Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время растопки необходимо 2—3 раза продуть нижние коллекторы экранов и барабан котла. Продувку ведут осто­ рожно, непрерывно наблюдая за уровнем воды в котле, особенно при продувке коллекторов экранов котлов, имеющих ступенча­ тое испарение; в этом случае наблюдение ведется за уровнем воды как в чистом, так и в соленых отсеках.

Перед включением котла в паровую магистраль следует еще раз осмотреть его снаружи и проверить:

а) исправность действия предохранительных клапанов, водо­ указательных приборов, манометра и питательных устройств; б) правильность показаний сниженных указателей уровня

воды, сравнив их с показаниями водомерных колонок; в) плотность спускной и продувочной арматуры, гарнитуры,

обмуровки и взрывных предохранительных клапанов; г) исправность автоматики безопасности, сигнализаторов,

КЙП и аппаратуры автоматического управления котлом. Запрещается пуск в работу котлов с неисправными армату­

рой, питательными приборами, автоматикой безопасности, сред­ ствами противоаварийной защиты и сигнализации. Автоматика безопасности включается в работу перед включением котла в па­ ровую магистраль при устойчивой работе газовых горелок.

Котельный агрегат включают в паровую магистраль, когда давление в нем будет равно или меньше (не более чем на 0,5 кгс/см2) давления пара в магистрали. Следует учитывать, что давление у котлоагрегатов, работающих на газовом топливе, поднимается довольно быстро, поэтому подготовить котел к включению надо заблаговременно, когда давление в нем на несколько атмосфер отличается от давления в магистрали. Включать котел в магистраль следует медленно, постепенно от­ крывая парозапорную задвижку при ослабленном горении (уменьшенной производительности горелок). Если при этом в паропроводе возникнут толчки или гидравлические удары, необходимо немедленно прекратить включение котла и ослабить горение в топке вплоть до отключения отдельных горелок, про­ должая усиленную продувку паропровода.

После включения котла в паровую магистраль закрывают обводную линию главной паровой задвижки, прекращают про­ дувку паропровода и уменьшают продуЕку пароперегревателя. Продувку пароперегревателя полностью прекращают при дости­ жении нагрузки котла примерно равной половине от номиналь­ ной. Затем производят включение водяного экономайзера в га­ зовый тракт. Для этого сначала открывают шиберы до и после водяного экономайзера и затем закрывают шибер прямого хода.

При включении экономайзера в газовый тракт необходимо следить за температурой питательной воды после него, не до­ пуская увеличения ее выше установленного инструкцией пре­ дела. Включение экономайзера вызывает изменение сопротивле­ ния газового тракта с возможным снижением разрежения

48


в топке, поэтому, контролируя работу горелочных устройств, следует наблюдать за разрежением в топочной камере. Оно не должно быть меньше 0,5 мм вод. ст. Время начала растопки и включения котла в паровую магистраль должно записываться в вахтенный журнал.

Остановка котлоагрегата производится по письменному рас­ поряжению начальника котельной или его заместителя (за иск­ лючением аварийных случаев). При нормальной остановке агре­ гата следует тщательно продуть все коллекторы экранов и нижний барабан, поддерживая уровень воды по водомерному стеклу выше среднего; уменьшить производительность горелок до минимальной. После этого у односопловых инжекционных горелок сначала полностью закрывают воздушно-регулировоч­ ную шайбу, а затем рабочие и контрольные краны и открывают кран на газопровод безопасности. Для отключения инжекцион­ ных горелок полного предварительного смешения типа ГИЛ, у которых отсутствуют воздушно-регулировочные шайбы, необ­ ходимо закрыть сначала рабочие краны, затем контрольные и открыть кран на газопроводе безопасности.

При отключении горелок с принудительной подачей воздуха сначала закрывают рабочий и контрольный краны, открывают кран на газопровод безопасности, а затем закрывают шибер, регулирующий подачу воздуха на горелку. После отключения всех газовых горелок останавливают дутьевой вентилятор, про­ верив срабатывание клапана блокировки «газ — воздух». Затем закрывают общий кран на газопроводе котла и открывают кран продувки газопровода, уменьшают тягу в топке, оставив в ра­ боте дымосос для вентиляции газоходов в течение 10—15 мин.

После полного прекращения горения в топке открывают не­ много продувку пароперегревателя, подпитывают котел водой до верхнего уровня по водоуказательному стеклу и отключают котел от паровой магистрали. Если давление пара в отключен­ ном котле будет повышаться, следует увеличить продувку па­ роперегревателя. Газовые шиберы по всему тракту и направ­ ляющий аппарат дымососа следует закрыть во избежание ускоренного охлаждения котлоагрегата и появления недопусти­ мых напряжений в обмуровке и элементах поверхности нагрева. Открывать топочные дверцы и шибер, регулирующий тягу, или направляющий аппарат дымососа можно только через 4—6 ч после прекращения горения в топке. При этом производится по­ степенная подпитка котла. Затем для ускорения расхолажива­ ния котлоагрегата через 6— 10 ч можно пустить дымосос и про­ извести, если необходимо, дополнительную подпитку и продувку котла. Через 20—30 ч температура воды в кбтле обычно сни­ жается до 70—80° С. При этой температуре допускается ее спуск, при более высокой температуре воды в котле спуск ее недопустим.

