Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
быточном давлении 2,94 кгс/см2, — в отбензиненной нефти сохра няется до 14% Ci—С4 . По мере повышения температуры остатка количество низкокипящих компонентов, переходящих в дистиллят светлых нефтепродуктов, резко возрастает. При загрязнении остат ка первой колонны даже незначительным количеством дистиллят ных фракций ими загрязняется и бензин второй колонны. Только при работе отгонной части первой колонны с паровым числом 0,53 (температура остатка 240 °С) углеводороды Ci—С4 в бензине ос новной ректификационной колонны практически отсутствуют.
В случае переработки высокосернистых нефтей предваритель ное отбензинование нефти является обязательным. Для этого тре буется более жесткий режим работы колонны. Чтобы выделить из отбензиненной нефти остающиеся в ней газообразные углеводоро ды, нужно в отгонной части первой колонны создать сильный па ровой поток и обеспечить циркуляцию большого количества горя чей струи. При создании парового потока с паровым числом 0,5 необходимость в стабилизации бензина основной ректификацион ной колонны отпадает.
Перегонка в атмосферной колонне. На разделение в основную ректификационную колонну поступает нефть, частично отбензинен ная в первой ректификационной колонне. С верха основной рек тификационной колонны отбирается широкая бензиновая фракция 85—140 (180)°С. Однако четкость ректификации при этом неудов летворительная. На одной обследованной установке АВТ наложе ние между 5 и 95%-ными точками выкипания по ИТК бензина и керосина равно 11°С, керосина и дизельного топлива 26°С, ди зельного топлива и мазута 64 °С; на другой установке АВТ эти цифры составляют 35, 28 и 43 °С. При увеличенном подводе тепла с сырьем в первую ректификационную колонну отделение дизель ного топлива от мазута в основной ректификационной колонне за метно улучшилось. Наложение между 5 и 95%-ными точками вы кипания этих продуктов на второй установке сократилось с 43 до
14 °С.
Повышение температуры нагрева отбензиненной нефти в печи
благоприятствует четкости |
погоноразделения дизельного топлива |
и мазута. Рекомендуется |
осуществить раздельный нагрев (в от |
дельных печах) потоков горячей струи первой ректификационной колонны и сырья основной ректификационной колонны вследствие значительно отличающегося давления в этих аппаратах. Следует также увеличить число потоков сырья полуотбензиненной нефти из первой колонны,, подаваемого в печь, и диаметр трансферной линии.
Вакуумная перегонка мазута. С целью увеличения выхода свет лых нефтепродуктов, а также повышения октанового числа автомо бильного бензина широко применяются процессы каталитического крекинга. Основным сырьем этих процессов служат высококипящие вакуумные отгоны и в первую очередь вакуумный газойль. На отечественных заводах в качестве сырья каталитического кре-
12а
книга применяют фракции вакуумного газойля 350—500 °С, а на зарубежных нефтезаводах используют более тяжелый вакуумный
отгон |
(фракцию 550—560 °С). При каталитическом |
крекинге ма |
зут из |
высокосернистых нефтей хуже, чем мазут |
из сернистых |
и малосернистых нефтей.
Ранее считалось, что из-за повышенного содержания тяжелых металлов, связанного азота и асфальто-смолистых веществ в ма зутах высокосернистых нефтей и неудовлетворительной разделяю щей способности вакуумных секций действующих АВТ из нефтей этого типа удается получить не более 6 % качественного вакуумно го отгона, который можно было бы использовать как сырье катали тического крекинга. Для современного завода такая степень отбо ра вакуумного газойля совершенно недостаточна. Однако резуль таты исследований в БАШНИИ НП показали еще в 1963 г. воз можность получения из высокосернистой арланской нефти на уста новках АВТ до 12% вакуумного газойля хорошего качества. В на стоящее время на промышленной установке АВТ выход фракции 340—550 °С из высокосернистой арланской нефти достигает 32— 35% на нефть, выход фракции 350—450 °С составляет 15%, а фрак ций 350—500 и 350—550 °С — соответственно 23 и 27%.
