Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
по ликвидации параллелизма, бесхозяйственности и во локиты, а также осуществление контроля за деятель ностью наркоматов и их управлений и отделов на местах.
Таким образом, государственный контроль из органа формального контроля был превращен в орган более эффективного государственного контроля.
В. И. Ленин, создавая социалистический государст венный контроль и непосредственно руководя всей его работой, добивался организации всенародного контроля и его демократизации путем вовлечения в социалистиче ское строительство рабочих и крестьян. В. И. Ленин в целях доведения до конца начатой в 1919 г. реорганиза ции государственного контроля ставит задачу организа ции рабоче-крестьянской инспекции, направляя всю ра боту к полному «орабочению» и «окрестьяниванию» государственного контроля.
7 февраля 1920 г. ВЦИК постановил реогранизовать государственный контроль как в центре, так и на местах в единый орган социалистического контроля путем при влечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование «Рабоче-крестьянская инспекция». Согласно Положению о Рабоче-крестьянской инспекции, членами ее могли стать все трудящиеся, имеющие избирательное право по Конституции РСФСР.
В письме от 27 сентября 1921 г. «К вопросу о зада чах Рабкрина, их понимании и их исполнении» В. И. Ле
нин подчеркнул: |
|
|
|
|
|
||
«Задача |
Рабоче-крестьянской инспекции — не только |
||||||
и даже не столько |
«ловить», |
«изобличить» |
(это задача |
||||
суда, |
с которым |
Рабкрин |
соприкасается |
близко, но |
|||
отнюдь не тождествен),— сколько уметь поправить. |
|||||||
Умелое |
исправление вовремя — вот |
главная |
задача |
||||
Рабкрина» |
'. |
|
инспекцию |
(РКИ), |
кроме |
||
На |
Рабоче-крестьянскую |
||||||
функций бывшего |
Наркомата государственного |
конт |
роля, возлагались наблюдение за исполнением всех ди ректив Советской власти, надзор за учетом, распределе нием и хранением государственного имущества, сокра щением расходов на содержание государственного1
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 44, стр. 127.
8
аппарата управления, искоренение бюрократизма и во локиты и др.
В. И. Ленин в обращении к Президиуму V Всероссий ского съезда профсоюза советских работников в ноябре 1922 г. писал: «Главнейшей очередной задачей настоя щего времени, и на ближайшие годы — важнейшей, является систематическое уменьшение и удешевление советского аппарата путем сокращения его, более совер шенной организации, уничтожения волокиты, бюрокра тизма и уменьшения непроизводительных расходов» *.
Эта мысль красной нитью проходит и в его работах «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше». «Мы должны свести наш госаппарат до мак симальной экономии. Мы должны изгнать из него все следы излишества, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистиче ского аппарата» 2,1 — писал он.
По плану В. И. Ленина орудием совершенствования и удешевления государственного аппарата должна была стать РКП. В статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин подчеркивает: «..мы должны сделать Раб крин, как орудие улучшения нашего аппарата, действи тельно образцовым учреждением» 3.
Исходя из ленинских указаний, XII съезд партии (ап рель 1923 г.) принял решение об объединении органов, занимающихся вопросами совершенствования работы советского (Рабоче-крестьянская инспекция) и партий ного (Центральная Контрольная Комиссия) аппарата в единый орган советского и партийного контроля — ЦКК и НК РКИ. В решении XII съезда партии было сказано: «Контрольная деятельность должна иметь своей основ ной целью выяснение практических достижений или не достатков хозяйственных и административных органов и установление характерных для данной области типи ческих приемов хищений и изыскание средств предотвра щения их...» 4.
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 310. 2 Там ж?, стр. 405.
3Там же, стр. 391.
4«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле
нумов ЦК». Изд. 8-е, доп. и испр., т. 2. М., Политиздат, 1970, ?тр. 447.
9
На основе решения XII съезда партии Президиум ЦИК и СНК СССР приняли постановление от 6 сен тября 1923 г. «О реорганизации РКИ», а третья сессия ЦИК СССР 12 ноября 1923 г. утвердила новое положе ние о Наркомате РКИ.
