ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Длительная локальная прочность в сложном напряженном состоянии при переменных температурах определяется [76] соот ношением
<* |
|
Ркр—Ро= | с&о exp { — |
-f £ (1) grad Т + £<2>: Г0)]| * |
|
(3.94) |
где Ва> — тензоры г-ой валентности.
К моменту времени £0, начиная с которого температуру можно считать установившейся, поврежденность образца практически равна нулю. Это было показано многочисленными эксперименталь ными исследованиями на натурных резиновых изделиях. Есте ственно, что нулевая поврежденность здесь может рассматри ваться лишь в феноменологическом смысле. Считая температуру в точке постоянной при сделанных выше предположениях относи тельно t0 и р0, выражение (3.94) можно переписать в виде
= f Cfc0exp { —
i*
— ck0exp ^ ^ J exp ( yJ{xp - sin сот) dr.
0
Из этого уравнения получаем время до разрушения точки
|
|
(3.9571 |
Здесь р кр определяется согласно (3.74) |
как |
|
|
Ркр=1 - у Г- ^ |
' ^ 0. |
Рассмотрим |
долговечность элемента сдвига, изготовленного |
|
из резины на |
основе изопренового каучука СКИ-ЗНТ с малым |
(до 15 весовых частей сажи типа ПМ-15 на 100 весовых частей
каучука) наполнением. |
при |
следующих значениях параметров: |
|
Расчет производился |
|||
2а = 0,2 |
м; |
|
vj2 |
|
а1=1,62-10_7 |
||
26 = 0,1 |
м; |
ср= 1,9 -10 6 - о ^ з - ; |
|
2/i = 0,05 |
м; |
Нъ 2 = 40 — ; |
|
|
|
|
м |
416
G0= 0,82-106 H |
H3 = 5240 |
; |
|
W ’ |
|
|
|
U0 = 10910е кмольДж |
;cft0= 10“ i - ; |
|
|
Дж •м2 |
|
Ф — 0,1; |
|
7 = 0,17 И •кмоль ’ |
|
||
Я —8,32 •103 т С •кмоль ’ |
и -■= 70 с |
’; |
|
7эФ= 4.Щ> |
р0~ 3 - 103 Н; |
|
Гп = 293 К.
Графики зависимостей времени разрушения от координат приведены на рис. 68, б; 69, б; 70, б. На основании анализа полу ченных кривых можно сделать вывод, что разрушаться образец начинает с центра и ядро разрушения сначала имеет щелеобразный характер, а затем растет, принимая эллипсоидальную форму, причем эллипсоид сильно вытянут в направлении оси х. Так,
а |
6 |
У>* |
z |
|
0,02 |
|
0,01 |
|
0 |
|
0,01 у,м |
- |
0,01 |
- |
0,02 |
Рис. 71. Область разрушения, возникшая в амор тизаторе после наработки им 500 ч:
а — сечение разрушенной области плоскостью хг (при у — 0);
б — сечение разруш енной области плоскостью yz (при
ж= 0)
например, после того, как образец проработал 500 часов, разру шенной окажется целая полость, сечения которой плоскостями ху (при z = 0), xz (при х = 0) показаны на рис. 71.
Из анализа графических зависимостей рис. 68 видно также, что по мере приближения к точке х = 0,1 долговечность резко возрастает и для точки х = 0,8, например, составляет уже более 1000 ч. Можно сделать вывод, что начиная с некоторого момента времени рост разрушенной полости приостанавливается и с таким дефектом образец может работать относительно долго.
