Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
более 1—1,5 вес. % на нефть). В шестидесятых годах была запро ектирована установка АВТ с предварительным испарением типа А-12/6 производительностью 3 млн. т/год. Такие установки уже бо лее десяти лет успешно эксплуатируются на многих нефтезаводах. Принципиальная схема промышленной установки типа А-12/6 анало гична схеме, приведенной на рис. 10. На некоторых установках АВТ типа А-12/6 предварительный испаритель был заменен атмо сферной колонной вследствие затруднений, возникших при перера ботке загазованных нефтей.
Промышленные схемы перегонки мазута
Мазут — остаток атмосферной перегонки нефти — перегоняется на самостоятельных установках вакуумной перегонки или на ва куумных секциях атмосферно-вакуумных трубчаток (АВТ). На современных вакуумных установках применяют следующие техно логические схемы перегонки мазута: однократного испарения всех отгоняемых фракций в одной вакуумной колонне; однократного испарения с применением отпарных колонн; двухкратного испаре ния отгоняемых фракций в двух вакуумных колоннах. Получаемые при вакуумной перегонке мазута дистилляты могут быть использо ваны в качестве сырья каталитического крекинга (работа по топ ливной схеме) и в качестве фракций для производства масел (ра бота по масляной схеме). При работе по топливной схеме на уста новке получается одна широкая фракция, направляемая в качестве сырья (широкого вакуумного отгона) на установки каталитическо го крекинга. Если вакуумная перегонка ведется с целью получе ния масляных дистиллятов, то к качеству получаемых фракций и в частности к их фракционному составу предъявляются более жест кие требования. На установках, запроектированных и построенных в последние годы, предусматривается получение двух масляных фракций: 350—420 °С и 420—490 °С (для типового сырья из ромашкинской и туймазинской нефтей). Далее путем компаундиро вания можно получить на их основе различные масляные фракции.
Большая часть вакуумных установок, построенных ранее, экс плуатируется по схеме однократного испарения (рис. 11). Мазут из ректификационной колонны атмосферной части насосом 1 прока чивается через трубчатую печь 2 и подается в вакуумную колон ну 3. В колонне 3 протекает однократное испарение мазута, нагре
того до 415—420 °С. Перегонка мазута |
осуществляется |
с водяным |
паром. Боковые погоны — вакуумные |
дистилляты — |
отбираются |
с определенных тарелок насосами 1 и направляются через тепло обменники 4 и холодильники 5 в соответствующие емкости. При получении в вакуумной колонне однократного испарения двух или трех масляных дистиллятов их качество по фракционному составу не обеспечивается: происходит значительное налегание однократ ного испарения соседних фракций по температурам кипения. Не редко в мазуте прямой перегонки остается сравнительно низкоки
32
пящая соляровая фракция, выделение которой создает дополни тельную нагрузку для вакуумнойколонны.
Рис. 11. Перегонка мазута по схеме однократного испарения:
/ — насосы; |
2 — печь; |
3 — вакуумная колонна; 4 — теплообменники; 5 — холодильники. |
|
/ — мазут; |
// — водяной |
пар; / // — продукты разложения |
в. вакуум-систему; IV — орошение;. |
V — нефть |
для подогрева; VI—VIII — вакуум-дистилляты; |
IX — остаток — гудрон. |
Рис. 12. Перегонка мазута по схеме однократного испарения с применением отпарной колонны:
/ — печь; 2 — теплообменники для |
циркуляционных |
орошений; |
3 — вакуумная |
колонна; |
||
4 — барометрический конденсатор; |
5 — вакуум-насос; |
в — теплообменники для |
подогрева |
|||
нефти;-.7 — двухсекционная |
отпарная |
колонна; 8 — холодильники, |
/ — мазут; |
/ / — водяной |
||
пар; III — вода; IV — газы |
разложения; V — орошение; VI—VI II — вакуумные |
дистилляты; |
||||
I X — остаток — гудрон. |
|
|
|
|
|
|
3-2551 |
33 |
С целью улучшения погоноразделительной способности ваку умной секции установок АВТ было предложено дополнительное сооружение отпарных колонн; число их должно соответствовать числу масляных фракций, отбираемых в виде боковых погонов. Перегонка мазута по схеме.однократного испарения с применением отпарноп колонны показана на рис. 12. Нагретый в печи 1 до 415 °С мазут направляется в вакуумную колонну 3. Из верхней части колонны отводится первая боковая фракция—тяжелый газойль
или соляр. Ниже с соответствующих тарелок две боковые |
масля |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ные |
фракции |
отводятся |
|||||
|
|
|
|
|
в отпарную |
колонну |
7. |
|||||
|
|
|
|
|
Пары из отпарной колон |
|||||||
|
|
|
|
|
ны возвращаются в ва |
|||||||
|
|
|
|
|
куумную колонну. Ди |
|||||||
|
|
|
|
|
стиллятные |
фракции |
