Файл: Ящерицын, П. И. Шлифование с подачей СОЖ через поры круга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, высота капиллярного поднятия СОЖ в шлифовальном круге определяется его структурным строением, размерами пор и их однородностью по раз­ мерам.

Высота капиллярного поднятия СОЖ для шлифо­ вальных кругов ряда характеристик является достаточ­ но большой величиной, значительно превышающей мак­ симальный диаметр кругов, выпускаемых промышлен­ ностью. Поэтому алмазным кругом нами делались площадки на периферии исследуемых шлифовальных кругов. По ним стыковались круги, и таким образом на­ биралась необходимая высота «составного» круга для определения максимального поднятия СОЖ при капил­ лярном всасывании. Хорошо подогнанные алмазным шлифованием стыковые площадки не нарушают харак­ тер, скорость и высоту капиллярного всасывания.

Итак, высота поднятия СОЖ по капиллярам шлифо­ вального круга зависит от величины поверхностного на­ тяжения СОЖ, ее плотности, смачиваемости, структурно­ го строения круга, размеров его пор. Для большинства кругов высота капиллярного поднятия СОЖ составляет

15—1500 мм и больше.

Если шлифовальный круг после прекращения капил­ лярного всасывания поднять из жидкости, то капилляр­ ная СОЖ в порах круга находится в подвешенном со­ стоянии и удерживается капиллярными силами. Удаля­ ется капиллярная СОЖ при вращении шлифовальных кругов с общепринятыми скоростями резания. Время удаления находится в прямой зависимости от скорости вращения круга, размеров и степени извилистости ка­ пилляров. Удалению СОЖ из пор вращающегося круга способствует его вентилирующая способность. Как толь­ ко прекращается подача СОЖ через поры, круг заса­ сывает воздух и происходит продувка порового прост­ ранства круга. Капиллярная СОЖ практически не отли­ чается по своим свойствам от СОЖ в обычном состоя­ нии, и только температура замерзания ее зависит от раз­ мера пор и может доходить до —18 °С.

Если СОЖ полностью заполняет все поровое прост­ ранство круга, то в крупных порах, в которых не дейст­ вуют капиллярные силы, она находится в свободном со­ стоянии и способна перемещаться под действием силы тяжести. Такая СОЖ называется гравитационной.

57

Итак, СОЖ в поровом пространстве шлифовального круга находится в форме пара, в виде адсорбированной связанной (которая состоит из химически и физически связанной СОЖ) и в виде капиллярной и гравитацион­ ной. При подаче СОЖ через поры круга под действием центробежной силы по норовым каналам перемещается гравитационная и капиллярная СОЖ, а при определен­ ном значении центробежной силы — и часть физически связанной. Другая часть физически связанной и вся хи­ мически связанная СОЖ в виде адсорбированных пле­ нок проникают в точки непосредственного контакта аб­ разивных зерен с обрабатываемым металлом и обеспечи­

вают смазывающее и охлаждающее действие в зоне резания.

11. Прохождение чистой СОЖ через шлифовальный круг

Чистая СОЖ — это жидкость, в которой отсутству­ ют механические примеси: частицы абразива и связки, сошлифованного металла и т. д.

Движение СОЖ через поры круга носит очень слож­ ный характер, скорость ее прохождения в порах неодно­ кратно меняется по величине и направлению. Это не по­ зволяет определить действительную скорость движения СОЖ в порах и давление в любой точке. Поэтому для изучения процесса протекания СОЖ через шлифоваль­ ный круг применим статистический метод, основанный на работах Н. Е,- Жуковского, Н. П. Павловского и др. В этом случае для упрощения внесем понятие условной скорости движения СОЖ: отношение фактического рас­ хода СОЖ к площади нормального сечения среды А, которую назовем средней скоростью фильтрации:

( 3 2 )

Так как в шлифовальном круге площадь нормально­ го сечения представляет собой коаксиальную цилиндри­ ческую поверхность переменной величины, а суммарная площадь поперечного сечения сообщающихся поровых

каналов равна Ап= А т а, то средняя скорость движения

сож

0,5 д

,ѵ cp

(33)

m an r H '

58


где

Н — высота круга; г — радиус

данной

коаксиаль­

ной

цилиндрической поверхности,

который

изменяется

от величины внутреннего до величины наружного радиу­ са круга.

Сопротивление шлифовального круга характеризует­ ся перепадом давления СОЖ на входе и выходе из круга и складывается из потерь на трение, расширение (суже­ ние) и изменение направления элементарной струйки. Проводимость круга по отношению к СОЖ характери­ зуется его проницаемостью, которая определяется по за­

кону Дарси и для шлифовальных

кругов выражается

следующей формулой:

 

 

 

К = — q±— ln

R BH

.

