Файл: Багиров, И. Т. Современные установки первичной переработки нефти.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
но работающих испарителя 2 (на рисунке показан один), где ис паряются газ, вода и легкая бензиновая фракция. Эта паровая смесь подается в радиантную камеру печи 5 атмосферной части, где она способствует испарению нефти. После выделения -легких фракций нефть из испарительных колонн прокачивается насосом 3 через теплообменник 4 (где нагревается до 260 °С) в трубчатую
8
Рис. 16. Схема атмосферной перегонки нефти на установке АВТ фирмы Креол
(США):
I, 4 — теплообменники; 2 — испаритель; 5 — насос; 5 — печь; 6 — теплообменник циркулирую
щего |
орошения; |
7 — насос |
орошения; |
8 — конденсатор-холодильник; 9 — ректификационная |
|
колонна; 10, 12 — отпарные |
колонны; |
П, 13 — теплообменники боковых фракций; 14 — насос |
|||
циркуляционного |
орошения. |
/ — сырая |
нефть: II — отбензиненная нефть; |
/ / / — пары бензи |
|
на; |
/У — бензиновая фракция; V — лары; VI, VII — боковые фракции; |
VIII — остаток — |
мазут.
печь 5. По выходе из печи нефть при 343 С поступает в ректнфикационную колонну 9. Эта колонна имеет 26 колпачковых тарелок.
В ней получают сверху, в виде паров, бензин и два |
боковых пого |
|||||||||
на— керосин |
и газойль. Боковые погоны |
выводятся из отпарных |
||||||||
колонн |
10 и |
12. |
Тепло этих погонов |
используется для предвари- |
||||||
|
|
|
|
|
тельного подогрева нефти в со |
|||||
|
|
|
|
|
ответствующих |
теплообменни |
||||
|
|
|
|
|
ках. В колонне 9 осуществлено |
|||||
|
|
|
|
|
два орошения — верхнее острое |
|||||
|
|
|
|
|
и промежуточное |
циркуляцион |
||||
|
|
|
|
|
ное. В этой схеме обращает на |
|||||
|
|
|
|
|
себя внимание высокая темпера |
|||||
|
|
|
|
|
тура |
предварительного |
нагрева |
|||
|
|
|
|
|
нефти, достигающая 260 °С. |
|||||
|
|
|
|
|
Мазут чаще всего перегоняют |
|||||
|
|
|
|
|
по |
одноколонной |
схеме. |
На |
||
Рис. 17. Схема вакуумной перегонки |
рис. 17 приведена схема вакуум |
|||||||||
ной |
перегонки мазута на |
заводе |
||||||||
мазута на заводе в Уайтинге (США): |
в Уайтинге (США, |
штат Индиа |
||||||||
/ — печь; |
2 — вакуумная колонна; 3 — трех |
|||||||||
ники. / — мазут; |
II — газы разложения; |
на). |
Горячий мазут с низа |
атмо |
||||||
ступенчатый эжектор; |
4, 5 — теплообмен |
сферной |
колонны |
направляется |
||||||
III — циркуляционные |
орошения; IV, |
V — |
||||||||
масляные |
фракции; |
VI — водяной |
пар; |
в печь 1 |
вакуумной части |
АВТ. |
||||
VII — гудрон. |
|
|
|
38
Из печи нагретый до высокой температуры мазут поступает в се редину вакуумной колонны 2, куда подается водяной пар. Из ва куумной колонны отбирают две боковые дистиллятные фракции. Избыток тепла в колонне снимается двумя циркулирующими оро шениями в теплообменниках 4 и 5. Тепло циркулирующих ороше ний используется для подогрева нефти, поступающей на установ ку. С низа вакуумной колонны отводится гудрон. Вакуум наверху
Рнс. 18. |
Схема вакуумной перегонки |
мазута |
на АВТ фирмы Креол |
(США): |
||
/ — насос |
сырьевой; 2 — печь; 3 — насосы |
промежуточные; 4 — теплообменники; 5 — отпар- |
||||
ные колонны; 6 — пароструйный эжектор: |
7 — барометрический конденсатор; |
8 — вакуумная |
||||
колонна; |
9 — холодильник, / — мазут; |
/ / — водяной |
пар; III, Vll, |
VIII — вакуумные дистил |
||
ляты; /У — отходы в канализацию; |
V — продукты |
разложения; |
VI — орошения колонны; |
|||
IX — гудрон. |
|
|
|
|
|
колонны поддерживается с помощью трехступенчатого эжектора 3. На рис. 18 показана схема вакуумной перегонки мазута на АВТ фирмы Креол (США). Горячий мазут с низа атмосферной колон ны насосом 1 подается через печь 2, где нагревается до 400 °С, в вакуумную колонну 8. Из вакуумной колонны отбирают три бо ковых погона. Для каждого погона устанавливается отдельная отпарная колонна 5, что обеспечивает более четкое фракциониро вание дистиллятных фракций. Мазут перегоняется в присутствии перегретого водяного пара. Вакуумная колонна имее 29 колпачко вых тарелок (не считая тарелок в отпарных секциях). В колонне избыточное тепло снимается тремя циркулирующими орошениями и используется для подогрева нефти по схеме насос— ►теплообмен
ник— »-колонна. Большое |
число тарелок и наличие отпарных ко |
|
лонн обеспечивают получение качественных дистиллятов. |
||
Существуют и другие |
разновидности схем |
перегонки нефти |
и мазута, но они существенно не отличаются от |
описанных. |
Способы орошения ректификационных колонн на установках АТ и АВТ
