Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р и с . 12.

Р а зм е щ е н и е го р е л о к и

м е с т а п о в р е ж д е н и я э к р а н н ы х т р у б

 

 

то п к и .

 

/ — поврежденные экранные

трубы

(стрелками в плане показано расположе­

ние отдулин); 2 — экранные

трубы,

не имеющие

повреждений; 3 — газовая

горелка;

4 — шахты мельниц; 5 — амбразура для

выдачи в топку аэропыли;

 

6 — нижние шлицы;

7 — воздуховод

к горелке.

84

нено положение горелок (рис. 13), а также рекомендовано при эксплуатации не пользоваться шибером для закрутки воздуш­ ного потока, чтобы уменьшить ширину факела, выдаваемого горелками. В результате выход из строя экранных труб прекра­ тился.

В другой котельной при компоновке горелок с периферийной выдачей газа в закрученный поток воздуха, как это показано на рис. 14, у котла ДКВ-10 также наблюдалось появление отдулин у труб боковых экранов на уровне горелок. Для защиты экран­ ных труб была выложена сплошная стенка из огнеупорного

Р и с . 13. Р а ц и о н а л ь н а я с х е м а р а зм е щ е н и я го р ел о к .

/ — газовая горелка; 2 — экранные трубы.

кирпича на 600 мм выше оси горелок. Это мероприятие ликви­ дировало аварии с экранными трубами, хотя рациональнее было бы изменить компоновку горелок. Из приведенных примеров видно, что удар факела в экранные трубы недопустим и в экс­ плуатации необходимо при регулировании работы горелочных устройств это учитывать.

Основными причинами разрушения кладки топки являются чрезмерные температуры в топке, резкие колебания этих темпе­ ратур и непосредственное разрушающее действие факела. В связи с этим при эксплуатации котлоагрегатов, имеющих неэкранированные топки, необходимо систематически следить за состоянием обмуровки топочной камеры, не допуская непосред­ ственного воздействия факела или интенсивного горения вблизи обмуровки.

Очень часто обмуровка топки выходит из строя вследствие неудовлетворительной работы горелочных устройств или непра­ вильного их размещения, а также из-за неправильного располо­ жения в топке вторичных излучателей. Так, например, излуча­

85


тель, установленный в виде огнеупорной стенки в топке котла производительностью 10 т/ч, приводил к оплавлению обмуровки части боковых и задней стены топки (рис. 15). После удаления излучателя оплавление обмуровки прекратилось, а устойчивость работы инжекционных горелок (при наличии туннеля) и эконо­ мичность неэкранированной топки не понизились даже при не­ больших нагрузках котла.

Р и с . 14. З а щ и т а э к р а н н ы х т р у б к о т л а Д К В - 1 0 .

j — газовые горелки; 2 — бой шамотного кирпича, насыпанный по всей площади колосниковой решетки; 3 — взрывной предохранительный клапан; 4 — защитная стенка боковых экранов из огнеупорного кирпича.

Неправильный выбор горелочных устройств также часто при­ водит к аварии обмуровки топки. В качестве примера на рис. 16 показана установка инжекционных горелок полного предвари­ тельного смешения в выносной топке ланкаширского котла, обо­ рудованной до перевода на газ пневмомеханическим забрасыва­ телем. В течение первых же дней работы топки на смешанном газе с теплотой, сгорания 6000—6500 ккал/м3 выявилось, что в топочной камере даже при производительности котла ниже номинальной развивается высокая температура, при которой об­ муровка выносной топки оплавляется. Через 3 дня работы на газе свод потолочного перекрытия топочной камеры обвалился. В то же время при правильной установке инжекционных горе­

86

лок не в выносной топке, а в частично футерованной жаровой трубе ланкаширского котла, как показано на рис. 17, обеспе­ чивается надежная и экономичная работа котлоагрегата.

Поддержание избыточного давления в верхней части топоч­ ной камеры приводит к чрезмерному перегреву потолочных пе­ рекрытий и вследствие этого — к растрескиванию и выпадению отдельных кирпичей с последующим разрушением сводов. Часто повреждения топочной обмуровки и газохода пароперегревателя и котла происходят вследствие размыва ее струей пара или

Р и с . 15.

У с т а н о в к а в т о р и ч н о го

и зл у ч а т е л я в т о п к е к о т л а

п р о ­

и зв о д и т е л ь н о с т ь ю 10

т /ч , о б о р у д о в а н н о го

и н ж ек ц и о н н ы м и

 

 

го р е л к а м и .

 

 

1 — односопловая инжекционная

горелка полного

предварительного

смешения;

2 — вторичный

излучатель (стрелками

показаны

места

 

оплавления

обмуровки).

 

 

воды при разрывах экранных или конвективных труо поверхноста нагрева, а также труб пароперегревателя.

Рассмотрим отдельные типичные аварии и меры, которые должен принять обслуживающий персонал в случаях, когда они происходят. К специфическим авариям в работе котельных аг­ регатов, сжигающих газовое топливо, следует прежде всего от­ нести быстрое падение давления газа, которое влечет за собой опасность попадания воздуха в газопровод. В котельных, обору­ дованных паровыми котлами, снабжающими паром потребите­ лей, отключение которых допустимо по условиям производства, обычно устанавливаются предохранительно-запорные клапаны, прекращающие подачу газа при падении его давления ниже до-

87


1 — I

9

II II

К МАНОМЕТРУ

2003

Р и с . 16. У с т а н о в к а и н ж ек ц и о н н ы х г о р е л о к п о л н о го п р е д в а р и ­ те л ь н о го см е ш е н и я в вы н о сн о й то п к е л а н к а ш и р с к о г о к о т л а .

