Файл: Фисенко, Г. Л. Укрепление откосов в карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Торкрет-бетон предохраняет породы как от выветривания, так и от выпадения отдельных небольших блоков. Стоимость 1 м2 по­ крытия торкрет-бетоном при толщине покрытия от 3 до 6,5 см составляет 1,3—1,5 руб.

Для повышения прочности и снижения в нем усадочных напря­ жений в защитном покрытии торкретирование ведут по металли­ ческой сетке из проволоки диаметром 2—6 мм.

Шприц-бетон, так же как и торкрет-бетон, может применяться в сочетании со штанговой крепью и металлической сеткой; осо­ бенно там, где массив горных пород сильно раздроблен, или в слоистых породах, склонных к выветриванию, причем при толщине слоя шприц-бетона свыше 10 см, его можно рассматривать как защитную анкерованную сетку.

Шприц-бетон состоит из смеси цемента, гравия или щебня,, песка, воды и специальной добавки, ускоряющей схватывание и твердение покрытия и придающей ему водонепроницаемость.

Прочность бетона, плотность и быстрота твердения обеспечи­ ваются большей, по сравнению с торкрет-бетоном, крупностью фракций заполнителя (до 25 мм), введением добавки ускорителя схватывания, а также методом его нанесения на поверхность. Шприц-бетон наносится слоями толщиной 4—5 см и более. Он яв­ ляется достаточно надежной гидроизоляцией и может наноситься как на сухую, так и на влажную поверхность. Покрытия толщиной 5—15 см обеспечивают создание эффективного защитного слоя и его прочную связь с поверхностью.

Содержание фракций заполнителей зависит от типа применяе­ мой машины. Для машин, работающих на мелких заполнителях (до 10 мм), частицы размером от 0,1 до 1 мм обычно составляют 2/з от общего объема, а размером от 1 до 10 мм— */3. При приме­ нении фракций от 10 до 25 мм их содержание для некоторых ма­ шин не должно превышать 30% от общего объема заполнителей.

Влажность применяемых инертных заполнителей должна со­ ставлять от 2 до 7%. Для шприц-бетона применяется любой све­ жий цемент; преимущественно употребляется чистый портландце­ мент. Расход цемента намного меньше, чем в торкрете, за счет более крупных заполнителей и равен 300—350 кг/м3 сухой смеси инертных материалов, или 400—430 кг/м3 готового шприц-бетона.

Водоцементное отношение составляет 0,5, т. е. потребный рас­ ход воды равен 200—220 л на 1 м3 готового шприц-бетона. Воз­ можность повышения водоцементного отношения в шприц-бетоне, по сравнению с торкретом, создается наличием в нем специальной добавки, однако, чем меньше водоцементное отношение, тем ма­ териал получается более плотным и менее водонепроницаемым.

Добавка — ускоритель схватывания и твердения (алюминат натрия, хлорное железо, жидкое стекло и т. д.) вводится в сухую смесь в количестве 2—4% от массы цемента; эта добавка может вводиться в раствор и вместе с водой.

147


Прочность шприц-бетона в 2,5—3 раза выше прочности обыч­ ного бетона. Показатели прочности на 28-й день, по разным источ­ никам, колеблются от 400 до 700 кгс/см2 на сжатие и от 80 до 120 кгс/см2 на изгиб. При толщине 8—10 см шприц-бетон является плотным водонепроницаемым материалом. Он обладает повышен­ ной устойчивостью против влияния грунтовых вод и других хими­ ческих воздействий. Сцепление шприц-бетона с горными породами и арматурой в 2—3 раза выше, чем обычного бетона.

Для производства покрытия шприц-бетоном институтом «ЦНИИПодземшахтострой» сконструированы машины БМ-60П с одной камерой и пневматическим приводом и БМ-60 — двухка­ мерные с электрическим приводом, выпускаемые Московским за­ водом строительных машин. Двухкамерная машина обеспечивает непрерывную работу по нанесению бетона и более, чем однокамер­ ная ,машина (предназначенная для работ в стесненных условиях горных выработок), пригодна для открытых горных работ.

Техническая характеристика машин БМ-60 приведена в главе V. При торкретировании высоких откосов машину БМ-60 удобнее располагать на берме, лежащей над откосом, подлежащим покры­ тию. Работа производится с люльки, которая по мере покрытия отдельных лент передвигается по простиранию укрепляемого уча­ стка. Однако большой производительности можно достигнуть лишь

с использованием механизированных комплексов.

Для покрытия поверхности откосов набрызгбетоном на Кальмакырском карьере применяли следующий комплект оборудо­ вания:

1)самоходный полок СП-12;

2)бетономашина БМ-60;

3)смеситель конструкции ВНИИЦветмет;

4)компрессор К-9.

Покрытия поверхностей откосов пленками из горячего битума с минеральным наполнителем применяют для изоляции пологих

откосов

рыхлых пород.

Достоинством покрытия является

его до­

ступность и небольшая

стоимость. При битумизации применяют

преимущественно битумы марок III и V, относящиеся к нефтяным.

Для покрытия

откосов

рекомендуется

применение

битума мар­

ки III,

так как

он имеет более низкую

температуру размягчения

и более

высокую проницаемость и пластичность.

