Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тура, основные задачи и права органов нар одного конт­ роля.

В Советском государстве, выражающем интересы и волю всего народа, отмечается в Положении, право контроля принадлежит самому народу, как единствен­ ному хозяину страны.

Органы народного контроля, являясь одной из важ­ ных форм социалистической демократии, занимают ре­ шающее место в советском контроле. Через эти органы широкие массы трудящихся осуществляют право контро­ ля в области хозяйственного и культурного строитель­ ства, активно участвуют в управлении делами государ­ ства.

В органах народного контроля государственный конт­ роль сочетается с общественным. Главной их силой яв­ ляются рабочие, колхозники и служащие, которые рабо­ тают в группах, постах и комитетах народного контроля, участвуют в проверке исполнения директив партии и правительства, помогают претворению их в жизнь.

Органы народного контроля работают под руковод­ ством партии и правительства, выступают их активными помощниками в повседневной деятельности по воспита­ нию кадров в духе высокой организованности и дисцип­ лины. Партийные организации направляют деятельность органов народного контроля, оказывают им всемерную поддержку и помощь в работе.

Главным в деятельности органов народного контроля, подчеркивается в Положении, является оказание помощи партийным и государственным органам в систематиче­ ской проверке фактического исполнения директив пар­ тии и правительства советскими, хозяйственными и дру­ гими организациями, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительстом, в борьбе за всемерный подъем экономики, укрепление государ­ ственной дисциплины и социалистической законности.

Органы народного контроля осуществляют система­ тический контроль за ходом выполнения государствен­ ных планов и заданий, ведут активную борьбу за выявле­ ние и использование резервов народного хозяйства, по­ вышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых, материальных ресур­ сов и денежных средств, внедрение в производство всего нового, прогрессивного. Они решительно выступают про­

15

тив нарушений государственной дисциплины, проявлений местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяй­ ственности и расточительства, любых попыток обмаяа государства, посягательств на социалистическую соб­ ственность. Работники 'народного контроля должны строго пресекать проявления бюрократизма и волокиты, добиваться совершенствования работы государственного аппарата и его удешевления, внедрения научной органи­ зации труда и управления, четкой постановки ведом­ ственного 'контроля.

Наряду с этим, важнейшая задача органов народ­ ного контроля состоит в том, чтобы своевременно пре­ дупреждать кадры от ошибок и промахов в работе, до­ биваться устранения выявленных недостатков. Для осу­ ществления этой важной задачи органы народного конт­ роля строят свою работу на основе гласности, широко используя такие средства, как печать, радио, телевиде­ ние. На виновных лиц они воздействуют как путем това­ рищеской критики, обсуждения их неправильных дей­ ствий, так и посредством привлечения их к ответствен­ ности.

Органы народного контроля в своей деятельности ру­ ководствуются действующими в СССР законодатель­ ством, решениями партии и правительства и утвержден­ ным Положением. О своей работе они периодически от­ читываются перед партийными и советскими органами.

Органами народного контроля в СССР являются: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные комитеты народного контроля, группы и по­ сты при сельских и поселковых Советах депутатов тру­ дящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, ор­ ганизациях и воинских частях. Перечисленные звенья составляют единую систему органов народного контроля

СССР.

Комитет народного контроля СССР работает под не­ посредственным руководством ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССРСостав Комитета народного контроля

СССР утверждается Советом Министров СССР, а его председатель назначается Верховным Советом СССР.

Комитет народного контроля по результатам прове­ рок вносит в ЦК КПСС и Совет Министров СССР пред-

16


.поженил, имеющие общегосударственное значение, .пред­ ставляет доклады о состоянии дел в отдельных отраслях народного хозяйства, об организации работы в мини­ стерствах и 'ведомствах.

Комитету народного контроля СССР и его местным органам предоставлено право запрашивать у руководи­ телей проверяемых объектов необходимые материалы и документы, проводить ревизии хозяйственно-финансовой деятельности, производственно-технические экспертизы, приостанавливать незаконные распоряжения и действия должностных лиц, налагать на виновных лиц взыскания, производить денежные начеты, отстранять от занимае­ мых постов и направлять в органы прокуратуры мате­ риалы о хищениях и злоупотреблениях должностных лиц.

Комитетам народного контроля предоставлено право производить денежные начеты на должностных лиц, ко­ торые своими ■неправильными действиями причинили ущерб государству, в случаях:

1)невыполнения без уважительных причин планов

изаданий по поставкам продукции в другие экономиче­ ские районы;

2)порчи или утраты готовой продукции и мате­ риалов;

3)сверхнормативных потерь материалов при их пере­ работке, транспортировке и хранении;

4)систематической задержки железнодорожных ва­ гонов, речных и морских 'судов под погрузкой и разгруз­ кой сверх установленных сроков;

5)перерасхода средств на выплату заработной пла­ ты административно-управленческому персоналу в свя­ зи с содержанием излишней их численности, незаконным

повышением должностных окладов;

6)превышения административно-управленческих р.асходов против утвержденной сметы;

7)незаконных выплат вследствие неправильного применения расценок, приписок в нарядах и допущения переплат по счетам и расчетам;

8)незаконных выплат вознаграждений, премий, посо­ бий, пенсий, компенсаций, а также незаконного расходо­ вания средств на празднества и юбилеи;

9)незаконного командирования .'представителей-

«толкачей»;

■■

П-803— 2


10) непринятия мер к своевременному 'взысканию де­ биторской задолженности.

