Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
направлены на усовершенствование техники (машин, приборов, инструментов, приспособлений, аппаратов, аг регатов и т. д.J. Это могут быть и предложения по улуч шению выпускаемой продукции, технологии производст ва, способов контроля, техники безопасности и охраны труда. Часто рационализаторские предложения позволя ют повысить производительность труда, более эффектив но использовать электроэнергию, оборудование, матери алы.
В отличие от других специальных фондов, фонд осво ения новой техники является централизованным. Он соз дается за счет отчислений от плановой фабрично-завод ской себестоимости продукции всех предприятий данного министерства в установленных размерах. Эти отчисле ния включаются в состав производственных затрат и пе речисляются с расчетного счета предприятия в центра лизованный фонд освоения новой техники министерства.
Средства из централизованного фонда освоения но вой техники расходуются по плану министерства. По ме ре поступления от министерства эти средства зачисляют ся на расчетный счет предприятия и расходуются по целевому назначению по сметам, утвержденным дирек тором предприятия.
Предприятиям, осваивающим новую технику, за счет средств указанного фонда предоставлено право произ водить дополнительные затраты, связанные с повышени ем качества, долговечности и надежности готовых изде лий, а также повышением затрат первого года массово го или серийного производства отдельных видов осваиваемых изделий.
При ревизии необходимо проверить наличие утвер жденной директором предприятия сметы расходов, свое временность образования централизованного фонда ос воения новой техники и поступления средств из этого фонда на расчетный счет предприятия и целевое исполь зование средств из фонда с учетом результатов освоения новой техники.
Расходы в области изобретения и рационализатор ских предложений как отдельных лиц, так и в целом коллектива предприятия покрываются за счет двух ис точников — из государственного бюджета и средств са мих предприятий. Изобретательство перспективного ха рактера финансируется из государственного бюджета, а
182
расходы на изобретение и рационализаторские предло жения, дающие эффект в течение данного года, включа ются в состав общезаводских затрат.
При ревизии необходимо проверить материалы о при суждении изобретательского права авторам и соблюде ние установленных размеров вознаграждений и премий, выплаченных изобретателям и рационализаторам. При
этом следует иметь в |
виду, что |
премии за содействие |
|
внедрению изобретений |
и рационализаторских |
предло |
|
жений не должны превышать 35% |
вознаграждения, вы |
||
плачиваемого авторам по результатам внедрения. |
|||
Р е з е р в ы п р е д с т о я щ и х |
р а с х о д о в . |
На пред |
приятиях резерв предстоящих расходов создается для равномерного отнесения расходов на себестоимость про дукции. В состав предстоящих расходов предприятия входят: оплата отпусков рабочим; выплата в конце года вознаграждений за выслугу лет; капитальный ремонт арендованных основных фондов; текущий ремонт своих основных фондов при условии, если этот ремонт в тече ние года осуществляется неравномерно.
Правильность резервирования и использования средств из резерва предстоящих расходов проверяется исходя из их целевого направления в соответствии с дей ствующим законодательством.
В з а и м о о т н о ш е н и я п р о м ы ш л е н н о с т и с б ю д ж е т о м . Важнейшим разделом проведения реви зии является проверка состояния взаимоотношений про мышленности с бюджетом.
При ревизии следует проверить правильность опреде ления и своевременность внесения платежей в бюджет — налога с оборота, платы за фонды, фиксированных пла тежей и свободного остатка прибыли, а также правиль ность и законность использования ассигнований из бюджета по предметно-целевому назначению.
■ Памятуя, что, с одной стороны, основным источником доходов государственного бюджета являются платежи из прибыли предприятий и, с другой стороны, прибыль служит основой для образования фондов экономическо го стимулирования и источником финансирования капи тальных вложений и прироста собственных оборотных средств, при ревизии необходимо проверить результаты планирования, выполнения плана и распределения прибы ли.
183
При ревизии выполнения обязательств по платежам из прибыли в бюджет на основе действующих инструк ций и данных налоговых отчетов и расчетов выясняются результаты выполнения плана предприятием по отдель ным видам платежей.
Налог с оборота. По налогу с оборота в результате проверки месячных отчетов, декадных и пятидневных расчетов определяется полнота начисления указанного налога, правильность определения облагаемого и необ лагаемого оборотов, соблюдение установленных цен, скидок и ставок налога. Поскольку общая сумма налога с оборота зависит от реализации продукции в ассорти ментном разрезе, необходимо проверить, полностью ли на счете реализации отражены операции, связанные с реализацией продукции на сторону, и полностью ли пред приятие использовало возможности роста реализации товаров.
Плата за фонды. По плате за фонды следует прове рить правильность определения среднегодовой балансо вой стоимости основных производственных фондов, сверхплановые запасы установленного оборудования, среднегодовую стоимость собственных оборотных средств, фактические, не прокредитованные банком, нор мируемые запасы товарно-материальных ценностей, пре доставление льгот по плате и нормы отчисления.