(34)

ЬР2пН

 

ѵ

Удельное сопротивление круга характеризуется вели­

чиной, обратной его проницаемости.

Экспериментально

было обнаружено, что гидравлическое

сопротивление

кругов при движении через них

СОЖ непостоянно. По

мере фильтрации чистой СОЖ сопротивление круга не­ прерывно возрастало. После прекращения подачи СОЖ и возобновления ее через некоторое время сопротивле­ ние оказывалось близким к исходному.

Это явление, называемое фильтрационным эффектом, обусловлено образованием в поровых каналах шлифо­ вальных кругов паровоздушных пузырьков, которые или выносятся СОЖ из поровых каналов, или закупорива­ ют их, увеличивая гидравлическое сопротивление кругов. После прекращения подачи СОЖ образование паровоз­ душных пузырьков прекращается, а оставшиеся пузырь­ ки уносятся потоком воздуха. В результате пропускная способность круга восстанавливается.

Экспериментально установлено, что необходимым и достаточным условием исключения появления фильтра­ ционного эффекта является подача СОЖ в полость кру­ га под давлением 0,3—0,5 кгс/см2.

Повышение давления во внутренней полости круга необходимо в двух случаях: 1) с увеличением раствори­ мости воздуха в СОЖ, ее испаряемости, скорости проте­ кания через круг и пути фильтрации; 2) с уменьшением диаметра и количества пор.

59



12. Механизм прохождения загрязненной СОЖ через шлифовальный круг

В реальных условиях СОЖ представляет собой тон­ кодисперсную среду, в которой содержатся взвешенные частицы шлама (абразива, связки и стружки шлифуе­ мого металла). Процесс движения реальной СОЖ через пористый шлифовальный круг можно рассматривать как два гидродинамических процесса, протекающих одно­ временно: собственно процесс течения СОЖ через пори­ стый круг, называемый фильтрацией, и процесс выделе­ ния твердых частиц шлама на внутренней поверхности круга в виде осадка, называемый фильтрованием. Про­ цесс фильтрования отечественными учеными изучен до­ статочно глубоко [91—93]. Механизм прохождения за­ грязненной СОЖ через шлифовальный круг имеет мно­ го общего с центробежным фильтрованием в перфори­ рованных роторах фильтрующих центрифуг. Наряду с этим ему присущи определенные особенности.

В основе процесса фильтрации загрязненной СОЖ через поры шлифовальных кругов лежит ряд механи­ ческих и физико-химических явлений: механическое по­ глощение частиц шлама в порах круга вследствие пре­ рывности пор, неправильной и разнообразной их формы, извилистости поровых каналов; адсорбция, обусловлен­ ная молекулярным притяжением между частицами шлама и твердым телом круга. При этом возможна коагуляция разнородных частиц шлама (металлическая стружка — абразив — связка — компоненты СОЖ) как следствие их разных по знаку электрических зарядов. В результате коагуляции образуются сложные комплек­ сы (состоящие из двух и более веществ), размеры кото­ рых значительно больше размеров составивших их ча­ стиц отдельных веществ.

Если частицы шлама по размеру больше размеров пор, то они откладываются в виде корки на внутренней поверхности шлифовального круга. Если же размер частиц меньше среднего размера пор круга, то некото­ рая часть этих частиц проходит внутрь порового прост­ ранства. При этом за счет адсорбции, механического торможения и других явлений частицы задерживаются внутри пор, уменьшают живое сечение и в конечном сче­ те закупоривают поры.

60

 

А д со р б и р у ю щ ая

способность

ш л и ф о в ал ьн о го

круга

оп р ед ел яется удельной поверхностью его

порового п р о ­

стр анства ,

 

а

т а к ж е

зн ако м

и

величиной

электрического

з а р я д а

на

 

поверхности

частиц и череп ка

ш л и ф о в а л ь н о ­

го

круга .

 

Э л е к т р и за ц и я

частиц

ш л а м а

и

череп ка

круга

в о зн и кает

в р е зу л ь тате

их

взаим ного

трения

при

ф и л ь ­

трац и и загр язн ен н о й

 

С О Ж .

К ром е

того, частицы

ш л а м а

дополнительно

электр и зу ю тся

за счет трения

о м е т а л л и ­

ческие

поверхности

б ак а , трубопроводов

 

и

вследствие

м яти я

в

насосе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и ф и л ьтр ац и и

загрязненн ой

С О Ж

происходит

п о ­

степенное

зак у п о р и в ан и е пор

ч асти ц ам и

ш л а м а и одно ­

врем енное

 

о б р азо в ан и е

слоя

о са д к а на

внутренней

п о ­

верхности круга (рис. 12).

