Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
регонки бензина (ввиду наличия отдельной мощности), блока сушки дизельного топлива, замены обычных маломощных тепло обменников более крупными и ликвидации трубной аппаратуры.
Для улучшения эксплуатационных показателей на заводе про ведены следующие мероприятия. Часть конденсаторов блока вто ричной перегонки была подключена к конденсаторам колонн атмо сферной части; увеличены мощности насосов атмосферной части установки и гудроновых насосов в вакуумной части; паровой при вод заменен электромоторами. Нефть и вода для ЭЛОУ и рибойлеров стабилизатора вместо пара (по проекту) подогреваются го рячими дистиллятами; вода из конденсаторов направляется само теком в холодильники, где используется вторично; вода II ступе ни ЭЛОУ подается в электродегидраторы I ступени; схему КИП дополнили анализаторами качества, установленными на потоке. Все эти мероприятия позволили сократить эксплуатационные за траты на 520,3 тыс. руб., а капитальные вложения — на 225,0 тыс. руб.; штат уменьшился на 8 чел.; производительность установки увеличилась на 40% против проектной.
Ново-Куйбышевский нефтехимический комбинат. На двух экс плуатируемых установках АВТ проведены примерно такие же ме роприятия, как и на Ново-Горьковском НПЗ. Для увеличения про изводительности установок добавлен третий поток нефти, нагре ваемый в конвекционной камере вакуумной печи и в одном из подовых экранов этой печи. Увеличены поверхности нагрева в пе чах атмосферной и вакуумной части. В печи атмосферной части демонтирован пароперегреватель. Вместо него установлено 12 про дуктовых труб, а также четыре трубы над форсунками с каждой стороны и шесть труб над перевалом. Пар для нужд установки подогревается только в пароподогревателе печи вакуумной части. В этой печи добавлено четыре трубы над перевалом и по четыре трубы над форсунками. В конвекционную камеру печи добавлено 11 труб. Один из потолочных экранов и четыре добавленные трубы над форсунками печи вакуумной части переобвязаны под нагревом теплоносителя для колонн блока вторичной перегонки широкой бензиновой фракции. С верха основной ректификационной колон ны получают не бензин, как это предусмотрено проектом, а ши рокую бензино-керосиновую фракцию, которая в дальнейшем под вергается разделению в колонне вторичной перегонки на бензин
иавиационный керосин. Выполнены работы по частичной замене
идополнительной обвязке насосов. Из схемы исключен узел выще лачивания дизельных фракций. В результате дополнительных
мероприятий производительность двух установок АВТ увели чена соответственно примерно на 39,5% и на 10,7% против про ектной.
Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод. На действую щей установке АВТ введен третий поток нефти, нагреваемый в ко»; векционной камере, вакуумной печи и в одном из подовых ее экра нов. В шахтах радиантной камеры печи добавлено 18 и 4 трубы'.
9—2551 |
£99 |
В первой ректификационной колонне атмосферной части для пред варительного испарения нефти введено одно промежуточное цирку ляционное орошение. В основной ректификационной колонне допол нено верхнее циркуляционное орошение. Из этой колонны газой- л'евая фракция не выводится, поэтому нижняя отпарная колонна из схемы исключена. Первый вакуумный отгон из вакуумной ко лонны направляется в основную ректификационную колонну для -увеличения ресурсов дизельного топлива. Этот погон выполняет -роль нижнего циркуляционного орошения основной ректификацион ной колонны. Предусмотренный проектом теплоноситель — водяной
•пар — заменен дизельным топливом.
-- Несмотря на увеличение проектной мощности, обусловленное главным образом увеличением тепловой мощности печей, установ ки АВТ имеют серьезные недостатки. Неравномерная поставка нефтей и неудовлетворительная их сортировка, а также недоста точная степень подготовки к переработке — все это нарушает нор мальную работу установки. Кроме того, при наращивании мощно стей АВТ качество вырабатываемых дистиллятов не сохраняется. На большей части установок нет раздельного учета количества перерабатываемой нефти, получаемых продуктов и расходных пока зателей. Не учитывается газ, содержащийся в перерабатываемых нефтях, а также потери нефтепродуктов, составляющие от 0,9 до 2,4% на нефть. Не ведется учет энергетических затрат: топлива, водяного пара, электроэнергии и воды. Подготовленная нефть со держит от 50 до 150 мг/л солей, что не отвечает существующим требованиям.
Схема модернизации установок
Модернизация действующих установок АВТ привела к возник новению следующих недостатков:
однотипные установки реконструировали без единого плана и почти на всех заводах не сохранялось качество вырабатываемых дистиллятов;
наращивание мощностей АВТ в основном путем увеличения по верхности нагрева атмосферных и вакуумных печей привело к нарушнию взаимосвязи между отдельными частями установки и ухудшению некоторых технико-экономических и технологических показателей; исчезла специализация печей по перегонке нефти
и мазута; вследствие высокого содержания газов в перерабатываемых
нефтях в первой ректификационной колонне получают бензины более широкого фракционного состава, чем предусмотрено про ектом;
допускаемые отклонения от проектных данных (понижение дав ления в первой ректификационной колонне, повышение температу ры верха основной ректификационной колонны) ухудшают резуль таты ;работы установок; ......................
резкое отступление от проектного технологического режима уз ла стабилизации легких бензинов нецелесообразно, так как в ре зультате с газами уходит значительное количество легких компо нентов.
