Файл: Системы автоматического и директорного управления самолетом..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВСК от внешних воздействий. Тогда правильно полагать, что на ограниченном отрезке времени случайная дискретная величи на — число превышений порога срабатывания — обладает сле дующими свойствами:
—моменты превышения порога срабатывания распределены по времени с одинаковой средней плотностью. Обозначим эт> плотность, т. е. математическое ожидание числа «превышений», или сложных срабатываний, в единицу времени через лф;
—моменты появления ложных срабатываний являются неза висимыми событиями, т. е. вероятность того или иного числа ложных срабатываний на заданном отрезке времени не зависит от того, сколько их попало на другой отрезок, не перекрываю щийся им;
—вероятности двух и более ложных срабатываний ВСК в те
чение малого интервала (промежутка) времени пренебре жимо малы по сравнению с вероятностью одного ложного сраба тывания в такой же промежуток времени (это условие означает практическую невозможность совпадения двух или более момен тов ложного срабатывания). Известно (см. [3]), что случайная дискретная величина, обладающая такими свойствами, имеет распределение Пуассона. Следовательно, вероятность появления т ложных срабатываний элемента ВСК—Р(т) — за время t при данном пороге срабатывания будет определяться известным выражением
P (m )= i ^ l e “ V . |
(3.218) |
т ! |
|
Отсюда вероятность отсутствия ложных срабатываний за время t равна
j°(0)—е~ V ,
а вероятность того, что за время t будет иметь место хотя бы одно ложное срабатывание:
?л.с= 1 - Я ( 0) = 1 - е - У
или, так как — величина малая, то
? Л .С ‘ '
Таким образом, средняя плотность ложных срабатываний ока зывается составной частью интенсивности отказов Хгщ элементов ВСК, вызывающих ложное срабатывание. С учетом сказанного легко видеть, что величина Я&п в (3. 192): (3.197) представ ляется в виде
^*п = ^э + Ч- |
(3.219) |
Как уже отмечалось, величина Яф в значительной степени опре деляется порогом срабатывания. На практике алгоритм конт
193
рольного сигнала и порог срабатывания выбираются в резуль тате компромиссного решения, т. е. так, чтобы было обеспечено обнаружение любого опасного отказа ОК при приемлемой веро ятности ложных срабатываний ВСК-
Способы контроля САУ
В настоящее время существует довольно большое число клас сификаций методов контроля САУ (см. [2]), однако по отноше нию к виду контролирующих параметров все они сводятся:
— к формированию контрольного сигнала с помощью пара метров САУ, или внутреннему контролю (с помощью отклоне ний рулей самолета, параметров элементов САУ);
Рис. 3.23. К формированию контрольного сиг нала u(t):
/—преобразователь информации; 2—исполнительный эле мент
— к формированию контрольного сигнала с помощью пара метров движения самолета, или внешнему контролю (угол крена, тангажа, отклонение от траектории и т. д .).
Внешний контроль конструктивно реализуется более просто, однако для обнаружения отказа САУ предполагается наличие реакции самолета на отказ САУ. Эта реакция может быть су щественно меньше при внутреннем контроле.
Контрольный сигнал по существу в любой момент времени является функцией рассогласования действительного значения Уд(/) сигнала, характеризующего реальное состояние ОК, и ра счетного значения Ур(^) сигнала, соответствующего исправному состоянию ОКТаким образом, контрольный сигнал и (рис. 3.23)
описывается следующим уравнением |
(в операторной форме): |
||
И(р )= [Уя(р ) - |
Ы ] W's(Р), |
(3. 220) |
|
где W3(p) — передаточная функция |
преобразователя |
инфор |
|
мации. |
|
|
|
194
Основные способы формирования контрольного сигнала можно свести к следующим:
—аналоговому;
—с помощью тест-сигналов;
—с помощью порогового значения действительного сигнала. Очевидно, при разработке
ВСК |
не |
исключена |
возмож- |
' |
------------- |
|
||||
ность |
комбинированного |
ис |
|
|
|
|||||
пользования |
перечисленных |
|
|
|
||||||
способов |
формирования |
конт |
|
|
|
|||||
рольного сигнала. |
|
|
|
|
|
|
||||
Первые два способа форми |
|
|
|
|||||||
рования |
контрольного |
сигнала |
|
|
|
|||||
относятся к внутреннему конт |
|
|
|
|||||||
ролю, а последний может отно |
|
|
|
|||||||
ситься как к внутреннему, так |
|
|
|
|||||||
и к |
внешнему |
контролю |
(рис. |
|
|
|
||||
3.24). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аналоговый способ формирования |
|
|
|
|||||||
|
контрольного |
сигнала |
|
|
|
|
||||
Сигналы Ул |
и |
: р |
описы |
|
|
|
||||
ваются |
практически |
одинако- |
|
|
|
|||||
выми |
|
дифференциальными |
Рис. 3. 24. К классификации способов |
|||||||
уравнениями с одними и теми |
формирования |
контрольного |
сигнала: |
|||||||
же номинальными |
значениями |
/—способы формирования контрольного |
||||||||
коэффициентов. |
|
|
|
|
сигнала; 2—способы «внутреннего» конт |
|||||
является |
наи |
роля; 3—способы «внешнего» |
контроля; |
|||||||
Этот |
способ |
4—аналоговый; |
5—с помощью тест-сигна |
|||||||
более |
|
распространенным. |
лов; б—-с помощью порогового значения |
|||||||
|
действительного сигнала |
|
||||||||
Конструктивно |
сигналы |
YK(t) |
|
|
|
|||||
и Yp(t) |
|
могут |
формироваться |
|
|
|
||||
самым |
разнообразным образом. Наиболее простой путь — срав |
нение выходных сигналов двух различных устройств, одно из ко торых является упрощенной моделью другого.
