ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
и необходимое |
дополнительное |
удерживающее усилие (рис. V.4 |
||
и V.5). |
|
|
набивного типа |
диамет |
Для укрепления были приняты сваи |
||||
ром 150 и 230 |
мм; в качестве |
арматуры |
использовались |
рельсы |
Рис. V.3. План и разрез борта Златоуст-Беловского карьера, укреп ленного железобетонными сваями:
а — песчаник зеленовато-серый; 1,- 2, 3 — тектонические нарушения; 4 — желе зобетонные сваи; б — алевролит красновато-коричневый
типа Р-18 и Р-50 с заполнением свободного пространства щебнем крупностью 20—30 мм и последующим заполнением цементным раствором на основе портландцемента марки 500.
Несущая способность сваи определялась по формуле
|
Q = ^ а ^ а + |
б > |
где |
— расчетное сопротивление арматуры на срез, кгс/см2; Fa— |
6 Фисенко Г. Л. и др. |
161 |
Рис. V.4. Расчетная схема к укреплению участка пикета 22:
/—3 — блоки
Рис. V.5. Расчетная схема к укреплению участка пикета 13
162
площадь сечения арматуры, см2; Rб — расчетное сопротивление бе тона на срез, кгс/см2; F6— площадь сечения бетона, см2.
Несущая способность сваи диаметром |
150 мм составляла 36 тс, |
|
а диаметром 200—230 мм — 83—100 тс. |
|
|
Необходимое число свай на |
1 м определялось по формуле |
|
где Q — несущая способность |
сваи, тс; |
I — длина ослабленного |
участка, м. |
|
|
Расчеты показали, что на участках укрепления сваи необходи мо располагать на расстоянии 4—4,3 м при глубине расположения их около 12 м.
На основании расчетов был составлен паспорт укрепления осла бленных неустойчивых участков. Для безопасного производства работ сваи располагались на расстоянии 3 м от верхней бровки закрепляемого уступа при расстоянии между ними 4 м.
На капитальной траншее карьера были укреплены два участка протяженностью 45,9 и 95 м. В результате расчетов, проведенных после укрепления, было установлено, что коэффициент запаса устойчивости составлял 2—2,13.
Бурение скважин под сваи производилось станками БМК-4 с диаметром долота 150 мм и станками БУ-2 с диаметром долота 230 мм. После бурения и очистки скважин в них опускалась арма тура, в качестве которой служили бывшие в употреблении рельсы типа Р-18 длиной 8 м и Р-50 длиной 12,5 м. Спуск арматуры в скважины производился с помощью автокрана АК-7,5.
После спуска арматуры в скважины устье закрывалось бетон ной пробкой высотой 1,5—2 м с установкой в ней кондукторов, из готовленных из труб диаметром 50 мм и длиной 2 м, которые вы ступали над поверхностью массива на 10—20 см. Сверху к кон дуктору подсоединялся нагнетательный шланг с цементационной головкой, оборудованной проточной камерой с манометром для замера давления нагнетания.
Нагнетание цементного раствора производилось зажимным способом. Установка для укрепления откосов уступов состояла из растворомешалки типа С-289 с емкостью барабана 0,325 м3 и про изводительностью 45 м3 в смену, бункера емкостью 0,5 м3, всасы вающего и нагнетательного трубопроводов и растворонасоса диафрагмового типа С-317, рассчитанного на максимальное рабочее давление 15 кгс/см2, производительностью 6 м3/ч.
Растворомешалка устанавливалась на специальном помосте из шпал, на котором монтировался бункер для разгрузки готового цементного раствора. Из бункера раствор поступал в растворонасос, от которого по резиновым шлангам диаметром 39 мм рас твор транспортировался к скважинам.
Раствор приготовлялся на основе портландцемента марки 500. В первоначальный период нагнетания консистенция раствора со
6* 163
ставляла |
1: 2, |
в конце нагнетания — 2:1 |
(цемент : вода). В сред |
нем расход цемента на 1 м скважины |
составил 80—100 кг, или |
||
2,3 кг на |
1 м3 |
укрепленного массива; средний расход арматуры на |
1 м3 укрепленного массива составил 1,2 кг.
Общая сводка затрат на искусственное укрепление неустойчи вых участков приведена в табл. V.2.
