Файл: Лазарев, Г. С. Устойчивость процесса резания металлов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
сила |
(F = 54 кГ) |
отклоняется от положения |
равновесия |
на угол |
•ф = |
23°, то есть |
образует момент с плечом h |
относительно |
исход |
ного |
положения |
равновесия. Аналогичная картина наблюдается |
для всех точек в окрестности вершины резца, то есть при любом от клонении вершины резца из состояния установившегося режима работы образующиеся динамические силы не восстанавливают на рушенное равновесие, а, наоборот, приводят к дополнительному отклонению системы.
По мере |
увеличения |
глубины |
резания (t — |
1 мм, рис. 28.1, в) |
||
наблюдается |
дальнейшее |
развитие |
структурной |
неустойчивости. |
||
Так, |
для точки М динамическая сила |
увеличивается по величине |
||||
(F = |
64 i<F) И отклоняется иа больший |
угол от |
положения равно |
|||
весия |
(г|- - 49°), то есть |
момент динамических сил растет. |
Эти примеры наглядно показывают, как увеличение глубины резания приводит, во-первых, к качественному изменению базового
поля |
от устойчивой |
структуры |
(силовой |
узел, рис. 28.1,а) |
к |
не |
||
устойчивой |
(силовой |
вихрь, |
рис. 28.1,6), |
и, во-вторых, па |
этих |
|||
примерах можно проследить за эволюцией поля динамических |
сил, |
|||||||
тогда |
нет |
принципиального |
изменения |
структуры. Именно, |
для |
|||
двух |
случаев ^ = 0,5 мм и |
t= |
1,0 мм поле динамических |
сил об |
разует одну и ту же неустойчивую структуру — силовой вихрь. •Однако сравнительный анализ показывает, что по мере увеличения глубины резания динамические силы растут по модулю и получают дополнительное отклонение от положения равновесия, т. е. момент сил растет. Эти изменения непосредственно отражаются на устой чивости процесса резания. Переход от устойчивой структуры — ти па силового узла, к неустойчивой — типа силового вихря вызывает появление вибраций в процессе резания. Дальнейшее развитие не устойчивой структуры приводит к увеличению момента динами ческих сил, в результате чего интенсивность автоколебаний на растает.
Итак, мы познакомились с двумя структурами базовых сило вых полей — силовой узел и фокус (силовой вихрь). Рассмотрим еще одни тип базового СНЛОЕОГО ПОЛЯ, которое реализуется при определенных условиях работы, когда разность жесткостеп по глав ным осям системы большая.
Как известно, при значительном вылете резца виброустойчи
вость системы |
резец — суппорт недостаточная и процесс резания мо |
||||||||
жет быть |
нарушен автоколебаниями. Так, проведенными опытами |
||||||||
установлено |
[31], |
что при |
точении |
жесткой |
заготовки |
(d— |
|||
= 100—80 |
мм, |
I = 700 |
мм) |
при |
большом |
вылете |
резца |
||
'(/[ = |
80—100-шг) |
автоколебания возникают уже при глубине ре |
|||||||
зания |
t = |
2 |
2,5 мм. (Эксперименты |
проводились |
на токарно-внн- |
||||
торезном |
стайке |
модели |
1К62, обрабатываемый материал — |
||||||
сталь |
40.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример 7. Определить структуру поля динамических сил при работе резцом с большим вылетом. Режим резания: V — 100 м/мин, t = 4 мм, s = 0,3 мм/об. Геометрические параметры инструмента:
66
у = 10°, а = 8°, ф = 45°. Жесткость упругой системы |
резец — суп |
||||||||||
порт: С\ = 200 кГ/мм, С2 = |
1470 кГ/мм, |
р = |
48°30'. |
|
|
(38) и (41) |
|||||
1. Для выбранных условий работы по формулам |
|||||||||||
находим: г = |
1330 кГ/мм, аг |
= 63 . |
|
|
|
|
|
|
|
||
Известно, что с увеличением |
вылета |
резца угол |
а г |
растет так, |
|||||||
что при определенных условиях работы возможно |
«затягивание» |
||||||||||
инструмента. При этом |
а г |
оказывается |
больше |
я/2. |
Принимаем |
||||||
максимальное |
значение а г = 83° в качестве |
расчетного. |
|
||||||||
2. По зависимости |
(47)- определяем: С п = |
1074,6; |
С 2 2 |
= 725,5; |
|||||||
С 1 2 = 630,2; С2 , = 1950,3. |
сил |
(базовое |
поле) |
строим |
методом |
||||||
3. Поле |
динамических |
||||||||||
изоклин по уравнению |
(52); изодинамическое |
поле |
рассчитываем |
||||||||
по уравнению |
(50). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамические силы в данном случае образуют структуру ти |
|||||||||||
па седло (рис. 29). Это значит, что силовые линии |
имеют |
гипербо |
лическую форму, причем все поле делится на четыре участка си
ловыми линиями — изоклинами N{N\ |
и NN. Вдоль силовой ли |
||
нии— изоклины N}Nt |
динамические |
силы направлены точно к по |
|
ложению |
равновесия. На силовой линии — изоклине NN динамиче |
||
ские силы |
направлены |
от положения |
равновесия к периферии, т. е. |
образуют расходящуюся систему сил. Эти силы и определяют ха рактер потерн устойчивости процесса резания, так как при любом малом отклонении вершины резца они приводят к раскачке систе мы в направлении, близком к линии NN. Значения динамических, сил, раскачивающих систему, могут быть определены по изодинамическпм линиям, приведенным на рис. 29, а пунктиром.
