Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
тура, основные задачи и права органов нар одного конт роля.
В Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, отмечается в Положении, право контроля принадлежит самому народу, как единствен ному хозяину страны.
Органы народного контроля, являясь одной из важ ных форм социалистической демократии, занимают ре шающее место в советском контроле. Через эти органы широкие массы трудящихся осуществляют право контро ля в области хозяйственного и культурного строитель ства, активно участвуют в управлении делами государ ства.
В органах народного контроля государственный конт роль сочетается с общественным. Главной их силой яв ляются рабочие, колхозники и служащие, которые рабо тают в группах, постах и комитетах народного контроля, участвуют в проверке исполнения директив партии и правительства, помогают претворению их в жизнь.
Органы народного контроля работают под руковод ством партии и правительства, выступают их активными помощниками в повседневной деятельности по воспита нию кадров в духе высокой организованности и дисцип лины. Партийные организации направляют деятельность органов народного контроля, оказывают им всемерную поддержку и помощь в работе.
Главным в деятельности органов народного контроля, подчеркивается в Положении, является оказание помощи партийным и государственным органам в систематиче ской проверке фактического исполнения директив пар тии и правительства советскими, хозяйственными и дру гими организациями, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительстом, в борьбе за всемерный подъем экономики, укрепление государ ственной дисциплины и социалистической законности.
Органы народного контроля осуществляют система тический контроль за ходом выполнения государствен ных планов и заданий, ведут активную борьбу за выявле ние и использование резервов народного хозяйства, по вышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых, материальных ресур сов и денежных средств, внедрение в производство всего нового, прогрессивного. Они решительно выступают про
15
тив нарушений государственной дисциплины, проявлений местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяй ственности и расточительства, любых попыток обмаяа государства, посягательств на социалистическую соб ственность. Работники 'народного контроля должны строго пресекать проявления бюрократизма и волокиты, добиваться совершенствования работы государственного аппарата и его удешевления, внедрения научной органи зации труда и управления, четкой постановки ведом ственного 'контроля.
Наряду с этим, важнейшая задача органов народ ного контроля состоит в том, чтобы своевременно пре дупреждать кадры от ошибок и промахов в работе, до биваться устранения выявленных недостатков. Для осу ществления этой важной задачи органы народного конт роля строят свою работу на основе гласности, широко используя такие средства, как печать, радио, телевиде ние. На виновных лиц они воздействуют как путем това рищеской критики, обсуждения их неправильных дей ствий, так и посредством привлечения их к ответствен ности.
Органы народного контроля в своей деятельности ру ководствуются действующими в СССР законодатель ством, решениями партии и правительства и утвержден ным Положением. О своей работе они периодически от читываются перед партийными и советскими органами.
Органами народного контроля в СССР являются: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные комитеты народного контроля, группы и по сты при сельских и поселковых Советах депутатов тру дящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, ор ганизациях и воинских частях. Перечисленные звенья составляют единую систему органов народного контроля
СССР.
Комитет народного контроля СССР работает под не посредственным руководством ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССРСостав Комитета народного контроля
СССР утверждается Советом Министров СССР, а его председатель назначается Верховным Советом СССР.
Комитет народного контроля по результатам прове рок вносит в ЦК КПСС и Совет Министров СССР пред-
16
.поженил, имеющие общегосударственное значение, .пред ставляет доклады о состоянии дел в отдельных отраслях народного хозяйства, об организации работы в мини стерствах и 'ведомствах.
Комитету народного контроля СССР и его местным органам предоставлено право запрашивать у руководи телей проверяемых объектов необходимые материалы и документы, проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы, приостанавливать незаконные распоряжения и действия должностных лиц, налагать на виновных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимае мых постов и направлять в органы прокуратуры мате риалы о хищениях и злоупотреблениях должностных лиц.
Комитетам народного контроля предоставлено право производить денежные начеты на должностных лиц, ко торые своими ■неправильными действиями причинили ущерб государству, в случаях:
1)невыполнения без уважительных причин планов
изаданий по поставкам продукции в другие экономиче ские районы;
2)порчи или утраты готовой продукции и мате риалов;
3)сверхнормативных потерь материалов при их пере работке, транспортировке и хранении;
4)систематической задержки железнодорожных ва гонов, речных и морских 'судов под погрузкой и разгруз кой сверх установленных сроков;
5)перерасхода средств на выплату заработной пла ты административно-управленческому персоналу в свя зи с содержанием излишней их численности, незаконным
повышением должностных окладов;
6)превышения административно-управленческих р.асходов против утвержденной сметы;
7)незаконных выплат вследствие неправильного применения расценок, приписок в нарядах и допущения переплат по счетам и расчетам;
8)незаконных выплат вознаграждений, премий, посо бий, пенсий, компенсаций, а также незаконного расходо вания средств на празднества и юбилеи;
9)незаконного командирования .'представителей-
«толкачей»; |
■■ |
П-803— 2
10) непринятия мер к своевременному 'взысканию де биторской задолженности.
Денежные начеты производятся в размере причинен ного ущерба, но не свыше трехмесячного оклада должно стного лица, на которое налагается начет. На должно стных лиц, привлеченных по материалам ревизий к су дебной ответственности, денежные начеты не произво дятся, а причиненный действиями этих лиц ущерб опре деляется и взыскивается народным судом.
