Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направлены на усовершенствование техники (машин, приборов, инструментов, приспособлений, аппаратов, аг­ регатов и т. д.J. Это могут быть и предложения по улуч­ шению выпускаемой продукции, технологии производст­ ва, способов контроля, техники безопасности и охраны труда. Часто рационализаторские предложения позволя­ ют повысить производительность труда, более эффектив­ но использовать электроэнергию, оборудование, матери­ алы.

В отличие от других специальных фондов, фонд осво­ ения новой техники является централизованным. Он соз­ дается за счет отчислений от плановой фабрично-завод­ ской себестоимости продукции всех предприятий данного министерства в установленных размерах. Эти отчисле­ ния включаются в состав производственных затрат и пе­ речисляются с расчетного счета предприятия в центра­ лизованный фонд освоения новой техники министерства.

Средства из централизованного фонда освоения но­ вой техники расходуются по плану министерства. По ме­ ре поступления от министерства эти средства зачисляют­ ся на расчетный счет предприятия и расходуются по целевому назначению по сметам, утвержденным дирек­ тором предприятия.

Предприятиям, осваивающим новую технику, за счет средств указанного фонда предоставлено право произ­ водить дополнительные затраты, связанные с повышени­ ем качества, долговечности и надежности готовых изде­ лий, а также повышением затрат первого года массово­ го или серийного производства отдельных видов осваиваемых изделий.

При ревизии необходимо проверить наличие утвер­ жденной директором предприятия сметы расходов, свое­ временность образования централизованного фонда ос­ воения новой техники и поступления средств из этого фонда на расчетный счет предприятия и целевое исполь­ зование средств из фонда с учетом результатов освоения новой техники.

Расходы в области изобретения и рационализатор­ ских предложений как отдельных лиц, так и в целом коллектива предприятия покрываются за счет двух ис­ точников — из государственного бюджета и средств са­ мих предприятий. Изобретательство перспективного ха­ рактера финансируется из государственного бюджета, а

182

расходы на изобретение и рационализаторские предло­ жения, дающие эффект в течение данного года, включа­ ются в состав общезаводских затрат.

При ревизии необходимо проверить материалы о при­ суждении изобретательского права авторам и соблюде­ ние установленных размеров вознаграждений и премий, выплаченных изобретателям и рационализаторам. При

этом следует иметь в

виду, что

премии за содействие

внедрению изобретений

и рационализаторских

предло­

жений не должны превышать 35%

вознаграждения, вы­

плачиваемого авторам по результатам внедрения.

Р е з е р в ы п р е д с т о я щ и х

р а с х о д о в .

На пред­

приятиях резерв предстоящих расходов создается для равномерного отнесения расходов на себестоимость про­ дукции. В состав предстоящих расходов предприятия входят: оплата отпусков рабочим; выплата в конце года вознаграждений за выслугу лет; капитальный ремонт арендованных основных фондов; текущий ремонт своих основных фондов при условии, если этот ремонт в тече­ ние года осуществляется неравномерно.

Правильность резервирования и использования средств из резерва предстоящих расходов проверяется исходя из их целевого направления в соответствии с дей­ ствующим законодательством.

В з а и м о о т н о ш е н и я п р о м ы ш л е н н о с т и с б ю д ж е т о м . Важнейшим разделом проведения реви­ зии является проверка состояния взаимоотношений про­ мышленности с бюджетом.

При ревизии следует проверить правильность опреде­ ления и своевременность внесения платежей в бюджет — налога с оборота, платы за фонды, фиксированных пла­ тежей и свободного остатка прибыли, а также правиль­ ность и законность использования ассигнований из бюджета по предметно-целевому назначению.

■ Памятуя, что, с одной стороны, основным источником доходов государственного бюджета являются платежи из прибыли предприятий и, с другой стороны, прибыль служит основой для образования фондов экономическо­ го стимулирования и источником финансирования капи­ тальных вложений и прироста собственных оборотных средств, при ревизии необходимо проверить результаты планирования, выполнения плана и распределения прибы­ ли.

183


При ревизии выполнения обязательств по платежам из прибыли в бюджет на основе действующих инструк­ ций и данных налоговых отчетов и расчетов выясняются результаты выполнения плана предприятием по отдель­ ным видам платежей.

Налог с оборота. По налогу с оборота в результате проверки месячных отчетов, декадных и пятидневных расчетов определяется полнота начисления указанного налога, правильность определения облагаемого и необ­ лагаемого оборотов, соблюдение установленных цен, скидок и ставок налога. Поскольку общая сумма налога с оборота зависит от реализации продукции в ассорти­ ментном разрезе, необходимо проверить, полностью ли на счете реализации отражены операции, связанные с реализацией продукции на сторону, и полностью ли пред­ приятие использовало возможности роста реализации товаров.

Плата за фонды. По плате за фонды следует прове­ рить правильность определения среднегодовой балансо­ вой стоимости основных производственных фондов, сверхплановые запасы установленного оборудования, среднегодовую стоимость собственных оборотных средств, фактические, не прокредитованные банком, нор­ мируемые запасы товарно-материальных ценностей, пре­ доставление льгот по плате и нормы отчисления.

