Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ректификационной колонны заменяется циркуляционным орошени ем; количество боковых циркуляционных орошений принимается равным количеству отводимых боковых погонов, а сложная ко лонна или система промежуточных колонн превращается в ряд самостоятельных колонн, связанных друг с другом только по парам.
Рис. 21. Типовая схема циркуляционного орошения вакуумной колонны на промышленной установке А-12/9:
1 — печь; 2 — насосы; 3 — теплообменники; 4 — холодильники; 5 — вакуумная колонна; 6 — ва
куум-приемник; 7 — |
трехсекционная |
отпарная |
колонна, / — мазут; // — водяной пар; |
|
/ // — промежуточные |
циркуляционные орошения; |
I V — продукты |
разложения; V — острое |
|
орошение; VI — фракции <350 °С; |
VII—IX — вакуум-дистилляты; |
л — гудрон. |
На рис. 20 и 21 приводятся типовые схемы циркуляционного орошения основной ректификационной колонны атмосферной части и вакуумной колонны на АВТ типа А-12/9 производительностью 3 млн. т/год ромашкинской или туймазинской сернистой нефти. Эти установки введены в эксплуатацию в 1968 г. Показатели колонн обеих установок находятся на уровне технических требований. На отборочных колпачковых тарелках основной ректификационной колонны сливной карман выполнен глухим для того, чтобы флегма направлялась в отпарную секцию или в емкость и не попадала в виде острого орошения на лежащую ниже тарелку.
Судя по предварительным данным, полученным в результате эксплуатации установок АТ и АВТ на нескольких нефтеперераба тывающих заводах, при работе по описанной схеме ректификации с увеличеннным числом циркуляционных орошений достигается чет кость разделения фракций, практически более удовлетворительная, чем при одном циркуляционном орошении.
42
Требуемое |
острое орошение, подаваемое |
в колонну, определяется |
по |
фор |
|
муле (в кг/ч): |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Gop= i- { Q u - q h) |
|
|
|
|
где Q — тепло, |
воспринимаемое острым орошением |
испарения, ккал/ч; |
i |
— те |
|
плота испарения острого орошения, ккал/кг; |
и qt |
— энтальпия острого оро |
шения, поступающего в колонну при начальной температуре tx и выходящего
при конечной температуре t2-
Требуемое циркуляционное орошение определяется из следующего урав нения (в кг/ч):
° ^ 0 = qh - q h
где Q — тепло флегмы, отводимое из колонны в качестве циркулирующего оро
шения, |
ккал/ч; qtx — энтальпия |
циркуляционного |
орошения при температуре |
выхода |
из колонны tlt ккал/кг; |
qt„ — энтальпия |
циркуляционного орошения |
при температуре входа в колонну /2,. ккал/кг.
Циркуляционное орошение для соответствующих сечений колонн рассчи тывается в соответствии с тепловым и материальным балансом. Например, для первого сечения тепло циркуляционного орошения будет равно (в ккал/ч):
Qi = Gl (q?l - q r ) + D 1
где Qi — тепло первого циркуляционного орошения, ккал/ч; Gt — циркуля ционное орошение, кг/ч; q" , q * — энтальпия при данном сечении колонны паро
вой и жидкой фазы, ккал/кг; D x — компоненты, перешедшие в паровую фазу, кг/ч; tx — температура паров при данном парциальном давлении.
В тепловом и материальном балансе колонны Qi принимается как разница между поступающим и отводимым теплом:
Q i= Qn Qo
где Qn и Q0 — поступающее и отводимое тепло, ккал/ч.
Выбор схемы перегонки
От четкости разделения нефти на заданные углеводородные фракции зависит эффективность последующих процессов и каче ство товарных нефтепродуктов. Опыт эксплуатации ряда атмосфер ных и атмосферно-вакуумных трубчаток показал, что не на всех установках достигаетсяудовлетворительное фракционирование. Так, на установках АВТ, построенных в 1947—1955 гг., бензиновые фракции первой колонны получались утяжеленными, с к. к. до 200 °С, а отбензиненная нефть имела начало кипения 65—80 °С, т. е. в ней оставалось значительное количество легких компонен тов. Таким образом, налегание фракции составляло около 100 °С. На этих установках с верха второй колонны предусматривалось получение фракции 85—130 °С, а в качестве боковых погонов — фракций 130—240, 240—300 и 300—350 °С. Фактически с верха колонны отбиралась широкая фракция 40—220 °С и затем один боковой погон — дизельное топливо. В мазуте оставалось до 3% на нефть фракций дизельного топлива.
