Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плуатации котельных Ленинграда подтвердил целесообразность устройства газопроводов безопасности, предохраняющих топку и газоходы остановленных в резерв агрегатов от загазовывания при появлении неплотностей в рабочих кранах. Оборудование ГРУ расположено непосредственно в котельном цехе.

После выполнения всех операций по подготовке котлоагре­ гата и его вспомогательного оборудования к пуску, а также вен­ тиляции помещения цеха приступают к пуску оборудования ГРУ. Перед пуском газа следует еще раз убедиться, что все за­ движки и краны полностью закрыты, за исключением продувоч-

Рис. 2. Стальной стакан для отбора газовоздушной смеси.

.1 — стальной стакан; 2 — резиновая уплотнительная прокладка; 3 — крышка; 4 — спиральная пружина,

ных кранов 19, 30 и кранов 33, 40 на газопроводах безопасно­ сти, которые должны быть полностью открыты. Затем откры­ вают краны 2 и 3 на манометр 6 и, приоткрыв задвижку 1, при давлении газа не более 500 мм вод. ет. продувают газопровод в течение 2—3 мин. Закрыв кран 19, постепенно полностью от­ крывают задвижку / и по манометру 6 проверяют начальное давление газа. При начальном давлении газа менее 0,4 кгс/см2 {при номинальном давлении перед горелками 5000 мм вод. ст.) пуск ГРУ до выяснения причин пониженного начального давле­ ния производить не следует.

При нормальном начальном давлении газа открывают кран 22 и проверяют, вывернут ли полностью винт регулирова­ ния конечного давления командного прибора КН. Затем откры­ вают краны на манометр 25, кран 17 импульсного трубопровода конечного давления, краны на импульсных трубопроводах 13 и 14 регулятора давления и задвижку 16. Подняв клапан ПЗК и сцепив его рычаги (молоточек поднять и откинуть на предохра-

42

Рис. 3. Схема ГРУ, газопроводов и газового тракта котельной.

К — котел;

Г — горелка;

Э — водяной

экономайзер;

 

Н А —осевой направляющий

аппа­

рат;

Д — дымосос;

Т — дымовая

труба;

Ф — газовый

фильтр;

173К — предохранитель­

ный

запорный

клапан;

РДУК — регулятор

давления

универсальный Казанцева;

КН

командный

прибор

(пилот)

регулятора

давления;

 

ПК — предохранительный

клапан;

 

 

 

ФР — фильтр

ревизии

счетчика;

PC — ротационный

счетчик,

 

 

 

 

/ — задвижка,

отключающая

 

ГРУ;

2,

3,

4 — краны

для

отключения

манометров;

5, 26 — манометры

самопишущие;

6,

25,

35,

39,

42,

43 — манометры

показывающие;

7 — задвижка

перед

 

регулятором

давления;

8,

9 — краны

для

отключения

дифферен­

циального

манометра;

10 — дифференциальный манометр;

11,

36 — штуцера

с

пробкой

на

резьбе

для

установки

переносного

U-образного

манометра;

12,

 

15 — дроссели;

13 — импульсный

трубопровод

в

 

надмембранную

 

полость

регулирующего

 

клапана;

14 — сбросной

трубопровод

от

командного

прибора;

16 — задвижка

после

регулятора

давления;

17,

29— краны

импульсного

 

трубопровода

конечного

давления

командного

прибора;

18 — кран

 

импульсного

 

трубопровода

ПЗК;

19,

22 — краны

продувочного

трубопровода

ГРУ;

20,

21 — задвижки

 

обводной

линии;

23 — выхлопной

трубопровод

предохранительного

клапана;

 

24 — задвижка

обводной

линии

счетчика;

 

27 — задвижка

перед счетчиком;

28 — задвижка

после

счетчика;

30 — кран

продувки

цехового

газо­

провода; 31 — общий

кран

газопровода

котла; 32 — кран

продувки

газопровода

котла;

33,

40 — контрольные

краны

 

горелок;

 

34, 38,

41,

 

44 — рабочие

краны

горелок; 37,

45 — краны

газопровода

безопасности;

46 — кран

на

запальник;

47 — продувочная

свеча;

 

 

 

 

 

 

 

48 — свеча

газопровода

безопасности.

