Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Р и с . 12. |
Р а зм е щ е н и е го р е л о к и |
м е с т а п о в р е ж д е н и я э к р а н н ы х т р у б |
||
|
|
то п к и . |
|
|
/ — поврежденные экранные |
трубы |
(стрелками в плане показано расположе |
||
ние отдулин); 2 — экранные |
трубы, |
не имеющие |
повреждений; 3 — газовая |
|
горелка; |
4 — шахты мельниц; 5 — амбразура для |
выдачи в топку аэропыли; |
||
|
6 — нижние шлицы; |
7 — воздуховод |
к горелке. |
84
нено положение горелок (рис. 13), а также рекомендовано при эксплуатации не пользоваться шибером для закрутки воздуш ного потока, чтобы уменьшить ширину факела, выдаваемого горелками. В результате выход из строя экранных труб прекра тился.
В другой котельной при компоновке горелок с периферийной выдачей газа в закрученный поток воздуха, как это показано на рис. 14, у котла ДКВ-10 также наблюдалось появление отдулин у труб боковых экранов на уровне горелок. Для защиты экран ных труб была выложена сплошная стенка из огнеупорного
Р и с . 13. Р а ц и о н а л ь н а я с х е м а р а зм е щ е н и я го р ел о к .
/ — газовая горелка; 2 — экранные трубы.
кирпича на 600 мм выше оси горелок. Это мероприятие ликви дировало аварии с экранными трубами, хотя рациональнее было бы изменить компоновку горелок. Из приведенных примеров видно, что удар факела в экранные трубы недопустим и в экс плуатации необходимо при регулировании работы горелочных устройств это учитывать.
Основными причинами разрушения кладки топки являются чрезмерные температуры в топке, резкие колебания этих темпе ратур и непосредственное разрушающее действие факела. В связи с этим при эксплуатации котлоагрегатов, имеющих неэкранированные топки, необходимо систематически следить за состоянием обмуровки топочной камеры, не допуская непосред ственного воздействия факела или интенсивного горения вблизи обмуровки.
Очень часто обмуровка топки выходит из строя вследствие неудовлетворительной работы горелочных устройств или непра вильного их размещения, а также из-за неправильного располо жения в топке вторичных излучателей. Так, например, излуча
85
тель, установленный в виде огнеупорной стенки в топке котла производительностью 10 т/ч, приводил к оплавлению обмуровки части боковых и задней стены топки (рис. 15). После удаления излучателя оплавление обмуровки прекратилось, а устойчивость работы инжекционных горелок (при наличии туннеля) и эконо мичность неэкранированной топки не понизились даже при не больших нагрузках котла.
Р и с . 14. З а щ и т а э к р а н н ы х т р у б к о т л а Д К В - 1 0 .
j — газовые горелки; 2 — бой шамотного кирпича, насыпанный по всей площади колосниковой решетки; 3 — взрывной предохранительный клапан; 4 — защитная стенка боковых экранов из огнеупорного кирпича.
Неправильный выбор горелочных устройств также часто при водит к аварии обмуровки топки. В качестве примера на рис. 16 показана установка инжекционных горелок полного предвари тельного смешения в выносной топке ланкаширского котла, обо рудованной до перевода на газ пневмомеханическим забрасыва телем. В течение первых же дней работы топки на смешанном газе с теплотой, сгорания 6000—6500 ккал/м3 выявилось, что в топочной камере даже при производительности котла ниже номинальной развивается высокая температура, при которой об муровка выносной топки оплавляется. Через 3 дня работы на газе свод потолочного перекрытия топочной камеры обвалился. В то же время при правильной установке инжекционных горе
86
лок не в выносной топке, а в частично футерованной жаровой трубе ланкаширского котла, как показано на рис. 17, обеспе чивается надежная и экономичная работа котлоагрегата.
Поддержание избыточного давления в верхней части топоч ной камеры приводит к чрезмерному перегреву потолочных пе рекрытий и вследствие этого — к растрескиванию и выпадению отдельных кирпичей с последующим разрушением сводов. Часто повреждения топочной обмуровки и газохода пароперегревателя и котла происходят вследствие размыва ее струей пара или
Р и с . 15. |
У с т а н о в к а в т о р и ч н о го |
и зл у ч а т е л я в т о п к е к о т л а |
п р о |
||
и зв о д и т е л ь н о с т ь ю 10 |
т /ч , о б о р у д о в а н н о го |
и н ж ек ц и о н н ы м и |
|||
|
|
го р е л к а м и . |
|
|
|
1 — односопловая инжекционная |
горелка полного |
предварительного |
|||
смешения; |
2 — вторичный |
излучатель (стрелками |
показаны |
места |
|
|
оплавления |
обмуровки). |
|
|
воды при разрывах экранных или конвективных труо поверхноста нагрева, а также труб пароперегревателя.
Рассмотрим отдельные типичные аварии и меры, которые должен принять обслуживающий персонал в случаях, когда они происходят. К специфическим авариям в работе котельных аг регатов, сжигающих газовое топливо, следует прежде всего от нести быстрое падение давления газа, которое влечет за собой опасность попадания воздуха в газопровод. В котельных, обору дованных паровыми котлами, снабжающими паром потребите лей, отключение которых допустимо по условиям производства, обычно устанавливаются предохранительно-запорные клапаны, прекращающие подачу газа при падении его давления ниже до-
87
1 — I
9
II — II
К МАНОМЕТРУ
2003
Р и с . 16. У с т а н о в к а и н ж ек ц и о н н ы х г о р е л о к п о л н о го п р е д в а р и те л ь н о го см е ш е н и я в вы н о сн о й то п к е л а н к а ш и р с к о г о к о т л а .
