Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 10. Порядок работы цилиндров в двигателе по схеме на рис. 25 (четырехтактный)

.f

Th

см

 

о

 

о

ш

см

 

ь-

со

 

 

 

со

 

см

о

 

 

Th

 

о

 

со

ю

 

 

 

 

со

 

СО

о

 

 

см

 

со

 

Th

Th

 

 

 

-

 

 

 

 

ю

СО

со

о

СМ

со

со

Th

 

 

 

 

 

-

 

ѵП

о

 

 

СО

 

Th

 

см

 

со

 

см

 

 

 

 

Th

 

-

о

ю

 

 

см

 

со

 

СО

 

 

24°

*

см

I

 

 

 

 

о

 

>

 

ияоігд

 

-

 

3

 

я

 

£

со

ТО

 

н

 

и

 

X

 

Р.

 

ТО

см

Я

 

0J

 

2

 

Ч

 

о

 

с

 

 

Th

ев

 

о

 

§■

 

S

 

Я

 

ч

 

X

 

sf

 

2

со

н

о

 

 

ТО

 

СХ

 

X

 

О

 

ef

 

W

 

О.

 

О

 

С

 

то

ю

 

Pf

 

а

то

Н

1-м

см

со

ю

 

 

со

 

Th

 

см

 

 

 

 

-

 

 

ю

 

со

 

Tf

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

-

 

 

со

 

 

 

 

см

 

 

СО

 

-

 

ѵп

 

 

 

 

Th

 

 

см

 

СО

 

-

 

 

 

 

со

 

 

rh

 

см

0

 

см

-СО —

-•— ■

 

 

f

•-ч.

I I I

I V

 

ихоігд

 

0

со

со

о

о

СО

240

180

120

09

о

60


Силовой расчет ведется в зависимости от угла а поворота оси первого кривошипа относительно оси первого рабочего цилиндра главного блока. В основу расчета принимается индикаторная диаграмма, расчет ординат которой и ее построение производятся в зависимости от перемещения поршня s. Средством, связывающим угол поворота кривошипа с истинным положением рабочего поршня, является диаграмма Брикса (2 на рис. 26), а средством, дающим зависимость между ходом поршня и силами инерции воз- вратно-двнжущихся частей кривошипно-шатунного механизма, является диаграмма Толле (1 на рис. 26).

Совмещение этих трех диаграмм (индикаторной—Брикса— Толле) в единую позволяет получить с достаточной для практи­

ческих

целей точностью

результирующие

силы,

действующие

в кривошипно-шатунном

механизме одного

рабочего цилиндра

в зависимости от угла

а поворота кривошипа. Построение диа­

граммы 2

выполняется

описанным выше методом

на длине хода

поршня

5

индикаторной диаграммы.

 

 

На диаграмме 2 точка b определяет положение поршня при повороте кривошипа на угол а = 45°.

Диаграмма Толле дает зависимость ускорений рабочего поршня или сил инерции возвратно-движущихся частей кривошипно­ шатунного механизма в зависимости от положения поршня в ра­ бочем цилиндре. Она может быть построена двумя способами. Для построения по способу Толле необходимо на длине хода поршня S индикаторной диаграммы в в. м. т. отложить вверх величину ускорения R®2 (1 + Я) или силу инерции mnnRiо2 (1 ~Ь -}-Я); в н. м. т. отложить вниз величину ускорения R&2 (1 — Я.) или силу инерции mnnRa>2 (1 — Я); точки А я В соединить прямой; из точки С пересечения линии А В с линией хода поршня отложить вниз величину 3KRсо2 для ускорения, или mnn3%Ra2 для силы инерции; точку D соединить с точками А и В; отрезки AD и DB разделить на три—пять равных частей и точки делений пронуме­

ровать, как показано на диаграмме

1\ точки 1 и Г ,

2

и 2', 3 и 3'

и т. д. соединить прямыми и

вписать внутреннюю

обертку, ко­

торая и будет представлять

собой

диаграмму Толде.

