Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по ликвидации параллелизма, бесхозяйственности и во­ локиты, а также осуществление контроля за деятель­ ностью наркоматов и их управлений и отделов на местах.

Таким образом, государственный контроль из органа формального контроля был превращен в орган более эффективного государственного контроля.

В. И. Ленин, создавая социалистический государст­ венный контроль и непосредственно руководя всей его работой, добивался организации всенародного контроля и его демократизации путем вовлечения в социалистиче­ ское строительство рабочих и крестьян. В. И. Ленин в целях доведения до конца начатой в 1919 г. реорганиза­ ции государственного контроля ставит задачу организа­ ции рабоче-крестьянской инспекции, направляя всю ра­ боту к полному «орабочению» и «окрестьяниванию» государственного контроля.

7 февраля 1920 г. ВЦИК постановил реогранизовать государственный контроль как в центре, так и на местах в единый орган социалистического контроля путем при­ влечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование «Рабоче-крестьянская инспекция». Согласно Положению о Рабоче-крестьянской инспекции, членами ее могли стать все трудящиеся, имеющие избирательное право по Конституции РСФСР.

В письме от 27 сентября 1921 г. «К вопросу о зада­ чах Рабкрина, их понимании и их исполнении» В. И. Ле­

нин подчеркнул:

 

 

 

 

 

«Задача

Рабоче-крестьянской инспекции — не только

и даже не столько

«ловить»,

«изобличить»

(это задача

суда,

с которым

Рабкрин

соприкасается

близко, но

отнюдь не тождествен),— сколько уметь поправить.

Умелое

исправление вовремя — вот

главная

задача

Рабкрина»

'.

 

инспекцию

(РКИ),

кроме

На

Рабоче-крестьянскую

функций бывшего

Наркомата государственного

конт­

роля, возлагались наблюдение за исполнением всех ди­ ректив Советской власти, надзор за учетом, распределе­ нием и хранением государственного имущества, сокра­ щением расходов на содержание государственного1

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 127.

8


аппарата управления, искоренение бюрократизма и во­ локиты и др.

В. И. Ленин в обращении к Президиуму V Всероссий­ ского съезда профсоюза советских работников в ноябре 1922 г. писал: «Главнейшей очередной задачей настоя­ щего времени, и на ближайшие годы — важнейшей, является систематическое уменьшение и удешевление советского аппарата путем сокращения его, более совер­ шенной организации, уничтожения волокиты, бюрокра­ тизма и уменьшения непроизводительных расходов» *.

Эта мысль красной нитью проходит и в его работах «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше». «Мы должны свести наш госаппарат до мак­ симальной экономии. Мы должны изгнать из него все следы излишества, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистиче­ ского аппарата» 2,1 — писал он.

По плану В. И. Ленина орудием совершенствования и удешевления государственного аппарата должна была стать РКП. В статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин подчеркивает: «..мы должны сделать Раб­ крин, как орудие улучшения нашего аппарата, действи­ тельно образцовым учреждением» 3.

Исходя из ленинских указаний, XII съезд партии (ап­ рель 1923 г.) принял решение об объединении органов, занимающихся вопросами совершенствования работы советского (Рабоче-крестьянская инспекция) и партий­ ного (Центральная Контрольная Комиссия) аппарата в единый орган советского и партийного контроля — ЦКК и НК РКИ. В решении XII съезда партии было сказано: «Контрольная деятельность должна иметь своей основ­ ной целью выяснение практических достижений или не­ достатков хозяйственных и административных органов и установление характерных для данной области типи­ ческих приемов хищений и изыскание средств предотвра­ щения их...» 4.

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 310. 2 Там ж?, стр. 405.

3Там же, стр. 391.

4«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле­

нумов ЦК». Изд. 8-е, доп. и испр., т. 2. М., Политиздат, 1970, ?тр. 447.

9


На основе решения XII съезда партии Президиум ЦИК и СНК СССР приняли постановление от 6 сен­ тября 1923 г. «О реорганизации РКИ», а третья сессия ЦИК СССР 12 ноября 1923 г. утвердила новое положе­ ние о Наркомате РКИ.

