Файл: Потураев, В. Н. Резина в горном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где aN — амплитудное значение напряжений; р — безразмерный коэффициент, характеризующий зависимость прочности от повтор­ ности нагружения.

С уменьшением приложенных напряжений время до момента разрушения растет. При этом выносливость резины будет опре­ деляться не только механическими воздействиями, но и воздей­ ствиями, связанными со старением под влиянием света, тепла, химически агрессивной среды и т. п. Таким образом, общее поло­ жение о том, что усталостная прочность материала тем выше, чем выше его сопротивление разрыву, и химическая стойкость, характеризуемая сопротивлением различным видам старения, очевидно и не нуждается в специальных доказательствах.

Рис. 32. Допускаемые напряжения для ре­ зины в зависимости от числа циклов (стрел­ ками показана область допускаемых напряже­

ний; -)- — область допускаемых

напряжений

с предварительной, статической

нагрузкой);

-------область допускаемых напряжений при сдвиге

В общем случае между числом циклов до разрушения резино­ вого образца и напряжением о (или деформацией е) при симметрич­ ных циклах нагружения справедливы соотношения

Noa = Са или ;Vea = С3,

где постоянные С2 и Ся не зависят от частоты, а а, кроме того, и от температуры и режима испытаний.

В логарифмических координатах зависимость динамической выносливости от амплитудного значения напряжения описывается степенным законом

где oN, и oNl — амплитудные значения напряжений, соответству­ ющие выносливости N , и N 2 циклов.

Весьма важным для резин является вопрос о допускаемых напряжениях. Учитывая сложность физико-механических превра­ щений, сопровождающих процесс деформирования резины, этот вопрос на сегодняшний день не может быть решен однозначно даже для материалов одного состава. Многие исследователи рас­

42

ходятся во мнении при оценке допускаемых напряжений, однако при оценке допускаемых деформаций результаты оказываются довольно близкими.

Герст [851 обобщил данные экспериментальных исследований и для каучуков на основе НК со статическим модулем около С,7 МН/ма вывел следующие эмпирические правила:

надежная работа при сжатии образцов возможна в области, ограниченной прямыми, показанными на рис. 32. Выше этой области надежность может быть получена лишь при эксплуатации деталей на плоский сдвиг;

при скручивании деталей допускаемые напряжения следует уменьшать в 1,5 раза по сравнению с деформациями плоского сдвига;

деформации сжатия свыше 50% могут быть реализованы лишь при эпизодических нагрузках, когда надежность системы не так важна. Предельными же величинами деформаций следует счи­ тать 25%.

Кервилсон [85] полагает, что для резиновых амортизаторов и гасителей колебаний при малых нагрузках допускаемые напряже­ ния при сжатии можно принимать равными до 3,5 МН/м2 и при сдвиге—0,35 МН/м2, допускаемые величины деформации при сжа­ тии до 15% и при сдвиге до 70%. А. Деви [85] для деталей с интен­ сивным динамическим режимом нагружений ограничивает область допускаемых напряжений величиной 0,1 МН/м2.

В л и я н и е ч а с т о т ы н а г р у ж е н и я . При исследо­ вании долговечности пленок и стандартных резиновых образцов в виде тонких полосок многие исследователи [64, 84] считают, что частота не оказывает существенного влияния на усталостный процесс. Это обстоятельство в ряде случаев используется для интенсификации усталостных испытаний и создания инженерных экспресс-методов, при которых пренебрегают незначительным разо­ гревом образца при повышении частоты нагружения. Такая мето­ дика приемлема для сравнительной оценки долговечности различ­ ных резин, деформирование которых осуществляется в одинако­ вых условиях, а малый объем не способствует накоплению теп­ лоты от внутренней диссипации энергии. В массивных же резино­ вых образцах частота нагружения будет увеличивать внутреннее теплообразование и тем самым оказывать значительное влияние на усталостный процесс. Это обстоятельство отмечали различные авторы при испытании резиновых деталей на сжатие [12] и растя­ жение [15], при сдвиге массивных резиновых деталей [20], кру­ чении [71] и т. д.


