Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сумма проекций на ось хх сил инерции первого порядка

Л , = Р\ (— 0,348 cos ас) + Р, [cos ас— cos (20° + ас)] sin 30° +

+

Л [cos (40° + ас) —cos (60° +

ас)] sin 30° =

 

 

= Л (— 0,185 cos ас + 0,283 sin ае).

(152)

Сумма проекций сил первого порядка на ось уу

 

Л у = Л [— cos ас+ cos (20° +

а с)] cos 30° +

 

+

[cos (40° + а е) — cos' (60° +

а,)] cos 30° =

 

 

Pj (+ 0,178 cos осс — 0,103 sin а р).

(153)

Равенства (152) и (153) в совокупности выражают собой эллипс (диаграмма 1 на рис. 48), ординаты которого в осях дх и уу

Рис. 48. Векторные диаграммы результирующих сил для одной сек­ ции кривошипно-шатунного механизма двигателя «Нэпир-Дэлтик»:

1 —первого порядка; 2 — центробежных; 3 — второго порядка

могут быть найдены с помощью расчетной таблицы. Вектор ре­ зультирующей силы первого порядка вращается с угловой ско­ ростью коленчатого вала с, но в сторону, противоположную направлению вращения последнего. Горизонтальная ось эллипса наклонена к оси хх под углом величина которого определяется по формулам (112) — (114) и (125) и равна 30°.

Рассмотрим центробежные силы трех кривошипов, a b и с в виде их проекций на оси хх и уу в зависимости от угла поворота кривошипа с. Так как эти силы действуют всегда вдоль радиусов кривошипов, то в качестве расчетной схемы можно воспользо­ ваться рис. 46.

.136

Горизонтальные составляющие центробежных сил кривошиповъ

а Рй>х+ Ра cos (100° + ас);

bРах = — Р(йcos (80° + ас);

СРш.ѵ == Ра Sin (30° —{—ССс).

Горизонтальная составляющая результирующей центробежной силы от действия трех кривошипов

Л ол: = ЛО [cos (100°+ а е) cos (80° + а е) + sin (30° + а с)] и после преобразования

Ло.ѵ = Ло (0,152 cos ас + 0,866 sin ас).

' (154)>

Вертикальные составляющие центробежных сил кривошипов-

а Р'т = Ріо sin (100° + ас)\

b Р'аи = Ра sin (80й + ссс);

с РІу = — Ра>COS (30° + а с).

Вертикальная составляющая результирующей центробежной силы от действия трех кривошипов

Рт = р и tsin (100° 4- ас) + sin (80° -j- ас) — cos (30° + а с)]

 

и после преобразования

 

^>ca// = -Pto(M04cosa£.-{-0,5sin ас).

(155)

Векторная диаграмма результирующей центробежной

силы

по формулам (154) и (155) представлена векторной диаграммой 2 на рис. 48.

Вектор результирующей неуравновешенной центробежной силы' вращается с угловой скоростью коленчатого вала с, но в сторону,, противоположную направлению вращения последнего. Угол бш. наклона осей эллипса к осям ххуу, определенный по формулам. (112)—(114) и (125), равен 30°.

Рассмотрим суммы проекций результирующих сил второго’ порядка на оси ххуу от действия всего кривошипно:шатунного механизма секции в зависимости от угла ас поворота кривошипа коленчатого вала с.

Сумма

проекции сил второго порядка

на ось хх

 

Л іл =

Л і tcos (160° + 2ас) — cos (200° +

2ас)] -j-Pn [cos 2ас —

— cos (40° 4- 2ас) 4- cos (80° 4- 2ас) — cos (120° + 2ab)] sin 30° =

 

 

= Р и (0,454 cos 2ас + 0,946 sin 2ас).

(156)]

Сумма проекций сил второго порядка на ось уу

 

Ри у = Ри [— cos 2ас 4- cos (40° 4- 2ас) + cos (80° 4- 2ас) —

 

— cos (120° 4- 2ас)1 —cos 30° = Р и (0,381 cos 2ас— 0,66 sin 2ас).(157)>

13?


