Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вается только в 1,5 раза. Однако на практике даже однотипные машины чаще всего имеют различные напорные характеристики (в результате износа рабочих лопаток или ремонта). Совмест­ ное включение машин с различными напорными характеристи­ ками на общий тракт не только не экономично, но чаще всего ведет к ухудшению работы установки.

В одной промышленной котельной параллельно работали два дымососа, которые по расчету должны были обеспечивать нор­ мальную тягу при номинальной нагрузке котлов. Однако тяга оказалась недостаточной и котлы работали с пониженной на-

Рис. 22. Схемы расположения лопаток направляющего аппарата по отношению к направлению вращения рабо­ чего колеса дымососа (вентилятора): а — правильно;

б— неправильно.

Анаправление входа потока в направляющий аппарат; Б — направление вращения рабочего колеса дымососа (вентилятора).

грузкой. Испытания показали, что характеристики дымососов весьма различны. В связи с этим один из дымососов, имевших неудачную характеристику, был остановлен, при этом тяга не ухудшилась. Установленная мощность электродвигателя выклю­ ченного дымососа составляла 2 0 квт.

В другой промышленной котельной три котла работали на общий боров, а продукты горения из него удалялись одновре­ менно двумя различными по типу и напорным характеристикам дымососами. В результате котлы работали с пониженной на­ грузкой из-за недостатка тяги. После установки в общем борове разделительной перегородки, позволившей ликвидировать со­ вместное действие дымососов, производительность котельной удалось повысить на 15—20% и даже получить резерв по тяге.

Для нормальной эксплуатации тягодутьевых машин после монтажа или ремонта необходимо произвести их внутренний и внешний осмотр. При внутреннем осмотре проверяется состоя­

7*

99


ние рабочего колеса, измеряются зазоры между колесом и вход­ ным патрубком, проверяется состояние регулирующих устройств и запорных шиберов (легкость их хода и плотность закрытия, отсутствие задеваний и заеданий движущихся частей).

В тягодутьевой машине и на прилежащих участках воздухо­ проводов и газоходов не должно быть посторонних предметов, все соединения должны иметь надежное крепление. Выявленные в результате внутреннего осмотра недостатки устраняются, ра­ бочее колесо проворачивается вручную и выполняются измере­ ния, чтобы определить наличие «восьмерки» колеса; максималь­ ное биение колеса допускается не больше 2 мм при диаметре колеса до 1 м и не больше 5 мм при диаметре колеса до 2 м. После окончания внутреннего осмотра люки и направляющие аппараты или шиберы следует закрыть.

При внешнем осмотре машины обращается внимание на на­ личие и правильность установки ограждения валов и полумуфт, проверяется исправность заземления электродвигателя, проч­ ность крепления подшипников к фундаментам или стойкам, по­ ступление воды на охлаждение подшипников, отсутствие посто­ ронних предметов около вращающихся частей машины, наличие уплотнения в местах прохода вала через кожух и ограждающих сеток у всасывающих патрубков вентиляторов. Ограждающие сетки изготовляются из проволоки диаметром 1,5—2 мм с ячей­ ками размером не менее 30x30 и не более 50X50 мм. Кроме того, необходимо проверить исправность дистанционного управ­ ления и соответствие указателей положения регулирующих устройств у машин указателям, установленным на щите управ­ ления.

После окончания осмотра и устранения всех обнаруженных в результате осмотра дефектов подшипники промываются керо­ сином и заправляются смазкой. Заполнение масляной ванны подшипников с кольцевой смазкой производится до отметки по маслоуказателю, а подшипников качения — консистентными смазками не более чем на 2/з объема корпуса подшипника. За­ полнение корпуса подшипника консистентной смазкой сверх указанных пределов вызывает его нагрев.

После выполнения описанных операций машину пускают и пробуют на холостом ходу и под нагрузкой. Пускать машину можно только по указанию лица, ответственного за монтаж или ремонт машины. Перед пуском следует убедиться, что на­ правляющий аппарат или шибер машины полностью закрыт.

