Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регонки бензина (ввиду наличия отдельной мощности), блока сушки дизельного топлива, замены обычных маломощных тепло­ обменников более крупными и ликвидации трубной аппаратуры.

Для улучшения эксплуатационных показателей на заводе про­ ведены следующие мероприятия. Часть конденсаторов блока вто­ ричной перегонки была подключена к конденсаторам колонн атмо­ сферной части; увеличены мощности насосов атмосферной части установки и гудроновых насосов в вакуумной части; паровой при­ вод заменен электромоторами. Нефть и вода для ЭЛОУ и рибойлеров стабилизатора вместо пара (по проекту) подогреваются го­ рячими дистиллятами; вода из конденсаторов направляется само­ теком в холодильники, где используется вторично; вода II ступе­ ни ЭЛОУ подается в электродегидраторы I ступени; схему КИП дополнили анализаторами качества, установленными на потоке. Все эти мероприятия позволили сократить эксплуатационные за­ траты на 520,3 тыс. руб., а капитальные вложения — на 225,0 тыс. руб.; штат уменьшился на 8 чел.; производительность установки увеличилась на 40% против проектной.

Ново-Куйбышевский нефтехимический комбинат. На двух экс­ плуатируемых установках АВТ проведены примерно такие же ме­ роприятия, как и на Ново-Горьковском НПЗ. Для увеличения про­ изводительности установок добавлен третий поток нефти, нагре­ ваемый в конвекционной камере вакуумной печи и в одном из подовых экранов этой печи. Увеличены поверхности нагрева в пе­ чах атмосферной и вакуумной части. В печи атмосферной части демонтирован пароперегреватель. Вместо него установлено 12 про­ дуктовых труб, а также четыре трубы над форсунками с каждой стороны и шесть труб над перевалом. Пар для нужд установки подогревается только в пароподогревателе печи вакуумной части. В этой печи добавлено четыре трубы над перевалом и по четыре трубы над форсунками. В конвекционную камеру печи добавлено 11 труб. Один из потолочных экранов и четыре добавленные трубы над форсунками печи вакуумной части переобвязаны под нагревом теплоносителя для колонн блока вторичной перегонки широкой бензиновой фракции. С верха основной ректификационной колон­ ны получают не бензин, как это предусмотрено проектом, а ши­ рокую бензино-керосиновую фракцию, которая в дальнейшем под­ вергается разделению в колонне вторичной перегонки на бензин

иавиационный керосин. Выполнены работы по частичной замене

идополнительной обвязке насосов. Из схемы исключен узел выще­ лачивания дизельных фракций. В результате дополнительных

мероприятий производительность двух установок АВТ увели­ чена соответственно примерно на 39,5% и на 10,7% против про­ ектной.

Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод. На действую­ щей установке АВТ введен третий поток нефти, нагреваемый в ко»; векционной камере, вакуумной печи и в одном из подовых ее экра­ нов. В шахтах радиантной камеры печи добавлено 18 и 4 трубы'.

9—2551

£99


В первой ректификационной колонне атмосферной части для пред­ варительного испарения нефти введено одно промежуточное цирку­ ляционное орошение. В основной ректификационной колонне допол­ нено верхнее циркуляционное орошение. Из этой колонны газой- л'евая фракция не выводится, поэтому нижняя отпарная колонна из схемы исключена. Первый вакуумный отгон из вакуумной ко­ лонны направляется в основную ректификационную колонну для -увеличения ресурсов дизельного топлива. Этот погон выполняет -роль нижнего циркуляционного орошения основной ректификацион­ ной колонны. Предусмотренный проектом теплоноситель — водяной

•пар — заменен дизельным топливом.

-- Несмотря на увеличение проектной мощности, обусловленное главным образом увеличением тепловой мощности печей, установ­ ки АВТ имеют серьезные недостатки. Неравномерная поставка нефтей и неудовлетворительная их сортировка, а также недоста­ точная степень подготовки к переработке — все это нарушает нор­ мальную работу установки. Кроме того, при наращивании мощно­ стей АВТ качество вырабатываемых дистиллятов не сохраняется. На большей части установок нет раздельного учета количества перерабатываемой нефти, получаемых продуктов и расходных пока­ зателей. Не учитывается газ, содержащийся в перерабатываемых нефтях, а также потери нефтепродуктов, составляющие от 0,9 до 2,4% на нефть. Не ведется учет энергетических затрат: топлива, водяного пара, электроэнергии и воды. Подготовленная нефть со­ держит от 50 до 150 мг/л солей, что не отвечает существующим требованиям.

Схема модернизации установок

Модернизация действующих установок АВТ привела к возник­ новению следующих недостатков:

однотипные установки реконструировали без единого плана и почти на всех заводах не сохранялось качество вырабатываемых дистиллятов;

наращивание мощностей АВТ в основном путем увеличения по­ верхности нагрева атмосферных и вакуумных печей привело к нарушнию взаимосвязи между отдельными частями установки и ухудшению некоторых технико-экономических и технологических показателей; исчезла специализация печей по перегонке нефти

и мазута; вследствие высокого содержания газов в перерабатываемых

нефтях в первой ректификационной колонне получают бензины более широкого фракционного состава, чем предусмотрено про­ ектом;

допускаемые отклонения от проектных данных (понижение дав­ ления в первой ректификационной колонне, повышение температу­ ры верха основной ректификационной колонны) ухудшают резуль­ таты ;работы установок; ......................



