Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
определяют параметры рн и Тн. Оптимальное значение переда точного числа рп определяется выражением [14]:
(0,4 |
0,8) ]/~а2 — (й! + а\) |
IV |
(2.75) |
|
а-ъ |
Из характеристического уравнения системы самолет — демп фер рыскания, полагая малый корень этого уравнения заданным
—р 1, нетрудно найти зависимость постоянной времени Тп от ве личины малого действительного корня рр.
Т |
н |
= |
р\ + (ai + а4) pi + а2 |
(2.76) |
1 |
|
Pi \р\ + (а1т ^4 + Иназ) Р1 + аг] |
|
|
|
|
|
|
|
или приближенно |
|
|
||
|
|
|
Т1 ы |
(2.77) |
|
|
|
Pi |
|
Построив графически зависимости (2.76) и (2.77) (рис. 2. 14), выбирают величину Тн так, чтобы абсциссы точек пересечения кривых, определяемых выражениями (2.76) и (2.77), отлича лись друг от друга не более чем на 10—15%.
Р а с ч е т п е р е д а т о ч н ы х ч и с е л а в т о п и л о т а у г л а к р е н а
Закон управления |
вида р6э = ур2у + цру + 1э(у—Узад). |
Уравнения, описывающие движение системы самолет — АПТ |
|
СОС на управляющее возмущение, имеют (вид: |
|
(P3+ V )Y + 6A = °; |
— (v/?2+ V + y У + Р К = - 1эУзаг (2-78) |
Структурная схема контура управления по углу крена пред
ставлена на рис. 2. 15.
Передаточная функция замкнутого контура управления за
писывается следующим образом: |
|
|
Ф т |
(Р) = ------------------ЬЬ----------------- - |
(2. 79) |
у— |
р 3 + (bi + \Ь3) р 2 +у.ь3р + 1ЭЬ3 |
|
'зад |
|
|
Данная передаточная функция не имеет «нулей», поэтому целесообразно при расчете передаточных чисел использовать метод стандартных коэффициентов.
55
ТН;С -го
-15
-10
-5
1
-0,20-0,16 -ОД -0,08 -Ofik W fafa
Рис. 2. 14. График функции TH=f(pi)
Рис. 2. 15. Структурная схема контура управления системы самолет — АПТ
сос
56
В форме Вышнеградского передаточная функция (2.79) при мет вид
Ф^ — |
— “ |
ь + хЬ |
’ |
|
Тзад |
^+^ г |
^ + 1 ^ * |
+ 1 |
|
где Р* = -тг |
|
|
|
|
|
2 0—Ф С^з- |
(2.80) |
||
Стандартный ряд коэффициентов для кратных корней равен |
||||
I : 3 : 3 : 1, т. е. |
Ъ\ + уЬ3 |
|
|
|
|
: 3 |
И - ^ = 3 , |
|
|
|
Q2 |
|
2л |
|
|
“о |
|
|
|
откуда с учетом выражения (2.80) |
получим |
|
||
|
Зйц— ь |
|
3QS |
|
|
Ъь |
|
|
|
причем ^ е г ^ т г . “о
По диаграмме переходных процессов для стандартных коэф
фициентов безразмерное |
время |
регулирования |
т |
для системы |
3-го порядка равно шести. |
|
|
|
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
^1 *^рег |
|
( 2 .8 1 ) |
|
|
^З^рег |
|
|
|
|
|
|
|
|
Г ' |
108 |
|
( 2 .8 2 ) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
*3*рег |
|
|
|
1э |
216 |
|
(2. 8 3 ) |
|
|
|
||
|
Мрег |
|
|
|
|
|
|
|
|
Закон управления вида |
т»р |
• K = ^ p y + h ( y |
- y |
3J - |
Постоянная времени |
Т кР + 1 |
|
|
обычно равна |
изодрома сервопривода |
7’„= 1 - 2 с.
