Файл: Фисенко, Г. Л. Укрепление откосов в карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

V.l

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер скважины

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

1

2

3

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубина скважины,

м ....................

при

нагнетании

20,7

20,7

20,7

 

20,7

 

20,7

Максимальное

давление

15

10

15

 

 

15

 

15

цементного раствора, кгс/см2 ................

 

 

 

 

 

Концентрация цементного раствора це­

 

 

 

 

 

 

 

 

мент:вода (по массе):

 

 

 

 

1:4

1:4

1:4

 

1:4

 

1:4

начальная

 

 

 

 

 

 

 

конечная

 

 

...

 

 

2:1

2:1

2:1

 

2,5:1

 

2,5:1

Время нагнетания цементного раствора, ч

3

2,3

2

 

 

1,5

 

0,5

Общий расход цемента, т

.......................

 

кг . .

6

7

4

 

0,5

 

0,5

Расход цемента на 1 м скважины,

300

350

200

 

25

 

25

Расход цемента на

1 м3 закрепленного

10

11,7

6,7

 

0,84

 

0,84

массива,

к г ...............................

 

 

• . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий расход цемента 18 т

 

 

мать из скважины став труб

массой до 0,5

т.

Наклонное же

расположение скважин

препятствовало бы этой операции.

 

 

Небольшой расход цемента в четвертой и пятой скважинах объ­

яснялся тем, что они из-за неблагоприятной

ориентации

трещин

оказались в зоне влияния третьей

 

 

 

 

 

 

 

 

скважины и большинство тре­

 

 

 

 

 

 

 

 

щин, вскрытых скважиной, к мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

менту цементации через нее было

 

 

 

 

 

 

 

 

уже затампонировано.

 

 

на­

 

 

 

 

 

 

 

 

В дальнейшем,

упростив

 

 

 

 

 

 

 

 

гнетательное оборудование, ста­

 

 

 

 

 

 

 

 

ло возможным применять наря­

 

 

 

 

 

 

 

 

ду с вертикальными

скважинами

 

 

 

 

 

 

 

 

(положение

« а », рис .

V.1)

на­

 

 

 

 

 

 

 

 

клонные

цементационные

сква­

 

 

 

 

 

 

 

 

жины. Первоначально предпола­

 

 

 

 

 

 

 

 

гались две схемы — вертикальные

 

 

 

 

 

 

 

 

скважины и наклонные, парал­

 

 

 

 

 

 

 

 

лельные откосу уступа (положе­

Рис. V.l. Схема расположения це­

ния «б» и «г»), с тем чтобы обес­

ментационных скважин в попереч­

печить проникновение цементного

 

ном

сечении

уступа:

 

 

раствора

в

предполагаемой

1 — предполагаемая

линия

скольжения;

2 — призма

активного

давления;

<5—

линии скольжения для увеличе­

 

призма

упора

 

 

 

ния сцепления, а также

наклон­

 

 

45—5U”

в

сторону

ных скважин, направленных под углом

массива (положение «в»). Окончательно

на

опытном

 

уча­

стке горизонта 650 м протяженностью

125 м были

применены все

три схемы

расположения скважин. Интервал между скважинами

был уменьшен до 5

м.

Это было определено следующими

причи-

157


нами. Так как данный участок располагался на 30 м выше преды­ дущего, прочность пород на нем должна была быть ниже. Кроме того, в результате более длительного стояния откосов горные по­ роды в большей степени подвергались процессам выветривания. Было установлено, что зоны влияния соседних скважин частично перекрываются.

В ходе работ в комплекс оборудования для приготовления рас­ твора и подачи его в скважины были внесены некоторые усовер­ шенствования. Так, вместо громоздкого и неудобного в работе инъектора были применены трубки-кондукторы с фланцем, к ко­ торым непосредственно крепилась цементационная головка. Це­ ментационная установка, состоящая из двух растворомешалок С-220А, разгружающихся в один приемный бункер, была укреп­ лена на полозьях из швеллеров для обеспечения ее мобильности и сокращения длины труб-раствороводов. Передвижение произво­ дилось с помощью бульдозера на базе трактора С-100. Гибкий резиновый шланг заменили стальными трубами диаметром 2 " и длиной 2700 мм, соединенными между собой посредством флан­ цев. Такой трубопровод удобен при большой длине участка, так как став труб может удлиняться или укорачиваться. Кроме того, при оседании цементного раствора в трубах, последние легче, чем резиновые шланги, освобождаются от цементного камня.

В условиях Кургашинканского рудника при производстве це­ ментационных работ для затворения цементного раствора исполь­ зовались грунтовые воды, которые собирались в зумпфе на дне карьера и подавались к месту производства работ с помощью цен­ тробежного насоса производительностью 80 м3/ч.

Химический анализ подземных вод Кургашинканского место­ рождения подтвердил пригодность их для приготовления цемент­ ного раствора, общая минерализация составила 1963 мл/л; водо­

родный показатель pH = 6 ,8 ; содержание ионов SO4 — 750 мг/л. Агрессивность воды оказалась в пределах нормы. Для приготов­

ления цементного раствора

использовался портландцемент мар­

ки 506.