резкое отступление от проектного технологического режима уз­ ла стабилизации легких бензинов нецелесообразно, так как в ре­ зультате с газами уходит значительное количество легких компо­ нентов.

работа вакуумной части старых действующих установок не обеспечивает современных требований, предъявляемых к качеству масляных дистиллятов. Тем не менее ни одна из вакуумных частей действующих установок АВТ практически основательно не рекон­ струировалась (за исключением установки АВТ Уфимского завода им. XXII съезда КПСС, на которой вакуумная колонна дооборудо­ вана трехсекционной отпариой-колонной).

На основе данных эксплуатации и мероприятий по реконструк­ ции установок Гипроазнефтыо была разработана схема увеличе­ ния проектных мощностей установок типа А-12/1, А-12/1М и А-12/2. Разработанные схемы позволили успешно реконструировать уста­ новки АВТ на нефтеперерабатывающих заводах в Омске, Красноводске, Гурьеве, Рязани, Полоцком, Ново-Ярославле и др. Схема реконструкции действующих установок типа А-12/1 и А-12/1М с целью доведения их мощности до 1,7—1,8 млн. т/год нефти, при одновременном улучшении качеств светлых нефтепродуктов и мас­ ляных дистиллятов, включает следующие основные мероприятия:

повышение температуры предварительного подогрева нефтяно­ го сырья путем более широкого использования тепла вторичных источников с учетом перехода на трехпоточное движение нефти;

нефть с нестабильным содержанием газа нужно подвергать двухкратному испарению на двух последовательно включенных первой и основной ректификационных колоннах;

стабильную нефть с меньшим содержанием газа наиболее эф­ фективно перерабатывать по схеме однократного испарения с пред­ варительным испарителем (эвапоратором) или с одной колонной; каждая промежуточная колонна основной ректификационной колонны должна орошаться промежуточным циркуляционным оро­ шением; число циркуляционных орошений должно быть равно чис­

лу отводимых боковых погонов; стабилизации следует подвергать легкие фракции, выходящие

из колонны предварительного испарения, стабилизация широкой бензиновой фракции, выходящей из основной ректификационной колонны, не требуется;

схему блока вторичной перегонки реконструируемых установок целесообразно принимать аналогичной схеме типового проекта ин­ дивидуальной установки вторичной перегонки бензинов с учетом требований завода к конкретным узким фракциям;

для улучшения качества дистиллятов и остатка вакуумная ко­ лонна переоборудуется следующим • образом: фракционирующие тарелки и малоэффективные отбойники заменяют тарелками и от­ бойниками более совершенной конструкции, увеличивают число та-- релок для выделения отдельных погонов, устанавливают дополни­ тельные выносные отпарные колонны из двух и трех секций и при

9*

13/


необходимости вакуум-приемник; для создания более глубокого вакуума двухступенчатые пароэжекторные насосы заменяют трех­ ступенчатыми, каждая промежуточная колонна орошается проме­ жуточным циркуляционным орошением, конденсаторы смешения заменяют поверхностными конденсаторами. Осуществление указан­ ных мероприятий позволит разгрузить колонну по парам и улуч­ шить автоматическое регулирование качества отбираемых масля­ ных дистиллятов;

построенные ранее печи шатрового типа конструкции «Гипронефтезаводы» имеют некоторый запас по напряженности; кроме того, они эксплуатируются при недостаточном коэффициенте из­ бытка воздуха. При усилении напряженности и при нормализации процесса горения можно достигнуть увеличения тепловой нагрузки печей, необходимой в случае повышения производительности уста­ новки;

исходя из опыта эксплуатации, выщелачивание компонентов дизельных топлив, получаемых при переработке восточных нефтей, нужно исключить;

в соответствии с мощностью установки необходимо пересмот­ реть размер технологических и энергетических коммуникаций;

следует установить дополнительные насосы, а действующие за­ менить более мощными;

предусматривается перемонтаж теплообменников, холодильников и других аппаратов и насосов.

Интенсификация мощности установки ЭЛОУ — АВТ

 

На Гурьевском НПЗ

осуществлена реконструкция

установки

ЭЛОУ — АВТ с целью

увеличения

ее мощности.

Двухпоточ­

ная схема теплообмена

заменяется

трехпоточной, дополнитель­

но устанавливается 19 кожухотрубных теплообменников, часть во­ дяных холодильников заменяется аппаратами воздушного охлаж­ дения, изменяется поточность на тарелках первой ректификацион­ ной колонны и стабилизаторов, вакуумная колонна дооборудуется дополнительным конденсатором смешения и отпарной колонной, до­ бавляются поверхностные конденсаторы, увеличивается диаметр некоторых трубопроводов, дополнительно устанавливаются печи, 14 насосов и др. Установка включает блоки ЭЛОУ, двухколонную

атмосферную

перегонку нефти,

стабилизацию

фракции н.

к. —

120 °С, вакуумную

перегонку мазута,

вторичную

перегонку

фрак­

ции н. к. — 180 °С

(н. к. — 200 °С)

с получением бензина и уайт-

спирита,

щелочную очистку

фракций н. к. — 180 (н. к. — 200)

и 180—250 °С

(200—250 °С). На установке перерабатывается

ман-

гышлакская нефть с получением газа

фракций н. к .—85, 85—180

и 180—250 °С,

мазута — фракции

350—500 °С

и

гудрона — фрак­

ции >500 °С.

 

 

 

установки

ЭЛОУ — АВТ

типа

Схема

реконструированной

 

А-12/1М изображена на рис. 48.

Нефть,

содержащая газ, воду и со­