Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Сумма проекций на ось хх сил инерции первого порядка
Л , = Р\ (— 0,348 cos ас) + Р, [cos ас— cos (20° + ас)] sin 30° +
+ |
Л [cos (40° + ас) —cos (60° + |
ас)] sin 30° = |
|
|
= Л (— 0,185 cos ас + 0,283 sin ае). |
(152) |
|
Сумма проекций сил первого порядка на ось уу |
|
||
Л у = Л [— cos ас+ cos (20° + |
а с)] cos 30° + |
|
|
+ |
[cos (40° + а е) — cos' (60° + |
а,)] cos 30° = |
|
|
Pj (+ 0,178 cos осс — 0,103 sin а р). |
(153) |
Равенства (152) и (153) в совокупности выражают собой эллипс (диаграмма 1 на рис. 48), ординаты которого в осях дх и уу
Рис. 48. Векторные диаграммы результирующих сил для одной сек ции кривошипно-шатунного механизма двигателя «Нэпир-Дэлтик»:
1 —первого порядка; 2 — центробежных; 3 — второго порядка
могут быть найдены с помощью расчетной таблицы. Вектор ре зультирующей силы первого порядка вращается с угловой ско ростью коленчатого вала с, но в сторону, противоположную направлению вращения последнего. Горизонтальная ось эллипса наклонена к оси хх под углом 6и величина которого определяется по формулам (112) — (114) и (125) и равна 30°.
Рассмотрим центробежные силы трех кривошипов, a b и с в виде их проекций на оси хх и уу в зависимости от угла поворота кривошипа с. Так как эти силы действуют всегда вдоль радиусов кривошипов, то в качестве расчетной схемы можно воспользо ваться рис. 46.
.136
Горизонтальные составляющие центробежных сил кривошиповъ
а Рй>х+ Ра cos (100° + ас);
bРах = — Р(йcos (80° + ас);
СРш.ѵ == Ра Sin (30° —{—ССс).
Горизонтальная составляющая результирующей центробежной силы от действия трех кривошипов
Л ол: = ЛО [cos (100°+ а е) — cos (80° + а е) + sin (30° + а с)] и после преобразования
Ло.ѵ = Ло (0,152 cos ас + 0,866 sin ас). |
' (154)> |
Вертикальные составляющие центробежных сил кривошипов-
а Р'т = Ріо sin (100° + ас)\
b Р'аи = Ра sin (80й + ссс);
с РІу = — Ра>COS (30° + а с).
Вертикальная составляющая результирующей центробежной силы от действия трех кривошипов
Рт = р и tsin (100° 4- ас) + sin (80° -j- ас) — cos (30° + а с)] |
|
и после преобразования |
|
^>ca// = -Pto(M04cosa£.-{-0,5sin ас). |
(155) |
Векторная диаграмма результирующей центробежной |
силы |
по формулам (154) и (155) представлена векторной диаграммой 2 на рис. 48.
Вектор результирующей неуравновешенной центробежной силы' вращается с угловой скоростью коленчатого вала с, но в сторону,, противоположную направлению вращения последнего. Угол бш. наклона осей эллипса к осям хх—уу, определенный по формулам. (112)—(114) и (125), равен 30°.
Рассмотрим суммы проекций результирующих сил второго’ порядка на оси хх—уу от действия всего кривошипно:шатунного механизма секции в зависимости от угла ас поворота кривошипа коленчатого вала с.
Сумма |
проекции сил второго порядка |
на ось хх |
|
Л іл = |
Л і tcos (160° + 2ас) — cos (200° + |
2ас)] -j-Pn [cos 2ас — |
|
— cos (40° 4- 2ас) 4- cos (80° 4- 2ас) — cos (120° + 2ab)] sin 30° = |
|
||
|
= Р и (0,454 cos 2ас + 0,946 sin 2ас). |
(156)] |
|
Сумма проекций сил второго порядка на ось уу |
|
||
Ри у = Ри [— cos 2ас 4- cos (40° 4- 2ас) + cos (80° 4- 2ас) — |
|
— cos (120° 4- 2ас)1 —cos 30° = Р и (0,381 cos 2ас— 0,66 sin 2ас).(157)>
13?