 

Величина водопоглошения пород горизонта 620—650 м оказа­

лась выше, чем горизонта

590—620 м и колебалась в пределах

1—2 л/мин -м2. Поэтому в зависимости от величины удельного водопоглощепия начальная консистенция цементного раствора для пород горизонта 620—650 м была принята 2: 1 (вода : цемент — по массе). Для опрессовки цементного материала в трещинах и за­ полнения пустот к концу нагнетания в скважины подавалась вода или раствор слабой консистенции. Кроме того, это необходимо для промывания става труб от остатков цемента.

Цементация пород проводилась на участке длиной 125 м (го­ ризонт 620—650 м) юго-восточного борта карьера. Станками БМК-4 с бермы горизонта 650 м было пробурено 25 вертикальных и наклонных скважин. В устье скважин бетонировались трубкикондукторы длиной 2,7 м, так чтобы верхний фланец возвышался

158


над поверхностью берм на 30—40 см. Перед началом цементации' скважины промывались водой. В каждую скважину закачивалось 20—30 м3 воды, после чего переходили к нагнетанию цементного-1 раствора. Давление при нагнетании колебалось в пределах 1— 6 кгс/см2.

Из 25 цементационных скважин 19 были пробурены верти­ кально четыре (вторая, четвертая, шестая, третья)— наклонно под

Рис. V.2. Поперечный разрез участка борта Кургашинкамского карьера, укрепленного железобетонными сваями и цементацией:

 

/ — цистерна для воды; 2 — бункер для цемента; 3 — течка:

4 — растворный

 

узел;

5 — скважина диаметром 200 м;

6 — зона

распространения цементного

 

 

 

раствора; 7 — тектоническое

нарушение

 

углом

60°

в сторону

выемки и две

(17-я

и

19-я)— наклонно под.

углом

60°

к горизонту в сторону массива. Участок цементации и

расположенные на

нем скважины

показаны на

рис. V.2. Общий

расход цемента на укрепление участка составил

58 т; в каждую

скважину в среднем

было закачано 2,12 т цемента при колебаниях

от 0,64 до 4,08 т;

расход цемента составил:

на 1 м скважины — в

среднем 76,4 кг

(25,6—170 кг);

на

1 м3

пород

участка — 3,6 кг

(1,02—6,8). Всего было пробурено 695 м скважин. Объем укреп­

ленного массива составил около 14 тыс. м3.

в

результате це­

Объем цементного камня, образовавшегося

ментации, составил

50

м3. Величина объемной

трещиноватости

(скважности) участка,

с учетом выветривания

и

разрушенности:

пород под влиянием массовых взрывов, принята

равной 1,5—2%

от объема участка

и составляла от 205 до 275

м3.

Таким образом,

159-


цементным камнем было заполнено от 16 до 24%

объема трещин

и пустот укрепляемого массива. Себестоимость

укрепления 1 м3

пород на Кургашинканском карьере составила,

по

укрупненным

расчетам, около 50 коп.

 

 

Для предотвращения развития дальнейших обрушений опасная зона была закреплена железобетонными сваями набивного типа с частичной цементацией пород. Работы проводились на двух уча­

стках: длиной 50 м (горизонт 620—650 м)

и 70 м

(горизонт 650—

670 м).

 

 

 

 

 

 

 

 

Скважины под сваи глубиной 30 м бурили станком БУ-2

с до­

лотом

диаметром

200 мм. В качестве арматуры были использова­

ны рельсы

(бывшие в употреблении) типа Р-50 и Р-43. Простран­

ство между

рельсом и стенками

скважины

заполнялось

щебнем,

после

чего

устье скважины

запиралось бетонной

пробкой

с забе­

тонированной в ней трубкой-кондуктором, через

которую нагне­

тался

цементный

раствор

под

давлением до

12 кгс/см2

(см.

рис. V.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего было установлено 35 свай: 21 свая на горизонте 620— 650 м в два ряда в шахматном порядке на расстоянии 5 м друг от друга и с промежутком между рядами 3—4 м и 14 свай в один ряд на горизонте 650—670 м. Расход рельсов составил 840 м (36 т), портландцемента марки 400 — около 50 т. Общий объем укреплен­

ных пород составил

30 тыс. м.

На

укрепление

было

затрачено

около

7,9 тыс. руб.

Стоимость

укрепления 1 м3 пород свайной

крепью составила

26 коп.

 

к а р ь е р е

были

проведены

На

З л а т о у с

т - Б е л о в с к о м

работы по искусственному укреплению участков борта восточной капитальной выездной траншеи, подверженных оползанию; сум­ марная длина укрепленных участков составила 230 м (рис. V.3). Наблюдениями и исследованиями было установлено, что основной причиной деформации уступов является пониженная прочность по контактам слоев или тектоническим трещинам, заполненным гли­ нистым материалом, а также влияние поверхностных вод и буро­ взрывных работ в карьере.

Для разработки проекта укрепления опытных участков были проведены предварительные расчеты по определению величины дополнительного удерживающего усилия, исходя из рекомендаций института ВНИМИ относительно фактического коэффициента за­ паса устойчивости, который для нерабочих уступов со сроком службы более 5 лет должен находиться в пределах 1,5—2.

Путем сравнения полученного в расчетах значения фактиче­ ского коэффициента запаса и принятой для рассматриваемых ус­ ловий величины расчетного коэффициента запаса устойчивости определялась величина дополнительного удерживающего усилия, которую необходимо приложить для обеспечения устойчивости участков при коэффициенте запаса пр = 2. По полученным значе­ ниям Пф строились графики изменения фактического коэффициента запаса, по которому определялась зона, подлежащая укреплению,

160