Основу системы органов народного контроля состав ляют труппы и посты. Они призваны осуществлять 'конт роль непосредственно на предприятиях, в колхозах, уч реждениях и организациях, помогать партийным орга нам и администрации добиваться на 'всех участках про изводства, управления и обслуживания создания обста новки, которая исключала бы возможность проявления бесхозяйственности и расточительства, нарушения госу дарственной и производственной дисциплины, социали стической законности.
Группы и посты народного контроля в необходимых случаях проводят проверки, рейды и смотры, принимают участие в проверках и ревизиях производственной и фи нансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых вышестоящими органами; ставят перед администрацией, партийными и другими 'общественными организациями коллектива вопросы, которые 'возникают в результате проверок, в частности, о привлечении к ответственности работников, виновных в допущении недостатков; объяв ляют виновным лицам общественные порицания, пере дают дела на рассмотрение товарищеских судов и в ко митеты народного контроля.
Члены групп и постов народного контроля избира ются сроком на два года на собраниях коллективов тру дящихся или на собраниях граждан населенных пунк тов, расположенных на территории сельского и посел кового Совета, из числа передовых, наиболее активных и авторитетных рабочих, 'колхозников, служащих, спе циалистов, пенсионеров и домашних хозяек, как комму нистов, так и беспартийных.
Народный контроль стал большой общественной си лой. В его работе участвуют свыше 7 миллионов активи стов. На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «В системе 'советской социалистической демократии важ-
18
ное место занимают органы народного контроля, в рабо те которых ныне принимают участие миллионы рабочих, колхозников, служащих. Партия и впредь будет забо титься о том, чтобы ленинские идеи о постоянном и дей ственном контроле со стороны широких масс неуклонно претворялись в жизнь»
Контроль финансовых органов и кредитных учреждений
Финансовый контроль представляет собой специали зированную отрасль государственного контроля над производством и распределением общественного про дукта, использованием материальных и финансовых ре сурсов социалистического общества.
Основной задачей М и н и с т е р с т в а ф и н а н с о в
С С С Р и м е с т н ы х ф и н а н с о в ы х о р г а н о в на всех стадиях их работы является контроль финансовохозяйственной деятельности предприятий и учреждений. Финансовый контроль осуществляется при составлении проектов бюджетов, рассмотрении финансовых планов и смет, в процессе финансирования учреждений и пред приятий и взимания установленных законом государ ственных доходов и налогов, а также путем анализа как периодической, так и годовой отчетности (предприятий и учреждений.
При составлении проектов бюджетов и анализе фи нансовых планов и 'смет проверяется правильность пла нирования доходов и расходов, исходя из действующего бюджетного законодательства и показателей народно хозяйственного плана. В процессе формирования ука занных планов изучаются результаты их рассмотрения министерствами, ведомствами и отделами 'исполкомов местных Советов с точки зрения увеличения доходов предприятий, соблюдения финансово-сметной дисципли ны и устранения недостатков в их финансово-хозяй ственной деятельности.
Впроцессе'исполнения (бюджета, финансовых планов
иомет проверяются полнота и своевременность посту
пления государственных доходов и налогов, законность расходования средств в пределах бюджетных назначе ний и (в меру выполнения (Производственных планов и1
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 78.
2* |
19 |
оперативно-сетевых показателей, целевое использование ранее отпущенных средств, выявляются случаи наруше ния законов, хищений материальных и денежных средств.
При проверках исполнения бюджетов выясняются: соблюдение установленного порядка составления, рас смотрения и утверждения бюджетов; состояние работы по выявлению дополнительных доходов и сокращению излишних расходов; своевременное выполнение обяза тельств перед бюджетом; состояние контроля за финан сово-хозяйственной деятельностью предприятий, состоя ние учета и отчетности.
Одной из важных форм контроля является рассмотре ние-финансовыми органами отчетов и балансов пред приятий и учреждений. Цель контроля — установление достоверности отчетных данных, усиление борьбы с по терями и непроизводительными 'расходами, выявление и использование внутрихозяйственных резервов, проверка выполнения плана накоплений и законности образования поощрительных фондов, состояния расчетов по плате жам в бюджет.
Контроль со стороны финансовых органов осуще ствляется также путем регистрации штатов, фондов и ставок заработной платы и смет административно-хозяй ственных расходов.
Министерство финансов СССР и его местные органы свою экономическую и контрольную работу осуще
ствляют по планам, которые охватывают |
объекты про |
варки, их исполнителей и сроки проведения. |
|
Основными функциями Г о с б а н к а |
С С С Р явля |
ются: а) краткосрочное кредитование предприятий и хо зяйственных организаций; б) финансирование и долго срочное кредитование капитальных вложений в сельское хозяйство, потребительской кооперации и строительства культурно-бытовых объектов в сельской местности и кре дитование индивидуального жилищного строительства на селе; в) аккумуляция временно свободных денежных средств и денежных накоплений; г) проведение безна личных расчетов между предприятиями и организациями; д) регулирование денежного обращения и кассовое об служивание предприятий и организаций; е) кассовое ис полнение государственного бюджета; ж) осуществление международных расчетов; з) контроль за правильным использованием средств, выданных банком в виде ссуд
20