Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быточном давлении 2,94 кгс/см2, — в отбензиненной нефти сохра­ няется до 14% Ci—С4 . По мере повышения температуры остатка количество низкокипящих компонентов, переходящих в дистиллят светлых нефтепродуктов, резко возрастает. При загрязнении остат­ ка первой колонны даже незначительным количеством дистиллят­ ных фракций ими загрязняется и бензин второй колонны. Только при работе отгонной части первой колонны с паровым числом 0,53 (температура остатка 240 °С) углеводороды Ci—С4 в бензине ос­ новной ректификационной колонны практически отсутствуют.

В случае переработки высокосернистых нефтей предваритель­ ное отбензинование нефти является обязательным. Для этого тре­ буется более жесткий режим работы колонны. Чтобы выделить из отбензиненной нефти остающиеся в ней газообразные углеводоро­ ды, нужно в отгонной части первой колонны создать сильный па­ ровой поток и обеспечить циркуляцию большого количества горя­ чей струи. При создании парового потока с паровым числом 0,5 необходимость в стабилизации бензина основной ректификацион­ ной колонны отпадает.

Перегонка в атмосферной колонне. На разделение в основную ректификационную колонну поступает нефть, частично отбензинен­ ная в первой ректификационной колонне. С верха основной рек­ тификационной колонны отбирается широкая бензиновая фракция 85—140 (180)°С. Однако четкость ректификации при этом неудов­ летворительная. На одной обследованной установке АВТ наложе­ ние между 5 и 95%-ными точками выкипания по ИТК бензина и керосина равно 11°С, керосина и дизельного топлива 26°С, ди­ зельного топлива и мазута 64 °С; на другой установке АВТ эти цифры составляют 35, 28 и 43 °С. При увеличенном подводе тепла с сырьем в первую ректификационную колонну отделение дизель­ ного топлива от мазута в основной ректификационной колонне за­ метно улучшилось. Наложение между 5 и 95%-ными точками вы­ кипания этих продуктов на второй установке сократилось с 43 до

14 °С.

Повышение температуры нагрева отбензиненной нефти в печи

благоприятствует четкости

погоноразделения дизельного топлива

и мазута. Рекомендуется

осуществить раздельный нагрев (в от­

дельных печах) потоков горячей струи первой ректификационной колонны и сырья основной ректификационной колонны вследствие значительно отличающегося давления в этих аппаратах. Следует также увеличить число потоков сырья полуотбензиненной нефти из первой колонны,, подаваемого в печь, и диаметр трансферной линии.

Вакуумная перегонка мазута. С целью увеличения выхода свет­ лых нефтепродуктов, а также повышения октанового числа автомо­ бильного бензина широко применяются процессы каталитического крекинга. Основным сырьем этих процессов служат высококипящие вакуумные отгоны и в первую очередь вакуумный газойль. На отечественных заводах в качестве сырья каталитического кре-

12а


книга применяют фракции вакуумного газойля 350—500 °С, а на зарубежных нефтезаводах используют более тяжелый вакуумный

отгон

(фракцию 550—560 °С). При каталитическом

крекинге ма­

зут из

высокосернистых нефтей хуже, чем мазут

из сернистых

и малосернистых нефтей.

Ранее считалось, что из-за повышенного содержания тяжелых металлов, связанного азота и асфальто-смолистых веществ в ма­ зутах высокосернистых нефтей и неудовлетворительной разделяю­ щей способности вакуумных секций действующих АВТ из нефтей этого типа удается получить не более 6 % качественного вакуумно­ го отгона, который можно было бы использовать как сырье катали­ тического крекинга. Для современного завода такая степень отбо­ ра вакуумного газойля совершенно недостаточна. Однако резуль­ таты исследований в БАШНИИ НП показали еще в 1963 г. воз­ можность получения из высокосернистой арланской нефти на уста­ новках АВТ до 12% вакуумного газойля хорошего качества. В на­ стоящее время на промышленной установке АВТ выход фракции 340—550 °С из высокосернистой арланской нефти достигает 32— 35% на нефть, выход фракции 350—450 °С составляет 15%, а фрак­ ций 350—500 и 350—550 °С — соответственно 23 и 27%.

