Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Первым методом устранения множественности цен в местах потребления в пределах цен франко-станция отп равления может быть сокращение числа прейскурантных цен длй ряда местных углей. Уголь месторождений, для которых устраняются самостоятельные цены в этом слу чае будет реализоваться по прейскурантным ценам близ лежащих месторождений (скорректированным на сред ний уровень затрат производителей, для которых устана вливается новая цена).
В настоящее время в угольной промышленности установлена самостоятельная цена для 63 бассейнов и месторождений. Само по себе такое количество цен не является основанием для сокращения самостоятельных прейскурантных цен отдельных бассейнов. Основанием для сокращения числа цен является то, что при ценах франко-станция отправления большое число самостоя тельных прейскурантных цен приводит к усилению про цесса формирования в местах потребления нестабильных цен. Для мелких месторождений установлено весьма дробное деление прейскурантных цен.
Так, на забайкальские угли, объем добычи которых составляет менее 1 % общесоюзного уровня установлено семь самостоятельных прейскурантных цен. Аналогичная картина по приморским углям. Такая дробность цен — отрицательная черта действующего прейскуранта цен на уголь, усиливающаяся тем, что цены этих месторождений, расположенных на незначительном расстоянии друг от друга (порядка 200 км) и даже входящие в один трест, резко различны. Так, на уголь марки БР Тарбагатайского месторождения установлена цена 14 руб. за 1 т, Черновского — 5 р. 90 к., Харанорского — 2 р. 10 к.
Такое различие цен приводит к тому, что потребители этих углей при действующей системе цен франко-станция отправления не заинтересованы в использовании местно го топлива и ориентируются на поступление далеко рас положенного, но дешевого райчихинского угля, объем до бычи которого не может покрыть спрос Есех потребите лей, заинтересованных в использовании этого угля.
Но сфера применения этого метода н конечный результат могут быть незначительны. 17 основных бас сейнов, на которые сокращение числа цен не распростра няется, дают 93% добываемого угля, а на остальные бас сейны приходится лишь 7%. Причем многие мелкие
208
месторождения имеют изолированные зоны сбыта (якут ский уголь, камчатский, арктический и т. д.). Кроме того, сокращение числа цен может коснуться лишь близкорас положенных производителей, что еще более ограничива ет сферу применения этого способа.
Останутся несогласованными цены между бассейнами, формирующими зоны сбыта углей (донецкий, кузнецкий, печорский и т. д.). Их цены будут несогласоЕаны также с ценами производителей, находящихся внутри зон сбыта (внутри зоны сбыта донецкого угля — с подмосковным, грузинским, украинским бурым, ставропольским и т. д.).
Укрупнение зон носит механический характер: цены по укрупненной зоне не будут согласованы со смежными зональными ценами. Наиример, райчихинские угли оста нутся более дешевыми для потребителей Приморского края, чем местные угли.
Другим методом совершенствования географии цен на энергетический уголь в пределах действующего вида франко, может быть установление цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов. По внешнему виду прейскурант этих цен будет аналогичен прейскуран ту цен франко-станция отправления. Цены в нем будут установлены для всех районов добычи угля и порядок пользования ими будет такой же, как и для действую щего прейскуранта (в случае установления цен за 1 т уел. топлива).
Различны у этих прейскурантов принципы определе ния уровня цен в отдельных бассейнах. В действующем прейскуранте цены устанавливаются, как правило, в при вязке к затратам отдельных бассейнов. При ценах фран ко-станция отправления базисных пунктов цены для ос новных угольных бассейнов, формирующих зоны сбыта, рассчитываются в соответствии с порядком, изложенным в § 2 данной главы.
Цены для производителей, формирующих ареалы сбы та продукции, рассчитываются при построении прейску ранта путем добавления к цене ближайшего базисного пункта транспортных расходов на перевозку угля от это го пункта до производителя в соответствии с приведен ной ранее формулой (3). Механизм такого расчета при веден в табл. 47.
Преимущество прейскуранта этого типа по сравнению с применяемыми ценами франко-станция отправления
209
D |
1 |
т уел. топлива |
Т а б л и ц а 47 |
Насчет цены |
франко-вагон станция отправления |
||
в местах добычи углей, не имеющих самостоятельных |
|||
базисных цен |
в |
пределах зон |
сбыта донецкого и кузнецкого углей |
(руб. и коп.)
