Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

более 1—1,5 вес. % на нефть). В шестидесятых годах была запро­ ектирована установка АВТ с предварительным испарением типа А-12/6 производительностью 3 млн. т/год. Такие установки уже бо­ лее десяти лет успешно эксплуатируются на многих нефтезаводах. Принципиальная схема промышленной установки типа А-12/6 анало­ гична схеме, приведенной на рис. 10. На некоторых установках АВТ типа А-12/6 предварительный испаритель был заменен атмо­ сферной колонной вследствие затруднений, возникших при перера­ ботке загазованных нефтей.

Промышленные схемы перегонки мазута

Мазут — остаток атмосферной перегонки нефти — перегоняется на самостоятельных установках вакуумной перегонки или на ва­ куумных секциях атмосферно-вакуумных трубчаток (АВТ). На современных вакуумных установках применяют следующие техно­ логические схемы перегонки мазута: однократного испарения всех отгоняемых фракций в одной вакуумной колонне; однократного испарения с применением отпарных колонн; двухкратного испаре­ ния отгоняемых фракций в двух вакуумных колоннах. Получаемые при вакуумной перегонке мазута дистилляты могут быть использо­ ваны в качестве сырья каталитического крекинга (работа по топ­ ливной схеме) и в качестве фракций для производства масел (ра­ бота по масляной схеме). При работе по топливной схеме на уста­ новке получается одна широкая фракция, направляемая в качестве сырья (широкого вакуумного отгона) на установки каталитическо­ го крекинга. Если вакуумная перегонка ведется с целью получе­ ния масляных дистиллятов, то к качеству получаемых фракций и в частности к их фракционному составу предъявляются более жест­ кие требования. На установках, запроектированных и построенных в последние годы, предусматривается получение двух масляных фракций: 350—420 °С и 420—490 °С (для типового сырья из ромашкинской и туймазинской нефтей). Далее путем компаундиро­ вания можно получить на их основе различные масляные фракции.

Большая часть вакуумных установок, построенных ранее, экс­ плуатируется по схеме однократного испарения (рис. 11). Мазут из ректификационной колонны атмосферной части насосом 1 прока­ чивается через трубчатую печь 2 и подается в вакуумную колон­ ну 3. В колонне 3 протекает однократное испарение мазута, нагре­

того до 415—420 °С. Перегонка мазута

осуществляется

с водяным

паром. Боковые погоны — вакуумные

дистилляты —

отбираются

с определенных тарелок насосами 1 и направляются через тепло­ обменники 4 и холодильники 5 в соответствующие емкости. При получении в вакуумной колонне однократного испарения двух или трех масляных дистиллятов их качество по фракционному составу не обеспечивается: происходит значительное налегание однократ­ ного испарения соседних фракций по температурам кипения. Не­ редко в мазуте прямой перегонки остается сравнительно низкоки­

32


пящая соляровая фракция, выделение которой создает дополни­ тельную нагрузку для вакуумнойколонны.

Рис. 11. Перегонка мазута по схеме однократного испарения:

/ — насосы;

2 — печь;

3 — вакуумная колонна; 4 — теплообменники; 5 — холодильники.

/ — мазут;

// — водяной

пар; / // — продукты разложения

в. вакуум-систему; IV — орошение;.

V — нефть

для подогрева; VI—VIII — вакуум-дистилляты;

IX — остаток — гудрон.

Рис. 12. Перегонка мазута по схеме однократного испарения с применением отпарной колонны:

/ — печь; 2 — теплообменники для

циркуляционных

орошений;

3 — вакуумная

колонна;

4 — барометрический конденсатор;

5 — вакуум-насос;

в — теплообменники для

подогрева

нефти;-.7 — двухсекционная

отпарная

колонна; 8 — холодильники,

/ — мазут;

/ / — водяной

пар; III — вода; IV — газы

разложения; V — орошение; VIVI II — вакуумные

дистилляты;

I X — остаток — гудрон.

 

 

 

 

 

 

3-2551

33

С целью улучшения погоноразделительной способности ваку­ умной секции установок АВТ было предложено дополнительное сооружение отпарных колонн; число их должно соответствовать числу масляных фракций, отбираемых в виде боковых погонов. Перегонка мазута по схеме.однократного испарения с применением отпарноп колонны показана на рис. 12. Нагретый в печи 1 до 415 °С мазут направляется в вакуумную колонну 3. Из верхней части колонны отводится первая боковая фракция—тяжелый газойль

или соляр. Ниже с соответствующих тарелок две боковые

масля­

 

 

 

 

 

ные

фракции

отводятся

 

 

 

 

 

в отпарную

колонну

7.

