Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
последних в данной схеме резервирования приводят к отказу соответствующего подканала последующего узла. Таким обра зом, при расчете вероятности отказа рассматриваемого узла эле менты межузловой связи следует отнести к последующему узлу. Для узла, изображённого на рис. 3.18, а, отказ элементов связи приводит к отключению соответствующего подканала. Отказ узла имеет место при отключении по крайней мере двух его под каналов. Таким образом, для данного узла получим
Qo~ ( \ iA i2 + ^112^113 ~b^ii3^ilK2> |
(3- 188) |
причем |
|
Ki — \ i + ^kii 1+ ^ с /• |
(3- 189) |
Величину QMдля данного узла примем равной нулю, так как она определяется отказами узла выше второго порядка.
Наконец, для узла, представленного на рис. 3. 18,6, нетрудно получить
Qo ~ |
1^у2 + ^у2*уЗ + |
з \ 1 + ^ 111/2>-к112/3 + ХК112/З^кII3/1 + |
^ki13/i^Kiii/2—[-^у1^кП2/з—[-лу2ТК113/1-|- лу3ХК1ц/2)г'2. (3. 190)
Интенсивности отказов элементов связи не входят в полученное выражение по тем же причинам, что и при расчете вероятности отказа узла (см. рис. 3. 17,6). Так как логические элементы И не могут иметь отказов II типа, то величина QM определяется отказами выше второго порядка и поэтому ее можно положить равной нулю.
Полученные выражения для вероятности отказа типовых уз лов запишутся более компактно, если в них положить равными интенсивности отказов идентичных элементов, т. е
— |
K li — Kv |
Kll i= K w |
, |
(3.191) |
|
Тогда будем иметь: |
|
|
|
|
|
— для узла на рис. 3. 17, а |
|
|
|
|
|
Q0~ ( V + W “ ^ |
|
(3. |
192) |
||
|
|
|
|||
или с использованием формулы (3. 186) |
|
|
|
||
Q o ~ ~~ [ ( \ + |
^кп)2+ (^у+ ^кп)(Чн + ^кП: )]/f2; |
(3.193) |
|||
Q m |
~ - у - ( Л к 1 + |
V |
|
(3. 194) |
|
— для узла на рис. 3.17,6 |
Q0 определяется |
формулой) |
|||
(3.192), а |
|
|
|
|
|
— для узла на рис. 3.18, а
Qu^3(A y+ AKlI+ Ac) ^ ;
(3. 196)
Qm~ 0;
— для узла на рис. 3.18,6
Qo — 3(Лу + ХкП+У'кц)^
(3. 197)
Qm~ о.
Так как САУ представляет собой последовательное соедине ние узлов, то теперь нетрудно вычислить и вероятность отказа САУ на данном режиме полета, суммируя вероятности отказа отдельных узлов в соответствии с приближенной формулой
(3.77).
Вероятность отказа САУ с учетом изменения
|
ее структуры по режимам полета |
|
|
||
Решение этой задачи |
сводится |
к расчету |
гипотетической |
||
структуры САУ. САУ всегда можно |
представить |
как |
основное |
||
соединение нескольких типовых узлов, и программа |
изменения |
||||
ее структуры по режимам полета меняет лишь число |
узлов ги |
||||
потетической расчетной структуры. |
|
произвольный |
|||
Для |
вычисления вероятности отказа САУ в |
||||
момент |
времени полета t^, |
соответствующий ее |
работе на р-м |
||
режиме полета, обозначим через tu |
i2, ..., |
t^-i |
моменты |
изменения режима работы САУ (моменты изменения ее струк
туры). |
Вероятность отказа такой САУ — Qc(^ ) определится |
||
следующей формулой: |
|
|
|
|
Qc(^)=QAti)+Pi {h) |
+ |
|
-YP*(h) \Q I ^ - \ - p ^ Q s ( W ’+ - ■ |
[(??(*,-!) + |
||
|
~{~P‘(^i—i)Qi{^il^i—i)~\-‘ • • -f~ Qv—i (7|x—i)[Q)l (7(j—i)-f- |
|
|
или |
|
|
|
Qc М |
( Ф + ^ н ( / н ) [QaA-i) + |
PUti-i)Qi (tilti-i)]- |
(3. 198) |
|
i=2 |
|
|
Здесь |
Qi(tilti-i) — вероятность отказа |
структуры САУ, соответ |
|
|
ствующей /-му режиму полета в момент вре |
||
|
мени ti при условии, что в момент |
i отказ |
|
|
отсутствовал; |
|
|
182
Pi-i (ti-i) — вероятность исправной работы структуры САУ, соответствующей (г—1)-му режиму по^ лета, в момент времени ti- ь
Р"(У/_1), Ql — соответственно вероятность успешного вклю чения или невключения /-го режима полета
вмомент времени ti-\.
