Файл: Эстеркин, Р. И. Эксплуатация котлоагрегатов на газовом топливе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
вается только в 1,5 раза. Однако на практике даже однотипные машины чаще всего имеют различные напорные характеристики (в результате износа рабочих лопаток или ремонта). Совмест ное включение машин с различными напорными характеристи ками на общий тракт не только не экономично, но чаще всего ведет к ухудшению работы установки.
В одной промышленной котельной параллельно работали два дымососа, которые по расчету должны были обеспечивать нор мальную тягу при номинальной нагрузке котлов. Однако тяга оказалась недостаточной и котлы работали с пониженной на-
Рис. 22. Схемы расположения лопаток направляющего аппарата по отношению к направлению вращения рабо чего колеса дымососа (вентилятора): а — правильно;
б— неправильно.
А— направление входа потока в направляющий аппарат; Б — направление вращения рабочего колеса дымососа (вентилятора).
грузкой. Испытания показали, что характеристики дымососов весьма различны. В связи с этим один из дымососов, имевших неудачную характеристику, был остановлен, при этом тяга не ухудшилась. Установленная мощность электродвигателя выклю ченного дымососа составляла 2 0 квт.
В другой промышленной котельной три котла работали на общий боров, а продукты горения из него удалялись одновре менно двумя различными по типу и напорным характеристикам дымососами. В результате котлы работали с пониженной на грузкой из-за недостатка тяги. После установки в общем борове разделительной перегородки, позволившей ликвидировать со вместное действие дымососов, производительность котельной удалось повысить на 15—20% и даже получить резерв по тяге.
Для нормальной эксплуатации тягодутьевых машин после монтажа или ремонта необходимо произвести их внутренний и внешний осмотр. При внутреннем осмотре проверяется состоя
7* |
99 |
ние рабочего колеса, измеряются зазоры между колесом и вход ным патрубком, проверяется состояние регулирующих устройств и запорных шиберов (легкость их хода и плотность закрытия, отсутствие задеваний и заеданий движущихся частей).
В тягодутьевой машине и на прилежащих участках воздухо проводов и газоходов не должно быть посторонних предметов, все соединения должны иметь надежное крепление. Выявленные в результате внутреннего осмотра недостатки устраняются, ра бочее колесо проворачивается вручную и выполняются измере ния, чтобы определить наличие «восьмерки» колеса; максималь ное биение колеса допускается не больше 2 мм при диаметре колеса до 1 м и не больше 5 мм при диаметре колеса до 2 м. После окончания внутреннего осмотра люки и направляющие аппараты или шиберы следует закрыть.
При внешнем осмотре машины обращается внимание на на личие и правильность установки ограждения валов и полумуфт, проверяется исправность заземления электродвигателя, проч ность крепления подшипников к фундаментам или стойкам, по ступление воды на охлаждение подшипников, отсутствие посто ронних предметов около вращающихся частей машины, наличие уплотнения в местах прохода вала через кожух и ограждающих сеток у всасывающих патрубков вентиляторов. Ограждающие сетки изготовляются из проволоки диаметром 1,5—2 мм с ячей ками размером не менее 30x30 и не более 50X50 мм. Кроме того, необходимо проверить исправность дистанционного управ ления и соответствие указателей положения регулирующих устройств у машин указателям, установленным на щите управ ления.
После окончания осмотра и устранения всех обнаруженных в результате осмотра дефектов подшипники промываются керо сином и заправляются смазкой. Заполнение масляной ванны подшипников с кольцевой смазкой производится до отметки по маслоуказателю, а подшипников качения — консистентными смазками не более чем на 2/з объема корпуса подшипника. За полнение корпуса подшипника консистентной смазкой сверх указанных пределов вызывает его нагрев.
После выполнения описанных операций машину пускают и пробуют на холостом ходу и под нагрузкой. Пускать машину можно только по указанию лица, ответственного за монтаж или ремонт машины. Перед пуском следует убедиться, что на правляющий аппарат или шибер машины полностью закрыт.
После пуска машины и достижения полного числа оборотов она проверяется на отсутствие вибрации. Вибрация подшипни
ков |
не должна |
превышать 0,13 мм при скорости вращения |
1000 |
об/мин и |
0,16 мм — при 750 об/мин. Величина вибрации |
измеряется вибрографом или виброметром. Если она превышает указанные значения, машина останавливается и производится ее балансировка.
100
Для проверки работы машины под нагрузкой следует мед ленно открыть направляющий аппарат или шибер с таким рас четом, чтобы нагрузка электродвигателя по амперметру соответ ствовала номинальной (не больше значения, отмеченного красной чертой, нанесенной на шкале амперметра). Если электро двигатель дутьевого вентилятора при полностью открытых на правляющем аппарате и шиберах, установленных по тракту и у газогорелочных устройств, окажется загруженным по ампер метру ниже номинальной величины, это означает, что его мощ ность превышает мощность машины, и при нормальной эксплуа тации перегрузки электродвигателя не будет. Если электродви гатель нагружается до номинальной мощности при не полностью открытом направляющем аппарате или шибере и полностью от крытых всех других шиберах, это указывает на то, что его мощность может оказаться недостаточной для данного венти лятора и перегрузка электродвигателя возможна. В этом случае необходимо установить ограничитель открытия направляющего аппарата.
- У дымососов при их опробовании на холодном воздухе элек тродвигатели загружаются, как правило, значительно больше, чем при работе на горячих продуктах горения. Поэтому, откры вая направляющий аппарат, необходимо внимательно следить за загрузкой электродвигателя во избежание его перегрузки. Ра бота дымососа и загрузка электродвигателя повторно прове ряются при работе котлоагрегата с полной производитель ностью.
