ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
полых конусных |
элементах с размерами гх = 0,058 м, г2 = 0,024 м, |
г3 = 0,08 м, г4 = |
0,045 м и h = 0,045 м, выполненных из резины |
2959 (условно-равновесный модуль Ет = 3,5 МН/м2). Определялась статическая жесткость каждого элемента в отдельности и затем всей системы последовательно соединенных и приклеенных друг
кдругу конусов.
Спомощью формулы (3.5) вычислялась продольная жесткость амортизатора (см. рис. 11). Высота вписываемого полого конуса принималась как 1/i общей высоты, а геометрические размеры выбирались из соображения наиболее полного соответствия вы бранного конуса и натурной детали. На рис. 51 показаны расчет ные и экспериментальные данные. Как видно, совпадение вполне удовлетворительное, по крайней мере на линейном участке зави симости сила — перемещение.
Расчет цилиндра при объемном сжатии
На рис. 12 показана конструкция амортизаторов с эффектом объемного сжатия и нелинейная характеристика зависимости сила — деформация. Расчетная схема для случая сплошного
Рис. 52. Расчетные схемы цилиндра при объемном сжатии: а — состояние 1; 6 — состояние 2; в — состояние 3
цилиндра показана на рис. 52. Состояние 1 (рис. 52, а) соответст вует ненагруженному амортизатору; состояние 2 (рис. 52, б) характеризует его в момент первичного контакта по боковой по верхности, т. е. начало эффекта объемного сжатия. В состоянии 3 (рис. 52, в) амортизатор испытывает полную деформацию объем ного сжатия. С учетом существенно нелинейной силовой характе ристики расчет амортизатора следует вести раздельно. На первом этапе определяются величины силы и осадки резинового элемента, необходимые для перевода его из состояния 1 в состояние 2 , т. е. по законам обычного одноосного сжатия. Согласно [5, 6 ] сжима ющая сила определится из выражения
Pu = ± G n n * (-§ -+ Т г**) Д12,
где г*=-£-;
70
А12 — осадка образца при переходе из состояния 1 в состояние 2
86 h |
' |
^12 3г |
|
Здесь 8 — зазор между боковой |
поверхностью амортизатора |
и металлическим стаканом. |
|
При дальнейшей деформации резинового элемента задача носит контактный характер. Процесс деформации определяется в основ ном величиной контакта по боковой поверхности, т. е. некоторым линейным размером %. Решение подобной задачи с усложненными краевыми условиями вариационными методами теории упругости для несжимаемого материала типа резины весьма затруднительно. В работах [5, 6] приведены некоторые теоретические предпосылки с использованием функции Хевисайда для составления функции перемещений квадратурной формулы Ланцоша. В этом случае
выражение для силы |
объемного сжатия |
в состоянии 2 —3 при |
|||
г* > |
1 имеет вид |
_ р |
4я6ry* (l-f-0,4г* 2 —0,9%*) |
||
|
р |
||||
где |
|
23 — |
1 — X* + 0.5х* 2 |
’ |
|
%* = y > G* = Gh2, |
|
|
|||
и для осадки Д23 |
|
|
|
||
Здесь |
|
А23= 2N ^ - . |
|
||
N = %* — 0,5%* 2 |
* з |
||||
|
|
||||
|
|
|
+ 1 Х |
||
Таким образом, |
зависимость Р 23 (Д23) |
выражается через про |
|||
межуточный параметр |
представляющий собой линейный размер |
контактной поверхности по оси у и изменяющийся в диапазоне от 0 до 1 .
Суммарная сила с учетом эффекта объемного сжатия опреде лится из выражения
Р= £*12+ P‘2,31
исоответственно полная осадка
А= Д12 + Д23.
Экспериментальная проверка приведенных формул показала удовлетворительное совпадение расчетных и опытных данных.
3. РАСЧЕТ ТЕПЛООБРАЗОВАНИЯ В РТИ
Релаксационные свойства резины обусловливают при ее де формации высокие гистерезисные потери. Поэтому при гармони ческом смещении резинового образца возникает так называемый диссипативный разогрев, величина которого пропорциональна работе деформации и выражается площадью петли гистерезиса.
71
Нагрев резиновых элементов от циклического нагружения является результатом конкуренции между гистерезисными тепло образованием и потерями тепла в окружающую среду. Образо вавшаяся теплота от резинового элемента передается металли ческой арматуре, примыкающим к ней металлическим частям машины и рассеивается в окружающую среду. Теплообразование в деталях зависит от ряда факторов и прежде всего от режима и условий деформации, размеров и формы образца, способа охла ждения узла нагружения, технологии изготовления детали и фи зико-механических характеристик материала. Теплообразование ускоряет физико-механические и химические процессы, про текающие в резиновом массиве, и существенно снижает прочность
изделий. Поэтому при констру ировании и расчетах РТИ не обходимо выбирать такую фор му и объем, а также назна чать такие режимы деформации, которые обеспечивали бы уро вень диссипативного разогрева, допустимый для данной кон струкции и выбранной марки резины.