Единый орган ЦКК — НК РКИ провел большую ра боту в области проверки исполнения директив партии и правительства по сокращению и удешевлению аппарата
управления, |
совершенствованию |
учета и отчетности |
и т. д. |
Президиума Верховного Совета СССР от |
|
Указом |
||
6 сентября |
1940 г. был образован |
союзно-республикан |
ский Народный комиссариат государственного контроля. На Наркомат' госконтроля была возложена не только проверка исполнения директив партии и правительства, но и контроль над учетом и расходованием государствен ных средств и материальных ценностей, находящихся в распоряжении государственных, кооперативных и дру гих общественных организаций.
XXII съезд партии поручил ЦК КПСС разработать и провести в жизнь практические меры в области улуч шения и совершенствования партийного, государствен ного контроля. ЦК КПСС признал целесообразным ре организовать прежнюю систему государственного конт роля. Решением ноябрьского (1962) Пленума ЦК КПСС вместо двух контрольных органов — Комиссии партий ного контроля при ЦК КПСС и Комиссии советского контроля Совета Министров СССР был создан единый контрольный центр — Комитет партийно-государствен ного контроля с соответствующими органами на местах.
Основной задачей органов партийно-государствен ного контроля как в центре, так и на местах являлось оказание систематической помощи партии и правитель ству в организации проверки исполнения директив пар тии и правительства, в совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении пар тийной и государственной дисциплины и социалистиче ской законности.
Л. И. Брежнев на декабрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС отметил: «Сейчас органы контроля называются органами партийно-государственного контроля. Это не совсем точное название. Оно не достаточно полно отра жает тот факт, что контроль в нашей стране является
10
народным. Поэтому будет более правильно преобразо вать эти органы и назвать их органами народного контроля» '.
В целях широкого привлечения трудящихся в дело проверки и контроля, а также повышения их роли в ра боте контрольных органов Пленум ЦК КПСС постано вил преобразовать органы партийно-государственного контроля в органы народного контроля, которые должны явиться одним из действенных средств партии и прави тельства по еще более широкому вовлечению народных мясе в управление делами государства, служить обеспе чению систематической проверки исполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями, укреплению государственной дисциплины и социалистической законности.
В настоящее время в условиях развернутого строи тельства коммунизма, при огромных масштабах обще ственного производства, значение государственного конт роля неизмеримо возрастает.
Бережное отношение к общественной собственности, дальнейшее выявление и использование резервов, тая щихся в народном хозяйстве, сокращение издержек про изводства и непроизводительных расходов ускоряют дви жение социалистического общества к коммунизму.
Главными задачами экономической работы являются борьба за наиболее эффективное использование народ нохозяйственных ресурсов, и в частности финансовых ресурсов, в целях достижения в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах и увеличение на этой основе темпов роста производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, по вышение благосостояния народа.
Социалистическое хозяйствование — дело партийное, политическое. Соблюдению партийного, политического подхода к вопросам экономики во всех звеньях народ ного хозяйства и призваны служить органы народного контроля.1
1 Газета «Правда» от 7 декабря 1965 г.
11
§ 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ СССР
Контроль органов государственной власти
игосударственного управления
ВСССР высший (государственный контроль осуще ствляют органы 'государственной власти и государствен ного управления. Согласно статье 30 Конституции СССР
высшим органом государственной 'власти СССР является
Верховный Совет СССР, а согласно статье 64 высшим исполнительным и распорядительным органом государ ственной власти СССР является Совет Министров СССР. Последний ответствен перед Верховным Советом СССР
и ему подотчетен, а в период между сессиями Верхов ного Совета — 'перед Президиумом Верховного Совета
СССР, которому подотчетен.
