Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
или продукции должна устанавливаться цена франконазначения или франко-отправления»1.
Хотя и нельзя безоговорочно согласиться с этим, поскольку при отсутствии не только научно обоснованной, но и какой бы то ни было методики применения видов франкирования практика сумела распределить продук цию по видам франко с достаточной степенью обоснован ности (см. параграф «Признаки, определяющие вид географии цен»), тем не менее это высказывание отража ет соотношение практики и теории в вопросах географии цен.
Насколько неправилен чисто эмпирический путь познания объективной основы географии цен, настолько же опасна и другая крайность •— направлять практику ценообразования чрезмерно абстрактными теоретически ми положениями.
Так, положение о том, что общественная стоимость оп ределяется средним общественно необходимым рабочим временем, механически переносится отдельными эконо мистами на вопросы географии цен без дальнейшей конкретизации этого положения в пространственном аспекте. В результате «...практика иногда берет на воо ружение рекомендации, отражающие достаточно высокую степень абстракции, не доведенные до практически прием лемого уровня. Так, не учитывается территориальный аспект рынка, проблема франкирования и т. д. Это при водит к ошибкам в практической деятельности»2-
Территориальная дифференциация стоимости склады вается под воздействием ряда факторов, определяющих различный уровень общественно необходимых затрат труда в пространстве. В этот процесс дополнительно вовлекаются факторы, воздействующие на отклонение географии цен от территориальной дифференциации стои мости, проявление которых следует учитывать при раз работке прейскурантов цен.
Поэтому наряду с определением форм территориаль ной дифференциации общественной стоимости необходи мо выявить факторы, вызывающие устойчивое отклонение
1 Вопросы планирования и учета транспортных затрат в народ
ном хозяйстве. Труды ЦНИИ МПС. М., «Транспорт», 1972, с. 46. |
проб |
||||
2 |
П л о т н и к о в К. |
Н., Г у с а р о в А. |
С. Современные |
||
лемы |
теории и |
практики |
ценообразования |
при социализме. |
М., |
«Наука», 1971, с. |
95. |
|
|
|
10
от нее географии цен в отдельных отраслях. Территори альная дифференциация стоимости может служить лишь стержнем, вокруг которого формируются конкрет ные формы географии цен.
При определении направления и темпов развития отдельных районов возникает необходимость комплекс ного решения вопросов ценообразования во всех отраслях применительно к экономическому району. В условиях экономической реформы для ускоренного развития от дельных районов становится недостаточным проведение региональной линии лишь в распределении капиталовло жений. Эти мероприятия должны подкрепляться терри ториальной политикой цен, для чего нужно выяснить место территориальной дифференциации цен в системе общеэкономических региональных мероприятий. Необхо дим анализ воздействия регионального уровня цен на темпы развития отдельного района, на освоение выделен ных капиталовложений и т. д. Эти вопросы требуют специального изучения.
Сложность рассматриваемых вопросов и степень их разработки в имеющейся литературе по ценообразованию не позволяют считать выдвигаемые в данной работе положения по теоретическим основам географии стои мости, формам территориальной дифференциации цен (особенно ее новым элементам) как их окончательное решение. Автором сделана попытка определить объектив ную основу пространственного содержания стоимости, теоретически осмыслить многообразные формы действую щей географии цен и выработать основные направления ее дальнейшего совершенствования. Этим определяется дискуссионный, постановочный характер отдельных проблем.
Г л а в а I. |
ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ |
|
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
|
СТОИМОСТИ |
§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ
Из стоимостеобразующих факторов нас интересуют только формирующие территориальное различие общест венной стоимости. Поэтому в дальнейшем под термином «стоимостеобразующие факторы» будем понимать лишь факторы территориальной дифференциации общественной стоимости.
В экономической литературе нет единой классифи кации этих факторов. Некоторые авторы относят к ним различия в условиях производства, формирующие ин дивидуальные стоимости на отдельных предприятиях. По этому прежде всего необходимо ввести понятия «условия производства, формирующие индивидуальную стоимость товара на отдельных предприятиях» и «стоимостеобра зующие факторы, формирующие территориальную диффе ренциацию общественной стоимости».
«Условия производства» характеризуют индивидуаль ные различия производства на отдельных предприятиях (шахтах, скважинах). Это могут быть условия производ ства природные, транспортные, водоснабжения, организа ционно-технические, климатические и т. д. Хотя они и про являются в стоимостных показателях, но для их характе ристики более приемлемы натуральные показатели. Так, в угольной промышленности природные условия добычи от дельных шахт характеризуются мощностью пластов, глу биной залегания, углом падения, водообильностью, газо носностью и т. д. Транспортные условия характеризуются состоянием подъездных путей, использованием различных
12
видов транспорта, удаленностью от транспортных маги стралей и т. д.
