ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
где aN — амплитудное значение напряжений; р — безразмерный коэффициент, характеризующий зависимость прочности от повтор ности нагружения.
С уменьшением приложенных напряжений время до момента разрушения растет. При этом выносливость резины будет опре деляться не только механическими воздействиями, но и воздей ствиями, связанными со старением под влиянием света, тепла, химически агрессивной среды и т. п. Таким образом, общее поло жение о том, что усталостная прочность материала тем выше, чем выше его сопротивление разрыву, и химическая стойкость, характеризуемая сопротивлением различным видам старения, очевидно и не нуждается в специальных доказательствах.
Рис. 32. Допускаемые напряжения для ре зины в зависимости от числа циклов (стрел ками показана область допускаемых напряже
ний; -)- — область допускаемых |
напряжений |
с предварительной, статической |
нагрузкой); |
-------область допускаемых напряжений при сдвиге
В общем случае между числом циклов до разрушения резино вого образца и напряжением о (или деформацией е) при симметрич ных циклах нагружения справедливы соотношения
Noa = Са или ;Vea = С3,
где постоянные С2 и Ся не зависят от частоты, а а, кроме того, и от температуры и режима испытаний.
В логарифмических координатах зависимость динамической выносливости от амплитудного значения напряжения описывается степенным законом
где oN, и oNl — амплитудные значения напряжений, соответству ющие выносливости N , и N 2 циклов.
Весьма важным для резин является вопрос о допускаемых напряжениях. Учитывая сложность физико-механических превра щений, сопровождающих процесс деформирования резины, этот вопрос на сегодняшний день не может быть решен однозначно даже для материалов одного состава. Многие исследователи рас
42
ходятся во мнении при оценке допускаемых напряжений, однако при оценке допускаемых деформаций результаты оказываются довольно близкими.
Герст [851 обобщил данные экспериментальных исследований и для каучуков на основе НК со статическим модулем около С,7 МН/ма вывел следующие эмпирические правила:
надежная работа при сжатии образцов возможна в области, ограниченной прямыми, показанными на рис. 32. Выше этой области надежность может быть получена лишь при эксплуатации деталей на плоский сдвиг;
при скручивании деталей допускаемые напряжения следует уменьшать в 1,5 раза по сравнению с деформациями плоского сдвига;
деформации сжатия свыше 50% могут быть реализованы лишь при эпизодических нагрузках, когда надежность системы не так важна. Предельными же величинами деформаций следует счи тать 25%.
Кервилсон [85] полагает, что для резиновых амортизаторов и гасителей колебаний при малых нагрузках допускаемые напряже ния при сжатии можно принимать равными до 3,5 МН/м2 и при сдвиге—0,35 МН/м2, допускаемые величины деформации при сжа тии до 15% и при сдвиге до 70%. А. Деви [85] для деталей с интен сивным динамическим режимом нагружений ограничивает область допускаемых напряжений величиной 0,1 МН/м2.
В л и я н и е ч а с т о т ы н а г р у ж е н и я . При исследо вании долговечности пленок и стандартных резиновых образцов в виде тонких полосок многие исследователи [64, 84] считают, что частота не оказывает существенного влияния на усталостный процесс. Это обстоятельство в ряде случаев используется для интенсификации усталостных испытаний и создания инженерных экспресс-методов, при которых пренебрегают незначительным разо гревом образца при повышении частоты нагружения. Такая мето дика приемлема для сравнительной оценки долговечности различ ных резин, деформирование которых осуществляется в одинако вых условиях, а малый объем не способствует накоплению теп лоты от внутренней диссипации энергии. В массивных же резино вых образцах частота нагружения будет увеличивать внутреннее теплообразование и тем самым оказывать значительное влияние на усталостный процесс. Это обстоятельство отмечали различные авторы при испытании резиновых деталей на сжатие [12] и растя жение [15], при сдвиге массивных резиновых деталей [20], кру чении [71] и т. д.
ГЛАВА 3 ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ РТИ
Проектирование резиновых деталей основано на целом ряде правил и рекомендаций, большинство из которых выработано дли тельной практикой создания и эксплуатации РТИ в различных условиях их применения [46, 85]. Ниже рассматриваются основ ные аспекты практического проектирования РТИ преимущест венно для деталей, используемых в горных и горно-обогатитель ных машинах.
Правильно сконструированная резиновая деталь должна по возможности исключать области избыточных напряжений, необра тимых деформаций и чрезмерного нагрева от действия цикличе ских нагрузок.