Используя формулы (156) и (157), производим табличный рас­ чет ординат и строим векторную диаграмму 3 на рис. 48 резуль­ тирующих сил второго порядка. Вектор силы вращается с удвоен­ ной угловой скоростью коленчатого вала с в сторону, противо­ положную вращению последнего. Оси эллипса наклонены к глав­ ным осям координатной системы под углом 6П = 30°.

Как видно из векторных диаграмм на рис. 48, результирую­ щие неуравновешенные силы первого и второго порядков для одной секции кривошипно-шатунного механизма двигателей «Нэ- пир-Дэлтик» практически одинаковы по величине их максималь­ ных значений: (±7,5) — (±6,45) кН, но различны по частоте.

Что касается результирующей неуравновешенной центробеж­ ной силы, то она превышает первые две в 8— 10 раз, а ее макси­ мумы достигают ±60 кН.

В заключение рассмотрим секцию (предположительного) четырехвального механизма, представленную на рис. 49 и являю­ щуюся производной от секции кривошипно-шатунного механизма двигателя «Нэпир-Дэлтик». Она состоит из пяти блоков рабочих цилиндров, образуемых двумя Ѵ-образными и двумя W-образными двигателями, коленчатые валы которых синхронизированы одним торцовым силовым механизмом. На рис. 49 показаны углы пово­ рота кривошипов валов а, & и с в зависимости от угла ad пово­ рота кривошипа коленчатого вала d, который отсчитывается от вертикальной оси рабочего цилиндра bd, а также силы первого и второго порядков с их направлениями, соответствующими на­ чальным фазовым углам. Сумма проекций сил первого порядка -на ось XX будет

Ріх = Рі [— cos (60° + ad) + cos (80° + ad) + cos (20° + ad) —

— cos (40° + ad) + cos (— 80° -j- ad) — cos (— 100° -f- ad) —

 

— cos (— 40°ad -j- cos (— 60° -j- ad)} cos 30°.

 

После преобразования получим

 

P [A.= P ,(— 0,061 cos ad -j- 0,351 sin ad).

(a)

Сумма проекций сил первого порядка на ось уу будет

-Р\у = p i U— cos ad -f cos (— 20° -1- ad)] -f [— cos (60° - f ad) +

-f cos (80° -j- ad) — cos (20° + «<*) + cos (40° -f <xd) +

-+ cos (— 80° + ad) — cos (— 100° -j- ad) -j- cos (— 40° -j- ad) —

,

— cos(— 6 0 ° + a d)] sin 30°}.

 

После преобразования получим

 

 

P, у = Pj (— 0,003 cos ad -f 0,020 sin ad).

(b)

Такого же вида будут и равенства для сумм горизонтальных и вертикальных проекций результирующих центробежных сил.

138


Рис. 49. Кинематическая схема сложного кривошипио-шатунного механизма

139

Сумма проекций сил второго порядка на ось хх

Р\\х — Р\\ [— cos 2 (60° -f- «d) + cos 2 (80° -f- ad) -f- cos 2 (20° -f- ad)

— cos 2 (40° + ad) + cos 2 (— 80° + ad) — cos 2 (— 100° + ad)

cos 2 (— 40° -j- a d) -j- cos 2 (— 60° -f- a j] cos 30°

ипосле преобразования

P \ \ x = P u (—0,452 cos 2ad -f 1,24 sin 2ad).

(c)

Сумма проекций сил второго порядка на ось уу

Ри у = Р\\ {f— cos 2 <xd -j- cos 2 (— 20° -j- ad)] -j- [— cos 2 (60° -)-

+a d) + cos 2 (80° -f a rf) —cos 2 (20° -j- a rf) -j- cos 2 (40° -j- ad) -j-

+ cos 2 (— 80° -jr a rf) — cos 2 (— 100° -j- a d) + cos 2 (— 40° + ad)

cos 2 (— 60° -f a d)] sin 30° i

ипосле преобразований

Puy — P\\ (—0,413 cos 2ad -f- 1,135 sin 2ad).

