Файл: Философия и физика [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

элементарных частиц. — В кн.: Диалектика и современное естествознание.

Μ., 1970.

16. Блохинцев Д. И. О возможном пределе применимости кванто­ вой электродинамики. — «Журнал экспериментальной и теоретической фи­

зики», 1958, т. 35, вып. 1 (7).

17.M а р к о в Μ. А. Нейтрино. Μ., 1964.

18.Бриллюэн Л. Теория информации и ее приложения к фунда­

ментальным проблемам

физики. — В кн.: Развитие

современной физики.

Μ., 1964.

Научная неопределенность

и информация. Μ.,

19. Бриллюэн Л.

1966.

20.Энгельс Ф. Материалы к «Анти-Дюрингу». — Маркс К. и Эн­ гельс Ф. Соч., т. 20.

21.Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф.

Соч., т. 20.

22.Лем С. Сумма технологии. Μ., 1968.

23.Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. Μ., 1965.

K). B. CA Ч КО В,

У. ХАЙДАРОВ

ПРОЦЕССЫ ОБОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ФИЗИКИ

Вопросы дальнейшего развития физического по­ знания, выявления его наиболее перспективных направлений исследований в настоящее время обсуждаются весьма интен­

сивно [см. 1—4]. Сохранит ли физика свое лидирующее по­

ложение в системе наук о природе? На каких путях возмож­ ны новые фундаментальные обобщения теоретического по­

рядка? Какова роль «прикладных» исследований в разработ­

ке фундаментальных идей и представлений в физике? В ча­

стности, можно ли ожидать появления новых физических

теорий фундаментального порядка в ходе взаимодействия физики и астрономии? Или же таковые увидят свет в процес­

се развития физики твердого тела или при исследованиях яв­

лений жизни? Как возможна субординация проблем и задач

физического исследования и какова ее значимость? Короче, каково будущее физики с точки зрения как перспектив раз­

вития собственно физического познания, так и с точки зрения развития общества в целом и самого человека? Указанные

вопросы, несомненно, чрезвычайно интересны и заслуживают

самого пристального внимания.

Развитие фундаментальных идей и представлений физи­

ки по самой природе глубоко диалектично, а материалисти­ ческая диалектика — самый решительный враг любых стан­

дартов и шаблонов в развитии науки. Каждый существенно новый этап в развитии знаний несет на себе черты своеобра-

24


зия и неповторимости. Он характеризует более высокий' уро­

вень в развитии знаний, а с точки зрения предшествующего уровня непосредственно раскрыть и понять существо более

высокого и развитого невозможно.

Несмотря на столь пессимистический, казалось бы, взгляд на вопросы предсказания будущего физики, анализ этих вопросов приобретает все большую значимость. Он предпо­

лагает раскрытие определенной субординации (иерархии) в

задачах и проблемах физики, постоянное внимание к нарож­

дающимся методам исследования и рассмотрение их значи­

мости. Предвидение будущего опирается на анализ законо­

мерностей развития науки, к чему непосредственное отноше­

ние имеет и философия. При этом следует подчеркнуть, что

философские прогнозы не настолько категоричны, чтобы мог­

ли предопределять пути и методы решения самих задач фи­

зического исследования. И в то же время они не могут быть

настолько аморфными, чтобы не вскрывать собою определен­

ные направляющие тенденции в развитии научного познания.^ Рассмотрим следующий принципиальный факт. СовремешТ

ные теоретические концепции, прежде всего фундаменталь-\ ного порядка, разрабатываются не на пустом месте: они ста- 7

новятся возможными благодаря достигнутому уровню зна- \

ний и при своей разработке опираются на уже достигнутое. (

Соответственно

этому и сами формы выражения знаний

τa'r>l

ковы,

что обеспечивают наличие определенной последователь-

I

пости,

преемственности в развитии познания.

Как отмечал

;

А. Эйнштейн, «лучший удел физической теории состоит BTOM,

'

чтобы

указывать путь создания новой,

более

общей теории,

 

в рамках которой она сама остается

предельным случаем»

 

[5, с. 568]. Процессы обобщения и

являются топ формой двіГ

 

жения

знаний,

которая выражает

наличие преемственности

 

и последовательности в их развитии.

 

 

 

 

 

История физики свидетельствует, что развитие ее фунда­

 

ментальных идей и представлений бывает двоякого рода: на

 

путях некоторой теории (экстенсивный путь развития)

и как

 

смена

теорий

(интенсивное развитие).

Оба эти пути

внут­

 

ренне взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим изменения первого рода. После того как раз­ работаны основы некоторой теории, начинается период пло­ дотворного и зачастую бурного расширения области ее при­ ложений ко все новым и новым явлениям. При этом весьма существенно отметить, что разработка новых приложений не остается бесследной для самих теорий; наоборот, наи-

25


большие расширения области приложений теорий оказыва­ ются возможными, когда совершенствуются и сами формы их выражения. Такая закономерность наблюдается уже со времени разработки механики Ньютона. Классическая меха­

ника родилась как динамика материальной точки. В даль­

нейшем область приложений законов механики чрезвычайно

расширилась. Основным здесь является переход от исследо­ вания дискретных к исследованию непрерывных аспектов

строения материи, переход от механики материальной точки к механике сплошных сред, к механике твердого тела и гид­

родинамике. Такое расширение области приложений механи­ ки характеризовалось все более углубленным раскрытием сущности механического движения и сопровождалось разра­

боткой все более абстрактных и обобщенных форм матема­

тического выражения теории. Этот период развития механи­

ки представлен исследованиями Л. Эйлера, Ж. Лагранжа,

П. Лапласа, К. Якоби и У. Гамильтона. В результате этих

исследований было более глубоко разработано содержание системы механики как научной теории и подготовлена почва

для дальнейшего развития теоретической мысли в физике

[см. 6]. Без работ указанных авторов невозможно себе пред­

ставить разработку электродинамики и последующее появ­ ление квантовой механики (вспомним хотя бы значение ва­

риационных принципов, гамильтонова формализма и пред­ ставлений о лагранжианах в постановке квантовых задач),

которая явилась наиболее существенным отрицанием класси­

ческой физики.