Система уравнений, описывающая движение системы само лет — АПТИОС на управляющее воздействие, имеет вид
(A2+ V ) V + M 3= 0;
(2. 84)
{ Т к Р "f" 1) (ГР"Ф" г'э ) У — Т ирЪэ = { Т н Р - \ - 1) г'э7 зал -
Контур управления по углу крена, соответствующий системе (2.84), изображен на рис. 2.16. Передаточная функция замкну того контура управления имеет «неуправляемый нуль», поэтому
57
расчет передаточных чисел целесообразно проводить, используя ЛАФЧХ. Замкнем внутренний контур — контур по сигналу угло-
Рис. 2.16. Структурная схема контура управления системы самолет — АПГИОС
вой скорости крена ру и запишем передаточную функцию разом кнутого контура управления углом крена:
|
|
— ( ? > + 1) |
|
W 7 |
( р ) ~ |
Л-________ |
(2. 85) |
^ |
|||
Г ~ ; ^ Р { Т 1Р+\)(Тър+ 1) |
|
||
'зал |
• *- |
|
|
где |
тiTt = - ! * - , |
(2. 86) |
|
Т |
| j 4■ |
и*з) |
(2. 87) |
Примерный вид желаемой ЛАФЧХ, соответствующей пере даточной функции (2.85), изображен на рис. 2.17, причем для
ip° Lm,d5
Рис. 2. 17. Примерный вид желаемой ЛАФЧХ разомкнутой системы самолет — АПТ ИОС
58
удовлетворительного регулирования необходимо, чтобы имели место следующие соотношения:
Та> ЮГ2; |
(2. 88) |
°V 2 |
(2.89) |
|
|
Совместное решение выражений (2.86), |
(2.87) и (2.88), |
(2. 89) дает формулу для расчета величины передаточного числа по сигналу угловой скорости:
|
l O - T Kbt |
(2.90) |
|
|
0,9ТИbs |
||
|
|
||
Учитывая малую протяженность первого участка с наклоном |
|||
в —40 дБ/дек, можно считать, что |
, и принимая во вни- |
||
мание соотношения (2.88) |
|
I* |
|
и (2. 89), получим |
|
||
i |
={2,5 + |
5 } ^ - . |
(2.91) |
Расчет передаточных чисел по сигналам отклонения от |
|
||
заданной траектории полета |
|
||
Д и ф ф е р е н ц и а л ь н ы й з а к о н у п р а в л е н и я |
|
||
Т з а д = - г' : ^ - |
/с(^-^зад)- |
(2- 92) |
При формировании закона управления сигнал производной отклонения от траектории обычно реализуется посредством це почки RC (фильтра высоких частот) с передаточной функцией
W$(p) —---- ----- |
с малой постоянной времени Т ф . Если в момент |
|
Тфр + 1 |
значение |
отлично от нуля, то на выходе |
включения САУс |
такой цепочки появится импульс, задний фронт которого спадает по экспоненте. Этот импульс вызывает резкое накренение само лета в момент включения. Чтобы избежать этого, в схему реаль ных САУ вводят ключ (на выходе RC-цепочки). Структурная схема системы самолет — САУс Для этого случая изображена на рис. 2. 18. Передаточная функция замкнутой системы имеет вид
ф с { р) = |
г'с^б |
(2.93) |
|
р- + i^ Ь^с^р + |
|||
|
|||
Чад |
|
|
59
Передаточная функция (2. 93) не имеет нулей. Поэтому, вос пользовавшись методом стандартных коэффициентов, можно записать
|
Л Ь4се |
12 |
4,74 |
|
"О— I |
|
2- |
||
|
-z , |
—0- |
1рег |
|
|
|
9,48 |
|
|
откуда |
|
|
(2. 94) |
|
1: — --------- , |
|
|||
|
|
^4^6^рег |
|
|
|
к — |
22,468 |
|
(2. 95) |
|
, |
|
^4с6^рег
И з о д р о м н ы й з а к о н у п р а в л е н и я |
|
|||
"Vзал |
Iф |
т у |
ДФ —/с(С—Сзал). |
|
|
Т |
+ 1 |
|
|
Структурная схема |
системы |
самолет — САУ изображена |
на |
|
рис. 2.19, на рис. 2.20 — преобразованная схема этой же |
си |
стемы. Передаточная функция контура управления, разомкну того по сигналу £, имеет вид
|
_с_ _ |
С6 |
'(Т<!/Р + 1) |
W с |
гФ |
+ Тз |
|
(Р) |
|
(2. 96) |
|
|
Р2 |
_ Т £ з _ |
|
|
|
Р + 1 |
|
|
|
+ Т3 |
|
где |
То |
1 |
(2. 97) |
|
гф^4
Устойчивость контура управления, приведенного на рис. 2.20, в основном определяется соответствующим выбором величины постоянной времени Ту Как следует из выражения (2.96), для
60