Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
но фактически еще не начатое монтажом, состояние за консервированных и временно прекращенных объектов строительства. По каждому законсервированному объек ту необходимо выяснить время и основные причины кон сервации.
Задачи ревизии заключаются в том, чтобы не только выявить факты нарушения сметной дисциплины, но и наметить меры к устранению причин, порождающих эти нарушения. Ревизор должен исследовать случаи пере платы заказчика подрядным строительным организаци ям за выполнение работы, превышения стоимости строи тельства в результате замены одних материалов други ми, уплаты пени и штрафов, списания затрат на прекращенное строительство за счет оборотных средств действующих предприятий и др. Безвозвратные (бросо вые) затраты по прекращенным работам должны быть списаны с баланса, при наличии разрешения вышесто ящей организации, за счет полученного на указанные ра боты финансирования на основании акта.
Причины прекращения строительства могут быть за висящими и не зависящими от застройщика. Прекраще ние работ по тому или иному объекту в связи с измене нием общего плана строительства предприятия или его объекта по распоряжению вышестоящих звеньев не за висит от застройщика, а прекращение работ, начатых по инициативе застройщика при отсутствии надлежащей технической документации, непосредственно зависит от застройщика. В связи с этим по каждому объекту стро ительства необходимо выяснить причины прекращения, особенно зависящие от застройщика, и установить кон кретных виновных лиц, допустивших беспроектное стро ительство.
Строительно-монтажные работы выполняются как подрядным, так и хозяйственным способами строитель ства. При подрядном способе строительства строитель но-монтажные работы производятся согласно договору, заключенному между заказчиком и подрядчиком. В ука занном договоре предусматриваются сроки начала и за вершения строительных и монтажных работ по каждому объекту, объем строительно-монтажных работ по смет ной стоимости, условия и порядок обеспечения строи тельства необходимыми материалами и оборудованием,
190
порядок расчетов за выполненные строительные работы, соответствующие санкции за нарушение как заказчиком, так и подрядчиком условий договора и др.
По данному вопросу ревизор должен проверить свое временность и правильность заключенных договоров, удовлетворительность условий, предусмотренных в дого- ^’ворах с подрядчиком, с точки зрения обеспечения свое временности завершения строительства и ввода в дей
ствие объектов.
Если строительно-монтажные работы при подряд ном способе строительства выполняются подрядчиком, то при хозяйственном способе строительства они произво дятся непосредственно самими предприятиями, т. е. за стройщиком. В этих целях на предприятиях создаются специальные отделы капитального строительства (ОК'Сы), расходы по текущему содержанию которых включаются в состав накладных расходов 'строительства.
При ревизии затрат по капитальному строительству при хозяйственном способе ревизор должен проверить:
обеспеченность строительства рабочей силой, необхо димыми инструментами, оборудованием, строительной техникой; степень механизации строительных работ, ис пользование местных строительных материалов и дости жений современной строительной техники, концентрации материально-технических средств на важнейших пуско вых объектах;
причины удорожания или снижения затрат на мате риалы, законность отнесения тех или иных расходов на себестоимость строительных материалов и сохранность последних на строительной площадке, а также соответ ствие фактически израсходованных материалов потреб ности 'в них по нормам на выполненный объем строи тельно-монтажных работ;
правильность начисления и использования фонда за работной платы и расчетов с работниками ОКСа, соблю дение установленной системы оплаты труда;
состояние производительности труда и эффективность использования рабочей силы и основные причины потери рабочего времени;
правильность списания накладных расходов по объ ектам строительства и выполнение плана по снижению строительно-монтажных работ.
191
§9. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ИВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Коммунистическая партия и Советское правительство придают огромное значение правильной организации и постановке учета и отчетности, которые являются оруди ем государственного управления, планирования и конт роля. Значение учета весьма огромно. Он способствует развитию производительных сил страны и эффективно му использованию природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов народного хозяйства.
