Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
И. А. АНДРЕЕВ
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР
ИЗДАТЕЛЬСТВО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1 9 7 4
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Казанского финансово-экономи ческого института им. В. В. Куйбышева
Научный редактор профессор А. М. Ляндо
Книга предназначена для студентов финансово-эко номического института и контролеров-ревизоров. В ней излагаются основные принципы организации как госу дарственного, так и финансового контроля в СССР, вопросы методики и техники проведения документальной ревизии в бюджетных учреждениях, финансовых орга нах и на промышленных предприятиях.
Цифровые примеры, приведенные в книге, являются условными и не могут служить для справочных целей.
10806—045
зак. — 75
075(02)—74
Казанский финансово-экономический институт, 1974 г.
Глава I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР
§ t. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Успешное решение главной экономической задачи со ветского народа — создания материально-технической базы коммунизма и главной задачи девятой пятилетки — обеспечения значительного подъема материального и культурного уровня жизни народа требует постоянного совершенствования хозяйственного руководства, плани рования и контроля.
Вусловиях развернутого строительства коммунизма при огромных масштабах общественного производства задачи учета и контроля становятся исключительно важ ными и ответственными. В Программе КПСС сказано: «Советское общество располагает огромными общена родными фондами. Поэтому возрастает роль учета и контроля за сохранением и правильным использованием национального богатства. Бережливость, рациональное использование каждого рубля, принадлежащего народу, умелое расходование средств, неуклонное улучшение планового руководства и методов хозяйствования, по вышение организованности и сознательной дисциплины, развитие народной инициативы служат могучими источ никами ускорения движения советского общества к ком мунизму» '.
Внастоящее время в свете решений XXIV съезда КПСС задача дальнейшего совершенствования учета и
контроля является особенно актуальной. |
Поднять учет |
||
и контроль на уровень, |
достойный коммунизму,— дело |
||
государственной важности.1 |
|
||
1 |
Материалы XXII |
съезда КПСС. М., |
Госполитиздат, 1961, |
стр. 387—388. |
|
|
3
Сущность и формы государственного контроля опре деляются общественным строем и формой собственности на средства производства. В СССР экономическую основу общества составляют социалистическая система хозяй ства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. В социалистическом обществе, где безраздельно господствует общественная собствен ность на средства производства, государственный конт роль становится одним из важных средств укрепления государственной плановой и финансовой дисциплины, ох раны социалистической собственности. Одной из главных функций государственного контроля является проверка выполнения директив партии и правительства.
Основоположники научного коммунизма неоднократно подчеркивали значение контроля и его возрастающую роль в условиях социалистического общества. Они пока зали невозможность сознательного и планомерного конт роля за производством и распределением продуктов в условиях капитализма и необходимость такого контроля в социалистическом обществе.
К. Маркс писал: «Бухгалтерский учет как средство контроля (курсив наш.— И. А.) и мысленного обобщения этого процесса (процесса производства.— И. А.) стано вится тем необходимее, чем более процесс производства совершается в общественном масштабе и утрачивает чисто индивидуальный хапактер; следовательно, веде ние бухгалтерского учета более необходимо при капита листическом производстве, чем при раздробленном ре месленном и крестьянском производстве, оно более необходимо при общественном производстве, чем при капиталистическом» К
В. И. Ленин указывал, что контроль за производством и распределением продуктов в условиях социалистиче ского общества должен быть универсальным и всенарод ным. В статье «Как организовать соревнование?», на писанной в декабре 1917 г., он подчеркивал: «...учет и контроль повсеместный, всеобщий, универсальный,— учет и контроль за количеством труда и за распределе нием продуктов — в этом суть социалистического преоб разования, раз политическое господство пролетариата создано и обеспечено» 1.2
1 К. |
М а р к с и |
Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., изд. 2-е, т. 24, стр, 153. |
2 В. |
И. Л е н и н . |
Поли. собр. соч., |
т. 35, стр. 199—200. |
4
В. И. Ленин придавал исключительно важное значе ние организации государственного контроля. Еще в пер вые годы Советской власти он подчеркивал исключитель но важную роль учета и контроля. «Учет и контроль,— учил В. И. Ленин, — вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества» '.
В статье «Очередные задачи Советской власти», напи санной в 1918 г., В. И. Ленин такие лозунги, как: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай эко номно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде...»2, — рассматривал очередными и главными задачами после свержения паразитирующих классов.
Партия и правительство на всех этапах развития социалистического общества придавали первостепенное значение контролю как важнейшей функции Советского государства.
Необходимость государственного финансового конт роля обусловлена наличием при социализме товарноденежных отношений и развитием на их основе финан сов и финансовой системы.
На различных этапах социалистического строитель ства функции, формы и методы государственного конт роля изменялись и развивались в соответствии с оче редными задачами хозяйственного и культурного строи тельства, но сущность его оставалась неизменной — проверка фактического выполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями.