Стоимостной формой выражения условий производ ства является себестоимость продукции. В отдельных случаях условия производства могут служить базой для установления индивидуальных расчетных цен, но они не должны в непосредственном виде формировать террито риальное различие цен, доводимое до потребителя.
Стоимостеобразующие факторы представляют собой
совокупность |
индивидуальных условий производства |
(и обращения) |
отдельных предприятий, под воздействи |
ем которых формируется уровень общественной стоимо сти в пределах зон сбыта. Хотя натуральные показатели могут косвенно характеризовать значение этих факторов, единственно приемлемой формой их выражения являет ся стоимостная форма, поскольку их значение характери зуется комплексом условий производства, требующих единой формы выражения. Стоимостеобразующий фактор должен выражаться показателем, идентичным цене, то есть стоимостным показателем.
Рассмотрим теперь вопрос о том, какие условия производства носят объективный характер и должны трансформироваться в стоимостеобразующие факторы. Два фактора — природный и транспортный — не нужда ются в обосновании объективности их характера и необ ходимости учета при формировании территориальной дифференциации цен. Воздействие природного фактора целесообразно ограничить его связью с землей, недрами, водой, поскольку «степень производительности труда различна в зависимости от степени продуктивности шах ты, почвы, короче-—природного фактора» '.
При таком |
определении природного фактора |
|||
как |
особый |
следует выделить |
климатический фак |
|
тор, |
хотя |
в |
классификации |
стоимостеобразую |
щих |
факторов применительно к строительству, энер |
|||
гетике |
и сельскому |
хозяйству |
отдельные авторы |
|
этот |
|
фактор выделяют |
не как |
самостоятельный, а |
как часть природного. Смешение природного и климати ческого факторов представляется неправомерным по двум соображениям.1
1 М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. 289.
13
Климатический фактор может проявляться в отрас лях, где природный не действует. В обрабатывающей промышленности территориальные различия в затратах на производство однородной продукции будут неодина ковыми при прочих равных условиях в связи с повышен ным расходом на зарплату в районах с суровыми клима тическими условиями, повышенным расходом топлива на отопление, на освещение, повышенными амортизацион ными отчислениями от большей массы основных фондов (повышенная толщина стен, машины в северном исполне нии и т. п.). Например, в Магаданской области продукция машиностроительных отраслей (где природный фактор не действует) реализуется по особому прейскуранту, от ражающему повышенные затраты на производство в су ровых климатических условиях.
Степень и направление воздействия климатического фактора не всегда совпадают с воздействием природного. Например, благоприятные природные условия добычи полезных ископаемых в северных районах страны частич но нивелируются климатическими условиями.
В сельском хозяйстве климатические условия не сов падают с почвенным плодородием как в пространстве (в пределах одной климатической зоны может быть нес колько зон разного почвенного плодородия), так и во времени (в пределах одной зоны плодородия почвы климатические условия могут резко различаться по го дам).
В процессе производства на стоимость вновь создавае мого продукта переносится (при прочих равных услови ях) больше стоимости в тех районах, где вещественные элементы производства имеют более высокую стоимость. Точно так же вновь создаваемая стоимость, выступающая в форме необходимого труда, получает разную Денежную оценку в отдельных районах благодаря тому, что уровень оплаты труда дифференцирован по районам. Это сказы вается на различной стоимостной оценке однородных то варов, производимых в различных районах страны.
Совокупность этих условий можно было бы назвать стоимостным фактором формирования территориальной дифференциации общественной стоимости. Но поскольку он в реальной жизни выступает в форме территориально дифференцированных цен на вещественные элементы производства и коэффициентов оплаты труда, его более
14
целесообразно назвать ценностным фактором. Воздей ствие его на формирование территориальной дифферен циации стоимости для отдельных отраслей давно призна но практикой ценообразования.
Например, территориальная дифференциация стои мости готовой продукции в энергетике и в строительстве определяется в значительной степени разницей в стоимо сти используемого сырья, топлива и материалов.' Если укрупненно сопоставить в территориальном разрезе та рифы на электроэнергию и цены на топливо, то прослежи вается явная зависимость уровня тарифов от уровня цен на топливо, которое занимает около 70% в затратах на выработку электроэнергии (при. диапазоне колебаний цен на топливо по энергосистемам почти в 8 раз). Примерно в 2 раза различаются по районам цены на строительные материалы, при их удельном весе в себестоимости строи тельных работ на уровне 57%• Помимо строитель ства и энергетики этот фактор находит отражение в прак тике установления цен на железобетонные изделия, фа неру, стандартные дома, нефтепродукты (цен предприя тий) и т. д.
