Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а II

Силовой АНАЛИЗ две со сложными

КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СХЕМАМИ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫХ МЕХАНИЗМОВ

12. Порядок и исходные данные для табличных силовых расчетов поршневых ДВС со сложными кинематическими схемами

При разработке проектов ДВС одним из ответственных и слож­ ных является силовой расчет, результаты которого используются при построении графиков набегающих моментов, являющихся основой для расчета коленчатых валов, анализа работоспособности шатунных и коренных шеек И их подшипников, крутильных колебаний [8 ] и др. Во многих опубликованных капитальных трудах по конструированию и расчетам ДВС 15, 6 ] приводятся результаты силовых расчетов для ДВС со сложными кинемати­ ческими схемами в виде различного вида графиков, но нет доста­ точно полно изложенных методов для выполнения таких расчетов, поэтому ниже даются необходимые рекомендации, позволяющие выполнять эти расчеты для ДВС со схемами кривошипно-шатунных

механизмов любой

сложности.

 

знать:

Чтобы выполнить такой расчет, необходимо

1 ) основные параметры рабочего процесса и фазы газораспре­

деления для построения

индикаторной

диаграммы;

2 ) основные кинематические параметры кривошипно-шатунного

механизма

для одного рабочего цилиндра (диаметр рабочего ци­

линдра D,

ход поршня S и площадь его поверхности со стороны

действия

рабочих

газов

F = 0,785Da,

радиус

кривошипа R,

 

 

 

п

 

вращения колен­

длину шатуна L, отношение А = -j-, частоту

чатого вала п об/мин, угловую скорость

со =

со2 и др.);

3)массы деталей кривошипно-шатунного механизма, (комплёктного поршня, шатуна, а также положение его центра тяжести, или распределение массы шатуна между центрами верхней и ниж­ ней его головок);

4)компоновочную схему проектируемого двигателя (Х-об-

разного, звездообразного, у-образного и др.); 5) кинематическую схему одной секции кривошипно-шатун­

ного механизма, т. е. схему механизма для рабочих поршней, действующих на одну шатунную шейку коленчатого вала.

По известным параметрам рабочего процесса расчет ординат линий сжатия и расширения индикаторной диаграммы рекомен­ дуется производить табличным способом, пользуясь рис. 24 и известными положениями теории ДВС [2]:

55


 

 

К. — объем,

описываемый поршнем рабочего

ци­

 

 

линдра

за

 

один

ход;

потерянный

до

 

ДУ„ — объем

рабочего

цилиндра,

 

 

начала сжатия, из-за действия органов

Ра И

газораспределения;

рабочего

тела

в

начале

Ѵа — давление

и

объем

рс и

сжатия;

и

объем

рабочего

тела

в

конце

Ѵс— давление

ер =

 

сжатия;

 

 

или расчетная степень сжа­

V JV C— действительная

 

 

тия, используемая в расчетах параметров

Хг =

 

рабочего процесса;

давления;

 

 

 

p j Ра — степень повышения

 

 

 

Рис. 24. Индикаторная диаграмма к расчету основных пара­ метров рабочего процесса

 

 

рг — наибольшее давление сгорания топлива;

 

 

ßz — коэффициент

 

молекулярного

изменения

 

 

в конце

видимого

сгорания

топлива;

 

 

Тс— температура

в

конце

сжатия;

 

 

 

р =

 

Тг — температура

в

конце

сгорания;

 

 

QJ'J'kJ'a — степень -предварительного расширения;

 

Ѵр =

Уср — объем рабочего тела в конце сгорания топ­

 

б =

лива или в начале расширения;

 

рабочих

 

8р/р — степень последующего расширения

 

 

газов;

 

объем

рабочего тела

в конце

 

Ръ и Ѵь — давление и

 

 

расширения;

 

 

 

 

 

 

 

При

п1 и ц2 — показатели политроп сжатия и расширения.

табличном расчете

необходимо

отрезок

Ѵа

разделить

на число частей k = ер (при

повышенной

точности

расчета k =

= 2 ер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Текущее значение степени сжатия es для

 

положения

поршня

в точке

0 будет е0

=

1 ; в

точке

1

 

 

ех =

-----— =

 

 

 

 

 

 

ѵ а

 

 

 

 

 

 

 

т /

Ѵа

=

 

 

 

 

2

 

-----= - - Бр 9'

 

 

 

 

------г—

Cp

1

ДЛЯ

Т0ЧКИ

е 2 =

Ьр

И

Т. Д.

Для

 

 

 

 

 

1/

а

 

 

z

 

 

 

 

 

 

 

 

V

Ѵа

— *

 

 

 

 

 

 

 

точки

k

— 1

еА_! =

 

 

 

ь^

 

 

бр.

Расчет

ординат

------- (е~1_ д) уа ' — - р =

 

у а

Е _

 

 

линии сжатия представлен в табл. 8 .