Состояние бухгалтерского учета и отчетности изуча ется на всех этапах проведения ревизии финансово-хо зяйственной деятельности предприятий, так как без дан ных учета невозможна проверка состояния любого воп роса работы предприятия.
В соответствии с Положением о министерствах
СССР, утвержденным постановлением Совета Минист ров СССР от 10 июля 1967 г., министерство в области финансов и кредита «проводит мероприятия по укрепле нию хозяйственного расчета... организует контрольно-ре визионную работу в системе министерства..., осущест вляет контроль за правильным ведением и достоверно стью учета н отчетности в системе министерства» '.
По данному вопросу в Положении о социалистиче ском государственном производственном предприятии подчеркивается: «Предприятие ведет бухгалтерский, опе ративный и статистический учет, внедряет передовые ме тоды и формы учета и вычислительных работ, составля ет отчетность по утвержденным формам и представляет ее в установленные сроки соответствующим органам» 1.2
В области состояния бухгалтерского учета и отчет ности основными задачами ревизии являются: проверка соблюдения правил ведения бухгалтерского учета в соот ветствии с утвержденным счетным планом и инструкцией соответствующих министерств; установление овоевремен-
1 См. Положение о министерствах СССР, утвержденное поста новлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г.
2 См. Положение о социалистическом государственном произ водственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731. М., 1965.
192
ного учета всех производственно-финансовых операций и законность их совершения; качество и своевременность составления отчетности и качество их анализа; выполне ние главным бухгалтером предприятия в своей деятель ности возложенных на него функций; проведение меро приятий по внедрению прогрессивных форм и методов организации учета.
На предприятиях применяются различные формы и методы учета. В связи с этим в ходе ревизии необходи мо проверить, какие формы и методы учета внедрены на данном предприятии (журнально-ордерная форма, нор мативный метод учета, оперативно-бухгалтерский (саль довый) метод, бездокументный внутризаводской метод учета и др.) и их эффективность, так как каждый из ука занных методов учета имеет свои преимущества и недо статки.
Методология организации учета и отчетности разра батывается Министерством финансов СССР и утвержда ется ЦСУ СССР. Исходя из инструкции Министерства финансов СССР проверяется правильность постановки бухгалтерского учета и отчетности, доброкачествен ность бухгалтерских документов, точность и своевремен ность бухгалтерских записей.
Своевременнссть учета проверяется путем изучения соблюдения на предприятиях установленных сроков со ставления первичных приходных и расходных докумен тов, представления их в бухгалтерию для соответству ющей обработки и отражения на счетах синтетического и аналитического учета, соблюдения установленных сроков представления отчетности.
В организации бухгалтерского учета важное значение имеет механизация учета и вычислительных работ. В связи с этим следует проверить, как способствует это мероприятие сокращению первичной документации, уп рощению документооборота, повышению достоверности данных учета и какие мероприятия намечены для даль нейшей механизации наиболее трудоемких участков ор ганизации бухгалтерского учета.
При ревизии необходимо проверить структуру бухгал терии предприятия и установить, не содержатся ли из лишние работники и правильно ли распределяется на грузка между отдельными сотрудниками бухгалтерии,
П-803.-13 |
193 |
взаимозаменяемость работников бухгалтерии, мероприя тия :з области повышения их деловой квалификации, принятые социалистические обязательства по повышению качества учета и отчетности.
Ревизору необходимо изучить условия труда работ ников бухгалтерии, т. е. обеспеченность их справочной литературой и соответствующими инструкциями по веде нию бухгалтерского учета и составления отчетности, сборниками законов, решений и постановлений партии и правительства, современной счетно-вычислительной тех никой, соответствующими формами и бланками бухгал терских документов, наличие условий для сохранности бухгалтерских документов и отчетов в архиве и др.
Качество бухгалтерского учета проверяется исходя из данных аналитического и синтетического учета, их тождественности, соответствия отчетных показателей данным бухгалтерского учета.