Используя формулы (156) и (157), производим табличный рас чет ординат и строим векторную диаграмму 3 на рис. 48 резуль тирующих сил второго порядка. Вектор силы вращается с удвоен ной угловой скоростью коленчатого вала с в сторону, противо положную вращению последнего. Оси эллипса наклонены к глав ным осям координатной системы под углом 6П = 30°.
Как видно из векторных диаграмм на рис. 48, результирую щие неуравновешенные силы первого и второго порядков для одной секции кривошипно-шатунного механизма двигателей «Нэ- пир-Дэлтик» практически одинаковы по величине их максималь ных значений: (±7,5) — (±6,45) кН, но различны по частоте.
Что касается результирующей неуравновешенной центробеж ной силы, то она превышает первые две в 8— 10 раз, а ее макси мумы достигают ±60 кН.
В заключение рассмотрим секцию (предположительного) четырехвального механизма, представленную на рис. 49 и являю щуюся производной от секции кривошипно-шатунного механизма двигателя «Нэпир-Дэлтик». Она состоит из пяти блоков рабочих цилиндров, образуемых двумя Ѵ-образными и двумя W-образными двигателями, коленчатые валы которых синхронизированы одним торцовым силовым механизмом. На рис. 49 показаны углы пово рота кривошипов валов а, & и с в зависимости от угла ad пово рота кривошипа коленчатого вала d, который отсчитывается от вертикальной оси рабочего цилиндра bd, а также силы первого и второго порядков с их направлениями, соответствующими на чальным фазовым углам. Сумма проекций сил первого порядка -на ось XX будет
Ріх = Рі [— cos (60° + ad) + cos (80° + ad) + cos (20° + ad) —
— cos (40° + ad) + cos (— 80° -j- ad) — cos (— 100° -f- ad) — |
|
— cos (— 40°ad -j- cos (— 60° -j- ad)} cos 30°. |
|
После преобразования получим |
|
P [A.= P ,(— 0,061 cos ad -j- 0,351 sin ad). |
(a) |
Сумма проекций сил первого порядка на ось уу будет
-Р\у = p i U— cos ad -f cos (— 20° -1- ad)] -f [— cos (60° - f ad) +
-f cos (80° -j- ad) — cos (20° + «<*) + cos (40° -f <xd) +
-+ cos (— 80° + ad) — cos (— 100° -j- ad) -j- cos (— 40° -j- ad) —
, |
— cos(— 6 0 ° + a d)] sin 30°}. |
|
После преобразования получим |
|
|
|
P, у = Pj (— 0,003 cos ad -f 0,020 sin ad). |
(b) |
Такого же вида будут и равенства для сумм горизонтальных и вертикальных проекций результирующих центробежных сил.
138
Рис. 49. Кинематическая схема сложного кривошипио-шатунного механизма
139
Сумма проекций сил второго порядка на ось хх
Р\\х — Р\\ [— cos 2 (60° -f- «d) + cos 2 (80° -f- ad) -f- cos 2 (20° -f- ad)
— cos 2 (40° + ad) + cos 2 (— 80° + ad) — cos 2 (— 100° + ad) —
—cos 2 (— 40° -j- a d) -j- cos 2 (— 60° -f- a j] cos 30°
ипосле преобразования
P \ \ x = P u (—0,452 cos 2ad -f 1,24 sin 2ad). |
(c) |
Сумма проекций сил второго порядка на ось уу
Ри у = Р\\ {f— cos 2 <xd -j- cos 2 (— 20° -j- ad)] -j- [— cos 2 (60° -)-
+a d) + cos 2 (80° -f a rf) —cos 2 (20° -j- a rf) -j- cos 2 (40° -j- ad) -j-
+ cos 2 (— 80° -jr a rf) — cos 2 (— 100° -j- a d) + cos 2 (— 40° + ad) —
—cos 2 (— 60° -f a d)] sin 30° i
ипосле преобразований
Puy — P\\ (—0,413 cos 2ad -f- 1,135 sin 2ad). |
(d) |
Итак, ясно, что и в рассмотренном случае равенства (а)—(d)i по структуре идентичны равенствам (152)—(157).