Обслуживая тягодутьевые машины эксплуатационный пер сонал обязан:
а) наблюдать за уровнем масла в подшипниках и при недо статке его в масляной ванне доливать на ходу через верхние отверстия, закрываемые пробками;
б) проверять плотность спускных пробок и уплотнения под шипников; при наличии течи устранять ее, а при невозможности устранения течи внимательно следить за уровнем масла, в слу чае необходимости доливая его;
в) следить за поступлением воды на охлаждение подшипни ков, не допуская их нагрева свыше 60—70° С, но избегать чрез мерно большого расхода воды;
г) контролировать нагрузку электродвигателей по показа ниям амперметров (переход стрелки амперметра за красную черту недопустим); увеличение показаний амперметра по срав нению с нормальной величиной указывает на наличие неисправ ностей электродвигателя или машины;
д) поддерживать чистоту в помещении тягодутьевых машин, периодически протирать наружные поверхности электродвига теля, корпусы подшипников, не допускать попадания масла на фундаменты;
101
е) проверять исправное |
состояние регулирующих устройств, |
а в случае отказа работы |
дистанционного управления вести |
регулирование производительности вручную;
ж) периодически проверять на ощупь температуру статора электродвигателя и, если рука длительно «не терпит», вызывать дежурного электромонтера.
Смазка в подшипниках качения меняется 1—2 раза в год одновременно с их промывкой. Температура подшипников каче ния обычно ниже температуры подшипников скольжения вслед ствие меньшего коэффициента трения. В нормальных условиях температура подшипника скольжения не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 10° С, предельно допустимое превышение составляет 25° С.
При работе тягодутьевых машин могут иметь место различ ные неполадки, требующие иногда немедленной остановки ма шины. Аварийная остановка производится в случае появления сильной вибрации, стуков в подшипниках, признаков задевания подвижных частей о неподвижные, нагрева подшипников или одного из них выше установленной нормы, появлении дыма из электродвигателя, задевании ротора электродвигателя об' его статор, что обнаруживается по появлению искр из электродви гателя.
Если появилась вибрация неугрожающего характера, необ ходимо немедленно сообщить старшему по смене и с его раз решения прикрыть направляющий аппарат или регулировочные заслонки. Причиной вибрации может быть неравномерный износ лопаток, ослабление растяжки рабочего колеса, износ вклады шей подшипников, повреждение шарикового (роликового) под шипника (смятие или поломка шарика или сепаратора). Появ ление вибрации у дымососов двустороннего всасывания часто бывает связано с неравномерным поступлением газов по обеим сторонам, вызванным неправильной регулировкой направляю щих аппаратов или повышенным газовым сопротивлением с од ной стороны газохода перед дымососом, если всасывающие га зоходы не связаны между собой общим коробом. Вибрация также возможна из-за ослабления фундаментных болтов под шипников или электродвигателя или недостаточной жесткости рам под подшипниками и всей опорной конструкции тягодутье вой установки.
Повышенный нагрев корпусов подшипников и расплавление вкладышей у машин происходят при неправильном уходе за под шипниками, вследствие попадания грязи, применения грязного или густого масла, вытекания масла, заедания кольца подшип ника, прекращения охлаждения подшипника. Если подшипник скольжения сильно нагрелся, а по условиям нагрузки остано вить машину для его промывки и замены масла невозможно, разрешается с ведома начальника смены заменять масло на
102
ходу. Эта операция должна производиться двумя лицами в сле дующем порядке:
а) открыть верхнюю трубку в корпусе подшипника и вста вить в отверстие воронку;
б) под нижнюю сливную пробку подставить ведро, предназ наченное для грязного масла;
в) осторожно не полностью отвернуть сливную пробку так, чтобы образовалась вытекающая струйка масла, одновременно доливая чистое масло через воронку (при этом следует наблю дать за маслоуказательным стеклом подшипника, не допуская изменения уровня масла в нем); доливку производить до тех пор, пока из сливного отверстия не пойдет совершенно чистое масло;
г) после смены масла окончательно установить уровень его по стеклу и плотно закрыть нижнее сливное и верхнее заливоч ное устройства.
При обслуживании тягодутьевых машин и газовых трактов надо помнить, что нельзя снимать во время работы машин за щитные приспособления с муфт и валов, а также пускать ма шины при отсутствии этих приспособлений. Спецодежда обслу живающего персонала должна быть такой, чтобы вращающиеся части машин не могли ее захватить. Не следует при обтирке ра ботающих тягодутьевых машин наматывать обтирочные тряпки илижонцы на руку.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОВОГО И ВОЗДУШНОГО ТРАКТОВ
Газовоздушный тракт котлоагрегата должен удовлетворять двум основным требованиям: быть плотным и иметь минималь ные сопротивления.
Местами утечек из воздушного тракта чаще всего являются неплотности в бетонных каналах, проложенных в полу котель ной, в шиберах, в сварочных швах металлических коробов, во фланцевых соединениях воздуховодов, а также неработающие газогорелочные устройства.
Как показали многочисленные испытания, местами присоса холодного воздуха в газовый тракт чаще всего являются обду вочные лючки и места заделки их в обмуровку; лазы в об муровке котла; неработающие газогорелочные устройства; про ходы постоянных обдувочных устройств через обмуровку котла и хвостовые поверхности нагрева; гляделки в топочной камере и запальные отверстия для горелок; проходы экранных труб через обмуровку; сочленения труб чугунных водяных экономайзеров между собой и с обмуровкой; неплотности в воздухоподогрева телях и в общих сборных боровах, особенно в местах установки шиберов, выполненных в виде заслонок; переходы от общих кирпичных боровов к патрубкам дымососов; корпуса дымо сосов.
103