Очевидно, что описанные очаги разрушения определяются действием поля температур. Однако после того как появляются
117
разрушенные области, в точках образца должно произойти пере распределение напряжений. Это следует из того условия, что
нагрузка |
на |
амортизатор должна оставаться |
постоянной |
(Р — |
= Р0 sin |
со£) |
в каждый момент времени (таковы условия нагру |
||
жения). |
|
|
у = 0, z — 0, |
рас |
Так как первой разрушается точка х = 0, |
смотрим подробнее точки плоскости, проходящей через начало координат перпендикулярно главному растягивающему напря жению. После того как разрушился «характерный» объем, описы вающийся математически как х = у = z = 0, напряжение в осталь ных точках изменяется вследствие того, что нагрузка остается постоянной, а площадь, к которой эта нагрузка прикладывается, уменьшается на величину площади, занимаемую разрушившейся
|
|
|
А-А |
точкой. Вначале |
это измене |
||||
|
~ 1' |
|
ние |
незначительно и не влияет |
|||||
|
|
|
|||||||
I." |
|
Л |
|
на картину разрушения, описан |
|||||
|
|
ную выше. |
Однако |
с течением |
|||||
|
|
|
|
времени общая площадь раз |
|||||
|
|
|
|
рушенных точек достигает та |
|||||
|
|
|
|
кой величины, что напряжения |
|||||
|
|
|
|
в остальных |
точках |
плоскости |
|||
|
|
|
|
х = |
—z |
увеличиваются зна |
|||
|
|
|
|
чительно и оказывают преоб |
|||||
|
|
|
|
ладающее |
влияние на процесс |
||||
Рис. |
72. Вид разрушенного |
натур |
разрушения |
по |
сравнению с |
||||
ного резинометаллического элемента |
температурой. |
В |
результате |
||||||
|
после 1000 ч |
нагружения |
появляются |
очаги разрушения, |
|||||
х = |
-2, у — 0 |
(вдоль |
оси у |
расположенные |
по |
прямой |
|||
разрушение идет медленнее)Л |
|||||||||
С учетом всего сказанного |
был проделан |
просчет, |
носящий, |
безусловно, лишь иллюстративный характер из-за отсутствия обоснованных размеров «характерного» объема. Принималось,
что площадь каждой разрушенной точки равна Aj/2/16. Рассма тривались точки с шагом й ] / 2/8 ибыло получено, что все точки вдоль прямой х = —z, у = 0 разрушались в течение 10 ч после начала разрушения первой точки х — 0, у = 0, z = 0. При рас чете учитывалось, что перераспределение напряжений способ ствовало изменению температуры в точке. Учитывался также и тот факт, что каждому моменту перераспределения напряжения в точке уже соответствовало какое-то значение функции поврежденности, определяемой уравнением (3.69).
Все это относится и к остальным плоскостям, перпендикуляр ным главному растягивающему напряжению.
Экспериментальное исследование механизма разрушения мас сивных резиновых образцов показывает хорошее совпадение с описанным процессом разрушения. На рис. 72 показана картина разрушения резинометаллического элемента, расчет которого приведен выше. .Незаштрихованная часть резинового массива
118
и есть разрушенная область образца после наработки им около 1000 ч. Резина в этом месте в процессе эксплуатации от действия температуры изменяет свою структуру и размягчается. Боковые трещины впоследствии разрастаются и выходят на свободную поверхность, после чего образец выходит из строя. В ряде случаев может происходить разделение образца на две части.
Таким образом, теория локального разрушения позволяет описать характер разрушения образца, очаги разрушения в его массиве, а также после соответствующей интерпретации име ющихся экспериментальных данных, по-видимому, и сроки службы изделия при заданных внешних воздействиях.
Под сроком службы понимается время наработки до такого состояния изделия, когда в его массиве наблюдается сплошность разрушенных точек, образующих впоследствии магистральную трещину.
10. РАСЧЕТ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РЕЗИН С УЧЕТОМ
МАКРОРАЗРУШЕНИЯ ОБРАЗЦОВ
Рассмотренные в предыдущем параграфе некоторые аспекты долговечности резины при локальном разрушении макрообразца, трудности математического характера и недостаток эксперимен тальной информации при переходе к интегральному макроразру шению обусловили развитие упрощенных концепций, основанных, однако, на строгих физико-механических предпосылках. Особенно интенсивно в последнее время развивается механика распростра нения трещин в твердых телах, в том числе резинах. Достижения в этой области позволяют по-новому взглянуть на строение резин, на их прочностные характеристики, в конечном итоге, создать некоторый вариант теории прочности, позволяющей если не опре делять долговечность изделия, то по крайней мере прогнозировать срок его службы с учетом некоторых ограничений. При этом процесс усталостного разрушения рассматривается как развитие микроскопических дефектов в деформируемом теле под действием приложенных напряжений. Если предположить, что размер этих дефектов известен (по мнению некоторых исследователей [85], длина первичных трещин в ненагруженных резиновых образцах равняется 10~2—10_3 см), то можно определить срок службы макрообразца, рассматривая лишь рост одной из трещин.
Ривлин и Томас [84] предложили вариант теории распростра нения трещин в эластомерах, используя основные концепции Гриффитса. Авторы рассматривали баланс энергии между дефор мированным телом и трещиной, а в качестве критерия распро странения трещины предложили неравенство типа
119