Файл: Ливенцев, Ф. Л. Двигатели со сложными кинематическими схемами. Кинематика, динамика и уравновешивание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
горизонтальных |
составляющих |
результирующей центробежной |
||
силы этих кривошипов будет иметь вид |
|
|||
|
А * = |
Л» ( — 0,348 cos ас). |
(150) |
|
Для возможности сложения, оценки и сравнений определим |
||||
приближенные |
значения |
сил |
инерции центробежных, |
первого |
и второго порядков для одного элемента кривошипно-шатунного механизма (одного рабочего поршня), выразив их в долях сил первого порядка.
Сила инерции первого порядка Pi = tnnnRw2 cos а. Сила инер
ции второго порядка |
Р П = т ппД2Х cos 2а. |
Горизонтальная со |
|||||
ставляющая центробежной силы инерции для цилиндра |
ab Рах ~ |
||||||
= mKnR со2 cos а. |
Для |
в. м. т. кривошипно-шатунных |
механиз |
||||
мов будет иметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р \ = |
± т п'„/?<в2; |
|
|
||
|
|
Л і = tn„„RaflX- |
|
|
|
||
|
|
Рфх = |
± mKttRa3. |
|
|
||
Из приведенных формул видно, что Ри = %РѴ где К — R/L |
|||||||
для двигателей «Дэлтик» равно 0,275; силы инерции |
Рх и Рах |
||||||
отличаются величинами масс |
тпп |
и |
т кп. |
Приведенная масса |
|||
поршня тпп = |
т п + |
(1 — k) тш, |
где |
т пп — масса |
комплект |
ного поршня. Масса тп в кг поршня из алюминиевого сплава для двухтактного двигателя может быть оценена по эмпирической фор
муле тп = |
1.6D3, где |
D — диаметр |
рабочего цилиндра в дм; |
тш— масса |
шатуна, |
которая для |
многооборотного двигателя |
может быть в первом приближении определена по эмпирической формуле тш 2,6D3; k — коэффициент, равный 0,65—0,70. Сле довательно, величина 1 — k = 0,30—0,35 определяет часть массы шатуна, имеющего центральное сцепление с шатунной шейкой, совершающей возвратно-поступательное движение и отнесенной к центру пальца поршня. Таким образом, тпп =' 1,6D3 -j-0,33X
Х2,6D3 |
2,45D3. |
Масса |
= тк -{- ктш, где тк — неуравновешенная масса |
кривошипа и kmm— масса нижней головки шатуна, совершаю
щая вращательное |
движение |
и |
равная |
0,67-2,6D3 1,75 D3, |
||
и двух |
шатунов, |
действующих |
на каждую шатунную |
шейку |
||
2ктш = |
3,5D3. |
наружный |
диаметр |
шатунной шейки |
0.6D, |
|
Если |
принять |
диаметр центрального отверстия в шатунной шейке 0,3£> и ее длину, включая щеки, равной 0,65D, то приведенная к оси шатун ной шейки масса неуравновешенной части кривошипа может быть принята равной тк — 2D3.
Тогда ткп = (2 -j- 3,5) D3 — 5,5£>3, т. е. ткп в 2,25 раза больше тпп.г .
132
Имея |
тпп = 2,45-1,333 |
5,5 кг; |
/п,ш = 12,5 кг; |
К = 0,275, |
||||||
со = 210 |
и |
со2 = |
440 00; |
R = 0,092 |
м |
и |
а = 0,20 |
м, |
находим: |
|
|
|
Рл |
= 5,5-0,92-44 000 = |
22,3 кН; |
|
|
|
|||
|
|
Pn = kPt = 0,275-22,3 = 6,15 кН; |
|
|
|
|||||
|
|
Ра = -12,5-0,92 -44 000 = |
50 кН. |
|
|
|
||||
Индексы |
моментов: аРх = 4,46 кН-м; |
аРи = |
1,23 |
кН-м и |
||||||
аРа = 10 кН-м. |
|
|
|
|
|
|
(144), (146) |
|||
Имея |
эти исходные данные, расчетные формулы |
и (150) и руководствуясь рис. 46, произведем табличные расчеты ординат графиков результирующих сил инерции для рабочего
Рис. 47. Графики сил инерции, действующих в цилиндре ab двигателя «Нэпир-Дэлтик», в зависимости от угла а с
цилиндра ab: |
центробежных и сил первого порядка — табл. 26 |
и сил второго |
порядка — табл. 27. |
Учитывая взаимное расположение кривошипно-шатунных ме ханизмов коленчатых валов а и b относительно оси уу, изменяем знаки тригонометрических функций в-строке 5, табл. 26 и в строке 6,
табл. 27. |
*- |
Если при ас = 0 принять Рг = tnnnR(i>2 = |
1,0, то ординаты |
графиков сил инерции и их результирующих могут быть выражены значениями тригонометрических функций, соответствующих уг лам а поворота кривошипа.
