ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Эффективный модуль упругости равен
66 (1 — р) |
(3.82) |
|
2р+ 3 |
||
|
Здесь G — модуль сдвига исходного материала при исследуемом режиме нагружения; р — функция поврежденности.
Тогда, удовлетворяя второму граничному условию и учитывая
(3.80)—(3.82), получим, что
^ _ |
Р0(2р + 3) |
_ |
Р о |
(3.83) |
|
1 |
12аЬ (1— р) G ’ |
т*2 0— |
4аЬ |
||
|
Таким образом, при сделанных предположениях напряжение в образце остается постоянным вплоть до разрушения, а упругие деформации изменяются вследствие изменения эффективного мо дуля в процессе развития поврежденности.
Распределение температуры в образце нужно было бы описы вать уравнением (3.75). Однако из-за недостатка эксперименталь ных данных, определяющих коэффициенты я;, уравнение для расчета температурного поля примем в виде
где 9 — приращение температуры; а — коэффициент температуро проводности; с — удельная теплоемкость; р — плотность мате риала; W* — источник внутреннего теплообразования.
Граничные условия отражают теплообмен между резиной и окружающей средой
- ^ - ± Я 10 = О; х = ± а ; |
|
|||
|
± Я 20 = |
О; |
у = ± Ъ ; |
(3.85) |
dz |
± Я 30 = 0; |
z = ± h |
|
|
3 |
’ |
|
|
|
и начальные условия |
|
|
|
|
|
W * |(. о = |
0|<_о = О, |
(3.86) |
где Н г = II2 — коэффициент теплообмена между резиной и возду хом; Hs — коэффициент теплообмена между резиной и металлом.
На основании полученных нами экспериментальных данных можно утверждать, что для ряда встречающихся в практике слу чаев использования амортизаторов температурное поле в них устанавливается по истечении промежутка времени t0, значение которого пренебрежимо мало по сравнению с общей наработкойобразца, т. е. температурное поле можно считать стационарным
110
и уравнение (3.84) в этом случае перепишется следующим образом:
а |
дЮ |
Э20 \ . |
W * |
0. |
(3.87) |
|
дУъ |
dz^ |
ср |
||||
|
|
|
Можно показать, что при установившемся процессе тепло образования приращение температурного поля определяется в основном постоянной его составляющей. Отсюда следует, что существует баланс между количеством тепла, выделяемым в резине за цикл нагружения, и количеством тепла, рассеиваемым в течение этого же цикла в окружающую среду. При этом в уравнении теплопроводности в качестве функции источника можно принять среднее за период времени значение функции W*.
Источник теплообразования, усредненный за цикл, подсчитаем
по формуле |
|
|
ч |
|
О |
|
|
|
|
X exp [ |
“о —T*z0sincoi |
dx, |
(3.88) |
|
RT |
||||
|
|
где a1 — главное растягивающее напряжение.
В рассматриваемом случае главное растягивающее напряжение совпадает по величине с касательным напряжением xXZ0, а напра вляющие косинусы его определяют углы а с осями х и z, рав ные 45°.
Зависимость между деформацией последействия и напряже
нием примем в виде |
|
t |
|
ep = ~Q~ J К — т) Ххг (т) dr. |
(3.89) |
—ОО |
|
где % — параметр ползучести.
В качестве ядра ползучести было взято ядро Работнова (2.6). Правая часть уравнения (3.89) не содержит функцию р явно, так как феноменологические соотношения, связывающие деформа цию последействия и напряжение, строятся на основании экспе риментальных кривых и поэтому зависимость от р учитывается
неявно.
В результате несложных подсчетов для W* получаем выражение
w , = + с К [ т , „ e x p ( - ^ ) c h ^ . ( 3 .9 0 )
Интеграл от второго слагаемого в формуле (3.88) опреде лялся численными методами и что с небольшой погрешностью »(менее 3 %) этот интеграл может быть вычислен вторым слагае мым в формуле (3.90).
111
а
7, °С
Окончательно уравнение для определения темпер атурного поля (3.87) примет вид
дЩ |
520 |
520 |
сот2* 0ф |
|
|
а ( дх% |
ду% |
5z2 |
) + |
2лG |
|
|
0,4т2 |
] |
в!11>( |
Ytxz. 0 |
(3.91) |
+ с*о[у9ф4 G (1= ж |
— H rR )T c h |
Решение этого уравнения ищем методом разложения функции в тригонометрические ряды по косинусам
2 2 2 Стп” C0S |
C0S |
a |
6 =m=1 n=1 p=1 |
C0S J L ’ |
где собственные числа vm и pn определяются граничными усло виями (3.85) и являются корнями трансцендентных уравнений
v tg v = Я ха;
9 tgp = Я 2й;
т) tgr} = H sh . |
(3.92) |
Функция W*/cp раскладывается в ряд по собственным функ циям
W*
ср
т=1 л=1 р=1
где
Ьh
Vmx |
М |
11pz |
7 , , |
cos------- cos |
|
■cos — |
dx dy dz |
D |
= |
Ш |
- |
£ |
|
|
|
- a -b -h |
h |
|
|
|
|
||
|
|
b |
|
|
|
|
|
|
|
|
cos2 |
VmX |
cos2 |
cos2 |
5a; 5// 5z |
|
|
-aШ-b -h |
a |
b |
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
После проведенных вычислений для 0 получается выражение
sin v m sin \хп sin т|р (v£, + Bi|) (p|+Bijj) X
|
|
|
|
|
|
Vmx |
cos |
pny |
PpZ |
|
<StP* |
|
|
|
|
X (Pp+Bi|) cos ------a |
, ■cos —A- |
||
e |
|
|
|
|
VmPnTip (V2, + Bil + |
Bi2) X |
(3.93) |
||
cPai J a ^ |
J m |
JmmA |
|||||||
|
2 |
j |
2 Aj |
2 |
j |
X (p l + Bi2 + Bi2) (il2+ B i3 + |
Bi23) |
||
|
m |
~ 1 |
t i - 1 |
p = l |
|
Pnc. 68. Изменение температуры и долговечности точек амортизатора по оси
х:
' а — зависимость температуры от координаты ж; б — зависимость долговечности от коор динаты х
8 Заказ 1074 |
ИЗ |
где Bi — критерий Био
Bix = аНг;
Bi2 = ЪН2;
Bi3= hHs,
vm, и г)р — корни уравнений (3.92).
