Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следует иметь в виду, что в объем реализованной продук­ ции включается лишь та продукция, за которую поступили деньги на расчетный счет предприятий.

План реализации готовой продукции может быть вы­ полнен и перевыполнен в денежном выражении, а в нату­ ральном выражении — по номенклатуре и ассортименту — не выполнен. Поэтому, пользуясь, указанной выше фор­ мулой, необходимо вместо стоимостных показателей под­ ставлять натуральные по отдельным видам продукции и выявить причины расхождений. Невыполнение плана реа­ лизации продукции по качеству, ассортименту и комплект­ ности неизбежно приводит к срыву обязательств по госу­ дарственным поставкам.

Проверяя выполнение плана реализации готовой про­ дукции, следует иметь в виду, что фондируемая продук­ ция реализуется только по нарядам вышестоящей органи­ зации и только тем потребителям, которым выделены фон­ ды. На практике иногда встречаются случаи отпуска фондируемой продукции без нарядов, искусственного пе­ ревода полноценной продукции в некондиционную, отпус­ ка готовых изделий отдельным лицам по сниженным це­ нам и другие случаи разбазаривания фондовых изделий. Эти вопросы должны быть предметом тщательной про­ верки.

Готовая продукция иногородним покупателям со скла­ да предприятия отгружается по приказам-накладным или приказам-фактурам отдела сбыта предприятия, а местным покупателям отпускается по доверенности. По иногород­ ним отгрузкам, путем организации внезапных проверок, необходимо выяснить, соответствуют ли качество и коли­ чество упакованных и подготовленных к отправке грузов данным сопроводительных документов, а при отпуске го­ товой продукции местным покупателям следует проверить достоверность предъявленных покупателями документов на получение продукции.

Важнейшим разделом ревизии является проверка пра­ вильности применения отпускных цен на реализуемую продукцию. Необходимо выяснить, имелись ли претензии и жалобы покупателей на неправильное применение в счетах цен, скидок и наценок, нет ли фактов завышения или занижения цен и тарифов за перевозку продукции, со­ ответствуют ли указанные в счетах цены качеству и сорту отгруженных или отпущенных товаров или изделий.

173

§ 7. РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР

от 2 марта 1973 г. о совершенствовании управления про­ мышленностью имеет огромное значение для повышения уровня работы социалистической индустрии. Основной смысл этого постановления заключается в том, чтобы приблизить органы хозяйственного руководства к произ­ водству и более четко разграничить права и обязанности между различными экономическими звеньями, а также устранить многостуденчатость в руководстве отраслями !.

Согласно Положению о социалистическом государст­ венном производственном предприятии, «предприятие распоряжается своими финансовыми ресурсами, обеспе­ чивая максимальную экономию в расходовании средств и целевое их использование, а также своевременные рас­ четы с государственным бюджетом (курсив наш. — //. А.), учреждениями банка, поставщиками, подрядчи­ ками и другими организациями» 1.23

Каждое промышленное предприятие, состоящее на хо­ зяйственном расчете, для осуществления своей деятельно­ сти имеет уставный фонд, целевое финансирование и фонды экономического стимулирования.

Уставный фонд предназначен на приобретение необхо­ димых основных и оборотных средств, а фонды экономи­ ческого стимулирования имеют целевое назначение.

На счете «Уставный фонд» учитываются операции, связанные с изменением как основных, так и оборотных средств. Изменения, т. е. увеличение или уменьшение, мо­ гут быть вызваны по основным средствам в результате их дооценки, переоценки и уточнения. По оборотным сред­ ствам— из-за уценки товарно-материальных ценностей, списания на лом непригодного металлоимущества и др.

Основными источниками целевого финансирования яв­ ляются средства бюджета, родителей, профсоюзных и других организаций, перечисляемые в порядке долевого

1 См. Постановление ЦК КПСС и Совета

Министров СССР

от

2 марта 1973 г.

«О некоторых

мероприятиях

по дальнейшему

со­

вершенствованию

управления

промышленностью».— «Правда»

от

3 апреля 1973 г.

 

 

 

 

2 См. Положение о социалистическом государственном производ­ ственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Мини­ стров СССР от 4 октября 1965 г. № 731. М., 1965, стр. 12.

174


участия на содержание детских учреждений, на научноисследовательские работы, подготовку кадров и др.