Единый орган ЦКК — НК РКИ провел большую ра­ боту в области проверки исполнения директив партии и правительства по сокращению и удешевлению аппарата

управления,

совершенствованию

учета и отчетности

и т. д.

Президиума Верховного Совета СССР от

Указом

6 сентября

1940 г. был образован

союзно-республикан­

ский Народный комиссариат государственного контроля. На Наркомат' госконтроля была возложена не только проверка исполнения директив партии и правительства, но и контроль над учетом и расходованием государствен­ ных средств и материальных ценностей, находящихся в распоряжении государственных, кооперативных и дру­ гих общественных организаций.

XXII съезд партии поручил ЦК КПСС разработать и провести в жизнь практические меры в области улуч­ шения и совершенствования партийного, государствен­ ного контроля. ЦК КПСС признал целесообразным ре­ организовать прежнюю систему государственного конт­ роля. Решением ноябрьского (1962) Пленума ЦК КПСС вместо двух контрольных органов — Комиссии партий­ ного контроля при ЦК КПСС и Комиссии советского контроля Совета Министров СССР был создан единый контрольный центр — Комитет партийно-государствен­ ного контроля с соответствующими органами на местах.

Основной задачей органов партийно-государствен­ ного контроля как в центре, так и на местах являлось оказание систематической помощи партии и правитель­ ству в организации проверки исполнения директив пар­ тии и правительства, в совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении пар­ тийной и государственной дисциплины и социалистиче­ ской законности.

Л. И. Брежнев на декабрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС отметил: «Сейчас органы контроля называются органами партийно-государственного контроля. Это не совсем точное название. Оно не достаточно полно отра­ жает тот факт, что контроль в нашей стране является

10


народным. Поэтому будет более правильно преобразо­ вать эти органы и назвать их органами народного контроля» '.

В целях широкого привлечения трудящихся в дело проверки и контроля, а также повышения их роли в ра­ боте контрольных органов Пленум ЦК КПСС постано­ вил преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля, которые должны явиться одним из действенных средств партии и прави­ тельства по еще более широкому вовлечению народных мясе в управление делами государства, служить обеспе­ чению систематической проверки исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, укреплению государственной дисциплины и социалистической законности.

В настоящее время в условиях развернутого строи­ тельства коммунизма, при огромных масштабах обще­ ственного производства, значение государственного конт­ роля неизмеримо возрастает.

Бережное отношение к общественной собственности, дальнейшее выявление и использование резервов, тая­ щихся в народном хозяйстве, сокращение издержек про­ изводства и непроизводительных расходов ускоряют дви­ жение социалистического общества к коммунизму.

Главными задачами экономической работы являются борьба за наиболее эффективное использование народ­ нохозяйственных ресурсов, и в частности финансовых ресурсов, в целях достижения в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах и увеличение на этой основе темпов роста производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, по­ вышение благосостояния народа.

Социалистическое хозяйствование — дело партийное, политическое. Соблюдению партийного, политического подхода к вопросам экономики во всех звеньях народ­ ного хозяйства и призваны служить органы народного контроля.1

1 Газета «Правда» от 7 декабря 1965 г.

11

§ 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СССР

Контроль органов государственной власти

игосударственного управления

ВСССР высший (государственный контроль осуще­ ствляют органы 'государственной власти и государствен­ ного управления. Согласно статье 30 Конституции СССР

высшим органом государственной 'власти СССР является

Верховный Совет СССР, а согласно статье 64 высшим исполнительным и распорядительным органом государ­ ственной власти СССР является Совет Министров СССР. Последний ответствен перед Верховным Советом СССР

и ему подотчетен, а в период между сессиями Верхов­ ного Совета — 'перед Президиумом Верховного Совета

СССР, которому подотчетен.

Согласно статье 14 Конституции СССР ведению

СССР в лице его высших органов государственной вла­ сти и государственного управления наряду с другими задачами подлежат:

контроль за соблюдением Конституции СССР и обес­ печение соответствия конституции союзных республик с Конституцией СССР;

установление народнохозяйственных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета

СССР и отчета об его исполнения, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союз­ ного, республиканских и местных;

управление банками, промышленными и сельскохо­ зяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью я строитель­

ством союзно-республиканского подчинения; управление транспортом и овязью общесоюзного зна­

чения;

 

 

 

 

 

руководство денежной и кредитной системой;

 

организация

государственного страхования;

 

организация

единой системы народнохозяйственного

учета ‘.