При ревизии важное значение имеет проверка каче ства составления первичных бухгалтерских документов. Каждый первичный документ должен быть оформлен надлежащим образом и иметь бухгалтерскую обработку. Проверяя качество первичной документации, необходимо изучить, правильно ли оформлены документы, заполнены ли все реквизиты в них, имеются ли соответствующие разрешительные надписи и подписи должностных лиц.
Качество составления первичных документов реко мендуется проверять выборочно, а в необходимых слу чаях — путем сплошной проверки. Качество оформления бухгалтерских документов изучается и путем встречных проверок, т. е. данные проверяемых документов сопоста вляются с данными других экземпляров этих же доку ментов, находящихся в других организациях.
Важное значение имеет централизация учета не толь ко с точки зрения улучшения качества учета и отчетно сти, сокращения штатов бухгалтерии и расходов на со держание управленческого персонала, но в значительной степени и с точки зрения повышения финансовой дисци плины. Поэтому необходимо проверить результаты вы
полнения |
постановления Совета Министров СССР от |
6 ноября |
1964 г. «О мерах по устранению серьезных не |
достатков |
в организации бухгалтерского учета и усиле |
194
нию его роли в осуществлении контроля в народном хо зяйстве».
При ревизии состояния бухгалтерского учета необхо димо обратить особое внимание на проверку достоверно сти отчетности, представляемой как вышестоящей орга низации, так и финансово-кредитным учреждениям и ор ганам государственного контроля, а также ЦСУ. Проверка достоверности отчетных данных имеет важное значение, так как по данным отчетности оценивается дея тельность предприятий и принимаются соответствующие решения по вопросам дальнейшего улучшения их ра боты.
В ходе ревизии необходимо проверить качество счет ной проверки. Руководствуясь указаниями Министерст ва финансов СССР о методах счетной проверки бухгал терских отчетов и балансов государственных предприя тий и организаций, необходимо выяснить, какие недостатки были установлены в результате счетной про верки.
Одной из форм государственного контроля является внутрихозяйственный финансовый контроль подчинен ных заводоуправлению цехов, отделов капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и других подразделений за их хозяйственной и финансовой деятельностью.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуще ствляется бухгалтерией и специалистами других служб, т. е. административными и инженерно-техническими ра ботниками предприятия. Он помогает своевременно вскрывать недостатки в работе предприятия и различ ные нарушения 1в хозяйственной деятельности, выявлять резервы роста производительности труда и перевыполне ния производственной программы, разумно использовать материалы, трудовые и финансовые ресурсы и улучшить их сохранность, обеспечить соблюдение социалистиче ской законности и дисциплины.
При ревизии состояния внутрихозяйственного финан сового контроля необходимо проверить:
утвержденные директором предприятия положения о функциях соответствующих служб и отделов заводо управления;
13* |
195 |
инструкции о служебных обязанностях отдельных работников;
план проведения ревизий и тематических проверок деятельности внутризаводских подразделений, своевре менность и качество их проведения; насколько полно бы ли охвачены службы ревизиями и проверками и как всесторонне проверены соответствующие участки реви зуемого объекта;
меры, принимаемые руководством предприятия по результатам ревизий и проверок, и их эффективность.