43
Основной причиной некачественного погоноразделения была плохая работа ректификационных колонн. На установках АВТ, работающих по схеме двухкратного испарения, количество тарелок в колоннах [в первой 14 тарелок, во второй (основной) 23]| не обеспечивало удовлетворительного фракционирования. В последую щих установках АВТ мощностью 1 и 2 млн. т/год нефти (проект
Рис. 22. Схема атмосферной части комбинированной установки ГК-3:
/ — насос; |
2 — теплообменники; 3 — первая ректификационная колонна; 4 — конденсатор-хо» |
|||||
лодильник |
смеси бензина с газом; 5 — сепаратор газа; |
6 — водоотделитель; 7 — конденсатор- |
||||
холодильник; 8 — основная |
ректификационная |
колонна; |
9 — четырехсекцнонная отпарная ко |
|||
лонна. / — отбензиненная |
нефть; |
II — острое |
орошение; / // — целевая фракция; /V — подо |
|||
греваемый |
продукт; V — бензин; |
VI — сырая |
нефть; |
VII—X |
боковые фракции; А7 — ма |
|
зут; XII — пар; XIII — полуотбензниенная нефть; XIV — горячая |
струя. |
Гипроазнефти), также выполненных по схеме двухкратного испа рения, этот недостаток был устранен: в первой колонне устанавли валось 28' тарелок, а во второй (основной) 38. Увеличение числа тарелок привело к улучшению ректификации нефти. В атмосферной части комбинированной установки ГК-3 (рис. 22) производитель ностью 3 млн. т/год нефти (проект Гипрогрознефти) число тарелок еще больше — в первой колонне 31, во второй (основной) 55. Од нако следует учесть, что из основной ректификационной колонны отводится четыре боковых погона.
Наряду с числом тарелок и их конструкцией существенное влияние на фракционирующую способность колонны оказывает кратность орошения в отдельных ее секциях, а также схема пере гонки. Опыт эксплуатации показал, что применение схемы двух кратного испарения целесообразно при наличии в перерабатывае мой нефти больших количеств растворенных газов (порядка 1 — 3 вес. % на нефть и выше). При этом колонна предварительного испарения обеспечивает выделение из нефти смеси газа с легкими бензиновыми компонентами, и основная ректификационная колон
44
на разгружается. При переработке стабильных нефтей, не содер жащих газ, наличие двух ректификационных колонн в атмосферной части установки необязательно. В этом случае предпочтительна схема с предварительным испарителем или однократного испаре ния. По схеме с предварительным испарителем работают уста новки типа «советская трубчатка», построенные в 30-х годах.