Аналогичное положение можно наблюдать и в ходе раз­

вития других теорий. Особо следует отметить развитие кван­ товой механики, которая в наибольшей степени воплощает особенности современного физического мышления. Ее разви­

тие связано с последовательными обобщениями исходных ее положений, начиная от релятивистского обобщения уравне­ ния Шредингера (Дирак, 1928) и кончая современными тео­

ретико-групповыми обобщениями. Последние дают не только

более абстрактные формы выражения соответствующих за­

кономерностей, но, по-видимому, приводят к разработке та­ ких обобщенных математических структур, на базе которых может быть совершено отрицание квантовых идей.

Наиболее существенные преобразования теоретических знаний в физико-математическом естествознании (револю­ ции в физике) обычно связываются со сменой теорий, с от­

рицанием одних теорий и рождением других. На этом пути

26


происходят радикальные изменения физического мышления, а потому анализ преобразований соответствующих форм вы­

ражения знаний имеет первостепенное значение для раскры­ тия закономерностей развития знаний. Разработка современ­ ной физики и означала такую смену теорий, которая вызвала внутреннюю перестройку всего физического здания.

Ведущую роль в перестройке современной физики сыгра­

ли теория относительности и квантовая теория. Лежащие в

их основе идеи представляют собой фундаментальные обоб­ щения физического учения о строении п движении материи.

Необходимым, но, конечно, недостаточным условием разра­

ботки этих теорий является развитие теоретических методов

ипредставлений, характеризующих классическую физику. «...Теория относительности, — отмечал А. Эйнштейн, — вырост

ла из электродинамики как поразительно простое обобщение

иобъединение ряда независимых друг от друга гипотез, на которых была основана электродинамика» [5, с. 551].

Формулировка основных положений квантовой механики,

как отмечают, например, Л. Д. Ландау и Е. Μ. Лифшиц, «принципиально невозможна без привлечения механики,

классической» [7, с. 15]. Указанные факты из истории совре­

менной физики известны достаточно широко, и надо пола­ гать, что в-дальнейшем развитии физики подобная особен­

ность. становления новых теорий будет проявляться еще бо­

лее сильно: продвижение в новые области исследования опи­ рается на глубокое осмысление уже освоенных. Кроме того,

необходимо подчеркнуть, что революционные преобразования

вфизике, разработка новых теорий подготавливаются дли­

тельным экстенсивным развитием предшествующих теорий.

В ходе все новых и новых приложений старые теории обо­ гащают свои формы, что обусловливает и облегчает переход

кновым теориям.

Всвете сказанного можно понять, почему Р. Фейнман в

своих известных лекциях по физике называет «великой иде­

ей», «системой» в развитии науки идею «шага в сторону и

обобщения» [8, с. 110], идею, которая выражает общую за­ кономерность развития и форму разработки новых теорети­

ческих представлений науки. Эта мысль, в явной или неяв­

ной форме, прослеживается во всем фейнмановском курсе физики. «Решающие и наиболее поразительные периоды раз­

вития физики, — указывает Фейнман, — это периоды великих

обобщений, когда явления, казавшиеся разобщенными, нео­ жиданно становятся всего лишь разными аспектами одного

А

/

У

27


и того же процесса. История физики — это история таких обоб-- щений, и в основе успеха физической науки лежит главным

образом наша способность к синтезу» [9, с. 36]. В этих же лекциях отмечается, что особо наглядно сущность и значение

процессов обобщения можно проследить на примере разви­ тия математики, и прежде всего на примере развития одного

из исходных ее понятий — понятия числа. Известно, что раз­ витие понятия числа шло по пути включения в него пред­ ставлений об отрицательных, иррациональных и комплексных величинах; к новым, более обобщенным представлениям о

числе приходили тогда, когда сталкивались с задачами, не­

разрешимыми на основе существовавших до того времени

представлений. Так, представления о мнимых числах были введены при поисках решений квадратных и кубических

уравнений.

Все это подчеркивает «ключевое» место и роль процессов обобщения в раскрытии закономерностей развития знаний.

Естественно, встает задача анализа сущности и внутреннего содержания этих процессов. Следует отметить, что просле­

дить механизмы процессов обобщения, т. е. ответить на во­

прос, как происходит становление нового в мыслительной

деятельности человека, мы еще во многом не можем. До познания природы процессов творчества науке еще весьма

и весьма далеко. О них мы судим исключительно по внеш­

ним проявлениям. Соответственно этому при характеристике

процессов обобщения важно проанализировать их внешние

особенности. К ним относится прежде всего характеристика обобщенных форм выражения знаний.

Каковы же основные формы выражения знаний, в кото­

рых теоретически фиксируются и закрепляются основные до­

стижения науки? Ранее при рассмотрении этих вопросов в

философско-методологической литературе основное значение придавалось понятиям и законам науки. Однако в по­

следнее время в работах по методологии современного позна­ ния достаточно ясно осознано, что основной и ведущей фор­

мой выражения знаний является научная теория как относи­ тельно замкнутая концептуальная система — система поня­ тий. Именно последнее и обусловливает тот факт, что при

любом философском анализе природы знаний в качестве их

«наиболее совершенных образцов» выступают «великие тео­

рии прошлого» [10, с. 127]—классическая механика, термо­

динамика, электродинамика, статистическая механика, тео­ рия относительности и квантовая механика. Соответственно

28