Изучению теплообразования в резиновых деталях посвяще ны работы Б. М. Горелика [14], А. А. Суховой [73], Э. Э. Ла-
вендела и В. А. Санкина [33, 34]. Ряд работ в этом направлении выполнен авторами [23, 48, 49, 51, 55, 56, 57, 62].
Рассмотрим три случая определения градиента температур в предварительно поджатом элементе при многократных гармони ческих деформациях одноосного сжатия.
С л у ч а й 1. Амортизатор рис. 53 испытывает диссипативный разогрев при естественном отводе тепла в окружающую среду. Механические характеристики резины не зависят от температуры.
В цилиндрической системе координат г, z, <р (осесимметричная задача) напряжения можно выразить через перемещения UW и функцию гидростатического давления S в виде
or= G* (2 ^ + S ) ,
<r„ = G*(2-f +s),
CZ= G * ( 2 ^ + S ),
хГ, Z |
dW \ |
dr J " |
72
Эти соотношения получены из аналогичных [33] для упругого несжимаемого материала заменой модуля сдвига G на оператор сдвига G*.
Уравнения квазистатического равновесия и условие несжима емости в перемещениях принимают тот же самый вид, что и для упругого несжимаемого материала
G*(vW+ir) =0;
8 U |
U |
d W |
;0; |
dz |
|
dz |
|
|
32 |
||
32 |
i__d_ |
||
V2 3^2 |
r |
dr |
Jz* * |
Полагая, что вязкоупругие характеристики материала за цикл изменяются незначительно, а температурное поле образца в уста новившемся режиме стационарно, уравнение теплопроводности можно записать в следующем виде:
V26p + ■£“ - = 0, |
(3.6) |
где вР = Т — Т0 — приращение температуры нагрева резинового образца, кР — коэффициент теплопроводности резины, W — функ ция источника, определяемая усредненной за цикл суммарной величиной рассеиваемой энергии.
Вследствие условия несжимаемости можно записать
[ ( т г + т ц т г + и ^ - + ш
оо
где В = J к (z) sin ш dz;
о
U°, W° — амплитудные значения периодически меняющихся пере мещений; % — параметр релаксации; оо — частота нагружения; к (z) — ядро релаксации; G0 — мгновенный модуль сдвига.
Перемещения и напряжения полого цилиндрического аморти затора можно определить, используя метод упруговязкой ана логии. Упругие напряжения и перемещения при этом находятся с помощью бигармонической функции Ф (г, z), которая является аналогом функции Эри для несжимаемого материала. Разреша ющая функция может быть выбрана в виде
Ф = CjZ3 г2—z2) + c2r2z-f c3z3-f c4z In г + c6z3In Г .
73
Неизвестные постоянные определяются из граничных условий, которые в данном случае имеют вид
U (г, ± h ) = 0, |
W{r, |
± h ) = + ( A + y sino)*) 5 |
||
h |
|
|
|
h |
j" Ъг(i?x, |
z) Rx dz = 0; |
J or (Rv z) Rtz dz = 0; |
||
-h |
|
|
|
-h |
h |
|
|
|
h |
J ar{R2z) R2dz = 0; |
j" or(R2, z)R2zdz= 0; |
|||
- h |
|
|
-h |
|
h |
|
dz) = 0; |
h |
|
j xrz(Rv |
j |
xrz(Rlt z) R\ dz = 0; |
||
—h |
|
|
—h |
|
|
|
|
|
h |
j xrz{R2, |
z ) R2 dz = 0; |
j xrZ (R2, z) R\ dz = 0. |
||
—h |
|
|
|
|
Черточка сверху обозначает упругий аналог соответствующей величины. Здесь А — поджатие образца, б — амплитуда пере мещения.
При этом граничные условия для напряжений записываются лишь в интегральном виде и означают, что для части цилиндри ческой поверхности, внутренней и наружной, высотой 2 h и соот ветствующей малому центральному углу, равнодействующие нор мальных и касательных напряжений и их моменты равны нулю.
Вследствие линейности задачи имеем |
|
|
||||
U U* + £7°sin Ы = — £ (15Ctrz* + 2С\г -f- AL + |
) -f- |
|||||
+ (15C\rz* + 2C\r + Я |
+ |
) sin соt] ■ |
|
|||
W = (lOCjz3 + 4C*2z) + (10C°lZ3+ 4Clz) sin cof, |
|
|||||
s = (-30CJ22 + AC\+ |
15CXV2 + 6ct + 6Ci In r) + |
|
||||
+ ( - 3 0 C 2 Z 2 + |
4 C\ + 15C?r2 + 6 C 3 |
+ 6 C°5 In r) sin cot, |
(3 .7) |
|||
где |
- |
6 |
c°2 = |
36 |
|
|
П |
|
|||||
^1 - |
40A3 ’ |
16ft ’ |
|
|||
c \ —-A |
4 |
|
Y2 ( l —| у 2р21пД2) |
|
||
— y2p2— |
3 |
y2P21b P |
|
|||
16ft |
3 |
|
||||
|
|
|
|
M J |
p2— 1 |
|
Г0 |
96 |
p2V4ft2 |
|
|
||
|
~ |
32ft ■ |
3 |
y2P21b p ’ |
|
|
|
|
|
+ 2 |
p2— 1 |
|
74
Cl |
36 |
|
р2у4 |
|
32Л |
3 |
y 2P2 in P ’ |
||
|
||||
|
|
T |
p2—1 |
|
|
=Jh_ |
|
rl |
|
|
h |
Р = Л 1 |
Постоянные Cl, . . C*5 вычисляют из соответствующих выра жений для Cl, Cl путем замены б на А.
