ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
д л я о сево й п о д а т л и в о с ти
Д
V
2пGI
для осевой жесткости
с2nGl
In
r \
Как и в предыдущем случае, приведенные формулы справед
ливы для малых и больших'деформаций |
[7]. |
|
н а |
||||
|
Р а с ч е т |
ш а р н и р о в |
на р а д и а л ь н у ю |
||||
г р у з к у . |
Под |
действием радиальной |
силы Р х |
(см. |
рис. 48) |
||
в |
одной половине |
резинового |
элемента |
происходит |
растяжение, |
||
в |
другой — сжатие. Максимальные значения напряжений будут |
в плоскости приложения сил. Напряжения сдвига в этой пло скости равны нулю, но они имеют максимальное значение в пло скости, проходящей через ось и перпендикулярной к плоскости максимальных напряжений сжатия и напряжения.
Для случая, когда длина шарнира велика по сравнению с его диаметром 2г2, справедливы следующие приближенные зависи
мости: |
|
оси шарнира |
для радиального перемещения |
||
Д |
Р |
Pi. |
4nGl |
где р г — коэффициент, зависящий от соотношения — . В общем
п
случае
Pi = ln £2
При — 5^ 2
Для радиальной жесткости
3nGl
Если величины I |
и 2г2 соизмеримы |
у-<^2, |
то |
|
л |
2Р [Z2-|-3 (ri-j-r г)2] |
/ г 2 — ri \ 3 |
||
|
ЫС1[1*+ Ъ{г2Г1)Ц Ч ^ + гх/ * |
|||
_ |
3nGl |
Z2-|-6 (г2 —Щ)2 |
/ г2~\~г1 \3 |
|
|
2 |
Z2-(-3 (rj-f-r2)2 |
V r 2—r-i |
) |
Приведенные формулы были получены в работах Е. Гебеля и В. J1. Бидермана, где излагаются их обоснование и подробный
66
вывод. Позже эти формулы были апробированы при расчетах шарниров и втулок самых различных конструкций.
Так, на рис. 49 приведены зависимости момент закручивания— перемещение для шарнира рассматриваемой конструкции с раз мерами 2rj = 5,5 см; 2г2 = 10,3 см; 1 = 7 см при коаксиальном скручивании. Упругий элемент выполнен из резины 2959 с моду лем сдвига Gm = 0,72 МН/м2.
Э. Э. Лавенделом [31] были получены расчетные соотношения для аналогичной конструкции шарнира. При коаксиальном скру чивании и осевом сдвиге эти соотношения совпадают с приведен ными выше. При радиальной нагрузке выражение для жесткости
резинового элемента |
имеет вид |
|
|
|
с = |
1,94 1 |
~Ь«1 |
|
(l + ^i)2 1 Г] |
где |
1 |
— С1Ц |
4+ /c1 + 0,821pf J ’ |
|
|
l |
|
LL ■ |
|
|
|
“ l |
||
|
|
P i ri — r2 ’ |
||
|
|
ri ’ |
||
|
^ 1 -1 ,5 7 [3 + J t |
|
|
|
Эта формула |
справедлива при а х > 0,5 . |
Напряженное состояние шарниров сборного типа несколько отличается от рассмотренного выше случая. В большинстве кон
струкций такого типа |
резиновый эле- |
м Нм |
|
||||||||
мент насаживается с некоторым |
натя- |
’ |
|
||||||||
гом на |
внутреннюю |
ось |
и |
|
затем |
об |
|
|
|||
жимается внешней металлической втул |
|
|
|||||||||
кой. Вследствие монтажных деформа |
|
|
|||||||||
ций первоначальная конфигурация ре |
|
|
|||||||||
зинового элемента изменяется и в |
нем |
|
|
||||||||
появляются |
предварительные |
напря |
|
|
|||||||
жения. |
Впоследствии к этим напряже |
|
|
||||||||
ниям добавляются напряжения |
от |
де |
|
|
|||||||
формированного состояния, |
вызванно |
|
6 у>,градус |
||||||||
го рабочей |
нагрузкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Расчет |
шарниров |
|
сборного типа |
Рис. 49. Зависимость М (ф) |
|||||||
весьма сложен. Один из вариантов рас |
|
для шарниров |
|||||||||
чета с |
помощью так называемого 6-ме |
|
[17]. Выражения |
||||||||
тода приведен в работах С. И. |
Дымникова |
||||||||||
для жесткости резинового элемента имеют вид: |
|||||||||||
при |
коаксиальном |
|
скручивании |
|
|
||||||
|
С= 4f-= 4я/(7 |
-r- |
|
{\ -2 A )(l + ?>A)(l-Da?)\ |
|||||||
|
|
0 |
|
1 |
- -ч |
|
|
|
|
|
|
при |
осевом сдвиге |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
c = ^ |
= AntG |
|
(1 -2 Л )(1 + ЗЛ) . |
||||||
|
|
1п[(1 |
-Д )/(а*-Д )] |
* |
|||||||
|
|
д |
|
|
|
|
5* |
67 |
при |
радиальном нагружении |
|
|
|
|
||||
|
с = - |
|
|
8 л Ш (1 —2 А ) (1 + З А ) |
|
|
|||
|
|
|
1 |
|
2D |
|
|
|
|
|
|
|
2 In — • |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
а |
1 -f-а| ' 1 + а? |
|
|
||
Здесь |
- |
( т + ц + |
т £ |
? - ') ^ ,(1- |
W(1 “ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Г22 |
Р . |
D __ |
Г1 / 4 ___ r ,2 \ -l |
f |
\ . |
|
|
|
! |
Г\ |
’ |
|
Г'2 ' |
|
V |
Г2 ) ’ |
|
|
D = |
£ (1 + 34)-1; |
a = r[/r'z; |
а1 = г1/г2; |
|
||||
|
|
А1 = Г1 —гх; Д2= ^2 |
гя' 2> |
|
|
||||
где rx, |
r2, Z — соответственно |
внутренний, |
наружный |
радиусы |
|||||
и длина резинового элемента шарнира до запрессовки; |
К, г2 — |
соответственно радиус металлической оси и внутренний радиус металлической обоймы шарнира.