 

 

При битумизации пород рекомендуется добавлять к битуму

марки III минеральные

наполнители

(например,

золу,

трепел

и др.) в количестве до 30% по объему. Кроме того, для снижения расхода битума возможно применение в качестве добавок местных

материалов — песка, мела и др.

 

материала покрытия

Битумоварочный котел для приготовления

состоит из камеры

объемом около 1 м3 и топки объемом 0,12 м3.

Битум, измельченный на

куски

размерами

в поперечнике 10—

20 см, загружают в камеру,

в которой он плавится и затем стекает

в сборную камеру.

Топливом

служат дрова, так как каменный

148


уголь дает слишком высокую температуру. Подогреваемый битум должен иметь температуру не ниже 180 и не выше 200°, так как при температуре свыше 220° он может воспламениться. Произво­ дительность котла около 1,5 т в смену.

Работы с горячим битумом опасны для обслуживающего пер­ сонала, вследствие чего их следует производить с необходимой осторожностью.

§ 7. К О М П Л Е К С Н О Е У К Р Е П Л Е Н И Е У С Т У П О В

Наблюдения за бортами карьеров, поставленных в предельное положение, свидетельствуют о значительном влиянии фактора времени на сохранность заданного уступу профиля. В результате воздействия агентов выветривания, а также сейсмического дей­ ствия взрывов происходит разрушение пород поверхности откосов с образованием вывалов и осыпей. Интенсивность выветривания отдельных разновидностей пород различна.

При длительном стоянии бортов карьеров без обновления, что возможно в глубоких карьерах, применение таких способов укреп­ ления, как штанги и сваи, без дополнительных мероприятий, ис­ ключающих образование осыпей, положительных результатов не дает.

На Коунрадском карьере участок борта, укрепленный штанга­ ми, сложен крепкими породами — гранодиоритами и гранодиоритпорфирами. Замеры показали, что после семи лет стояния даже в крепких породах мощность выветрившегося слоя составила в среднем 10 см. Этого оказалось достаточно, чтобы штанговая крепь потеряла натяжение. На Коркинском карьере участок опыт­ ного укрепления уступа был сложен аргиллитами и углистыми сланцами. Здесь интенсивность выветривания пород была несрав­ нимо выше. Железобетонные сваи оголились на глубину до 1 м уже после одного года стояния.

Последствия деформаций откосов за счет выветривания очень серьезны, хотя на первый взгляд это наиболее безопасный вид. деформации. Поэтому при длительном стоянии откосов необхдимо применять комбинированное их укрепление. Сочетание механиче­ ских способов укрепления (штанги и сваи) с цементацией прибортового массива улучшает условия работы конструкций. Монолит­ ный массив сдвигается как одно целое, не вызывая их изгиба.

Если породы дополнительно подвергаются упрочнению, то не­ обходимо учитывать общее дополнительное сопротивление сдвигу, создаваемое комплексом укрепительных мероприятий.

Цементацию горных пород с интенсивной трещиноватостью ре­ комендуется во всех случаях производить в сочетании с укрепле­ нием железобетонными сваями, чтобы с максимальным эффектом использовать пробуренные скважины. Число свай определяется предварительно рассчитанным паспортом укрепления.

149


§ 8. И С К У С С Т В Е Н Н Ы Е У Л А В Л И В А Ю Щ И Е Б Е Р М Ы В Г Л У Б О К И Х К А Р Ь Е Р А Х

При разработке месторождений, сложенных наклонными или крутопадающими слоями пород, уступы борта лежачего бока заоткашиваются по слоистости. При падении слоев пород под углами 20—35° общий угол наклона борта выполаживается до 15° в то время как по условию устойчивости общий угол наклона борта в этих случаях может быть равен углу падения слоев.

Рис. IV.24. Конструкция искусственных берм:

а — искусственная улавливающая берма;

б — укреплен­

ная берма;

/ — шпунт; 2 —скважина; 3 — затяжка шпун­

товой стенки; 4 — пояс; 5 — металлическая скоба для

крепления

затяжки к поясу; 6 — тросовый

анкер; / -—же­

 

лезобетонный замок

 

Выполаживание борта за счет берм приводит к значительному увеличению объема вскрыши. Практика открытых горных работ показывает, что при падении слоев под углами 20—40° для устрой­ ства берм можно не разносить борт положе слоистости, а соору­ жать искусственные бермы безопасности (рис. IV.24, а) или укреп­ лять их (рис. IV.24, б).

Такие бермы, при сравнительно небольшой стоимости, позво­ ляют уменьшить объем вскрыши и создать безопасные условия работы на нижних горизонтах карьеров под высокими откосами.

При укрепленной берме, расположенной на подрезанных кон­ тактах между слоями, высота шпунта должна задаваться, исходя из условия получения ширины бермы безопасности, равной 6—8 м.

Когда сцепление по контактам слоев очень мало и при подходе горных работ к предельному контуру связность пород по наиболее слабым контактам не сохраняется, вместо укрепленных берм сле­ дует создавать искусственные.

Искусственная улавливающая берма имеет вид анкерованной шпунтовой стенки. В качестве шпунтов используются двутавровые балки (с номерами профиля 16—20) или рельсы тяжелого профиля (Р-43, Р-50, Р-65). Шпунты устанавливают вразбежку с интерва­ лом, который определяется расчетом в зависимости от конкретных условий. Затяжку шпунтовой стенки производят железобетонными

150