При расчете на ЭВМ «Минск-22М» в выражении (3.93) учитыва лись шесть первых членов ряда. Полученная зависимость темпе ратуры от координат показана на рис. 68, а; 69, а; 70, а.
Изложенная схема расчета может быть реализована шаговым методом. После приложения к образцу нагрузки в исходном ненапряженном и недеформированном состоянии за время первого
а |
6 |
Рис. 69, Изменение температуры и долговечности точек амортизатора по оси у:
а, — зависимость температуры от координаты у\ б — зависимость долговечности от коорди наты г
шага по времени At1 устанавливается поле напряжений и поле температур. Совместное действие напряжения и температуры в те
чение времени приводит к развитию поврежденности Ар — pAij* описываемой уравнением (3.68). Поврежденность в свою очередь1
114
вызывает изменение |
поля |
т |
ператур. Кроме того, про |
ходит |
||||||||
изменение |
термомеханических |
характеристик |
G и ф мтге лгала, |
|||||||||
зависящих |
от |
темпера |
|
а |
|
|
|
|||||
туры |
Т. |
В |
приведен |
т° с |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|||||||||
ных |
|
расчетах |
G |
и ф |
|
|
|
|
|
|||
брались постоянными. |
|
|
|
|
|
|||||||
Найденная, |
таким |
|
|
|
|
|
||||||
образом, в конго пер |
|
|
|
|
|
|||||||
вого |
шага |
по |
времени |
|
|
|
|
|
||||
At1величина , являет |
|
|
|
|
|
|||||||
ся исходной для расче |
|
|
|
|
|
|||||||
тов на следующем |
ша |
|
|
|
|
|
||||||
ге но времени At2ит. д. |
|
|
t,4 |
|
|
|||||||
Момент времени, для |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
которого |
выполняется |
|
|
|
|
|
||||||
условие |
|
локального |
|
|
|
|
|
|||||
разрушения |
(р = |
ркр), |
|
|
|
|
|
|||||
п будет долговечностью |
|
|
|
|
|
|||||||
рассматриваемого |
ми |
|
|
|
|
|
||||||
крообъема |
|
(в |
данном |
|
|
|
|
|
||||
случае точки) образна. |
|
|
|
|
|
|||||||
При этом под разру |
|
|
|
|
|
|||||||
шением |
точки |
пони |
|
|
|
|
|
|||||
мается такое ее состо |
|
|
|
|
|
|||||||
яние, |
когда |
она |
пре |
|
|
|
|
|
||||
кращает |
воспринимать |
|
|
|
|
|
||||||
нагрузку |
и эту нагруз |
|
|
|
|
|
||||||
ку |
несут |
|
соседние |
с |
|
|
|
|
|
|||
ней точки, |
увеличивая |
|
|
|
|
|
||||||
тем самым свое напря |
|
|
|
|
|
|||||||
женное состояние. |
При |
|
|
|
|
|
||||||
нятая |
концепция |
раз- |
|
|
|
|
|
|||||
ру 1 |
ения |
точки не |
яв |
|
|
|
|
|
||||
ляется окончательной и |
|
|
|
|
|
|||||||
с развитием представле |
|
|
|
|
|
|||||||
ний о теории разруше |
|
|
|
|
|
|||||||
ния макротел будет ин |
|
|
|
|
|
|||||||
терпретироваться |
|
со |
|
|
|
|
|
|||||
гласно понятиям о фи |
|
|
|
|
|
|||||||
зической модели процес |
|
|
|
|
|
|||||||
са разрушения в це |
|
|
|
|
|
|||||||
лом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для случая устано |
|
|
|
|
|
|||||||
вившейся |
температуры |
Рис. |
70. Изменение |
температуры |
и долго |
|||||||
образца схема расчета |
||||||||||||
ц^ожет быть |
существен |
вечности точек амортизатора ио |
оси |
z: |
||||||||
н о упрощена. |
|
|
|
о — зависимость температуры от координаты |
г; б — |
|||||||
|
|
|
|
зависимость долговечности от координаты г |
||||||||
|
8* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115 |