Векторные диаграммы 1 и 2 на рис. 49 представляют собой
вданном частном случае прямые линии, наклоненные к осям ко ординат на углы 6, и 6П.
Выражения (а)—(d), так же как и (152)—(157), для эллипсов векторных диаграмм могут быть приведены к видам: канониче скому или параметрическому с помощью равенства (117), для чего>
вкаждом конкретном случае надо определить величины F/A и F/C,.
где F = (ad— bc)2 = (bc^ad)2; А = с2 d2 и С = а2 + Ь2.
Углы поворота осей эллипсов векторных диаграмм результи рующих сил к осям координатной системы определяются из ра венства (112)—(115), для чего используются значения коэффи циентов при тригонометрических функциях. Так, для вектор ной диаграммы 1 результирующих сил первого порядка из выра жений (а) и (Ь) имеем: а — —0,061; b = 0,351; с = —0,003 и d
|
0,02, следовательно, tg 26, |
= Ö~T Ä ' где & = etc -f bd = 0,061 X |
|||
X0,003 + 0,351-0,02 = |
0,0072; С = a2 + Ь2 = 0,0612 |
+ |
|||
+ |
0,3512 = 0,1269; А = |
с2 + |
d2 = 0,0032 + 0,022 = |
0,0004; С — |
|
— А =0,1269—0,0004=0,1265. Следовательно, tg 26j |
= |
2 00072 |
|||
—öT265—^ |
|||||
= |
0,114; 26, « 6° 30'; |
6, = |
3° 15'. |
|
|
Для диаграммы 2 сил второго порядка 6,, = 42° 30'.
НО
21j Определение сил инерции кривошипно-шатунного механизма радиального двигателя «Нордберг»
и метод их уравновешивания
Известно, что у радиальных (звездообразных) ДВС суммар ная неуравновешенная сила инерции первого порядка представ ляет собой вектор, вращающийся с угловой скоростью коленча того вала, направленный всегда вдоль радиуса кривошипа и равный
|
Лрез = |
4 Р І’ |
(158> |
где і — число рабочих |
цилиндров в звезде. |
центробежная |
|
Кроме силы Р1рез, |
имеется |
неуравновешенная |
сила Ра от вращающихся, приведенных к центру шатунной шейки
кривошипа |
неуравновешенных |
масс ткп, |
|
||
|
Л 0 |
= |
r n KnR со2, |
|
|
где |
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ткп = тк + 2 |
(1 — k) тш+ |
т0 /пси; |
(159) |
|
тк—: приведенная к центру шатунной шейки кривошипа масса |
|||||
|
|
|
|
і |
— к)тш— |
неуравновешенных частей щек и шейки кривошипа; 2 ( 1 |
|||||
суммарная |
масса вращающихся частей |
1 . |
|
||
шатунов, приведенная |
к центру шатунной шейки; т 0— масса обоймы нижних головок шатунов, включающая массы пальцев их нижних головок; т см —
масса |
деталей синхронизирующих механизмов, приведенная |
|
к центру шатунной |
шейки. |
|
Так |
как вектор |
центробежной .неуравновешенной силы Рш |
также направлен вдоль радиуса R кривошипа и также вращается с угловой скоростью коленчатого вала, то общая неуравновешен
ная инерционная сила кривошипно-шатунного |
механизма |
Р = Р<й + Р \ рез = Ло + I f Р I • |
(160) |
Она может быть уравновешена противовесами, вмонтированными или отлитыми за одно со щеками кривошипа.
Масса противовесов, уравновешивающих эту инерционную силу, определяется из условия
ЛопР Р
откуда
mnp~~rapü)2’ |
(161) |
|
где тпр — масса противовесов и гпр — радиус, определяющий положение центра тяжести противовесов относительно оси вращения коленчатого вала.