Сдругой стороны,
Q; (ti)=Qi Vi-i)+ P i iti-1)Qi r n - J ,
откуда
Q, |
• |
( 3 - I 9 9 ) |
Подставив полученное выражение в (3.198), будем иметь
Qc(t»)=Qi
1=2
или, приняв во внимание близость к единице вероятности исправ ной работы, получим следующее приближенное выражение:
Qc(t, ) ^ 2 Qi Vi) + |
|
2 \QUti-i)-Qi |
|
(3. 200) |
|
/=1 |
1=2 |
|
|
|
|
Сопоставив структуру САУ на |
двух |
смежных режимах — г-м и |
|||
(/—1)-м, нетрудно получить |
|
|
|
|
|
Qi (/,-!) = Qi-! & -i) + |
(ti-г) - &Qt-i Vi-г), |
(3. 201) |
|||
где AQiiQ-г) — вероятность |
отказа |
узлов |
САУ, |
включаемых |
|
в момент времени ^-i в контур управления и да |
|||||
лее работающих на г-м режиме полета; |
|||||
AQ'i-i{ti- 1) — вероятность |
отказа |
узлов |
САУ, исключаемых |
||
в момент времени |
ti-\ из контура управления, |
||||
работавших на (г—1)-м режиме полета и в даль |
|||||
нейшем не участвующих более в процессе управ |
|||||
ления. |
|
|
|
|
|
Приняв во внимание, что |
|
AQi(^_1)= Q"(.^-1), |
из (3. 200) |
||
и (3.201) окончательно будем иметь следующее выражение: |
|||||
Qc(W = Q „ (^ )+ 2 |
aQ^ i)- |
|
(3-202) |
||
|
|
i=i |
|
|
|
Из полученной формулы следует, что при законе изменения струк туры САУ, соответствующем на каждом последующем режиме
183
полета включению новых узлов в контур управления или сохране нию структуры предыдущего режима вероятность отказа САУ определяется только вероятностью ее отказа на последнем, ц-м режиме полета. В противном случае, т. е. при наличии исключае мых из контура управления узлов на последующем режиме по лета, вероятность отказа САУ определяется еще и вероятностью отказа этих узлов до момента их исключения из контура управ ления.
В качестве примера рассмотрим САУ, состоящую из четырех узлов, последовательность работы которых на трех режимах по лета представлена в табл. 3.5.
Таблица 3.5
№ режима |
Момент смены |
Время полета на |
Узлы, включенные |
||
режима |
режиме |
в контур |
управ |
||
|
ления |
|
|||
|
|
|
|
||
1 |
|
О-Hi |
1, |
2, |
4 |
2 |
^2 |
6 - ^ / 2 |
2, |
3, |
4 |
3 |
h |
h + h |
1, |
2, |
3 |
Для рассматриваемой |
гипотетической системы формула |
|
(3. 202) примет следующий вид: |
||
Qc & ) = Q3 [ta) \- aQi'^ ) + aQ" (У • |
||
Так как на основании (3.77) |
||
Q3 |
Q |
Яъ(^зI 4“Уз(^з), |
a |
|
AQ?(/1)= o |
и |
|
AQ-)(/2) — q4(t2), |
где <7,(0 — вероятность отказа /-го узла, то окончательно получим
Qc( y = <7 i ( 4 ) i " ~ f |
(3- 203) |
Вычислив вероятность отказа САУ с учетом изменения ее структуры по режимам полета, нетрудно при известном способе контроля готовности определить уровень риска управления с по мощью выражений (3.81) или (3.82). Положим, что t\ соответст вует началу критического участка (см. табл. 3.5). Тогда при диф ференциальном контроле готовности, преобразовав выражение (3.203) в соответствии с (3.82), будем иметь
'Т’кр)т'^з(1'кр^~Ь,74(^2—
где ткр= /з—1\ — критическое время.
184
При интегральном контроле готовности, преобразовав выра жение (3.203) в соответствии с (3.81), получим
Qc (/8)— [<7i(*3) “ЬQ2(Q) ~ |
<7з (Q) |
(4) ~ |
|
— |
(^1)+ ^8 |
|
&)]• |
Выражения (3. 77) и (3. 202) позволяют решить обратную за дачу— задачу синтеза: по известному требованию на вероят
ность отказа САУ — QcaV определить допустимую вероятность отказа узла САУ или допустимую интенсивность отказа базового элемента. Для этого необходимо знать или задаться соотноше нием между указанными характеристиками отдельных узлов или их элементов. Применительно как к данному режиму полета, так и ко всему полету с учетом изменения структуры САУ по режи мам полета определение предельно допустимой вероятности
отказа /-го узла — Уу (tj) — ведется на основании следующего очевидного соотношения, являющегося следствием формул (3.77)
и (3.202):
<?Г(Q)- -S - ~tj) ■QcaV, |
(3. 204) |
; = 1
где т — число узлов САУ.
Из полученной формулы можно исключить вероятности отказа узлов, если выразить каждую из них через вероятность отказа какого-то одного узла — Q0(t0) в соответствии с соотно шением
Q;(Q) = *;Qo(Q), |
(3.205) |
где величина х; известна или задается на основании опыта. Тогда выражение (3.204) примет следующий вид:
Q r V ] ) = - i r - Q Z (3.206)
2 * 7
)-\
Величины коэффициентов xj можно определить, задавшись или зная соотношения между интенсивностями отказа элементов узла САУ. Так, вероятность отказа /-го узла САУ можно выра зить через интенсивность отказа какого-то одного элемента узла, например, его управляющего элемента — Ху j следующим обра зом:
Q,-(Q)=5 A V ? - |
(3- 207) |
где Bj — коэффициенты, величина каждого |
из которых зависит |
от соотношения интенсивностей отказов элементов дан ного узла;
185