Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Г л а в а II
Силовой АНАЛИЗ две со сложными
КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СХЕМАМИ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫХ МЕХАНИЗМОВ
12. Порядок и исходные данные для табличных силовых расчетов поршневых ДВС со сложными кинематическими схемами
При разработке проектов ДВС одним из ответственных и слож ных является силовой расчет, результаты которого используются при построении графиков набегающих моментов, являющихся основой для расчета коленчатых валов, анализа работоспособности шатунных и коренных шеек И их подшипников, крутильных колебаний [8 ] и др. Во многих опубликованных капитальных трудах по конструированию и расчетам ДВС 15, 6 ] приводятся результаты силовых расчетов для ДВС со сложными кинемати ческими схемами в виде различного вида графиков, но нет доста точно полно изложенных методов для выполнения таких расчетов, поэтому ниже даются необходимые рекомендации, позволяющие выполнять эти расчеты для ДВС со схемами кривошипно-шатунных
механизмов любой |
сложности. |
|
знать: |
||
Чтобы выполнить такой расчет, необходимо |
|||||
1 ) основные параметры рабочего процесса и фазы газораспре |
|||||
деления для построения |
индикаторной |
диаграммы; |
|||
2 ) основные кинематические параметры кривошипно-шатунного |
|||||
механизма |
для одного рабочего цилиндра (диаметр рабочего ци |
||||
линдра D, |
ход поршня S и площадь его поверхности со стороны |
||||
действия |
рабочих |
газов |
F = 0,785Da, |
радиус |
кривошипа R, |
|
|
|
п |
|
вращения колен |
длину шатуна L, отношение А = -j-, частоту |
|||||
чатого вала п об/мин, угловую скорость |
со = |
со2 и др.); |
3)массы деталей кривошипно-шатунного механизма, (комплёктного поршня, шатуна, а также положение его центра тяжести, или распределение массы шатуна между центрами верхней и ниж ней его головок);
4)компоновочную схему проектируемого двигателя (Х-об-
разного, звездообразного, у-образного и др.); 5) кинематическую схему одной секции кривошипно-шатун
ного механизма, т. е. схему механизма для рабочих поршней, действующих на одну шатунную шейку коленчатого вала.
По известным параметрам рабочего процесса расчет ординат линий сжатия и расширения индикаторной диаграммы рекомен дуется производить табличным способом, пользуясь рис. 24 и известными положениями теории ДВС [2]:
55
|
|
К. — объем, |
описываемый поршнем рабочего |
ци |
|||||||
|
|
линдра |
за |
|
один |
ход; |
потерянный |
до |
|||
|
ДУ„ — объем |
рабочего |
цилиндра, |
||||||||
|
|
начала сжатия, из-за действия органов |
|||||||||
Ра И |
газораспределения; |
рабочего |
тела |
в |
начале |
||||||
Ѵа — давление |
и |
объем |
|||||||||
рс и |
сжатия; |
и |
объем |
рабочего |
тела |
в |
конце |
||||
Ѵс— давление |
|||||||||||
ер = |
|
сжатия; |
|
|
или расчетная степень сжа |
||||||
V JV C— действительная |
|||||||||||
|
|
тия, используемая в расчетах параметров |
|||||||||
Хг = |
|
рабочего процесса; |
давления; |
|
|
|
|||||
p j Ра — степень повышения |
|
|
|