Учитывая несжимаемость резины, одним из основных требова ний, обеспечивающих нормальную деформацию детали под на грузкой, является возможность изменения формы элемента. Конструктивно это условие реализуется при расширении резины в одном или двух направлениях. Несоблюдение этого правила приводит к созданию практически неработоспособных конструк ций.
Одной из основных причин, приводящих к быстрому выходу из строя резиновых деталей, является их разрушение вследствие высокой концентрации напряжений, возникающих в отдельных местах. Причины появления таких концентраций различны. Условно их можно разделить на технологические и конструк тивные.
К технологическим относят такие концентраторы, как различ ные твердые включения в смеси, образовавшиеся при вулканиза ции изделия пустоты, трещины и т. д. Их можно устранить только улучшением технологии изготовления деталей.
Конструктивные концентраторы напряжений возникают вслед ствие неправильного проектирования детали и узла нагружения в целом. Правильно сконструированной считается деталь, у кото рой напряжения распределяются равномерно по всему объему.
Достигнуть такого напряженного состояния одними конструк тивными методами весьма трудно, однако представляется возмож ность исключить локальные напряжения, которые в большинстве
44
случаев и являются основной причиной разрушения детали. Так, например, концентрация напряжений в резиновых изделиях может быть вызвана неправильно выбранной формой свободной поверхности или неправильным сопряжением соединения резина—
металл. |
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|||
|
В конструкциях (см. рис. 9) |
|
|
|||||||||
на боковой поверхности резины, |
|
|
||||||||||
и особенно |
в |
углах деформиро |
|
|
||||||||
ванной детали, действуют зна |
|
|
||||||||||
чительные напряжения изгиба. |
|
|
||||||||||
Эти локальные напряжения мо |
|
|
||||||||||
гут быть уменьшены, если опор |
|
|
||||||||||
ным |
поверхностям |
металличе |
|
|
||||||||
ских |
пластин придать сфериче |
|
|
|||||||||
скую форму или боковой по |
|
|
||||||||||
верхности |
резины — вогнутую |
|
|
|||||||||
форму. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Для уменьшения мест с кон |
|
|
|||||||||
центрацией |
напряжений необ |
|
|
|||||||||
ходимо избегать |
острых углов, |
|
|
|||||||||
выступов, |
канавок, |
|
отверстий |
|
|
|||||||
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
На рис. 33 показаны при |
|
|
|||||||||
меры |
проектирования деталей |
|
|
|||||||||
с различными концентраторами |
|
|
||||||||||
напряжений. |
|
|
|
|
|
де |
|
|
||||
|
В |
резинометаллических |
|
|
||||||||
талях (рис. 33, а, б) при соеди |
|
|
||||||||||
нении резины с арматурой |
ост |
|
|
|||||||||
рые углы |
в |
местах |
стыка |
су |
|
|
||||||
щественно |
зшенынают |
долго |
|
|
||||||||
вечность |
конструкции. |
|
Для |
|
|
|||||||
устранения этого явления не |
|
|
||||||||||
обходимо |
места |
|
сопряжения |
|
|
|||||||
выполнять |
с большими |
ради |
|
|
||||||||
усами, не менее 5 мм. |
Это отно |
|
|
|||||||||
сятся и к внутренним |
полостям |
|
|
|||||||||
в |
резиновом |
массиве |
(рис. 33, |
|
|
|||||||
в, |
г). |
Если |
резиновая |
деталь |
Рис. 33. Проектирование резиновых |
|||||||
до |
деформации |
имела |
отвер |
|||||||||
деталей с различными концентрато |
||||||||||||
стие прямоугольной формы, то |
рами (слева — примеры неправиль |
|||||||||||
под нагрузкой в |
углах |
отвер |
ного |
проектирования) |
||||||||
стия |
возникает |
значительная |
|
отверстии форма его |
||||||||
концентрация напряжений. |
При овальном |
|||||||||||
сохраняется |
и под |
нагрузкой, |
а напряжения распределяются |
практически равномерно. Необходимо также избегать острых углов металлических пластин, особенно в местах, где резина наиболее напряжена.
45
Если резиновое изделие подвергается абразивному износу, то геометрическая форма его рабочей поверхности в значительной мере определяет долговечность и прочность конструкции. Для футеровочных плит (см. рис. 16) непременным условием их долго
вечной работы |
является отсутствие |
острых |
углов, отверстий, |
о |
б |
в |
I |
Рис. 34. Проектирование резиновых катков
выступов и других мест с повышенной концентрацией напряжений, возникающей при движении по поверхности крупнокускового материала. С этой целью выступы на поверхности резины выпол няют с определенным закруглением, а футеровочные плиты к рабо чему органу машины крепят че
рез металлическую арматуру.