Расчет деталей сложной формы
К деталям сложной формы можно отнести РТИ, общий вид которых показан на рис. 11. Корректный расчет подобных деталей
методами классической |
теории |
упругости |
весьма |
затруднителен |
||||
|
|
|
и требует |
привлечения довольно |
||||
|
|
|
громоздкого математического |
ап |
||||
|
|
|
парата. |
Определение жесткостных |
||||
|
|
|
характеристик можно |
вести, |
ис |
|||
|
|
|
пользуя |
приближенные |
методы |
|||
|
|
|
разбивки деталей сложной формы |
|||||
|
|
|
на элементарные фигуры и ме |
|||||
|
|
|
тоды суммирования их по пра |
|||||
|
|
|
вилу последовательного |
соедине |
||||
|
|
|
ния жесткостей. Такие методы с |
|||||
|
|
|
введением |
поправочных |
экспери |
|||
|
|
|
ментальных |
коэффициентов |
по |
|||
|
|
|
зволяют рассчитывать детали, не |
|||||
Рис. 50. |
Расчетная схема |
полого |
привлекая трудоемкого математи |
|||||
ческого |
аппарата. |
|
|
|
||||
|
конуса |
|
Рассмотрим |
приближенный |
||||
на рис. |
|
|
расчет амортизатора, показанного |
|||||
11. Элементарной фигурой, с наибольшим приближением |
вписываемой в контур рассматриваемой детали, является конус. В этом случае расчетную схему удобно представить в виде системы последовательно соединенных полых конусов.
Для одного полого конуса (рис. 50) высотой h, углом наклона образующей а и радиусами гх, г2, г3 и г4, нагруженного осевой силой Р, напряжение в некотором промежуточном сечении, име
ющем радиус г0 на высоте h0, при малой деформации будет иметь вид
а==_____________ Р_____________
л (гз — ho tg а)2 — я (г4—k 0 tg а)2
Для элементарного полого конуса высотой dh напряжение, дей ствующее на его основаниях, можно записать как
а = Е dAdh
где dA — деформация элементарного конуса под действием силы Р. В этом случае полная осадка А будет иметь вид
|
|
dh |
|
|
(■r3 — h0 tg а*) — (г4 —h0 tg а)* |
||
|
о |
|
|
и окончательно |
|
Г3+ Г4 |
|
А |
P h |
■In - |
|
|
2л£(г3—т-4)(г3—гх) |
(r3 |
+ r4)— 2 (г3— гх) |
Отсюда получим выражения для сжимающей силы и жесткости
одного полого конуса |
|
_ 2 л Е А 1л |
n |
||
г k —— ;— к9 |
||
|
|
it |
|
|
2 л Е |
где |
|
Ch ~И~ ка, |
|
(гз—ri) (rs— ri) |
|
|
|
|
In- |
|
Г3+ Г4 |
('•3+ Г4)— 2 (г3— Гх) |
||
Высота вписываемого |
полого конуса принималась как г/л |
общей высоты элемента, а геометрические размеры выбирались из соображений наиболее р г полного соответствия конту ра выбранного конуса и натурного изделия.
Для системы из четырех *0 ' последовательно соединен ных конусов эквивалентная 32 - жесткость будет
с =-£*. |
(3.5) |
|
^ЭКВ |
4 |
|
Экспериментальная |
про- 16 |
|
верка осуществлялась |
на |
------------------------------------------- fif-
Рис. 51. Силовые характеристи
ки |
элемента |
сложной формы: , |
1— из резины (- |
- эксперименталь |
|
ная, |
расчетная); 2 — из поли |
|
|
уретана |
69