При аналоговом способе формирования контрольного сиг нала в линейной стационарной системе последний удобно пред
ставить в следующем виде: |
|
a(p) = Wu, t ( P ) ^ l W t .(p) /ЛР). |
(3.221) |
i-1 |
|
Здесь:
п— число внешних детерминированных возмущений, действующих на систему «самолет — САУ»;
W u /a — передаточная функция контрольного сигнала по единичному отклонению руля самолета;
195
fi(p) — изображение /-го внешнего воздействия; |
|
||||
W i . — передаточная функция приведения |
воздействия |
||||
fi(p) |
к рулю. |
|
|
|
|
В зависимости от построения ВСК аналог ОК |
может |
быть |
|||
включен в контур |
управления |
замкнутым на |
руль самолета |
||
(рис. 3.25, а) или |
находиться |
в разомкнутом |
контуре |
(рис. |
|
3.25,6). |
|
|
|
|
|
(/7)
а)
Рис. 3.25. К формированию контрольного сигнала с помощью ана лога:
а—«замкнутого», на руль самолета; б—«незамкнутого» на руль самолета
В первом случае передаточная функция Wu/&(p) имеет вид:
W C(P) |
(Р) |
■[W0K[ p ) - W k {p)\, |
(3.222) |
|
WC (Р) [Wok (р ) ™ w k (/>)] |
||||
|
|
|||
во втором — |
|
|
|
|
|
|
|
(3.223) |
|
В (3.222) и (3.223) |
|
|
ОК или |
|
Wc(p) — передаточная функция входного сигнала |
||||
аналога ОК по рулю самолета; |
|
|||
Woк(р) — передаточная функция ОК; |
|
|||
WA(p) — передаточная функция аналога ОК. |
|
|||
Подставив (3.222) или (3.223) в (3.221), получим |
|
|||
u{p) = [W0K ( p ) - W k (p)\ W г (о) V Wb. (P)fi (Р), |
(3. 224) |
|||
|
|
/-1 |
|
196
где при аналоге ОК, замкнутом на руль самолета,
w c(p) w b{p)
Wl{py-
1 + Г с (р) [1У0 К (p) + WK (p)\
а при аналоге, не замкнутом на руль самолета,
W vr( p ) = ________________ |
(3.225) |
1 + Wc(p )W 0k (p )
Из (3.224) видно, что величина контрольного сигнала зави сит не только от величины внешних возмущений и параметров системы «самолет — САУ», но также от параметров ОК и его аналога. Отклонение параметров перечисленных элементов от их номинальных значений приводит к увеличению контрольного сигнала и, как следствие, к увеличению частоты ложных сраба тываний ВСК. Очевидно, чем большее число элементов содер жат ОК и его аналог, тем к большему увеличению частоты лож ных срабатываний это приводит, но тем большая часть элемен тов САУ войдет в ОК и будет «охвачена» контролем. Влияние разброса параметров ОК и его аналога существенно снижается благодаря их противоположному влиянию на контрольный сиг нал (разность передаточных функций W o k (p ) и W A ( p ) ) .
Аналоговый способ формирования контрольного сигнала целесообразно применять при достаточно высокой стабильности параметров ОК и его аналога и при аналоге, замкнутом на руль самолета, ибо в этом случае ВСК не существенно увеличивает вес и габариты САУ, а сам способ не ограничивает маневренных свойств самолета при подаче в САУ больших управляющих сигналов.