После пуска машины и достижения полного числа оборотов она проверяется на отсутствие вибрации. Вибрация подшипни­

ков

не должна

превышать 0,13 мм при скорости вращения

1000

об/мин и

0,16 мм — при 750 об/мин. Величина вибрации

измеряется вибрографом или виброметром. Если она превышает указанные значения, машина останавливается и производится ее балансировка.

100


Для проверки работы машины под нагрузкой следует мед­ ленно открыть направляющий аппарат или шибер с таким рас­ четом, чтобы нагрузка электродвигателя по амперметру соответ­ ствовала номинальной (не больше значения, отмеченного красной чертой, нанесенной на шкале амперметра). Если электро­ двигатель дутьевого вентилятора при полностью открытых на­ правляющем аппарате и шиберах, установленных по тракту и у газогорелочных устройств, окажется загруженным по ампер­ метру ниже номинальной величины, это означает, что его мощ­ ность превышает мощность машины, и при нормальной эксплуа­ тации перегрузки электродвигателя не будет. Если электродви­ гатель нагружается до номинальной мощности при не полностью открытом направляющем аппарате или шибере и полностью от­ крытых всех других шиберах, это указывает на то, что его мощность может оказаться недостаточной для данного венти­ лятора и перегрузка электродвигателя возможна. В этом случае необходимо установить ограничитель открытия направляющего аппарата.

- У дымососов при их опробовании на холодном воздухе элек­ тродвигатели загружаются, как правило, значительно больше, чем при работе на горячих продуктах горения. Поэтому, откры­ вая направляющий аппарат, необходимо внимательно следить за загрузкой электродвигателя во избежание его перегрузки. Ра­ бота дымососа и загрузка электродвигателя повторно прове­ ряются при работе котлоагрегата с полной производитель­ ностью.

Обслуживая тягодутьевые машины эксплуатационный пер­ сонал обязан:

а) наблюдать за уровнем масла в подшипниках и при недо­ статке его в масляной ванне доливать на ходу через верхние отверстия, закрываемые пробками;

б) проверять плотность спускных пробок и уплотнения под­ шипников; при наличии течи устранять ее, а при невозможности устранения течи внимательно следить за уровнем масла, в слу­ чае необходимости доливая его;

в) следить за поступлением воды на охлаждение подшипни­ ков, не допуская их нагрева свыше 60—70° С, но избегать чрез­ мерно большого расхода воды;

г) контролировать нагрузку электродвигателей по показа­ ниям амперметров (переход стрелки амперметра за красную черту недопустим); увеличение показаний амперметра по срав­ нению с нормальной величиной указывает на наличие неисправ­ ностей электродвигателя или машины;

д) поддерживать чистоту в помещении тягодутьевых машин, периодически протирать наружные поверхности электродвига­ теля, корпусы подшипников, не допускать попадания масла на фундаменты;

101


е) проверять исправное

состояние регулирующих устройств,

а в случае отказа работы

дистанционного управления вести

регулирование производительности вручную;

ж) периодически проверять на ощупь температуру статора электродвигателя и, если рука длительно «не терпит», вызывать дежурного электромонтера.

Смазка в подшипниках качения меняется 1—2 раза в год одновременно с их промывкой. Температура подшипников каче­ ния обычно ниже температуры подшипников скольжения вслед­ ствие меньшего коэффициента трения. В нормальных условиях температура подшипника скольжения не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 10° С, предельно допустимое превышение составляет 25° С.

При работе тягодутьевых машин могут иметь место различ­ ные неполадки, требующие иногда немедленной остановки ма­ шины. Аварийная остановка производится в случае появления сильной вибрации, стуков в подшипниках, признаков задевания подвижных частей о неподвижные, нагрева подшипников или одного из них выше установленной нормы, появлении дыма из электродвигателя, задевании ротора электродвигателя об' его статор, что обнаруживается по появлению искр из электродви­ гателя.

