Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первым методом устранения множественности цен в местах потребления в пределах цен франко-станция отп­ равления может быть сокращение числа прейскурантных цен длй ряда местных углей. Уголь месторождений, для которых устраняются самостоятельные цены в этом слу­ чае будет реализоваться по прейскурантным ценам близ­ лежащих месторождений (скорректированным на сред­ ний уровень затрат производителей, для которых устана­ вливается новая цена).

В настоящее время в угольной промышленности установлена самостоятельная цена для 63 бассейнов и месторождений. Само по себе такое количество цен не является основанием для сокращения самостоятельных прейскурантных цен отдельных бассейнов. Основанием для сокращения числа цен является то, что при ценах франко-станция отправления большое число самостоя­ тельных прейскурантных цен приводит к усилению про­ цесса формирования в местах потребления нестабильных цен. Для мелких месторождений установлено весьма дробное деление прейскурантных цен.

Так, на забайкальские угли, объем добычи которых составляет менее 1 % общесоюзного уровня установлено семь самостоятельных прейскурантных цен. Аналогичная картина по приморским углям. Такая дробность цен — отрицательная черта действующего прейскуранта цен на уголь, усиливающаяся тем, что цены этих месторождений, расположенных на незначительном расстоянии друг от друга (порядка 200 км) и даже входящие в один трест, резко различны. Так, на уголь марки БР Тарбагатайского месторождения установлена цена 14 руб. за 1 т, Черновского — 5 р. 90 к., Харанорского — 2 р. 10 к.

Такое различие цен приводит к тому, что потребители этих углей при действующей системе цен франко-станция отправления не заинтересованы в использовании местно­ го топлива и ориентируются на поступление далеко рас­ положенного, но дешевого райчихинского угля, объем до­ бычи которого не может покрыть спрос Есех потребите­ лей, заинтересованных в использовании этого угля.

Но сфера применения этого метода н конечный результат могут быть незначительны. 17 основных бас­ сейнов, на которые сокращение числа цен не распростра­ няется, дают 93% добываемого угля, а на остальные бас­ сейны приходится лишь 7%. Причем многие мелкие

208

месторождения имеют изолированные зоны сбыта (якут­ ский уголь, камчатский, арктический и т. д.). Кроме того, сокращение числа цен может коснуться лишь близкорас­ положенных производителей, что еще более ограничива­ ет сферу применения этого способа.

Останутся несогласованными цены между бассейнами, формирующими зоны сбыта углей (донецкий, кузнецкий, печорский и т. д.). Их цены будут несогласоЕаны также с ценами производителей, находящихся внутри зон сбыта (внутри зоны сбыта донецкого угля — с подмосковным, грузинским, украинским бурым, ставропольским и т. д.).

Укрупнение зон носит механический характер: цены по укрупненной зоне не будут согласованы со смежными зональными ценами. Наиример, райчихинские угли оста­ нутся более дешевыми для потребителей Приморского края, чем местные угли.

Другим методом совершенствования географии цен на энергетический уголь в пределах действующего вида франко, может быть установление цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов. По внешнему виду прейскурант этих цен будет аналогичен прейскуран­ ту цен франко-станция отправления. Цены в нем будут установлены для всех районов добычи угля и порядок пользования ими будет такой же, как и для действую­ щего прейскуранта (в случае установления цен за 1 т уел. топлива).

Различны у этих прейскурантов принципы определе­ ния уровня цен в отдельных бассейнах. В действующем прейскуранте цены устанавливаются, как правило, в при­ вязке к затратам отдельных бассейнов. При ценах фран­ ко-станция отправления базисных пунктов цены для ос­ новных угольных бассейнов, формирующих зоны сбыта, рассчитываются в соответствии с порядком, изложенным в § 2 данной главы.

Цены для производителей, формирующих ареалы сбы­ та продукции, рассчитываются при построении прейску­ ранта путем добавления к цене ближайшего базисного пункта транспортных расходов на перевозку угля от это­ го пункта до производителя в соответствии с приведен­ ной ранее формулой (3). Механизм такого расчета при­ веден в табл. 47.