Т а б л и ц а V.2
|
|
|
Показатели |
|
|
Объем |
Стоимость, |
|
|
|
|
|
работы |
руб. |
|
Бурение |
скважин |
диаметром |
150 |
мм |
станком |
456 |
|
БМК-4, |
м |
....................................................................... |
диаметром |
230 |
мм |
120 |
|
Бурение |
скважин |
станком |
3096 |
||||
БУ-2, м |
............................................................... |
|
|
|
... 360 |
||
Установка арматуры в скважинах с помощью авто- |
227 |
||||||
крана и бульдозера, маш-ч....................... |
|
по................... |
21 |
||||
Заработная плата ий расчета 3 чел. |
25 смен, |
340 |
|||||
чел-смен............................................... |
|
|
........................... |
|
75 |
||
Материалы: |
т |
|
|
|
40 |
600 |
|
цемент, |
|
|
|
||||
рельсы, |
т ...................................................................... |
|
|
|
16,5 |
110 |
|
трубы диаметром 50 мм, м ....................................... |
|
|
50 |
25 |
|||
шпалы, |
м3 ................................................................... |
|
|
|
3,0 |
13 |
|
Оборудование: |
|
|
|
1 |
425 |
||
насос |
............................................................................... |
|
|
|
|
||
растворомешалка....................................................... |
|
|
1 |
381 |
|||
Электроэнергия ......................................................., кВт-ч |
|
|
552,5 |
11 |
|||
Вода, м3 ............................................................................... |
|
|
|
|
|
50 |
5 |
И т о г о .................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
5690 |
Услуги вспомогательных ........................цехов — 1 0 % |
|
|
570 |
||||
Всего ................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
6260 |
Затраты па проведение аналогичных работ на другом участке составили около 4600 руб. при удельных затратах на укрепление 1 м3 пород 0,26 руб.
Проведенные расчеты показали, что без применения искусствен
ного укрепления потребовалось бы выположить уступы |
до |
30°, |
||
что привело бы к увеличению |
объема вскрышных |
работ |
на |
|
116 тыс. м3 стоимостью 58 тыс. руб. |
(при себестоимости 1 |
м3 |
вскры |
ши 0,5 руб.). Таким образом, экономия от уменьшения объема вскрыши, полученная в результате укрепительных работ, состави
ла более 100 тыс. руб. |
хромитового рудо |
|
К а р ь е р |
« О б ъ е д и н е н н ы й » Донского |
|
управления |
разрабатывается с применением |
железнодорожного |
транспорта; схема откатки — тупиковые съезды.
Участок северо-восточного борта сложен сильно трещиноваты ми дунитовыми серпентинитами. Наибольшее влияние на устой чивость откосов оказывают две системы трещин:
I — а' = 160 |
-г- 180°; |
р' = |
40 ч- 60°; |
II — а" = 210 |
-ь 270°; |
р" = |
60-ъ80°; |
164
В большинстве случаев трещины заполнены кальцитом и таль ком; прочностные характеристики по этим плоскостям ослабления весьма низкие. Пересекаясь, эти две системы трещин делят мас сив на блоки, которые со временем обрушаются под влиянием вы ветривания и сотрясений, вызванных массовыми взрывами и дви жением железнорожных составов. Увлажнение контактов в весен ний период активизирует процесс обрушения. На участке северовосточного борта произошел ряд обрушений, частично захватив ших транспортную берму (гор. 378 м). Постоянные железнодорож ные пути были перенесены к нижней бровке вышележащего усту па, но в результате последующих обрушений ширина транспорт ной бермы уменьшилась местами до 3,5 м. Восстановление про ектной ширины бермы потребовало бы остановки на значительное время всего карьера и разноса борта высотой 60 м на участке протяженностью более 200 м; объем пород, подлежащий выемке при разносе, составил бы не менее 150—160 тыс. м3.
Для предотвращения дальнейших обрушений и обеспечения безопасной работы транспорта на горизонте 378 м по инициативе руководства рудоуправления и в соответствии с рекомендациями ВНИМИ было решено произвести искусственное укрепление уча стка длиной 150 м железобетонными сваями с одновременной це ментацией массива.
По материалам инструментальной съемки, выполненной геоло го-маркшейдерской службой карьера, был произведен обратный расчет устойчивости обрушившихся участков берм, по результа там которого определялись основные прочностные характеристики массива по плоскостям ослабления: угол трения по контакту р—12°; сцепление по контакту k' — 2 тс/м2.
В результате расчета устойчивости ослабленных участков было установлено, что они имеют фактический коэффициент запаса устойчивости ниже нормативного.
Для условий карьера «Объединенный» величина расчетного ко эффициента запаса была принята равной два. Расчеты показали, что для обеспечения такого коэффициента запаса устойчивости необходимо приложить 12—15 тс дополнительного удерживающего усилия на 1 м длины участка. Такое дополнительное удерживаю щее усилие было рекомендовано создать на ослабленном участке протяженностью 150 м железобетонными сваями с одновременной цементацией массива (арматура — рельсы Р-43) при расположе нии свай в один ряд с расстоянием между сваями не более 4 м.
Бурение скважин диаметром 220 м, глубиной 12,5 и 25 м осу ществлялось станком БУ-2. Всего было пробурено 32 скважины, в том числе 13 — глубиной 25 м и 19 — глубиной 12,5 м. Расстоя ние между скважинами в ряду составляло 4—5 м. На укрепление
участка |
было израсходовано 55 т цемента |
и 24 т рельсов Р-43. |
|
Объем |
непосредственно укрепленных пород |
составил |
44 тыс. м3 |
и косвенно укрепленных— 120 тыс. м3. Общие затраты |
на укреп |
165
ление участка составили 5,5 тыс. руб. (или 0,125 руб. на 1 м3), а полученный экономический эффект — 51,4 тыс. руб.