Для более рентабельных предприятий плата уста новлена в размере 6%, а с низким уровнем рентабель ности— 3% от стоимости основных производственных фондов .и нормируемых оборотных средств.
Рентные платежи. Посредством фиксированных, рент ных платежей изымается добавочная прибыль: в отрас лях добывающей промышленности — фиксированные платежи, а в обрабатывающей промышленности — рент ные платежи. Эти платежи исчисляются в процентах от реализованной продукции в оптовых ценах щ отраслях обрабатывающей промышленности, а в добывающей промышленности— в рублях и копейках с тонны нефти и руды, кубатуры газа и т. д.
Взносы свободного остатка прибыли. Посредством изъятия свободного остатка прибыли осуществляется окончательное регулирование взаимоотношений пред приятий с бюджетом. В связи с этим необходимо прове рить правильность исключения из прибыли — прибыли
184
от реализации товаров ширпотреба, платы за производ ственные фонды, фиксированных платежей, процентов за кредит, фондов экономического стимулирования, погаше ния кредита и затрат предприятий, предусмотренных планом.
Важным экономическим показателем, характеризу ющим деятельность предприятия является рентабель ность: общая и расчетная. Исходя из уровня расчетной рентабельности дается оценка выполнения планов и оп ределяются нормативы отчислений в фонды экономиче ского стимулирования, а общая рентабельность харак теризует эффективность производства и степень исполь зования производственных фондов предприятия.
В связи с этим необходимо проверить правильность определения рентабельности. Общая рентабельность ис числяется путем деления суммы балансовой прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах нормативов и умножения полученного результата на сто, а расчетная — делением балансовой прибыли, уменьшен ной на сумму платы за фонды, фиксированных плате жей и процентов за банковский кредит, также на сред негодовую стоимость основных производственных фон дов и нормируемых оборотных средств в пределах нормативов и умножения полученного результата на сто,
Проверяя правильность планирования и результаты выполнения плана прибыли, необходимо иметь в виду следующее.
При проверке плановых расчетов прибыли применя ется прямой и аналитический метод.
Плановая сумма балансовой прибыли методом пря мого счета проверяется путем анализа данных товарной продукции планируемого года в установленном ассорти менте в натуральном выражении, оптовой цены предпри ятия и прибыли в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого года. При обширном ассортименте продукции прибыль планируется исходя из суммы затрат па один рубль товарной продукции. Указанный метод планирования прибыли является раз новидностью метода прямого счета. • .
Аналитический, или контрольный, метод расчета прибыли, в отличие от прямого счета, дает возможность установить факторы, влияющие на рост прибыли. Сущ
185
ность этого метода заключается в том, что плановая прибыль исчисляется на основе отчетных данных пред шествующего года о фактически полученной прибыли и достигнутой рентабельности с учетом поправок, вытека ющих из особенностей работы в планируемом году.
При ревизии выполнения плана прибыли следует про верить данные объема реализации и фабрично-заводской себестоимости продукции, непроизводственных расхо дов, оптовых цен и структуры реализованной продукции, так как эти показатели являются основными, влияющи ми на размер прибыли от реализации.
На основе анализа выполнения планов по реализации продукции и прибыли, а также правильности распреде ления прибыли и выполнения обязательств по платежам в бюджет разрабатываются выводы и предложения по вопросам дальнейшего улучшения хозяйственной дея тельности и финансового положения предприятия.
§ 8. РЕВИЗИЯ КАПИТАЛЬНЫХ |
ВЛОЖЕНИИ |
В Программе КПСС говорится: |
«Создание матери |
ально-технической базы коммунизма потребует огром ных капитальных вложений. Задача состоит ов том, чтобы эти вложения были использованы наиболее разумно и экономно, с максимальным результатом и выигрышем времени»1. Достаточно отметить, что на расширение и совершенствование основных фондов ежегодно расходу ется около 20% национального дохода страны. Эти сред ства расходуются на строительство новых объектов и ре конструкцию действующих основных средств.
При ревизии капитальных вложений основное внима ние ревизора должно быть сосредоточено на проверке:
правильности планирования капитальных вложений; обеспеченности капитального строительства титуль
ными списками и проектно-сметной документацией; обеспеченности строек оборудованием для монтажа; состояния капитального строительства и себестоимости
строительно-монтажных работ; правильности приемки и учета выполнения капиталь
ных работ.
1 Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1961,
стр. 370.
186
В соответствии ic постановлением ЦК КПСС и Сове та Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенство вании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» строительно-монтажные организации пе реведены на новую систему планирования и экономиче ского стимулирования. Для указанных организаций вы шестоящие объединения устанавливают планы ©вода в действие производственных мощностей, объектов строи тельства и основных фондов, объем строительно-монтаж ных работ, задания по внедрению новой техники и дру гие показатели по капитальному строительству.
