Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
Во время растопки необходимо 2—3 раза продуть нижние коллекторы экранов и барабан котла. Продувку ведут осто рожно, непрерывно наблюдая за уровнем воды в котле, особенно при продувке коллекторов экранов котлов, имеющих ступенча тое испарение; в этом случае наблюдение ведется за уровнем воды как в чистом, так и в соленых отсеках.
Перед включением котла в паровую магистраль следует еще раз осмотреть его снаружи и проверить:
а) исправность действия предохранительных клапанов, водо указательных приборов, манометра и питательных устройств; б) правильность показаний сниженных указателей уровня
воды, сравнив их с показаниями водомерных колонок; в) плотность спускной и продувочной арматуры, гарнитуры,
обмуровки и взрывных предохранительных клапанов; г) исправность автоматики безопасности, сигнализаторов,
КЙП и аппаратуры автоматического управления котлом. Запрещается пуск в работу котлов с неисправными армату
рой, питательными приборами, автоматикой безопасности, сред ствами противоаварийной защиты и сигнализации. Автоматика безопасности включается в работу перед включением котла в па ровую магистраль при устойчивой работе газовых горелок.
Котельный агрегат включают в паровую магистраль, когда давление в нем будет равно или меньше (не более чем на 0,5 кгс/см2) давления пара в магистрали. Следует учитывать, что давление у котлоагрегатов, работающих на газовом топливе, поднимается довольно быстро, поэтому подготовить котел к включению надо заблаговременно, когда давление в нем на несколько атмосфер отличается от давления в магистрали. Включать котел в магистраль следует медленно, постепенно от крывая парозапорную задвижку при ослабленном горении (уменьшенной производительности горелок). Если при этом в паропроводе возникнут толчки или гидравлические удары, необходимо немедленно прекратить включение котла и ослабить горение в топке вплоть до отключения отдельных горелок, про должая усиленную продувку паропровода.
После включения котла в паровую магистраль закрывают обводную линию главной паровой задвижки, прекращают про дувку паропровода и уменьшают продуЕку пароперегревателя. Продувку пароперегревателя полностью прекращают при дости жении нагрузки котла примерно равной половине от номиналь ной. Затем производят включение водяного экономайзера в га зовый тракт. Для этого сначала открывают шиберы до и после водяного экономайзера и затем закрывают шибер прямого хода.
При включении экономайзера в газовый тракт необходимо следить за температурой питательной воды после него, не до пуская увеличения ее выше установленного инструкцией пре дела. Включение экономайзера вызывает изменение сопротивле ния газового тракта с возможным снижением разрежения
48
в топке, поэтому, контролируя работу горелочных устройств, следует наблюдать за разрежением в топочной камере. Оно не должно быть меньше 0,5 мм вод. ст. Время начала растопки и включения котла в паровую магистраль должно записываться в вахтенный журнал.
Остановка котлоагрегата производится по письменному рас поряжению начальника котельной или его заместителя (за иск лючением аварийных случаев). При нормальной остановке агре гата следует тщательно продуть все коллекторы экранов и нижний барабан, поддерживая уровень воды по водомерному стеклу выше среднего; уменьшить производительность горелок до минимальной. После этого у односопловых инжекционных горелок сначала полностью закрывают воздушно-регулировоч ную шайбу, а затем рабочие и контрольные краны и открывают кран на газопровод безопасности. Для отключения инжекцион ных горелок полного предварительного смешения типа ГИЛ, у которых отсутствуют воздушно-регулировочные шайбы, необ ходимо закрыть сначала рабочие краны, затем контрольные и открыть кран на газопроводе безопасности.
При отключении горелок с принудительной подачей воздуха сначала закрывают рабочий и контрольный краны, открывают кран на газопровод безопасности, а затем закрывают шибер, регулирующий подачу воздуха на горелку. После отключения всех газовых горелок останавливают дутьевой вентилятор, про верив срабатывание клапана блокировки «газ — воздух». Затем закрывают общий кран на газопроводе котла и открывают кран продувки газопровода, уменьшают тягу в топке, оставив в ра боте дымосос для вентиляции газоходов в течение 10—15 мин.
После полного прекращения горения в топке открывают не много продувку пароперегревателя, подпитывают котел водой до верхнего уровня по водоуказательному стеклу и отключают котел от паровой магистрали. Если давление пара в отключен ном котле будет повышаться, следует увеличить продувку па роперегревателя. Газовые шиберы по всему тракту и направ ляющий аппарат дымососа следует закрыть во избежание ускоренного охлаждения котлоагрегата и появления недопусти мых напряжений в обмуровке и элементах поверхности нагрева. Открывать топочные дверцы и шибер, регулирующий тягу, или направляющий аппарат дымососа можно только через 4—6 ч после прекращения горения в топке. При этом производится по степенная подпитка котла. Затем для ускорения расхолажива ния котлоагрегата через 6— 10 ч можно пустить дымосос и про извести, если необходимо, дополнительную подпитку и продувку котла. Через 20—30 ч температура воды в кбтле обычно сни жается до 70—80° С. При этой температуре допускается ее спуск, при более высокой температуре воды в котле спуск ее недопустим.