Преимущество прейскуранта этого типа по сравнению с применяемыми ценами франко-станция отправления

209



D

1

т уел. топлива

Т а б л и ц а 47

Насчет цены

франко-вагон станция отправления

в местах добычи углей, не имеющих самостоятельных

базисных цен

в

пределах зон

сбыта донецкого и кузнецкого углей

(руб. и коп.)

Угли (месторождения)

Подмосковный

Украинский бурый

Грузинский

Экибастузский

Свердловский

Челябинский

Кизеловский

Башкирский

 

Цена

Расстояние

Тариф

Калорийный

Провозная

Цена

Базисный пункт

от базисного

эквивалент

плата

базисного

пункта до ме­

за

провоз

угля базис­

за 1 ш уел.

для место­

 

пункта

сторождения

1

/72 угля

ного пункта

топлива

рождения

Ясиноватая

19—88

874

2 - 6 3

0,878

3—00

2 2 — 88

 

19 - 88

547

1—74

0,878

1—98

21 — 86

 

19—88

1194

3 - 3 5

0,878

3 -8 1

23—69

Новокузнецк

9—39

890

2—63

0,896

2 - 9 4

12—33

 

9—39

2197

5^ 76

0,896

6 - 4 3

15—82

 

9 - 3 9

1951

5 - 1 8

0,896

5—78

15— 17

 

9—39

2587

6 - 9 9

0,896

7 - 8 0

17— 19

 

9 - 3 9

2431

6—44

0,896

7— 19

16—58


состоит в том, что для потребителя обеспечивается равен­ ство цен при поставках угля из различных бассейнов (в пределах рациональных грузопотоков). Действующими ценами это не обеспечивается, даже если они будут пост­ роены с учетом теплотворной способности угля, из-за не­ согласованности цен по различным районам производ­ ства.

При ценах франко-станция отправления базисных пунктов устойчивость цен для потребителя может быть нарушена при нерациональных поставках. Это поло­ жительный момент. Кроме того, это произойдет при по­ ставках на большие расстояния низкокалорийного топ­ лива из одного бассейна. Этот недостаток цен франкостанция отправления (обязательный для любого принци­ па его построения) будет проявляться потому, что расчет произведен на станции отправления. Повышенные транс­ портные расходы на перевозку низкокалорийного топ­ лива ложатся на потребителя.

Устойчивость цен в местах потребления будет на­ рушаться также при поставках угля одинаковой кало­ рийности из бассейнов, расположенных на разных рас­ стояниях от потребителя (в пределах рациональных транспортных связей). Уголь, получаемый от близко рас­ положенного поставщика, обойдется дороже потому, что стоимость тонно-километра при перевозке на короткое расстояние выше, чем при перевозке на дальнее. Но это расхождение будет незначительным.

Незначительные расхождения цен в отдельных местах потребления возникнут также при поставках угля одина­ ковой калорийности из одного бассейна, но из разных ге­ ографических точек его (если он большой протяженно­ сти).

Метод совершенствования цен франко-станция отпра­ вления путем согласования цен в отдельных угольных бассейнах с учетом различий в транспортных расходах между ними позволяет в значительной степени устранить множественность цен в местах потребления (или умень­ шить степень расхождения цен) при поставках углей из отдельных бассейнов.

Возможно, что недостатками цен в местах потребле­ ния, остающимися при внедрении цен франко-вагон стан­ ция отправления базисных пунктов, целесообразно прене­ бречь. Они будут компенсированы внедрением принципов

211

цен базисных пунктов в форме привычных для практики цен франко-вагон станция отправления.

Степень отклонения цен франко-отправления базис­ ных пунктов от действующих цен, необходимая для лик­ видации множества цен в местах потребления, иллюстри­ руется данными табл. 48.

 

 

 

Т а б л и ц а 48

Сопоставление действующих цен

франко-станция отправления

с ценами франко-станция отправления базисных пунктов

 

Цена, рубj m

уел. топлива

Отношение це­

 

 

 

 

 

 

ны базисных

Бассейны (месторождения)

действую­

базисных

пунктов к дей ­

 

щая

пунктов

ствующей ц е­

 

 

 

не, %

Д онецкий ...................................

17,7

17,8

101

Украинский ...................................

26,8

19,6

73

Львовско-Волынский..................

16,2

19,8

122

Воркутинский...............................

25,3

16,2

68

Интинский.......................................

