652,8

212,0

420—490

 

11,40

701,6

228,0

350—500

 

24,0

1477,0

480,0

>490

 

 

30,00

1846,2

600,0

 

>500

 

 

28,0

1723,1

560,0

Потерн

 

 

0,80

45,4

14,8

0,7

45,4

14,0

 

И т о г о . . .

102,0

6277,0

2040,0

102,0

6277,0

2040,0

7*

99



со

вторичной

перегонкой

бензина

производительностью

2 , 0

млн. т/год при работе по топливной и топливно-масляной схеме

на ромашкинской обессоленной нефти. На рис. 42 дана схема ти­ пового блока вторичной перегонки бензина на установках АВТ производительностью 2 и 3 млн. т/год. Благодаря эффективному использованию тепла горячих потоков температура предваритель­ ного подогрева нефти достигает 230 °С. На рис. 43 показана схема теплообмена на установках АВТ со вторичной перегонкой бензина производительностью 2 , 0 млн. т/год сернистой нефти.

Комбинированная установка АВТ со вторичной перегонкой широкой бензиновой фракции производительностью 3,0 млн. т/год сернистой нефти

Установка (А-12/6) запроектирована для работы по топливной схеме. Вакуумная часть состоит из одной колонны и предназначе­ на для получения широкой вакуумной фракции — сырья каталити­ ческого крекинга. Технологические узлы и схема перегонки нефти аналогичны принятым на установке АВТ со вторичной перегонкой бензина производительностью 2 , 0 млн. т/год нефти, описанной вы­ ше. Но на этой установке более эффективно используются вторич­ ные энергоисточники — горячие нефтепродукты, отходящие дымо­ вые газы, горячая вода и пар. За счет отбросного тепла можно производить некоторое количество водяного пара для собственных нужд установки. При переработке обессоленной ромашкинской неф­ ти обеспечиваются следующие выходы продуктов (в вес. % на нефть):

Г а з .................................................................................

0,05

Пропан-бутановая фракция....................................

0,78

Компоненты светлых, фракции, ° С ....................

12,27

62—140 ..................................................................

140—240

16,30

240—350

17,00

Вакуумный дистиллят 350—490 ° С ....................

22,00

Остаток (н. к. >490 ° С ) .........................................

30,60

Потери............................................................................

1,00

И т о г о . . .

100,00

Принципиальная схема комбинированной установки со вторич­ ной перегонкой бензина показана на рис. 44. Обессоленная нефть после насоса проходит теплообменники 2 и, нагретая за счет горя­ чих потоков, поступает в эвапоратор 3. Пары нефтепродуктов с верха эвапоратора 3 направляются в основную ректификацион­ ную колонну 6. Отбензиненная нефть с низа эвапоратора забирает­ ся насосом и прокачивается через печь 4 в основную ректифика­ ционную колонну 6. Ректификационная колонна рассчитана на получение трех боковых погонов и обеспечена тремя промежуточны­ ми циркуляционными орошениями. Схема работы ректификацион-

100


ж-

Рис. 44. Принципиальная схема

комбинированной

установки АВТ со вторичной

перегонкой бензина

производительностью

3,0 млн. т/год сернистой нефти

(А-12/6):

 

 

 

 

 

 

 

/ — насосы; 2 — теплообменники; 3 — эвапоратор;

4, 8,

18 — печи; 5 — конденсатор; 5 — основная ректификационная

колонна;

7, П — отпар-

ные колонны; 9 — вакуумсоздающее

устройство;

10 — вакуумная колонна; // — стабилизатор;

12 — фракционирующий

абсорбер;

13 — очистные

отстойники; 14, 15, 16 — фракционирующие колонны блока

вторичной

перегонки бензина; 19 — емкость теплоносителя; 20 — фильтр; 21 — во­

доотделитель. / — обессоленная нефть; // — нефтепродукты;

/ // — газы;

IV — теплоноситель.

 

 

 

ной колонны такая же, как и на установке производительностью 2,0 млн. т/год. Разница лишь в том, что здесь колонна работает с некоторой перегрузкой за счет паров светлых компонентов, по­ ступающих из эвапоратора. Боковые фракции отводятся через со­ ответствующие секции отпарной колонны 7. Тепло боковых погонов снимается в теплообменниках для нагрева нефти. Верхние продук­ ты основной ректификационной колонны 6 охлаждаются в конден­ саторе 5 и направляются в водоотделитель 21. Газы с верха водо­ отделителя 21 поступают в абсорбер 12, часть нижнего продукта водоотделителя подается в основную ректификационную колонну 6 в виде острого орошения, остальная часть направляется в абсор­ бер 12. Бензин — нижний продукт абсорбера-десорбера — поступа­ ет в стабилизатор 11. Стабильный бензин с низа стабилизатора по­ сле выщелачивания в отстойниках 13 направляется в блок вторич­ ной перегонки, который состоит из четырех последовательно вклю­ ченных фракционирующих колонн 14, 15, 16, с целью получения узких бензиновых фракций. Схема поточности в блоке вторичной перегонки бензина примерно такая же, как в типовой индивиду­ альной установке. Разница лишь в том, что на данной установке температура пара колонн блока поддерживается нагретой в пе­ чи 18 циркулирующей флегмой, поступающей из емкости 19.

Мазут с низа колонны 6 насосом прокачивается в печь 8 и за­ тем поступает в вакуумную колонну 10. Как это видно, на данной установке схема атмосферной и вакуумной части несколько упро­ щена. В частности, исключена первая ректификационная колонна — перегонка нефти осуществляется по схеме однократного испарения с предварительным эвапоратором. Это позволило исключить неко­ торые дорогостоящие аппараты и оборудование (печь горячей струи, насосы, контрольно-измерительные приборы, арматуру и др.).

На установке впервые применены укрупненные теплообменни­ ки, кожухотрубчатые конденсаторы и холодильники вместо по­ гружных; все колонны, кроме вакуумной, оборудованы тарелками с S-образными элементами, что полностью себя оправдало. Ваку­ умная колонна оборудована желобчатыми тарелками. Впервые так­ же большое число технологического оборудования было размещено на открытых площадках (вне помещения) под навесом. Опыт экс­ плуатации описанной установки подтвердил возможность работы по схеме однократного испарения и в дальнейшем был перенесен на вновь проектируемые мощные комбинированные установки пер­ вичной перегонки АТ и АВТ. Размещение технологического обору­ дования под открытым небом под навесом также получило широкое распространение. Оказалось, что такое решение является весьма целесообразным как по технико-экономическим, так и по сани­ тарно-гигиеническим соображениям. Кроме того, в проекте преду­ смотрены особые мероприятия для ведения монтажных и ремонт­ ных работ в климатически холодных районах: наличие специаль­ ных передвижных агрегатов для подогрева воздуха на рабочем

102