Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
был издан сборник фрахтовых ставок на перевозку 1 т стали по железной дороге от Питтсбурга до любого пунк та США
Применительно к энергетическому углю провозную плату целесообразно дать на 1 г уел. топлива, т. е. скор ректированную на теплотворный коэффициент угля, при нятый при расчете цены в. отдельных базисных пунктах. Провозную плату от каждого базисного пункта следует дать лишь для тех пунктов назначения, которые входят в его зону сбыта.
Фиксация цен в местах потребления за условную тонну топлива может положительно сказаться на рационализа ции транспортных связей, если разница между официаль но зафиксированной провозной платой и фактической (за счет выбора рационального вида транспорта, повышения степени загрузки вагона, уменьшения перевозки пустой породы и т. д.) будет доводиться непосредственно до гру зоотправителя. Следует найти формы хозрасчетной заин тересованности предприятий угольной промышленности и сбытовой организации для реализации этой возмож ности.
Но поскольку рационализация транспортных связей в настоящее время не зависит от производителя угля, це лесообразно изолировать его хозрасчетную деятельность от этих процессов. Расчет с поставщиком за уголь раз личного качества должен производиться в местах его до бычи. Это возможно в том случае, если снабженческосбытовая организация будет производить расчет по од ному и тому же прейскуранту с потребителями угля по ценам базисных пунктов франко-вагон станция назначе ния, а с поставщиками — по ценам базисных пунктов франко-вагон магистральная станция отправления для поставщика.
Расчет поставщиков со снабженческо-сбытовой орга низацией должен производиться по формуле, аналогич ной формуле (1):1
то, зная эту стоимость, можно определить для каждого уезда цену каждого товара, по которой его можно покупать и продавать на месте». Маслов П. П. Справочник стоимости провоза товаров изо всех уездов СССР до Москвы и ближайшего морского порта. М.,
ВЦСПО, 1925, с. 3.
1 Отрасли промышленности США. М., Изд-во иностр. лит., 1963,
с. 190.
193
|
"““K+StK |
(3) |
|
|
|
где |
Дон— цена натуральной тонны угля франко- |
|
|
вагон станция отправления постав |
|
Дбу, |
щика; |
|
Кб, Кф — то же, что в формуле (1); |
|
|
|
Гбн— тариф за перевозку натуральной тон |
|
|
ны угля от базисного пункта до по |
|
Для |
ставщика. |
|
производителей угля, находящихся в базисных |
пунктах, цена натуральной тонны угля разной калорий ности определится по следующей формуле:
|
Цбн = Цбу-Кф, |
(4) |
|
где Дбн — цена за |
натуральную тонну угля в базисном |
||
пункте; |
|
|
|
ДбУ— цена 1 туел. топлива в базисном пункте; |
|
||
Кф — калорийность |
поставляемого угля. |
но, |
|
Эта формула |
также |
аналогична формуле (1), |
поскольку в базисных пунктах транспортные расходы равны нулю, она принимает такой вид. Стабильность цен, которая образуется у потребителя при покупке угля определенной калорийности, будет распространена и на производителей топлива. Их хозрасчетная деятельность будет находиться под воздействием лишь поставок угля разной энергетической ценности, но не различных тран спортных связей.
Изменение цен в местах производства при установле нии цен базисных пунктов (хотя возможен вариант по строения этих цен, при котором для производителей ос тается действующая география цен, а вводятся цены базисных пунктов лишь для потребителей, с отнесением последствий такого построения двух прейскурантов на сбытовую организацию) приведет к изменению рента бельности по отдельным бассейнам. Это следует рассмат ривать как положительный момент, поскольку рентабель ность, определенная по этому принципу, несет в себе ин формацию о степени выгодности добычи по отдельным бассейнам. Расчеты показывают, что наиболее крупное изменение рентабельности в сторону ее повышения про изойдет по экибастузским и канско-ачинским углям. По высится рентабельность донецкого угля, особенно антра-
194
цита. Возрастет убыточность добычи грузинских и кизеловских углей.