Великая Октябрьская социалистическая революция поставила у власти рабочих и трудящихся крестьян, у которых не было опыта по управлению народным хозяй ством. А значительная часть бывших чиновников цар ской России саботировала мероприятия молодого Совет ского государства и отказалась ему служить.
VI съезд партии накануне Великой Октябрьской со циалистической революции, наряду с задачами в области завоевания власти и организации соцалистического
строительства, указал |
на необходимость установления |
||
1 |
В. |
И. Л е н и н. Поли. |
собр. соч., т. 33. стр. 101. |
8 |
В. |
И. Л е н и н . Поли. |
собр. соч, т. 36, стр-. 174. |
Ь
рабочего контроля. По данному вопросу в резолюции съезда сказано:
«Установление действительного рабочего контроля. В органы контроля должны :войти в большинстве пред ставители Советов рабочих депутатов, профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов. В органы конт роля должны быть привлечены и представители техни чески научно-образованного персонала.
...Рабочий контроль должен быть развит путем посте пенно осуществляемых мер в полное регулирование про изводства» '.
Первоначально функции государственного контроля были возложены на органы рабочего контроля. Второй съезд Советов 25 октября 1917 г. вынес постановление о повсеместном создании рабочего контроля, а 14 нояб ря 1917 г. ВЦИК принял Положение о рабочем контроле.
Рабочий контроль проводили сами рабочие и служа щие предприятий, выбираемые на общих собраниях. Согласно Положению, утвержденному ВЦИК, рабочему
контролю подлежали |
производство, покупка, |
продажа |
продуктов и сырых материалов, их хранение, |
а также |
|
проверка финансового положения предприятий. |
в борьбе |
|
Рабочий контроль |
сыграл большую роль |
рабочего класса за сохранение промышленности, пресе чение саботажа капиталистов и в привлечении трудя щихся к управлению производством. Рабочий контроль был первым шагом к национализации промышленности. Он осуществлялся еще до проведения национализации промышленных предприятий и железных дорог. По мере осуществления национализации промышленности рабо чий контроль утратил свое первоначальное значение.
В. И. Ленин подчеркивал: «От рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяй ства. Только эта мера вместе с национализацией бан ков и железных дорог, которая будет проведена в бли жайшие дни, даст нам возможность приняться за по стройку нового социалистического хозяйства» 21.
Пятого декабря 1917 г. были изданы декреты СНК «Об образовании коллегии Государственного контроля»
1 «КПСС |
в |
резолюциях и |
решениях |
съездов, |
конференций и |
||
пленумов ЦК». |
Изд. |
8-е, доп. |
и испр., т. |
1. М., |
Политиздат, 1970, |
||
стр. 490. |
Л е н и н. |
Поли. |
собр. соч,, |
т. 35, |
стр. |
274—275, |
|
2 В. И. |
6
и «О правах Народного Комиссара по Государственному контролю в Совете Народных Комиссаров».
Коллегия Государственного контроля представляла собой новый орган советского социалистического контро ля. Эта коллегия осуществляла общее руководство конт рольными органами страны и предварительное рассмот рение сметных назначений по государственному бюджету и составление заключений по его исполнению.
Перед Народным комиссариатом государственного контроля были поставлены задачи искоренения бюро кратической волокиты и создания новых, более жизнен ных и рациональных форм контроля, не губящих ини циативу и ведущих к быстрому обнаружению и предот вращению условий, мешающих ведению правильного государственного хозяйства. На указанный наркомат был возложен контроль за финансовой, хозяйственной и промышленной деятельностью советских, государствен ных и общественных учреждений, предприятий и органи заций.
Аппарат Народного комиссариатагосударственного контроля в первое время был засорен чиновниками царской России, которые саботировали мероприятия, проводимые Советским государством. Наркомат зани мался лишь фотографированием недочетов, не принимал
действенных мер по устранению выявленных |
нарушений |
|||
и слабо помогал Советской |
власти в области проверки |
|||
исполнения директив партии |
и правительства. |
В связи |
||
с этим было решено обновить и преобразовать |
Нарко |
|||
мат госконтроля, влить в него |
свежие силы |
рабочих |
||
контрольно-ревизионных организаций, дать |
ему новые |
|||
задачи фактического контроля |
и вовлечь в |
его |
работу |
широкие слои рабочих и крестьян.
VIII съезд РКП (б) в марте 1919 г. принял решение о реогранизации дела государственного контроля. В ре шении партийного съезда записано: «Дело контроля в Советской республике должно быть радикально реорга низовано с тем, чтобы создать подлинный фактический контроль социалистического характера»'.
На органы государственного контроля возлагались изучение аппарата управления, разработка предложений1
1 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК»- Изд. 8-е, доп. и испр., т. 2. М., Политиздат, 1970,
стр. 76.
7