Стабилизация бензина. Все построенные за последние годы установки АВТ оборудованы блоком стабилизации бензинов. Установки, запроектированные институтом «Гипронефтезаводы», имеют депентанизатор, а в проектах Гипроазнефти стабилизация осуществляется в полной колонне. Обследование блока стабилиза ции установки АВТ при переработке арланской нефти показало
следующее. Выход (в вес. % |
на нефть): нестабильный бензин — |
5,6; стабильный бензин — 5,1; |
газ из сепаратора—0,2; рециркулят |
из сепаратора 0,28. В расчете на нефть выход общего газа состав
ляет 1,49%, выход общего бензина |
10,2%. Технологический режим |
|
.стабилизатора следующий: |
|
|
|
_ |
Фактнче- |
|
По проекту |
скнй |
Температура, °С |
115 |
106 |
ввода сырья................................................... |
||
верха колонны...................................................... |
65 |
68 |
низа колонны .............................................. |
160 |
160 |
в сеп ар атор е..................................................... |
45 |
64 |
Избыточное давление, кгс/см2 |
9 |
8,65 |
наверху колонны ......................................... |
||
в сеп ар атор е.............................................. |
— |
8,3 |
Из приведенных данных видно, что режим работы стабилизатор ■ра близок к проектному, тем не менее было установлено, что из нестабильного бензина удаляется 50% углеводородов С2 —С4 , а в стабильном бензине остается 3,4% углеводородов Ci—С4. Сле довательно, стабилизация бензина проходит некачественно. При этом стабилизатор загружается только на 60%. Основная причина неудовлетворительной стабилизации заключается в низкой темпе ратуре поступающего сырья. Вместо 136 °С по расчету она факти
124
чески не превышает 115°С, а иногда находится на уровне 106 °С. В последующих проектах АВТ на стабилизацию поступали фрак ции только верха первой ректификационной колонны, а бензины широкой фракции из основной ректификационной колонны направ лялись на выщелачивание, минуя стабилизатор. Было установле но, что для нормальной работы стабилизатора необходимо обес печить постоянную его загрузку и постоянную температуру на вхо де в стабилизатор. Для этого нестабильный бензин следует нагре вать дополнительно.
Поверхность конденсационно-холодильной аппаратуры и блока стабилизации следует рассчитывать на основе состава сырья. Из-за недостаточной поверхности охлаждения в блоке стабилизации ди стиллят охлаждается только до 60—65 °С. Поэтому в сепараторе даже при высоком давлении (около 8,0 кгс/см2) до 50% дистилля та стабилизационной колонны переходит в газ. Выработку сжижен ного газа можно довести до 0,6—0,7% на нефть, изменив техноло гический режим блока стабилизации.
Улучшив четкость ректификации в вакуумной колонне АВТ, от бор широкого вакуумного отгона из арланской нефти (фракции 325—460 °С), пригодного в качестве сырья каталитического крекин га, можно увеличить до 16—19% на нефть. В результате вакуум ной перегонки мазута на промышленной АВТ при остаточном дав лении 14—30 мм рт. ст. и определенном температурном режиме можно получить отдельные вакуумные дистилляты (фракции 350— •500, 350—525 °С) в количестве 24—29% на нефть. По мере уве личения отбора верхнего продукта вакуумной колонны (вакуумно го газойля из арланской нефти) его коксуемость и содержание в нем азота значительно возрастают, а содержание тяжелых ме таллов и серы не изменяется. Необходимо лишь выбрать техноло гический режим, обеспечивающий четкое погоноразделение. Сле дует также учесть возможность коррозии и уделить внимание вы бору материалов для изготовления аппаратуры, оборудования, ар матуры и др.
Г л а в а VI
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МОЩНОСТЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ УСТАНОВОК АВТ
Мероприятия, проведенные на заводах
Омский нефтеперерабатывающий завод. На всех установках,
эксплуатируемых на этом заводе, были повышены мощности труб чатых печей путем увеличения и перераспределения поверхности нагрева. Так, на одной из АВТ в радиантной секции печи было дополнительно установлено 12 труб. В средней части конвекцион ной секции пароперегреватель заменили 1 1 трубами, а его перенес ли в нижнюю часть. Змеевик печи атмосферной части разделили на два потока (по проекту предусматривался один поток). В ре зультате уменьшения гидравлического сопротивления была обес печена нормальная работа печных насосов. Потоки нефти по тру бам потолочного экрана атмосферной части направили сверху вниз (по проекту они были направлены снизу вверх). На всех других установках АВТ было проведено полное экранирование трубчатых печей и дополнительно размещено по 1 2 труб вдоль каждой пере вальной стены. Таким образом, тепловая мощность типовых печей повысилась с 16 до 23 млн. ккал/ч.
В связи с переходом на тяжелое жидкое топливо установлены форсунки БашНИИ, обеспечивающие удовлетворительное сжига ние высоковязких топлив. Во всех печах установок АВТ оси форсу нок отклонены по горизонтали вверх на 1 0 —1 2 °, что способствует более равномерной теплонапряженности труб.
На двух установках Омского завода печи вакуумной части под верглись значительной реконструкции. Конвекционную секцию в этих печах используют для подогрева отбензиненной и обессо ленной нефти. Для повышения производительности установок была изменена схема движения нефти. Так, на одной из установок однопоточное движение нефти по теплообменникам заменено двух поточным, что обеспечило увеличенную подачу сырья без замены сырьевых насосов. Проектные теплообменники были частично за менены более укрупненными, например вместо теплообменников поверхностью 130 м2 установлены теплообменники поверхностью 450 м2 .Часть мазутных теплообменников типа труба в трубе за менены кожухотрубчатыми поверхностью 130 м2. Все это позволило
126
увеличить общую поверхность теплообменников примерно на 40% против проектной.
На одной из установок для обеспечения нормальной работы ос новной ректификационной колонны было осуществлено второе цир куляционное орошение, которое при работе с повышенной произ водительностью обеспечивает в колонне нормальную скорость па ров. На другой установке смонтировали одну новую колонну диа метром 3,8 м с 40 тарелками.