Рис. 24. Индикаторная диаграмма к расчету основных пара метров рабочего процесса
|
|
рг — наибольшее давление сгорания топлива; |
||||||||
|
|
ßz — коэффициент |
|
молекулярного |
изменения |
|||||
|
|
в конце |
видимого |
сгорания |
топлива; |
|||||
|
|
Тс— температура |
в |
конце |
сжатия; |
|
|
|
||
р = |
|
Тг — температура |
в |
конце |
сгорания; |
|
|
|||
QJ'J'kJ'a — степень -предварительного расширения; |
||||||||||
|
Ѵр = |
Уср — объем рабочего тела в конце сгорания топ |
||||||||
|
б = |
лива или в начале расширения; |
|
рабочих |
||||||
|
8р/р — степень последующего расширения |
|||||||||
|
|
газов; |
|
объем |
рабочего тела |
в конце |
||||
|
Ръ и Ѵь — давление и |
|||||||||
|
|
расширения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
п1 и ц2 — показатели политроп сжатия и расширения. |
|||||||||
табличном расчете |
необходимо |
отрезок |
Ѵа |
разделить |
||||||
на число частей k = ер (при |
повышенной |
точности |
расчета k = |
|||||||
= 2 ер). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Текущее значение степени сжатия es для |
|
положения |
поршня |
|||||||||||
в точке |
0 будет е0 — |
= |
1 ; в |
точке |
1 |
|
|
ех = |
-----— = |
||||||
|
|
|
|
|
|
ѵ а |
|
|
|
|
|
|
|
т / |
Ѵа |
= |
|
|
|
|
2 |
|
-----= - - Бр 9' |
|
|
|
|
Vа ------г— |
|||
Cp |
1 |
ДЛЯ |
Т0ЧКИ |
е 2 = |
Ьр |
И |
Т. Д. |
Для |
|||||||
|
|
|
|
|
1/ |
а |
|
|
z |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
V |
Ѵа |
— * |
|
|
|
|
|
|
|
точки |
k |
— 1 |
еА_! = |
|
|
|
ь^ |
|
|
бр. |
Расчет |
ординат |
|||
------- (е~1_ д) уа ' — - р = |
|
у а |
Е _ |
— |
|
|
8р |
линии сжатия представлен в табл. 8 .
Т а б л и ц а 8. Расчет ординат линии сжатия
Es |
|
е |
|
8 |
е0 = |
1 |
8° = |
8 — 2 |
|
|
|
|
||
p "l |
р^І |
|
SQ 1 |
|
fcs |
е0 |
|
||
Ра |
Ра |
Ра |
Ра |
|
P c i “ |
Р а & |
п Pn ^ |
р А |
1 |
= Р а < |
Р а &1 |
|||
1 |
|
|
|
—
=ер
р« і
б р
Ра
Р а е р =
=Рс
Ординаты линии расширения можно определить, производя сжатие рабочего тела от давления рь до давления рг, пользуясь рассмотренным выше приемом, т. е. принимая б вместо ер; рь вместо ра, Ѵь вместо Ѵа\ Ѵр = Ѵср вместо Ѵс и /і2 вместо пѵ
Если двигатель имеет симметричную диаграмму газораспреде ления Ѵа = Ѵь, то для расчета ординат линии расширения можно
пользоваться |
сеткой линии сжатия: |
б, = |
------ ^ |
ер — |
||
|
|
|
|
и |
ѵ<* |
|
|
|
|
|
Ѵ а ---- |
1 |
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
|
|
|
Ер |
|
б2 = - г^_2 |
и т. д. Для точки k — 2 6Ä_2 = |
и |
для |
ординаты, |
||
^ |
|
Н |
е |
|
|
|
соответствующей объему Vp, b = |
|
— |
|
|
|
Расчет ординат линии расширения приведен в табл. -9. По строив индикаторную диаграмму по расчетным ординатам (четвер тые строки табл. 8 и 9), необходимо тщательно проверить соответ ствие полученного среднего индикаторного давления рг расчет ному, для чего площадь индикаторной диаграммы с учетом пло щади ее хвостовой части надо разделить на Vs или при помощи любых других приемов. Эта проверка должна исключить одну из возможных ошибок в трудоемком силовом расчете.