При сравнении двух схем перегонки в качестве основного кри терия нефти была принята глубина отбора целевых продуктов, ко торая контролировалась содержанием в мазуте фракций, выкипаю щих до 350 °С. Показатели работы установок АТ по разным схе
мам приведены |
ниже: |
|
|
|
|
|
|
«Советская |
Двухколонная |
|
|
|
трубчатка» |
|
|
|
|
одноколонная |
по схеме |
|
|
|
с предвари |
|
|
|
|
двухкратное |
|
|
|
|
тельным |
|
|
|
|
испарения |
|
|
|
|
испарителем |
|
|
|
|
|
|
Температура, |
°С |
неф- |
|
|
предварительного подогрева |
190 |
185— 190 |
||
т и ................................................... |
выходе из печи . |
. . |
||
сырья на |
340—345 |
358—360 |
||
питательной секции основной ко- |
315—320 |
340—345 |
||
л он н ы .............................................. |
|
. . |
||
мазута внизу колонны . . |
305—310 |
320—325 |
вспышки мазута в открытом тигле |
198—210 |
202—214 |
|||||
Содержание |
в |
мазуте |
фракций |
до |
0— 1,5 |
0— 1,5 |
|
350 °С, вес. % |
......................................... |
|
|
|
|||
Общий расход топлива, условные едн- |
64—70 |
85,5—94,5 |
|||||
н и ц ы ........................................................ |
|
|
|
|
|
||
Расход электроэнергии, кВт-ч, на 1 т |
2,8 |
14,16 |
|||||
сырья........................................................ |
|
|
|
|
|
||
Показатели на 1 т перерабатываемого |
|
|
|||||
сырья |
|
нагрева |
теплообмен |
|
|
||
поверхность |
0,443 |
0,585 |
|||||
ных аппаратов ...................., м2 |
кондеи- |
||||||
поверхность |
охлаждения |
0,360 |
0,460 |
||||
саторов, м ....................................2 |
|
холо |
|||||
поверхность |
охлаждения |
0,225 |
0,397 |
||||
дильников, ............................... |
м 2 |
теплообмен- |
|||||
общая |
поверхность |
1,028 |
1,432 |
||||
ников, |
холодильников, |
м2 . . |
|||||
общий вес колонны, |
тс . |
. . |
. |
39,1 |
40,3 |
||
установленная мощность |
центро- |
0,162 |
0,233 |
||||
бежных насосов, кВт . |
. . . |
Как видно из приведенных данных, на установках с двумя ректификационными колоннами расход топлива на 1 т перераба тываемой нефти выше на 30—35%, а расход электроэнергии — больше на 40%. В табл. 5 приведены показатели установок АВТ производительностью 3 млн. т/год нестабильной нефти, работаю щих по схемам однократного испарения (А-12/10В), двухкратного испарения (А-12/9В) и с предварительным испарителем (А-12/6).
Как видно из приведенных в табл. 5 данных, при одинаковой производительности атмосферной части перегонки нефти наимень ший расход металла наблюдается на установке А-12/6, работаю-
45
Т а б л и ц а 5. Показатели промышленных установок АВТ производительностью 3 млн. т/год нефти, работающих по разным схемам
|
|
Тип установки |
|
Показатели |
А -12/6 |
А-12/9 |
А-12/10 |
|
(см. рис. 10) |
(см. рис. 8) |
(см. рис. 7) |
Производительность, тыс. т/год |
по проек- |
3000 |
|
3000 |
|
3000 |
||
Выход светлых нефтепродуктов |
46,15 |
|
46,15 |
46,15 |
||||
ту, вес. % |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные |
аппараты—ректификационные |
|
1 |
|
2 |
|
1 |
|
КОЛОННЫ, |
шт. |
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный испаритель, шт. |
|
1 |
|
— |
|
— |
||
Отпарная колонна, шт. |
шт. (м2) |
17 |
1 |
37 |
1 |
25 |
I |
|
Теплообменники нефтяные и др., |
(5975) |
(10150) |
(8200) |
|||||
Конденсаторы-холодильники, шт. (ма) |
20 |
(7020) |
20 |
(6830) |
17 |
(36750)* |
||
Трубчатая печь, шт. |
|
|
1 |
|
2 |
|
1 |
|
Суммарная калорийность, тыс. ккал |
35690 |
|
45090 |
37700 |
||||
Металлозатраты, т |
|
240,5 |
|
288,5 |
|
284,2 |
||
КОЛОННЫ |
|
|
|
|||||
теплообменники |
|
220 |
|
377,0 |
|
287,5 |
||
конденсаторы-холодильники |
|
|
185,4 |
|
207,5 |
|
223 |
|
общая масса металла, затрачиваемая |
544,9 |
|
873,0 |
|
793,7 |
|||
на аппараты, т |
|
|
|
|
|
|
|
* С оребреннымн трубками.