Если появилась вибрация неугрожающего характера, необ­ ходимо немедленно сообщить старшему по смене и с его раз­ решения прикрыть направляющий аппарат или регулировочные заслонки. Причиной вибрации может быть неравномерный износ лопаток, ослабление растяжки рабочего колеса, износ вклады­ шей подшипников, повреждение шарикового (роликового) под­ шипника (смятие или поломка шарика или сепаратора). Появ­ ление вибрации у дымососов двустороннего всасывания часто бывает связано с неравномерным поступлением газов по обеим сторонам, вызванным неправильной регулировкой направляю­ щих аппаратов или повышенным газовым сопротивлением с од­ ной стороны газохода перед дымососом, если всасывающие га­ зоходы не связаны между собой общим коробом. Вибрация также возможна из-за ослабления фундаментных болтов под­ шипников или электродвигателя или недостаточной жесткости рам под подшипниками и всей опорной конструкции тягодутье­ вой установки.

Повышенный нагрев корпусов подшипников и расплавление вкладышей у машин происходят при неправильном уходе за под­ шипниками, вследствие попадания грязи, применения грязного или густого масла, вытекания масла, заедания кольца подшип­ ника, прекращения охлаждения подшипника. Если подшипник скольжения сильно нагрелся, а по условиям нагрузки остано­ вить машину для его промывки и замены масла невозможно, разрешается с ведома начальника смены заменять масло на

102


ходу. Эта операция должна производиться двумя лицами в сле­ дующем порядке:

а) открыть верхнюю трубку в корпусе подшипника и вста­ вить в отверстие воронку;

б) под нижнюю сливную пробку подставить ведро, предназ­ наченное для грязного масла;

в) осторожно не полностью отвернуть сливную пробку так, чтобы образовалась вытекающая струйка масла, одновременно доливая чистое масло через воронку (при этом следует наблю­ дать за маслоуказательным стеклом подшипника, не допуская изменения уровня масла в нем); доливку производить до тех пор, пока из сливного отверстия не пойдет совершенно чистое масло;

г) после смены масла окончательно установить уровень его по стеклу и плотно закрыть нижнее сливное и верхнее заливоч­ ное устройства.

При обслуживании тягодутьевых машин и газовых трактов надо помнить, что нельзя снимать во время работы машин за­ щитные приспособления с муфт и валов, а также пускать ма­ шины при отсутствии этих приспособлений. Спецодежда обслу­ живающего персонала должна быть такой, чтобы вращающиеся части машин не могли ее захватить. Не следует при обтирке ра­ ботающих тягодутьевых машин наматывать обтирочные тряпки илижонцы на руку.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОВОГО И ВОЗДУШНОГО ТРАКТОВ

Газовоздушный тракт котлоагрегата должен удовлетворять двум основным требованиям: быть плотным и иметь минималь­ ные сопротивления.

Местами утечек из воздушного тракта чаще всего являются неплотности в бетонных каналах, проложенных в полу котель­ ной, в шиберах, в сварочных швах металлических коробов, во фланцевых соединениях воздуховодов, а также неработающие газогорелочные устройства.

Как показали многочисленные испытания, местами присоса холодного воздуха в газовый тракт чаще всего являются обду­ вочные лючки и места заделки их в обмуровку; лазы в об­ муровке котла; неработающие газогорелочные устройства; про­ ходы постоянных обдувочных устройств через обмуровку котла и хвостовые поверхности нагрева; гляделки в топочной камере и запальные отверстия для горелок; проходы экранных труб через обмуровку; сочленения труб чугунных водяных экономайзеров между собой и с обмуровкой; неплотности в воздухоподогрева­ телях и в общих сборных боровах, особенно в местах установки шиберов, выполненных в виде заслонок; переходы от общих кирпичных боровов к патрубкам дымососов; корпуса дымо­ сосов.

103