Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 10. Порядок работы цилиндров в двигателе по схеме на рис. 25 (четырехтактный)
.f |
Th |
см |
|
|
о |
||
— |
|
о |
|
ш |
см |
||
|
ь- |
||
со |
|
||
|
|
со |
|
|
см |
о |
|
|
|
||
Th |
|
о |
|
|
со |
||
ю |
|
|
|
|
|
со |
|
|
СО |
о |
|
|
|
||
см |
|
со |
|
|
Th |
||
— |
Th |
|
|
|
|
||
- |
|
|
|
|
|
ю |
|
СО |
со |
о |
|
СМ |
|||
со |
|||
со |
|||
Th |
|
||
|
|
||
|
|
- |
|
|
ѵП |
о |
|
|
|
||
СО |
|
Th |
|
|
см |
||
|
со |
|
|
см |
|
|
|
|
|
Th |
|
|
- |
о |
|
ю |
|
||
|
см |
||
|
со |
|
|
СО |
|
|
|
24° |
* |
см |
|
I |
|
||
— |
|
|
|
|
— |
о |
|
|
> |
|
ияоігд
|
- |
>Х |
|
3 |
|
я |
|
£ |
со |
ТО |
|
н |
|
и |
|
X |
|
Р. |
|
ТО |
см |
Я |
|
0J |
|
2 |
|
Ч |
|
о |
|
с |
|
|
Th |
ев |
|
о |
|
§■ |
|
S |
|
Я |
|
ч |
|
X |
|
sf |
|
2 |
со |
н |
|
о |
|
\о |
|
ТО |
|
СХ |
|
X |
|
О |
|
ef |
|
W |
|
О. |
|
О |
|
С |
|
то |
ю |
|
|
Pf |
|
а
\о
то
Н
1-м
см
со
ю
|
|
со |
|
Th |
|
см |
|
|
|
|
- |
|
|
ю |
|
со |
|
Tf |
|
|
|
|
■ |
|
|
СО |
|
|
- |
|
\о |
|
со |
|
|
|
|
см |
|
|
СО |
|
- |
|
ѵп |
|
|
|
|
Th |
|
|
см |
|
СО |
|
- |
|
|
|
|
со |
|
|
rh |
|
см |
0 |
|
см |
|
-СО — |
— |
-•— ■ — |
|
|
f |
•-ч. |
I I I |
I V |
|
ихоігд |
|
0
со
со
о
о
СО
240
180
120
09
о
60
Силовой расчет ведется в зависимости от угла а поворота оси первого кривошипа относительно оси первого рабочего цилиндра главного блока. В основу расчета принимается индикаторная диаграмма, расчет ординат которой и ее построение производятся в зависимости от перемещения поршня s. Средством, связывающим угол поворота кривошипа с истинным положением рабочего поршня, является диаграмма Брикса (2 на рис. 26), а средством, дающим зависимость между ходом поршня и силами инерции воз- вратно-двнжущихся частей кривошипно-шатунного механизма, является диаграмма Толле (1 на рис. 26).
Совмещение этих трех диаграмм (индикаторной—Брикса— Толле) в единую позволяет получить с достаточной для практи
ческих |
целей точностью |
результирующие |
силы, |
действующие |
||
в кривошипно-шатунном |
механизме одного |
рабочего цилиндра |
||||
в зависимости от угла |
а поворота кривошипа. Построение диа |
|||||
граммы 2 |
выполняется |
описанным выше методом |
на длине хода |
|||
поршня |
5 |
индикаторной диаграммы. |
|
|
На диаграмме 2 точка b определяет положение поршня при повороте кривошипа на угол а = 45°.
Диаграмма Толле дает зависимость ускорений рабочего поршня или сил инерции возвратно-движущихся частей кривошипно шатунного механизма в зависимости от положения поршня в ра бочем цилиндре. Она может быть построена двумя способами. Для построения по способу Толле необходимо на длине хода поршня S индикаторной диаграммы в в. м. т. отложить вверх величину ускорения R®2 (1 + Я) или силу инерции mnnRiо2 (1 ~Ь -}-Я); в н. м. т. отложить вниз величину ускорения R&2 (1 — Я.) или силу инерции mnnRa>2 (1 — Я); точки А я В соединить прямой; из точки С пересечения линии А В с линией хода поршня отложить вниз величину 3KRсо2 для ускорения, или mnn3%Ra2 для силы инерции; точку D соединить с точками А и В; отрезки AD и DB разделить на три—пять равных частей и точки делений пронуме
ровать, как показано на диаграмме |
1\ точки 1 и Г , |
2 |
и 2', 3 и 3' |
|
и т. д. соединить прямыми и |
вписать внутреннюю |
обертку, ко |
||
торая и будет представлять |
собой |
диаграмму Толде. |
|
На диаграммах 2 и 3 показан способ построения диаграммы Толле с помощью диаграммы Брикса для тех же значений R, со2 и Я, которые были использованы для построения диаграммы 1 по способу Толле. На диаграмме 3 построение сделано для расчет ного интервала Да = 22,5° путем геометрического сложения ординат двух косинусоид, представляющих собой ускорения поршня первого и второго порядков; ординаты суммарной кривой Ria2 (cos а Я cos 2а), перенесенные на диаграмму Брикса, опре деляющую положение поршня при соответственных углах а по ворота кривошипа, дают диаграмму Толле. При совмещении диа грамм Толле, построенных двумя способами, они совпадают. I На рис. 27 представлена совмещенная диаграмма для рабочего
61
ff(UZ(/+A)
/?ш12 (?+Л)
ЧшЧі+Л) .