При ревизии правильности использования целевых средств, исходя из утвержденных смет и на основе первич­ ных документов, а также данных аналитического и син­ тетического учета, необходимо проверить соблюдение установленного порядка их использования по целевому назначению и выявить факты нарушения сметной дис­ циплины.

Наряду с указанными целевыми средствами на пред­ приятиях, переведенных на новые условия работы, на ос­ новании постановления ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования производства» создаются фонды экономического стимули­ рования: фонд развития производства, фонд материаль­ ного поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Кроме указанных фондов, образуются специальные фонды: фонд ширпотреба из отходов, фонд премий по социалистическому соревнова­ нию, фонд освоения новой техники и др.

При ревизии следует проверить правильность образо­ вания и эффективность использования указанных фондов.

Фо нд р а з в и т и я п р о и з в о д с т в а . Указанный фонд образуется за счет части амортизационных отчисле­ ний, предназначенных для полного восстановления основ­ ных производственных фондов, прибыли предприятия и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущест­ ва, числящегося в составе основных фондов, за вычетом расходов, связанных с их ликвидацией.

Перечисленные источники образования фонда разви­ тия производства направляются в пределах нормативов. Эти нормативы установлены Госпланом СССР и Мини­ стерством финансов СССР или Советами Министров АССР и обл(край) исполкомами в зависимости от под­ чиненности предприятий.

Размер отчисления от амортизации в фонд развития производства определяется исходя из установленного для предприятия норматива в процентах от отчислений на реновацию.

Размер прибыли, направляемой в фонд развития про­ изводства, определяется по нормативам, исчисленным в долях от балансовой прибыли.

175

При проверке правильности отчислений в фонд разви­ тия производства необходимо учитывать результаты вы­ полнения, перевыполнения или недовыполнения плана прибыли.

Средства фонда развития производства предназнача­ ются для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фон­ дов, приобретению транспортных средств, совершенство­ ванию организации производства и труда, а также других капиталовложений по развитию производства, направленных'на освоение новых видов изделий, рост производитель­ ности труда, снижение себестоимости, улучшение качест­ ва продукции, повышение рентабельности производства, организацию производства товаров народного потреб­ ления.

Кроме того, средства фонда развития производства ис­ пользуются для погашения ссуд банка, полученных на затраты по внедрению новой техники и другие мероприя­ тия по техническому совершенствованию производства, а также увеличению товаров народного потребления и улуч­ шению их качества.

Отчисления из прибыли в фонд развития производства в течение года производятся ежеквартально по итогам ра­ боты за истекший, период с начала года с нарастающим итогом.

При ревизии правильности образования и эффектив­ ности использования фонда развития производства необ­ ходимо выяснить:

наличие проектно-сметной документации и титульного списка капитального строительства;

законность и правильность произведенных перечисле­ ний и оплат на основании договоров с подрядчиками, ак­ тов приемки выполненных работ, счетов поставщиков на оборудование и материалы;

полноту и своевременность зачисления части амортиза­ ционных отчислений в фонд развития производства, так как часть амортизационных отчислений в фонд развития производства должна быть направлена одновременно с начислениями амортизации, предназначенными для пол­ ного восстановления основных фондов.

Фонд м а т е р и а л ь н о г о п о о щ р е н и я . Данный фонд является основным источником материального сти­

176


мулирования работников предприятия. Он используется для премирования работников предприятий, вознаграж­ дения за годовые итоги работы по результатам внутри­ заводского социалистического соревнования, оказания единовременной материальной помощи работникам пред­ приятий, на оплату отпусков.

Фонд материального поощрения образуется за счет двух источников — отчислений от прибыли и фонда зара­ ботной платы.

Размеры отчислений в фонд материального поощрения предприятиям устанавливаются министерствами и ведом­ ствами по согласованию с ЦК профсоюзов или республи­ канскими советами профсоюзов. Нормативы устанавли­ ваются в процентах от фонда заработной платы всего персонала (базового 1970 года). При установлении плано­ вых размеров фондов поощрения создаются преимущест­ ва в материальном поощрении для тех объединений и предприятий, которые лучше используют производствен­ ные фонды, быстрее осваивают производственные мощ­ ности и новую технику, обеспечивают более высокие тем­ пы роста производительности труда.