1 — инжекционная горелка;

2 — гляделка;

3 — штуцер

для установки

манометра; 4 — взрывной клапан; 5 — горка

из битого

шамотного кир­

пича; 6 — туннель горелки;

7 — переносный

запальник;

8 — газопровод

безопасности;

9 — газопровод к горелке.

 

88

Р и с . 17.

К о м п о н о в к а и н ж е к ц и о н н ы х

го р е л о к

М о с г а з и р о е к т а

н а л а н к а ш и р с к о м к о т л е .

1 — ннжекционная горелка

Мосгазпроекта; 2 — футеровка

жаровой

трубы; 3 — порог;

4 — предохранительный клапан; 5 — газопровод

 

 

котельной.

 


пустимого. В то же время на электростанциях и в промышлен­ ных котельных, не допускающих по условиям производства пе­ рерывов в пароснабжении, предохранительно-запорные клапаны не устанавливаются, а делается сигнализация о повышении или снижении давления газа.

Во всех случаях быстрого падения давления газа и сниже­ ния его величины ниже допустимых значений по условиям на­ дежности работы горелок должен сработать предохранительно­ запорный клапан (ПЗК). В установках, имеющих вместо ПЗК сигнализаторы давления, необходимо быстро отключить подачу газа на котлоагрегат общей задвижкой или краном, а затем за ­ крыть рабочие и контрольные задвижки перед каждой горелкой и открыть краны на газопроводах безопасности и кран на про­ дувочном газопроводе. После этого следует проверить величину давления газа перед регулятором давления. Если давление газа перед регулятором давления в установках, получающих газ от сетей среднего давления, достаточно для устойчивой работы горелочных устройств, следует зажечь горелки одного из работав­ ших котлов, подавая к ним газ по обводной линии регулятора

давления.

После выяснения у диспетчера горгаза причины снижения давления газа на вводе предприятия и по указанию диспетчера растопку остальных котлоагрегатов производят на резервном топливе или газе.

При падении давления воздуха перед горелками ниже допу­ стимых значений должен сработать клапан блокировки «газ — воздух» и прекратить поступление газа к горелочным устрой­ ствам. При срабатывании клапана блокировки персонал обязан немедленно закрыть рабочие и контрольные задвижки, открыв краны на свечу безопасности. После того как будет выявлена и устранена причина срабатывания клапана блокировки, а также проверено состояние дутьевого вентилятора, допускается по­ вторная растопка котлоагрегата.

Весьма опасны аварии, связанные с разрывом газопроводов в пределах котла или системы газоснабжения предприятия. При этих авариях следует немедленно отключить поврежденный уча­ сток газопровода ближайшими задвижками с обеих сторон, за­ крыв сначала задвижку до места разрыва (по ходу газа), а за­ тем — за ним. После этого открываются на поврежденном уча­ стке продувочные свечи и проверяется плотность отключения поврежденного участка. Если задвижки, которыми отключен по­ врежденный участок, неплотны, необходимо поставить металли­ ческие заглушки в местах, показанных на рис. 18. Если разрыв газопровода произошел в помещении котельного цеха, необхо­ димо открыть окна и двери, создать усиленную вентиляцию, а также предупредить попадание вытекающего газа во всасы­ вающий патрубок дутьевых вентиляторов, переключив всасы­ вающий короб на забор воздуха снаружи помещения.

90


Следует помнить, что, если по каким-либо причинам нельзя быстро отключить поврежденный участок в помещении котель­ ного цеха (недоступны задвижки, неясен участок повреждения и т. д.) и возможно скопление газа в опасных концентрациях, должны быть остановлены все котельные агрегаты с прекраще­ нием работы горелочных устройств и погашены все другие источники огня. Для быстрой остановки всех котельных агрега­ тов достаточно ударить по сцепляющим рычагам ПЗК. Это при­ ведет к закрытию клапана и прекращению подачи газа к горел­ кам. Затем можно приступить к закрыванию задвижек перед горелками, на котлоагрегаты или на цех в целом.

Р и с . 18. У с т а н о в к а м е т а л л и ч е с к и х з а г л у ш е к

н а п о в р е ж д е н н о м

г а зо п р о в о д е .

/ — газопровод к котлоагрегату; 2 — металлическая

заглушка; 3 — место

повреждения

газопровода; 4 — продувочный

газопровод.

 

В помещении недопустимо в этот период до полной его вен­ тиляции курение, включение или выключение электрических лампочек, электродвигателей или каких-либо других источников запала. Повторно растапливать котельные агрегаты после ли­ квидации аварии можно только с разрешения лица, ответствен­ ного за газовое хозяйство цеха, и после проверки воздушной среды, особенно в застойных, плохо вентилируемых местах.

При авариях, связанных с повреждением труб, котлоагрегат должен быть остановлен с прекращением подачи газа в горелочные устройства и отключением от паровой магистрали. Призна­ ками разрыва трубы экрана или конвективного пучка являются: шум истекающего пара, заметные расхождения в показаниях паромера и водомера, снижение уровня воды и давления пара в котле, выбивание пара и продуктов горения из топки или га­ зоходов.

Для котельных агрегатов, работающих на турбину, необхо­ димо поддержание температуры перегретого пара на заданном уровне. Резкое снижение температуры перегретого пара, выда­ ваемого котельным агрегатом, может происходить при перепитке котла, резком увеличении нагрузки и связанными с этим резким падением давления пара, вспениванием и бросками воды в котле. Если при перепитке котла открытием продувки не удается восстановить заданный перегрев и температура пара упадет ниже допустимой, котельный агрегат должен быть оста­ новлен с прекращением работы горелок и отключением его от паровой магистрали.

91