Рис. 26. Элементы совмещенной диаграммы:
1 — диаграмма Толле; 2 — диаграмма Брикса—Толле; 3 — графики сил инерции первого и второго порядков в зависимости от os
62
эс
Рис. 27. Расчетная совмещенная диаграмма для четырехтактного двигателя
63
цилиндра четырехтактного дизеля, имеющего следующие пара метры рабочего процесса и крнвошипно-шатунного механизма:
Диаметр рабочего цилиндра D в мм |
175 |
|
|
|||||||
Ход поршня |
в м м ............................... |
|
180 |
|
|
|||||
Радиус кривошипа R |
в м м .................. |
|
90 |
|
|
|||||
Длина шатуна L в м м .......................... |
Брикса |
300 |
|
|
||||||
Эксцентриситет |
диаграммы |
|
|
|
|
|||||
R2 ...... |
|
|
|
|
|
903 |
= |
13,5 |
||
|
|
|
|
|
|
|
2-300 |
|||
Отношение |
X |
|
|
|
|
90 |
= |
0,3 |
||
............................................ |
|
|
|
300 |
||||||
Частота вращения коленчатого вала п |
|
|
|
|
||||||
в об/мин |
................................................ |
|
|
давления \ г |
2100 |
|
|
|||
Степень повышения |
1,75 |
|
|
|||||||
Абсолютные давления: |
|
|
|
|
|
|||||
|
начала |
сжатия |
ра в бар . . . . |
2 (2 -ІО6 Па) |
||||||
|
конца |
сжатия |
р с .в бар |
. . . . |
60(6 -10 |
Па) |
||||
|
сгорания топлива pz — Хгрс в бар |
105 (105-10 Па) |
||||||||
|
конца расширения рь в бар |
6,5 (6,5 -106 Па) |
||||||||
Среднее индикаторное давление р,- в |
|
|
|
|
||||||
б а р ............................................................. |
|
|
|
|
|
15 (15-ІО6 Па) |
||||
Масса комплектного поршня тп в кг |
8 |
|
|
|||||||
» |
шатуна |
т ш в кг ...................... |
|
|
6 |
|
|
|||
Часть массы шатуна, отнесенная к |
2,1 |
|
|
|||||||
центру пальца поршня 0,3 5 т ш, в кг |
|
|
||||||||
Приведенная к центру пальца масса |
10,1 |
|
|
|||||||
поршня |
и шатуна |
т Пп в кг . . . |
|
|
||||||
Силы инерции первого и второго |
порядка |
по формулам (62) |
||||||||
и (63): |
в. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
для |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
^ Д І ^ п п /?ог(1 |
к) = |
10,1.0,09-48 400 1,3 = |
57,1 кН; |
|||||||
для |
н. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р"і,п = — mnnRw^ l — X) = — Ю,1 -0,09-48 400-0,7 = |
— 30,75 кН. |
|||||||||
Ордината для точки С диаграммы Толле |
|
|
|
|||||||
|
|
|
Р" = — /пппЯЗко2 = — 39,6 кН. |
|
|
|||||
Площадь рабочего |
поршня |
|
|
|
|
|||||
|
F = 0,785D2 = |
0,785 - 0,1752 = 0,024 м2. |
||||||||
Силы инерции, отнесенные к единице площади поршня, по |
||||||||||
формулам (64) и |
(65): |
|
|
|
|
|
||||
для |
в. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г.и |
|
|
57,1 |
24 бар |
(2,4 мПа); |
|||
Рі.и —' АЭ.вЫО* |
0,024-9,81-101 |
|||||||||
для |
н. м. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рі.п |
|
— 39,6 |
— 13 бар; |
|
|
|||
|
|
|
0,024.9,81 - ІО4 |
|
|
64
для точки С
р'" = — 16,8 бар.
Для последующего контроля правильности силового расчета определим индикаторную мощность двигателя по формуле (54)
= 6,25D2PiSa)i = 6,25 - 0,175М 5 • 0,180 • 220.30 3140 кВт.
