Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

был издан сборник фрахтовых ставок на перевозку 1 т стали по железной дороге от Питтсбурга до любого пунк­ та США

Применительно к энергетическому углю провозную плату целесообразно дать на 1 г уел. топлива, т. е. скор­ ректированную на теплотворный коэффициент угля, при­ нятый при расчете цены в. отдельных базисных пунктах. Провозную плату от каждого базисного пункта следует дать лишь для тех пунктов назначения, которые входят в его зону сбыта.

Фиксация цен в местах потребления за условную тонну топлива может положительно сказаться на рационализа­ ции транспортных связей, если разница между официаль­ но зафиксированной провозной платой и фактической (за счет выбора рационального вида транспорта, повышения степени загрузки вагона, уменьшения перевозки пустой породы и т. д.) будет доводиться непосредственно до гру­ зоотправителя. Следует найти формы хозрасчетной заин­ тересованности предприятий угольной промышленности и сбытовой организации для реализации этой возмож­ ности.

Но поскольку рационализация транспортных связей в настоящее время не зависит от производителя угля, це­ лесообразно изолировать его хозрасчетную деятельность от этих процессов. Расчет с поставщиком за уголь раз­ личного качества должен производиться в местах его до­ бычи. Это возможно в том случае, если снабженческосбытовая организация будет производить расчет по од­ ному и тому же прейскуранту с потребителями угля по ценам базисных пунктов франко-вагон станция назначе­ ния, а с поставщиками — по ценам базисных пунктов франко-вагон магистральная станция отправления для поставщика.

Расчет поставщиков со снабженческо-сбытовой орга­ низацией должен производиться по формуле, аналогич­ ной формуле (1):1

то, зная эту стоимость, можно определить для каждого уезда цену каждого товара, по которой его можно покупать и продавать на месте». Маслов П. П. Справочник стоимости провоза товаров изо всех уездов СССР до Москвы и ближайшего морского порта. М.,

ВЦСПО, 1925, с. 3.

1 Отрасли промышленности США. М., Изд-во иностр. лит., 1963,

с. 190.

193

 

"““K+StK

(3)

 

 

где

Дон— цена натуральной тонны угля франко-

 

вагон станция отправления постав­

Дбу,

щика;

 

Кб, Кф — то же, что в формуле (1);

 

 

Гбн— тариф за перевозку натуральной тон­

 

ны угля от базисного пункта до по­

Для

ставщика.

 

производителей угля, находящихся в базисных

пунктах, цена натуральной тонны угля разной калорий­ ности определится по следующей формуле:

 

Цбн = Цбу-Кф,

(4)

где Дбн — цена за

натуральную тонну угля в базисном

пункте;

 

 

 

ДбУ— цена 1 туел. топлива в базисном пункте;

 

Кф — калорийность

поставляемого угля.

но,

Эта формула

также

аналогична формуле (1),

поскольку в базисных пунктах транспортные расходы равны нулю, она принимает такой вид. Стабильность цен, которая образуется у потребителя при покупке угля определенной калорийности, будет распространена и на производителей топлива. Их хозрасчетная деятельность будет находиться под воздействием лишь поставок угля разной энергетической ценности, но не различных тран­ спортных связей.

Изменение цен в местах производства при установле­ нии цен базисных пунктов (хотя возможен вариант по­ строения этих цен, при котором для производителей ос­ тается действующая география цен, а вводятся цены базисных пунктов лишь для потребителей, с отнесением последствий такого построения двух прейскурантов на сбытовую организацию) приведет к изменению рента­ бельности по отдельным бассейнам. Это следует рассмат­ ривать как положительный момент, поскольку рентабель­ ность, определенная по этому принципу, несет в себе ин­ формацию о степени выгодности добычи по отдельным бассейнам. Расчеты показывают, что наиболее крупное изменение рентабельности в сторону ее повышения про­ изойдет по экибастузским и канско-ачинским углям. По­ высится рентабельность донецкого угля, особенно антра-

194


цита. Возрастет убыточность добычи грузинских и кизеловских углей.

Построение цен базисных пунктов на энергетический уголь позволяет сделать вывод о возможности их исполь­ зования в практике совершенствования географии цен топливно-энергетического комплекса. Подготовительная работа по определению провозной платы от базисных пунктов до станции назначения в пределах отдельных зон сбыта делает предельно простым пользование прейску­ рантом (усложнение, связанное с пересчетом цены услов­ ного топлива в цену натурального топлива, будет одина­ ковым при любом виде географии цен в случае отражения в ценах теплотворной способности угля). Цены базисных пунктов могут быть нейтральны по отношению к общему уровню цен. Они обеспечивают постоянство цен для про­ изводителей и потребителей угля в пределах действия об­ щего для них прейскуранта.

География цен в местах потребления может служить непосредственным инструментом для выбора вариантов размещения топливоемких производств. Она отражает общественный норматив возрастания стоимости в про­ странстве за счет транспортного фактора ее территори­ альной дифференциации. Цены базисных пунктов для производителей позволяют выявить степень рациональ­ ности добычи угля в отдельных бассейнах через хозрас­ четные показатели с учетом комплекса природных усло­ вий и местоположения.

