ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
элементарных частиц. — В кн.: Диалектика и современное естествознание.
Μ., 1970.
16. Блохинцев Д. И. О возможном пределе применимости кванто вой электродинамики. — «Журнал экспериментальной и теоретической фи
зики», 1958, т. 35, вып. 1 (7).
17.M а р к о в Μ. А. Нейтрино. Μ., 1964.
18.Бриллюэн Л. Теория информации и ее приложения к фунда
ментальным проблемам |
физики. — В кн.: Развитие |
современной физики. |
Μ., 1964. |
Научная неопределенность |
и информация. Μ., |
19. Бриллюэн Л. |
1966.
20.Энгельс Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу». — Маркс К. и Эн гельс Ф. Соч., т. 20.
21.Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф.
Соч., т. 20.
22.Лем С. Сумма технологии. Μ., 1968.
23.Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. Μ., 1965.
K). B. CA Ч КО В,
У. ХАЙДАРОВ
ПРОЦЕССЫ ОБОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗИКИ
Вопросы дальнейшего развития физического по знания, выявления его наиболее перспективных направлений исследований в настоящее время обсуждаются весьма интен
сивно [см. 1—4]. Сохранит ли физика свое лидирующее по
ложение в системе наук о природе? На каких путях возмож ны новые фундаментальные обобщения теоретического по
рядка? Какова роль «прикладных» исследований в разработ
ке фундаментальных идей и представлений в физике? В ча
стности, можно ли ожидать появления новых физических
теорий фундаментального порядка в ходе взаимодействия физики и астрономии? Или же таковые увидят свет в процес
се развития физики твердого тела или при исследованиях яв
лений жизни? Как возможна субординация проблем и задач
физического исследования и какова ее значимость? Короче, каково будущее физики с точки зрения как перспектив раз
вития собственно физического познания, так и с точки зрения развития общества в целом и самого человека? Указанные
вопросы, несомненно, чрезвычайно интересны и заслуживают
самого пристального внимания.
Развитие фундаментальных идей и представлений физи
ки по самой природе глубоко диалектично, а материалисти ческая диалектика — самый решительный враг любых стан
дартов и шаблонов в развитии науки. Каждый существенно новый этап в развитии знаний несет на себе черты своеобра-
24
зия и неповторимости. Он характеризует более высокий' уро
вень в развитии знаний, а с точки зрения предшествующего уровня непосредственно раскрыть и понять существо более
высокого и развитого невозможно.
Несмотря на столь пессимистический, казалось бы, взгляд на вопросы предсказания будущего физики, анализ этих вопросов приобретает все большую значимость. Он предпо
лагает раскрытие определенной субординации (иерархии) в
задачах и проблемах физики, постоянное внимание к нарож
дающимся методам исследования и рассмотрение их значи
мости. Предвидение будущего опирается на анализ законо
мерностей развития науки, к чему непосредственное отноше
ние имеет и философия. При этом следует подчеркнуть, что
философские прогнозы не настолько категоричны, чтобы мог
ли предопределять пути и методы решения самих задач фи
зического исследования. И в то же время они не могут быть
настолько аморфными, чтобы не вскрывать собою определен
ные направляющие тенденции в развитии научного познания.^ Рассмотрим следующий принципиальный факт. СовремешТ
ные теоретические концепции, прежде всего фундаменталь-\ ного порядка, разрабатываются не на пустом месте: они ста- 7
новятся возможными благодаря достигнутому уровню зна- \
ний и при своей разработке опираются на уже достигнутое. (
Соответственно |
этому и сами формы выражения знаний |
τa'r>l |
||||||
ковы, |
что обеспечивают наличие определенной последователь- |
I |
||||||
пости, |
преемственности в развитии познания. |
Как отмечал |
; |
|||||
А. Эйнштейн, «лучший удел физической теории состоит BTOM, |
' |
|||||||
чтобы |
указывать путь создания новой, |
более |
общей теории, |
|
||||
в рамках которой она сама остается |
предельным случаем» |
|
||||||
[5, с. 568]. Процессы обобщения и |
являются топ формой двіГ |
|
||||||
жения |
знаний, |
которая выражает |
наличие преемственности |
|
||||
и последовательности в их развитии. |
|
|
|
|
|
|||
История физики свидетельствует, что развитие ее фунда |
|
|||||||
ментальных идей и представлений бывает двоякого рода: на |
|
|||||||
путях некоторой теории (экстенсивный путь развития) |
и как |
|
||||||
смена |
теорий |
(интенсивное развитие). |
Оба эти пути |
внут |
|
ренне взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Рассмотрим изменения первого рода. После того как раз работаны основы некоторой теории, начинается период пло дотворного и зачастую бурного расширения области ее при ложений ко все новым и новым явлениям. При этом весьма существенно отметить, что разработка новых приложений не остается бесследной для самих теорий; наоборот, наи-
25
большие расширения области приложений теорий оказыва ются возможными, когда совершенствуются и сами формы их выражения. Такая закономерность наблюдается уже со времени разработки механики Ньютона. Классическая меха
ника родилась как динамика материальной точки. В даль
нейшем область приложений законов механики чрезвычайно
расширилась. Основным здесь является переход от исследо вания дискретных к исследованию непрерывных аспектов
строения материи, переход от механики материальной точки к механике сплошных сред, к механике твердого тела и гид
родинамике. Такое расширение области приложений механи ки характеризовалось все более углубленным раскрытием сущности механического движения и сопровождалось разра
боткой все более абстрактных и обобщенных форм матема
тического выражения теории. Этот период развития механи
ки представлен исследованиями Л. Эйлера, Ж. Лагранжа,
П. Лапласа, К. Якоби и У. Гамильтона. В результате этих
исследований было более глубоко разработано содержание системы механики как научной теории и подготовлена почва
для дальнейшего развития теоретической мысли в физике
[см. 6]. Без работ указанных авторов невозможно себе пред
ставить разработку электродинамики и последующее появ ление квантовой механики (вспомним хотя бы значение ва
риационных принципов, гамильтонова формализма и пред ставлений о лагранжианах в постановке квантовых задач),
которая явилась наиболее существенным отрицанием класси
ческой физики.