4 Зак. 570 |
49 |
Если необходимо произвести срочный ремонт, пуск дымососа разрешается через 4—6 ч после остановки котлоагрегата. Это позволяет полностью расхолодить агрегат за 18—24 ч. Для кот лоагрегатов, имеющих дефекты поверхности нагрева (кольцевые трещины и пр.), длительность остановки следует увеличить в 1,5 раза против указанного выше времени, а ускоренная оста новка вообще недопустима. В случае вывода котлоагрегата в ремонт, при котором персонал будет допускаться в топку, га зоходы котла и в барабаны, или при длительной остановке (консервация, остановка на летний период) необходимо поста вить металлические заглушки с видимыми хвостовиками на пи тательной линии, главном паропроводе, всех продувочных ли ниях и на газопроводе после задвижки, отключающей агрегат от общего газопровода котельной.
Во избежание интенсивной кислородной коррозии котлоагре гата во время его стоянки («стояночная коррозия»), при оста новке на срок более 10—14 дней, необходима его консервация. При стоянке до 30 суток консервация производится следующим образом. Котел заполняют деаэрированной водой и поддержи вают в нем небольшое избыточное давление (400—600 мм вод. ст.). Для этого котел подключают к водяному бачку, уста новленному выше барабана котла, из бачка вода поступает в котел, компенсируя возможные утечки. Для поддержания воды в бачке в деаэрированном состоянии в него непрерывно подают небольшое количество пара, который, барботируя, пре пятствует попаданию воздуха.
При остановке котла на срок более 1—2 месяцев следует производить его консервацию сухим, мокрым или газовым спо собом. При консервации сухим способом котел подвергают внут ренней очистке, тщательно промывают, полностью удаляют оставшуюся воду и высушивают. Затем в барабанах котла уста навливают противни с водопоглотителями: безводным хлори стым кальцием (СаС12), негашеной известью (СаО) или сили кагелем из расчета 1 кг хлористого кальция, 2—3 кг негашеной извести или 1—1,5 кг силикагеля на 1 м3 объема. Люки бараба нов котла и арматуру плотно закрывают. Проверяют реактивы первый раз через 3—4 недели, а затем не реже чем через каж дые 2 месяца. Этот метод рекомендуется применять при дли тельной консервации и отсутствии отопления цеха. При консер вации мокрым способом котел заполняют раствором едкого натра или тринатрийфосфата. При приготовлении раствора на конденсате или питательной воде, близкой к нему по содержа нию нейтральных солей, достаточно иметь в растворе 2 кг/м3 едкого натра или 5 кг/м3 тринатрийфосфата. При приготовле нии раствора на химически очищенной воде в растворе необхо димо иметь 10 кг/м3 едкого натра или 20 кг/м3 тринатрийфос фата. При равномерной концентрации раствора металл во всех точках котла не подвергается коррозии даже при наличии в воде
50
кислорода. Мокрый способ может применяться только при по ложительной температуре на всех отметках помещения котель
ного цеха.
При консервации газовым способом из котла спускают воду и заполняют его через воздушник газообразным аммиаком, уда ляя воздух через нижние точки. В котле должно поддержи ваться избыточное давление аммиака около 100 мм рт. ст. Рас творяясь в пленке влаги на поверхности металла, аммиак обес печивает протекание сильнощелочной реакции, что способствует защите металла от коррозии.
Следует подчеркнуть, что котлоагрегат, отключенный от дру гих котлов металлическими заглушками, должен быть тща тельно очищен от накипи и промыт; промывке подвергаются также пароперегреватель и водяной экономайзер.
4* |
51 |
ГЛАВА IV
РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ РЕЖИМА РАБОТЫ КОТЛОАГРЕГАТА
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ГОРЕНИЯ И РАБОТЫ КОТЛОАГРЕГАТА
Надежная и экономичная работа котлоагрегата определяется рядом показателей, характеризующих процесс сжигания, водный режим котла, режим работы тягодутьевых устройств и хвосто вых поверхностей нагрева, а также распределение нагрузок между работающими котлами и выбором количества котлов для покрытия заданной нагрузки.
Основной задачей регулирования режима работы котлоагре гатов котельного цеха является поддержание заданной произ водительности котельной, давления и температуры перегретого пара, отпускаемого потребителям, при минимальном расходе топлива и электроэнергии на собственные нужды. Для выполне ния этой задачи эксплуатационный персонал должен иметь ре жимные карты и инструкции, определяющие основные показа тели работы котлоагрегатов при различной нагрузке котельного
цеха.
Инструкции и режимные карты по регулированию работы котлоагрегатов разрабатываются на основе специальных тепло вых и теплохимических испытаний и подлежат периодической проверке и уточнению. Режимные карты и инструкции вывеши ваются на рабочих местах. Так, например, режимная карта по ведению и регулированию процесса горения и работы котлоагре гата, а также инструкция по пуску и остановке котлоагрегата вывешиваются на рабочем месте машиниста котла; режимная карта по ведению водного режима работы котельного цеха — на рабочем месте дежурного химика-лаборанта; характеристика котлоагрегатов, определяющая зависимость изменения их к. п. д. и расхода топлива от нагрузки, а также инструкция по распре делению нагрузки между работающими котлами— на рабочем месте начальника смены котельного цеха и т. д. Всякое откло нение в работе котлоагрегата от режимной карты, замеченное обслуживающим персоналом, должно фиксироваться в вахтен ном журнале. Инженерно-технический персонал на основании замечаний в вахтенном журнале выясняет причины этих откло нений.
52