4 Зак. 570

49



Если необходимо произвести срочный ремонт, пуск дымососа разрешается через 4—6 ч после остановки котлоагрегата. Это позволяет полностью расхолодить агрегат за 18—24 ч. Для кот­ лоагрегатов, имеющих дефекты поверхности нагрева (кольцевые трещины и пр.), длительность остановки следует увеличить в 1,5 раза против указанного выше времени, а ускоренная оста­ новка вообще недопустима. В случае вывода котлоагрегата в ремонт, при котором персонал будет допускаться в топку, га­ зоходы котла и в барабаны, или при длительной остановке (консервация, остановка на летний период) необходимо поста­ вить металлические заглушки с видимыми хвостовиками на пи­ тательной линии, главном паропроводе, всех продувочных ли­ ниях и на газопроводе после задвижки, отключающей агрегат от общего газопровода котельной.

Во избежание интенсивной кислородной коррозии котлоагре­ гата во время его стоянки («стояночная коррозия»), при оста­ новке на срок более 10—14 дней, необходима его консервация. При стоянке до 30 суток консервация производится следующим образом. Котел заполняют деаэрированной водой и поддержи­ вают в нем небольшое избыточное давление (400—600 мм вод. ст.). Для этого котел подключают к водяному бачку, уста­ новленному выше барабана котла, из бачка вода поступает в котел, компенсируя возможные утечки. Для поддержания воды в бачке в деаэрированном состоянии в него непрерывно подают небольшое количество пара, который, барботируя, пре­ пятствует попаданию воздуха.

При остановке котла на срок более 1—2 месяцев следует производить его консервацию сухим, мокрым или газовым спо­ собом. При консервации сухим способом котел подвергают внут­ ренней очистке, тщательно промывают, полностью удаляют оставшуюся воду и высушивают. Затем в барабанах котла уста­ навливают противни с водопоглотителями: безводным хлори­ стым кальцием (СаС12), негашеной известью (СаО) или сили­ кагелем из расчета 1 кг хлористого кальция, 2—3 кг негашеной извести или 1—1,5 кг силикагеля на 1 м3 объема. Люки бараба­ нов котла и арматуру плотно закрывают. Проверяют реактивы первый раз через 3—4 недели, а затем не реже чем через каж­ дые 2 месяца. Этот метод рекомендуется применять при дли­ тельной консервации и отсутствии отопления цеха. При консер­ вации мокрым способом котел заполняют раствором едкого натра или тринатрийфосфата. При приготовлении раствора на конденсате или питательной воде, близкой к нему по содержа­ нию нейтральных солей, достаточно иметь в растворе 2 кг/м3 едкого натра или 5 кг/м3 тринатрийфосфата. При приготовле­ нии раствора на химически очищенной воде в растворе необхо­ димо иметь 10 кг/м3 едкого натра или 20 кг/м3 тринатрийфос­ фата. При равномерной концентрации раствора металл во всех точках котла не подвергается коррозии даже при наличии в воде

50


кислорода. Мокрый способ может применяться только при по­ ложительной температуре на всех отметках помещения котель­

ного цеха.

При консервации газовым способом из котла спускают воду и заполняют его через воздушник газообразным аммиаком, уда­ ляя воздух через нижние точки. В котле должно поддержи­ ваться избыточное давление аммиака около 100 мм рт. ст. Рас­ творяясь в пленке влаги на поверхности металла, аммиак обес­ печивает протекание сильнощелочной реакции, что способствует защите металла от коррозии.

Следует подчеркнуть, что котлоагрегат, отключенный от дру­ гих котлов металлическими заглушками, должен быть тща­ тельно очищен от накипи и промыт; промывке подвергаются также пароперегреватель и водяной экономайзер.

4*

51

ГЛАВА IV

РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ РЕЖИМА РАБОТЫ КОТЛОАГРЕГАТА

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ГОРЕНИЯ И РАБОТЫ КОТЛОАГРЕГАТА

Надежная и экономичная работа котлоагрегата определяется рядом показателей, характеризующих процесс сжигания, водный режим котла, режим работы тягодутьевых устройств и хвосто­ вых поверхностей нагрева, а также распределение нагрузок между работающими котлами и выбором количества котлов для покрытия заданной нагрузки.

Основной задачей регулирования режима работы котлоагре­ гатов котельного цеха является поддержание заданной произ­ водительности котельной, давления и температуры перегретого пара, отпускаемого потребителям, при минимальном расходе топлива и электроэнергии на собственные нужды. Для выполне­ ния этой задачи эксплуатационный персонал должен иметь ре­ жимные карты и инструкции, определяющие основные показа­ тели работы котлоагрегатов при различной нагрузке котельного

цеха.

Инструкции и режимные карты по регулированию работы котлоагрегатов разрабатываются на основе специальных тепло­ вых и теплохимических испытаний и подлежат периодической проверке и уточнению. Режимные карты и инструкции вывеши­ ваются на рабочих местах. Так, например, режимная карта по ведению и регулированию процесса горения и работы котлоагре­ гата, а также инструкция по пуску и остановке котлоагрегата вывешиваются на рабочем месте машиниста котла; режимная карта по ведению водного режима работы котельного цеха — на рабочем месте дежурного химика-лаборанта; характеристика котлоагрегатов, определяющая зависимость изменения их к. п. д. и расхода топлива от нагрузки, а также инструкция по распре­ делению нагрузки между работающими котлами— на рабочем месте начальника смены котельного цеха и т. д. Всякое откло­ нение в работе котлоагрегата от режимной карты, замеченное обслуживающим персоналом, должно фиксироваться в вахтен­ ном журнале. Инженерно-технический персонал на основании замечаний в вахтенном журнале выясняет причины этих откло­ нений.

52