Отчисления от прибыли в фонд материального поощре­ ния предприятиям производятся ежеквартально. При вы­ полнении плана по объему реализации продукции, уровню рентабельности, производительности труда и производ­ ству важнейших видов продукции в натуральном выраже­ нии, учитываемых нарастающим итогом с начала года, отчисления производятся в размерах, предусмотренных годовым финансовым планом.

Проверяя правильность образования фонда материаль­ ного поощрения, следует иметь в виду, что:

при перевыполнении (или недовыполнении) плана по объему реализации, рентабельности и росту производи­ тельности труда в фонд материального поощрения произ­ водятся дополнительные отчисления (или снижение) от прибыли по нормативам, повышенным (или пониженным) не менее, чем на 30% по каждому показателю отдельно;

фонд материального поощрения предприятий дополни­ тельно увеличивается или уменьшается в зависимости от выполнения плана по отдельному виду продукции высшей категории качества в общем объеме производства в пре­ делах этого фонда, утвержденного для министерства или ведомства в целом;

П -8 0 3 .-1 2

177

при невыполнении плана поважнейшим видам продук­ ции с начала года сумма фонда материального поощре­ ния, предусмотренная на соответствующий период в годо­ вом финансовом плане, уменьшается, а при полном вос­ становлении в течение последующих кварталов допущен­ ного в предыдущем периоде невыполнения плана произ­ водства важнейших видов продукции в фонд материаль­ ного поощрения может отчисляться до 50% суммы, на ко­ торую был уменьшен фонд в связи с невыполнением плана по данному показателю. Эта сумма может быть отчислена только с разрешения вышестоящей организации;

при невыполнении плана по фондообразующим пока­ зателям фонд поощрения образуется в установленном по­ рядке в пониженном размере;

в фонд поощрения дополнительно направляется в уста­ новленном порядке часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучшение качества продукции, и часть прибыли, полученной от увеличения производства товаоов народного потребления.

При этом необходимо учесть, что дополнительные от­ числения от прибыли в фонды материального поощрения и развития производства производятся в пределах факти­ ческой сверхплановой прибыли после внесения из нее в бюджет платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных плате­ жей, погашения банковской ссуды и процентов за кредит.

Ревизор дрлжен проверить правильность образования

ииспользования фонда материального поощрения. Имея в виду, что основными показателями образова­

ния фонда материального поощрения являются результа­ ты выполнения плана по объему реализации продукции, уровня расчетной рентабельности, производительности труда и производства важнейших видов продукции, на основе изучения плановых и отчетных материалов ревизор должен проверить соблюдение действующих нормати­ вов отчислений в фонд материального поощрения и поря­ док их применения, а также точность исчисления указан­ ных основных показателей, от которых зависит величина данного фонда. Кроме того, необходимо проанализировать соотношение темпов роста производительности труда и за­ работной платы. Если рост заработной платы опережает рост производительности труда, то часть фонда матери­

178


ального поощрения должна зачисляться в резерв пред­ приятия для использования в следующем году на стимули­ рование дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности общественного производства.

Фонд

с о ц и а л ь н о - к у л ь т у р н ы х м е р о п р и я ­

т ий и

ж и л и щ н о г о с т р о и т е л ь с т в а . Указан­

ный фонд используется на удовлетворение первоочеред­ ных социальных нужд коллектива предприятия, т. е. на строительство, расширение и капитальный ремонт жи­ лых домов, детских дошкольных учреждений, профилак­ ториев, столовых и буфетов на предприятиях, а также для долевого участия предприятий в совместном строи­ тельстве жилых домов и объектов культурно-бытового назначения.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищно­ го строительства образуется за счет отчисления от прибы­ ли по установленным нормативам. Эти нормативы уста­ навливаются вышестоящей организацией путем деления суммы указанного фонда объединений и предприятий по отчету за год на сумму фонда материального поощрения за этот же период, т. е. в процентах к фонду материаль­ ного поощрения.

Министерствам и ведомствам предоставлено право по согласованию с соответствующим ЦК профсоюза диффе­ ренцировать нормативы образования фонда социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства по предприятиям в пределах средств, выделенных министер­ ству или ведомству в целом. При установлении нормати­ вов учитывается обеспеченность населения в данном районе жилой площадью, культурно-бытовыми учрежде­ ниями и т. д.

Как плановая, так и фактическая сумма фонда со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства объединении и предприятий определяется пу­ тем умножения установленного процента на сумму фон­ да материального поощрения.