В резиновых ситах отверстия прямоугольной формы также сле дует выполнять с закруглением, а натяжение сита осуществлять та ким образом, чтобы не вызывать перекоса рабочей поверхности.
Для обрезиненных катков и направляющих роликов большое , влияние на прочность соедине ния резина — металл оказывает форма металлической поверхно сти. Практически было доказано [85], что «ласточкины хвосты» и значительная шероховатость по верхности в виде зубцов (рис. 34, а, б) не способствовали увели чению прочности соединения. Бо лее того, являясь концентрато рами напряжения, они приводи ли к преждевременному разруше
нию конструкции. Предпочтительной оказалась гладкая форма металлической поверхности (рис. 34, в) с креплением резины через латунированный слой. Однако и в этом случае при больших скоростях движения наблюдалось разрушение резинового эле мента на внешних сторонах стыка за счет «подрезки» и возникно вения значительных локальных напряжений. Выпуклый профиль металлической поверхности (рис. 34, г) несколько уменьшал эф
46
фект «подрезки» и являлся наиболее приемлемым для данного случая.
Если резинометаллические детали ийеют болтовые вставки или специальные посадочные места под крепление, особое внима ние необходимо уделять достижению равномерного распределения напряжений. На рис. 35 слева показаны различные типы кон струкций РТИ, имеющих болтовые вставки (рис. 35, а, б) и поса дочные места (рис. 35, в), в которых при деформации возникают локальные перенапряжения за счет уменьшения толщины рези нового слоя. Справа на этом же рисунке показаны конструктив ные приемы, позволяющие в некоторой степени избежать этого недостатка.
Рис. 36. Резинометаллические втулки
Соединение крупногабаритных резиновых плит с металличе ской поверхностью может осуществляться либо непосредственно механическим способом через слой резины (см. рис. 16, б), либо через металлическую арматуру. В первом случае при затяжке болтового соединения деформированный слой резины релаксирует во времени, ослабляя тем самым узел крепления. Кроме того, под головкой болта возникают значительные локальные напряже ния. Конструкции, показанные на рис. 16, в, этих недостатков не имеют и узел крепления является более надежным.
Вследствие различных коэффициентов линейного расширения резины и армирующих металлов при усадке изделия после вулка низации в его объеме могут возникать термические напряжения, вызывающие коробление детали. Это явление особенно проявля ется в резинометаллических изделиях типа блок — шарнир (см. рис. 14, а), в которых резина размещается между двумя концентрично расположенными цилиндрами и присоединяется к ним в процессе вулканизации. Для снятия термических напряжений металлические обоймы обычно выполняют разрезными.
Прочность изделий втулочного типа, особенно при многократ ных циклических нагрузках, может быть значительно повышена, если свободной поверхности придать соответствующую форму. На рис. 36, а—в представлены различные типы свободной поверх ности шарниров, работающих на коаксиальный сдвиг. Стрел ками показаны места разрушения резинового элемента. Более
47
приемлемой в данном случае является конструкция, показанная на рис. 36, в.
На рис. 36, г, д показаны две конструкции втулочного типа, в которых внешняя обойма по условиям эксплуатации должна закручиваться на угол до 250°. В конструкции (см. рис. 36, г) резиновый элемент при больших смещениях коаксиального сдвига коробится и его разрушение начинается уже при углах около 180°. Изменяя форму свободной поверхности, как показано на рис. 36, д, можно достигнуть углового смещения до 250° при
вполне работоспособной и долго вечной детали.
Для уравновешивания напря жений на внешней и внутренней обоймах внешнюю втулку обычно выполняют более короткой, а свободную резиновую поверхность закругляют с большим радиусом (рис. 36, е). Конструкция втулки, показанная на рис. 36, ж, менее предпочтительна.
Жесткость конструкции в зна чительной степени определяется соотношением продольного и по перечного размеров эластичного элемента. Чем толще слой резины, тем он податливей. Если же его разделить металлическими пла стинами, то жесткость такой кон струкции резко возрастет при оди наковой суммарной толщине рези новых пластин. Это свойство по ложено в основу создания дета лей, обладающих значительной жесткостью в одном напра
влении, например при сжатии, и податливостью в другом, напри мер при сдвиге или скручивании. На рис. 37 показаны различные конструкции, в которых металлические разделительные вставки придают изделиям новые деформационные свойства.