(d)

Итак, ясно, что и в рассмотренном случае равенства (а)—(d)i по структуре идентичны равенствам (152)—(157).

Векторные диаграммы 1 и 2 на рис. 49 представляют собой

вданном частном случае прямые линии, наклоненные к осям ко­ ординат на углы 6, и 6П.

Выражения (а)—(d), так же как и (152)—(157), для эллипсов векторных диаграмм могут быть приведены к видам: канониче­ скому или параметрическому с помощью равенства (117), для чего>

вкаждом конкретном случае надо определить величины F/A и F/C,.

где F = (ad— bc)2 = (bc^ad)2; А = с2 d2 и С = а2 + Ь2.

Углы поворота осей эллипсов векторных диаграмм результи­ рующих сил к осям координатной системы определяются из ра­ венства (112)—(115), для чего используются значения коэффи­ циентов при тригонометрических функциях. Так, для вектор­ ной диаграммы 1 результирующих сил первого порядка из выра­ жений (а) и (Ь) имеем: а — —0,061; b = 0,351; с = —0,003 и d

 

0,02, следовательно, tg 26,

= Ö~T Ä ' где & = etc -f bd = 0,061 X

X0,003 + 0,351-0,02 =

0,0072; С = a2 + Ь2 = 0,0612

+

+

0,3512 = 0,1269; А =

с2 +

d2 = 0,0032 + 0,022 =

0,0004; С

А =0,1269—0,0004=0,1265. Следовательно, tg 26j

=

2 00072

—öT265—^

=

0,114; 26, « 6° 30';

6, =

3° 15'.

 

 

Для диаграммы 2 сил второго порядка 6,, = 42° 30'.

НО


21j Определение сил инерции кривошипно-шатунного механизма радиального двигателя «Нордберг»

и метод их уравновешивания

Известно, что у радиальных (звездообразных) ДВС суммар­ ная неуравновешенная сила инерции первого порядка представ­ ляет собой вектор, вращающийся с угловой скоростью коленча­ того вала, направленный всегда вдоль радиуса кривошипа и равный

 

Лрез =

4 Р І’

(158>

где і — число рабочих

цилиндров в звезде.

центробежная

Кроме силы Р1рез,

имеется

неуравновешенная

сила Ра от вращающихся, приведенных к центру шатунной шейки

кривошипа

неуравновешенных

масс ткп,

 

 

Л 0

=

r n KnR со2,

 

 

где

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ткп = тк + 2

(1 — k) тш+

т0 /пси;

(159)

тк—: приведенная к центру шатунной шейки кривошипа масса

 

 

 

 

і

к)тш—

неуравновешенных частей щек и шейки кривошипа; 2 ( 1

суммарная

масса вращающихся частей

1 .

 

шатунов, приведенная

к центру шатунной шейки; т 0— масса обоймы нижних головок шатунов, включающая массы пальцев их нижних головок; т см —

масса

деталей синхронизирующих механизмов, приведенная

к центру шатунной

шейки.

Так

как вектор

центробежной .неуравновешенной силы Рш

также направлен вдоль радиуса R кривошипа и также вращается с угловой скоростью коленчатого вала, то общая неуравновешен­

ная инерционная сила кривошипно-шатунного

механизма

Р = Р<й + Р \ рез = Ло + I f Р I •

(160)

Она может быть уравновешена противовесами, вмонтированными или отлитыми за одно со щеками кривошипа.

Масса противовесов, уравновешивающих эту инерционную силу, определяется из условия

ЛопР Р

откуда

mnp~~rapü)2’

(161)

 

где тпр — масса противовесов и гпр — радиус, определяющий положение центра тяжести противовесов относительно оси вращения коленчатого вала.