Необходимо помнить, что в расчетах параметров рабочего процесса и при построении индикаторной диаграммы давления ра,
рс, рг и рь |
считались и |
откладывались от абсолютного нуля |
(см. рис. 24); |
при силовых |
же расчетах и построении совмещенной |
диаграммы (индикаторной—Брикса—Толле) отсчеты давлений и удельных сил инерции по диаграмме Толле должны производиться от атмосферной линии.
Хотя для верхних мертвых точек силы инерции возвратно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма и направ лены в сторону, противоположную действию газовых сил, диа грамму Толле на совмещенной диаграмме рекомендуется строить так, как это сделано на рис. 27. Такое построение позволяет свести определение относительных результирующих' сил ра к про стому измерению отрезков между линиями расширения, выпуска, всасывания и сжатия и линией диаграммы Толле, как это пока зано на рис. 27 для угла поворота кривошипа а = 24°.
В табличном расчете используются следующие известные формулы для определения:
нормальной силы, действующей на стенку рабочего цилиндра
(гильзу) |
через поршень (см. рис. 25), |
|
|
|
Рпа — Ра |
ß> |
(66) |
силы |
Рша, действующей вдоль оси шатуна; |
|
|
|
Р — Р |
1 |
(67) |
|
- і а cos р . |
Так как в центре 0' сила Рша может быть разложена на силу Pta— касательную к окружности, описываемой радиусом R, и радиальную Рга, то касательная сила
Ptа = Лиа Sin (а + ß) = Ра |
(68) |
и радиальная сила Рга, действующая вдоль оси (радиуса) кривошипа,
Рга = Рша COS (« + ß) = |
(69) |
3 гф, Л. Лнвенцев |
65 |
13. Таблицы силовых расчетов для ДВС со сложными кинематическими схемами
Рассмотрим силовой расчет, представленный в сокращенном виде в табл. 12, для тридцатицилиндрового четырехтактного дви гателя, состоящего из пяти блоков по шесть цилиндров в каждом блоке (см. схему на рис. 25), с использованием совмещенной диа граммы на рис. 27 и исходных данных для ее построения. Порядок рассмотрения табличного расчета (табл. 12) соответствует порядку нумерации граф 1—37.
В' графе 1 а — текущее значение угла поворота кривошипа
первой |
секции механизма от 0° |
(в. м. т.— начало расширения и |
|
рабочий ход) до 720 |
или до 360° |
для двухтактных ДВС через ин |
|
тервал |
Да, равный |
расчетному |
интервалу, принятому согласно |
рекомендациям, изложенным выше.
В графе 2 ра — текущее значение относительной результи
рующей |
силы, получаемое непосредственным измерением отрезков |
|||
ординат |
на совмещенной диаграмме (рис. '27). Так, для угла по |
|||
ворота а = |
24° рг24 = 73,5 бар; pj2i = 20,5 |
бар, следовательно, |
||
|
|
Ра= Рта |
Ріа, |
(70) |
или р 24 = |
73,5 — 20,5 = 53 бар; |
р 108 = |
ргюз — (—Рпов) = |
=8 — (—12) = 20 бар.
Вграфах 3, 4 и 5 — значения тригонометрических функций, которые берутся в зависимости от а для принятого в проекте дви
гателя значения X = R/L (в рассматриваемом примере X = = 90/300 = 0,3) по таблицам, приводимым в трудах, посвященных конструированию и расчетам ДВС [3, 4]. Тригонометрические функции для любых значений шаговых углов и любых значений X могут быть найдены при помощи рекомендуемой расчетной табл. 13, которая использована для определения тригонометрических функ ций к рассматриваемому примеру. Значения углов ß определены при помощи формулы (1).
В графах 7 и 8 (табл. 12) — значения расчетных относительных касательной р*а и радиальной р'га сил, действующих на первое колено вала от одного. рабочего поршня.
Вграфе 6 — расчетные значения нормальных сил Рпа, дей ствующих на стенку рабочего цилиндра (гильзы) через поршень, но без учета добавочных нормальных сил РП(с-1 >от действия при цепных шатунов, для которых расчет приведен в п. 18.
Вграфах 9—16 — число сдвигов, равное і' — 1, где і' — число рабочих поршней, действующих на первое колено вала.
П о я с н е н и е 1. На рис. 28 приведены некоторые 'схемы секций кривошипно-шатунных механизмов ДВС, позволяющие объяснить значения углов сдвига фаз, а именно:
Ѵ-образные четырехтактные— угол между вспышками в ра бочих цилиндрах 1п и 1л, или угол сдвига одноименных фаз, равен 360° + у;
Ѵ-образные двухтактные; угол сдвига фаз равен у;
66