Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Выделим регулярную ер и случайную ес составляющие El;у И УСЛОВИМСЯ ОЦСИКу ВеЛПЧИН Ер, Ес 'Производить по их максимальным значениям е(т)р, е(т)с- Тогда
|
• : 7, = і - г і + |
і « г |
, і - |
|
( 2 - б ° ) |
Регулярная составляющая |
определяется |
погреш |
|||
ностью еРі |
метода измерения |
производной |
у |
и погреш |
|
ностью еР 2 |
формирования |
w(l) |
|
|
|
|
Бр = EplH'Ер2- |
|
|
(2-61) |
|
Максимальное значение |
для |
случая |
компенсации |
||
помех квантования |
|
|
|
|
|
|
C = m a X I N ^ - K y j |
|
(2-62) |
определяет наибольшее значение разности между же.
лаемым |
и фактическим УѴку сигналами на выходе схем |
||
рис. |
2-2,а, |
б. При вычислении е(т> максимальное |
значе |
ние |
у необходимо выбирать из условия работы в |
линей |
ной зоне изменения координат объекта управления. Ана логично для случая вибрационной линеаризации имеем:
е£я)=тахКж)— (2-63)
Согласно (2-62) и (2-63) величина е''гп)зависит от функ
ционального построения схем формирования NK(t), w(t), технических характеристик элементов, схемной реализа ции функциональных узлов и т. п. Современный уровень техники управления позволяет в худшем случае иметь
<"’< (0,05 4-0,1) а.
Случайную составляющую гку представим суммой со ставляющих Есі, связанной с наличием помех в измеряе мой производной регулируемой координаты у и я,.2, обу словленной собственными помехами Д П :
ec = Eci+ Sc2. |
(2-64) |
Из структурных схем рис. 1-9, 1-10 следует, что
i |
— JSü-t |
• |
) |
(2-65) |
' |
~ т« |
дии’ |
ш . |
|
а |
= |
/ г а |
J |
6— 181 |
81 |
Помехи в динамическом токе ід,ш и скорости to, опре деляющих согласно (2-65) значения производных регу лируемой координаты в электроприводах регулирования скорости и положения, обычно имеют низкочастотные регулярные и высокочастотные случайные составляю щие.
Выделим в низкочастотной части спектров '•д..і(0> ш(0 регулярные помехи соответственно a^smut и ö^sin.M
имеющие наибольшие амплитуды и оказывающие основное влияние на значение гС1. Тогда согласно алгоритмам фор мирования линеаризующих сигналов (2-10), (2-11) прибли
женные выражения е*"0 для электроприводов регулирова ния скорости и положения будут иметь вид:
с(>»)__ |
РУо |
; |
|
СІ |
тм |
и, |
|
,(" 0 _ |
к |
^ |
(2-66) |
|
|||
СІ |
|
а ац> |
Значения еРі и еС 2 зависят от метода измерения про
изводной у. Поэтому рассмотрим некоторые случаи их вычисления, соответствующие используемым в практике электропривода датчика іпроизводной. Измерение ідш,
для получения информации о ы целесообразно осуще ствлять методом ’моделирования якорной цепи двига теля.
Для этого метода характерны достаточно большие систематические ошибки (до 10%), связанные с измене нием якорного сопротивления в процессе эксплуатации, и малый уровень собственных помех [Л. 10].
Принимая в соответствии с этим е("‘) = 0,1а и sC2«=0, согласно (2-60) получаем:
е<"»= 0,1а + |
|е<т) |
РУо |
а> |
(2-67) |
КУ |
Р2 |
т„ |
И, |
|
Для измерения производной ш может быть также использовано дифференцирование сигнала датчика ско рости
U
лд.с*
Для этого метода измерения ю характерны небольшие систематические ошибки, но высокий уровень помех, за-
82
висящий от выбранного метода дифференцирования. Расчет величин погрешностей для двух вариантов схем дифференцирования приводится в гл. 7.
В позиционных электроприводах для определения производной регулируемой координаты могут быть использованы тахогенераторы и частотные датчики ско рости. Для тахогенераторов характерны малые значения систематических ошибок и заметный уровень регулярных помех [Л. 34].
Выделяя низкочастотную составляющую ft'sinrtf, ока
зывающую наибольшее влияние на |
определим ее |
приближенное значение. На основе (2-10), (2-11) и струк турной схемы рис. 1-10 е'"° = k ab[ka_c„.u. Принимая ері=
я; 0 и учитывая выражения для е*"0, получаем:
е(«)==|е('»)|_I /г Os. |
К_ |
ь_ _ |
(2-68) |
|
КУ |
1 Р2 1 1 а |
^д.с* |
0 |
|
Для частотного датчика скорости уровень собствен ных помех мал, так что можно принять еС2~0 . Однако появляется составляющая ерь связанная с погрешностью квантования по уровню. При числе импульсов датчика иа один оборот выходного вала, равном п, величина ері в относительных единицах составляет 2л/яЙп. С учетом последнего получаем максимальное значение ошиб ки 8к]/І
С |
= |
2*/яО„ + lC>| + |
kaa ju 0. |
(2-69) |
Если е (ш> = |
е (" !) 4 - s <m) > а, то |
применение |
техниче- |
|
К |
К5Г |
1 К У |
г |
|
ских способов линеаризации теряет смысл, потому что при этом не может быть обеспечена компенсация помех квантования. Так как необходимо обеспечить -хотя бы двукратный запас по точности вычисления NK(t), w(t), то уже при выполнении неравенства
s{m) > 0,5а |
(2-70) |
будем считать применение технических способов линеа ризации нецелесообразным.
