ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
тому или иному автору. В то же время все, что не уклады
вается в придуманную схему: будь то кибернетика или тео
рия гравитонов [см. 4]—объявляется лженаучным и попро
сту отбрасывается.
Конечно, это не означает, что наука не должна выдвигать
каких-либо гипотез и концепций о картине мира как целого.
Содержание науки не может сводиться лишь к совокупности одних только экспериментальных фактов, она по необходи мости должна включать в себя также теоретические обоб
щения, путь к которым проходит через выдвижение творче ских предложений, гипотез. Важно лишь чтобы этот предпо
ложительный элемент не абсолютизировался и был, хотя бы
впринципе, доступен экспериментальной проверке. Гипотезы
остроении Вселенной обладают огромной эвристической си лой и их построение и анализ представляют собой одну из важнейших задач современной науки. Мир как целое вполне познаваем, однако к любой научной картине мироздания следует относиться как к относительной истине, которая не
минуемо будет уточняться и совершенствоваться в ходе даль
нейшего исследования. «...Познание бесконечногоокружено
двоякого рода трудностями и может, по самой своей приро
де, совершаться только в виде некоторого бесконечного
асимптотического прогресса. И этого для нас вполне доста
точно, чтобы мы имели право сказать,: бесконечное столь же познаваемо, сколь и непознаваемо, а это все, что нам нужно»
[21, с. 549].
В этой связи следует особо рассмотреть тот аспект про
блемы неисчерпаемости материального мира, который затро
нул известный польский писатель С. Лем в примечаниях,
специально написанных им для русского издания его фило
софского труда «Сумма технологии» [22].
Об экспериментальном статусе проблемы неисчерпаемо сти. Отмечая «ошибочность мнения, будто мы уже наверня
ка знаем все фундаментальные законы, относящиеся к при
роде Вселенной, и будто дальнейшие открытия лишь попол
нят эту в основных чертах уже верную картину», С. Лем
подчеркивает, что тезис о неисчерпаемости окружающего
нас мира «не является оценкой одной лишь теоретико-позна
вательной практики человечества», но содержит также суще
ственный онтологический элемент: представление о том, что
«Вселенная обладает некоторой специфической структурой»,
«инфинитезимально-лабиринтным характером», являющимся
«имманентной чертой Всего Сущего». Однако, по мнению
14
Лема, «принять это допущение, как эвристический тезис,
относящийся к бытию, довольно рискованно», поскольку
«слишком уж коротко историческое развитие человека, что
бы подобные тезисы можно было высказывать в |
качестве |
«абсолютных истин». «Быть может, — продолжает |
Лем,— |
познание очень большого числа фактов и связей между ни
ми приведет к своеобразным «высям познания», после чего
число вопросов, не имеющих ответа, начнет уменьшаться. <...> Постоянный и непрерывный приток вопросов не пред
определяет решения всей проблемы» [22, с. 514, 515]. Не трудно видеть,, что речь здесь идет о двух существенно раз личных вещах: о происхождении общефилософских положе ний и об определенном решении проблемы неисчерпаемости
мира.
Не вызывает сомнений, что все философские положения,
в том числе и вывод о неисчерпаемости материального мира,
не априорны, а являются обобщением известного нам эмпи
рического материала, отражают определенный, исторически
ограниченный этап развития наших знаний и |
в силу этого |
по мере развития науки будут уточняться и |
совершенство |
ваться. В этом отношении с Лемом нельзя не согласиться.
Что же касается предположения о существовании «высей
познания», то оно ни на чем не основано и представляет со бой чисто логическую возможность в отличие от противопо
ложного положения, основанного на всем известном нам опы
те человечества, хотя, как и любое обобщающее положение,
последнее не может быть доказано, так сказать, на все сто
процентов. «...Критерий практики, — указывал В. И. Ленин,— никогда не может по самой сути дела подтвердить или опро вергнуть полностью какого бы то ни было человеческого пред
ставления» [1, с. 145—146]. Однако остающаяся при этом неопределенность совершенно иного характера, чем та, что
имеет место при умозрительном рассмотрении различных чи
сто логических альтернатив.
Допуская возможность «высей познания», Лем приходит в
противоречие с основным принципом, положенным им в осно
ву исследования: «сущностей не умножать сверх необходи
мости» (с той самой «бритвой Оккама», о которой так много
говорится на страницах монографии Лема).
То, что Лем отодвигает достижение «высей познания» в
«практическую бесконечность», во времена цивилизаций,
«насчитывающих более чем, скажем, сто миллионов лет не прерывного развития», не имеет принципиального значения.
15
Выводы Лема — типичный пример |
формально-умозрительно |
го решения философской проблемы. |
причина «конца науки». |
Усложнение экспериментов как |
Р. Фейнман [6] отмечает еще одну возможность, когда фун
даментальные физические исследования через некоторое вре
мя могли бы прекратиться. Это могло бы произойти, если бы дальнейшие эксперименты становились все более трудными и дорогостоящими, так что процесс познания постепенно за медлялся и делался бы все менее и менее интересным. Это действительно очень серьезное замечание, поскольку в разви
тых странах физические исследования уже сейчас приобрели фактически «индустриальный характер» и связаны с матери альными затратами, составляющими заметную часть обще
национального дохода.