18 9

17,3

92

Кузнецкий......................................

9,4

8,4

90

Башкирский...................................

13,1

14,9

114

Кизеловский..................................

19,6

15,4

78

Челябинский ..................................

17,5

13,6

78

Канско-Ачинский..........................

5,5

9,7

176

Подмосковный..............................

20,0

20,5

102

Черемховский..............................

6,0

4,8

80 .

Забайкальские ..............................

10,3

8,8

85

Райчихинский ..............................

4,6

7,5

163

Карагандинский..........................

14,7

12,0

82

Экибастузский..............................

3,7

11 ;2

302

И т о г о . . .

12,9

12,9

100

Эти цены отражают условия формирования затрат 1967 г. и могут характеризовать лишь общее направление необходимого изменения цен по отдельным бассейнам. При разработке прейскурантов должны учитываться средние условия формирования затрат в период его действия. Следовательно, в случае введения прейскуран­ та цен франко-станция отправления базисных пунктов

нужно учитывать условия формирования затрат пример­ но на 1980 г.

212


Приведенные в табл. 48 уровни цен франко-станция отправления базисных пунктов отличаются от уровней цен базисных пунктов, рассчитанных в параграфе «Геог­ рафия цен базисных пунктов на энергетический уголь». Расчет цен базисных пунктов для иллюстрации механиз­ ма их действия проводился при сохранении фактически сложившейся цены в точке пересечения углей из трех ос­ новных зон сбыта. Это привело к увеличению общего уровня цен на 11,5%. Корректируя на эту величину цены базисных пунктов, получаем вариант цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов, при котором сохраняется действующий уровень цен.

Если цены по предлагаемому принципу будут постро­ ены на уровне, обеспечивающем рентабельную работу всем бассейнам, то достаточно введение лишь одного это­ го прейскуранта (предполагается, что при всех вариан­ тах прейскурантных цен внутрибассейновые расчетные цены остаются). Если уровень цен будет таким, что убы­ точность образуется для незначительного числа произво­ дителей, целесообразно ввести целевую бюджетную дота­ цию в виде твердой ставки за тонну отгруженного угля (в пределах рентных платежей по высокорентабельным бассейнам).

При уровне цен, создающем большое число убыточ­ ных бассейнов, целесообразно ввести промежуточный прейскурант между внутрибассейновыми расчетными це­ нами и базисными ценами франко-отправления. Этот прейскурант будет играть роль межбассейновых расчет­ ный цен и строиться на затратах бассейнов. Его назначе­ ние состоит в том, чтобы обеспечить основу для опре­ деления внутрибассейновых расчетных цен и для органи­ зации хозрасчета в пределах комбинатов и управлений.

Перераспределительные процессы между базисными ценами франко-производитель и межбассейновыми рас­ четными ценами будут осуществляться через сбытовую организацию (как происходит и в настоящее время пере­ распределение выручки между бассейнами).

Цены франко-станция отправления более приемлемы для совершенствования географии цен на энергетический уголь, чем поясные цены франко-станция назначения. Из основных угольных бассейнов, являющихся экономичес­ кими центрами зон сбыта, реализуется 80% добываемого в стране угля. Для соответствующей массы потребляемой

213

продукции внутризональная дифференциация стоимости отражается в ценах франко-станция отправления. При поясных ценах франко-станция назначения география цен отклоняется от территориальной дифференциации общес­ твенной стоимости практически для всех мест потребле­ ния (ради согласования цен для потребителей, использу­ ющих 20% угля). Их совпадение может иметь лишь слу­ чайный характер.

С учетом того, что цены франко-станция отправления базисных пунктов согласовывают между собой цены в экономических центрах смежных зон сбыта, а внутри отдельных зон сбыта согласовывают цены основных и вспомогательных производителей, этот метод построения географии цен на энергетический уголь можно считать наиболее приемлемым при сложившихся взаимоотноше­ ниях производителей и потребителей при установлении транспортных связей. Отражение в ценах энергетической ценности угля следует внедрить одновременно с установ­ лением цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов. Это мероприятие следует рассматривать как первое приближение к возможному внедрению в практику совершенствования географии цен на энергетический уголь (а затем и на другие виды энергетического топ­ лива) цен базисных пунктов в их непосредственном виде.