Имея веса или массы комплектного поршня и шатуна, необхо димо определить приведенный к центру пальца поршня его вес
57
Т а б л и ц а 9. Расчет ординат линии расширения
б* |
б0= 1 |
а |
' 6 , |
6 |
6ft-1 = 6 |
|
|
б і _ б - 1 б2“ 0 —2 |
|
||
в?* |
|
|
в?’ |
б?* |
б" 2 |
РЬ |
РЬ |
|
РЬ |
РЬ |
РЬ |
Pzi = |
Р ь Ф |
|
Рь&"’ |
Р ь Ф |
Р ь Ь п 2 = |
|
|
= Рг |
или массу, пользуясь рекомендациями' трудов по конструиро ванию и расчетам ДВС [3, 5, 6 ]. На основании компоновочной
Рис. 25. Компоновочная схема двигателя к примеру 9
схемы, числа рабочих цилиндров і и тактности проектируемого двигателя устанавливается угол между вспышками в рабочих цилиндрах, порядок работы цилиндров в главном блоке, для рабочих цилиндров одной секции кривошипно-шатунного меха низма и для всего двигателя.
П р и м е р 9. Четырехтактный двигатель имеет пять блоков по шесть цилиндров; блоки расположены звездообразно относительно о.си коленчатого вала (рис. 25); число рабочих цилиндров і = = 5 X 6 = 30; угол между вспышками в рабочих цилиндрах для
58
всего двигателя 720 : 30 = 24°; коленчатый вал имеет три пары зеркально расположенных кривошипов (1—6 ; 2—5; 3—4), закли
ненных под |
углом |
1 2 0 °; |
порядок работы цилиндров в блоках |
||||||
1-5-3-6-2-4, |
и угол |
между |
вспышками |
720 : 6 = 120°; поря |
|||||
док |
работы |
цилиндров в |
одной секции кривошипно-шатунного |
||||||
механизма |
І-ІІІ-Ѵ-ІІ-ІѴ |
и |
угол |
между |
вспышками |
720 : 5 = |
|||
= |
144°. |
работы |
цилиндров |
для всего двигателя |
приведен |
||||
в |
Порядок |
||||||||
табл. 1 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Расчетный интервал Да в расчетной таблице должен быть вы |
||||||||
бран |
так, чтобы из |
него |
составлялись углы между вспышками |
в секции кривошипно-шатунного механизма,, в блоке рабочих цилиндров и в двигателе. В рассматриваемом примере расчетными могут быть интервалы 24, 12, 6 , 4, 2 и 1°. Достаточная точность расчета может быть достигнута при расчетных интервалах 1 2 и 6 °.
П р и м е р 10. Если по этой же компоновочной схеме (рис. 25) рассматривать двухтактный двигатель, тогда углы между вспыш ками для всего двигателя будут .360 : 30 = 12°; углы между вспышками в цилиндрах блока 360 : 6 = 60°; порядок работы
цилиндров в |
одной секции кривошипно-шатунного механизма |
|
І-1І-ІІІ-ІѴ-Ѵ с углами |
между вспышками 360 : 5 = 72°. |
|
Для этого |
варианта |
расчетными могут быть интервалы 12, |
6 и 4°, а достаточная точность расчета будет обеспечена при расчет ных интервалах 12 и 6 °. Порядок работы цилиндров для этого примера дан в табл. 1 1 .
Коленчатый вал двигателя должен быть звездообразным с по рядком заклинки кривошипов 1-5-3-4-2-6, при котором силы инерции первого, второго порядков ц центробежные взаимно уравновешиваются; моменты сил первого порядка и центробежных уравновешены. Момент сил второго порядка неуравновешен.
Силы инерции первого и второго порядков возвратно-движу- щихся частей кривошипно-шатунного механизма одного рабочего
цилиндра |
для в. м. т. поршня |
|
|
|
||
|
|
^ . П = « п п ^ 2 ( 1 + Я ) |
(кН), |
(62) |
||
то же для |
н. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
Р1 , и = - П п « № ( 1 - Ц |
(кН). |
(63) |
||
|
|
|
«* |
|
|
|
Сила инерции, отнесенная к единице площади поршня: |
|
|||||
для |
в. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
р \ ,, |
|
|
■(64) |
|
|
Р і . П - |
Д9.8Ы 04 |
(^аР)’ |
||
для |
н. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
p"l II |
|
|
(65) |
|
|
P l . l l — |
Р9,81-10* |
(бар)' |
||
|
|
|
59