Файл: Потураев, В. Н. Резина в горном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Продолжение табл. 3

Признаки

Причины разрушения

Рекомендации устранению

разрушения

Коррозия метал­

Воздействие озона,

лической арма­

шахтной воды,

туры, появление

кислот,

щелочей

на резиновой

и т.

д.

поверхности '

 

 

сетки мелких трещин

Металлические части следует латунировать, а резину покрыть озонозащитным лаком

Использовать специальные ти­ пы озоностойкнх (или стойких к конкретному агрессивному аген­ ту) резин

Защищать резину с помощью лаков и других покрытий от дей­ ствия ультрафиолетовых лучей, солнца и т. д.

Вспучивание

Перенапряжение

Перепроектировать

изделие,,

изделия

 

назначив

оптимальные

напряже­

 

Влияние масла,

ния

 

 

 

Предохранять изделие от воз­

 

топлива, агрессивных

действия

агрессивной

среды:

 

растворов

использовать маслостойкие и озо­

 

 

ностойкие резины

 

Пористость внут­ Плохая вулканиза­ ри изделия и на ция его поверхности

Проявление боль­ Локальные напряже­ ших трещин ния

Улучшить вулканизацию (пра­ вильно подобрать исходные ком­ поненты, увеличить давление' в форме и т . д.)

Перепроектировать изделиеt уменьшив напряжение, исполь­ зовать резины, устойчивые к раз­ растанию трещин

Разрыв резиново­

Перенапряжение

Перепроектировать

изделие,,

го массива

 

 

уменьшив напряжение

 

Отслаивание ре­

Перенаиряжение

Перепроектировать

изделие,,

зины от метал­

Повышенный

нагрев

уменьшив напряжение

нагрева,

лической арма­

Предохранять

от

туры

Недостаточная

охлаждать водой или воздухом

 

Изменить метод крепления

 

прочность

связи

 

 

 

Расслаивание Неправильное изделия (для изготовление прессованных

РТИ)

Усталостное

Рост усталостных

разрушение

трещин

Улучшить метод прессования

Уменьшить напряжения; ис­ пользовать резины с повышенной прочностью и утомляемостью

55


арматуру. Различные масла и топлива могут вызывать набухание резины, что в конечном итоге приводит к уменьшению ее прочност­ ных свойств. Воздействие повышенной температуры при этом увеличивает вспучивание РТИ. Если конструкцию нельзя защи­ тить от воздействия масла, следует использовать специальные маслостойкие резины. Озон, как уже указывалось выше, вызы­ вает трещины в поверхностном слое резины и коррозию метал­ лических частей. Для защиты от озона на резиновую поверхность можно наносить специальные лаки. Металлическую арматуру следует латунировать и затем покрывать озоностойкими лаками. Эти методы пригодны для предохранения от морской воды, агрес­ сивных шахтных вод, солевых растворов и других химически активных сред.

Вспучивание резиновой детали может произойти также от чрез­ мерных механических нагружений. Появляющиеся при этом усталостные трещины, особенно в динамическом режиме эксплуа­ тации, могут привести к быстрому разрушению изделия. Повы­ шенная температура и агрессивная среда обычно ускоряют про­ цесс разрушения. В подобных случаях деталь необходимо пере­ проектировать.

Появление на поверхности резинового массива усталостных трещин не всегда свидетельствует о скором разрушении изделия. Трещины могут появляться в самом начале эксплуатации в местах с повышенной концентрацией напряжений, увеличиваться до опре­ деленной длины и затем прекращать свой дальнейший рост. Окон­ чательное разрушение резины наступает через длительный про­ межуток времени, измеряемый иногда годами непрерывной экс­ плуатации. Так, в резинометаллических элементах сдвига (см. рис. 9, д), работающих при многократных циклических нагрузках, в местах стыка резина — металл уже через 500—600 ч наработки появляются трещины, растущие в диагональном направлении. Быстрый рост их вначале со временем замедляется. Детали с такими трещинами имеют ресурс 10 000—15 000 ч и выходят из строя от усталостного разрушения. Характерно, что усталостные трещины зарождаются в центре резиновой поверхности и распро­ страняются в массиве. Появившиеся в местах стыка трещины не служат очагами разрушения. Их появление связано с местным перенапряжением и может быть устранено при проектировании конструкции. Закругленная форма боковой поверхности практи­ чески исключает появление подобных трещин.

2. РАСЧЕТ РЕЗИНОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

Ниже рассмотрен расчет резиновых изделий, получивших наибольшее распространение в горной промышленности. При изложении этого материала авторы ограничились приведением

56


лишь конечных выражении, позволяющих определять зависи­ мость сила — деформация при известных механических парамет­ рах материала.

Расчет деталей простой формы

Ктаким деталям обычно относят элементы с прямоугольным

ицилиндрическим сечением и геометрически простой формой свободной поверхности. Многочисленные экспериментальные ис­ следования показывают, что условия соединения торцовых поверх­

ностей РТИ с металлическими опорными плоскостями сущест­ венно влияют на характер их деформирования. Поэтому при рас­ чете зависимости сила — деформация для таких деталей следует

учитывать так называемый

эффект торцов.