Угли (месторождения)
Подмосковный
Украинский бурый
Грузинский
Экибастузский
Свердловский
Челябинский
Кизеловский
Башкирский
|
Цена |
Расстояние |
Тариф |
Калорийный |
Провозная |
Цена |
|
Базисный пункт |
от базисного |
эквивалент |
плата |
||||
базисного |
пункта до ме |
за |
провоз |
угля базис |
за 1 ш уел. |
для место |
|
|
пункта |
сторождения |
1 |
/72 угля |
ного пункта |
топлива |
рождения |
Ясиноватая |
19—88 |
874 |
2 - 6 3 |
0,878 |
3—00 |
2 2 — 88 |
|
19 - 88 |
547 |
1—74 |
0,878 |
1—98 |
21 — 86 |
|
19—88 |
1194 |
3 - 3 5 |
0,878 |
3 -8 1 |
23—69 |
Новокузнецк |
9—39 |
890 |
2—63 |
0,896 |
2 - 9 4 |
12—33 |
|
9—39 |
2197 |
5^ 76 |
0,896 |
6 - 4 3 |
15—82 |
|
9 - 3 9 |
1951 |
5 - 1 8 |
0,896 |
5—78 |
15— 17 |
|
9—39 |
2587 |
6 - 9 9 |
0,896 |
7 - 8 0 |
17— 19 |
|
9 - 3 9 |
2431 |
6—44 |
0,896 |
7— 19 |
16—58 |
состоит в том, что для потребителя обеспечивается равен ство цен при поставках угля из различных бассейнов (в пределах рациональных грузопотоков). Действующими ценами это не обеспечивается, даже если они будут пост роены с учетом теплотворной способности угля, из-за не согласованности цен по различным районам производ ства.
При ценах франко-станция отправления базисных пунктов устойчивость цен для потребителя может быть нарушена при нерациональных поставках. Это поло жительный момент. Кроме того, это произойдет при по ставках на большие расстояния низкокалорийного топ лива из одного бассейна. Этот недостаток цен франкостанция отправления (обязательный для любого принци па его построения) будет проявляться потому, что расчет произведен на станции отправления. Повышенные транс портные расходы на перевозку низкокалорийного топ лива ложатся на потребителя.
Устойчивость цен в местах потребления будет на рушаться также при поставках угля одинаковой кало рийности из бассейнов, расположенных на разных рас стояниях от потребителя (в пределах рациональных транспортных связей). Уголь, получаемый от близко рас положенного поставщика, обойдется дороже потому, что стоимость тонно-километра при перевозке на короткое расстояние выше, чем при перевозке на дальнее. Но это расхождение будет незначительным.
Незначительные расхождения цен в отдельных местах потребления возникнут также при поставках угля одина ковой калорийности из одного бассейна, но из разных ге ографических точек его (если он большой протяженно сти).
Метод совершенствования цен франко-станция отпра вления путем согласования цен в отдельных угольных бассейнах с учетом различий в транспортных расходах между ними позволяет в значительной степени устранить множественность цен в местах потребления (или умень шить степень расхождения цен) при поставках углей из отдельных бассейнов.
Возможно, что недостатками цен в местах потребле ния, остающимися при внедрении цен франко-вагон стан ция отправления базисных пунктов, целесообразно прене бречь. Они будут компенсированы внедрением принципов
211
цен базисных пунктов в форме привычных для практики цен франко-вагон станция отправления.
Степень отклонения цен франко-отправления базис ных пунктов от действующих цен, необходимая для лик видации множества цен в местах потребления, иллюстри руется данными табл. 48.