Это

приводит

при п остоян ­

ном расх о де

 

С О Ж

 

через

поры

круга

к

 

увеличению

д а в л е н и я

 

С О Ж в

его

полости, а при постоянном

д а в л е ­

нии — к

ум еньш ению

р асхода .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слой

осадка ,

возникш ий на

внутренней

поверхности

круга ,

сам

я в л я е т с я

 

пористы м и проницаем ы м .

Н о

его

пористость

и проницаем ость в несколько

р а з м еньш е

п о ­

ристости

 

и

 

п роницаем ости

ш л и ф о вал ьн о го

 

круга ,

ибо

под действием

ц ентробеж ного

п о ля

о садо к

п одвергается

сильном у сж атию . К

 

тому ж е

р азм ер частиц ш л а м а ,

к а к

правило ,

м еньш е

р а зм е р а

пор.

В

этом

слу ч ае

расход

С О Ж через

 

круг оп р ед ел яется

не его пористостью

и п р о ­

ницаем остью , а пористостью

и

п роницаем остью осадк а ,

о б р азо в ав ш его с я

во

внутренней

полости

круга.

 

 

 

И стечение

С О Ж

через

слой

ш л а м а

о сущ ествляется

под действием

статического

д а в л е н и я С О Ж ,

н ах о д я щ е й ­

ся

н ад

слоем ш л а м а

 

и в его порах.

 

 

 

 

 

 

 

Ц е н т р о б е ж н а я

сила,

р а з в и в а е м а я

в р а щ а ю щ и м с я

кольцом

 

С О Ж р ад и у са

г и толщ иной d r,

о п ределяется

по

ф о р м у л е

 

 

dp

 

=

2прс«Ц Hrd

 

 

 

 

 

 

(35)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Рц — ц ен тр о б е ж н ая

сила;

п — число

оборотов ш л и ­

ф о вального

 

круга, мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С татическое д ав л ен и е С О Ж

на

осадо к и в его

п орах

в ы р а ж а е т с я

ф орм улой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРСТ

 

dP

 

 

 

 

 

 

 

(36)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2л г Н

61


Pile. 12. Схема для изучения образования осадка во внутрен­

ней полости

шлифовального

круга:

/ — шлифовальный круг;

2 — осадок

(шлам); 3 — СОЖ

{Ru— наружный

радиус круга;

Квн — внутренний радиус круга; г — текущий

радиус

коакси­

ального слоя осадка; Ar — приращение

текущего

радиуса;

Га — внутренний радиус кольцевого

слоя

осадка; г0 — внутрен­

ний радиус слоя СОЖ в полости круга)

62

Из уравнений (35) и (36) имеем

dAP

= — —

rd r = рло2гdr,

(37)

где со — угловая

скорость

вращения

шлифовального

круга.

 

 

 

Проинтегрировав уравнение (37) в пределах дейст­

вия статического давления по радиусу

от его значения

r= Rm (наружного радиуса

кольцевого

слоя осадка,

равного внутреннему радиусу шлифовального круга) до

значения г = г 0 (внутреннего

радиуса

 

кольцевого слоя

СОЖ),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ CT = ^ ( R

l n - r l ) .

 

 

 

(38)

 

Т а к к а к при подаче С О Ж

через поры

круга

ж и дкость

полностью зап о л н яет

внутренню ю

полость

круга, то

м о ж но

принять, что

статическое д ав л ен и е С О Ж п о лн о ­

стью

расходуется

на

преодоление

сопротивления

слоя

ш л а м а

и

равно

полном у

падению

д а в л е н и я в

слое

ш л а м а :

 

 

 

 

Д Рст =

АР.

 

 

 

 

(39)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ы делив

элем ен тар н ы й слой о са д к а

Аг радиусом г,

напиш ем

в ы р а ж ен и е

линейной скорости

 

д ви ж е н и я

С О Ж

по

зак о н у

Д а р с и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

w -

Кс

,

 

 

 

 

(40)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p a r

 

 

 

 

 

где

К с

— проницаем ость

слоя ш л ам а .

 

 

 

 

 

В

то ж е

в р ем я

ли н ей н ая

скорость

 

д ви ж е н и я

С О Ж

через

о садо к

о п ред еляется следую щ им

в ы раж ен и ем :

 

 

 

 

 

 

 

W = - ^ —

 

 

 

 

(41)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 т Н

 

 

 

 

 

Из совместного решения уравнений (40) и (41) полу­ чим выражение элементарного падения давления СОЖ на элементарном слое шлама:

dP

(42)

2пНКс ' г

Тогда полное падение давления СОЖ в слое осадка по­ лучается после интегрирования уравнения (42) в преде-

63