за |
|||||
|
|
|
|
|
бираются насосами и че |
|||||||
|
|
|
|
-VI рез |
теплообменники |
6 и |
||||||
|
|
|
|
|
холодильники |
8 выводят |
||||||
|
|
|
|
|
ся с установки. В отпар |
|||||||
|
|
|
|
|
ную колонну 7 вводят пе |
|||||||
|
|
|
|
-VII регретый |
водяной |
пар. |
||||||
|
|
|
|
|
Дальнейшим |
усовер |
||||||
|
|
|
|
|
шенствованием |
вакуум |
||||||
|
|
|
|
|
ной |
перегонки |
мазута |
|||||
Рис. 13. Перегонка мазута по схеме двухкрат |
явилось |
|
применение |
на |
||||||||
ного испарения (в двух вакуумных колоннах): |
установке |
двух |
вакуум |
|||||||||
/ — первая вакуумная колонна (основная); |
2 — вто |
ных колонн |
(схема двух |
|||||||||
рая вакуумная колонна; 3 — насосы; |
4 — теплообмен |
|||||||||||
ники; 5 — трубчатая печь. / — мазут |
с низа основной |
кратного испарения). В |
||||||||||
ректификационной колонны; |
// — гудрон; |
/// |
— верх |
|||||||||
няя фракция; I V — продукты |
разложения |
в |
вакуум- |
первой |
|
(основной) |
ва |
|||||
систему; V—VII — вакуумные дистилляты; |
VIII — ши |
куумной |
колонне выде |
|||||||||
рокая вакуумная фракция; IX — водяной |
нар. |
|||||||||||
ная фракция, а во второй |
|
|
ляется |
широкая |
вакуум |
|||||||
она разделяется |
на |
узкие |
масля |
|||||||||
ные фракции требуемых качеств. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вшестидесятых годах по схеме двухкратного испарения мазута
сдвумя вакуумными колоннами были спроектированы и построены типовые установки АВТ А-12/3, А-12/7. 'На рис. 13 приведен один из возможных вариантов перегонки мазута по схеме двухкратного
испарения. Горячий мазут при 310—315°С насосом отбирается с низа основной ректификационной колонны атмосферной секции и прокачивается через печь 5, где нагревается до 410—420 °С, в первую (основную) вакуумную колонну 1. В колонне широкая вакуумная фракция отделяется от тяжелого остатка гудрона. При работе установки по топливной схеме широкая вакуумная фракция отбирается с 6-ой или 7-ой тарелки первой вакуумной колонны и используется в качестве сырья для каталитического крекинга. При работе же установки по масляной схеме широкая вакуумная
фракция после |
дополнительного |
подогрева |
горячим гудроном |
в теплообменнике |
перекачивается |
в среднюю |
часть второй ваку |
34
умной колонны 2. Недостающее тепло сообщается в низ этой ко лонны фракцией 420—490°С, пропускаемой через печь. При пере работке ромашкинской и туймазинской нефтей из второй вакуум ной колонны выводятся две масляные фракции: 350—420 и 420— 490 °С (или 420—500 °С).
Преимущество этой схемы — возможность работы установки по топливной или по топливно-масляной схеме. При этом удается по лучать масляные дистилляты улучшенного фракционного состава.
Рис. 14. Схема перегонки мазута в двух колоннах с отпарнымн секциями:
/ — печь; 2 — первая |
вакуумная колонна; |
3 — вторая вакуумная |
колонна; |
4 — отларная |
ко |
|||
лонна; |
5 — насосы; |
6 — теплообменники; |
7 — холодильники. |
/.— мазут |
из |
колонны |
АТ; |
|
// — гудрон; / // — водяной пар; IV — орошение колонн; |
V — газы разложения |
в вакуум-си |
||||||
стему; |
VI— VIII — вакуумные дистилляты; |
IX — остаток |
второй |
колонны. |
|
|
|
Один из недостатков схемы — вторичный подогрев масляных фрак ций в радиантной секции печи, который может привести к их тер мическому разложению. Кроме того, не удается достичь четкого фракционирования —наблюдается значительное налегание сосед них масляных фракций по температурам начала и конца кипения. Поэтому потребовалось дальнейшее усовершенствование технологии переработки мазута.
На рис. 14 представлен другой вариант перегонки мазута в двух колоннах с отпарными секциями. Первая вакуумная колонна 2 служит для выделения из мазута широкой вакуумной фракции. Во второй вакуумной колонне 3 ее фракционируют для получения трех масляных дистиллятов. Из них две фракции отводят в виде боковых погонов, а третью фракцию выводят с низа колонны. С целью улучшения фракционного состава масляные дистилляты дополнительно отпаривают в выносной отпарной колонне 4. Содер
3* |
35 |
жащийся в широкой фракции легкий дистиллят, выкипающий до 350°С, удаляется с верхних тарелок второй вакуумной колонны. Во все три колонны подается водяной пар. По числу боковых мас ляных погонов вакуумная колонна снабжается тремя циркулирую щими промежуточными орошениями. Тепло циркулирующих про межуточных орошений колонн используется для подогрева нефти. По аналогичной схеме запроектированы установки АВТ произво дительностью 3 млн. т/год нефти (тип А-12/9). Масляные дистил ляты, получаемые на установке, удовлетворяют по своему фрак ционному составу техническим нормам.