Особое значение имеет ценностный фактор в восточ ных районах, где применяются повышенные коэффициен ты оплаты труда, а цены на часть потребляемой продук ции существенно увеличиваются из-за высоких транспорт ных расходов. Так, средняя зарплата в Приморском крае в 1971 г. была на 25%, а в Магаданской области — на 142% выше, чем в среднем по стране. Цены на строитель ные материалы в Приморском крае превышали цены в Центральном районе на 46%, на металл'— на 20, на цемент — на 60%. Тарифы на электроэнергию выше почти на 90%, продукция машиностроения, завозимая в район, обходится на 6—10% дороже, чем в Центре.
Необходимым моментом формального признания цен ностного фактора как формирующего территориальную дифференциацию стоимости является объяснение объек тивности его проявления. Действующая география цен отражает в местах потребления территориальную диф ференциацию общественной стоимости, т. е. объектив ную категорию. География цен, доводимая до потреби телей, объективна с точки зрения возможностей общества (уровня развития производительных сил по территории страны и соответствующего ему уровня затрат, уровня
15
производительности труда в транспортной промышленно сти и т. д .).
Объективный характер носят также условия образо вания различных затрат, связанные с возможным объе мом потребления, т. е. фактор условий потребления. Это понятие рассматривается как стоимостеобразующий фак тор лишь в одном случае: если объем производства огра ничен локальными зонами сбыта продукции. Например, стоимость производства теплоэнергии может различаться для отдельных городов в зависимости от численности на селения, поскольку она определяет мощность ТЭЦ и, соответственно, определяет различие в стоимости теплоэнергии. Технические усовершенствования, улучшение ор ганизации работы и т. д. могут лишь смягчить эти разли чия, но не смогут их ликвидировать. То же относится к водоснабжению, объему перевозок в определенной кор респонденции, к объему товарооборота в отдельных на селенных пунктах.
чВо всех остальных случаях, т. е. для большинства товаров, размер производства является одним из условий производства, а не стоимостеобразующим фактором. Это свидетельствует о незначительной сфере проявления дан ного фактора. Но в тех отраслях, где он действует, его влияние на формирование территориальной дифферен циации общественной стоимости может быть суще ственным.
Таким образом, можно выделить пять факторов, фор мирующих территориальную дифференциацию обще ственной стоимости: природный, транспортный, клима тический, ценностный, условий потребления. Эти факторы не только определяют территориальную дифференциацию стоимости, но и воздействуют на уровень общественной стоимости.
Данная классификация факторов распространяется не только на добывающие, сырьевые и топливно-энерге тические отрасли. Эти факторы — общие для всех отрас лей народного хозяйства. Их воздействие на террито риальную дифференциацию общественной стоимости про является комплексно, что приводит к смешению сфер воздействия отдельных факторов.
Например, к транспортному фактору в горнорудной промышленности относят глубину залегания руд (т. е. затраты, связанные с подъемом руд на поверхность),
16
расстояние от месторождения (шахты) до путей общего пользования и т. д. *. Столь расширенное толкование сфе ры действия транспортного фактора представляется оши бочным. Оно основано на том, что в качестве признака, подразделяющего различные условия производства по отношению к природному или транспортному фактору, берется процесс перемещения.
Если рассматривать все перемещения в процессе про изводства как транспортный фактор, то только он, по су ществу, и будет формировать общественную стоимость, поскольку процесс производства есть процесс непрерыв ного движения, перемещения. Разделение природного и транспортного факторов определяется границей сферы производства и сферы обращения.
Для некоторых из этих факторов существует взаимо связь по стадиям производственного процесса. Например, природный и транспортный факторы в угольной промыш ленности косвенно сказываются на формировании обще
ственной стоимости в |
коксохимическом производстве, |
где непосредственной |
формой их выражения является |
ценностный фактор. Точно так же степень воздействия транспортного фактора более ощутима в районах с су ровыми климатическими условиями, с низкой степенью развитости транспортной сети. Здесь сам транспортный фактор находится под воздействием климатического и фактора условий потребления.
Все стоимостеобразующие факторы (за исключением транспортного) проявляют конкретно свое воздействие в размерах отдельных статей производственных затрат, а транспортный фактор — в форме снабженческо-сбытовых наценок или непосредственно в форме транспортных рас ходов.
В отдельных случаях воздействие этих факторов на столько тесно переплетается, что проявляется в одном и том же экономическом показателе. Так, в повышенном рас ходе заработной платы переплетаются два фактора — ценностный и климатический. Точно так же изменение
расходов |
на топливо в территориальном |
разрезе фор |
мируется под воздействием этих факторов.1 |
|
|
1 См. |
Ш к а т о в В. К., С у п о н и ц к и й Б. С. |
Оптовые цены |
на продукцию тяжелой промышленности. М., «Экономика», 1969, с. 6.
17 i