Стабилизация бензина. Все построенные за последние годы установки АВТ оборудованы блоком стабилизации бензинов. Установки, запроектированные институтом «Гипронефтезаводы», имеют депентанизатор, а в проектах Гипроазнефти стабилизация осуществляется в полной колонне. Обследование блока стабилиза­ ции установки АВТ при переработке арланской нефти показало

следующее. Выход (в вес. %

на нефть): нестабильный бензин —

5,6; стабильный бензин — 5,1;

газ из сепаратора—0,2; рециркулят

из сепаратора 0,28. В расчете на нефть выход общего газа состав­

ляет 1,49%, выход общего бензина

10,2%. Технологический режим

.стабилизатора следующий:

 

 

 

_

Фактнче-

 

По проекту

скнй

Температура, °С

115

106

ввода сырья...................................................

верха колонны......................................................

65

68

низа колонны ..............................................

160

160

в сеп ар атор е.....................................................

45

64

Избыточное давление, кгс/см2

9

8,65

наверху колонны .........................................

в сеп ар атор е..............................................

8,3

Из приведенных данных видно, что режим работы стабилизатор ■ра близок к проектному, тем не менее было установлено, что из нестабильного бензина удаляется 50% углеводородов С2 —С4 , а в стабильном бензине остается 3,4% углеводородов Ci—С4. Сле­ довательно, стабилизация бензина проходит некачественно. При этом стабилизатор загружается только на 60%. Основная причина неудовлетворительной стабилизации заключается в низкой темпе­ ратуре поступающего сырья. Вместо 136 °С по расчету она факти­

124


чески не превышает 115°С, а иногда находится на уровне 106 °С. В последующих проектах АВТ на стабилизацию поступали фрак­ ции только верха первой ректификационной колонны, а бензины широкой фракции из основной ректификационной колонны направ­ лялись на выщелачивание, минуя стабилизатор. Было установле­ но, что для нормальной работы стабилизатора необходимо обес­ печить постоянную его загрузку и постоянную температуру на вхо­ де в стабилизатор. Для этого нестабильный бензин следует нагре­ вать дополнительно.

Поверхность конденсационно-холодильной аппаратуры и блока стабилизации следует рассчитывать на основе состава сырья. Из-за недостаточной поверхности охлаждения в блоке стабилизации ди­ стиллят охлаждается только до 60—65 °С. Поэтому в сепараторе даже при высоком давлении (около 8,0 кгс/см2) до 50% дистилля­ та стабилизационной колонны переходит в газ. Выработку сжижен­ ного газа можно довести до 0,6—0,7% на нефть, изменив техноло­ гический режим блока стабилизации.

Улучшив четкость ректификации в вакуумной колонне АВТ, от­ бор широкого вакуумного отгона из арланской нефти (фракции 325—460 °С), пригодного в качестве сырья каталитического крекин­ га, можно увеличить до 16—19% на нефть. В результате вакуум­ ной перегонки мазута на промышленной АВТ при остаточном дав­ лении 14—30 мм рт. ст. и определенном температурном режиме можно получить отдельные вакуумные дистилляты (фракции 350— •500, 350—525 °С) в количестве 24—29% на нефть. По мере уве­ личения отбора верхнего продукта вакуумной колонны (вакуумно­ го газойля из арланской нефти) его коксуемость и содержание в нем азота значительно возрастают, а содержание тяжелых ме­ таллов и серы не изменяется. Необходимо лишь выбрать техноло­ гический режим, обеспечивающий четкое погоноразделение. Сле­ дует также учесть возможность коррозии и уделить внимание вы­ бору материалов для изготовления аппаратуры, оборудования, ар­ матуры и др.