|
|
|
|
|
О Г Л А В Л Е Н И Е |
|
|
|
|
|
||||
|
Глава I. |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
И |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ |
||||||||||
|
|
|
|
КОНТРОЛЬ |
В СССР |
|
|
|
|
|
||||
§ |
1. |
Сущность и значение контроля в народном хозяйстве |
. |
3 |
||||||||||
§ |
2. |
Органы |
государственного |
контроля СССР . . |
. 1 |
2 |
||||||||
§ |
3. |
Общественно-политический к о н т р о л ь .................................... |
|
. . . |
31 |
|||||||||
§ |
4. |
Формы |
и |
методы |
финансового |
контроля |
|
35 |
||||||
§ |
5. |
Организация ревизионной |
р а б о т ы .................................... |
|
|
|
44 |
|||||||
|
Глава II. |
РЕВИЗИЯ |
БЮДЖЕТНЫХ |
УЧРЕЖДЕНИИ |
|
|||||||||
§ |
1. |
Ревизия главных распорядителей кредитов и распорядите |
||||||||||||
§ |
2. |
лей кредитов второй |
степени |
............................................. |
|
|
|
|
52 |
|||||
Ревизия исполнения смет распорядителей кредитов третьей |
|
|||||||||||||
§ |
3. |
с т е п е н и |
........................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
. |
60 |
||
Ревизия |
кассы, текущих и бюджетных счетов |
. |
82 |
|||||||||||
§ |
4. |
Ревизия |
операций |
с |
материальными ценностями |
. |
. |
88 |
||||||
§ 5. |
Проверка |
расчетных |
о п е р а ц и й |
............................................. |
|
|
|
94 |
||||||
§ |
6. |
Проверка операций по внебюджетным средствам |
|
. |
98 |
|||||||||
§ |
7. |
Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности |
103 |
|||||||||||
|
Глава III. РЕВИЗИЯ |
СОСТАВЛЕНИЯ и |
ИСПОЛНЕ |
|||||||||||
|
|
|
|
НИЯ |
БЮДЖЕТА |
|
|
|
|
|
|
|||
§ |
1. |
Ревизия составления б ю д ж е т а .............................................. |
|
|
. |
. |
105' |
|||||||
§ |
2. |
Ревизия |
исполнения бюджета . . . |
. 1 1 9 |
||||||||||
|
Глава IV. РЕВИЗИЯ |
ПРОМЫШЛЕННЫХ |
ПРЕДПРИ |
|||||||||||
|
|
|
|
ЯТИЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ |
1. |
Основные задачи ревизии промышленных предприятий |
138 |
|||||||||||
§ |
2. |
Ревизия денежных и расчетно-кредитных операций |
. |
139 |
||||||||||
§ |
3. |
Ревизия |
основных |
и |
оборотных |
средств |
. . |
|
. |
144 |
||||
§ |
4. |
Ревизия выполнения плана по труду и использования |
||||||||||||
§ 5. |
фондов |
заработной |
п л а т ы ............................................. |
|
|
|
|
153 |
||||||
Ревизия сохранности и правильности использования ма |
||||||||||||||
§ 6. |
териальных ценностей |
|
...................................................... |
|
|
|
|
|
158 |
|||||
Ревизия |
выполнения плана производства, себестоимости |
и |
||||||||||||
§ |
7. |
реализации продукции |
...................................................... |
|
|
|
|
|
163 |
|||||
Ревизия финансовых результатов и финасового состояния |
174 |
|||||||||||||
§ |
8. |
Ревизия |
капитальных |
в л о ж е н и й .................................... |
|
|
|
186 |
||||||
■§ 9. |
Проверка |
состояния бухгалтерского учета и внутрихозяй |
||||||||||||
|
|
ственного |
финансового |
контроля |
.................................... |
|
|
|
|
192 |
197
Иван Андреевич Андреев
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР
Редактор Р. Г. Биктанов
Техн. редактор Т. А. Михеева Обл. художника Р. Н. Степанова
Корректор В. А. Мулюкова
Сдано в набор 20/VI-74 г.
JПодписано к печати 17/Х-74 г.
ПФ 11121.
Формат бумаги 84X108 732
Печ. л. 6,25 (10,5). Уч.-изд. л. 10,6.
Заказ П-803. Тираж 2000 экз.
Цена без переплета 85 коп. Переплет 10 коп,
Издательство Казанского университета г. Казань, ул. Ленина, 4/5
Полиграфкомбинат им. К. Якуба Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров ТАССР г, Казань, уд. Миславского, 9