Принимая подходящие для сложения масштабы и используя данные расчетных табл. 26 и 27, строим кривые (рис. 47) сил инерции и результирующих сил, а именно: по данным строк 5 и 6, табл. 26 строим кривые 1 и 2 сил инерции первого порядка (1 — . для опережающего и 2 — для отстающего поршней); по данным строк 10 и 11, табл. 26 — кривые 3 и 4 сил инерции второго
' 133
Т а б л и ц а 26. Расчет ординат графиков результирующих сил центробежных и первого порядка цилиндра ab
t-ч •<*'t СО СО cs
о ° . о о - - < с о с о ^
2 7 и п о о о о о
I+1+ + + +
^to со ю
о |
СЛ |
о |
|
|
N |
(N |
(N |
СО |
||
|
|
— |
СО СО N |
|||||||
|
|
|
|
|
|
o ' о" о" О |
||||
|
|
|
|
|
|
|
I |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
СО п |
0 |
СО О |
|||
Л _ Ж Л со52сосоо |
||||||||||
О |
f- |
О |
О |
|
|
|
cs О) 0 |
|||
|
|
|
|
|
о" Р о о о |
|||||
|
|
|
|
|
+1 I + + + |
|||||
|
_ |
|
^ 0 xf xf CN |
|
|
|||||
2 |
9 ° |
и |
° |
О |
о |
о" о |
||||
|
I |
|
|
+1 I + + + |
||||||
о |
■ф |
о |
О |
О |
-Ф |
UD |
to |
5Й |
||
— |
О |
05 О |
О _ |
|||||||
О |
|
- 00 о |
|
|
|
|
|
|
||
— О — <м -Г о о o ' 0 - |
||||||||||
|
|
|
|
|
+1 |
|
I |
+ |
+ |
+ |
„ |
,* |
|
|
-ф |
О |
СО |
СО |
Ій |
||
° |
|
|
® |
|
. ° 9 |
° |
. - |
|||
o §N |
~O£ |
O2 2 ° |
- r 9 9 o |
|||||||
|
|
|
|
|
+1 I |
|
И |
I |
||
|
|
|
|
|
|
2 |
r}- |
|
(M |
|
|
|
|
|
|
|
t- |
|
оз |
||
§ s ° § |
|
|
°> ”1 “1 со |
|||||||
|
О — |
|
|
о |
о |
о |
о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
I |
I |
I |
I |
|
0 |
|
|
° |
СО |
о |
о |
о |
||
|
л л |
|
0 0 О |
|
||||||
|
0 O |
“iNCStN0 |
||||||||
|
|
|
сч ^ О о |
о |
о |
о |
||||
|
<=> |
^ |
+1 |
|
|
|
|
|
||
_ |
"Ф |
_ |
л |
^ |
п |
(О N Ю |
||||
N |
° |
CS CS СО |
||||||||
|
О |
о |
*4 со W N |
|||||||
о |
о |
, О |
-I |
|||||||
|
___ |
п О |
|
о |
О |
О |
||||
|
|
’• “ |
« |
|
||||||
|
|
|
|
|
+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
^ |
'Ф СО |
со CS |
|||
|
|
|
|
t"- |
|
Г- |
^ |
СО |
||
|
|
|
|
О |
-Н |
|
ин со |
со N |
||
|
“• § 2 |
о |
о |
о |
о |
о |
||||
|
|
|
|
|
1+ |
|
I |
I |
I |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ö |
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
et |
|
>Ö |
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
• + |
! |
|
4f |
|||||
Си |
|
|
+ + |
|
|
|
+ |
|
00 |
|
|
|
со, -=< |
|
со |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
о |
|||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
(МСО'ФЮСОС^-СОО)
|
Й 0 О 0 О п п О О |
|
|
|
со |
0 0 |
_ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Tt- |
|
|
|
Tf |
Tj< |
|
|
О О |
00^0) |
|
|
|
СЧ |
СЧ |
|
||||||
|
|
|
|
|
oI' |
o ' |
° |
|||||||
|
— |
СО |
|
см |
|
т .. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
о |
СО |
■—• |
•—■ |
|
о |
^ |
^ |
|
££ |
52 S |
||