На рис. 29,6 показана трехмерная пространственная модель для характеристики устойчивости процесса резания. При любом малом перемещении вершины резца из состояния равновесия ди намические силы приводят к дальнейшему отклонению системы н устойчивость процесса резания нарушается. Согласно опытам, про
веденным |
для рассматриваемых условий работы (при вылете рез |
|
ца 100 мм), процесс резания |
действительно сопровождается интен |
|
сивными |
высокочастотными |
вибрациями. |
4. Д О Р О Г А НЕУСТОЙЧИВОСТИ
Рассмотрим более детально силовую линию—изоклину NN (рис. 30) и убедимся, что здесь создаются условия, приводящие к потере устойчивости. Силовая линия NN характерна тем, что все динамические силы на этой линии направлены точно от положения равновесия, образуя узкий сектор поля, близкий по своей структуре к центральному полю расходящихся сил.
При случайном малом отклонении вершины резца из положе ния равновесия динамические силы вблизи силовой линии NN при водят к дальнейшему отклонению системы, и устойчивость процес са резания нарушается. За один цикл эллиптического движения вершины резца около положения равновесия динамические силы
Рис. 29. Схемы: неустойчивая структура поля ди намических сил — седло, процесс резания сопро вождается зысокэчасточиыми автоколебаниями; в направлении дороги неустойчивости NN динами ческие силы раскачивают систему станка (а); мо дель, характеризующая неустойчивую структуру
силового поля (б)
в направлении изоклины NN дважды придают системе резец — суппорт значительный импульс, в результате чего в этом направ
лении происходит |
раскачка системы. Поэтому узкий участок поля |
в направлении NN |
может быть назван дорогой неустойчивости. |
Для определения направления дороги неустойчивости восполь зуемся дифференциальным уравнением силового поля (52). По скольку силовая линия NN является изоклиной, положим
68
Рис. 30. Схемы: неустойчивая структура по
ля динамических |
сил |
в области |
вершины |
|
резца типа седла |
(а); |
образование |
динами |
|
ческих сил F в направлении |
дороги неус |
|||
тойчивости |
N N |
(б) |
|
d х2 |
х2 |
= t g y * . |
— |
= |
|
а х1 |
Х\ |
|
Решая уравнение (52), |
найдем |
|
Эта формула указывает направление дороги |
неустойчивости |
NN, если в окрестности вершины резца динамические силы обра |
|
зуют базовое поле типа седла. Координаты точек |
поля, лежащих |
на дороге неустойчивости, связаны уравнением |
|
69
Л'о
= tg-у*
Поэтому для определения динамических сил, которые возни кают при отклонении вершины резца в область дороги неустойчи вости, можно воспользоваться уравнением (46)
= - |
( C „ + C 1 2 t g |
|
|
F2 = - |
(C2l |
+ C22tgy*) xlt |
(54) |
Р = V Ff |
+ Ff, |
|
где tgy* определяется по уравнению (53).
Пример 8. Определить направление дороги неустойчивости и динамические силы, возникающие вдоль дороги для случая работы резцом с большим вылетом (/=100 мм). Условия обработки и жесткость системы приведены в примере 7.
1. По коэффициентам Сц, рассчитанным в примере 7, опреде
ляем направление дороги |
неустойчивости (53) у* = 116°12'. |
2. Динамические силы |
найдем по зависимости (48). Если вер |
шина резца углубится в металл заготовки вдоль дороги неустой чивости в точку Мх с координатами хх — 0,1 мм и х2 = 0,2 мм, на резец будет действовать динамическая сила F = 46,2 кР. На рис. 30,6 показаны векторы приращения силы резания {Р), силы упругости (Т) и динамическая сила F для точки поля Ми а также динамические силы в точках М2, М3 и Л14, лежащих на дороге неустойчивости. По мере удаления вершины резца от положения равновесия динамические силы возрастают.
Существование сектора поля в области силовой линии AW мо жет быть расценено как парадокс. Действительно, силы упругости являются восстанавливающими силами, которые направлены к по ложению равновесия. Как было показано выше (гл. I I , § 1), эти силы всегда образуют сходящийся силовой узел. Несмотря на это, динамические силы — равнодействующие сил резания и сил упру гости, образуют в направлении NN расходящуюся систему цент ральных сил, которая и вызывает интенсивную раскачку станка. Динамические силы в направлении силовой линии AW способны раскачать чрезвычайно жесткую и инерционную систему станка, причем в отличие от неустойчивой структуры типа силового вихря (см. рис. 27) эта структура приводит к автоколебаниям, имеющим четко направленный характер. Существенно, что направление «до роги неустойчивости» близко к направлению оси минимальной жесткости упругой системы резец—суппорт, в связи с чем неустой чивость охватывает именно эту систему, и частота автоколебаний оказывается близкой к основной частоте собственных колебаний упругой системы резец — суппорт, т. е. возникают высокочастотные
7°