Г л а в а VI

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ МОЩНОСТЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ УСТАНОВОК АВТ

Мероприятия, проведенные на заводах

Омский нефтеперерабатывающий завод. На всех установках,

эксплуатируемых на этом заводе, были повышены мощности труб­ чатых печей путем увеличения и перераспределения поверхности нагрева. Так, на одной из АВТ в радиантной секции печи было дополнительно установлено 12 труб. В средней части конвекцион­ ной секции пароперегреватель заменили 1 1 трубами, а его перенес­ ли в нижнюю часть. Змеевик печи атмосферной части разделили на два потока (по проекту предусматривался один поток). В ре­ зультате уменьшения гидравлического сопротивления была обес­ печена нормальная работа печных насосов. Потоки нефти по тру­ бам потолочного экрана атмосферной части направили сверху вниз (по проекту они были направлены снизу вверх). На всех других установках АВТ было проведено полное экранирование трубчатых печей и дополнительно размещено по 1 2 труб вдоль каждой пере­ вальной стены. Таким образом, тепловая мощность типовых печей повысилась с 16 до 23 млн. ккал/ч.

В связи с переходом на тяжелое жидкое топливо установлены форсунки БашНИИ, обеспечивающие удовлетворительное сжига­ ние высоковязких топлив. Во всех печах установок АВТ оси форсу­ нок отклонены по горизонтали вверх на 1 0 1 2 °, что способствует более равномерной теплонапряженности труб.

На двух установках Омского завода печи вакуумной части под­ верглись значительной реконструкции. Конвекционную секцию в этих печах используют для подогрева отбензиненной и обессо­ ленной нефти. Для повышения производительности установок была изменена схема движения нефти. Так, на одной из установок однопоточное движение нефти по теплообменникам заменено двух­ поточным, что обеспечило увеличенную подачу сырья без замены сырьевых насосов. Проектные теплообменники были частично за­ менены более укрупненными, например вместо теплообменников поверхностью 130 м2 установлены теплообменники поверхностью 450 м2 .Часть мазутных теплообменников типа труба в трубе за­ менены кожухотрубчатыми поверхностью 130 м2. Все это позволило

126


увеличить общую поверхность теплообменников примерно на 40% против проектной.

На одной из установок для обеспечения нормальной работы ос­ новной ректификационной колонны было осуществлено второе цир­ куляционное орошение, которое при работе с повышенной произ­ водительностью обеспечивает в колонне нормальную скорость па­ ров. На другой установке смонтировали одну новую колонну диа­ метром 3,8 м с 40 тарелками.

В связи с повышением производительности на второй установке внедрили более производительные ректификационные тарелки — ситчатые с отбойными элементами. Однако при их эксплуатации наблюдался значительный провал флегмы (хотя установки работа­ ли на проектной производительности), что ухудшало качество про­ дуктов. Поэтому наверху колонны восстановили желобчатые та­ релки, и дизельное топливо выводили с ситчатой и желобчатой та­ релок. Примерно 20% сечения остальных ситчатых тарелок пере­ крыли сплошными металлическими листами. В настоящее время такая комбинированная колонна довольно успешно эксплуатирует­ ся— она имеет хорошие показатели по качеству продуктов и про­ изводительности.

На Омском нефтеперерабатывающем заводе в результате ре7 конструкции производительность установок АВТ повысилась про­ тив проектной на 30—40%.

Ново-Горьковский нефтеперерабатывающий завод. На первых АВТ Ново-Горьковского НПЗ нефть обессоливали в блоке ЭЛОУ, состоящем из 12 вертикальных электродегидраторов типа НЗП. Каждая установка была дополнительно оборудована двумя гори­ зонтальными отстойниками по 84 м3, работавшими под избыточным

давлением 7 кгс/см2. Обессоливание на

установке проводилось

в три ступени: на I ступени—термохимического обессоливания —

были два отстойника, на II и III ступенях электрообессоливания

имелось по шести электродегидраторов

объемом 30 м3 каждый.

