Файл: Потураев, В. Н. Резина в горном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

полых конусных

элементах с размерами гх = 0,058 м, г2 = 0,024 м,

г3 = 0,08 м, г4 =

0,045 м и h = 0,045 м, выполненных из резины

2959 (условно-равновесный модуль Ет = 3,5 МН/м2). Определялась статическая жесткость каждого элемента в отдельности и затем всей системы последовательно соединенных и приклеенных друг

кдругу конусов.

Спомощью формулы (3.5) вычислялась продольная жесткость амортизатора (см. рис. 11). Высота вписываемого полого конуса принималась как 1/i общей высоты, а геометрические размеры выбирались из соображения наиболее полного соответствия вы­ бранного конуса и натурной детали. На рис. 51 показаны расчет­ ные и экспериментальные данные. Как видно, совпадение вполне удовлетворительное, по крайней мере на линейном участке зави­ симости сила — перемещение.

Расчет цилиндра при объемном сжатии

На рис. 12 показана конструкция амортизаторов с эффектом объемного сжатия и нелинейная характеристика зависимости сила — деформация. Расчетная схема для случая сплошного

Рис. 52. Расчетные схемы цилиндра при объемном сжатии: а — состояние 1; 6 — состояние 2; в — состояние 3

цилиндра показана на рис. 52. Состояние 1 (рис. 52, а) соответст­ вует ненагруженному амортизатору; состояние 2 (рис. 52, б) характеризует его в момент первичного контакта по боковой по­ верхности, т. е. начало эффекта объемного сжатия. В состоянии 3 (рис. 52, в) амортизатор испытывает полную деформацию объем­ ного сжатия. С учетом существенно нелинейной силовой характе­ ристики расчет амортизатора следует вести раздельно. На первом этапе определяются величины силы и осадки резинового элемента, необходимые для перевода его из состояния 1 в состояние 2 , т. е. по законам обычного одноосного сжатия. Согласно [5, 6 ] сжима­ ющая сила определится из выражения

Pu = ± G n n * (-§ -+ Т г**) Д12,

где г*=-£-;

70

А12 — осадка образца при переходе из состояния 1 в состояние 2

86 h

'

^12 3г

Здесь 8 — зазор между боковой

поверхностью амортизатора

и металлическим стаканом.

 

При дальнейшей деформации резинового элемента задача носит контактный характер. Процесс деформации определяется в основ­ ном величиной контакта по боковой поверхности, т. е. некоторым линейным размером %. Решение подобной задачи с усложненными краевыми условиями вариационными методами теории упругости для несжимаемого материала типа резины весьма затруднительно. В работах [5, 6] приведены некоторые теоретические предпосылки с использованием функции Хевисайда для составления функции перемещений квадратурной формулы Ланцоша. В этом случае

выражение для силы

объемного сжатия

в состоянии 2 —3 при

г* >

1 имеет вид

_ р

4я6ry* (l-f-0,4г* 2 —0,9%*)

 

р

где

 

23 —

1 — X* + 0.5х* 2

%* = y > G* = Gh2,

 

 

и для осадки Д23

 

 

 

Здесь

 

А23= 2N ^ - .

 

N = %* — 0,5%* 2

* з

 

 

 

 

 

+ 1 Х

Таким образом,

зависимость Р 23 (Д23)

выражается через про­

межуточный параметр

представляющий собой линейный размер

контактной поверхности по оси у и изменяющийся в диапазоне от 0 до 1 .

Суммарная сила с учетом эффекта объемного сжатия опреде­ лится из выражения

Р= £*12+ P‘2,31

исоответственно полная осадка

А= Д12 + Д23.

Экспериментальная проверка приведенных формул показала удовлетворительное совпадение расчетных и опытных данных.

3. РАСЧЕТ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ В РТИ

Релаксационные свойства резины обусловливают при ее де­ формации высокие гистерезисные потери. Поэтому при гармони­ ческом смещении резинового образца возникает так называемый диссипативный разогрев, величина которого пропорциональна работе деформации и выражается площадью петли гистерезиса.

71


Рис. 53. Расчетная схема полого цилиндра

Нагрев резиновых элементов от циклического нагружения является результатом конкуренции между гистерезисными тепло­ образованием и потерями тепла в окружающую среду. Образо­ вавшаяся теплота от резинового элемента передается металли­ ческой арматуре, примыкающим к ней металлическим частям машины и рассеивается в окружающую среду. Теплообразование в деталях зависит от ряда факторов и прежде всего от режима и условий деформации, размеров и формы образца, способа охла­ ждения узла нагружения, технологии изготовления детали и фи­ зико-механических характеристик материала. Теплообразование ускоряет физико-механические и химические процессы, про­ текающие в резиновом массиве, и существенно снижает прочность

изделий. Поэтому при констру­ ировании и расчетах РТИ не­ обходимо выбирать такую фор­ му и объем, а также назна­ чать такие режимы деформации, которые обеспечивали бы уро­ вень диссипативного разогрева, допустимый для данной кон­ струкции и выбранной марки резины.