Денежные начеты производятся в размере причинен­ ного ущерба, но не свыше трехмесячного оклада должно­ стного лица, на которое налагается начет. На должно­ стных лиц, привлеченных по материалам ревизий к су­ дебной ответственности, денежные начеты не произво­ дятся, а причиненный действиями этих лиц ущерб опре­ деляется и взыскивается народным судом.

Основу системы органов народного контроля состав­ ляют труппы и посты. Они призваны осуществлять 'конт­ роль непосредственно на предприятиях, в колхозах, уч­ реждениях и организациях, помогать партийным орга­ нам и администрации добиваться на 'всех участках про­ изводства, управления и обслуживания создания обста­ новки, которая исключала бы возможность проявления бесхозяйственности и расточительства, нарушения госу­ дарственной и производственной дисциплины, социали­ стической законности.

Группы и посты народного контроля в необходимых случаях проводят проверки, рейды и смотры, принимают участие в проверках и ревизиях производственной и фи­ нансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых вышестоящими органами; ставят перед администрацией, партийными и другими 'общественными организациями коллектива вопросы, которые 'возникают в результате проверок, в частности, о привлечении к ответственности работников, виновных в допущении недостатков; объяв­ ляют виновным лицам общественные порицания, пере­ дают дела на рассмотрение товарищеских судов и в ко­ митеты народного контроля.

Члены групп и постов народного контроля избира­ ются сроком на два года на собраниях коллективов тру­ дящихся или на собраниях граждан населенных пунк­ тов, расположенных на территории сельского и посел­ кового Совета, из числа передовых, наиболее активных и авторитетных рабочих, 'колхозников, служащих, спе­ циалистов, пенсионеров и домашних хозяек, как комму­ нистов, так и беспартийных.

Народный контроль стал большой общественной си­ лой. В его работе участвуют свыше 7 миллионов активи­ стов. На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «В системе 'советской социалистической демократии важ-

18

ное место занимают органы народного контроля, в рабо­ те которых ныне принимают участие миллионы рабочих, колхозников, служащих. Партия и впредь будет забо­ титься о том, чтобы ленинские идеи о постоянном и дей­ ственном контроле со стороны широких масс неуклонно претворялись в жизнь»

Контроль финансовых органов и кредитных учреждений

Финансовый контроль представляет собой специали­ зированную отрасль государственного контроля над производством и распределением общественного про­ дукта, использованием материальных и финансовых ре­ сурсов социалистического общества.

Основной задачей М и н и с т е р с т в а ф и н а н с о в

С С С Р и м е с т н ы х ф и н а н с о в ы х о р г а н о в на всех стадиях их работы является контроль финансовохозяйственной деятельности предприятий и учреждений. Финансовый контроль осуществляется при составлении проектов бюджетов, рассмотрении финансовых планов и смет, в процессе финансирования учреждений и пред­ приятий и взимания установленных законом государ­ ственных доходов и налогов, а также путем анализа как периодической, так и годовой отчетности (предприятий и учреждений.

При составлении проектов бюджетов и анализе фи­ нансовых планов и 'смет проверяется правильность пла­ нирования доходов и расходов, исходя из действующего бюджетного законодательства и показателей народно­ хозяйственного плана. В процессе формирования ука­ занных планов изучаются результаты их рассмотрения министерствами, ведомствами и отделами 'исполкомов местных Советов с точки зрения увеличения доходов предприятий, соблюдения финансово-сметной дисципли­ ны и устранения недостатков в их финансово-хозяй­ ственной деятельности.

Впроцессе'исполнения (бюджета, финансовых планов

иомет проверяются полнота и своевременность посту­

пления государственных доходов и налогов, законность расходования средств в пределах бюджетных назначе­ ний и (в меру выполнения (Производственных планов и1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 78.

2*

19



оперативно-сетевых показателей, целевое использование ранее отпущенных средств, выявляются случаи наруше­ ния законов, хищений материальных и денежных средств.

При проверках исполнения бюджетов выясняются: соблюдение установленного порядка составления, рас­ смотрения и утверждения бюджетов; состояние работы по выявлению дополнительных доходов и сокращению излишних расходов; своевременное выполнение обяза­ тельств перед бюджетом; состояние контроля за финан­ сово-хозяйственной деятельностью предприятий, состоя­ ние учета и отчетности.

Одной из важных форм контроля является рассмотре­ ние-финансовыми органами отчетов и балансов пред­ приятий и учреждений. Цель контроля — установление достоверности отчетных данных, усиление борьбы с по­ терями и непроизводительными 'расходами, выявление и использование внутрихозяйственных резервов, проверка выполнения плана накоплений и законности образования поощрительных фондов, состояния расчетов по плате­ жам в бюджет.

Контроль со стороны финансовых органов осуще­ ствляется также путем регистрации штатов, фондов и ставок заработной платы и смет административно-хозяй­ ственных расходов.

Министерство финансов СССР и его местные органы свою экономическую и контрольную работу осуще­

ствляют по планам, которые охватывают

объекты про­

варки, их исполнителей и сроки проведения.

Основными функциями Г о с б а н к а

С С С Р явля­

ются: а) краткосрочное кредитование предприятий и хо­ зяйственных организаций; б) финансирование и долго­ срочное кредитование капитальных вложений в сельское хозяйство, потребительской кооперации и строительства культурно-бытовых объектов в сельской местности и кре­ дитование индивидуального жилищного строительства на селе; в) аккумуляция временно свободных денежных средств и денежных накоплений; г) проведение безна­ личных расчетов между предприятиями и организациями; д) регулирование денежного обращения и кассовое об­ служивание предприятий и организаций; е) кассовое ис­ полнение государственного бюджета; ж) осуществление международных расчетов; з) контроль за правильным использованием средств, выданных банком в виде ссуд

20