 

 

 

 

 

Пары из отпарной колон­

 

 

 

 

 

ны возвращаются в ва­

 

 

 

 

 

куумную колонну. Ди­

 

 

 

 

 

стиллятные

фракции

за­

 

 

 

 

 

бираются насосами и че­

 

 

 

 

-VI рез

теплообменники

6 и

 

 

 

 

 

холодильники

8 выводят­

 

 

 

 

 

ся с установки. В отпар­

 

 

 

 

 

ную колонну 7 вводят пе­

 

 

 

 

-VII регретый

водяной

пар.

 

 

 

 

 

Дальнейшим

усовер­

 

 

 

 

 

шенствованием

вакуум­

 

 

 

 

 

ной

перегонки

мазута

Рис. 13. Перегонка мазута по схеме двухкрат­

явилось

 

применение

на

ного испарения (в двух вакуумных колоннах):

установке

двух

вакуум­

/ — первая вакуумная колонна (основная);

2 — вто­

ных колонн

(схема двух­

рая вакуумная колонна; 3 — насосы;

4 — теплообмен­

ники; 5 — трубчатая печь. / — мазут

с низа основной

кратного испарения). В

ректификационной колонны;

// — гудрон;

///

— верх­

няя фракция; I V — продукты

разложения

в

вакуум-

первой

 

(основной)

ва­

систему; V—VII — вакуумные дистилляты;

VIII — ши­

куумной

колонне выде­

рокая вакуумная фракция; IX — водяной

нар.

ная фракция, а во второй

 

 

ляется

широкая

вакуум­

она разделяется

на

узкие

масля­

ные фракции требуемых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вшестидесятых годах по схеме двухкратного испарения мазута

сдвумя вакуумными колоннами были спроектированы и построены типовые установки АВТ А-12/3, А-12/7. 'На рис. 13 приведен один из возможных вариантов перегонки мазута по схеме двухкратного

испарения. Горячий мазут при 310—315°С насосом отбирается с низа основной ректификационной колонны атмосферной секции и прокачивается через печь 5, где нагревается до 410—420 °С, в первую (основную) вакуумную колонну 1. В колонне широкая вакуумная фракция отделяется от тяжелого остатка гудрона. При работе установки по топливной схеме широкая вакуумная фракция отбирается с 6-ой или 7-ой тарелки первой вакуумной колонны и используется в качестве сырья для каталитического крекинга. При работе же установки по масляной схеме широкая вакуумная

фракция после

дополнительного

подогрева

горячим гудроном

в теплообменнике

перекачивается

в среднюю

часть второй ваку­

34


умной колонны 2. Недостающее тепло сообщается в низ этой ко­ лонны фракцией 420—490°С, пропускаемой через печь. При пере­ работке ромашкинской и туймазинской нефтей из второй вакуум­ ной колонны выводятся две масляные фракции: 350—420 и 420— 490 °С (или 420—500 °С).

Преимущество этой схемы — возможность работы установки по топливной или по топливно-масляной схеме. При этом удается по­ лучать масляные дистилляты улучшенного фракционного состава.

Рис. 14. Схема перегонки мазута в двух колоннах с отпарнымн секциями:

/ — печь; 2 — первая

вакуумная колонна;

3 — вторая вакуумная

колонна;

4 — отларная

ко­

лонна;

5 — насосы;

6 — теплообменники;

7 — холодильники.

/.— мазут

из

колонны

АТ;

// — гудрон; / // — водяной пар; IV — орошение колонн;

V — газы разложения

в вакуум-си­

стему;

VI— VIII — вакуумные дистилляты;

IX — остаток

второй

колонны.

 

 

 

Один из недостатков схемы — вторичный подогрев масляных фрак­ ций в радиантной секции печи, который может привести к их тер­ мическому разложению. Кроме того, не удается достичь четкого фракционирования —наблюдается значительное налегание сосед­ них масляных фракций по температурам начала и конца кипения. Поэтому потребовалось дальнейшее усовершенствование технологии переработки мазута.

На рис. 14 представлен другой вариант перегонки мазута в двух колоннах с отпарными секциями. Первая вакуумная колонна 2 служит для выделения из мазута широкой вакуумной фракции. Во второй вакуумной колонне 3 ее фракционируют для получения трех масляных дистиллятов. Из них две фракции отводят в виде боковых погонов, а третью фракцию выводят с низа колонны. С целью улучшения фракционного состава масляные дистилляты дополнительно отпаривают в выносной отпарной колонне 4. Содер­

3*

35


жащийся в широкой фракции легкий дистиллят, выкипающий до 350°С, удаляется с верхних тарелок второй вакуумной колонны. Во все три колонны подается водяной пар. По числу боковых мас­ ляных погонов вакуумная колонна снабжается тремя циркулирую­ щими промежуточными орошениями. Тепло циркулирующих про­ межуточных орошений колонн используется для подогрева нефти. По аналогичной схеме запроектированы установки АВТ произво­ дительностью 3 млн. т/год нефти (тип А-12/9). Масляные дистил­ ляты, получаемые на установке, удовлетворяют по своему фрак­ ционному составу техническим нормам.

