ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
рии их отбора. Удвоение мощности обрабатывающего центра
практически никогда не означает удвоения объема перераба тываемой информации, не говоря уже о том, что создание
программ обработки, возможность достаточно быстрого их
усовершенствования и другие вопросы обслуживания кибер нетических систем сами по себе представляют сложнейшую
проблему. В какой-то мере положение могут, конечно, улуч
шить самообучающиеся системы, однако принципиального преодоления трудностей на этом пути получить невозможно.
Тем не менее «информационный барьер» не является
столь, непреодолимым, как это может показаться с первого
взгляда. Во-первых, нельзя не заметить, что наряду с про цессом накопления информации идет интенсивный процесс
обобщения и выработки информационно более емких идей
и понятий, включающих в себя в сжатом, лаконичном виде
большие объемы ранее накопленной информации. Во-вторых,
по мере развития науки все более интенсивным становится
также процесс объединения отдельных областей знания,
обусловленный общностью методов исследования. Сейчас все
чаще методы, разработанные, например, в ядерной физике,
находят себе применение в химии, медицине, биологии, а стандартные методы математического анализа проникают даже в такие «традиционно гуманитарные» науки, как пси
хология и лингвистика. C этой точки зрения само разделение
наук на чисто гуманитарные и естественные выглядит до вольно условным и характеризует скорее определенный пе риод развития науки, чем существо дела.
Поскольку именно методы, технология исследований опре
деляют уровень развития науки, ее способность ставить и
решать задачи, мы можем говорить о прогрессирующем про
цессе объединения отдельных отраслей знания, а то, в чем
сейчас видят неустранимый процесс дифференциации науки, представляет собой, в сущности, лишь расширение фронта
исследований.
Дифференциация и объединение отдельных отраслей зна
ния представляют собой две стороны единого процесса раз
вития науки. Каждый исследователь, занятый решением кон кретного круга задач, неминуемо является узким специали
стом, так как в противном случае он просто не сможет пере работать необходимый ему объем информации, и в то же вре
мя общность методов позволяет ему достаточно быстро пе
рейти к решению других задач — именно в этом проявляется единство науки.
2* |
. ' |
19 |
Конечно, практически неограниченное расширение фронта
исследований, даже при наличии общих методов, также свя зано с распылением усилий и в конечном счете заводит в ту
пик, тем более что по мере углубления наших знаний науч ные исследования, как показывает опыт, становятся все бо
лее трудоемкими и требуют очень большой концентрации
материальных усилий. Поэтому возникает очень трудная
проблема отбора наиболее важных и перспективных тем,
изучение которых позволило бы сделать обобщения охваты
вающие и первоначально пропущенные близлежащие направ ления. В этой связи особенно возрастает значение фундамен тальных исследований, позволяющих делать наиболее широ
кие обобщения и определяющих пути дальнейшего развития.
Необходимость ограничения и все более строгого отбора научной проблематики является одним из наиболее важных
результатов развивающейся научно-технической революции с далеко идущими социологическими последствиями.
Моделирование явлений природы как основной способ ее познания. Процесс «свертывания» информации путем перехо
да к следующему уровню познания и универсализация мето
дов исследования сами по себе тем не менее еще, по-виднмо- му, недостаточны для радикального преодоления трудностей
«информационного барьера». Какие конкретные пути выбе
рет человечество для решения этой фундаментальной про блемы, сейчас сказать трудно — экстраполяция или какое-
либо простое обобщение известных нам сейчас взглядов и
представлений здесь едва ли приведут к успеху.
Возможно, что выход из «информационного тупика» будет связан с изменением самого подхода к исследованию явлений и переосмысливанием того, что означает «понять» какой-ли бо процесс или явление. Сейчас все чаще «понять явление» становится равнозначным умению построить достаточно точ
ную модель этого явления, которая давала бы возможность
предсказывать его изменения в зависимости от изменения окружающей обстановки.
Можно считать, что переход от детального аналитическо го описания явлений природы к их непосредственному
моделированию как основному способу познания означает
качественно новую ступень развития науки. При этом совер шенно не обязательно знать все детали модели. Как весьма образно заметил С. Лем, «нейтронный эквивалент акта чиха
ния— это том, переплет которого нужно раскрывать подъ емным краном; на практике математический аппарат увяз-
20
нет в создавшихся сложностях намного раньше, чем запол нится такой том» [22, с. 236].