Аналогичное положение можно наблюдать и в ходе раз
вития других теорий. Особо следует отметить развитие кван товой механики, которая в наибольшей степени воплощает особенности современного физического мышления. Ее разви
тие связано с последовательными обобщениями исходных ее положений, начиная от релятивистского обобщения уравне ния Шредингера (Дирак, 1928) и кончая современными тео
ретико-групповыми обобщениями. Последние дают не только
более абстрактные формы выражения соответствующих за
кономерностей, но, по-видимому, приводят к разработке та ких обобщенных математических структур, на базе которых может быть совершено отрицание квантовых идей.
Наиболее существенные преобразования теоретических знаний в физико-математическом естествознании (револю ции в физике) обычно связываются со сменой теорий, с от
рицанием одних теорий и рождением других. На этом пути
26
происходят радикальные изменения физического мышления, а потому анализ преобразований соответствующих форм вы
ражения знаний имеет первостепенное значение для раскры тия закономерностей развития знаний. Разработка современ ной физики и означала такую смену теорий, которая вызвала внутреннюю перестройку всего физического здания.
Ведущую роль в перестройке современной физики сыгра
ли теория относительности и квантовая теория. Лежащие в
их основе идеи представляют собой фундаментальные обоб щения физического учения о строении п движении материи.
Необходимым, но, конечно, недостаточным условием разра
ботки этих теорий является развитие теоретических методов
ипредставлений, характеризующих классическую физику. «...Теория относительности, — отмечал А. Эйнштейн, — вырост
ла из электродинамики как поразительно простое обобщение
иобъединение ряда независимых друг от друга гипотез, на которых была основана электродинамика» [5, с. 551].
Формулировка основных положений квантовой механики,
как отмечают, например, Л. Д. Ландау и Е. Μ. Лифшиц, «принципиально невозможна без привлечения механики,
классической» [7, с. 15]. Указанные факты из истории совре
менной физики известны достаточно широко, и надо пола гать, что в-дальнейшем развитии физики подобная особен
ность. становления новых теорий будет проявляться еще бо
лее сильно: продвижение в новые области исследования опи рается на глубокое осмысление уже освоенных. Кроме того,
необходимо подчеркнуть, что революционные преобразования
вфизике, разработка новых теорий подготавливаются дли
тельным экстенсивным развитием предшествующих теорий.
В ходе все новых и новых приложений старые теории обо гащают свои формы, что обусловливает и облегчает переход
кновым теориям.
Всвете сказанного можно понять, почему Р. Фейнман в
своих известных лекциях по физике называет «великой иде
ей», «системой» в развитии науки идею «шага в сторону и
обобщения» [8, с. 110], идею, которая выражает общую за кономерность развития и форму разработки новых теорети
ческих представлений науки. Эта мысль, в явной или неяв
ной форме, прослеживается во всем фейнмановском курсе физики. «Решающие и наиболее поразительные периоды раз
вития физики, — указывает Фейнман, — это периоды великих
обобщений, когда явления, казавшиеся разобщенными, нео жиданно становятся всего лишь разными аспектами одного
А
/
У
27
и того же процесса. История физики — это история таких обоб-- щений, и в основе успеха физической науки лежит главным
образом наша способность к синтезу» [9, с. 36]. В этих же лекциях отмечается, что особо наглядно сущность и значение
процессов обобщения можно проследить на примере разви тия математики, и прежде всего на примере развития одного
из исходных ее понятий — понятия числа. Известно, что раз витие понятия числа шло по пути включения в него пред ставлений об отрицательных, иррациональных и комплексных величинах; к новым, более обобщенным представлениям о
числе приходили тогда, когда сталкивались с задачами, не
разрешимыми на основе существовавших до того времени
представлений. Так, представления о мнимых числах были введены при поисках решений квадратных и кубических
уравнений.
Все это подчеркивает «ключевое» место и роль процессов обобщения в раскрытии закономерностей развития знаний.
Естественно, встает задача анализа сущности и внутреннего содержания этих процессов. Следует отметить, что просле
дить механизмы процессов обобщения, т. е. ответить на во
прос, как происходит становление нового в мыслительной
деятельности человека, мы еще во многом не можем. До познания природы процессов творчества науке еще весьма
и весьма далеко. О них мы судим исключительно по внеш
ним проявлениям. Соответственно этому при характеристике
процессов обобщения важно проанализировать их внешние
особенности. К ним относится прежде всего характеристика обобщенных форм выражения знаний.
Каковы же основные формы выражения знаний, в кото
рых теоретически фиксируются и закрепляются основные до
стижения науки? Ранее при рассмотрении этих вопросов в
философско-методологической литературе основное значение придавалось понятиям и законам науки. Однако в по
следнее время в работах по методологии современного позна ния достаточно ясно осознано, что основной и ведущей фор
мой выражения знаний является научная теория как относи тельно замкнутая концептуальная система — система поня тий. Именно последнее и обусловливает тот факт, что при
любом философском анализе природы знаний в качестве их
«наиболее совершенных образцов» выступают «великие тео
рии прошлого» [10, с. 127]—классическая механика, термо
динамика, электродинамика, статистическая механика, тео рия относительности и квантовая механика. Соответственно
28