141
Конструкция и расположение противовесов на щеках криво шипа ясны из рис. 7 и 9. Силы второго порядка у двигателей этого типа взаимно уравновешиваются, в чем нетрудно убедиться, если произвести сложение проекций всех сил второго порядка на оси хх и уу. Моменты сил центробежных, первого и второго порядков у двигателей этого типа отсутствуют. Ярмо рычажного синхрони зирующего механизма совершает сложное поступательное дви жение в плоскости его расположения, а именно: центр тяжести ярма вращается с угловой скоростью со при среднем радиусе Rcp.
Рис. 50. Расчетная схема взаимодействия сил инерции ярма и шатунных противо весов двигателя «Нордберг». Номера деталей 6, 7, 9 п 10 соответствуют их нуме
рации на рис. 12
Центробежная сила ярма для этого движения выражается усло вием
Р ш„ = n i a R ^ i o 2, |
(162) |
Кроме этого, центр тяжести ярма совершает возвратно-посту пательное колебание с круговой частотой со относительно центра О1 шатунной шейки (рис. 50). Общее перемещение (амплитуда коле бания) ярма вдоль его оси zz за 180° поворота кривошипа состав ляет
= 2/я Sin ßmax, |
(163) |
где /я — плечо коромысла 6, сочленяемое с ярмом |
10 (см. рис. 12); > |
ßmax — наибольшее среднее отклонение оси шатуна от оси рабо чего цилиндра.
Возвратно-поступательное движение ярма 10 можно считать его гармоническим колебанием относительно центра О шатунной шейки с начальными фазовыми углами а = 90 и 270° и круговой
142
частотой со. Следовательно, закон изменения силы инерции для; ярма будет выражаться условием
Ря = |
/Пд-^-со2 sin а. |
(164) |
|
П р и м е р 16. Если /я |
= |
0,176 и ßmax = |
14° 44' (см. графу 8. |
расчетной табл. 17), т я = |
100 кг и со2 = |
1740 1/с2, |
-g- S* = /я sin 14°44' = 0,176 0,254 = 0,045 м (45 мм);
± Р ' Я= 100-0,045-1740 = 7,83 кН при а = 90 и 270°; Рая= 100 0,2035 1740 = 35,4 кН.
При а = 0 и 180° (схема а на рис. 50) сила Р'я = 0, а сила Ра величина которой может быть принята постоянной, будет направ лена-параллельно осям рабочих цилиндров 1 и 7, и так как ярмо 10’ удерживается двумя коромыслами 6, то на палец 9 (рис. 12 и 50)
каждого коромысла будет действовать сила |
я. Она будет |
создавать дополнительные нормальные давления Рпя, передавае мые через шатуны на стенки рабочих цилиндров 1 и 7. Величина дополнительных нормальных сил Рт может быть определена
из условия PnnL= |
РшІі", откуда |
Pn* = -rP.« я -£ . |
(165). |
Силы Р„я изменяют знак два раза за один оборот коленчатого вала, т. е. в в. м. т. н н. м. т. поршней рабочих цилнидров 1 и 7..
Чтобы ликвидировать действие силы Рвя на рабочие поршни, на свободных концах коромысел 6 устанавливаются противовесы 7.
Руководствуясь рис. 50, а также |
условием |
Ршя/і" — Ршпр^'Ѵ |
находим |
|
|
Р шпр = ~ |
Р “ я4 г - |
(І66); |
Вследствие особенностей кинематической схемы кривошипно шатунного механизма радиальных двигателей «Нордберг» (см. рис. 8) все пальцы нижних головок шатунов совершают круговые движения с постоянной угловой скоростью со с радиусами окруж ностей, равными Р, и центрами вращения, расположенными на
окружности 4 (см. рис. 8), поэтому можно допустить, что |
и центры, |
|||||||
тяжести |
противовесов |
7 движутся |
по траекториям, |
близким |
||||
к окружности со средними |
радиусами R '■и, следовательно, для |
|||||||
а = 0 и |
180° |
|
|
|
|
|
|
|
|
сопр' = |
' |
2 |
1 о |
А" |
_L т R ' Ü T J IL |
|
|
|
|
СО— |
2 -Р(оя дм |
IllnP\ |
дм/ > |
|
НЗ»