Таким образом, схема перегонки мазута в двух вакуумных ко­ лоннах имеет следующие преимущества: установка может рабо­ тать по топливной и по масляной схеме; можно получ'ать более качественные масляные дистилляты (заданного фракционного со­ става); более эффективно используется избыточное тепло в двух вакуумных колоннах пяти — шести промежуточных циркуляцион­ ных орошений. К недостаткам двухколонных вакуумных установок относятся: значительный расход металла на изготовление допол­ нительной аппаратуры и коммуникаций; некоторые осложнения при эксплуатации установки; увеличение капиталовложений на строи­ тельство и дополнительную аппаратуру.

Схемы перегонки нефти и мазута, применяемые за рубежом

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в США после второй мировой войны характеризуется непрерывным повы­ шением качества нефтепродуктов в результате широкого внедре­ ния в технологию производства каталитических процессов — кре­ кинга, риформинга и полимеризации. Ведущим продуктом нефтепе­ рерабатывающих заводов США является автомобильный бензин.

Всреднем он составляет почти 50% всей продукции нефтезаводов.

Втехнологии производства масел не произошло каких-либо замет­ ных изменений. Основное внимание уделяется разработке и при­ менению различных присадок к маслам с целью улучшения их ка­ чества. Работы в области подготовки нефти к переработке посвя­ щены главным образом улучшению термического и электрического способов обезвоживания и обессоливания нефтей. На всех вновь сооружаемых заводах, как правило, строятся низкочастотные обес­ соливающие установки типа установок фирмы Petrico. Отдельные фирмы отказываются от строительства самостоятельных электро­ обессоливающих установок; вместо них в схему установок вклю­ чается электродегидратор с использованием тепла горячих потоков

(дистиллятов) для предварительного нагрева нефти. Наряду с термическими и электрическими методами подготовки нефти раз­ вивается также процесс химического обессоливания, позволяющий удалять из сырых нефтей неорганические соли и частично следы мышьяка, металлов и других примесей.

"36


За рубежом встречаются схемы перегонки нефти и мазута раз­ личных типов. На рис. 15 показана атмосферная часть установки АВТ, работающая по схеме с предварительным испарением нефти; такая установка мощностью 6,0 млн. т/год нефти построена на нефтеперерабатывающем заводе в Уайтинге (США, штат Индиа­ на) . Сырая нефть после предварительного подогрева в теплообмен­ нике 1 направляется в электродегидратор 2, далее через теплооб­ менник 3 поступает в испаритель 4 для отгонки легких фракций.

Рис.

15. Атмосферная часть установки на заводе АВТ в Уайтинге (США):

J, 3.

5 — теплообменники; 2 — электродегндратор;

4 — испаритель; 6 — печь; 7,

8 — холодиль­

ники

циркуляционного орошения; 9 — основная

ректификационная колонна.

I — промывная

вода;

II — сырая нефть; / // — парогазовая смесь; IV — отбензиненная нефть;

V — пары бен­

зина

и воды; VI—IX — боковые фракции компонентов светлых нефтепродуктов; X — водяной

пар; XI — остаток — мазут.

 

 

Пары легких фракций с верха испарителя 4 направляются в основ­ ную ректификационную колонну 9. Отбензиненная нефть с низа испарителя 4 прокачивается через теплообменник 5 в печь 6, а от­ туда также поступает в колонну 9. Необходимый перепад темпе­ ратур по высоте колонны 9 поддерживают путем циркуляции двух потоков флегмы. Из основной ректификационной колонны 9 от­ бирают легкий, средний и тяжелый бензин, топливо и газойль. Остаток с низа колонны направляется в вакуумную секцию для

дальнейшей

переработки.

 

 

установка АВТ

Большой

интерес представляет крупнейшая

в Делавэре

(США), на

которой

перерабатывают

около

20 000 т/сутки высокосернистой

нефти

и получают

легкий

бензин,

лигроин, легкий и тяжелый газойль и остаток вакуумной колон­ ны — гудрон. Атмосферная часть этой установки работает по схеме двухкратного испарения. В первой колонне выделяются наиболее легкие фракции, вторая колонна является основной для получения остальных компонентов светлых нефтепродуктов.

Некоторую особенность имеет схема атмосферной перегонки нефти на установке АВТ фирмы Креол (США) производитель­ ностью 3 млн. т/год нефти (рис! 16). Сыраянефтьпроходит, теп­ лообменник 1, нагревается до ТбЗ°С и поступает;в два параллель-

37