 

На диаграммах 2 и 3 показан способ построения диаграммы Толле с помощью диаграммы Брикса для тех же значений R, со2 и Я, которые были использованы для построения диаграммы 1 по способу Толле. На диаграмме 3 построение сделано для расчет­ ного интервала Да = 22,5° путем геометрического сложения ординат двух косинусоид, представляющих собой ускорения поршня первого и второго порядков; ординаты суммарной кривой Ria2 (cos а Я cos 2а), перенесенные на диаграмму Брикса, опре­ деляющую положение поршня при соответственных углах а по­ ворота кривошипа, дают диаграмму Толле. При совмещении диа­ грамм Толле, построенных двумя способами, они совпадают. I На рис. 27 представлена совмещенная диаграмма для рабочего

61


ff(UZ(/+A)

/?ш12 (?+Л)

ЧшЧі+Л) .

Рис. 26. Элементы совмещенной диаграммы:

1 — диаграмма Толле; 2 — диаграмма Брикса—Толле; 3 — графики сил инерции первого и второго порядков в зависимости от os

62

эс

Рис. 27. Расчетная совмещенная диаграмма для четырехтактного двигателя

63

цилиндра четырехтактного дизеля, имеющего следующие пара­ метры рабочего процесса и крнвошипно-шатунного механизма:

Диаметр рабочего цилиндра D в мм

175

 

 

Ход поршня

в м м ...............................

 

180

 

 

Радиус кривошипа R

в м м ..................

 

90

 

 

Длина шатуна L в м м ..........................

Брикса

300

 

 

Эксцентриситет

диаграммы

 

 

 

 

R2 ......

 

 

 

 

 

903

=

13,5

 

 

 

 

 

 

 

2-300

Отношение

X

 

 

 

 

90

=

0,3

............................................

 

 

 

300

Частота вращения коленчатого вала п

 

 

 

 

в об/мин

................................................

 

 

давления \ г

2100

 

 

Степень повышения

1,75

 

 

Абсолютные давления:

 

 

 

 

 

 

начала

сжатия

ра в бар . . . .

2 (2 -ІО6 Па)

 

конца

сжатия

р с .в бар

. . . .

60(6 -10

Па)

 

сгорания топлива pz — Хгрс в бар

105 (105-10 Па)

 

конца расширения рь в бар

6,5 (6,5 -106 Па)

Среднее индикаторное давление р,- в

 

 

 

 

б а р .............................................................

 

 

 

 

 

15 (15-ІО6 Па)

Масса комплектного поршня тп в кг

8

 

 

»

шатуна

т ш в кг ......................

 

 

6

 

 

Часть массы шатуна, отнесенная к

2,1

 

 

центру пальца поршня 0,3 5 т ш, в кг

 

 

Приведенная к центру пальца масса

10,1

 

 

поршня

и шатуна

т Пп в кг . . .

 

 

Силы инерции первого и второго

порядка

по формулам (62)

и (63):

в. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

для

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Д І ^ п п /?ог(1

к) =

10,1.0,09-48 400 1,3 =

57,1 кН;

для

н. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р"і,п = — mnnRw^ l — X) = — Ю,1 -0,09-48 400-0,7 =

— 30,75 кН.

Ордината для точки С диаграммы Толле

 

 

 

 

 

 

Р" = — /пппЯЗко2 = — 39,6 кН.

 

 

Площадь рабочего

поршня

 

 

 

 

 

F = 0,785D2 =

0,785 - 0,1752 = 0,024 м2.

Силы инерции, отнесенные к единице площади поршня, по

формулам (64) и

(65):

 

 

 

 

 

для

в. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.и

 

 

57,1

24 бар

(2,4 мПа);

Рі.и —' АЭ.вЫО*

0,024-9,81-101

для

н. м. т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рі.п

 

— 39,6

— 13 бар;

 

 

 

 

 

0,024.9,81 - ІО4

 

 

64


для точки С

р'" = — 16,8 бар.

Для последующего контроля правильности силового расчета определим индикаторную мощность двигателя по формуле (54)

= 6,25D2PiSa)i = 6,25 - 0,175М 5 • 0,180 • 220.30 3140 кВт.

Необходимо помнить, что в расчетах параметров рабочего процесса и при построении индикаторной диаграммы давления ра,

рс, рг и рь

считались и

откладывались от абсолютного нуля

(см. рис. 24);

при силовых

же расчетах и построении совмещенной

диаграммы (индикаторной—Брикса—Толле) отсчеты давлений и удельных сил инерции по диаграмме Толле должны производиться от атмосферной линии.

