Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

но фактически еще не начатое монтажом, состояние за­ консервированных и временно прекращенных объектов строительства. По каждому законсервированному объек­ ту необходимо выяснить время и основные причины кон­ сервации.

Задачи ревизии заключаются в том, чтобы не только выявить факты нарушения сметной дисциплины, но и наметить меры к устранению причин, порождающих эти нарушения. Ревизор должен исследовать случаи пере­ платы заказчика подрядным строительным организаци­ ям за выполнение работы, превышения стоимости строи­ тельства в результате замены одних материалов други­ ми, уплаты пени и штрафов, списания затрат на прекращенное строительство за счет оборотных средств действующих предприятий и др. Безвозвратные (бросо­ вые) затраты по прекращенным работам должны быть списаны с баланса, при наличии разрешения вышесто­ ящей организации, за счет полученного на указанные ра­ боты финансирования на основании акта.

Причины прекращения строительства могут быть за­ висящими и не зависящими от застройщика. Прекраще­ ние работ по тому или иному объекту в связи с измене­ нием общего плана строительства предприятия или его объекта по распоряжению вышестоящих звеньев не за­ висит от застройщика, а прекращение работ, начатых по инициативе застройщика при отсутствии надлежащей технической документации, непосредственно зависит от застройщика. В связи с этим по каждому объекту стро­ ительства необходимо выяснить причины прекращения, особенно зависящие от застройщика, и установить кон­ кретных виновных лиц, допустивших беспроектное стро­ ительство.

Строительно-монтажные работы выполняются как подрядным, так и хозяйственным способами строитель­ ства. При подрядном способе строительства строитель­ но-монтажные работы производятся согласно договору, заключенному между заказчиком и подрядчиком. В ука­ занном договоре предусматриваются сроки начала и за­ вершения строительных и монтажных работ по каждому объекту, объем строительно-монтажных работ по смет­ ной стоимости, условия и порядок обеспечения строи­ тельства необходимыми материалами и оборудованием,

190

порядок расчетов за выполненные строительные работы, соответствующие санкции за нарушение как заказчиком, так и подрядчиком условий договора и др.

По данному вопросу ревизор должен проверить свое­ временность и правильность заключенных договоров, удовлетворительность условий, предусмотренных в дого- ^’ворах с подрядчиком, с точки зрения обеспечения свое­ временности завершения строительства и ввода в дей­

ствие объектов.

Если строительно-монтажные работы при подряд­ ном способе строительства выполняются подрядчиком, то при хозяйственном способе строительства они произво­ дятся непосредственно самими предприятиями, т. е. за­ стройщиком. В этих целях на предприятиях создаются специальные отделы капитального строительства (ОК'Сы), расходы по текущему содержанию которых включаются в состав накладных расходов 'строительства.

При ревизии затрат по капитальному строительству при хозяйственном способе ревизор должен проверить:

обеспеченность строительства рабочей силой, необхо­ димыми инструментами, оборудованием, строительной техникой; степень механизации строительных работ, ис­ пользование местных строительных материалов и дости­ жений современной строительной техники, концентрации материально-технических средств на важнейших пуско­ вых объектах;

причины удорожания или снижения затрат на мате­ риалы, законность отнесения тех или иных расходов на себестоимость строительных материалов и сохранность последних на строительной площадке, а также соответ­ ствие фактически израсходованных материалов потреб­ ности 'в них по нормам на выполненный объем строи­ тельно-монтажных работ;

правильность начисления и использования фонда за­ работной платы и расчетов с работниками ОКСа, соблю­ дение установленной системы оплаты труда;

состояние производительности труда и эффективность использования рабочей силы и основные причины потери рабочего времени;

правильность списания накладных расходов по объ­ ектам строительства и выполнение плана по снижению строительно-монтажных работ.

191


§9. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Коммунистическая партия и Советское правительство придают огромное значение правильной организации и постановке учета и отчетности, которые являются оруди­ ем государственного управления, планирования и конт­ роля. Значение учета весьма огромно. Он способствует развитию производительных сил страны и эффективно­ му использованию природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов народного хозяйства.

Состояние бухгалтерского учета и отчетности изуча­ ется на всех этапах проведения ревизии финансово-хо­ зяйственной деятельности предприятий, так как без дан­ ных учета невозможна проверка состояния любого воп­ роса работы предприятия.

В соответствии с Положением о министерствах

СССР, утвержденным постановлением Совета Минист­ ров СССР от 10 июля 1967 г., министерство в области финансов и кредита «проводит мероприятия по укрепле­ нию хозяйственного расчета... организует контрольно-ре­ визионную работу в системе министерства..., осущест­ вляет контроль за правильным ведением и достоверно­ стью учета н отчетности в системе министерства» '.

