Файл: Лазарев, Г. С. Устойчивость процесса резания металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сила

(F = 54 кГ)

отклоняется от положения

равновесия

на угол

•ф =

23°, то есть

образует момент с плечом h

относительно

исход­

ного

положения

равновесия. Аналогичная картина наблюдается

для всех точек в окрестности вершины резца, то есть при любом от­ клонении вершины резца из состояния установившегося режима работы образующиеся динамические силы не восстанавливают на­ рушенное равновесие, а, наоборот, приводят к дополнительному отклонению системы.

По мере

увеличения

глубины

резания (t —

1 мм, рис. 28.1, в)

наблюдается

дальнейшее

развитие

структурной

неустойчивости.

Так,

для точки М динамическая сила

увеличивается по величине

(F =

64 i<F) И отклоняется иа больший

угол от

положения равно­

весия

(г|- - 49°), то есть

момент динамических сил растет.

Эти примеры наглядно показывают, как увеличение глубины резания приводит, во-первых, к качественному изменению базового

поля

от устойчивой

структуры

(силовой

узел, рис. 28.1,а)

к

не­

устойчивой

(силовой

вихрь,

рис. 28.1,6),

и, во-вторых, па

этих

примерах можно проследить за эволюцией поля динамических

сил,

тогда

нет

принципиального

изменения

структуры. Именно,

для

двух

случаев ^ = 0,5 мм и

t=

1,0 мм поле динамических

сил об­

разует одну и ту же неустойчивую структуру — силовой вихрь. •Однако сравнительный анализ показывает, что по мере увеличения глубины резания динамические силы растут по модулю и получают дополнительное отклонение от положения равновесия, т. е. момент сил растет. Эти изменения непосредственно отражаются на устой­ чивости процесса резания. Переход от устойчивой структуры — ти­ па силового узла, к неустойчивой — типа силового вихря вызывает появление вибраций в процессе резания. Дальнейшее развитие не­ устойчивой структуры приводит к увеличению момента динами­ ческих сил, в результате чего интенсивность автоколебаний на­ растает.

Итак, мы познакомились с двумя структурами базовых сило­ вых полей — силовой узел и фокус (силовой вихрь). Рассмотрим еще одни тип базового СНЛОЕОГО ПОЛЯ, которое реализуется при определенных условиях работы, когда разность жесткостеп по глав­ ным осям системы большая.

Как известно, при значительном вылете резца виброустойчи­

вость системы

резец — суппорт недостаточная и процесс резания мо­

жет быть

нарушен автоколебаниями. Так, проведенными опытами

установлено

[31],

что при

точении

жесткой

заготовки

(d—

= 100—80

мм,

I = 700

мм)

при

большом

вылете

резца

'(/[ =

80—100-шг)

автоколебания возникают уже при глубине ре­

зания

t =

2

2,5 мм. (Эксперименты

проводились

на токарно-внн-

торезном

стайке

модели

1К62, обрабатываемый материал —

сталь

40.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 7. Определить структуру поля динамических сил при работе резцом с большим вылетом. Режим резания: V — 100 м/мин, t = 4 мм, s = 0,3 мм/об. Геометрические параметры инструмента:

66


у = 10°, а = 8°, ф = 45°. Жесткость упругой системы

резец — суп­

порт: С\ = 200 кГ/мм, С2 =

1470 кГ/мм,

р =

48°30'.

 

 

(38) и (41)

1. Для выбранных условий работы по формулам

находим: г =

1330 кГ/мм, аг

= 63 .

 

 

 

 

 

 

 

Известно, что с увеличением

вылета

резца угол

а г

растет так,

что при определенных условиях работы возможно

«затягивание»

инструмента. При этом

а г

оказывается

больше

я/2.

Принимаем

максимальное

значение а г = 83° в качестве

расчетного.

 

2. По зависимости

(47)- определяем: С п =

1074,6;

С 2 2

= 725,5;

С 1 2 = 630,2; С2 , = 1950,3.

сил

(базовое

поле)

строим

методом

3. Поле

динамических

изоклин по уравнению

(52); изодинамическое

поле

рассчитываем

по уравнению

(50).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамические силы в данном случае образуют структуру ти­

па седло (рис. 29). Это значит, что силовые линии

имеют

гипербо­

лическую форму, причем все поле делится на четыре участка си­

ловыми линиями — изоклинами N{N\

и NN. Вдоль силовой ли­

нии— изоклины N}Nt

динамические

силы направлены точно к по­

ложению

равновесия. На силовой линии — изоклине NN динамиче­

ские силы

направлены

от положения

равновесия к периферии, т. е.

образуют расходящуюся систему сил. Эти силы и определяют ха­ рактер потерн устойчивости процесса резания, так как при любом малом отклонении вершины резца они приводят к раскачке систе­ мы в направлении, близком к линии NN. Значения динамических, сил, раскачивающих систему, могут быть определены по изодинамическпм линиям, приведенным на рис. 29, а пунктиром.