Хотя для верхних мертвых точек силы инерции возвратно­ движущихся масс кривошипно-шатунного механизма и направ­ лены в сторону, противоположную действию газовых сил, диа­ грамму Толле на совмещенной диаграмме рекомендуется строить так, как это сделано на рис. 27. Такое построение позволяет свести определение относительных результирующих' сил ра к про­ стому измерению отрезков между линиями расширения, выпуска, всасывания и сжатия и линией диаграммы Толле, как это пока­ зано на рис. 27 для угла поворота кривошипа а = 24°.

В табличном расчете используются следующие известные формулы для определения:

нормальной силы, действующей на стенку рабочего цилиндра

(гильзу)

через поршень (см. рис. 25),

 

 

Рпа Ра

ß>

(66)

силы

Рша, действующей вдоль оси шатуна;

 

 

Р — Р

1

(67)

 

- і а cos р .

Так как в центре 0' сила Рша может быть разложена на силу Pta— касательную к окружности, описываемой радиусом R, и радиальную Рга, то касательная сила

Ptа = Лиа Sin (а + ß) = Ра

(68)

и радиальная сила Рга, действующая вдоль оси (радиуса) кривошипа,

Рга = Рша COS (« + ß) =

(69)

3 гф, Л. Лнвенцев

65


13. Таблицы силовых расчетов для ДВС со сложными кинематическими схемами

Рассмотрим силовой расчет, представленный в сокращенном виде в табл. 12, для тридцатицилиндрового четырехтактного дви­ гателя, состоящего из пяти блоков по шесть цилиндров в каждом блоке (см. схему на рис. 25), с использованием совмещенной диа­ граммы на рис. 27 и исходных данных для ее построения. Порядок рассмотрения табличного расчета (табл. 12) соответствует порядку нумерации граф 1—37.

В' графе 1 а — текущее значение угла поворота кривошипа

первой

секции механизма от 0°

(в. м. т.— начало расширения и

рабочий ход) до 720

или до 360°

для двухтактных ДВС через ин­

тервал

Да, равный

расчетному

интервалу, принятому согласно

рекомендациям, изложенным выше.

В графе 2 ра — текущее значение относительной результи­

рующей

силы, получаемое непосредственным измерением отрезков

ординат

на совмещенной диаграмме (рис. '27). Так, для угла по­

ворота а =

24° рг24 = 73,5 бар; pj2i = 20,5

бар, следовательно,

 

 

Ра= Рта

Ріа,

(70)

или р 24 =

73,5 — 20,5 = 53 бар;

р 108 =

ргюз — (—Рпов) =

=8 — (—12) = 20 бар.

Вграфах 3, 4 и 5 — значения тригонометрических функций, которые берутся в зависимости от а для принятого в проекте дви­

гателя значения X = R/L (в рассматриваемом примере X = = 90/300 = 0,3) по таблицам, приводимым в трудах, посвященных конструированию и расчетам ДВС [3, 4]. Тригонометрические функции для любых значений шаговых углов и любых значений X могут быть найдены при помощи рекомендуемой расчетной табл. 13, которая использована для определения тригонометрических функ­ ций к рассматриваемому примеру. Значения углов ß определены при помощи формулы (1).

В графах 7 и 8 (табл. 12) — значения расчетных относительных касательной р*а и радиальной р'га сил, действующих на первое колено вала от одного. рабочего поршня.

Вграфе 6 — расчетные значения нормальных сил Рпа, дей­ ствующих на стенку рабочего цилиндра (гильзы) через поршень, но без учета добавочных нормальных сил РП(с-1 >от действия при­ цепных шатунов, для которых расчет приведен в п. 18.

Вграфах 9—16 — число сдвигов, равное і' — 1, где і' — число рабочих поршней, действующих на первое колено вала.

П о я с н е н и е 1. На рис. 28 приведены некоторые 'схемы секций кривошипно-шатунных механизмов ДВС, позволяющие объяснить значения углов сдвига фаз, а именно:

Ѵ-образные четырехтактные— угол между вспышками в ра­ бочих цилиндрах 1п и 1л, или угол сдвига одноименных фаз, равен 360° + у;

Ѵ-образные двухтактные; угол сдвига фаз равен у;

66