Изучению теплообразования в резиновых деталях посвяще­ ны работы Б. М. Горелика [14], А. А. Суховой [73], Э. Э. Ла-

вендела и В. А. Санкина [33, 34]. Ряд работ в этом направлении выполнен авторами [23, 48, 49, 51, 55, 56, 57, 62].

Рассмотрим три случая определения градиента температур в предварительно поджатом элементе при многократных гармони­ ческих деформациях одноосного сжатия.

С л у ч а й 1. Амортизатор рис. 53 испытывает диссипативный разогрев при естественном отводе тепла в окружающую среду. Механические характеристики резины не зависят от температуры.

В цилиндрической системе координат г, z, <р (осесимметричная задача) напряжения можно выразить через перемещения UW и функцию гидростатического давления S в виде

or= G* (2 ^ + S ) ,

<r„ = G*(2-f +s),

CZ= G * ( 2 ^ + S ),

хГ, Z

dW \

dr J "

72

Эти соотношения получены из аналогичных [33] для упругого несжимаемого материала заменой модуля сдвига G на оператор сдвига G*.

Уравнения квазистатического равновесия и условие несжима­ емости в перемещениях принимают тот же самый вид, что и для упругого несжимаемого материала

G*(vW+ir) =0;

8 U

U

d W

;0;

dz

 

dz

 

32

32

i__d_

V2 3^2

r

dr

Jz* *

Полагая, что вязкоупругие характеристики материала за цикл изменяются незначительно, а температурное поле образца в уста­ новившемся режиме стационарно, уравнение теплопроводности можно записать в следующем виде:

V26p + ■£“ - = 0,

(3.6)

где вР = Т Т0 — приращение температуры нагрева резинового образца, кР — коэффициент теплопроводности резины, W — функ­ ция источника, определяемая усредненной за цикл суммарной величиной рассеиваемой энергии.

Вследствие условия несжимаемости можно записать

[ ( т г + т ц т г + и ^ - + ш

оо

где В = J к (z) sin ш dz;

о

U°, W° — амплитудные значения периодически меняющихся пере­ мещений; % — параметр релаксации; оо — частота нагружения; к (z) — ядро релаксации; G0 — мгновенный модуль сдвига.

Перемещения и напряжения полого цилиндрического аморти­ затора можно определить, используя метод упруговязкой ана­ логии. Упругие напряжения и перемещения при этом находятся с помощью бигармонической функции Ф (г, z), которая является аналогом функции Эри для несжимаемого материала. Разреша­ ющая функция может быть выбрана в виде

Ф = CjZ3 г2—z2) + c2r2z-f c3z3-f c4z In г + c6z3In Г .

73


Неизвестные постоянные определяются из граничных условий, которые в данном случае имеют вид

U (г, ± h ) = 0,

W{r,

± h ) = + ( A + y sino)*) 5

h

 

 

 

h

j" Ъг(i?x,

z) Rx dz = 0;

J or (Rv z) Rtz dz = 0;

-h

 

 

 

-h

h

 

 

 

h

J ar{R2z) R2dz = 0;

j" or(R2, z)R2zdz= 0;

- h

 

 

-h

 

h

 

dz) = 0;

h

 

j xrz(Rv

j

xrz(Rlt z) R\ dz = 0;

—h

 

 

—h

 

 

 

 

 

h

j xrz{R2,

z ) R2 dz = 0;

j xrZ (R2, z) R\ dz = 0.

—h

 

 

 

 

Черточка сверху обозначает упругий аналог соответствующей величины. Здесь А — поджатие образца, б — амплитуда пере­ мещения.

При этом граничные условия для напряжений записываются лишь в интегральном виде и означают, что для части цилиндри­ ческой поверхности, внутренней и наружной, высотой 2 h и соот­ ветствующей малому центральному углу, равнодействующие нор­ мальных и касательных напряжений и их моменты равны нулю.