Капитальное строительство осуществляется на основе пятилетних планов, составляемых с разбивкой по годам и кварталам по каждой стройке. Проверяя правильность составления плана капитальных вложений, следует иметь в виду:
включены ли в план переходящие объекты строитель ства и предусмотрено ли по указанным объектам выпол нение строительно-монтажных работ в объемах, обеспе чивающих своевременный ввод их в эксплуатацию;
отражены ли в плане объекты, установленные выше стоящей организацией, строительство которых осущест вляется за счет централизованных капитальных вложе ний;
учтены ли в плане мероприятия в области повышения качества организации строительно-монтажных работ; не имеют ли место факты включения в объем капи тальных вложений пусковых расходов, т. е. расходов, связанных е пуском в эксплуатацию объектов и произво
димых за счет средств основной деятельности. Проверяя качество планирования капитальных вло
жений в целом по стройке и отдельным объектам, необ ходимо выяснить обеспеченность строительства источни ками финансирования. Централизованные капитальные вложения должны финансироваться из государственного бюджета, кредитов банка и внутрихозяйственных средств, а нецентрализозанные — за счет фондов разви тия производства, социально-культурных мероприятий и ширпотреба, а также долгосрочных кредитов банка.
При проверке обеспеченности капитальных вложений соответствующими источниками финансирования выяс няется своевременность поступления указанных средств
187
на эти цели и эффективность, их использования по целе вому назначению.
План капитальных вложений должен быть увязан с планом материально-технического снабжения и строи тельство должно быть обеспечено проектно-сметной до кументацией. Потребность в строительных материалах определяется исходя из фактического объема строитель но-монтажных работ в соответствии с проектно-сметной документацией.
Имея в виду, что проектно-сметная документация со ставляется проектными организациями по договору с за казчиками, необходимо проверить своевременность зака за на изготовление этой документации и результаты контроля со стороны заказчика за своевременным и точ ным выполнением условий договора, а также за соответ ствием затрат по проектно-сметной документации усло виям договора с проектной организацией.
Согласно действующему положению заказчик должен передать подрядчику до 1 сентября текущего года про ектно-сметную документацию на строительство планиру емого года, а именно: проектные задания, технические проекты, сметы, сметно-финансовые расчеты, единичные расценки, калькуляции сметных цен на материалы и дру гие документы заказчиком должны передаваться подряд чику при подписании договора, а рабочие чертежи и сме ты на строительно-монтажные работы — не позднее чем за три месяца до начала строительства.
Заказчик обязан обеспечить подрядчика техническим, электротехническим и общезаводским оборудованием для строек. Это оборудование, подлежащее монтажу, заказчиком передается подрядчику по акту. По данно му вопросу ревизор должен проверить, как выполняются заказчиком условия договора и не имеют ли место факты задержки передачи оборудования подрядчику и причины этой задержки. Оборудование должно завозиться на стройки согласно графику выполнения строительных ра бот и плану ввода в действие объектов строительства. Оборудование, поступающее от заказчика, должно при ниматься специальной комиссией и оформляться соответ ствующим актом.
Строительно-монтажные работы, выполненные под рядчиком, принимаются и оплачиваются заказчикЬм в
188
соответствии с заключенным договором в установленные сроки.
Основными показателями, характеризующими дея тельность подрядчика — строительной организации, яв ляются оценка выполнения плана капитального строи тельства и своевременный ввод в действие объектов стро ительства.
Ввод в действие объектов и производственных мощ ностей проверяется в натуральном выражении и по смет ной стоимости, отдельно по объектам централизованных и нецентрализованных источников финансирования.
Законченные объекты строительства, введенные в
действие, оформляются актами приемочных комиссий. Эти акты приемки выполненных работ являются основ ными документами учета результатов капитальных вло жений. В связи с этим ревизор должен проверить пра вильность актирования выполненных работ. При этом следует иметь в виду, что проверка работ, выполненных подрядным способом, производится путем повторного об мера работ, принятых по актам, а выполненных хозяй ственным способом — по данным нарядов.
При проверке указанных актов необходимо выяснить, все ли работы, включенные в акты, выполнены данной строительной организацией за указанный в них период, не включены ли в них работы, выполненные ранее или другими строительными организациями, а также не за вышены ли в них установленные цены на работы.
Наряду с проверкой актов приемки выполненных ра бот, ревизующий должен выяснить наличие и объем не завершенного капитального строительства и незавершен ного производства строительно-монтажных работ.
По данным баланса и актам инвентаризации застрой щика необходимо проверить объем и состав незавершен ного капитального строительства. При этом следует вы яснить, соответствует ли объем незавершенного произ водства нормальному строительному заделу в целях ритмичной работы и ввода объектов в действие. Пред приятия обязаны не менее одного раза в год проводить инвентаризацию незавершенного строительства по каж дому объекту.
Проверяя состав и объем незавершенного строитель ства, ревизор должен выяснить, имеется ли в составе этого производства оборудование, переданное в монтаж,
189