Для более рентабельных предприятий плата уста­ новлена в размере 6%, а с низким уровнем рентабель­ ности— 3% от стоимости основных производственных фондов .и нормируемых оборотных средств.

Рентные платежи. Посредством фиксированных, рент­ ных платежей изымается добавочная прибыль: в отрас­ лях добывающей промышленности — фиксированные платежи, а в обрабатывающей промышленности — рент­ ные платежи. Эти платежи исчисляются в процентах от реализованной продукции в оптовых ценах щ отраслях обрабатывающей промышленности, а в добывающей промышленности— в рублях и копейках с тонны нефти и руды, кубатуры газа и т. д.

Взносы свободного остатка прибыли. Посредством изъятия свободного остатка прибыли осуществляется окончательное регулирование взаимоотношений пред­ приятий с бюджетом. В связи с этим необходимо прове­ рить правильность исключения из прибыли — прибыли

184

от реализации товаров ширпотреба, платы за производ­ ственные фонды, фиксированных платежей, процентов за кредит, фондов экономического стимулирования, погаше­ ния кредита и затрат предприятий, предусмотренных планом.

Важным экономическим показателем, характеризу­ ющим деятельность предприятия является рентабель­ ность: общая и расчетная. Исходя из уровня расчетной рентабельности дается оценка выполнения планов и оп­ ределяются нормативы отчислений в фонды экономиче­ ского стимулирования, а общая рентабельность харак­ теризует эффективность производства и степень исполь­ зования производственных фондов предприятия.

В связи с этим необходимо проверить правильность определения рентабельности. Общая рентабельность ис­ числяется путем деления суммы балансовой прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах нормативов и умножения полученного результата на сто, а расчетная — делением балансовой прибыли, уменьшен­ ной на сумму платы за фонды, фиксированных плате­ жей и процентов за банковский кредит, также на сред­ негодовую стоимость основных производственных фон­ дов и нормируемых оборотных средств в пределах нормативов и умножения полученного результата на сто,

Проверяя правильность планирования и результаты выполнения плана прибыли, необходимо иметь в виду следующее.

При проверке плановых расчетов прибыли применя­ ется прямой и аналитический метод.

Плановая сумма балансовой прибыли методом пря­ мого счета проверяется путем анализа данных товарной продукции планируемого года в установленном ассорти­ менте в натуральном выражении, оптовой цены предпри­ ятия и прибыли в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого года. При обширном ассортименте продукции прибыль планируется исходя из суммы затрат па один рубль товарной продукции. Указанный метод планирования прибыли является раз­ новидностью метода прямого счета. • .

Аналитический, или контрольный, метод расчета прибыли, в отличие от прямого счета, дает возможность установить факторы, влияющие на рост прибыли. Сущ­

185


ность этого метода заключается в том, что плановая прибыль исчисляется на основе отчетных данных пред­ шествующего года о фактически полученной прибыли и достигнутой рентабельности с учетом поправок, вытека­ ющих из особенностей работы в планируемом году.

При ревизии выполнения плана прибыли следует про­ верить данные объема реализации и фабрично-заводской себестоимости продукции, непроизводственных расхо­ дов, оптовых цен и структуры реализованной продукции, так как эти показатели являются основными, влияющи­ ми на размер прибыли от реализации.

На основе анализа выполнения планов по реализации продукции и прибыли, а также правильности распреде­ ления прибыли и выполнения обязательств по платежам в бюджет разрабатываются выводы и предложения по вопросам дальнейшего улучшения хозяйственной дея­ тельности и финансового положения предприятия.

§ 8. РЕВИЗИЯ КАПИТАЛЬНЫХ

ВЛОЖЕНИИ

В Программе КПСС говорится:

«Создание матери­

ально-технической базы коммунизма потребует огром­ ных капитальных вложений. Задача состоит ов том, чтобы эти вложения были использованы наиболее разумно и экономно, с максимальным результатом и выигрышем времени»1. Достаточно отметить, что на расширение и совершенствование основных фондов ежегодно расходу­ ется около 20% национального дохода страны. Эти сред­ ства расходуются на строительство новых объектов и ре­ конструкцию действующих основных средств.

При ревизии капитальных вложений основное внима­ ние ревизора должно быть сосредоточено на проверке:

правильности планирования капитальных вложений; обеспеченности капитального строительства титуль­

ными списками и проектно-сметной документацией; обеспеченности строек оборудованием для монтажа; состояния капитального строительства и себестоимости

строительно-монтажных работ; правильности приемки и учета выполнения капиталь­

ных работ.

1 Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1961,

стр. 370.

186

В соответствии ic постановлением ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенство­ вании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» строительно-монтажные организации пе­ реведены на новую систему планирования и экономиче­ ского стимулирования. Для указанных организаций вы­ шестоящие объединения устанавливают планы ©вода в действие производственных мощностей, объектов строи­ тельства и основных фондов, объем строительно-монтаж­ ных работ, задания по внедрению новой техники и дру­ гие показатели по капитальному строительству.