Эта схема не обеспечивала удовлетворительной подготовки нефти, особенно при возросшей производительности установок АВТ. По­ вышение избыточного давления в электродегидраторах до 6 кгс/см2 позволило увеличить проектную производительность ЭЛОУ на

25%.

Модернизирование технологической схемы ЭЛОУ применитель­ но к работе на неионогенных деэмульгаторах (ОП-7, ОП-Ю, Кау- фе-14) позволило увеличить производительность установок на 50% против проектной и снизить потери нефти. Замена вертикальных электродегидраторов горизонтальными способствовала повышению производительности (по нефти) в 6 раз. Два таких электродегид­ ратора служили I ступенью обессоливания. На II ступени исполь­ зовали 12 электродегидраторов типа НЗП. При работе I ступени двухступенчатой ЭЛОУ, оборудованной горизонтальными электро­ дегидраторами, производительность в два с половиной раза превы­ сила проектную. Расход электроэнергии снизился на 25—30%. Для

127


бесперебойного снабжения установок АВТ обессоленной нефтью каждая ЭЛОУ оборудована дополнительной емкостью объемом 56 м3. Благодаря модернизации двух электрообессоливающих уста­ новок была высвобождена третья установка; расход электроэнер­ гии снизился до 0,85—0,90 кВт-ч/т нефти.

На АВТ двухпоточную схему движения нефти через теплооб­ менники заменили четырехпоточной. В результате резко уменьши­ лись гидравлические потери. По новой схеме два потока нефти про­ ходят через дистиллятные теплообменники, а два — через гудрон­ ные типа труба в трубе. Увеличение давления против проектного в первой и основной ректификационных колоннах, отпарной ко­ лонне, емкостях для верхнего продукта колонн позволило повы­ сить производительность установки, особенно при низких отборах бензина.

Одной из причин, лимитировавших повышение производительно­ сти установок АВТ, была неудовлетворительная работа вакуумной колонны: увеличение производительности приводило к резкому ухудшению качества и уменьшению отбора масляных дистиллятов. Для улучшения погоноразделительной способности и улучшения; качества дистиллятов в вакуумной колонне были смонтированы внутренние отпарные секции.

Сливные гребенки на ректификационных тарелках установили таким образом, чтобы гидравлическое сопротивление паров было минимальным.

Существенно реконструировали трубчатые печи: в печи атмо­ сферной части дополнительно экранировали перевальные стенки — на каждой стене смонтировали по 10 труб, в пространстве от пере­ вальных стен до свода установили два ряда труб по 5 шт., а в ча­ сти свода между потолочными экранами—шесть труб. Для сни­ жения сопротивления змеевика продукт прокачивается через ра­ диантную часть печи в четыре потока. В печи вакуумной части установки взамен пароперегревателя установили 20 нагреватель­ ных труб. Схема печи вакуумной части также четырехпоточная: два потока предназначены для нагрева отбензиненной нефти и два для мазута вакуумной части. Значительно улучшена система от­ качки получаемых на установке продуктов, в основном путем уве­ личения диаметра трубопроводов. Осуществлена переобвязка хо­ лодильников дизельного топлива и керосина с целью обеспечения их параллельной работы. Для контроля и четкого регулирования технологического режима на установках АВТ установлены допол­ нительные расходомеры. На линии подачи в ректификационные колонны пара и орошения стабилизировано давление пара. В на­ стоящее время мощность действующих на заводе установок АВТ на 50% превышает проектную.

На заводе было разработано комбинирование отдельно стоя­ щей ЭЛОУ с АВТ, построенной по типовому проекту Гипроазнефти. Место для размещения ЭЛОУ было найдено в результате ис­ ключения из состава установки АВТ колонн блока вторичной пе-

128