Нормальная работа ректификационных колонн обеспечивается путем регулирования теплового режима (с целью поддержания
39
нужной температуры) при помощи системы орошения. В промыш ленных процессах переработки нефти применяют следующие, спо собы орошения колонн: при помощи парциального конденсатора (рис. 19,а), острое (рис. 19,6) и циркуляционное (рис. 19,в). Пар циальный конденсатор устанавливается наверху колонны. Он пред ставляет собой аппарат типа кожухотрубчатого теплообменника;
Рис. 19. Схемы орошения ректификационных колонн:
а — орошение при помощи |
парциального |
конденсатора: |
/ — ректификационная |
колонна; |
|||||||
2 — парциальный |
конденсатор, |
/ — парогазовая смесь; |
// — охлаждающая |
вода; / // — компо |
|||||||
нент легкой фракции; IV -г орошение колонны. |
2 — конденсатор-холодильник; |
3 — во- |
|||||||||
б — острое орошение: |
/ |
ректификационная |
колонна; |
||||||||
догазоотделнтель; |
-/ — насос, / — парогазовая смесь; |
// — охлаждающая |
вода; |
/// — газы: |
|||||||
IV — вода в канализацию; |
V — компонент легкой фракции; |
VI — острое |
орошение.' |
(холо |
|||||||
в — циркуляционное |
орошение: |
/ — ректификационная |
колонна; |
2 — теплообменник |
|||||||
дильник); 3 — насос. |
I — парогазовая смесь; |
// — циркуляционное |
орошение. |
|
|
в межтрубное пространство аппарата с верхней тарелки колонны поступают пары. Часть паров в результате охлаждения водой, про текающей по трубному пространству, конденсируется, образуя флегму, стекающую обратно в колонну (орошение); остальные па ры направляются в конденсатор. Этот способ орошения колонн применялся на старых установках. Недостатки его — громоздкость конструкции, возможность попадания воды в колонну, дополнитель ные затраты энергии и др.
На современных установках АВТ парциальные конденсаторы не нашли широкого применения; они уступили место острому оро шению. При остром орошении пары, поднимающиеся с верхней тарелки колонны, целиком конденсируются в конденсаторе-холо дильнике. Некоторая часть конденсата возвращается на верхнюю тарелку в качестве орошения, остальная часть отводится как целе вой продукт. Подающаяся в этом случае на верх колонны в виде острого орошения холодная жидкость соответствует по составу рек тификату, получаемому с верха ректификационной колонны. На всех промышленных установках АВТ применяют острые орошения. Равномерное распределение острого орошения по всему сечению колонны обеспечивает правильный контакт между флегмой и па рами, что является необходимым условием для нормальной работы
ректификационных колонн. |
• |
|
. В^ последнее |
время, особенно при |
мощных ректификационных |
колоннах, кроме |
острого орошения |
применяется промежуточное |
40
циркуляционное орошение. При циркуляционной системе орошения с соответствующих тарелок отбирается жидкость, охлаждается в теплообменнике или холодильнике и снова возвращается в ко лонну. Число циркуляционных промежуточных орошений, опреде ленное расчетным путем (в зависимости от мощнонсти колонны и температурных показателей), может быть от одного до несколь ких. На современных укрупненных установках АВТ циркуляцион ное орошение применяют в нескольких сечениях колонны. На дей ствующих и строящихся установках АТ и АВТ мощностью 1, 1,5, 2, 3 и 6 млн. т/год нефти в атмосферной колонне осуществляют три промежуточных циркуляционных орошения. Работники Гипроазнефти, занимающей ведущее место в проектировании процессов первичной перегонки нефти, рекомендуют принимать число проме жуточных циркуляционных орошений равным числу отводимых из колонн боковых погонов.
Способ ректификации сложных смесей, предусматривающий применение нескольких промежуточных циркуляционных ороше ний, и схема работы сложной колонны, разработанные в Гипроазнефти, позволяют максимально использовать избыточное тепло ко лонны и уменьшить объем паров, проходящих через ее сечение. Сущность этого способа заключается в следующем. Острое ороше ние промежуточных секций или промежуточных колонн сложной
Рис. 20. Типовая схема циркуляционного орошения основной ректификационной колонны атмосферной части АВТ (А-12/9):
/ — печь; 2 — отбензинивающая колонна; |
3 — теплообменники; |
4 — насосы; |
5 — ректифика |
||
ционная |
колонна (основная); 6 — отпарная |
трехсекцнонная колонна. / — полуотбензиненная |
|||
нефть; |
II — водяной пар; |
III — промежуточные циркуляционные орошения; |
IV — обессолен- |
||
11ая нефть; V — острое |
орошение; VI — парогазовая смесь; |
VII—IX — боковые фракции; |
|||
X — остаток — мазут. |
|
|
|
|
41