|
о |
сч |
|
0 |
0 |
|
Й. 0 ) ^ ^ ” |
м |
- |
|||||
|
О |
2 |
£ |
|
о " о ” о " о~ |
|
|
|
||||||
*о |
|
|
|
|
|
|
|
о о о |
|
|||||
•—< со |
|
-Iг +1+ + |
I + + |
|||||||||||
cd |
|
|
Ю |
^ |
N S N N ^ |
00 |
00 |
СО |
||||||
§■ |
____со |
COOO |
||||||||||||
X |
21 N о СО 2 О ° О о" О о ‘ О |
|||||||||||||
X |
||||||||||||||
es |
|
|
I |
|
|
|
+ ^ + + + + + |
|||||||
X |
|
|
|
|
|
|||||||||
=f |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cd |
|
|
со- |
со ^ |
сч сч —• со со |
|||||||||
X |
|
|
со |
|
|
СО |
|
|
СП СП |
-ч |
^ |
СО |
||
ef |
|
|
|
|
|
|
||||||||
cs |
|
о оо 0 0 ----t ю |
|
ю сч о -< |
||||||||||
о |
|
J о ^ оо о о сГ о о о о |
||||||||||||
Оч |
|
|
I |
|
|
|
+1+ + |
+ |
+ |
I |
+ |
|||
с |
|
|
|
|
|
|||||||||
о |
|
|
сч |
|
|
|
п |
0 |
|
'Ф гі* 0 |
|
^ |
||
а, |
О О со о |
|
|
2 |
0 |
|
СО СОN- |
со |
||||||
о |
0 |
|
с - і h - - |
с ч _ |
с ч _ с ч с ч ^ |
о |
||||||||
н |
00-0 |
^ ^ о о о о ' о о |
||||||||||||
—* СЧ О СО |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
+1+ + |
+ |
+ |
I |
+ |
|||
X |
|
|
СЧ |
|
|
|
0 |
|
те |
^ |
чн 0 |
-ф |
||
|
|
|
|
|
0 2 |
CO O - H N |
0 |
|||||||
X |
n 0 ^ 0 0 N 4 C 4 W C S C 4 0 |
|||||||||||||
=г |
§ £ 9. 8 8 О 77 о о о о о |
|||||||||||||
£ |
|
|
о |
|
|
|
1_ |
rf |
|
I |
I |
+ |
I |
I |
>> |
|
|
|
|
|
|
+ |
|+ |
|
|||||
а. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
СО СЧСЧ00 —«со |
||||||
ь |
|
|
со |
|
|
|
|
|||||||
J3 |
~ |
О |
|
о |
|
С'- СО 03 СП |
|
. СО |
||||||
5. |
со о |
|
—• (-««. ю ю о |
сч —« |
||||||||||
Р |
СЧ |
0 0 |
оо сч |
|
|
|
|
|
|
о" о |
о" |
|||
|
со |
|
О w И o' о“ о" о |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
+ |
1+1 |
I |
+ |
I |
I |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
S |
|
|
ю |
|
|
|
|
|
^ |
Tt400 ОО СО |
||||
|
|
|
|
|
|
|
N |
Г- СО •+ СО |
||||||
•е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
* |
о |
—• |
|
cd |
П П СОООЮ, М 0 0 |
|
|
|
|
|||||||||
2 S 05 ^ СО о |
1+ |
о* о•*о о о |
||||||||||||
н |
|
|
° |
|
|
|
I |
|
I |
I |
I |
I |
I |
|
cd |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
UU W |
I |
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
31 ^ ^ со ’ |
|
|||||
et |
|
|
СО О ^ о о о о^ ^ °І ”1 ■ |
|||||||||||
а. |
|
|
||||||||||||
о |
|
|
о |
И И |
|
1+1 |
|
■ |
|
o ' o ' I |
||||
|
|
|
|
|
■ I |
+ |
|
|||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
со |
|
cd |
|
|
|
|
|
|
Th ^ |
|
|
|
|
|||
Си |
|
|
|
О О 05 03 |
|
|
сч сч |
|
||||||
|
|
О О С О О о о О З О |
|
|||||||||||
|
|
|
|
— оч |
|
|
+1 |
|
|
|
о* о" |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
+ |
|
|
аз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СО. |
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
t - |
|
|
ч |
|
|
|