Сила, действующая на торцах амортизатора, может быть найдена из условия равновесия
|
|
|
|
2Я |
R 2 |
|
±h)rdrd(f — nR1y(p2— 1)х |
|
||||
|
|
Р = — J |
J <Jz(rv |
|
||||||||
|
|
|
|
с |
R1 |
|
|
|
2v4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
pzY |
|
(АС*1+ 6G* sincoit). |
(3.8) |
1 + 4 |
^ ( |
р 2 |
+ 1) - 32 |
, |
, |
3 |
V2p2 1Dp |
|||||
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
I |
О |
Л 9. |
А |
|
|
|
Если в качестве ядра релаксации выбрана дробно-экспонен |
|||||||||||
циальная функция |
[66] Эа (—(1 , t — т), то получаем |
|
||||||||||
|
|
|
С* 1 |
:С° |
|
Р |
|
+ J ехр ( ~ ^ 1+“)] > |
(3.9) |
|||
где q = (1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Р |
|
|
||
|
а)1+“ |
; Ъ а, |
р — параметры дробно-экспоненциаль- |
|||||||||
пой функции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
G* sin at = G0 У (1 — Х-А)2+ (%В)2sin (соt — ср) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ьг= |
j" |
Эа(—р, |
z) cos azdz; |
|
Таким образом, для установившегося режима нагружения сила, действующая на амортизатор, будет складываться из по стоянной составляющей, характеризуемой величиной его под жатая, и составляющей, периодически изменяющейся по синусо идальному закону со сдвинутой фазой, которая определяется амплитудой синусоидального возбуждения. Сдвиг фаз будет зави сеть от упруговязких параметров резины. Уравнение теплопро водности для резинового элемента в соответствии с выражениями
(3.6)—(3.7) принимает вид:
|
D |
|
|
|
2 C f |
, |
V 20p б2- (24С°22 + 360C\Clz2-f 1350C?V -]- 450CJW - |
|
|
||||
|
I |
|
z4-f I2C4C5 — -f- \&QC\C\z 18 4 ^ = 0 , |
(ЗЛО) |
||
|
T |
ri |
||||
|
|
|
|
|
||
где D |
G062x<aL2 |
диссипативная функция |
|
|
||
|
|
|
|
|
75
Уравнение теплопроводности для воздуха, заключенного в по лости амортизатора, имеет вид уравнения Лапласа
У20в = О, |
(3.11) |
где 0в — перепад температур в полости амортизатора.
Граничные условия, характеризующие теплообмен с окружа ющей средой, условия равенства температур и тепловых потоков на внутренней поверхности цилиндра (в интегральном виде) выбраны следующие:
|
дв |
|
|
|
|
|
|
|
dzр ± Я х0р = 0 |
|
при |
z = ± h; |
(3.12a) |
||
|
дв |
1 Я 20р — 0 |
|
при |
г = Я2; |
(3.126) |
|
|
дгр |
|
|||||
|
дв В ± Я 30в = 0 |
|
при |
z — ± h ; |
( 3 . 1 2 b ) |
||
|
dz |
|
|
|
|
|
|
|
h |
|
|
h |
|
|
|
|
j* 0р (# 1, z) dz = |
j 0B (Я], |
z) dz; |
(3.12r) |
|||
|
-h |
|
- h |
|
|
|
|
Г |
д вр |
z) |
|
h |
двв |
(R i, z) |
|
|
e |
(3.12д) |
|||||
) kp------ d?------ dz== J |
кв |
|
dz, |
||||
|
dr |
|
|||||
- f t |
|
|
- |
f t |
|
|
|
где H ±, H 2 — коэффициенты теплообмена соответственно между резиной и металлом, резиной и воздухом; Н3 — коэффициент теплообмена между металлом и воздухом; кв — коэффициент теплопроводности воздуха.
Используя метод среднеквадратичной ошибки, принимаем
N
0р = 2 [ С^ о (-1Г-) + С™к» { н г ) + Сзп] cos |
, (3.13) |
|
П=1 |
|
|
N |
|
|
0 в = 2 ^ / о ( ^ г - ) с о з - ¥ ’ |
(З Л 4> |
|
n=l |
|
|
где p и X — корни трансцендентных уравнений, |
|
|
р tg р = Hxh; |
Xtg X = H3h, |
|
Минимизацией функционала |
|
|
2Я й, ft |
|
|
W |
+ (v 20b)2| rd г сГОdz |
(3.15) |
Ш { v 20p + |
О R
76