1 — инжекционная горелка; |
2 — гляделка; |
3 — штуцер |
для установки |
манометра; 4 — взрывной клапан; 5 — горка |
из битого |
шамотного кир |
|
пича; 6 — туннель горелки; |
7 — переносный |
запальник; |
8 — газопровод |
безопасности; |
9 — газопровод к горелке. |
|
88
Р и с . 17. |
К о м п о н о в к а и н ж е к ц и о н н ы х |
го р е л о к |
М о с г а з и р о е к т а |
н а л а н к а ш и р с к о м к о т л е . |
1 — ннжекционная горелка |
Мосгазпроекта; 2 — футеровка |
жаровой |
трубы; 3 — порог; |
4 — предохранительный клапан; 5 — газопровод |
|
|
котельной. |
|
пустимого. В то же время на электростанциях и в промышлен ных котельных, не допускающих по условиям производства пе рерывов в пароснабжении, предохранительно-запорные клапаны не устанавливаются, а делается сигнализация о повышении или снижении давления газа.
Во всех случаях быстрого падения давления газа и сниже ния его величины ниже допустимых значений по условиям на дежности работы горелок должен сработать предохранительно запорный клапан (ПЗК). В установках, имеющих вместо ПЗК сигнализаторы давления, необходимо быстро отключить подачу газа на котлоагрегат общей задвижкой или краном, а затем за крыть рабочие и контрольные задвижки перед каждой горелкой и открыть краны на газопроводах безопасности и кран на про дувочном газопроводе. После этого следует проверить величину давления газа перед регулятором давления. Если давление газа перед регулятором давления в установках, получающих газ от сетей среднего давления, достаточно для устойчивой работы горелочных устройств, следует зажечь горелки одного из работав ших котлов, подавая к ним газ по обводной линии регулятора
давления.
После выяснения у диспетчера горгаза причины снижения давления газа на вводе предприятия и по указанию диспетчера растопку остальных котлоагрегатов производят на резервном топливе или газе.
При падении давления воздуха перед горелками ниже допу стимых значений должен сработать клапан блокировки «газ — воздух» и прекратить поступление газа к горелочным устрой ствам. При срабатывании клапана блокировки персонал обязан немедленно закрыть рабочие и контрольные задвижки, открыв краны на свечу безопасности. После того как будет выявлена и устранена причина срабатывания клапана блокировки, а также проверено состояние дутьевого вентилятора, допускается по вторная растопка котлоагрегата.
Весьма опасны аварии, связанные с разрывом газопроводов в пределах котла или системы газоснабжения предприятия. При этих авариях следует немедленно отключить поврежденный уча сток газопровода ближайшими задвижками с обеих сторон, за крыв сначала задвижку до места разрыва (по ходу газа), а за тем — за ним. После этого открываются на поврежденном уча стке продувочные свечи и проверяется плотность отключения поврежденного участка. Если задвижки, которыми отключен по врежденный участок, неплотны, необходимо поставить металли ческие заглушки в местах, показанных на рис. 18. Если разрыв газопровода произошел в помещении котельного цеха, необхо димо открыть окна и двери, создать усиленную вентиляцию, а также предупредить попадание вытекающего газа во всасы вающий патрубок дутьевых вентиляторов, переключив всасы вающий короб на забор воздуха снаружи помещения.
90
Следует помнить, что, если по каким-либо причинам нельзя быстро отключить поврежденный участок в помещении котель ного цеха (недоступны задвижки, неясен участок повреждения и т. д.) и возможно скопление газа в опасных концентрациях, должны быть остановлены все котельные агрегаты с прекраще нием работы горелочных устройств и погашены все другие источники огня. Для быстрой остановки всех котельных агрега тов достаточно ударить по сцепляющим рычагам ПЗК. Это при ведет к закрытию клапана и прекращению подачи газа к горел кам. Затем можно приступить к закрыванию задвижек перед горелками, на котлоагрегаты или на цех в целом.
Р и с . 18. У с т а н о в к а м е т а л л и ч е с к и х з а г л у ш е к |
н а п о в р е ж д е н н о м |
г а зо п р о в о д е . |
/ — газопровод к котлоагрегату; 2 — металлическая |
заглушка; 3 — место |
повреждения |
газопровода; 4 — продувочный |
газопровод. |
|
В помещении недопустимо в этот период до полной его вен тиляции курение, включение или выключение электрических лампочек, электродвигателей или каких-либо других источников запала. Повторно растапливать котельные агрегаты после ли квидации аварии можно только с разрешения лица, ответствен ного за газовое хозяйство цеха, и после проверки воздушной среды, особенно в застойных, плохо вентилируемых местах.
При авариях, связанных с повреждением труб, котлоагрегат должен быть остановлен с прекращением подачи газа в горелочные устройства и отключением от паровой магистрали. Призна ками разрыва трубы экрана или конвективного пучка являются: шум истекающего пара, заметные расхождения в показаниях паромера и водомера, снижение уровня воды и давления пара в котле, выбивание пара и продуктов горения из топки или га зоходов.
Для котельных агрегатов, работающих на турбину, необхо димо поддержание температуры перегретого пара на заданном уровне. Резкое снижение температуры перегретого пара, выда ваемого котельным агрегатом, может происходить при перепитке котла, резком увеличении нагрузки и связанными с этим резким падением давления пара, вспениванием и бросками воды в котле. Если при перепитке котла открытием продувки не удается восстановить заданный перегрев и температура пара упадет ниже допустимой, котельный агрегат должен быть оста новлен с прекращением работы горелок и отключением его от паровой магистрали.
91