ö с? “ “ FT |
|
|||||||||
\о |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
СЧ |
СЧ |
|
I |
I |
|
:х |
Х |
X |
, |
||
|
|
|
|
, |
, |
|
+ |
+ |
|
, |
^ |
|||
|
|
|
|
+ + § § + ? ^ ю + |
||||||||||
|
|
|
|
—< сч |
£ |
ш |
|
I o ' o ' ^ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
о о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
О |
|
|
|
|
|
|
СЧСО^іЛЮГ^СООЗ'—і '
134
порядка (3 — для отстающего и 4 — для опережающего поршней); сложив ординаты кривых 3 и 4, строим кривую 5 результирую щих сил второго порядка, а сложением ординат кривых 1 и 2 находим ординаты для построения кривой 6 результирующих сил первого порядка; сложив ординаты кривой 6 и данных строки 9, табл. 26 (горизонтальных составляющих результирующих цен тробежных сил неуравновешенных вращающихся масс криво шипов а и b), строим кривую 7; сложением ординат кривых 5 и 7 получаем ординаты кривой 8 суммарных неуравновешенных сил инерции центробежных первого и второго порядков, дей ствующих вдоль оси рабочего цилиндра ab в зависимости от угла а поворота кривошипа с.
Правильность формулы (144) подтверждается сравнением ре зультатов расчета в строках 7 и 8, табл. 26, а правильность фор
мулы (147) — сравнением данных строк 8 и |
9, табл. 27. |
||
Кривая 8 результирующих сил инерции |
показывает, что ам |
||
плитуда у4рез |
достигает |
внушительной величины, равной 117% |
|
от амплитуды |
А 1 силы |
первого порядка. Силы второго порядка |
вносят небольшие поправки в кривую 7, но значительно смещают максимумы кривой 8. Суммарная неуравновешенная сила дает момент относительно оси коленчатого вала с с амплитудой, рав
ной AN c o s где |
N — расстояние между |
осями коленчатых |
валов а и с или b и с. |
неуравновешенной |
|
Математическое |
выражение суммарной |
силы, представленной кривой 8, может быть получено сложением сил, действующих вдоль оси рабочего цилиндра ab,
Р.К — Р] “Ь £*11 "г Pax == Рі (— 0,348 cos осс) -f- -f Ри (— 0,684 cos 2ас) -j- Ра (— 0,348 cos ас).
Используя полученные ранее соотношения между силами инер ции Ри = ХР1 и Рш= пРъ находим
Рх = Р, (•— 0,348 cos ас) пР1(— 0,348 cos ас) -(-
+ХРх(0,684 cos 2ас) = Рх[(1 + п) (— 0,348 cos ас) +
+Я,(— 0,684 cos 2ас)].
Если п = 2,25 и X = 0,275, то
Рх = Pt {— 1,22 cos а с — 0,175cos2ac).
Сила Рх и ее момент относительно оси коленчатого вала с отклоняют оси эллипсов векторных диаграмм результирующих сил и их моментов относительно главных осей хх и уу на углы 6, знание которых необходимо для определения максимумов сил и моментов, а также для обеспечения правильного включения уравновешивающих механизмов.
Пользуясь рис. 46 и учитывая знаки координатных осей хх и уу, найдем суммы проекций на эти оси сил инерции, действую щих во всех кривошипно-шатунных механизмах секции.
135