Согласно статье 14 Конституции СССР ведению
СССР в лице его высших органов государственной вла сти и государственного управления наряду с другими задачами подлежат:
контроль за соблюдением Конституции СССР и обес печение соответствия конституции союзных республик с Конституцией СССР;
установление народнохозяйственных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета
СССР и отчета об его исполнения, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союз ного, республиканских и местных;
управление банками, промышленными и сельскохо зяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью я строитель
ством союзно-республиканского подчинения; управление транспортом и овязью общесоюзного зна
чения; |
|
|
|
|
|
|
руководство денежной и кредитной системой; |
|
|||||
организация |
государственного страхования; |
|
||||
организация |
единой системы народнохозяйственного |
|||||
учета ‘. |
|
|
|
|
|
|
Верховный Совет СССР, подвергая детальному рас |
||||||
смотрению |
государственный бюджет |
СССР |
и отчет |
об1 |
||
1 |
См. |
Конституция (Основной Закон) |
СССР. |
М., Изд. |
«Извес |
|
тиям |
1962, стр. 6, 9, |
12, 14. |
|
|
|
12
его пополнении 'как в планово-бюджетных комиссиях, так и ори утверждении Палатами, проверяет законность, правильность и целесообразность всех бюджетных назна чений по проекту государствеиного бюджета СССР и всех доходов и расходов по отчету об исполнении бюд жета, а также вскрывает в ходе обсуждения проекта бюджета недостатки в деятельности отдельных мини стерств и ведомств, не выполняющих производственной программы и своих обязательств перед бюджетом.
Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и пред ставлять им необходимые материалы и документы.
В организаций государственного контроля большая роль принадлежит постоянным комиссиям как Верхов ных Советов СССР, союзных и автономных республик, так и местных Советов депутатов трудящихся. Они осу ществляют систематический контроль за деятельностью министерств, ведомств, отделов исполкомов, предприятий и учреждений и тем самым активно участвуют в прове дении в жизнь директив партии и правительства во всех отраслях народного хозяйства.
Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС отметил: «Уси лился контроль со стороны Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик за работой ми нистерств и ведомств, за положением дел на основных участках хозяйственного и культурного строительства. Увеличение числа постоянных комиссий, более плано мерная организация их деятельности позволяют депута там проявлять больше инициативы, глубже вникать в работу исполнительных органов, активнее участвовать в подготовке законопроектов» ‘.
Советы депутатов трудящихся представляют собой всеобъемлющую массовую организацию, обеспечиваю щую, как учит В. И. Ленин, самое широкое привлечение трудящихся «к постоянному и непременному, притом ре шающему, участию в демократическом управлении госу дарством» 21. Многомиллионный актив помогает постоян ным комиссиям Верховных Советов СССР, союзных и
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 77. 2 В. И. Л е и и н. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 500.
13
автономных республик, местных Советов депутатов тру дящихся в деле улучшения всех сторон работы Советов.
Сфера деятельности сельских и поселковых Советов очень широка. В Совете сходятся все нити жизни села, все проблемы, большие и малые, хозяйственные и воспи тательные, решаются здесь. На Всероссийском совеща нии представителей исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов отметил: «Сельские и поселковые Советы являются органами государственной власти, то есть теми органами, на которые возлагается серьезная ответствен ность по координации и контролю деятельности всех, предприятий и учреждений (курсив наш.— И. А.) в той мере, в какой они связаны с обслуживанием населения, с использованием местных ресурсов, с соблюдением ох раняемых законом прав граждан и т. д.» '.
Сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся для предварительного рассмотрения и подготовки вопро сов, относящихся к ведению Совета, для активного со действия осуществлению решений Советов и их испол комов образуют, постоянные комиссии. То обстоятель ство, что сельские и поселковые Советы, их депутаты — в гуще масс, позволяет им иметь сотни и тысячи добро вольных помощников.
Постоянные комиссии сельских и поселковых Сове тов вовлекают в свою работу актив из числа колхозни ков, рабочих и специалистов соответствующих отраслей народного хозяйства и социально-культурного строитель ства. Сельские и поселковые Советы — это самые мас совые органы власти. В более чем 44 тысячах сельских и поселковых Советов страны работают полтора мил лиона выборных представителей народа. Кроме того, в работе постоянных комиссий этих Советов участвуют около миллиона семисот тысяч активистов.
Народный контроль
Положением об органах народного контроля в СССР, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР от 19 декабря 1968 с., определены струк-1
1 См. «Правда» от 27 ноября 1970 г.
14