Проверяя правильность образования и целевое на­ правление фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, ревизор должен выяснить, не имеются ли факты нарушения установленного порядка образования и использования указанного фонда, причи­ ны этих нарушений и фамилии виновников для принятия

1 2 *

179


соответствующих мер и возмещения незаконных расхо­ дов >.

Ф о н д ш и р п о т р е б а . Фонд ширпотреба образу­ ется за счет всей прибыли, полученной от реализации то­ варов широкого потребления, изготовленных из отходов своего производства или отходов, полученных от других предприятий, а также от реализации полуфабрикатов от этих отходов. Кроме того, на образование фонда ширпо­ треба направляется прибыль, полученная от реализации товаров народного потребления, на изготовление кото­ рых используются полноценные, бракованные и неконди­ ционные сырье и материалы в размерах, не превыша­ ющих 25% стоимости всего сырья и материалов, израс­ ходованных на изготовление каждого наименования товаров или изделий.

Фонд ширпотреба создает заинтересованность работ­ ников предприятия в эффективном использовании про­ мышленных отходов, с одной стороны, и, с другой — в увеличении выпуска товаров народного потребления и удовлетворении запросов населения в указанных това­ рах.

В фонд ширпотреба авансовые отчисления произво­ дятся ежеквартально, а окончательное отчисление — после утверждения годового отчета предприятия.

Средства фонда ширпотреба расходуются на следу­ ющие мероприятия: до 60% на расширение цехов, изго­ тавливающих товары народного потребления из отходов, и улучшение качества этих товаров; до 35% на премиро­ вание работников, непосредственно участвующих в изго­ товлении товаров широкого потребления из отходов, а также на культурно-бытовые нужды предприятий; до 5% на отчисления в централизованный фонд министерства или ведомства.

При проверке правильности образования и использо­ вания фонда ширпотреба необходимо выяснить:

соблюдаются ли установленные условия образования указанного фонда, т. е. действительно ли выпускаемые товары вырабатывались из отходов с использованием1

1 Минфином СССР. Госпланом СССР и ЦСУ СССР могут быть внесены различные изменения в порядок образования и использова­ ния фондов экономического стимулирования. Поэтому при ревизии данного вопроса необходимо учитывать указанные изменения.

180

полноценных, бракованных и некондиционных материа­ лов в размерах, не превышающих 25% стоимости матери­ алов, использованных на производство товаров ширпо­ треба;

насколько правильно оцениваются отходы, передава­ емые в цехи ширпотреба и не наблюдается ли фактов занижения оценки отходов для искусственного увеличе­ ния прибыли от реализации товаров ширпотреба;

законность расходования средств из фонда ширпотре­ ба, т. е. наличие смет, согласованных с профсоюзной организацией, правильность распределения фонда шир­ потреба по целевому назначению с учетом размеров, указанных выше, на проведение отдельных мероприятий; не имелись ли факты премирования за счет средств это­ го фонда работников, не участвующих в выпуске ширпо­ треба из отходов.

П р е м и и по в с е с о ю з н о м у с о ц и а л и с т и ч е ­ с к о м у с о р е в н о в а н и ю . Фонд премирования по итогам социалистического соревнования образуется за счет сверхплановой прибыли или сверхплановой эконо­ мии от снижения себестоимости продукции.

Средства из указанного фонда до 70% направляются на индивидуальное премирование, а остальная часть — на культурно-бытовое обслуживание и жилищное строи­ тельство. Причем предприятия, получающие премию до 2 тыс. руб., всю сумму премий направляют на индивиду­ альное премирование, из них не менее 50% должно рас­ ходоваться на премирование рабочих. Премирование ди­ ректоров, главных бухгалтеров, главных экономистов и главных инженеров предприятий разрешается только вы­ шестоящей организацией, а остальных работников — ад­ министрацией предприятия по согласованию с профсо­ юзной организацией.

При ревизии необходимо проверить:

данные, предоставленные для подведения итогов по Всесоюзному социалистическому соревнованию, т. е. на­ личие документов о присуждении премий и смет расхо­ дов, согласованных с профсоюзной организацией;

размеры фактической сверхплановой прибыли или сверхплановой экономии от снижения себестоимости продукции.

Фо н д о с в о е н и я н о в о й т е х н и к и и на из о ­ б р е т а т е л ь с т в о . Рационализаторские предложения

181