Несмотря на то что благодаря новым идеям в технике
эксперимента стоимость исследовательских установок время
от времени резко снижается, в целом сейчас наблюдается
отчетливая тенденция к возрастанию стоимости и трудоемко
сти физических экспериментов. Стоимость среднего экспери
мента по физике элементарных частиц сейчас составляет ве
личину порядка миллиона рублей и, по-видимому, станет еще большей в ближайшее время. Чем меньшие простран ственно-временные интервалы ∆x и ∆t мы хотим исследовать,
тем большие энергии частиц мы должны использовать,, так
как только в этом случае длина дебройлевской волны взаимо действующих частиц будет достаточно мала, чтобы можно
было локализовать события в заданных интервалах ∆x и ∆t. Именно это является причиной, почему изучение явлений
микромира связано со строительством дорогостоящих ускори
телей и сложных детектирующих устройств. Аналогичная си
туация имеет место и при исследовании космических процес
сов: чем более удаленными объектами мы интересуемся, тем
более мощные регистрирующие приборы нам для этого тре
буются.
Тем не менее можно считать, что и эти обстоятельства не могут послужить причиной конца физической науки.
Во-первых, фундаментальные исследования с течением времени не могут стать «менее интересными», так как они представляют собой не просто количественное увеличение сум мы наших знаний, когда говоря словами Фейнмана, вместо
99,9% явлений, изученных в какой-то области, нам становятся
известными 99,99% и т. д. Фундаментальные физические ис
следования всегда связаны с изменением самых глубоких
16
мировоззренческих представлений об окружающем нас мире,
не говоря уже о том, что эти исследования составляют осно
ву арсенала техники и открывают пути к новой технологии
и новым видам энергии, а это всегда будет иметь первосте
пенное значение для человечества уже в силу того, что циви
лизация должна располагать значительными энергетически ми ресурсами, чтобы иметь время для получения информа
ции, которая откроет ей возможность использования этих новых видов энергии. При этом необходимость добывания
такой информации должна рассматриваться как основная
задача цивилизации, так как в противном случае человече
ство рискует исчерпать все доступные ему запасы энергии
раньше, чем научится эксплуатировать новые. Уже по одной этой причине физика навсегда останется лидером естество
знания.
Во-вторых, вопрос о величине материальных ресурсов, которые человечество сможет в будущем выделять на фунда ментальные исследования (в частности, будут ли эти ресур
сы возрастать в определенной пропорции, например, к общей
энерговооруженности человечества или же будут в среднем
оставаться на каком-то постоянном «разумном» уровне),
представляет собой проблему такого же порядка, как и про
блемы быстрого роста потребностей в энергии, истощения
природных богатств и многие другие проблемы развивающей
ся цивилизации. Все эти проблемы |
имеют социологический, |
а не естественнонаучный характер |
и касаются «глобальных» |
перспектив развития цивилизации. Как они будут решены,
сейчас сказать трудно. Некоторые интересные догадки и про
гнозы в этом направлении, имеющие, правда, значительный
привкус научной фантастики, обсуждаются в |
книгах |
|
И. С. Шкловского [23] и С. Лема [22]. Во всяком |
случае, |
|
для тех форм цивилизации, |
которые мы сейчас можем себе |
|
представить, прекращение |
фундаментальных исследований |
равнозначно прекращению поступательного развития; по
упоминавшимся выше причинам едва ли такая «технически замороженная» цивилизация может существовать достаточ но долгое время.
Проблемы «информационного барьера». Как уже отмеча лось, в настоящее время нет совершенно никаких оснований
отказываться от положения о неисчерпаемости фундамен тальных закономерностей окружающего нас мира. Однако нельзя не заметить, что этот вывод содержит внутри себя
диалектическое противоречие, которое, казалось бы, может-
2. Заказ 215 |
.17 |
стать существенным тормозом неограниченного прогресса
науки. Действительно, бесконечное увеличение объема зна
ний должно приводить к неограниченному возрастанию по
тока информации, приходящейся на одного исследователя.
Уже в настоящее время зачастую с трудом понимают друг
друга даже те ученые, которые работают, казалось бы, в
весьма близких областях одной и той же науки. Например,
физику, занимающемуся исследованием структуры атомного ядра, иногда бывают плохо понятны не только идеи, но даже
и терминология, используемая участниками какого-либо се минара по теории поля. Катастрофическое увеличение числа препринтов и журналов, трудность выделения действительно существенных сведений на фоне бцстро возрастающего «ин формационного шума» — все это приводит к тому, что иссле
дователь, который желает добиться успеха в своей области, как правило, сейчас просто не имеет времени для того, что бы знакомиться, а тем более обдумывать проблемы, далеко
отстоящие от того конкретного вопроса, которым он непо средственно занят. В результате возникает множество от
дельных, весьма слабо контактирующих друг с другом раз делов исследования, которые иногда рассматриваются даже как некоторые новые науки.
Создается впечатление, что продолжающееся быстрое
увеличение потока информации и порождаемая этим тенден ция ко все большей и большей специализации, отчетливо про являющаяся в настоящее время, могут привести в конце
концов к измельчению и, как результат этого, к застою нау
ки. Возникает грозная опасность, которую сейчас принято образно называть «информационным барь.еро^м». Положение представляется настолько серьезным, что, по мнению некото рых авторов [см., напр., 22, с. 16, 63], дальнейшие судьбы и
сам вид цивилизации в существеннейшей степени определя
ются тем, какой конкретный путь изберет человечество для
преодоления этого барьера.
Впоследнее время появилось большое число философских
исоциологических исследований, посвященных этой акту
альной проблеме. Многие авторы видят возможный выход в
более широком использовании различных запоминающих и
селектирующих кибернетических устройств. Однако, как по
казывает опыт, потребности на этом пути всегда обгоняют
реальные возможности, так как параллельно с ростом по
следних не только быстро увеличивается объем требующих обработки сведений, но и существенно усложняются крите-
18