Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

Основные технологические факторы первичной переработки нефти

Поступающее на нефтетехнологические установки нефтяное сырье значительно различается по физико-химическим константам: углеводородному составу, плотности, вязкости, содержанию раство­ римых в нефтях минеральных солей, газа, серы, парафина, механи­ ческих примесей и др. Кроме углерода и водорода, которые обыч­

но составляют

95—97 вес. %

(в том числе

С — 84—85 вес.

Н — 12—14 вес. %), в нефти находится не менее 3—4 вес. %

по­

бочных элементов и соединений — кислорода,

фосфора, серы,

газа,

воды и др.

этих побочных

элементов и

соединений в

нефти

Присутствие

вызывает затруднения в процессе ее переработки.

Для современных промышленных установок, перерабатываю­ щих типовые восточные нефти, рекомендуются следующие фрак­ ции, из которых составляются материальные балансы переработ-.

ки:

бензин 62—140 °С (180 °С), керосин

140 (180)—240 °С, дизель­

ные

топлива 240—350 °С, вакуумные

дистилляты 350—490 °С

(500 °С), тяжелый остаток — гудрон >490 °С (500 °С). Нефти силь­ но различаются по фракционному составу. Некоторые нефти бога­ ты содержанием компонентов светлых, и количество в них фрак­ ций, выкипающих до 350 °С, достигает 60—70 вес. %. Фракцион­ ный состав нефтей играет важную роль при составлении и разра­ ботке технологической схемы процесса, расчете ректификационной системы и отдельных аппаратов установки. Температуры выки­ пания отдельных фракций зависят от физико-химических свойств нефти. Последние учитываются при разработке и выборе схем пер­ вичной переработки, аппаратурном и материальном оформлении установки. Так, при переработке нефтей, содержащих серу, тре­ буются дополнительные процессы гидроочистки для обессеривания нефтепродуктов, а для парафинистых нефтей — депарафинизацион­ ные установки по обеспарафиниванию фракций, особенно кероси- но-газойлевых. Для проектирования новых установок необходимо разработать соответствующий регламент и получить нужные реко­ мендации.

23


Современные промышленные установки первичной переработки нефти

Наипростейшей схемой первичной перегонки нефти является -■атмосферная трубчатая установка (АТ). Из сырых нестабильных нефтей извлекают компоненты светлых нефтепродуктов — бензина, керосина, дизельных топлив. Остатком атмосферной перегонки яв­ ляется мазут; он подвергается вакуумной перегонке. При этом по­ лучают масляные фракции и тяжелый остаток — гудрон. Для полу­ чения из мазута масляных фракций сооружают атмосферно-ваку­ умные установки (АВТ).

Наиболее распространены установки АВТ, на которых нефть перерабатывают при сравнительно низких температурах (до 420 °С) л абсолютном давлении около 2 кгс/см2.

На ранее построенных установках АТ и АВТ не было очистки компонентов светлых нефтепродуктов выщелачиванием, стабилиза­ ции бензиновых фракций, абсорбции газов и др. Для этих процес­ сов сооружались самостоятельные установки на отдельной пло­ щадке. В результате усовершенствования технологии первичной переработки нефти и соответствующей аппаратуры, а также внед­ рения автоматизации начали сооружать на АТ или АВТ допол­ нительные блоки — электрообессоливания, стабилизации бензино­ вых фракций, выщелачивания компонентов светлых нефтепродуктов, абсорбции и десорбции жирных газов. Таким образом, инди­ видуальные технологические установки соединились в комбиниро­ ванные установки первичной переработки, называемые (независи­ мо от числа технологических узлов и процессов) комбинированны­ ми атмосферно-вакуумными установками (АВТ). Объединенные в единую технологическую схему установки электрообессоливания, электрообезвоживания и атмосферно-вакуумной перегонки носят название ЭЛОУ — АВТ. Достоинство таких установок — более ра­ циональное использование энергетических ресурсов АВТ.