По данному вопросу в Положении о социалистиче­ ском государственном производственном предприятии подчеркивается: «Предприятие ведет бухгалтерский, опе­ ративный и статистический учет, внедряет передовые ме­ тоды и формы учета и вычислительных работ, составля­ ет отчетность по утвержденным формам и представляет ее в установленные сроки соответствующим органам» 1.2

В области состояния бухгалтерского учета и отчет­ ности основными задачами ревизии являются: проверка соблюдения правил ведения бухгалтерского учета в соот­ ветствии с утвержденным счетным планом и инструкцией соответствующих министерств; установление овоевремен-

1 См. Положение о министерствах СССР, утвержденное поста­ новлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г.

2 См. Положение о социалистическом государственном произ­ водственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731. М., 1965.

192

ного учета всех производственно-финансовых операций и законность их совершения; качество и своевременность составления отчетности и качество их анализа; выполне­ ние главным бухгалтером предприятия в своей деятель­ ности возложенных на него функций; проведение меро­ приятий по внедрению прогрессивных форм и методов организации учета.

На предприятиях применяются различные формы и методы учета. В связи с этим в ходе ревизии необходи­ мо проверить, какие формы и методы учета внедрены на данном предприятии (журнально-ордерная форма, нор­ мативный метод учета, оперативно-бухгалтерский (саль­ довый) метод, бездокументный внутризаводской метод учета и др.) и их эффективность, так как каждый из ука­ занных методов учета имеет свои преимущества и недо­ статки.

Методология организации учета и отчетности разра­ батывается Министерством финансов СССР и утвержда­ ется ЦСУ СССР. Исходя из инструкции Министерства финансов СССР проверяется правильность постановки бухгалтерского учета и отчетности, доброкачествен­ ность бухгалтерских документов, точность и своевремен­ ность бухгалтерских записей.

Своевременнссть учета проверяется путем изучения соблюдения на предприятиях установленных сроков со­ ставления первичных приходных и расходных докумен­ тов, представления их в бухгалтерию для соответству­ ющей обработки и отражения на счетах синтетического и аналитического учета, соблюдения установленных сроков представления отчетности.

В организации бухгалтерского учета важное значение имеет механизация учета и вычислительных работ. В связи с этим следует проверить, как способствует это мероприятие сокращению первичной документации, уп­ рощению документооборота, повышению достоверности данных учета и какие мероприятия намечены для даль­ нейшей механизации наиболее трудоемких участков ор­ ганизации бухгалтерского учета.

При ревизии необходимо проверить структуру бухгал­ терии предприятия и установить, не содержатся ли из­ лишние работники и правильно ли распределяется на­ грузка между отдельными сотрудниками бухгалтерии,

П-803.-13

193


взаимозаменяемость работников бухгалтерии, мероприя­ тия :з области повышения их деловой квалификации, принятые социалистические обязательства по повышению качества учета и отчетности.

Ревизору необходимо изучить условия труда работ­ ников бухгалтерии, т. е. обеспеченность их справочной литературой и соответствующими инструкциями по веде­ нию бухгалтерского учета и составления отчетности, сборниками законов, решений и постановлений партии и правительства, современной счетно-вычислительной тех­ никой, соответствующими формами и бланками бухгал­ терских документов, наличие условий для сохранности бухгалтерских документов и отчетов в архиве и др.

Качество бухгалтерского учета проверяется исходя из данных аналитического и синтетического учета, их тождественности, соответствия отчетных показателей данным бухгалтерского учета.

При ревизии важное значение имеет проверка каче­ ства составления первичных бухгалтерских документов. Каждый первичный документ должен быть оформлен надлежащим образом и иметь бухгалтерскую обработку. Проверяя качество первичной документации, необходимо изучить, правильно ли оформлены документы, заполнены ли все реквизиты в них, имеются ли соответствующие разрешительные надписи и подписи должностных лиц.

Качество составления первичных документов реко­ мендуется проверять выборочно, а в необходимых слу­ чаях — путем сплошной проверки. Качество оформления бухгалтерских документов изучается и путем встречных проверок, т. е. данные проверяемых документов сопоста­ вляются с данными других экземпляров этих же доку­ ментов, находящихся в других организациях.

Важное значение имеет централизация учета не толь­ ко с точки зрения улучшения качества учета и отчетно­ сти, сокращения штатов бухгалтерии и расходов на со­ держание управленческого персонала, но в значительной степени и с точки зрения повышения финансовой дисци­ плины. Поэтому необходимо проверить результаты вы­

полнения

постановления Совета Министров СССР от

6 ноября

1964 г. «О мерах по устранению серьезных не­

достатков

в организации бухгалтерского учета и усиле­

194

нию его роли в осуществлении контроля в народном хо­ зяйстве».

При ревизии состояния бухгалтерского учета необхо­ димо обратить особое внимание на проверку достоверно­ сти отчетности, представляемой как вышестоящей орга­ низации, так и финансово-кредитным учреждениям и ор­ ганам государственного контроля, а также ЦСУ. Проверка достоверности отчетных данных имеет важное значение, так как по данным отчетности оценивается дея­ тельность предприятий и принимаются соответствующие решения по вопросам дальнейшего улучшения их ра­ боты.