Таким образом, схема перегонки мазута в двух вакуумных ко лоннах имеет следующие преимущества: установка может рабо тать по топливной и по масляной схеме; можно получ'ать более качественные масляные дистилляты (заданного фракционного со става); более эффективно используется избыточное тепло в двух вакуумных колоннах пяти — шести промежуточных циркуляцион ных орошений. К недостаткам двухколонных вакуумных установок относятся: значительный расход металла на изготовление допол нительной аппаратуры и коммуникаций; некоторые осложнения при эксплуатации установки; увеличение капиталовложений на строи тельство и дополнительную аппаратуру.
Схемы перегонки нефти и мазута, применяемые за рубежом
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в США после второй мировой войны характеризуется непрерывным повы шением качества нефтепродуктов в результате широкого внедре ния в технологию производства каталитических процессов — кре кинга, риформинга и полимеризации. Ведущим продуктом нефтепе рерабатывающих заводов США является автомобильный бензин.
Всреднем он составляет почти 50% всей продукции нефтезаводов.
Втехнологии производства масел не произошло каких-либо замет ных изменений. Основное внимание уделяется разработке и при менению различных присадок к маслам с целью улучшения их ка чества. Работы в области подготовки нефти к переработке посвя щены главным образом улучшению термического и электрического способов обезвоживания и обессоливания нефтей. На всех вновь сооружаемых заводах, как правило, строятся низкочастотные обес соливающие установки типа установок фирмы Petrico. Отдельные фирмы отказываются от строительства самостоятельных электро обессоливающих установок; вместо них в схему установок вклю чается электродегидратор с использованием тепла горячих потоков
(дистиллятов) для предварительного нагрева нефти. Наряду с термическими и электрическими методами подготовки нефти раз вивается также процесс химического обессоливания, позволяющий удалять из сырых нефтей неорганические соли и частично следы мышьяка, металлов и других примесей.
"36
За рубежом встречаются схемы перегонки нефти и мазута раз личных типов. На рис. 15 показана атмосферная часть установки АВТ, работающая по схеме с предварительным испарением нефти; такая установка мощностью 6,0 млн. т/год нефти построена на нефтеперерабатывающем заводе в Уайтинге (США, штат Индиа на) . Сырая нефть после предварительного подогрева в теплообмен нике 1 направляется в электродегидратор 2, далее через теплооб менник 3 поступает в испаритель 4 для отгонки легких фракций.
Рис. |
15. Атмосферная часть установки на заводе АВТ в Уайтинге (США): |
||
J, 3. |
5 — теплообменники; 2 — электродегндратор; |
4 — испаритель; 6 — печь; 7, |
8 — холодиль |
ники |
циркуляционного орошения; 9 — основная |
ректификационная колонна. |
I — промывная |
вода; |
II — сырая нефть; / // — парогазовая смесь; IV — отбензиненная нефть; |
V — пары бен |
|
зина |
и воды; VI—IX — боковые фракции компонентов светлых нефтепродуктов; X — водяной |
||
пар; XI — остаток — мазут. |
|
|
Пары легких фракций с верха испарителя 4 направляются в основ ную ректификационную колонну 9. Отбензиненная нефть с низа испарителя 4 прокачивается через теплообменник 5 в печь 6, а от туда также поступает в колонну 9. Необходимый перепад темпе ратур по высоте колонны 9 поддерживают путем циркуляции двух потоков флегмы. Из основной ректификационной колонны 9 от бирают легкий, средний и тяжелый бензин, топливо и газойль. Остаток с низа колонны направляется в вакуумную секцию для
дальнейшей |
переработки. |
|
|
установка АВТ |
|
Большой |
интерес представляет крупнейшая |
||||
в Делавэре |
(США), на |
которой |
перерабатывают |
около |
|
20 000 т/сутки высокосернистой |
нефти |
и получают |
легкий |
бензин, |
лигроин, легкий и тяжелый газойль и остаток вакуумной колон ны — гудрон. Атмосферная часть этой установки работает по схеме двухкратного испарения. В первой колонне выделяются наиболее легкие фракции, вторая колонна является основной для получения остальных компонентов светлых нефтепродуктов.
Некоторую особенность имеет схема атмосферной перегонки нефти на установке АВТ фирмы Креол (США) производитель ностью 3 млн. т/год нефти (рис! 16). Сыраянефтьпроходит, теп лообменник 1, нагревается до ТбЗ°С и поступает;в два параллель-
37