Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

давление в бар (Па-10б). Для двухтактных двигателей двойного действия численное значение коэффициента в формуле (56) должно быть 25,0, но по аналогии с формулами в системе МКС коэффици­ ентом 2 2 , 0 учтена отрицательная 1 2 -процентная поправка на пло­ щадь штока поршня.

Как видим, здесь сделана попытка учесть в формуле мощности влияние отдельного фактора, однако при этом сохранены неизмен­ ными основные значения коэффициента тактности.

Приведенные формулы мощности не охватывают многообразия компоновок многоцилиндровых ДВС, включая случаи использо­ вания в одном рабочем цилиндре поршней с различными ходами и диаметрами.

Так, например, трудно ответить на вопрос, какой пз приведен­ ных формул следует воспользоваться при определении мощности двухтактного двигателя с противоположно движущимися порш­ нями по схеме 1 на рис. 23, у которого иижнпй поршень совершает ход S b а верхний — лишь часть хода нижнего поршня S 2 = Вопрос усложняется в еще4большей степени, когда рабочий ци­ линдр на участке действия верхнего поршня имеет меньший диа­ метр, чем на участке действия нижнего рабочего поршня, как это показано на схеме 2, или когда в одном рабочем цилиндре дей­ ствуют несколько рабочих поршней с различными ходами и диа­ метрами и когда в разных полостях рабочего цилиндра задаются разные значения ре, как это показано на схеме 3, по которой строи­ лись и продолжают работать большое число судовых двигателей «Бурмейстер и Вайн».

Заводами, выпускающими двигатели со сложными кинемати­ ческими схемами кривошипно-шатунных механизмов, даются ра­ бочие формулы для определения мощности таких машин, но в обыч­ ной литературе ониотсутствуют.

Ниже приводится методика составления расчетных формул для определения мощностей ДВС со сложными кинематическими схе­ мами кривошипно-шатунных механизмов с использованием для этой цели в структуре формул так называемого обобщенного коэф­ фициента тактности /п0.

В формуле (53) величина FpeS равна работе, совершаемой поршнем двигателя за один рабочий ход, а 1 Іт — число рабочих ходов этого поршня за один радиан поворота коленчатого вала. Следовательно, величина FpeS/rrL равна работе, совершаемой поршнем за один' радиан поворота коленчатого вала.

Рассмотрим двигатель с противоположно движущимися порш­ нями по схеме 1 на рис. 23.

Допустим, что нижний поршень имеет ход S x, а верхний — 5 2 = kiSx и что на участках действия обоих поршней диаметр цилиндра одинаков и равен D x. Тогда работа, совершаемая ниж­ ним поршнем за один радиан поворота коленчатого вала, будет

равна величине

а работа, совершаемая верхним порш­

нем при той

же тактности,— F^gSJinx. Суммарная работа,

50


«4

Co

Co

Рис.

III m

23. Схемы кривошипно-шатунных механизмов к определению обобщенного коэффициента тактности

51

совершаемая обоими поршнями за одни радиан поворота коленча­ того вала, выраженная через элементы основного рабочего поршня,

FxS xpe

FiSjPc

I

F1S 2ps

FiSiPe

FxkxЗ хРс

FxSxpe (1 -f-

 

m0

m1

'

mx

mx

mx

m1

где m 0— выраженный через параметры основного рабочего поршня обобщенный коэффициент тактности рассматриваемого двигателя;

 

 

 

та

 

тх

 

 

 

 

(57)

 

 

 

I T V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

т х — коэффициент

тактности

основного

рабочего

поршня.

Если

= 1,

то т 0 = m j 2;

при k x = 0

т0 = іп1}

т. е. верхний поршень становится неподвижным.

 

S x=^ S 2

и

Рассмотрим двигатель по схеме 2,

для

которого

D x =j=D 2.

Положим S 2 =

kxS x

H

D 2 =

k 2D x. Площади рабочих

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Ч

D l

 

Ф І

_

л

поршней будут Fi и F2, а

 

 

 

to

их отношение---- =

D l

'■*’

 

 

 

 

 

 

F i

D l

~

т. е. F2 = k\F\.

Работа, совершаемая нижним поршнем за один радиан пово­ рота коленчатого вала, равна F ^ S ^ J m ^ то же верхним поршнем F2Sope/ni1. Суммарная работа, совершаемая обоими рабочими поршнями за один радиан поворота коленчатого вала, выражен­ ная через элементы основного рабочего поршня,

F\$ іРг

FiSjPe

I

F2S2Pe

FxS xPe .

 

mQ

m1

 

mx

tnx

'

 

+

 

 

F\S\Pe 0

+ ^1^2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

m0 ■

__

 

 

 

(58)

 

 

1

+ kxk2

 

 

 

 

Если ход рабочих поршней и диаметры цилиндра на участках

их действия одинаковы и k x =

k2 =1, то т 0 =

тхІ2. При k x = 0,5

и k 2 = 0,6 /п0 =

 

=

1,69‘

При

k l

=

= 0 т ° =

= т х, т. е. верхний поршень обращается в крышку рабочего цилиндра.