В ходе ревизии необходимо проверить качество счет­ ной проверки. Руководствуясь указаниями Министерст­ ва финансов СССР о методах счетной проверки бухгал­ терских отчетов и балансов государственных предприя­ тий и организаций, необходимо выяснить, какие недостатки были установлены в результате счетной про­ верки.

Одной из форм государственного контроля является внутрихозяйственный финансовый контроль подчинен­ ных заводоуправлению цехов, отделов капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и других подразделений за их хозяйственной и финансовой деятельностью.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуще­ ствляется бухгалтерией и специалистами других служб, т. е. административными и инженерно-техническими ра­ ботниками предприятия. Он помогает своевременно вскрывать недостатки в работе предприятия и различ­ ные нарушения 1в хозяйственной деятельности, выявлять резервы роста производительности труда и перевыполне­ ния производственной программы, разумно использовать материалы, трудовые и финансовые ресурсы и улучшить их сохранность, обеспечить соблюдение социалистиче­ ской законности и дисциплины.

При ревизии состояния внутрихозяйственного финан­ сового контроля необходимо проверить:

утвержденные директором предприятия положения о функциях соответствующих служб и отделов заводо­ управления;

13*

195


инструкции о служебных обязанностях отдельных работников;

план проведения ревизий и тематических проверок деятельности внутризаводских подразделений, своевре­ менность и качество их проведения; насколько полно бы­ ли охвачены службы ревизиями и проверками и как всесторонне проверены соответствующие участки реви­ зуемого объекта;

меры, принимаемые руководством предприятия по результатам ревизий и проверок, и их эффективность.

 

 

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

Глава I.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

И

ОБЩЕСТВЕННЫЙ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬ

В СССР

 

 

 

 

 

§

1.

Сущность и значение контроля в народном хозяйстве

.

3

§

2.

Органы

государственного

контроля СССР . .

. 1

2

§

3.

Общественно-политический к о н т р о л ь ....................................

 

. . .

31

§

4.

Формы

и

методы

финансового

контроля

 

35

§

5.

Организация ревизионной

р а б о т ы ....................................

 

 

 

44

 

Глава II.

РЕВИЗИЯ

БЮДЖЕТНЫХ

УЧРЕЖДЕНИИ

 

§

1.

Ревизия главных распорядителей кредитов и распорядите­

§

2.

лей кредитов второй

степени

.............................................

 

 

 

 

52

Ревизия исполнения смет распорядителей кредитов третьей

 

§

3.

с т е п е н и

........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

.

60

Ревизия

кассы, текущих и бюджетных счетов

.

82

§

4.

Ревизия

операций

с

материальными ценностями

.

.

88

§ 5.

Проверка

расчетных

о п е р а ц и й

.............................................

 

 

 

94

§

6.

Проверка операций по внебюджетным средствам

 

.

98

§

7.

Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности

103

 

Глава III. РЕВИЗИЯ

СОСТАВЛЕНИЯ и

ИСПОЛНЕ­

 

 

 

 

НИЯ

БЮДЖЕТА

 

 

 

 

 

 

§

1.

Ревизия составления б ю д ж е т а ..............................................

 

 

.

.

105'

§

2.

Ревизия

исполнения бюджета . . .

. 1 1 9

 

Глава IV. РЕВИЗИЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИ ­

 

 

 

 

ЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§

1.

Основные задачи ревизии промышленных предприятий

138

§

2.

Ревизия денежных и расчетно-кредитных операций

.

139

§

3.

Ревизия

основных

и

оборотных

средств

. .

 

.

144

§

4.

Ревизия выполнения плана по труду и использования

§ 5.

фондов

заработной

п л а т ы .............................................

 

 

 

 

153

Ревизия сохранности и правильности использования ма­

§ 6.

териальных ценностей

 

......................................................

 

 

 

 

 

158

Ревизия

выполнения плана производства, себестоимости

и

§

7.

реализации продукции

......................................................

 

 

 

 

 

163

Ревизия финансовых результатов и финасового состояния

174

§

8.

Ревизия

капитальных

в л о ж е н и й ....................................

 

 

 

186

■§ 9.

Проверка

состояния бухгалтерского учета и внутрихозяй­

 

 

ственного

финансового

контроля

....................................

 

 

 

 

192

197


Иван Андреевич Андреев

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР

Редактор Р. Г. Биктанов

Техн. редактор Т. А. Михеева Обл. художника Р. Н. Степанова

Корректор В. А. Мулюкова

Сдано в набор 20/VI-74 г.

JПодписано к печати 17/Х-74 г.

ПФ 11121.

Формат бумаги 84X108 732

Печ. л. 6,25 (10,5). Уч.-изд. л. 10,6.

Заказ П-803. Тираж 2000 экз.

Цена без переплета 85 коп. Переплет 10 коп,

Издательство Казанского университета г. Казань, ул. Ленина, 4/5

Полиграфкомбинат им. К. Якуба Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров ТАССР г, Казань, уд. Миславского, 9