141


Конструкция и расположение противовесов на щеках криво­ шипа ясны из рис. 7 и 9. Силы второго порядка у двигателей этого типа взаимно уравновешиваются, в чем нетрудно убедиться, если произвести сложение проекций всех сил второго порядка на оси хх и уу. Моменты сил центробежных, первого и второго порядков у двигателей этого типа отсутствуют. Ярмо рычажного синхрони­ зирующего механизма совершает сложное поступательное дви­ жение в плоскости его расположения, а именно: центр тяжести ярма вращается с угловой скоростью со при среднем радиусе Rcp.

Рис. 50. Расчетная схема взаимодействия сил инерции ярма и шатунных противо­ весов двигателя «Нордберг». Номера деталей 6, 7, 9 п 10 соответствуют их нуме­

рации на рис. 12

Центробежная сила ярма для этого движения выражается усло­ вием

Р ш„ = n i a R ^ i o 2,

(162)

Кроме этого, центр тяжести ярма совершает возвратно-посту­ пательное колебание с круговой частотой со относительно центра О1 шатунной шейки (рис. 50). Общее перемещение (амплитуда коле­ бания) ярма вдоль его оси zz за 180° поворота кривошипа состав­ ляет

= 2/я Sin ßmax,

(163)

где /я — плечо коромысла 6, сочленяемое с ярмом

10 (см. рис. 12); >

ßmax — наибольшее среднее отклонение оси шатуна от оси рабо­ чего цилиндра.

Возвратно-поступательное движение ярма 10 можно считать его гармоническим колебанием относительно центра О шатунной шейки с начальными фазовыми углами а = 90 и 270° и круговой

142

частотой со. Следовательно, закон изменения силы инерции для; ярма будет выражаться условием

Ря =

/Пд-^-со2 sin а.

(164)

П р и м е р 16. Если /я

=

0,176 и ßmax =

14° 44' (см. графу 8.

расчетной табл. 17), т я =

100 кг и со2 =

1740 1/с2,

-g- S* = /я sin 14°44' = 0,176 0,254 = 0,045 м (45 мм);

± Р ' Я= 100-0,045-1740 = 7,83 кН при а = 90 и 270°; Рая= 100 0,2035 1740 = 35,4 кН.

При а = 0 и 180° (схема а на рис. 50) сила Р'я = 0, а сила Ра величина которой может быть принята постоянной, будет направ­ лена-параллельно осям рабочих цилиндров 1 и 7, и так как ярмо 10’ удерживается двумя коромыслами 6, то на палец 9 (рис. 12 и 50)

каждого коромысла будет действовать сила

я. Она будет

создавать дополнительные нормальные давления Рпя, передавае­ мые через шатуны на стенки рабочих цилиндров 1 и 7. Величина дополнительных нормальных сил Рт может быть определена

из условия PnnL=

РшІі", откуда

Pn* = -rP.« я -£ .

(165).

Силы Р„я изменяют знак два раза за один оборот коленчатого вала, т. е. в в. м. т. н н. м. т. поршней рабочих цилнидров 1 и 7..

Чтобы ликвидировать действие силы Рвя на рабочие поршни, на свободных концах коромысел 6 устанавливаются противовесы 7.

Руководствуясь рис. 50, а также

условием

Ршя/і" — Ршпр^'Ѵ

находим

 

 

Р шпр = ~

Р “ я4 г -

(І66);

Вследствие особенностей кинематической схемы кривошипно­ шатунного механизма радиальных двигателей «Нордберг» (см. рис. 8) все пальцы нижних головок шатунов совершают круговые движения с постоянной угловой скоростью со с радиусами окруж­ ностей, равными Р, и центрами вращения, расположенными на

окружности 4 (см. рис. 8), поэтому можно допустить, что

и центры,

тяжести

противовесов

7 движутся

по траекториям,

близким

к окружности со средними

радиусами R '■и, следовательно, для

а = 0 и

180°

 

 

 

 

 

 

 

 

сопр' =

'

2

1 о

А"

_L т R ' Ü T J IL

 

 

 

СО—

2 -Р(оя дм

IllnP\

дм/ >

 

НЗ»