Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но работающих испарителя 2 (на рисунке показан один), где ис­ паряются газ, вода и легкая бензиновая фракция. Эта паровая смесь подается в радиантную камеру печи 5 атмосферной части, где она способствует испарению нефти. После выделения -легких фракций нефть из испарительных колонн прокачивается насосом 3 через теплообменник 4 (где нагревается до 260 °С) в трубчатую

8

Рис. 16. Схема атмосферной перегонки нефти на установке АВТ фирмы Креол

(США):

I, 4 — теплообменники; 2 — испаритель; 5 — насос; 5 — печь; 6 — теплообменник циркулирую­

щего

орошения;

7 — насос

орошения;

8 — конденсатор-холодильник; 9 — ректификационная

колонна; 10, 12 — отпарные

колонны;

П, 13 — теплообменники боковых фракций; 14 — насос

циркуляционного

орошения.

/ — сырая

нефть: II — отбензиненная нефть;

/ / / — пары бензи­

на;

/У — бензиновая фракция; V — лары; VI, VII — боковые фракции;

VIII — остаток —

мазут.

печь 5. По выходе из печи нефть при 343 С поступает в ректнфикационную колонну 9. Эта колонна имеет 26 колпачковых тарелок.

В ней получают сверху, в виде паров, бензин и два

боковых пого­

на— керосин

и газойль. Боковые погоны

выводятся из отпарных

колонн

10 и

12.

Тепло этих погонов

используется для предвари-

 

 

 

 

 

тельного подогрева нефти в со­

 

 

 

 

 

ответствующих

теплообменни­

 

 

 

 

 

ках. В колонне 9 осуществлено

 

 

 

 

 

два орошения — верхнее острое

 

 

 

 

 

и промежуточное

циркуляцион­

 

 

 

 

 

ное. В этой схеме обращает на

 

 

 

 

 

себя внимание высокая темпера­

 

 

 

 

 

тура

предварительного

нагрева

 

 

 

 

 

нефти, достигающая 260 °С.

 

 

 

 

 

Мазут чаще всего перегоняют

 

 

 

 

 

по

одноколонной

схеме.

На

Рис. 17. Схема вакуумной перегонки

рис. 17 приведена схема вакуум­

ной

перегонки мазута на

заводе

мазута на заводе в Уайтинге (США):

в Уайтинге (США,

штат Индиа­

/ — печь;

2 — вакуумная колонна; 3 — трех­

ники. / — мазут;

II — газы разложения;

на).

Горячий мазут с низа

атмо­

ступенчатый эжектор;

4, 5 — теплообмен­

сферной

колонны

направляется

III — циркуляционные

орошения; IV,

V

масляные

фракции;

VI — водяной

пар;

в печь 1

вакуумной части

АВТ.

VII — гудрон.

 

 

 

38


Из печи нагретый до высокой температуры мазут поступает в се­ редину вакуумной колонны 2, куда подается водяной пар. Из ва­ куумной колонны отбирают две боковые дистиллятные фракции. Избыток тепла в колонне снимается двумя циркулирующими оро­ шениями в теплообменниках 4 и 5. Тепло циркулирующих ороше­ ний используется для подогрева нефти, поступающей на установ­ ку. С низа вакуумной колонны отводится гудрон. Вакуум наверху

Рнс. 18.

Схема вакуумной перегонки

мазута

на АВТ фирмы Креол

(США):

/ — насос

сырьевой; 2 — печь; 3 — насосы

промежуточные; 4 — теплообменники; 5 — отпар-

ные колонны; 6 — пароструйный эжектор:

7 — барометрический конденсатор;

8 — вакуумная

колонна;

9 — холодильник, / — мазут;

/ / — водяной

пар; III, Vll,

VIII — вакуумные дистил­

ляты; /У — отходы в канализацию;

V — продукты

разложения;

VI — орошения колонны;

IX — гудрон.

 

 

 

 

 

колонны поддерживается с помощью трехступенчатого эжектора 3. На рис. 18 показана схема вакуумной перегонки мазута на АВТ фирмы Креол (США). Горячий мазут с низа атмосферной колон­ ны насосом 1 подается через печь 2, где нагревается до 400 °С, в вакуумную колонну 8. Из вакуумной колонны отбирают три бо­ ковых погона. Для каждого погона устанавливается отдельная отпарная колонна 5, что обеспечивает более четкое фракциониро­ вание дистиллятных фракций. Мазут перегоняется в присутствии перегретого водяного пара. Вакуумная колонна имее 29 колпачко­ вых тарелок (не считая тарелок в отпарных секциях). В колонне избыточное тепло снимается тремя циркулирующими орошениями и используется для подогрева нефти по схеме насос— ►теплообмен­

ник— »-колонна. Большое

число тарелок и наличие отпарных ко­

лонн обеспечивают получение качественных дистиллятов.