В связи с повышением производительности на второй установке внедрили более производительные ректификационные тарелки — ситчатые с отбойными элементами. Однако при их эксплуатации наблюдался значительный провал флегмы (хотя установки работа ли на проектной производительности), что ухудшало качество про дуктов. Поэтому наверху колонны восстановили желобчатые та релки, и дизельное топливо выводили с ситчатой и желобчатой та релок. Примерно 20% сечения остальных ситчатых тарелок пере крыли сплошными металлическими листами. В настоящее время такая комбинированная колонна довольно успешно эксплуатирует ся— она имеет хорошие показатели по качеству продуктов и про изводительности.
На Омском нефтеперерабатывающем заводе в результате ре7 конструкции производительность установок АВТ повысилась про тив проектной на 30—40%.
Ново-Горьковский нефтеперерабатывающий завод. На первых АВТ Ново-Горьковского НПЗ нефть обессоливали в блоке ЭЛОУ, состоящем из 12 вертикальных электродегидраторов типа НЗП. Каждая установка была дополнительно оборудована двумя гори зонтальными отстойниками по 84 м3, работавшими под избыточным
давлением 7 кгс/см2. Обессоливание на |
установке проводилось |
в три ступени: на I ступени—термохимического обессоливания — |
|
были два отстойника, на II и III ступенях электрообессоливания |
|
имелось по шести электродегидраторов |
объемом 30 м3 каждый. |
Эта схема не обеспечивала удовлетворительной подготовки нефти, особенно при возросшей производительности установок АВТ. По вышение избыточного давления в электродегидраторах до 6 кгс/см2 позволило увеличить проектную производительность ЭЛОУ на
25%.
Модернизирование технологической схемы ЭЛОУ применитель но к работе на неионогенных деэмульгаторах (ОП-7, ОП-Ю, Кау- фе-14) позволило увеличить производительность установок на 50% против проектной и снизить потери нефти. Замена вертикальных электродегидраторов горизонтальными способствовала повышению производительности (по нефти) в 6 раз. Два таких электродегид ратора служили I ступенью обессоливания. На II ступени исполь зовали 12 электродегидраторов типа НЗП. При работе I ступени двухступенчатой ЭЛОУ, оборудованной горизонтальными электро дегидраторами, производительность в два с половиной раза превы сила проектную. Расход электроэнергии снизился на 25—30%. Для
127
бесперебойного снабжения установок АВТ обессоленной нефтью каждая ЭЛОУ оборудована дополнительной емкостью объемом 56 м3. Благодаря модернизации двух электрообессоливающих уста новок была высвобождена третья установка; расход электроэнер гии снизился до 0,85—0,90 кВт-ч/т нефти.
На АВТ двухпоточную схему движения нефти через теплооб менники заменили четырехпоточной. В результате резко уменьши лись гидравлические потери. По новой схеме два потока нефти про ходят через дистиллятные теплообменники, а два — через гудрон ные типа труба в трубе. Увеличение давления против проектного в первой и основной ректификационных колоннах, отпарной ко лонне, емкостях для верхнего продукта колонн позволило повы сить производительность установки, особенно при низких отборах бензина.
Одной из причин, лимитировавших повышение производительно сти установок АВТ, была неудовлетворительная работа вакуумной колонны: увеличение производительности приводило к резкому ухудшению качества и уменьшению отбора масляных дистиллятов. Для улучшения погоноразделительной способности и улучшения; качества дистиллятов в вакуумной колонне были смонтированы внутренние отпарные секции.
Сливные гребенки на ректификационных тарелках установили таким образом, чтобы гидравлическое сопротивление паров было минимальным.
Существенно реконструировали трубчатые печи: в печи атмо сферной части дополнительно экранировали перевальные стенки — на каждой стене смонтировали по 10 труб, в пространстве от пере вальных стен до свода установили два ряда труб по 5 шт., а в ча сти свода между потолочными экранами—шесть труб. Для сни жения сопротивления змеевика продукт прокачивается через ра диантную часть печи в четыре потока. В печи вакуумной части установки взамен пароперегревателя установили 20 нагреватель ных труб. Схема печи вакуумной части также четырехпоточная: два потока предназначены для нагрева отбензиненной нефти и два для мазута вакуумной части. Значительно улучшена система от качки получаемых на установке продуктов, в основном путем уве личения диаметра трубопроводов. Осуществлена переобвязка хо лодильников дизельного топлива и керосина с целью обеспечения их параллельной работы. Для контроля и четкого регулирования технологического режима на установках АВТ установлены допол нительные расходомеры. На линии подачи в ректификационные колонны пара и орошения стабилизировано давление пара. В на стоящее время мощность действующих на заводе установок АВТ на 50% превышает проектную.
На заводе было разработано комбинирование отдельно стоя щей ЭЛОУ с АВТ, построенной по типовому проекту Гипроазнефти. Место для размещения ЭЛОУ было найдено в результате ис ключения из состава установки АВТ колонн блока вторичной пе-
128