Построение цен базисных пунктов на энергетический уголь позволяет сделать вывод о возможности их исполь зования в практике совершенствования географии цен топливно-энергетического комплекса. Подготовительная работа по определению провозной платы от базисных пунктов до станции назначения в пределах отдельных зон сбыта делает предельно простым пользование прейску рантом (усложнение, связанное с пересчетом цены услов ного топлива в цену натурального топлива, будет одина ковым при любом виде географии цен в случае отражения в ценах теплотворной способности угля). Цены базисных пунктов могут быть нейтральны по отношению к общему уровню цен. Они обеспечивают постоянство цен для про изводителей и потребителей угля в пределах действия об щего для них прейскуранта.
География цен в местах потребления может служить непосредственным инструментом для выбора вариантов размещения топливоемких производств. Она отражает общественный норматив возрастания стоимости в про странстве за счет транспортного фактора ее территори альной дифференциации. Цены базисных пунктов для производителей позволяют выявить степень рациональ ности добычи угля в отдельных бассейнах через хозрас четные показатели с учетом комплекса природных усло вий и местоположения.
Уровень цен в местах расположения производителя и потребителя (совпадающий для отдельной географичес кой точки) отражает объективно сложившиеся в уголь ной промышленности условия добычи и транспортиро вания.
Поскольку при ценах базисных пунктов увеличение цен в пространстве отражает движение рациональных транспортных потоков, создаются условия для воздей ствия географии цен на рационализацию транспортных связей. Это особенно важно при переходе к оптовой тор говле, к установлению прямых связей между поставщи ками и потребителями энергетического угля.
Для подтверждения вывода о целесообразности внед рения цен базисных пунктов на энергетический уголь не обходимо рассмотреть другие возможные методы по строения географии цен.
195
§3. ПОЯСНЫЕ ЦЕНЫ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УГЛЯ
Из ряда направлений совершенствования цен на энер гетический уголь можно назвать самым актуальным устранение множества цен в одном и том же месте по требления. Вне этого пропадает целесообразность отра жения в ценах энергетической ценности топлива. Исчер пывающее решение этой проблемы возможно лишь в том случае, если цены будут включать затраты на транспор тирование (цены с доставкой). Поэтому рассмотрим вначале возможные методы построения цен франко-стан- ция назначения на энергетический уголь (в переводе цен за 1 туел.топлива).
Учитывая существенные различия в проявлении транс портного фактора, можно остановиться лишь на рас смотрении поясных цен франко-станция назначения. Еди ные цены на энергетический уголь для потребителей в пределах всей страны неприемлемы.
Как отмечалось ранее, поясные цены не имеют объек тивных критериев для выбора принципов их формирова ния, определения количества поясов, их протяженности, степени расхождения в уровнях цен смежных поясов. Это приводит к необходимости рассмотрения нескольких ва риантов построения поясных цен на энергетический уголь.
Первый вариант построен на средних по стране затра тах сферы производства и различиях по поясам транс портных расходов. Протяженность поясов приравнива лась территории 19 экономических районов СССР.
Осуществление этого принципа при построении пояс ных цен на уголь приводит к игнорированию различий в условиях добычи угля в бассейнах, формирующих самос тоятельные зоны сбыта продукции. Они колеблются от 3,24 руб. за 1 г уел. топлива до 25,27 руб. в экономичес ких центрах отдельных зон сбыта. Для всех районов до бычи должна быть установлена одинаковая цена, т. е. за траты на добычу топлива в этом случае должны усредпяться в пределах всей страны.
Следовательно, уровнем, к которому должны добав ляться транспортные расходы для построения поясных цен, будет средняя прейскурантная цена. По данным за 1967 г., она составляла 14 р. 23 к. за 1 г уел. топлива.
196
Если к этой величине добавить средние транспортные расходы, сложившиеся в этот же период по отдельным экономическим районам, то получаются поясные цены, сформированные на рассматриваемом исходном принци пе: средние по стране затраты сферы производства плюс средние по экономическим районам транспортные расхо ды. Эти поясные цены показаны в табл. 45.