ГЛАВА 3 ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ РТИ

Проектирование резиновых деталей основано на целом ряде правил и рекомендаций, большинство из которых выработано дли­ тельной практикой создания и эксплуатации РТИ в различных условиях их применения [46, 85]. Ниже рассматриваются основ­ ные аспекты практического проектирования РТИ преимущест­ венно для деталей, используемых в горных и горно-обогатитель­ ных машинах.

Правильно сконструированная резиновая деталь должна по возможности исключать области избыточных напряжений, необра­ тимых деформаций и чрезмерного нагрева от действия цикличе­ ских нагрузок.

Учитывая несжимаемость резины, одним из основных требова­ ний, обеспечивающих нормальную деформацию детали под на­ грузкой, является возможность изменения формы элемента. Конструктивно это условие реализуется при расширении резины в одном или двух направлениях. Несоблюдение этого правила приводит к созданию практически неработоспособных конструк­ ций.

Одной из основных причин, приводящих к быстрому выходу из строя резиновых деталей, является их разрушение вследствие высокой концентрации напряжений, возникающих в отдельных местах. Причины появления таких концентраций различны. Условно их можно разделить на технологические и конструк­ тивные.

К технологическим относят такие концентраторы, как различ­ ные твердые включения в смеси, образовавшиеся при вулканиза­ ции изделия пустоты, трещины и т. д. Их можно устранить только улучшением технологии изготовления деталей.

Конструктивные концентраторы напряжений возникают вслед­ ствие неправильного проектирования детали и узла нагружения в целом. Правильно сконструированной считается деталь, у кото­ рой напряжения распределяются равномерно по всему объему.

Достигнуть такого напряженного состояния одними конструк­ тивными методами весьма трудно, однако представляется возмож­ ность исключить локальные напряжения, которые в большинстве

44

случаев и являются основной причиной разрушения детали. Так, например, концентрация напряжений в резиновых изделиях может быть вызвана неправильно выбранной формой свободной поверхности или неправильным сопряжением соединения резина—

металл.

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

В конструкциях (см. рис. 9)

 

 

на боковой поверхности резины,

 

 

и особенно

в

углах деформиро­

 

 

ванной детали, действуют зна­

 

 

чительные напряжения изгиба.

 

 

Эти локальные напряжения мо­

 

 

гут быть уменьшены, если опор­

 

 

ным

поверхностям

металличе­

 

 

ских

пластин придать сфериче­

 

 

скую форму или боковой по­

 

 

верхности

резины — вогнутую

 

 

форму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для уменьшения мест с кон­

 

 

центрацией

напряжений необ­

 

 

ходимо избегать

острых углов,

 

 

выступов,

канавок,

 

отверстий

 

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 33 показаны при­

 

 

меры

проектирования деталей

 

 

с различными концентраторами

 

 

напряжений.

 

 

 

 

 

де­

 

 

 

В

резинометаллических

 

 

талях (рис. 33, а, б) при соеди­

 

 

нении резины с арматурой

ост­

 

 

рые углы

в

местах

стыка

су­

 

 

щественно

зшенынают

долго­

 

 

вечность

конструкции.

 

Для

 

 

устранения этого явления не­

 

 

обходимо

места

 

сопряжения

 

 

выполнять

с большими

ради­

 

 

усами, не менее 5 мм.

Это отно­

 

 

сятся и к внутренним

полостям

 

 

в

резиновом

массиве

(рис. 33,

 

 

в,

г).

Если

резиновая

деталь

Рис. 33. Проектирование резиновых

до

деформации

имела

отвер­

деталей с различными концентрато­

стие прямоугольной формы, то

рами (слева — примеры неправиль­

под нагрузкой в

углах

отвер­

ного

проектирования)

стия

возникает

значительная

 

отверстии форма его

концентрация напряжений.

При овальном

сохраняется

и под

нагрузкой,

а напряжения распределяются

практически равномерно. Необходимо также избегать острых углов металлических пластин, особенно в местах, где резина наиболее напряжена.

