ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
|
|
Продолжение табл. 3 |
Признаки |
Причины разрушения |
Рекомендации устранению |
разрушения |
Коррозия метал |
Воздействие озона, |
|
лической арма |
шахтной воды, |
|
туры, появление |
кислот, |
щелочей |
на резиновой |
и т. |
д. |
поверхности ' |
|
|
сетки мелких трещин
Металлические части следует латунировать, а резину покрыть озонозащитным лаком
Использовать специальные ти пы озоностойкнх (или стойких к конкретному агрессивному аген ту) резин
Защищать резину с помощью лаков и других покрытий от дей ствия ультрафиолетовых лучей, солнца и т. д.
Вспучивание |
Перенапряжение |
Перепроектировать |
изделие,, |
|
изделия |
|
назначив |
оптимальные |
напряже |
|
Влияние масла, |
ния |
|
|
|
Предохранять изделие от воз |
|||
|
топлива, агрессивных |
действия |
агрессивной |
среды: |
|
растворов |
использовать маслостойкие и озо |
||
|
|
ностойкие резины |
|
Пористость внут Плохая вулканиза ри изделия и на ция его поверхности
Проявление боль Локальные напряже ших трещин ния
Улучшить вулканизацию (пра вильно подобрать исходные ком поненты, увеличить давление' в форме и т . д.)
Перепроектировать изделиеt уменьшив напряжение, исполь зовать резины, устойчивые к раз растанию трещин
Разрыв резиново |
Перенапряжение |
Перепроектировать |
изделие,, |
||
го массива |
|
|
уменьшив напряжение |
|
|
Отслаивание ре |
Перенаиряжение |
Перепроектировать |
изделие,, |
||
зины от метал |
Повышенный |
нагрев |
уменьшив напряжение |
нагрева, |
|
лической арма |
Предохранять |
от |
|||
туры |
Недостаточная |
охлаждать водой или воздухом |
|||
|
Изменить метод крепления |
||||
|
прочность |
связи |
|
|
|
Расслаивание Неправильное изделия (для изготовление прессованных
РТИ)
Усталостное |
Рост усталостных |
разрушение |
трещин |
Улучшить метод прессования
Уменьшить напряжения; ис пользовать резины с повышенной прочностью и утомляемостью
55
арматуру. Различные масла и топлива могут вызывать набухание резины, что в конечном итоге приводит к уменьшению ее прочност ных свойств. Воздействие повышенной температуры при этом увеличивает вспучивание РТИ. Если конструкцию нельзя защи тить от воздействия масла, следует использовать специальные маслостойкие резины. Озон, как уже указывалось выше, вызы вает трещины в поверхностном слое резины и коррозию метал лических частей. Для защиты от озона на резиновую поверхность можно наносить специальные лаки. Металлическую арматуру следует латунировать и затем покрывать озоностойкими лаками. Эти методы пригодны для предохранения от морской воды, агрес сивных шахтных вод, солевых растворов и других химически активных сред.
Вспучивание резиновой детали может произойти также от чрез мерных механических нагружений. Появляющиеся при этом усталостные трещины, особенно в динамическом режиме эксплуа тации, могут привести к быстрому разрушению изделия. Повы шенная температура и агрессивная среда обычно ускоряют про цесс разрушения. В подобных случаях деталь необходимо пере проектировать.
Появление на поверхности резинового массива усталостных трещин не всегда свидетельствует о скором разрушении изделия. Трещины могут появляться в самом начале эксплуатации в местах с повышенной концентрацией напряжений, увеличиваться до опре деленной длины и затем прекращать свой дальнейший рост. Окон чательное разрушение резины наступает через длительный про межуток времени, измеряемый иногда годами непрерывной экс плуатации. Так, в резинометаллических элементах сдвига (см. рис. 9, д), работающих при многократных циклических нагрузках, в местах стыка резина — металл уже через 500—600 ч наработки появляются трещины, растущие в диагональном направлении. Быстрый рост их вначале со временем замедляется. Детали с такими трещинами имеют ресурс 10 000—15 000 ч и выходят из строя от усталостного разрушения. Характерно, что усталостные трещины зарождаются в центре резиновой поверхности и распро страняются в массиве. Появившиеся в местах стыка трещины не служат очагами разрушения. Их появление связано с местным перенапряжением и может быть устранено при проектировании конструкции. Закругленная форма боковой поверхности практи чески исключает появление подобных трещин.
2. РАСЧЕТ РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
Ниже рассмотрен расчет резиновых изделий, получивших наибольшее распространение в горной промышленности. При изложении этого материала авторы ограничились приведением
56
лишь конечных выражении, позволяющих определять зависи мость сила — деформация при известных механических парамет рах материала.
Расчет деталей простой формы
Ктаким деталям обычно относят элементы с прямоугольным
ицилиндрическим сечением и геометрически простой формой свободной поверхности. Многочисленные экспериментальные ис следования показывают, что условия соединения торцовых поверх
ностей РТИ с металлическими опорными плоскостями сущест венно влияют на характер их деформирования. Поэтому при рас чете зависимости сила — деформация для таких деталей следует
учитывать так называемый |
эффект торцов. |
Р а с ч е т д е т а л е й |
п р и д е ф о р м а ц и я х с ж а |
т и я . На первом этапе расчета таких деталей для учета эффекта торцов использовался метод введения некоторого условного модуля упругости Еу, присущего не материалу, а рассматривае мой конструкции в целом. Величина этого модуля зависит не только от модуля упругости резины Е и условий на торцах, но и от соотношения между размерами образца. Влияние последнего принято оценивать так называемым фактором формы Ф. Понятие о факторе формы было введено Е. Гебелем [85, 86] и в дальней шем развито в работе В. Н. Потураева [46], где для натурных РТИ приведен большой экспериментальный материал.