После завершения работ по укреплению участка систематиче скими маркшейдерскими наблюдениями было установлено, что но вых трещин, по которым могут произойти обрушения, не появи
лось и деформации борта прекратились. |
уступа |
|
На основании |
опыта успешного укрепления участка |
|
гор. 378 м было |
произведено укрепление нижележащего |
участка |
(гор. 323—346 м) длиной около 200 м. На этом участке было установлено 73 сваи длиной 25 м, расположенных в два ряда в шахматном порядке и расстоянием между скважинами в ряду 5 м. Одновременно была произведена укрепительная цементация мас сива.
На С и б а й с к о м м е д н о р у д н о м к а р ь е р е для повы шения устойчивости уступов в скальных трещиноватых породах было произведено укрепление пяти участков цементацией с желе зобетонными сваями.
Скважины диаметром ПО мм для нагнетания цементного ра створа и установки железобетонных свай бурились станками БМК-4М. Глубина их принималась различной: от 15 до 20 м для скважин, пробуренных в сторону массива под углом 60° к верти кали, и от 26 до 30 м для скважин, пробуренных параллельно поверхности откоса. От бровки уступа скважины располагались в 2—3 м при расстоянии между отдельными скважинами 7—8 м.
Для укрепления применялся раствор на основе портландце мента марки 400 при водоцементном отношении 1:1. Приготовле ние раствора осуществлялось в растворомешалке, а транспорти ровка до скважин с помощью насоса С-263 по трубопроводу. Каж дая скважина оборудовалась кондукторами из отрезков металли ческих труб диаметром 89 мм, длиной 1—1,5 м. Нагнетание ра створа производилось зажимным способом при давлении .10— 13 кгс/см2. Расход цемента на каждую скважину составил
0,5—0,7 т.
Визуальные и инструментальные наблюдения за укрепленными участками показали, что борта на данных участках устойчивы.
Аналогичные работы по укреплению неустойчивых участков бортов с помощью цементации и железобетонных свай были успеш но проведены на Блявинском и Учалинском карьерах.
Н а К о р к и н с к о м |
р |
а з р е з е |
с помощью железобетонных |
свай в экспериментальном |
порядке |
был укреплен неустойчивый |
|
участок уступа высотой |
|
10 м, сложенный сильновыветрелыми |
аргиллитами и углистыми сланцами, слои которых простирались диагонально к простиранию уступа. Сваи располагались в два ряда с расстоянием между ними 2,5 м при интервале между сква жинами в ряду 3 м.
После укрепления откоса была произведена опытная подра ботка укрепленного и неукрепленного участков уступа для про верки качества укрепления. Как показали маркшейдерские наблю
166
дения, на укрепленном участке наблюдались лишь незначитель ные смещения пород, связанные с изменением их напряженного состояния, вызванного подработкой откоса, тогда как неукреплен ный участок полностью обрушился.
Н а В ы с о к о г о р с к о м к а р ь е р е Нижне-Тагильского ме таллургического комбината была предпринята неудачная попыт ка закрепить неустойчивые участки борта с помощью железобе тонных свай.
На этом участке общей длиной 70—80 м располагались адми нистративные и складские здания. Слагающие откос породы были представлены песчано-глинистыми отложениями и разрушенными до состояния дресвы мартитами, турьитами и бурыми железняка ми. Для предотвращения сползания этого участка было решено укрепить его с помощью железобетонных свай, для чего на уступе бурились скважины по сетке 3X3 м глубиной 12—16 м и диамет ром 200 мм. После прострелки скважин в них сбрасывался лом черных металлов и производилась заливка песчано-цементным раствором, в результате чего получались железобетонные столбы, расположенные в плане в шахматном порядке. Было пробурено
два |
ряда (48—50) скважин для |
укрепления |
породы объемом |
750 |
м3. |
временно |
(на 12—18 месяцев) |
|
Укрепление откоса позволило |
приостановить сползание уступа, но в дальнейшем при дополни тельном увлажнении пород образовалась подвижная глинистая масса, которая постепенно двигалась в карьер между установлен ными сваями.
Неудача опыта укрепления откоса на Высокогорском карьере обусловлена недостаточной изученностью физико-механических свойств пород и необоснованным выбором способа укрепления; породы между сваями не подвергались дополнительному укрепле нию; некоторые скважины имели недостаточную глубину, в ре зультате чего нижние части (замки )свай защемлялись не в плот ных, а в рыхлых породах выше поверхности скольжения и, сле довательно, эти сваи не создавали сопротивления сдвигу.
В практике строительства применялась цементация для укре пления структурных глинистых пород. Возможность упрочнения глинистых пород цементацией научно обоснована ироф., докт. техн. наук Н. Г. Трупаком [71] и подтверждена практикой работ при проходке канала в ФРГ.
Породы, пересеченные каналом, были представлены глинами нижнего мела, моренами ледникового периода, мергелем и делю виальными песками. Из-за тектонических нарушений в глинистых породах образовалось много трещин с большим количеством пло скостей скольжения. Интенсивная трещиноватость пород, атмо сферные и подземные воды вызвали на склонах канала оползне вые явления. Для предотвращения оползней откосы канала были значительно выположены, однако это не помогло и на одном уча стке протяженностью 400 м развился новый оползень. Для предот
167