|
|
|
Т а б л и ц а 48 |
Сопоставление действующих цен |
франко-станция отправления |
||
с ценами франко-станция отправления базисных пунктов |
|||
|
Цена, рубj m |
уел. топлива |
Отношение це |
|
|
|
|
|
|
|
ны базисных |
Бассейны (месторождения) |
действую |
базисных |
пунктов к дей |
|
щая |
пунктов |
ствующей ц е |
|
|
|
не, % |
Д онецкий ................................... |
17,7 |
17,8 |
101 |
Украинский ................................... |
26,8 |
19,6 |
73 |
Львовско-Волынский.................. |
16,2 |
19,8 |
122 |
Воркутинский............................... |
25,3 |
16,2 |
68 |
Интинский....................................... |
18 9 |
17,3 |
92 |
Кузнецкий...................................... |
9,4 |
8,4 |
90 |
Башкирский................................... |
13,1 |
14,9 |
114 |
Кизеловский.................................. |
19,6 |
15,4 |
78 |
Челябинский .................................. |
17,5 |
13,6 |
78 |
Канско-Ачинский.......................... |
5,5 |
9,7 |
176 |
Подмосковный.............................. |
20,0 |
20,5 |
102 |
Черемховский.............................. |
6,0 |
4,8 |
80 . |
Забайкальские .............................. |
10,3 |
8,8 |
85 |
Райчихинский .............................. |
4,6 |
7,5 |
163 |
Карагандинский.......................... |
14,7 |
12,0 |
82 |
Экибастузский.............................. |
3,7 |
11 ;2 |
302 |
И т о г о . . . |
12,9 |
12,9 |
100 |
Эти цены отражают условия формирования затрат 1967 г. и могут характеризовать лишь общее направление необходимого изменения цен по отдельным бассейнам. При разработке прейскурантов должны учитываться средние условия формирования затрат в период его действия. Следовательно, в случае введения прейскуран та цен франко-станция отправления базисных пунктов
нужно учитывать условия формирования затрат пример но на 1980 г.
212
Приведенные в табл. 48 уровни цен франко-станция отправления базисных пунктов отличаются от уровней цен базисных пунктов, рассчитанных в параграфе «Геог рафия цен базисных пунктов на энергетический уголь». Расчет цен базисных пунктов для иллюстрации механиз ма их действия проводился при сохранении фактически сложившейся цены в точке пересечения углей из трех ос новных зон сбыта. Это привело к увеличению общего уровня цен на 11,5%. Корректируя на эту величину цены базисных пунктов, получаем вариант цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов, при котором сохраняется действующий уровень цен.
Если цены по предлагаемому принципу будут постро ены на уровне, обеспечивающем рентабельную работу всем бассейнам, то достаточно введение лишь одного это го прейскуранта (предполагается, что при всех вариан тах прейскурантных цен внутрибассейновые расчетные цены остаются). Если уровень цен будет таким, что убы точность образуется для незначительного числа произво дителей, целесообразно ввести целевую бюджетную дота цию в виде твердой ставки за тонну отгруженного угля (в пределах рентных платежей по высокорентабельным бассейнам).
При уровне цен, создающем большое число убыточ ных бассейнов, целесообразно ввести промежуточный прейскурант между внутрибассейновыми расчетными це нами и базисными ценами франко-отправления. Этот прейскурант будет играть роль межбассейновых расчет ный цен и строиться на затратах бассейнов. Его назначе ние состоит в том, чтобы обеспечить основу для опре деления внутрибассейновых расчетных цен и для органи зации хозрасчета в пределах комбинатов и управлений.
Перераспределительные процессы между базисными ценами франко-производитель и межбассейновыми рас четными ценами будут осуществляться через сбытовую организацию (как происходит и в настоящее время пере распределение выручки между бассейнами).
Цены франко-станция отправления более приемлемы для совершенствования географии цен на энергетический уголь, чем поясные цены франко-станция назначения. Из основных угольных бассейнов, являющихся экономичес кими центрами зон сбыта, реализуется 80% добываемого в стране угля. Для соответствующей массы потребляемой
213
продукции внутризональная дифференциация стоимости отражается в ценах франко-станция отправления. При поясных ценах франко-станция назначения география цен отклоняется от территориальной дифференциации общес твенной стоимости практически для всех мест потребле ния (ради согласования цен для потребителей, использу ющих 20% угля). Их совпадение может иметь лишь слу чайный характер.
С учетом того, что цены франко-станция отправления базисных пунктов согласовывают между собой цены в экономических центрах смежных зон сбыта, а внутри отдельных зон сбыта согласовывают цены основных и вспомогательных производителей, этот метод построения географии цен на энергетический уголь можно считать наиболее приемлемым при сложившихся взаимоотноше ниях производителей и потребителей при установлении транспортных связей. Отражение в ценах энергетической ценности угля следует внедрить одновременно с установ лением цен франко-вагон станция отправления базисных пунктов. Это мероприятие следует рассматривать как первое приближение к возможному внедрению в практику совершенствования географии цен на энергетический уголь (а затем и на другие виды энергетического топ лива) цен базисных пунктов в их непосредственном виде.