работа вакуумной части старых действующих установок не обеспечивает современных требований, предъявляемых к качеству масляных дистиллятов. Тем не менее ни одна из вакуумных частей действующих установок АВТ практически основательно не рекон струировалась (за исключением установки АВТ Уфимского завода им. XXII съезда КПСС, на которой вакуумная колонна дооборудо вана трехсекционной отпариой-колонной).
На основе данных эксплуатации и мероприятий по реконструк ции установок Гипроазнефтыо была разработана схема увеличе ния проектных мощностей установок типа А-12/1, А-12/1М и А-12/2. Разработанные схемы позволили успешно реконструировать уста новки АВТ на нефтеперерабатывающих заводах в Омске, Красноводске, Гурьеве, Рязани, Полоцком, Ново-Ярославле и др. Схема реконструкции действующих установок типа А-12/1 и А-12/1М с целью доведения их мощности до 1,7—1,8 млн. т/год нефти, при одновременном улучшении качеств светлых нефтепродуктов и мас ляных дистиллятов, включает следующие основные мероприятия:
повышение температуры предварительного подогрева нефтяно го сырья путем более широкого использования тепла вторичных источников с учетом перехода на трехпоточное движение нефти;
нефть с нестабильным содержанием газа нужно подвергать двухкратному испарению на двух последовательно включенных первой и основной ректификационных колоннах;
стабильную нефть с меньшим содержанием газа наиболее эф фективно перерабатывать по схеме однократного испарения с пред варительным испарителем (эвапоратором) или с одной колонной; каждая промежуточная колонна основной ректификационной колонны должна орошаться промежуточным циркуляционным оро шением; число циркуляционных орошений должно быть равно чис
лу отводимых боковых погонов; стабилизации следует подвергать легкие фракции, выходящие
из колонны предварительного испарения, стабилизация широкой бензиновой фракции, выходящей из основной ректификационной колонны, не требуется;
схему блока вторичной перегонки реконструируемых установок целесообразно принимать аналогичной схеме типового проекта ин дивидуальной установки вторичной перегонки бензинов с учетом требований завода к конкретным узким фракциям;
для улучшения качества дистиллятов и остатка вакуумная ко лонна переоборудуется следующим • образом: фракционирующие тарелки и малоэффективные отбойники заменяют тарелками и от бойниками более совершенной конструкции, увеличивают число та-- релок для выделения отдельных погонов, устанавливают дополни тельные выносные отпарные колонны из двух и трех секций и при
9* |
13/ |
необходимости вакуум-приемник; для создания более глубокого вакуума двухступенчатые пароэжекторные насосы заменяют трех ступенчатыми, каждая промежуточная колонна орошается проме жуточным циркуляционным орошением, конденсаторы смешения заменяют поверхностными конденсаторами. Осуществление указан ных мероприятий позволит разгрузить колонну по парам и улуч шить автоматическое регулирование качества отбираемых масля ных дистиллятов;
построенные ранее печи шатрового типа конструкции «Гипронефтезаводы» имеют некоторый запас по напряженности; кроме того, они эксплуатируются при недостаточном коэффициенте из бытка воздуха. При усилении напряженности и при нормализации процесса горения можно достигнуть увеличения тепловой нагрузки печей, необходимой в случае повышения производительности уста новки;
исходя из опыта эксплуатации, выщелачивание компонентов дизельных топлив, получаемых при переработке восточных нефтей, нужно исключить;
в соответствии с мощностью установки необходимо пересмот реть размер технологических и энергетических коммуникаций;
следует установить дополнительные насосы, а действующие за менить более мощными;
предусматривается перемонтаж теплообменников, холодильников и других аппаратов и насосов.
Интенсификация мощности установки ЭЛОУ — АВТ |
|
||
На Гурьевском НПЗ |
осуществлена реконструкция |
установки |
|
ЭЛОУ — АВТ с целью |
увеличения |
ее мощности. |
Двухпоточ |
ная схема теплообмена |
заменяется |
трехпоточной, дополнитель |
но устанавливается 19 кожухотрубных теплообменников, часть во дяных холодильников заменяется аппаратами воздушного охлаж дения, изменяется поточность на тарелках первой ректификацион ной колонны и стабилизаторов, вакуумная колонна дооборудуется дополнительным конденсатором смешения и отпарной колонной, до бавляются поверхностные конденсаторы, увеличивается диаметр некоторых трубопроводов, дополнительно устанавливаются печи, 14 насосов и др. Установка включает блоки ЭЛОУ, двухколонную
атмосферную |
перегонку нефти, |
стабилизацию |
фракции н. |
к. — |
|||||
120 °С, вакуумную |
перегонку мазута, |
вторичную |
перегонку |
фрак |
|||||
ции н. к. — 180 °С |
(н. к. — 200 °С) |
с получением бензина и уайт- |
|||||||
спирита, |
щелочную очистку |
фракций н. к. — 180 (н. к. — 200) |
|||||||
и 180—250 °С |
(200—250 °С). На установке перерабатывается |
ман- |
|||||||
гышлакская нефть с получением газа |
фракций н. к .—85, 85—180 |
||||||||
и 180—250 °С, |
мазута — фракции |
350—500 °С |
и |
гудрона — фрак |
|||||
ции >500 °С. |
|
|
|
установки |
ЭЛОУ — АВТ |
типа |
|||
Схема |
реконструированной |
|
|||||||
А-12/1М изображена на рис. 48. |
Нефть, |
содержащая газ, воду и со |