На современных установках блоки ЭЛОУ сооружаются в лю­ бом случае, поскольку содержание соли и воды в нефтях, посту­ пающих на перерабатывающую установку, строго нормируется: соли не более 5—7 мг/л, воды 0,2 вес. %. Обессоленная и обезвожен­ ная нефть направляется в секции атмосферной перегонки и в ре­ зультате термической обработки из нефти выделяются легкие ком­ поненты, выкипающие в пределах 62—350 °С. В вакуумной части установки мазут, во избежание термического разложения высококипящих компонентов, перерабатывают при остаточном давлении наверху вакуумной колонны 40—60 мм рт. ст. При этом получают отдельные фракции или широкую вакуумную фракцию, включаю­ щую компоненты, выкипающие при 350—500 °С, и остаток — гуд­ рон. Температуры выкипания отдельных фракций зависят от фи­ зико-химических свойств перерабатываемой нефти. На установках первичной переработки нефти суммарный выход целевых продук­ тов достигает 65—75%. В табл. 3 приведены данные по выходам

24


целевых нефтепродуктов на установках АТ и АВТ, находящихся: на действующих нефтеперерабатывающих заводах. Номера заво­ дов указаны условно, а номера установок существующие. Остатки,, полученные после отгона светлых компонентов и масляных дистил­ лятов, служат компонентами котельного топлива или направляют­ ся в качестве сырья на вторичные процессы.

Т а б л и ц а 3. Выход целевых нефтепродуктов на установках АТ и АВТ

Нефтезаводы (условно) и установки

НПЗ-1

АВТ-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (12/2) АВТ-8 (А-12/1)

АВТ-9 (А-12/1) АВТ-10 (А-12/2)

В среднем по НПЗ

НПЗ-П

АВТ-1 (А-12/1) АВТ-2 (А-12/1) АВТ-3 (А-12/2) АВТ-4 (А-12/2)

R среднем по НПЗ

НПЗ-Ш

АВТ-9 (А-12/1)

НПЗ-IV

АВТ-1 (А-12/1) АВТ-2 (А-12/Ш) АВТ-3 (А-12/2)

В среднем по НПЗ

НПЗ-V

АВТ-5 (А-12/1) АВТ-6 (А-12/1) АВТ-7 (А-12/2) АВТ-8 (А-12/2)

В среднем по НПЗ

НПЗ-VI

АТ-38 (советская трубчатка) АТ-39 (советская трубчатка) АТ-40 (советская трубчатка) В среднем по НПЗ

Выход фракции, вес. % на нефть

 

 

 

илизутгуд­

Выход

Потерн

светлые компоненты

масляные дистилляты

остаток(ма­

газа

)рон

на нефть,,

 

 

 

 

на нефть,

 

 

 

 

вес. %

вес. %

47,1

19,5

29,3

2,9

1,2

47,0

19,8

28,2

2,9

2,1

47,1

19,6

28,4

2,9

2,0

48,8

13,1

33,5

3,2

1,4

47,5

17,6

29,9

2,9

1,67

47,2

24,3

24,9

2,5

1,1

47,1

22,2

27,1

2,5

1,1

47,2

49,4*

2,4

0,8

47,2

49,3*

2,5

1,0

47,2

23,3

37,7

2,5

1,0.

48,6

17,5

30,8

2,0

1,1

47,6

15,0

35,5

1,0

0,9'

47,6

15,0

35,5

1,0

0,9-

49,1

56,2*

1,0

0,9-

48,1

15,0

42,4

1,0

0,9

44,5

10,2

41,7

1,2

2,4-

44,8

8,1

41,6

1,3

2,2

47,9

1.8

47,7

1,3

2,1

49,0

2,4

45,2

1,3

2,1

46,65

5,45

44,0

1,3

2,2:

45,5

___

53,4*

1,4-

43,8

55,0*

1,2-

35,6

63,4*

1,0

41,3

57,3

 

1,2

* Выход мазута, вакуумная колонна бездействует.

25-


В работе установок АТ и АВТ имеются существенные недостат­ ки технологического, энергетического и иного характера. Не дости­

гается полное

извлечение основных

компонентов,

содержащихся

в сырье;

при

переработке нефти

3—4%

светлых компонентов

■остается

в остатке — мазуте. Это

приводит

к уменьшению ресур­

сов денных продуктов моторных

топлив. Кроме

того, отделение

оставшихся в мазуте в сравнительно больших количествах дизель­ ных фракций усложняет конструкцию вакуумной колонны. Быва­ ют случаи провала дистиллятных фракций в гудрон. Получаемые углеводородные фракции часто не соответствуют техническим нор­ мам. Одним из серьезных недостатков в ректификационной системе АТ и АВТ является налегание бензино-керосиновых, керосиновых,

.дизельных и масляных фракций по температурным градиентам. Доведение до минимума температурных налеганий отдельных

•фракций на установках АТ и АВТ является одной из задач по оп­ тимизации технологического режима. Выбор рациональной схемы отдельных узлов, правильное использование энергетических пото­ ков, оснащение современных установок эффективным оборудова­ нием с высоким к. и. д. средствами контроля и автоматики могут гарантировать высокие технико-экономические показатели промыш­ ленной установки и обеспечение большинства вторичных процессов (пиролиза, каталитического крекинга, риформинга, селективных ■очисток и др.) качественным сырьем.