Капитальное строительство осуществляется на основе пятилетних планов, составляемых с разбивкой по годам и кварталам по каждой стройке. Проверяя правильность составления плана капитальных вложений, следует иметь в виду:

включены ли в план переходящие объекты строитель­ ства и предусмотрено ли по указанным объектам выпол­ нение строительно-монтажных работ в объемах, обеспе­ чивающих своевременный ввод их в эксплуатацию;

отражены ли в плане объекты, установленные выше­ стоящей организацией, строительство которых осущест­ вляется за счет централизованных капитальных вложе­ ний;

учтены ли в плане мероприятия в области повышения качества организации строительно-монтажных работ; не имеют ли место факты включения в объем капи­ тальных вложений пусковых расходов, т. е. расходов, связанных е пуском в эксплуатацию объектов и произво­

димых за счет средств основной деятельности. Проверяя качество планирования капитальных вло­

жений в целом по стройке и отдельным объектам, необ­ ходимо выяснить обеспеченность строительства источни­ ками финансирования. Централизованные капитальные вложения должны финансироваться из государственного бюджета, кредитов банка и внутрихозяйственных средств, а нецентрализозанные — за счет фондов разви­ тия производства, социально-культурных мероприятий и ширпотреба, а также долгосрочных кредитов банка.

При проверке обеспеченности капитальных вложений соответствующими источниками финансирования выяс­ няется своевременность поступления указанных средств

187


на эти цели и эффективность, их использования по целе­ вому назначению.

План капитальных вложений должен быть увязан с планом материально-технического снабжения и строи­ тельство должно быть обеспечено проектно-сметной до­ кументацией. Потребность в строительных материалах определяется исходя из фактического объема строитель­ но-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией.

Имея в виду, что проектно-сметная документация со­ ставляется проектными организациями по договору с за­ казчиками, необходимо проверить своевременность зака­ за на изготовление этой документации и результаты контроля со стороны заказчика за своевременным и точ­ ным выполнением условий договора, а также за соответ­ ствием затрат по проектно-сметной документации усло­ виям договора с проектной организацией.

Согласно действующему положению заказчик должен передать подрядчику до 1 сентября текущего года про­ ектно-сметную документацию на строительство планиру­ емого года, а именно: проектные задания, технические проекты, сметы, сметно-финансовые расчеты, единичные расценки, калькуляции сметных цен на материалы и дру­ гие документы заказчиком должны передаваться подряд­ чику при подписании договора, а рабочие чертежи и сме­ ты на строительно-монтажные работы — не позднее чем за три месяца до начала строительства.

Заказчик обязан обеспечить подрядчика техническим, электротехническим и общезаводским оборудованием для строек. Это оборудование, подлежащее монтажу, заказчиком передается подрядчику по акту. По данно­ му вопросу ревизор должен проверить, как выполняются заказчиком условия договора и не имеют ли место факты задержки передачи оборудования подрядчику и причины этой задержки. Оборудование должно завозиться на стройки согласно графику выполнения строительных ра­ бот и плану ввода в действие объектов строительства. Оборудование, поступающее от заказчика, должно при­ ниматься специальной комиссией и оформляться соответ­ ствующим актом.

Строительно-монтажные работы, выполненные под­ рядчиком, принимаются и оплачиваются заказчикЬм в

188

соответствии с заключенным договором в установленные сроки.

Основными показателями, характеризующими дея­ тельность подрядчика — строительной организации, яв­ ляются оценка выполнения плана капитального строи­ тельства и своевременный ввод в действие объектов стро­ ительства.

Ввод в действие объектов и производственных мощ­ ностей проверяется в натуральном выражении и по смет­ ной стоимости, отдельно по объектам централизованных и нецентрализованных источников финансирования.

Законченные объекты строительства, введенные в

действие, оформляются актами приемочных комиссий. Эти акты приемки выполненных работ являются основ­ ными документами учета результатов капитальных вло­ жений. В связи с этим ревизор должен проверить пра­ вильность актирования выполненных работ. При этом следует иметь в виду, что проверка работ, выполненных подрядным способом, производится путем повторного об­ мера работ, принятых по актам, а выполненных хозяй­ ственным способом — по данным нарядов.

При проверке указанных актов необходимо выяснить, все ли работы, включенные в акты, выполнены данной строительной организацией за указанный в них период, не включены ли в них работы, выполненные ранее или другими строительными организациями, а также не за­ вышены ли в них установленные цены на работы.

Наряду с проверкой актов приемки выполненных ра­ бот, ревизующий должен выяснить наличие и объем не­ завершенного капитального строительства и незавершен­ ного производства строительно-монтажных работ.

По данным баланса и актам инвентаризации застрой­ щика необходимо проверить объем и состав незавершен­ ного капитального строительства. При этом следует вы­ яснить, соответствует ли объем незавершенного произ­ водства нормальному строительному заделу в целях ритмичной работы и ввода объектов в действие. Пред­ приятия обязаны не менее одного раза в год проводить инвентаризацию незавершенного строительства по каж­ дому объекту.

Проверяя состав и объем незавершенного строитель­ ства, ревизор должен выяснить, имеется ли в составе этого производства оборудование, переданное в монтаж,

189