Конечно, было бы неправильным утверждать, что такой
«модельно-имитационный подход» исключает математические
методы. Сейчас уже не вызывает сомнений, что все разделы
нашего знания доступны точному математическому анализу. Правда, методы такого анализа могут весьма отличаться от
того, к чему мы привыкли в таких «классически точных нау
ках», как механика или астрономия. В частности, даже в фи
зике зачастую приходится иметь дело с явлениями, которые очень трудно описать на языке систем уравнений. В настоя
щее время все большее распространение находят вероятно стные математические модели, в которых модель явления
реализуется некоторым кибернетическим устройством в соот ветствии с законами вероятности, а строгие закономерности, присущие данному явлению, проявляются лишь при много
кратном его повторении. Отдельные блоки (информационные
узлы) в таких моделях берутся непосредственно из опыта и представляют собой, в сущности, «черные ящики», детальное
знание структуры которых в принципе вполне возможно, но не существенно для моделирования данных явлений.
Что касается уравнений и других привычных нам анали
тических методов, то они, по-видимому, как и прежде, оста
нутся важным средством анализа отдельных деталей иссле
дуемых явлений и будут использоваться для лаконичного
выражения некоторых общих концепций и представлений об
окружающем нас мире, возникающих в результате исследо
ваний.
Гносеологический аспект проблемы неисчерпаемости.
Есть еще одна очень важная сторона проблемы неисчерпае
мости свойств материи: не получится ли так, что по мере
перехода к следующим, информационно более емким уров ням познания образы и понятия, отражающие свойства мате риального мира, станут настолько сложными, что человек
уже не сможет их воспринять? Проблема раскрытия неисчер
паемости материи потеряла бы в этом случае всякий прак
тический смысл.
То, что теории и модели явлений, реализуемые внутри самообучающихся и самоорганизующихся кибернетических систем, действительно могут быть настолько сложными, что
станут практически неисчерпаемыми и мы вынуждены
будем рассматривать их «в сжатом виде», как некоторые
«черные ящики», не вызывает сомнений. В то же время у
21
нас нет абсолютно никаких данных, которые указывали бы на существование у человеческого мозга какого-то предела
по отношению к абстракциям и обобщениям. Предположе
ние такой ограниченности в настоящее время — всего лишь
безосновательная, чисто логическая возможность. Другими
словами, у нас сейчас нет никаких реальных причин сомне ваться в справедливости основанного на всей человеческой
практике положения диалектического материализма о том,
что в мире нет принципиально непознаеваемых для человека вещей и их свойств.
Таким образом, анализ различных аспектов проблемы по казывает, что мы не вправе говорить о какой-либо ограничен ности пли конечности качественных и количественных свойств
окружающего нас материального мира и соответственно о возможном конце фундаментальных исследований, хотя фор мы этих исследований уже в ближайшие десятилетия могут
претерпеть чрезвычайно значительные изменения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — Поли. собр.
соч., т. 18.
2.Ленин В. И. Философские тетради. — Поли. собр. соч., т. 29.
3.Свечников Г. А. Бесконечность материи. Μ., 1965.
4.К о м п а и е е ц А. С. Может ли окончиться физическая наука. Μ.,
1967.
5.К о м п а н е е ц А. С. К вопросу о том, может ли окончиться физи
ческая наука. — «Философские науки», 1972, № 3.
6.Фейнман Р. Характер физических законов. Μ., 1968.
7.Вебер Д. Гравитационные волны. — В кн.: Гравитация и относи
тельность. Μ., 1965.
8.Инфельд Л., Плебаньски Е. Движение и релятивизм. Μ.,
1962.
9.Poincaré H. С. R. du 2mθ Congr. Intern, des. Math. Paris, 1902.
10. |
Андерсон Д. |
Квантование общей теории относительности.— |
В кн.: Гравитация и относительность. Μ., 1965. |
||
11 |
M а р к о в Μ. А. |
Элементарные частицы предельно больших масс. |
Препринт ОИЯИ, Е2-2973. Дубна, 1966.
12. Марков Μ. А. Замкнутость Вселенной и законы сохранения электрического, барионного и лептонного зарядов. Препринт ОИЯИ,
Д2-4534. Дубна, 1969.
13. Барашенков В. C., Блохинцев Д И. Ленинская идея неисчерпаемости материи в современной физике. — В кн.: В. И. Ленин
исовременное естествознание. Μ., 1970.
14.Барашенков В. С. Структура пространства и времени в физи
ке микромира. Μ., 1968.
15. Барашенков В. C., Блохинцев Д. И. Проблемы структуры
22