Существуют и другие

разновидности схем

перегонки нефти

и мазута, но они существенно не отличаются от

описанных.

Способы орошения ректификационных колонн на установках АТ и АВТ

Нормальная работа ректификационных колонн обеспечивается путем регулирования теплового режима (с целью поддержания

39



нужной температуры) при помощи системы орошения. В промыш­ ленных процессах переработки нефти применяют следующие, спо­ собы орошения колонн: при помощи парциального конденсатора (рис. 19,а), острое (рис. 19,6) и циркуляционное (рис. 19,в). Пар­ циальный конденсатор устанавливается наверху колонны. Он пред­ ставляет собой аппарат типа кожухотрубчатого теплообменника;

Рис. 19. Схемы орошения ректификационных колонн:

а — орошение при помощи

парциального

конденсатора:

/ — ректификационная

колонна;

2 — парциальный

конденсатор,

/ — парогазовая смесь;

// — охлаждающая

вода; / // — компо­

нент легкой фракции; IV -г орошение колонны.

2 — конденсатор-холодильник;

3 — во-

б — острое орошение:

/

ректификационная

колонна;

догазоотделнтель;

-/ — насос, / — парогазовая смесь;

// — охлаждающая

вода;

/// — газы:

IV — вода в канализацию;

V — компонент легкой фракции;

VI — острое

орошение.'

(холо­

в — циркуляционное

орошение:

/ — ректификационная

колонна;

2 — теплообменник

дильник); 3 — насос.

I — парогазовая смесь;

// — циркуляционное

орошение.

 

 

в межтрубное пространство аппарата с верхней тарелки колонны поступают пары. Часть паров в результате охлаждения водой, про­ текающей по трубному пространству, конденсируется, образуя флегму, стекающую обратно в колонну (орошение); остальные па­ ры направляются в конденсатор. Этот способ орошения колонн применялся на старых установках. Недостатки его — громоздкость конструкции, возможность попадания воды в колонну, дополнитель­ ные затраты энергии и др.

На современных установках АВТ парциальные конденсаторы не нашли широкого применения; они уступили место острому оро­ шению. При остром орошении пары, поднимающиеся с верхней тарелки колонны, целиком конденсируются в конденсаторе-холо­ дильнике. Некоторая часть конденсата возвращается на верхнюю тарелку в качестве орошения, остальная часть отводится как целе­ вой продукт. Подающаяся в этом случае на верх колонны в виде острого орошения холодная жидкость соответствует по составу рек­ тификату, получаемому с верха ректификационной колонны. На всех промышленных установках АВТ применяют острые орошения. Равномерное распределение острого орошения по всему сечению колонны обеспечивает правильный контакт между флегмой и па­ рами, что является необходимым условием для нормальной работы

ректификационных колонн.

. В^ последнее

время, особенно при

мощных ректификационных

колоннах, кроме

острого орошения

применяется промежуточное

40


циркуляционное орошение. При циркуляционной системе орошения с соответствующих тарелок отбирается жидкость, охлаждается в теплообменнике или холодильнике и снова возвращается в ко­ лонну. Число циркуляционных промежуточных орошений, опреде­ ленное расчетным путем (в зависимости от мощнонсти колонны и температурных показателей), может быть от одного до несколь­ ких. На современных укрупненных установках АВТ циркуляцион­ ное орошение применяют в нескольких сечениях колонны. На дей­ ствующих и строящихся установках АТ и АВТ мощностью 1, 1,5, 2, 3 и 6 млн. т/год нефти в атмосферной колонне осуществляют три промежуточных циркуляционных орошения. Работники Гипроазнефти, занимающей ведущее место в проектировании процессов первичной перегонки нефти, рекомендуют принимать число проме­ жуточных циркуляционных орошений равным числу отводимых из колонн боковых погонов.

Способ ректификации сложных смесей, предусматривающий применение нескольких промежуточных циркуляционных ороше­ ний, и схема работы сложной колонны, разработанные в Гипроазнефти, позволяют максимально использовать избыточное тепло ко­ лонны и уменьшить объем паров, проходящих через ее сечение. Сущность этого способа заключается в следующем. Острое ороше­ ние промежуточных секций или промежуточных колонн сложной

Рис. 20. Типовая схема циркуляционного орошения основной ректификационной колонны атмосферной части АВТ (А-12/9):

/ — печь; 2 — отбензинивающая колонна;

3 — теплообменники;

4 — насосы;

5 — ректифика­

ционная

колонна (основная); 6 — отпарная

трехсекцнонная колонна. / — полуотбензиненная

нефть;

II — водяной пар;

III — промежуточные циркуляционные орошения;

IV — обессолен-

11ая нефть; V — острое

орошение; VI — парогазовая смесь;

VII—IXбоковые фракции;

X — остаток — мазут.

 

 

 

 

41