 

 

 

 

 

 

 


нительную скобу), проверяют, закрыт ли вентиль на обводной линии, и медленно открывают задвижку 7, наблюдая за показа­ ниями манометра 25. В момент открытия задвижки 7 на мано­ метре 25 появится давление, которое при нормальной работе ре­ гулятора сразу же должно снизиться до нуля. Для продувки оборудования ГРУ медленно поворачивают по часовой стрелке винт командного прибора, повышая конечное давление до 400— 500 мм вод. ст. При этом давлении в течение 2—3 мин произ­ водят продувку. После окончания продувки, вращая по часовой стрелке винт командного прибора, устанавливают номинальное конечное давление газа, контролируя его величину по мано­ метру 25. Затем, приоткрыв задвижку 24 (до появления шума проходящего через нее газа), в течение 3—4 мин производят продувку цехового газопровода. Для продувки счетчика откры­ вают задвижку 28, затем задвижку 27, закрывают задвижку 24 и кран продувки 22. Для окончательной настройки регулятора давления открывают кран 29, закрывают кран 17 и поворотом винта командного прибора окончательно настраивают регулятор на заданное давление газа. При устойчивой работе регулятора давления открывают кран 18 и, поставив молоточек ПЗК в ра­ бочее положение (ввести в зацепление), открывают краны 8, 9 на дифференциальный манометр и краны на самопишущие ма­ нометры 5 и 26.

Одновременно с продувкой цехового газопровода в течение 10—15 мин вентилируют топочную камеру и газоходы котла. Для этого полностью открывают лючки и гляделки топочной ка­ меры, шиберы по газовому тракту и направляющий аппарат ды­ мососа. Если при этих условиях разрежение в топке будет ме­ нее I мм вод. ст., необходимо пустить дымосос.

Для продувки газопровода пускаемого котла сначала откры­ вают кран продувки 32, а затем приоткрывают (до появления шума проходящего газа) общий кран 31, производя продувку в течение 3—4 мин. Качество продувки проверяют путем отбора пробы из запальника, приоткрывая кран 46. При применении инжекционного запальника не следует забывать, что он должен быть снят с резинового шланга. После окончания продувки полностью открывают кран 31 и закрывают кран 30. В случае появления «качки» в работе регулятора давления следует снова открыть кран 30. Для зажигания запальника необходимо сна­ чала поднести зажженную спичку к его устью, а после этого приоткрыть кран 46 подачи газа.

Если пламя запальника устойчиво, подготавливают топку для зажигания горелок. Для этого закрывают все лючки топоч­ ной камеры и устанавливают, прикрывая направляющий аппа­ рат дымососа, разрежение в верхней части топки 1—2 мм вод. ст. При разрежении в верхней части топки менее 0,5 мм вод. ст. зажигание горелок недопустимо. После создания в топке необ­ ходимого разрежения закрывают кран на газопроводе безопас­

44


ности 45, полностью открывают контрольный кран 40 и кран на манометр 42. Затем подносят зажженный запальник к смесите­ лям горелки и, приоткрыв кран 41, быстро поджигают газ

вкаждом смесителе. Давление газа перед горелкой в момент зажигания должно составлять 200—300 мм вод. ст., т. е. зажи­ гание горелки производится в режиме проскока, когда газ горит

всмесителе непосредственно при выходе из сопел. Сразу же после воспламенения газа в смесителях увеличивают давление газа перед горелкой с таким расчетом, чтобы пламя из смеси­ теля переместилось в туннель. В этом режиме прогревают тун­ нель. Следует подчеркнуть, что зажигание в смесителях и по­ следующее повышение давления газа перед горелкой должны производиться быстро во избежание загазовывания топки или перегрева смесителей горелки. Аналогично зажигают остальные газовые горелки котлоагрегата. После зажигания первой го­ релки, при устойчивой ее работе, закрывают кран продувки 32.

Если при зажигании горелки погаснет запальник или не удастся быстро поджечь газ в каждом смесителе, следует не­ медленно закрыть подачу газа на запальник, закрыть рабочий кран 41 и контрольный 40 и открыть кран на газопроводе безо­ пасности 45, произведя повторную вентиляцию топки в течение 10— 15 мин. Повторное зажигание горелки разрешается только,

после выяснения причин невоспламенения газа в смесителях.

В ряде инструкций и руководств рекомендуется после зажи­ гания горелок запальник не гасить, а, убавив подачу газа, оста­ вить его в качестве сигнального огня. Опыт эксплуатации пока­ зал, что помимо излишнего расхода газа это иногда приводит к загазовыванию помещения цеха. Часто из-за сквозняка в цехе запальники гаснут, и, если персонал вовремя этого не заметит, газ через неработающий запальник будет поступать в цех.

Очередность зажигания отдельных горелок выбирается с та­ ким расчетом, чтобы обеспечить равномерный обогрев топочной камеры и экранных поверхностей нагрева.

Производительность инжекционных горелок типа ГИЛ повы­ шают только после прогрева туннеля докрасна. Регулирование подачи воздуха у горелок ГИЛ производится автоматически при изменении подачи газа. Однако, как показали исследования, при пониженных давлениях газа горелки работают с повышен­ ным коэффициентом избытка воздуха. Кроме того, на величину коэффициента избытка воздуха оказывает влияние разрежение в топочной камере, что особенно заметно проявляется при по­ ниженных нагрузках горелки.