Р а с ч е т д е т а л е й

п р и д е ф о р м а ц и я х с ж а ­

т и я . На первом этапе расчета таких деталей для учета эффекта торцов использовался метод введения некоторого условного модуля упругости Еу, присущего не материалу, а рассматривае­ мой конструкции в целом. Величина этого модуля зависит не только от модуля упругости резины Е и условий на торцах, но и от соотношения между размерами образца. Влияние последнего принято оценивать так называемым фактором формы Ф. Понятие о факторе формы было введено Е. Гебелем [85, 86] и в дальней­ шем развито в работе В. Н. Потураева [46], где для натурных РТИ приведен большой экспериментальный материал.

В качестве фактора формы в большинстве случаев принимают отношение площади основания детали, соприкасающейся со сжи­ мающими плоскостями, к площади ее боковой поверхности.

Величина условного модуля Еу может быть найдена из соот­

ношения [3]

 

 

(3.1>

Еу — Е (1 + %Ф5),

 

где х — коэффициент, зависящий

от условий

на

торцах; % ^

я=* 1 — если торцы резины прочно

соединены

с

металлической

арматурой и скольжение между ними отсутствует; %^ 0 — если опорные поверхности резины и сжимающих плит гладки и хорошо

смазаны, тогда

Еу практически совпадает с модулем

резины Е\

б — постоянная,

зависящая от типа резины при Ф =

1,0

1,25,

6 ^ 2 [46].

Формула (З.Г) удобна тем, что с ее помощью и при известном Еу можно сравнительно просто определять жесткость детали. Так, для изделий цилиндрической и прямоугольной формы выра­ жение для жесткости имеет вид

EyF

г -- ---£_•


д л я у се ч е н н о го к о н у с а с р а д и у с а м и о с н о в а н и й г г и г 2 н в ы с о т о й h

пЕуГ^я

h

*

а величина осадки

 

P h

 

пЕуГ^'ъ

для усеченной пирамиды со сторонами аи Ъг и а2, 2, высотой h при а

сa^bi) Еу

 

, , aibi

 

h In —

 

a2^2

д =

P h

(ax&2 — a%bi) n а2Ьг

где F — площадь поперечного сечения; P — деформирующая сила. Эффект торцов при деформировании РТИ может быть учтен также с помощью некоторого коэффициента, вводимого в формулу зависимости сила — осадка. В этом случае справедливо соотно­

шение [7]

где р — коэффициент, зависящий от условий на торцах и формы изделия (так называемый коэффициент ужесточения); А. = (h

— A)/h — степень сжатия детали, Fa — начальная площадь осно­ вания детали; Е — модуль упругости резины.

Для резиновых изделий простой формы величина коэффици­ ента р может быть получена аналитическим путем. Так, если рези­ новый элемент с закрепленными торцами имеет цилиндрическую форму радиусом г и высотой h, то осадка элемента под действием силы Р составляет

А

h P

th h V 6

 

3 n G r 2

]•

 

 

где G — модуль сдвига, а коэффициент может быть определен как

кУТ

Г

h V 6

Гг

Если резиновый элемент имеет прямоугольную форму со сто­ ронами основания а и Ъ(а > Ъ) и высотой h, то его осадка может быть найдена из выражения

P h ________ 1

1

2 th a h

 

 

 

G a b 4(1 + ti2 —г])

ah

J

38


З д есь

1 48 (1+ т)2—т))

fc2

(т)' + (1-Г))2

коэффициент р при этом определится как

4 (1-1-112—п)

3 1- ah tg-ah

Величина ц представляет собой параметр, зависящий от соот­ ношения между величинами а, Ъи h резиновой детали. В случае, когда а = Ъ, д деформация в направле­ нии осей, перпендикулярных к действу­ ющей нагрузке, симметрична, коэффициент

ц= 0,5.

Впоследнее время для расчета РТИ получил распространение метод, разрабо­ танный Э. Э. Лавенделом и его учениками [16—19], [29—321. Этот метод основан на предположении линейной теории упругости и теории энергии формоизменения дета­ лей в процессе их деформирования. Так,

при малых деформациях

(е =+ 0,15

-ь 0,2)

Рис. 43. Зависимость

для

сплошного цилиндра

диаметром

d

 

Р («)

и высотой h при r/h =

р >

7 жесткость

осадки могут быть най­

с и напряжения а в случае продольной

дены по следующим приближенным формулам:

 

 

с= 4 = 4’75Сж >

 

 

 

 

0 = 1,1

Ph

 

 

 

 

 

7-3

 

 

 

при

0,6 sc р

 

 

 

 

 

 

 

с = 4,75GP(2,43 + р2) г,

 

 

о =

0,405р2

 

 

P h

'

 

2,43+ р2

 

 

/•3

>

 

 

 

 

при р =5 0,6

 

Р 2

 

 

 

 

 

 

 

а

Р

*

 

 

с —ЗяG h

Jtr2

 

Жесткость полого амортизатора с внутренним радиусом г2, наружным гх и высотой h определяется из выражения

c = |- = 4)7 5 p »(l-a * )(l + a * + ^ = ^ ) C r 1;

h »

5&