45


Рис. 35. Примеры конструирова­ ния деталей с болтовыми встав­ ками и посадочными местами
а

Если резиновое изделие подвергается абразивному износу, то геометрическая форма его рабочей поверхности в значительной мере определяет долговечность и прочность конструкции. Для футеровочных плит (см. рис. 16) непременным условием их долго­

вечной работы

является отсутствие

острых

углов, отверстий,

о

б

в

I

Рис. 34. Проектирование резиновых катков

выступов и других мест с повышенной концентрацией напряжений, возникающей при движении по поверхности крупнокускового материала. С этой целью выступы на поверхности резины выпол­ няют с определенным закруглением, а футеровочные плиты к рабо­ чему органу машины крепят че­

рез металлическую арматуру.

В резиновых ситах отверстия прямоугольной формы также сле­ дует выполнять с закруглением, а натяжение сита осуществлять та­ ким образом, чтобы не вызывать перекоса рабочей поверхности.

Для обрезиненных катков и направляющих роликов большое , влияние на прочность соедине­ ния резина — металл оказывает форма металлической поверхно­ сти. Практически было доказано [85], что «ласточкины хвосты» и значительная шероховатость по­ верхности в виде зубцов (рис. 34, а, б) не способствовали увели­ чению прочности соединения. Бо­ лее того, являясь концентрато­ рами напряжения, они приводи­ ли к преждевременному разруше­

нию конструкции. Предпочтительной оказалась гладкая форма металлической поверхности (рис. 34, в) с креплением резины через латунированный слой. Однако и в этом случае при больших скоростях движения наблюдалось разрушение резинового эле­ мента на внешних сторонах стыка за счет «подрезки» и возникно­ вения значительных локальных напряжений. Выпуклый профиль металлической поверхности (рис. 34, г) несколько уменьшал эф­

46

фект «подрезки» и являлся наиболее приемлемым для данного случая.

Если резинометаллические детали ийеют болтовые вставки или специальные посадочные места под крепление, особое внима­ ние необходимо уделять достижению равномерного распределения напряжений. На рис. 35 слева показаны различные типы кон­ струкций РТИ, имеющих болтовые вставки (рис. 35, а, б) и поса­ дочные места (рис. 35, в), в которых при деформации возникают локальные перенапряжения за счет уменьшения толщины рези­ нового слоя. Справа на этом же рисунке показаны конструктив­ ные приемы, позволяющие в некоторой степени избежать этого недостатка.

Рис. 36. Резинометаллические втулки

Соединение крупногабаритных резиновых плит с металличе­ ской поверхностью может осуществляться либо непосредственно механическим способом через слой резины (см. рис. 16, б), либо через металлическую арматуру. В первом случае при затяжке болтового соединения деформированный слой резины релаксирует во времени, ослабляя тем самым узел крепления. Кроме того, под головкой болта возникают значительные локальные напряже­ ния. Конструкции, показанные на рис. 16, в, этих недостатков не имеют и узел крепления является более надежным.

Вследствие различных коэффициентов линейного расширения резины и армирующих металлов при усадке изделия после вулка­ низации в его объеме могут возникать термические напряжения, вызывающие коробление детали. Это явление особенно проявля­ ется в резинометаллических изделиях типа блок — шарнир (см. рис. 14, а), в которых резина размещается между двумя концентрично расположенными цилиндрами и присоединяется к ним в процессе вулканизации. Для снятия термических напряжений металлические обоймы обычно выполняют разрезными.

Прочность изделий втулочного типа, особенно при многократ­ ных циклических нагрузках, может быть значительно повышена, если свободной поверхности придать соответствующую форму. На рис. 36, а—в представлены различные типы свободной поверх­ ности шарниров, работающих на коаксиальный сдвиг. Стрел­ ками показаны места разрушения резинового элемента. Более

47


Рис. 37. Детали с разделитель­ ными вставками

приемлемой в данном случае является конструкция, показанная на рис. 36, в.

На рис. 36, г, д показаны две конструкции втулочного типа, в которых внешняя обойма по условиям эксплуатации должна закручиваться на угол до 250°. В конструкции (см. рис. 36, г) резиновый элемент при больших смещениях коаксиального сдвига коробится и его разрушение начинается уже при углах около 180°. Изменяя форму свободной поверхности, как показано на рис. 36, д, можно достигнуть углового смещения до 250° при

вполне работоспособной и долго­ вечной детали.