Т а б л н ц а 45
Поясное деление цен на энергетический уголь, построенное на основе средних по.стране затрат сферы производства и усредненных по экономическим районам транспортных расходов
(руб./г уел. топлива)
|
|
|
Факти |
Отклонение |
|
|
Транспорт |
Поясные |
поясных цен |
||
Районы |
ческие |
от фактичес |
|||
ные |
цены |
цены |
ких |
в %к |
|
|
расходы |
|
по районам |
фактической |
|
|
|
|
|
цене |
|
Северо-Западный . . . |
6—49 |
20—72 |
25—46 |
— 19 |
|
Центральный................... |
2—91 |
17—14 |
21—10 |
— 19 |
|
Волго-Вятский.................. |
6—87 |
21— 10 |
19—82 |
|
+ 6 |
Центрально-Чернозем |
2 - 3 9 |
16—62 |
20—92 |
—21 |
|
ный .................................. |
|||||
Поволжский...................... |
5—64 |
19—87 |
18 -64 |
. |
+ 7 |
Северо-Кавказский . . . |
1—06 |
15-29 |
18—72 |
— 18 |
|
Уральский .......................... |
3—34 |
17-57 |
16— 13 |
|
—9 |
3 ападно-Сибирокий |
1 -5 8 |
15-81 |
10-30 |
+ 54 |
|
Восточио -Сибирский |
1—57 |
15—80 |
9 - 0 9 |
+74 |
|
Дальневосточный . . . |
2—96 |
17—19 |
19—43 |
—12 |
|
Донецко-Приднепров |
0—94 |
15—17 |
17—62 |
— 14 |
|
ский .................................. |
|||||
Юго-Западный.................. |
2—11 |
16—34 |
20—45 |
—20 |
|
Ю жны й............................... |
2—39 |
16—62 |
20—18 |
- 1 8 |
|
Прибалтийский . . . . |
3 - 5 2 |
17—75 |
2 3 -8 8 |
—26 |
|
Закавказский ................... |
3—44 |
17—67 |
2 2 -8 0 |
—22 |
|
Среднеазиатский . . . . |
3 - 3 6 |
17-59 |
19 -59 |
— 10 |
|
Казахстанский.................. |
3 - 1 0 |
17—33 |
13—86 |
+25 |
|
Белорусский ...................... |
3—25 |
17—48 |
2 1 -1 3 |
— 17 |
|
Молдавский...................... |
3 - 5 5 |
17—78 |
2 0 -9 8 |
— 15 |
Этот метод дает значительные отклонения поясных цен от фактически сложившихся затрат. Наибольшие от клонения произойдут в районах с низкими действующими ценами. Так, в Восточной Сибири поясная цена будет превышать фактическую более чем на 70%, а в Иркут ской области — даже более, чем в 2 раза. Занижение цен
197
произойдет в районах, потребляющих преимущественно донецкий и печорский угли. Так, в Северо-Западном районе поясная цена будет ниже фактической на 19%, в Прибалтийском — на 26%. Наибольшая разница между первым и последним поясами составит всего 5 р. 93 к. за 1 туел; топлива, или 39% цены первого пояса, в то время как разница по совокупности затрат сферы производства и обращения достигает 16 р. 37 к.
Поскольку разница между отдельными поясами при таком способе построения поясных цен буд^т незначи тельной, технически возможно объединение ряда эконо мических районов в один пояс. Например, в- один пояс могут быть объединены 9 районов с ценами от 17 р. 14 к. до 17 р. 78 к. Всего получается 4 пояса.
Второй вариант построения поясных цен основан на суммировании фактически сложившихся затрат по про изводству и доставке угля в пределах 19 экономических районов. В областном разрезе колебания этих затрат на ходятся в диапазоне от 7 руб. за 1 т уел. топлива (Иркут ская обл.) до 52 р. 55 к. (Камчатская обл.), а по эконо мическим районам — от 9 р. 09 к. до 25 р. 46 к. Цены ряда экономических районов имеют незначительное рас хождение, и их можно объединить в один пояс. Поясное деление цен франко-станция назначения по этому вари анту представлено в табл. 46.