щей по одноколонной схеме с предварительным испарителем. Канественные показатели получаемых фракций во всех трех схемах
ш
Рис. 23. Схема однократного испарения нефти на современной промышленной установке А-12/10 (проект Гипроазнефти):
/ — печь; 2 — насосы; |
3 — теплообменники; 4 —.холодильники; 5 — ректификационная колон |
||
на; 6 — конденсатор-холодильник; 7 |
— водоотделитель; 8 — отпарная колонна, / — отбензи |
||
ненная |
нефть; // — циркуляционные |
орошения; ///-^парогазовая смесь; I V — острое оро |
|
шение; |
V — бензин; |
W—V /// — боковые фракции; IX — мазут; X — водяной пар. |
46
существенно не различаются. Большое число нефтяных теплооб менников на установке А-12/9 объясняется применением аппара тов малой поверхности. На установке А-12/10 в основном преду смотрены конденсаторы и холодильники воздушного охлаждения с оребренными трубками. Во вновь сооружаемых АВТ предпочте ние отдается установкам, работающим по одноколонной схеме ат мосферной перегонки нефти или по схеме однократного испарения
' (рис. 23). Такая схема приемлема при переработке нефтей с со держанием растворенного газа до 1—1,2%; при более высоком со держании газа рекомендуется двухколонная схема перегонки неф
ти (схема |
двухкратного |
испарения). |
В табл. |
6 приведены |
показатели работы вакуумных колонн, |
установленных на масляных АВТ некоторых отечественных заво дов. В вакуумных колоннах отечественных установок АВТ преду сматривалось 18 тарелок. В дальнейшем число тарелок было уве личено до 24 и 28.
Т а б л и ц а |
6. |
Показатели работы вакуумных колонн |
|
|
|
||||
|
|
|
|
О |
Число тарелок |
Остаточное |
|||
|
|
|
|
в концентра- |
давление, |
||||
|
|
Пределы кипения |
s . |
ционной части |
мм рт. ст. |
||||
Установки |
= s |
|
|
|
|
|
|||
°С (%) |
(У С? |
|
|
на одну |
|
|
|||
|
|
всего |
верх |
|
|||||
|
|
|
|
га е. |
фрак- |
Н И З |
|||
|
|
|
|
х-е- |
|
|
цлю |
|
|
АВТ (Грозный) |
338—473 |
(92) |
____ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
425—600 |
(95) |
52 |
J |
18 |
5 |
60 |
170 |
ВТ (Баку) |
|
475—575 |
(4,6) |
125 |
|
|
|
|
|
|
320—458 |
(97) |
— |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
380—538 |
(94) |
78 |
1 |
20 |
7 |
76 |
163 |
АВТ (Грозный) |
471—558 |
(80) |
67 |
|
|
|
|
||
344—455 |
(96) |
— |
1 |
|
|
|
|
||
|
|
400—556 |
(96) |
55 |
|
26 |
9 |
80 |
155 |
ВТ (Баку) |
|
500—600 |
(14) |
56 |
1 |
|
|
|
|
|
304—392 |
|
— |
I |
|
|
|
|
|
|
|
320—428 |
|
72 |
|
20 |
5 |
80 |
120 |
|
|
382—520 |
|
46 |
J |
||||
|
|
412—575 |
|
108 |
|
|
|
|
|
АВТ (Ново-Куйбы- |
|
|
|
|
|
|
|
||
шев)*, |
варианты |
|
|
|
|
|
|
|
|
работы |
|
|
|
•-- |
|
|
|
|
|
1 |
|
290—416 |
(98) |
1 |
|
5 |
70 |
125 |
|
|
|
300—460 |
(98) |
116 |
|
14 |
|||
|
|
310—500 |
(98) |
150 |
1 |
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
||||
|
322—480 |
(96,5) |
|
|
|
5 |
70 |
125 |
|
|
|
330—500 |
(94) |
150 |
) |
14 |
|||
III |
|
|
|
|
|||||
|
325—460 |
(99) |
|
1 |
|
5 |
70 |
125 |
|
|
|
356—492 |
(98,5) |
ПО |
14 |
||||
|
|
|
|
|
h
со...
га та н
: ь с ,
= £■ s 0= 5
о *
Пs а
ел
4,3
2,8
2,0
3,2
3,2
3,2
* С применением соответственно одного, двух и трех циркулирующих орошений. В вариан тах II и III применены фракции 2 и 3 (считая сверху), используемые для производства масел.
47