Первичная перегонка нефти и развитие вторичных процессов переработки нефти

Ранее построенные установки первичной перегонки нефти рас­ считывали для получения ограниченного количества нефтяных угле­ водородных фракций. В секции атмосферной перегонки нефти по­ лучали не более 3—4 светлых компонентов (бензин, лигроин, керо­ син и дизельные топлива), а в секции вакуумной перегонки мазута насчитывалось всего 2—3 масляных фракции и гудрон. Современ­ ные установки обеспечивают производство большого ассортимента нефтепродуктов. Так, при переработке наиболее распространенных нефтей (обессоленных) Ромашкинского и Туймазинского место­ рождений на установках АВТ можно получить до 12 различных компонентов (табл. 4).

При переработке различных нефтей или их смесей выходы от­ дельных фракций неодинаковы, а компоненты получаются пример­ но одни и те же. Широкую бензиновую фракцию разделяют на узкие фракции в специальном блоке вторичной перегонки, соору­ жаемом на установке АВТ. Эти узкие фракции служат сырьем нефтехимического синтеза. При таком сочетании процессов АТ со вторичной перегонкой бензина сооружение отдельно стоящей уста­ новки вторичной перегонки, как это делалось раньше на нефтепе­ рерабатывающих заводах, не требуется. Потоки с процессов пер­ вичной перегонки нефти служат сырьем для большей части техно­ логических установок вторичных процессов и процессов основного

26


органического синтеза. Эти потоки должны удовлетворять предъ­ являемым к ним требованиям и не нуждаться в дополнительной подготовке. На рис. 6 показаны продукты, получаемые на установ­ ках АВТ, и пути их использования.

Т а б л и ц а

4. Выход компонентов (в

вес. %)

на типовых установках АВТ

 

Компоненты

Туймазинская

Ромашки некая

Условное название

 

 

нефть

нефть

Газы

 

 

1,0

1,0

 

Газы

Фракции, °С

 

2,5

2,0

 

 

и. к.—62

 

 

 

62—85

 

2.9

2,7

 

Узкие фракции бен-

85— 120

 

4.9

4,5

 

 

 

 

120—140

 

3,5

3,0

 

 

140— 180

 

6,2

6,4

 

Керосин

180—240

 

10,0

9,5

 

240—350

 

17,5

17,5

1

Дизельное топливо-

350—420

 

10,0

15,0

Масляные дистил-

420—490

 

 

Ю,4

 

 

15,0

1

ляты

490—500

 

-

 

Гудрон

>490

(500)

 

25,0

27,0

 

Потери

 

 

1,5

1,5

 

И т о г о

 

100,0

100,0

 

 

Производственные технологические и другие показатели вторич­ ных процессов: риформинга, каталитического крекинга, термиче­ ского крекинга, пиролиза, селективной очистки, деасфальтизации,.

Рис. 6.

Продукты, получаемые на

установках

АВТ, и пути их использования:-

/ — вторичная перегонка, гидроформинг;

2 — пиролиз,

производство

ароматических

углево­

дородов;

3 — депарафинизация,

компаундирование; 4 — компаундирование

керосина,

гидро­

очистка;

5 — депарафинизация,

пиролиз;

6 — каталитический крекинг;

7, 8,

9, 10 — селектив­

ные очистки дистиллятных

масел; депарафинизация

карбамидом, адсорбционная очистка;

И—13 — производство кокса,

котельного

топлива, сортовых мазутов;

14 — переработка газа;

получение сырья для нефтехимических производств;

15—17 — деасфальтизация,

производ­

ство кокса, термический крекинг. 1—V — компоненты

светлых нефтепродуктов (°С): н. к . —

62. 62—85, S5—105, 105—120, 120—140, 140—240, 240—300,

300—350; VI — мазут,

>350;

VII — газ;

VIII — гудрон, >500; IX—XIII — вакуумные фракции

(°С): 350—400,

400—420, 420—490 (500);.

>490 (500).

 

 

 

 

 

 

 

 

депарафинизации, коксования, производства гудрона во многом зависят от процессов первичной перегонки нефти.

2Т