 

 

 

 

 

Верховный Совет СССР, подвергая детальному рас­

смотрению

государственный бюджет

СССР

и отчет

об1

1

См.

Конституция (Основной Закон)

СССР.

М., Изд.

«Извес­

тиям

1962, стр. 6, 9,

12, 14.

 

 

 

12


его пополнении 'как в планово-бюджетных комиссиях, так и ори утверждении Палатами, проверяет законность, правильность и целесообразность всех бюджетных назна­ чений по проекту государствеиного бюджета СССР и всех доходов и расходов по отчету об исполнении бюд­ жета, а также вскрывает в ходе обсуждения проекта бюджета недостатки в деятельности отдельных мини­ стерств и ведомств, не выполняющих производственной программы и своих обязательств перед бюджетом.

Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и пред­ ставлять им необходимые материалы и документы.

В организаций государственного контроля большая роль принадлежит постоянным комиссиям как Верхов­ ных Советов СССР, союзных и автономных республик, так и местных Советов депутатов трудящихся. Они осу­ ществляют систематический контроль за деятельностью министерств, ведомств, отделов исполкомов, предприятий и учреждений и тем самым активно участвуют в прове­ дении в жизнь директив партии и правительства во всех отраслях народного хозяйства.

Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС отметил: «Уси­ лился контроль со стороны Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик за работой ми­ нистерств и ведомств, за положением дел на основных участках хозяйственного и культурного строительства. Увеличение числа постоянных комиссий, более плано­ мерная организация их деятельности позволяют депута­ там проявлять больше инициативы, глубже вникать в работу исполнительных органов, активнее участвовать в подготовке законопроектов» ‘.

Советы депутатов трудящихся представляют собой всеобъемлющую массовую организацию, обеспечиваю­ щую, как учит В. И. Ленин, самое широкое привлечение трудящихся «к постоянному и непременному, притом ре­ шающему, участию в демократическом управлении госу­ дарством» 21. Многомиллионный актив помогает постоян­ ным комиссиям Верховных Советов СССР, союзных и

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 77. 2 В. И. Л е и и н. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 500.

13

автономных республик, местных Советов депутатов тру­ дящихся в деле улучшения всех сторон работы Советов.

Сфера деятельности сельских и поселковых Советов очень широка. В Совете сходятся все нити жизни села, все проблемы, большие и малые, хозяйственные и воспи­ тательные, решаются здесь. На Всероссийском совеща­ нии представителей исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов отметил: «Сельские и поселковые Советы являются органами государственной власти, то есть теми органами, на которые возлагается серьезная ответствен­ ность по координации и контролю деятельности всех, предприятий и учреждений (курсив наш.— И. А.) в той мере, в какой они связаны с обслуживанием населения, с использованием местных ресурсов, с соблюдением ох­ раняемых законом прав граждан и т. д.» '.

Сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся для предварительного рассмотрения и подготовки вопро­ сов, относящихся к ведению Совета, для активного со­ действия осуществлению решений Советов и их испол­ комов образуют, постоянные комиссии. То обстоятель­ ство, что сельские и поселковые Советы, их депутаты — в гуще масс, позволяет им иметь сотни и тысячи добро­ вольных помощников.

Постоянные комиссии сельских и поселковых Сове­ тов вовлекают в свою работу актив из числа колхозни­ ков, рабочих и специалистов соответствующих отраслей народного хозяйства и социально-культурного строитель­ ства. Сельские и поселковые Советы — это самые мас­ совые органы власти. В более чем 44 тысячах сельских и поселковых Советов страны работают полтора мил­ лиона выборных представителей народа. Кроме того, в работе постоянных комиссий этих Советов участвуют около миллиона семисот тысяч активистов.

Народный контроль

Положением об органах народного контроля в СССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР от 19 декабря 1968 с., определены струк-1

1 См. «Правда» от 27 ноября 1970 г.

14