При проектировании РТИ с различным соотношением геомет рических размеров следует учитывать устойчивость конструкции под действием внешней нагрузки. Если амортизатор цилиндриче ской формы имеет высоту, превышающую его диаметр, то под дей ствием сжимающей силы он может потерять устойчивость. Обычно при этом боковая поверхность амортизатора выпучивается, при
нимая криволинейную форму, и |
дальнейшая |
его эксплуатация |
в таком положении практически |
невозможна. |
Потеря устойчи |
вости РТИ может быть вызвана различными причинами, в том числе внецентровой нагрузкой.
48
Расчету устойчивости РТИ до настоящего времени уделяли мало внимания, поэтому при создании резиновых деталей в боль
шинстве |
|
случаев |
руководствуются |
|
|
|
|
|||||||
накопленным в процессе эксплуата- * |
|
|
|
|||||||||||
ции |
опытом. |
|
Некоторые рекомен- |
§ |
|
|
|
|||||||
дации, |
которые |
могут |
быть при- |
^ |
|
|
|
|||||||
няты во внимание конструкторами и |
^ |
0& |
|
|
||||||||||
расчетчиками, |
|
сводятся |
к |
следу- |
|
|
||||||||
ющему. |
деталях |
с цилиндрическим |
5 |
о2 |
|
|
||||||||
1. |
В |
|
|
|||||||||||
или |
прямоугольным |
сечением цен |
<Ъ ’ |
|
|
|||||||||
тральные |
отверстия |
несколько по |
1 |
|
|
|
||||||||
вышают устойчивость. |
Подбором со |
§ |
|
|
|
|||||||||
отношений высоты и диаметров (или |
|
|
|
|
||||||||||
высоты и длин |
сторон |
для |
аморти |
|
|
|
|
|||||||
заторов |
с прямоугольным сечением) |
Рис. 38. Зависимости |
крити |
|||||||||||
можно добиться устойчивой конструк |
||||||||||||||
ческой |
сжимающей деформа |
|||||||||||||
ции |
для |
определенных |
величин де |
ции амортизатора от соотно |
||||||||||
формации. |
На |
рис. |
38 |
приведены |
шения |
геометрических |
разме |
|||||||
зависимости |
критической |
сжимаю |
ров на |
фиксируемых (/) или |
||||||||||
щей |
деформации |
амортизаторов от |
свободных (II) торцах (по оси |
|||||||||||
абсцисс |
отложено отношение |
|||||||||||||
соотношения |
геометрических разме |
высоты к диаметру или к ко |
||||||||||||
ров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
роткой стороне): |
|
||
2. Если сплошная цилиндрическая |
|
1—для круглого сечеиия; г —для |
||||||||||||
деталь является неудовлетворитель |
|
прямоугольного сечения |
||||||||||||
|
|
|
|
ной с точки зрения устойчивости под нагрузкой, следует ввести промежуточные металлические пласти
ны, как это показано на рис. 9, в. |
Такие пластины весьма эффек |
||||||||
|
тивны при осевом сжатии. |
При |
значи |
||||||
|
тельных |
деформациях сдвига стабили |
|||||||
|
зирующее |
действие |
их |
несколько |
|||||
|
уменьшается и |
амортизатор может по |
|||||||
|
терять устойчивость. |
|
|
|
|
||||
|
3. |
|
Обычно |
при конструировани |
|||||
|
цилиндрических резиновых амортизато |
||||||||
|
ров их высота из соображений устой |
||||||||
|
чивости принимается [не более 1—1,2 |
||||||||
|
диаметра |
|
[85]. |
Дальнейшее увеличение |
|||||
|
высоты приводит к потере устойчивости |
||||||||
|
элементов. |
Конструкция упругой опоры |
|||||||
|
на рис. 39 позволяет значительно уве |
||||||||
|
личить |
высоту |
без |
заметной |
потери |
||||
|
устойчивости. |
Опора |
состоит из |
двух |
|||||
|
одинаковых наборных секций, вклю |
||||||||
|
чающих ряд тарельчатых пластин 1, |
||||||||
|
между которыми располагаются резино |
||||||||
Рис. 39. Конструкция уп |
вые элементы 2. |
Соединение |
и |
пра |
|||||
ругой опоры |
вильная установка секции осуществля |
4 Заказ 1074 |
49 |