Т а б л и ц а 8. Расчет ординат линии сжатия

Es

 

е

 

8

е0 =

1

8° =

8 — 2

 

 

 

p "l

р^І

 

SQ 1

fcs

е0

 

Ра

Ра

Ра

Ра

P c i

Р а &

п Pn ^

р А

1

= Р а <

Р а &1

1

 

 

 

=ер

р« і

б р

Ра

Р а е р =

=Рс

Ординаты линии расширения можно определить, производя сжатие рабочего тела от давления рь до давления рг, пользуясь рассмотренным выше приемом, т. е. принимая б вместо ер; рь вместо ра, Ѵь вместо Ѵа\ Ѵр = Ѵср вместо Ѵс и /і2 вместо пѵ

Если двигатель имеет симметричную диаграмму газораспреде­ ления Ѵа = Ѵь, то для расчета ординат линии расширения можно

пользоваться

сеткой линии сжатия:

б, =

------ ^

ер —

 

 

 

 

и

ѵ<*

 

 

 

 

Ѵ а ----

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ер

 

б2 = - г^_2

и т. д. Для точки k — 2 6Ä_2 =

и

для

ординаты,

^

 

Н

е

 

 

 

соответствующей объему Vp, b =

 

 

 

 

Расчет ординат линии расширения приведен в табл. -9. По­ строив индикаторную диаграмму по расчетным ординатам (четвер­ тые строки табл. 8 и 9), необходимо тщательно проверить соответ­ ствие полученного среднего индикаторного давления рг расчет­ ному, для чего площадь индикаторной диаграммы с учетом пло­ щади ее хвостовой части надо разделить на Vs или при помощи любых других приемов. Эта проверка должна исключить одну из возможных ошибок в трудоемком силовом расчете.

Имея веса или массы комплектного поршня и шатуна, необхо­ димо определить приведенный к центру пальца поршня его вес

57


Т а б л и ц а 9. Расчет ординат линии расширения

б*

б0= 1

а

' 6 ,

6

6ft-1 = 6

 

 

б і _ б - 1 б20 2

 

в?*

 

 

в?’

б?*

б" 2

РЬ

РЬ

 

РЬ

РЬ

РЬ

Pzi =

Р ь Ф

 

Рь&"’

Р ь Ф

Р ь Ь п 2 =

 

 

= Рг

или массу, пользуясь рекомендациями' трудов по конструиро­ ванию и расчетам ДВС [3, 5, 6 ]. На основании компоновочной

Рис. 25. Компоновочная схема двигателя к примеру 9

схемы, числа рабочих цилиндров і и тактности проектируемого двигателя устанавливается угол между вспышками в рабочих цилиндрах, порядок работы цилиндров в главном блоке, для рабочих цилиндров одной секции кривошипно-шатунного меха­ низма и для всего двигателя.

П р и м е р 9. Четырехтактный двигатель имеет пять блоков по шесть цилиндров; блоки расположены звездообразно относительно о.си коленчатого вала (рис. 25); число рабочих цилиндров і = = 5 X 6 = 30; угол между вспышками в рабочих цилиндрах для

58

всего двигателя 720 : 30 = 24°; коленчатый вал имеет три пары зеркально расположенных кривошипов (16 ; 2—5; 34), закли­

ненных под

углом

1 2 0 °;

порядок работы цилиндров в блоках

1-5-3-6-2-4,

и угол

между

вспышками

720 : 6 = 120°; поря­

док

работы

цилиндров в

одной секции кривошипно-шатунного

механизма

І-ІІІ-Ѵ-ІІ-ІѴ

и

угол

между

вспышками

720 : 5 =

=

144°.

работы

цилиндров

для всего двигателя

приведен

в

Порядок

табл. 1 0 .

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетный интервал Да в расчетной таблице должен быть вы­

бран

так, чтобы из

него

составлялись углы между вспышками

в секции кривошипно-шатунного механизма,, в блоке рабочих цилиндров и в двигателе. В рассматриваемом примере расчетными могут быть интервалы 24, 12, 6 , 4, 2 и 1°. Достаточная точность расчета может быть достигнута при расчетных интервалах 1 2 и 6 °.

П р и м е р 10. Если по этой же компоновочной схеме (рис. 25) рассматривать двухтактный двигатель, тогда углы между вспыш­ ками для всего двигателя будут .360 : 30 = 12°; углы между вспышками в цилиндрах блока 360 : 6 = 60°; порядок работы

цилиндров в

одной секции кривошипно-шатунного механизма

І-1І-ІІІ-ІѴ-Ѵ с углами

между вспышками 360 : 5 = 72°.

Для этого

варианта

расчетными могут быть интервалы 12,

6 и 4°, а достаточная точность расчета будет обеспечена при расчет­ ных интервалах 12 и 6 °. Порядок работы цилиндров для этого примера дан в табл. 1 1 .

Коленчатый вал двигателя должен быть звездообразным с по­ рядком заклинки кривошипов 1-5-3-4-2-6, при котором силы инерции первого, второго порядков ц центробежные взаимно уравновешиваются; моменты сил первого порядка и центробежных уравновешены. Момент сил второго порядка неуравновешен.

Силы инерции первого и второго порядков возвратно-движу- щихся частей кривошипно-шатунного механизма одного рабочего

цилиндра

для в. м. т. поршня

 

 

 

 

 

^ . П = « п п ^ 2 ( 1 + Я )

(кН),

(62)

то же для

н. м. т.

 

 

 

 

 

 

Р1 , и = - П п « № ( 1 - Ц

(кН).

(63)

 

 

 

«*

 

 

 

Сила инерции, отнесенная к единице площади поршня:

 

для

в. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

р \ ,,

 

 

■(64)

 

 

Р і . П -

Д9.8Ы 04

(^аР)’

для

н. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

p"l II

 

 

(65)

 

 

P l . l l —

Р9,81-10*

(бар)'

 

 

 

59