В качестве фактора формы в большинстве случаев принимают отношение площади основания детали, соприкасающейся со сжи мающими плоскостями, к площади ее боковой поверхности.
Величина условного модуля Еу может быть найдена из соот
ношения [3] |
|
|
(3.1> |
Еу — Е (1 + %Ф5), |
|
||
где х — коэффициент, зависящий |
от условий |
на |
торцах; % ^ |
я=* 1 — если торцы резины прочно |
соединены |
с |
металлической |
арматурой и скольжение между ними отсутствует; %^ 0 — если опорные поверхности резины и сжимающих плит гладки и хорошо
смазаны, тогда |
Еу практически совпадает с модулем |
резины Е\ |
|
б — постоянная, |
зависящая от типа резины при Ф = |
1,0 |
1,25, |
6 ^ 2 [46].
Формула (З.Г) удобна тем, что с ее помощью и при известном Еу можно сравнительно просто определять жесткость детали. Так, для изделий цилиндрической и прямоугольной формы выра жение для жесткости имеет вид
EyF
г -- ---£_•
5Т
д л я у се ч е н н о го к о н у с а с р а д и у с а м и о с н о в а н и й г г и г 2 н в ы с о т о й h
пЕуГ^я
h |
* |
а величина осадки |
|
P h |
|
пЕуГ^'ъ ’
для усеченной пирамиды со сторонами аи Ъг и а2, 2, высотой h при а
с— a^bi) Еу
|
, , aibi |
|
h In — |
|
a2^2 |
д = |
P h |
(ax&2 — a%bi) n а2Ьг ’ |
где F — площадь поперечного сечения; P — деформирующая сила. Эффект торцов при деформировании РТИ может быть учтен также с помощью некоторого коэффициента, вводимого в формулу зависимости сила — осадка. В этом случае справедливо соотно
шение [7]
где р — коэффициент, зависящий от условий на торцах и формы изделия (так называемый коэффициент ужесточения); А. = (h —
— A)/h — степень сжатия детали, Fa — начальная площадь осно вания детали; Е — модуль упругости резины.
Для резиновых изделий простой формы величина коэффици ента р может быть получена аналитическим путем. Так, если рези новый элемент с закрепленными торцами имеет цилиндрическую форму радиусом г и высотой h, то осадка элемента под действием силы Р составляет
А |
h P |
th h V 6 |
|
3 n G r 2 |
]• |
|
|
где G — модуль сдвига, а коэффициент может быть определен как
кУТ
Г
h V 6
Гг
Если резиновый элемент имеет прямоугольную форму со сто ронами основания а и Ъ(а > Ъ) и высотой h, то его осадка может быть найдена из выражения
P h ________ 1 |
1 |
2 th a h |
|
|
|
||
G a b 4(1 + ti2 —г]) |
ah |
J |
38
З д есь
1 48 (1+ т)2—т))
fc2
(т)' + (1-Г))2
коэффициент р при этом определится как
4 (1-1-112—п)
3 1- ah tg-ah
Величина ц представляет собой параметр, зависящий от соот ношения между величинами а, Ъи h резиновой детали. В случае, когда а = Ъ, д деформация в направле нии осей, перпендикулярных к действу ющей нагрузке, симметрична, коэффициент
ц= 0,5.
Впоследнее время для расчета РТИ получил распространение метод, разрабо танный Э. Э. Лавенделом и его учениками [16—19], [29—321. Этот метод основан на предположении линейной теории упругости и теории энергии формоизменения дета лей в процессе их деформирования. Так,
при малых деформациях |
(е =+ 0,15 |
-ь 0,2) |
Рис. 43. Зависимость |
||||
для |
сплошного цилиндра |
диаметром |
d |
|
Р («) |
||
и высотой h при r/h = |
р > |
7 жесткость |
осадки могут быть най |
||||
с и напряжения а в случае продольной |
|||||||
дены по следующим приближенным формулам: |
|
||||||
|
с= 4 = 4’75Сж > |
|
|
||||
|
|
0 = 1,1 |
Ph |
|
|
|
|
|
|
7-3 |
|
|
|
||
при |
0,6 sc р |
|
|
|
|
|
|
|
с = 4,75GP(2,43 + р2) г, |
|
|||||
|
о = |
0,405р2 |
|
|
P h |
' |
|
|
2,43+ р2 |
|
|
/•3 |
> |
||
|
|
|
|
||||
при р =5 0,6 |
|
Р 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
Р |
* |
|
|
|
с —ЗяG h ’ |
Jtr2 |
|
Жесткость полого амортизатора с внутренним радиусом г2, наружным гх и высотой h определяется из выражения
c = |- = 4)7 5 p »(l-a * )(l + a * + ^ = ^ ) C r 1;
h »
5&