Уровень цен в местах расположения производителя и потребителя (совпадающий для отдельной географичес­ кой точки) отражает объективно сложившиеся в уголь­ ной промышленности условия добычи и транспортиро­ вания.

Поскольку при ценах базисных пунктов увеличение цен в пространстве отражает движение рациональных транспортных потоков, создаются условия для воздей­ ствия географии цен на рационализацию транспортных связей. Это особенно важно при переходе к оптовой тор­ говле, к установлению прямых связей между поставщи­ ками и потребителями энергетического угля.

Для подтверждения вывода о целесообразности внед­ рения цен базисных пунктов на энергетический уголь не­ обходимо рассмотреть другие возможные методы по­ строения географии цен.

195

§3. ПОЯСНЫЕ ЦЕНЫ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УГЛЯ

Из ряда направлений совершенствования цен на энер­ гетический уголь можно назвать самым актуальным устранение множества цен в одном и том же месте по­ требления. Вне этого пропадает целесообразность отра­ жения в ценах энергетической ценности топлива. Исчер­ пывающее решение этой проблемы возможно лишь в том случае, если цены будут включать затраты на транспор­ тирование (цены с доставкой). Поэтому рассмотрим вначале возможные методы построения цен франко-стан- ция назначения на энергетический уголь (в переводе цен за 1 туел.топлива).

Учитывая существенные различия в проявлении транс­ портного фактора, можно остановиться лишь на рас­ смотрении поясных цен франко-станция назначения. Еди­ ные цены на энергетический уголь для потребителей в пределах всей страны неприемлемы.

Как отмечалось ранее, поясные цены не имеют объек­ тивных критериев для выбора принципов их формирова­ ния, определения количества поясов, их протяженности, степени расхождения в уровнях цен смежных поясов. Это приводит к необходимости рассмотрения нескольких ва­ риантов построения поясных цен на энергетический уголь.

Первый вариант построен на средних по стране затра­ тах сферы производства и различиях по поясам транс­ портных расходов. Протяженность поясов приравнива­ лась территории 19 экономических районов СССР.

Осуществление этого принципа при построении пояс­ ных цен на уголь приводит к игнорированию различий в условиях добычи угля в бассейнах, формирующих самос­ тоятельные зоны сбыта продукции. Они колеблются от 3,24 руб. за 1 г уел. топлива до 25,27 руб. в экономичес­ ких центрах отдельных зон сбыта. Для всех районов до­ бычи должна быть установлена одинаковая цена, т. е. за­ траты на добычу топлива в этом случае должны усредпяться в пределах всей страны.

Следовательно, уровнем, к которому должны добав­ ляться транспортные расходы для построения поясных цен, будет средняя прейскурантная цена. По данным за 1967 г., она составляла 14 р. 23 к. за 1 г уел. топлива.

196


Если к этой величине добавить средние транспортные расходы, сложившиеся в этот же период по отдельным экономическим районам, то получаются поясные цены, сформированные на рассматриваемом исходном принци­ пе: средние по стране затраты сферы производства плюс средние по экономическим районам транспортные расхо­ ды. Эти поясные цены показаны в табл. 45.

Т а б л н ц а 45

Поясное деление цен на энергетический уголь, построенное на основе средних по.стране затрат сферы производства и усредненных по экономическим районам транспортных расходов

(руб./г уел. топлива)

 

 

 

Факти­

Отклонение

 

Транспорт­

Поясные

поясных цен

Районы

ческие

от фактичес­

ные

цены

цены

ких

в %к

 

расходы

 

по районам

фактической

 

 

 

 

цене

Северо-Западный . . .

6—49

20—72

25—46

— 19

Центральный...................

2—91

17—14

21—10

— 19

Волго-Вятский..................

6—87

21— 10

19—82

 

+ 6

Центрально-Чернозем­

2 - 3 9

16—62

20—92

—21

ный ..................................

Поволжский......................

5—64

19—87

18 -64

.

+ 7

Северо-Кавказский . . .

1—06

15-29

18—72

— 18

Уральский ..........................

3—34

17-57

16— 13

 

—9

3 ападно-Сибирокий

1 -5 8

15-81

10-30

+ 54

Восточио -Сибирский

1—57

15—80

9 - 0 9

+74

Дальневосточный . . .

2—96

17—19

19—43

—12

Донецко-Приднепров­

0—94

15—17

17—62

— 14

ский ..................................

Юго-Западный..................

2—11

16—34

20—45

—20

Ю жны й...............................

2—39

16—62

20—18

- 1 8

Прибалтийский . . . .

3 - 5 2

17—75

2 3 -8 8

—26

Закавказский ...................

3—44

17—67

2 2 -8 0

—22

Среднеазиатский . . . .

3 - 3 6

17-59

19 -59

— 10

Казахстанский..................

3 - 1 0

17—33

13—86

+25

Белорусский ......................

3—25

17—48

2 1 -1 3

— 17

Молдавский......................