Для уравновешивания напря­ жений на внешней и внутренней обоймах внешнюю втулку обычно выполняют более короткой, а свободную резиновую поверхность закругляют с большим радиусом (рис. 36, е). Конструкция втулки, показанная на рис. 36, ж, менее предпочтительна.

Жесткость конструкции в зна­ чительной степени определяется соотношением продольного и по­ перечного размеров эластичного элемента. Чем толще слой резины, тем он податливей. Если же его разделить металлическими пла­ стинами, то жесткость такой кон­ струкции резко возрастет при оди­ наковой суммарной толщине рези­ новых пластин. Это свойство по­ ложено в основу создания дета­ лей, обладающих значительной жесткостью в одном напра­

влении, например при сжатии, и податливостью в другом, напри­ мер при сдвиге или скручивании. На рис. 37 показаны различные конструкции, в которых металлические разделительные вставки придают изделиям новые деформационные свойства.

При проектировании РТИ с различным соотношением геомет­ рических размеров следует учитывать устойчивость конструкции под действием внешней нагрузки. Если амортизатор цилиндриче­ ской формы имеет высоту, превышающую его диаметр, то под дей­ ствием сжимающей силы он может потерять устойчивость. Обычно при этом боковая поверхность амортизатора выпучивается, при­

нимая криволинейную форму, и

дальнейшая

его эксплуатация

в таком положении практически

невозможна.

Потеря устойчи­

вости РТИ может быть вызвана различными причинами, в том числе внецентровой нагрузкой.

48


Расчету устойчивости РТИ до настоящего времени уделяли мало внимания, поэтому при создании резиновых деталей в боль­

шинстве

 

случаев

руководствуются

 

 

 

 

накопленным в процессе эксплуата- *

 

 

 

ции

опытом.

 

Некоторые рекомен-

§

 

 

 

дации,

которые

могут

быть при-

^

 

 

 

няты во внимание конструкторами и

^

0&

 

 

расчетчиками,

 

сводятся

к

следу-

 

 

ющему.

деталях

с цилиндрическим

5

о2

 

 

1.

В

 

 

или

прямоугольным

сечением цен­

<Ъ ’

 

 

тральные

отверстия

несколько по­

1

 

 

 

вышают устойчивость.

Подбором со­

§

 

 

 

отношений высоты и диаметров (или

 

 

 

 

высоты и длин

сторон

для

аморти­

 

 

 

 

заторов

с прямоугольным сечением)

Рис. 38. Зависимости

крити­

можно добиться устойчивой конструк­

ческой

сжимающей деформа­

ции

для

определенных

величин де­

ции амортизатора от соотно­

формации.

На

рис.

38

приведены

шения

геометрических

разме­

зависимости

критической

сжимаю­

ров на

фиксируемых (/) или

щей

деформации

амортизаторов от

свободных (II) торцах (по оси

абсцисс

отложено отношение

соотношения

геометрических разме­

высоты к диаметру или к ко­

ров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

роткой стороне):

 

2. Если сплошная цилиндрическая

 

1—для круглого сечеиия; г —для

деталь является неудовлетворитель­

 

прямоугольного сечения

 

 

 

 

ной с точки зрения устойчивости под нагрузкой, следует ввести промежуточные металлические пласти­

ны, как это показано на рис. 9, в.

Такие пластины весьма эффек­

 

тивны при осевом сжатии.

При

значи­

 

тельных

деформациях сдвига стабили­

 

зирующее

действие

их

несколько

 

уменьшается и

амортизатор может по­

 

терять устойчивость.

 

 

 

 

 

3.

 

Обычно

при конструировани

 

цилиндрических резиновых амортизато­

 

ров их высота из соображений устой­

 

чивости принимается [не более 1—1,2

 

диаметра

 

[85].

Дальнейшее увеличение

 

высоты приводит к потере устойчивости

 

элементов.

Конструкция упругой опоры

 

на рис. 39 позволяет значительно уве­

 

личить

высоту

без

заметной

потери

 

устойчивости.

Опора

состоит из

двух

 

одинаковых наборных секций, вклю­

 

чающих ряд тарельчатых пластин 1,

 

между которыми располагаются резино­

Рис. 39. Конструкция уп­

вые элементы 2.

Соединение

и

пра­

ругой опоры

вильная установка секции осуществля­

4 Заказ 1074

49