На рис. 29,6 показана трехмерная пространственная модель для характеристики устойчивости процесса резания. При любом малом перемещении вершины резца из состояния равновесия ди­ намические силы приводят к дальнейшему отклонению системы н устойчивость процесса резания нарушается. Согласно опытам, про­

веденным

для рассматриваемых условий работы (при вылете рез­

ца 100 мм), процесс резания

действительно сопровождается интен­

сивными

высокочастотными

вибрациями.

4. Д О Р О Г А НЕУСТОЙЧИВОСТИ

Рассмотрим более детально силовую линию—изоклину NN (рис. 30) и убедимся, что здесь создаются условия, приводящие к потере устойчивости. Силовая линия NN характерна тем, что все динамические силы на этой линии направлены точно от положения равновесия, образуя узкий сектор поля, близкий по своей структуре к центральному полю расходящихся сил.

При случайном малом отклонении вершины резца из положе­ ния равновесия динамические силы вблизи силовой линии NN при­ водят к дальнейшему отклонению системы, и устойчивость процес­ са резания нарушается. За один цикл эллиптического движения вершины резца около положения равновесия динамические силы


Рис. 29. Схемы: неустойчивая структура поля ди­ намических сил — седло, процесс резания сопро­ вождается зысокэчасточиыми автоколебаниями; в направлении дороги неустойчивости NN динами­ ческие силы раскачивают систему станка (а); мо­ дель, характеризующая неустойчивую структуру

силового поля (б)

в направлении изоклины NN дважды придают системе резец — суппорт значительный импульс, в результате чего в этом направ­

лении происходит

раскачка системы. Поэтому узкий участок поля

в направлении NN

может быть назван дорогой неустойчивости.

Для определения направления дороги неустойчивости восполь­ зуемся дифференциальным уравнением силового поля (52). По­ скольку силовая линия NN является изоклиной, положим

68

Рис. 30. Схемы: неустойчивая структура по­

ля динамических

сил

в области

вершины

резца типа седла

(а);

образование

динами­

ческих сил F в направлении

дороги неус­

тойчивости

N N

(б)

 

d х2

х2

= t g y * .

=

а х1

Х\

 

Решая уравнение (52),

найдем

 

Эта формула указывает направление дороги

неустойчивости

NN, если в окрестности вершины резца динамические силы обра­

зуют базовое поле типа седла. Координаты точек

поля, лежащих

на дороге неустойчивости, связаны уравнением

 

69



Л

= tg-у*

Поэтому для определения динамических сил, которые возни­ кают при отклонении вершины резца в область дороги неустойчи­ вости, можно воспользоваться уравнением (46)

= -

( C „ + C 1 2 t g

 

F2 = -

(C2l

+ C22tgy*) xlt

(54)

Р = V Ff

+ Ff,

 

где tgy* определяется по уравнению (53).

Пример 8. Определить направление дороги неустойчивости и динамические силы, возникающие вдоль дороги для случая работы резцом с большим вылетом (/=100 мм). Условия обработки и жесткость системы приведены в примере 7.

1. По коэффициентам Сц, рассчитанным в примере 7, опреде­

ляем направление дороги

неустойчивости (53) у* = 116°12'.

2. Динамические силы

найдем по зависимости (48). Если вер­

шина резца углубится в металл заготовки вдоль дороги неустой­ чивости в точку Мх с координатами хх 0,1 мм и х2 = 0,2 мм, на резец будет действовать динамическая сила F = 46,2 кР. На рис. 30,6 показаны векторы приращения силы резания {Р), силы упругости (Т) и динамическая сила F для точки поля Ми а также динамические силы в точках М2, М3 и Л14, лежащих на дороге неустойчивости. По мере удаления вершины резца от положения равновесия динамические силы возрастают.

Существование сектора поля в области силовой линии AW мо­ жет быть расценено как парадокс. Действительно, силы упругости являются восстанавливающими силами, которые направлены к по­ ложению равновесия. Как было показано выше (гл. I I , § 1), эти силы всегда образуют сходящийся силовой узел. Несмотря на это, динамические силы — равнодействующие сил резания и сил упру­ гости, образуют в направлении NN расходящуюся систему цент­ ральных сил, которая и вызывает интенсивную раскачку станка. Динамические силы в направлении силовой линии AW способны раскачать чрезвычайно жесткую и инерционную систему станка, причем в отличие от неустойчивой структуры типа силового вихря (см. рис. 27) эта структура приводит к автоколебаниям, имеющим четко направленный характер. Существенно, что направление «до­ роги неустойчивости» близко к направлению оси минимальной жесткости упругой системы резец—суппорт, в связи с чем неустой­ чивость охватывает именно эту систему, и частота автоколебаний оказывается близкой к основной частоте собственных колебаний упругой системы резец — суппорт, т. е. возникают высокочастотные