3 - 5 5

17—78

2 0 -9 8

— 15

Этот метод дает значительные отклонения поясных цен от фактически сложившихся затрат. Наибольшие от­ клонения произойдут в районах с низкими действующими ценами. Так, в Восточной Сибири поясная цена будет превышать фактическую более чем на 70%, а в Иркут­ ской области — даже более, чем в 2 раза. Занижение цен

197


произойдет в районах, потребляющих преимущественно донецкий и печорский угли. Так, в Северо-Западном районе поясная цена будет ниже фактической на 19%, в Прибалтийском — на 26%. Наибольшая разница между первым и последним поясами составит всего 5 р. 93 к. за 1 туел; топлива, или 39% цены первого пояса, в то время как разница по совокупности затрат сферы производства и обращения достигает 16 р. 37 к.

Поскольку разница между отдельными поясами при таком способе построения поясных цен буд^т незначи­ тельной, технически возможно объединение ряда эконо­ мических районов в один пояс. Например, в- один пояс могут быть объединены 9 районов с ценами от 17 р. 14 к. до 17 р. 78 к. Всего получается 4 пояса.

Второй вариант построения поясных цен основан на суммировании фактически сложившихся затрат по про­ изводству и доставке угля в пределах 19 экономических районов. В областном разрезе колебания этих затрат на­ ходятся в диапазоне от 7 руб. за 1 т уел. топлива (Иркут­ ская обл.) до 52 р. 55 к. (Камчатская обл.), а по эконо­ мическим районам — от 9 р. 09 к. до 25 р. 46 к. Цены ряда экономических районов имеют незначительное рас­ хождение, и их можно объединить в один пояс. Поясное деление цен франко-станция назначения по этому вари­ анту представлено в табл. 46.

Сведение средних по экономическим районам цен в местах потребления угля в более крупные пояса дает не­ значительный разрыв между ценами укрупненных райо­ нов даже при установлении всего 7 поясов. Но более де­ тальный анализ соотношения поясных цен, построенных по средним ценам экономических районов, свидетельству­ ет о резких расхождениях между средними ценами по экономическим районам и средними областными ценами. Эти различия достигают в пределах Дальневосточного

района 6,6 раза,

Казахстана — 3 раза, Средней Азии —

2 раза, Сибири,

Урала, Закавказья и Северо-Запада —

1,5 раза.

 

На границах смежных экономических, районов проис­ ходят резкие разрывы цен: Дальневосточного и Восточ­ но-Сибирского районов— 114%, Западно-Сибирского и Уральского — 57, Центрального и Северо-Западного — 22, Донецко-Приднепровского и Центрально-Черноземно­ го — 19%.

198

Т а б л и ц а 46

Поясное деление цен на энергетический уголь на базе фактических цен экономических районов страны и вариант их

укрупнения

 

Поясные

 

 

цены по

Цены укруп­

 

экономи­

ненных поясов

 

ческим

 

Районы

районам

 

руб/г уел. топлива

поясныхгение Я

S

£

О

экономическим - , укруннен ценам к оясным ) М1 ЯЯG

О 5

о>я 2 Я а, к ^

укрупненных

2

к

<5

% ценекествующего

в5 [ S 3

U Ч * %

поясаненного в

>3

s*

Восточно-Сибирский . .

9—09

9 -8 2 (1 )

93

Западно-Сибирский . .

10-31

9—82(1)

105

141

Казахстанский..................

13 -86 13-86(11)

100

Уральский . .....................

16-13

16-13(111)

100

116

Донецко-Приднепров­

17-62

17—99 (IV)

98

112

ский ..................................

Поволжский......................

18 -64

17—99 (IV)

104

 

Северо-Кавказский . . .

18—72

17—99 (IV)

104

115

Дальневосточный . . .

19—43

2 0 -7 7 (V)

94

Среднеазиатский . . . .

19 -59

20—77 (V)

94

 

Волго-Вятский..................

19 -82

20—77 (V)

95

 

Ю ж ны й...............................

20—18

2 0 -7 7 (V)

97

 

Юго-Западный..................

2 0 -4 5

20—77 (V)

98

 

Центрально-Чернозем- ,

2 0 -9 2

2 0 -7 7 (V)

101

 

н ы й ...................................

 

М олдавский......................

20—98

20—77 (V)

101

 

Центральный.....................

21—10

20—77 (V)

102

 

Белорусский......................

21—13

2 0 -7 7 (V)

102

114

Закавказский ...................

2 2 -8 0

2 3 -6 7

(IV)

96

Прибалтийский . . . .

23—88

2 3 -6 7

(IV)

101

108

Северо-Западный . . .

25—46

25—46 (VII)

100

В пределах этого варианта возможны несколько раз­ новидностей построения поясных цен на уголь. Можно сводить отдельные области в пояса не по принципу их вхождения в определенный экономический район, а по принципу абсолютных размеров различия фактически сложившихся среднеобластных затрат для потребителей угля. Абсолютный разрыв между поясами создает боль­ шую разницу цен для смежных поясов с низкими ценами. Например, если разбить всю территорию страны на 10 поясов (т. е. с разницей между поясами в 3 руб. за 1 т уел. топлива), то для производителей кузнецкого угля эта разница составит в цене смежных поясов для Северо-

199