В заключение определим значение обобщенного коэффициента тактности /п0 для двухтактного двигателя, имеющего кривошипно­ шатунный механизм с кинематической схемой 3. На схеме цен­ тральный поршень А находится в нижней мертвой точке, а внеш­ ние поршни В и С — в верхней мертвой точке.

Рабочий цилиндр двигателя обслуживается тремя кривошипношатунными механизмами, из которых средний G приводит в дей­ ствие центральный поршень А, а два крайних механизма N

52


верхний В и нижний С поршни, которые связаны между собой си­

ловой рамой

abed.

центрального

поршня — S x

и

внешних

Допустим,

что

ход

поршней — S 2 =

k 1S 1;

диаметр рабочего цилиндра

на

участке

действия центрального

поршня' D x и

площадь его

поршня

а на участках действия поршней В и С диаметр цилиндра Д 2 = = k 2D x, диаметр штока центрального поршня d m — k ß x\ сред­

нее эффективное' давление ре, принятое для нижней полости ра­

бочего цилиндра, будет ре = кфе, где ре — среднее эффективное давление в верхней полости рабочего цилиндра.

На основании этих исходных данных составим уравнение ра­ боты, совершаемой рабочими поршнями цилиндра за один радиан поворота коленчатого вала. Работа, совершаемая центральным поршнем за один радиан поворота коленчатого вала со стороны верхней полости цилиндра,

 

 

F,SlPe

 

 

(а)

 

 

 

 

 

 

то же со стороны нижней полости цилиндра

 

 

 

 

 

b'^FlS1kApe _ F\SiPe(k4

£4^3)

(b)

mjL

mx

m1

m1

ml

 

 

 

Работа,

совершаемая

поршнем

В,

Pl^lPe (^1 ^2 )

 

 

 

Р<1^2Ре

Ь ^ Р \ Р е

 

(с)

 

Піу

m1

 

mx

 

 

Работа,

совершаемая

поршнем

С,

 

 

 

 

P'ß'iPe

/iiÄ^e

 

 

 

 

 

 

 

PßlPe (*1^г2*4 — *1*3*4)

 

(d )

Суммарная работа, совершаемая всеми рабочими поршнями за один радиан поворота коленчатого вала [(а) + (b) -J- (с) -f(d)],

ІЩ

= - }Snf e [l + Vh — Mä) + М 2 + (M^4 - Мз^,)]

mx

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

m0 =

 

 

(59)

 

1

( l

— /ijj) + &J&9 +

k1^4 (^2 ~~ ^3)

Если

 

 

 

 

 

kx = k%— kx = 1 ,

то /n0 ■

+ l + 2 (l — /ej) 5

 

 

 

1

53


Т. е. остается лишь влияние dm; если при этом положить

k3 = 1,

то т 0 = m j 2 , т. е.

нижняя полость исчезает; при /г3 =

0 , т. е.

когда dm очень мал,

то т 0 — m j 4.

 

С помощью выражений (а), (Ь), (с) и (d) легко найти обобщенные коэффициенты тактности отдельно для поршней А, В и С:

для поршня А

т0 =

пи

(е)

 

1 + ^ ( 1 -*§)

для поршня В

ту

 

Щ =

&

для поршня С

(g) ■

Таким образом, обобщенный коэффициент тактности может служить той универсальной величиной в формулах мощности, которая учитывает число рабочих поршней, обслуживающих цилиндр, длины их ходов, диаметры рабочего цилиндра на уча­ стках действия рабочих поршней и различие средних индикатор­ ных или эффективных давлений, действующих в различных поло­

стях

рабочего

цилиндра.

Зная основной диаметр рабочего цилиндра D x, ход основного

или

главного

рабочего поршня S ± и среднее индикаторное рс

или эффективное редавление, а также значения коэффициентов к1г kn, k3 и kit легко определить мощность всего двигателя, а также мощности, передаваемые коленчатому валу каждым рабочим порш­ нем, пользуясь формулой (53), которая в этом случае будет иметь вид

N 39,2Р^,ремі (60)

вщ

Значения обобщенных коэффициентов тактности определяются по формулам: (57) — для схемы 7; (58) — для схемы 2; (59) — для схемы 3, а также по формулам (е), (f) и (g) при определении мощностей, передаваемых коленчатому валу от рабочих поршней Л, В и С схемы 3. При использовании обобщенного коэффициента тактности т 0 формула (60) приобретает универсальное свойство, делающее ее пригодной для определения мощностей двигателей с любыми кинематическими схемами кривошипно-шатунных меха­ низмов. Формула (.60) может служить и для определения диаметра

рабочего цилиндра, если принять отношение

S ±

:

= k 0, или

S ± = k 0D lt

а

именно:

МеЩ

 

 

 

 

 

 

 

 

(61)

 

 

V

39,2p'(üikQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зная D x и имея значения коэффициентов k 0,

k u

k2 и k3, можно

найти Ѵ 2,

S г

и йш.

 

 

 

 

54