На рис. 4 показана схема газопроводов котельного цеха при установке на агрегатах горелок с принудительной подачей воз­ духа. Операции по пуску ГРУ и продувки общецехового газо­ провода аналогичны описанным. В связи с этим рассмотрим только операции по включению в работу газопровода котла и зажиганию горелок.

45


Перед пуском газопровода котла производится вентиляция его топочной камеры и газоходов в течение 10—15 мин описан­ ными выше способами. Для продувки газопровода котла пу­ скают дутьевой вентилятор и, нажав на рычаг, устанавливают в рабочее положение клапан блокировки «газ — воздух», затем открывают кран продувки 3 и, приоткрыв общий кран на агре-

Рис. 4. Схема газопроводов котельного цеха.

К — котел; Г — горелка;

Э — водяной экономайзер;

НА — осевой

направляющий аппа­

рат; Д — дымосос;

В — дутьевой

вентилятор;

КБ — клапан

блокировки

«газ—воздух»;

/ — кран

Ш — шиберы для регулирования

подачи воздуха

в газовые

горелки.

3 — кран

продувки

цехового

газопровода;

2 — общий кран

газопровода котла.;

продувки

газопровода котла;

4 — кран на запальник;

5 — контрольный

кран

горелок;

6, 13 — рабочие краны

горелок;

7,

11 — краны

на

манометры,

измеряющие

давление

газа перед горелками; 8, 9,

10,

12 — манометры

показывающие;

14 — штуцер с

пробкой,

на резьбе для установки переносного U-образного манометра;

15 — кран газопровода

безопасности;

16 — продувочная

свеча;

17 — свеча

газопровода

безопасности.

гат 2, производят в течение 3—4 мин продувку газопровода котла. Для проверки качества продувки отбирают пробу из за­ пальника, приоткрывая кран 4. После окончания продувки га­ зопровода котла полностью открывают кран 2 и закрывают кран 1. Если появится «качка» в работе регулятора давления, кран 1 следует снова открыть. После окончания продувки га­ зопровода нужно поднести зажженную спичку к запальнику и„

46


приоткрыв кран 4, поджечь газ, выходящий из него. Затем под­ готавливают к зажиганию одну из горелок. Для этого полностью закрывают шибер, регулирующий подачу воздуха на горелку, устанавливают разрежение в верхней части топки не более 3 мм вод. ст., включают манометр 8, открыв кран 7, и устанавливают запальник в запальное отверстие. Если пламя запальника устой­ чиво, закрывают кран 15 газопровода безопасности и полностью открывают контрольный кран 5. Затем, приоткрыв рабочий кран 6, следят за загоранием газа, выходящего из горелки. За­ жигание газа должно произойти немедленно. Зажигают горелку при давлении газа около 10—15% от номинального. В период работы горелки с пониженной производительностью нужно вни­ мательно следить за устойчивостью пламени, подавая небольшое количество воздуха. Иногда бывает достаточным поступление воздуха только через имеющиеся неплотности в шиберах. Опыт пуска и наладки котлоагрегатов, оборудованных различными го­ релками с принудительной подачей воздуха, показал, что при наличии неплотностей в шиберах, регулирующих подачу воз­ духа, осложняется зажигание горелок, так как происходит сду­ вание пламени запальника. В таких случаях более надежное зажигание горелок возможно от мазутного факела, представ­ ляющего собой проволоку достаточной длины с намотанными на одном конце жгутами пакли, смоченными в мазуте.

После зажигания горелки удаляют запальник из запального отверстия и закрывают кран продувки 3. Для повышения про­ изводительности горелки сначала увеличивают в нее подачу газа, а затем воздуха. При этом давление газа повышают по­ степенно, каждый раз корректируя подачу воздуха. Снижают производительность горелки, уменьшая сначала подачу воздуха,, а затем — газа. Как только из открытых воздушников котла или приподнятого предохранительного клапана покажется пар, воз­ душники следует закрыть, а предохранительный клапан опустить.

С момента зажигания первой горелки необходимо установить контроль за уровнем воды в котле по водомерному стеклу. Пер­ вый раз водоуказательные стекла продувают при давлении в котле 0,5 кгс/см2. Второй раз — перед включением котла в па­ ровую магистраль. Во время растопки котла следует подтянуть гайки у лазов, люков и фланцевых соединений, на которых про­ изводилась замена прокладок. Эта операция должна выпол­ няться с большой осторожностью, только нормальным ключом, без применения удлиняющих рычагов, обязательно в присутст­ вии инженерно-технического работника, ответственного за экс­ плуатацию или ремонт оборудования котельного цеха (началь­ ника цеха, его заместителя или мастера по ремонту). Для котлов

с рабочим давлением до 6 кгс/см2 подтягивание болтов,

лазов

и люков допускается при давлении не более

50% рабочего, от

6 до 60 кгс/см2 — при давлении не более

3 кгс/см2,

свыше

60 кгс/см2 — при давлении не более 5 кгс/см2.

 

 

47