Аналоговый способ может быть использован в сдвоенных, строенных и т. д. узлах. Например, в схеме резервирования с контролем по подканалам (см. рис. 3.18, а) сигналу Уд соот ветствует сигнал с каждого из трех элементов управления, яв ляющихся объектами контроля, а сигнал Ур, поступающий с эле мента связи, формируется из трех сигналов Уд. В схеме резерви рования с кольцевым контролем (см. рис. 3.18,6) каждый из ОК(ЭУ—1, ЭУ—2 и ЭУ—3) может рассматриваться как аналог по отношению к смежному с ним элементу, и поэтому каждый из двух сравниваемых сигналов может рассматриваться и как Уд(0 и как Ур(/).
Формирование контрольного сигнала с помощью тест-сигналов
Сигнал Уд(0 является функцией тест-сигнала, или так назы ваемого стимулирующего сигнала, который специально вводится в ОК только с целью обнаружения отказа последнего и не яв ляется необходимым для целей стабилизации траектории. Тест-
197
сигнал может подаваться на вход ОК либо одновременно с управляющим сигналом, либо поочередно (рис. 3.26).
При одновременной подаче тест-сигнала он обычно представ ляет собой гармонический сигнал высокой частоты, выделяемый на выходе ОК с помощью резонансного фильтра и демодулируемый. Его влияние на последующие элементы САУ предотвра щается искусственным путем, например, инерционными фильт рами в последующих элементах САУ.
Рис. 3. 26. К формированию контрольного сигнала с помощью тест-сигналов при подаче последних:
а—одновременно; б—поочередно с управляющими сигналами; / —предыдущий элемент САУ: 2—объект контроля; 3—элемент выделения тест-сигнала; 4—источник тест-сигнала; 5—преобразователь информации; б—последующий элемент САУ; 7—элемент управления переключением
При высокочастотном тест-сигнале частота последнего для успешного ее выделения из всей совокупности сигналов на вы ходе ОК и предотвращения влияния на последующие элементы САУ должна существенно превосходить верхнюю границу по лосы пропускания ОК, чтобы исключить колебания контроль ного сигнала в последующих ОК. В этом случае действительный сигнал после демодуляции можно выразить как
Кл К ) = * О к К )* в .м К )« м К )| |
(3- 226) |
где
<ат — частота тест-сигнала; £ок(ют) — коэффициент усиления ОК, соответствующий ча
стоте шт; ^в.т.с(о)т) — коэффициент усиления элемента выделения тест-
сигнала, соответствующий частоте сот; ат.с — амплитуда тест-сигнала с учетом демодуляции
последнего.
198
Из (3. 220) |
и (3. 226) |
получим |
|
|
« К |
) = |
[^ок К ) |
К , л («От)ат.с («от)- Кр] kb(сот), |
(3. 227) |
где &э(®т) — коэффициент усиления преобразователя |
информа |
|||
|
ции |
элемента контроля, соответствующий ча |
||
|
стоте сот. |
|
|
|
Из выражения |
(3. 227) следует, что при постоянной величине |
Ур контрольный сигнал зависит только от параметров ОК и эле ментов контроля (включая генератор тест-сигнала), колеблю щихся в пределах эксплуатационных допусков. Таким образом, при рассматриваемом способе контроля ВСК в значительно меньшей степени подвержена ложным срабатываниям, чем при любом другом способе формирования .контрольного сигнала. Другими достоинствами способа являются простота контроля, сравнительно малые габариты ВСК-
Недостатками рассматриваемого способа контроля является его применимость только для линейных ОК, что ограничивает величину управляющего сигнала САУ, а значит, не дает пол ностью использовать маневренные возможности самолета. Кроме того, при наличии суммирующего устройства в ОК контроль каждого г'-го сигнала-слагаемого необходимо проводить на отдельной частоте юТг тест-сигнала. Это обусловливает необхо димость иметь несколько генераторов тест-сигналов и устройства выделения тест-сигнала в ВСК, что существенно увеличивает ее габариты и вес.
При поочередной подаче управляющего сигнала и тест-сиг нала последний обычно детерминирован и действительный сигнал Уд(0 записывается в следующем виде:
к д (дО= if ok(bt) f т .с (д0 >
где 1К0к (А/) — переходная функция ОК; /т.с(АО — детерминированный тест-сигнал;
At — период контроля.
Контрольный сигнал замеряется в последний момент конт роля АО, а расчетное значение сигнала Ур устанавливается по
стоянным. При этих условиях выражение для контрольного |
сиг |
|
нала имеет следующий вид: |
|
|
И ( Д Q = [W0K{Д О ) • / т.с ( Д О ) - Ур) w e( Д О ) . |
( 3 . |
2 2 8 ) |
Отсюда следует, что при детерминированном тест-сигнале также весьма мала подверженность ложным срабатываниям, а сам способ контроля чрезвычайно прост и позволяет проконтролиро вать суммирующее устройство в составе ОК-
Недостатком рассматриваемого способа является сложность его применения на режимах управления, так как точность управ ления ухудшается вследствие дискретности процесса управ ления.
199