Сведение средних по экономическим районам цен в местах потребления угля в более крупные пояса дает не значительный разрыв между ценами укрупненных райо нов даже при установлении всего 7 поясов. Но более де тальный анализ соотношения поясных цен, построенных по средним ценам экономических районов, свидетельству ет о резких расхождениях между средними ценами по экономическим районам и средними областными ценами. Эти различия достигают в пределах Дальневосточного
района 6,6 раза, |
Казахстана — 3 раза, Средней Азии — |
2 раза, Сибири, |
Урала, Закавказья и Северо-Запада — |
1,5 раза. |
|
На границах смежных экономических, районов проис ходят резкие разрывы цен: Дальневосточного и Восточ но-Сибирского районов— 114%, Западно-Сибирского и Уральского — 57, Центрального и Северо-Западного — 22, Донецко-Приднепровского и Центрально-Черноземно го — 19%.
198
Т а б л и ц а 46
Поясное деление цен на энергетический уголь на базе фактических цен экономических районов страны и вариант их
укрупнения
|
Поясные |
|
|
цены по |
Цены укруп |
|
экономи |
ненных поясов |
|
ческим |
|
Районы |
районам |
|
руб/г уел. топлива
поясныхгение Я
S
£
О
экономическим - , укруннен ценам к оясным ) М1 ЯЯG
О 5
о>я 2 Я а, к ^
укрупненных
2
к
<5
% ценекествующего
в5 [ S 3
U Ч * %
поясаненного в
>3
s*
Восточно-Сибирский . . |
9—09 |
9 -8 2 (1 ) |
93 |
— |
|
Западно-Сибирский . . |
10-31 |
9—82(1) |
105 |
141 |
|
Казахстанский.................. |
13 -86 13-86(11) |
100 |
|||
Уральский . ..................... |
16-13 |
16-13(111) |
100 |
116 |
|
Донецко-Приднепров |
17-62 |
17—99 (IV) |
98 |
112 |
|
ский .................................. |
|||||
Поволжский...................... |
18 -64 |
17—99 (IV) |
104 |
|
|
Северо-Кавказский . . . |
18—72 |
17—99 (IV) |
104 |
115 |
|
Дальневосточный . . . |
19—43 |
2 0 -7 7 (V) |
94 |
||
Среднеазиатский . . . . |
19 -59 |
20—77 (V) |
94 |
|
|
Волго-Вятский.................. |
19 -82 |
20—77 (V) |
95 |
|
|
Ю ж ны й............................... |
20—18 |
2 0 -7 7 (V) |
97 |
|
|
Юго-Западный.................. |
2 0 -4 5 |
20—77 (V) |
98 |
|
|
Центрально-Чернозем- , |
2 0 -9 2 |
2 0 -7 7 (V) |
101 |
|
|
н ы й ................................... |
|
||||
М олдавский...................... |
20—98 |
20—77 (V) |
101 |
|
|
Центральный..................... |
21—10 |
20—77 (V) |
102 |
|
|
Белорусский...................... |
21—13 |
2 0 -7 7 (V) |
102 |
114 |
|
Закавказский ................... |
2 2 -8 0 |
2 3 -6 7 |
(IV) |
96 |
|
Прибалтийский . . . . |
23—88 |
2 3 -6 7 |
(IV) |
101 |
108 |
Северо-Западный . . . |
25—46 |
25—46 (VII) |
100 |
В пределах этого варианта возможны несколько раз новидностей построения поясных цен на уголь. Можно сводить отдельные области в пояса не по принципу их вхождения в определенный экономический район, а по принципу абсолютных размеров различия фактически сложившихся среднеобластных затрат для потребителей угля. Абсолютный разрыв между поясами создает боль шую разницу цен для смежных поясов с низкими ценами. Например, если разбить всю территорию страны на 10 поясов (т. е. с разницей между поясами в 3 руб. за 1 т уел. топлива), то для производителей кузнецкого угля эта разница составит в цене смежных поясов для Северо-
199