Вследствие линейности задачи имеем

 

 

U U* + £7°sin Ы = — £ (15Ctrz* + 2С\г -f- AL +

) -f-

+ (15C\rz* + 2C\r + Я

+

) sin соt] ■

 

W = (lOCjz3 + 4C*2z) + (10C°lZ3+ 4Clz) sin cof,

 

s = (-30CJ22 + AC\+

15CXV2 + 6ct + 6Ci In r) +

 

+ ( - 3 0 C 2 Z 2 +

4 C\ + 15C?r2 + 6 C 3

+ 6 C°5 In r) sin cot,

(3 .7)

где

-

6

c°2 =

36

 

П

 

^1 -

40A3 ’

16ft ’

 

c \ -A

4

 

Y2 ( l —| у 2р21пД2)

 

y2p2—

3

y2P21b P

 

16ft

3

 

 

 

 

 

M J

p2— 1

 

Г0

96

p2V4ft2

 

 

 

~

32ft ■

3

y2P21b p ’

 

 

 

 

+ 2

p2— 1

 

74


Cl

36

 

р2у4

32Л

3

y 2P2 in P

 

 

 

T

p2—1

 

=Jh_

 

rl

 

h

Р = Л 1

Постоянные Cl, . . C*5 вычисляют из соответствующих выра­ жений для Cl, Cl путем замены б на А.

Сила, действующая на торцах амортизатора, может быть найдена из условия равновесия

 

 

 

 

R 2

 

±h)rdrd(f — nR1y(p2— 1)х

 

 

 

Р = — J

J <Jz(rv

 

 

 

 

 

с

R1

 

 

 

2v4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

pzY

 

(АС*1+ 6G* sincoit).

(3.8)

1 + 4

^ (

р 2

+ 1) - 32

,

,

3

V2p2 1Dp

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

I

О

Л 9.

А

 

 

 

Если в качестве ядра релаксации выбрана дробно-экспонен

циальная функция

[66] Эа (—(1 , t — т), то получаем

 

 

 

 

С* 1

:С°

 

Р

 

+ J ехр ( ~ ^ 1+“)] >

(3.9)

где q = (1

 

 

 

 

 

 

1

Р

 

 

 

а)1+“

; Ъ а,

р — параметры дробно-экспоненциаль-

пой функции;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G* sin at = G0 У (1 — Х-А)2+ (%В)2sin (соt — ср)

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ьг=

j"

Эа(—р,

z) cos azdz;

 

Таким образом, для установившегося режима нагружения сила, действующая на амортизатор, будет складываться из по­ стоянной составляющей, характеризуемой величиной его под­ жатая, и составляющей, периодически изменяющейся по синусо­ идальному закону со сдвинутой фазой, которая определяется амплитудой синусоидального возбуждения. Сдвиг фаз будет зави­ сеть от упруговязких параметров резины. Уравнение теплопро­ водности для резинового элемента в соответствии с выражениями

(3.6)—(3.7) принимает вид:

 

D

 

 

 

2 C f

,

V 20p б2- (24С°22 + 360C\Clz2-f 1350C?V -]- 450CJW -

 

 

 

I

 

z4-f I2C4C5 -f- \&QC\C\z 18 4 ^ = 0 ,

(ЗЛО)

 

T

ri

 

 

 

 

 

где D

G062x<aL2

диссипативная функция

 

 

 

 

 

 

 

75


Уравнение теплопроводности для воздуха, заключенного в по­ лости амортизатора, имеет вид уравнения Лапласа

У20в = О,

(3.11)

где 0в — перепад температур в полости амортизатора.

Граничные условия, характеризующие теплообмен с окружа­ ющей средой, условия равенства температур и тепловых потоков на внутренней поверхности цилиндра (в интегральном виде) выбраны следующие:

 

дв

 

 

 

 

 

 

 

dzр ± Я х0р = 0

 

при

z = ± h;

(3.12a)

 

дв

1 Я 20р — 0

 

при

г = Я2;

(3.126)

 

дгр

 

 

дв В ± Я 30в = 0

 

при

z — ± h ;

( 3 . 1 2 b )

 

dz

 

 

 

 

 

 

 

h

 

 

h

 

 

 

 

j* 0р (# 1, z) dz =

j 0B (Я],

z) dz;

(3.12r)

 

-h

 

- h

 

 

 

Г

д вр

z)

 

h

двв

(R i, z)

 

 

e

(3.12д)

) kp------ d?------ dz== J

кв

 

dz,

 

dr

 

- f t

 

 

-

f t

 

 

 

где H ±, H 2 — коэффициенты теплообмена соответственно между резиной и металлом, резиной и воздухом; Н3 — коэффициент теплообмена между металлом и воздухом; кв — коэффициент теплопроводности воздуха.

Используя метод среднеквадратичной ошибки, принимаем

N

0р = 2 [ С^ о (-1Г-) + С™к» { н г ) + Сзп] cos

, (3.13)

П=1

 

 

N

 

 

0 в = 2 ^ / о ( ^ г - ) с о з - ¥ ’

(З Л 4>

n=l

 

 

где p и X — корни трансцендентных уравнений,

 

р tg р = Hxh;

Xtg X = H3h,

 

Минимизацией функционала

 

 

2Я й, ft

 

 

W

+ (v 20b)2| rd г сГОdz

(3.15)

Ш { v 20p +

О R

76