Пример 2-3. Определим возможность и эффективность примене ния технической линеаризации цифрового управляющего устройства летучей пилы. Для использованных тахогенераторов (ТГ) перемен ного тока ТТ180-1П Ад.с=1,27 в. с. рад-1 н наибольшие по влиянию оборотные пульсации составляют (0,15ч-0,2) % от текущего значения выходного сигнала. При номинальной частоте вращения 1 500 об/мин
6* |
83 |
выходное напряжение ТГ составляет 200 В. Рабочая частота вра щения двигателя 750 об/.мпп, передаточное отношение редуктора стола налы 16. При 512 импульсах, вырабатываемых импульсным датчиком ПДі за один оборот стола пилы, 0=0,0123 рад. Произве
дем вычисление промежуточных величин.
Амплитуда пульсации в относительных единицах
Ь= (0,15-7-0,2) ІО-3 Лд.c,ros£0,2- ІО-2 • 8,3 • 0,5 = 8,3 • 10-'!.
Учитывая (1-13), находим:
Л’д.с*.==^д.сПп/Нр.т. мпке = 0/т.г/(7р.т. м и н с= 200/24 = |
8,3; |
||||
|
со = Q/Q„ = 750/4 500=0,5. |
|
|
||
Частота пульсации о и Іга: |
|
|
|
||
сГ= 7506,28/60= 7 8,5с-1, ka\= |
1/16 = 0.0625 . |
|
|||
Определяем |
|
|
|
|
|
|
.{"О_ |
0,0625.8,3' 10- 3 |
0,8-10-». |
|
|
|
с2 |
8,3-78,5 |
|
|
|
Принимая для |
худшего случая екх — £кУ, |
= 0,1 о |
и считая |
||
е0| = 0 из (2-68), |
получаем; |
|
|
|
ект> = H f = °>2(3 + 1.6-10-».
Определим минимальное значение а Нци, «при котором при,менепне технической линеаризации становится нецелесообразным. При
нимая согласно (2-70) |
О,50м,пі = |
и умножая для перехода |
к абсолютным единицам |
на П„ = 157 рад, находим: |
1,6- іо-»
°мпп = —о'з--- 157 = 0,84-10-3 рад.
Таким образом, 0мпп<0= 1,23 • ІО-2 ,ра-д и применение линеари зации следует считать целесообразным. Линеаризация позволит устранить влияние помех квантования на динамические н энергети ческие характеристики электропривода и увеличить статическую точ ность в 14,6 -раз.
Из рассмотрения (2-67)—.(2-69) следует, что либо выбором метода аналогового измерения у, либо за счет использования цифровых методов измерения можно приближенно свести составляющую ошибки есг к нулю. Если при этом выполняется неравенство (2-70), то в си лу относительно небольшого значения ер это свидетель ствует о соизмеримых с уровнем помех квантования флюктуациях выходной регулируемой координаты. По следние при этом обусловлены помехами, действующими в объекте управления, источниками которых могут быть
84
аналоговые, датчики и регуляторы. Так как объекты циф рового управления, рассмотренные в § 1-3, обладают сильными фильтрующими свойствами, то соизмеримые с а флюктуации регулируемой координаты говорят о том, что значения суммарной помехи объекта управления, ко торую обозначим как R (/),,превышают а.
Случайная составляющая выходной регулируемой координаты определяет случайный характер помехи квантов.ания N(t), находящейся в корреляционной связи,
с R(t). |
Целесообразно |
поэтому заменить действие |
R(t) и |
N (t) 'некоторым |
приведенным к управляющему |
Рис. 2-18. Расчетная структурная схема электропривода при вы соком уровне помех аналоговых датчиков.
входу случайным сигналом s(t), |
который в силу прева |
||||
лирующего влияния |
R(t) |
можно |
приближенно |
считать |
|
независимым от y{t). |
При |
этом |
от структурной |
схемы |
|
рис. 2-1,а переходим |
к эквивалентной схеме рис. 2-18, |
||||
в которой согласно изложенному |
действие |
s(t) |
эквива |
||
лентно суммарному |
действию на объект |
ущравления |
R(t) и N(t), т. е. помех цифровых и аналоговых элемен тов исходной системы, изображенной на рис. 2-1,а.
Таким образом, невозможность применения техничес кой линеаризации по существу означает, что возможна линеаризация* близкая к статистической, и переход к эквивалентной схеме рис. 2-18. Переход к эквивалент ной схеме рис. 2-18 при выполнении неравенства (2-70) может быть связан не только с высоким уровнем поме хи R(t), но и с малым значением а, по сравнению с ко торым влияние помех аналоговых элементов становится заметным. Возможность этого обусловлена растущей точ ностью цифровых и аналоговых датчиков. В этом случае уровень помехи s(t) незначителен и его влияние на ди намические и энергетические свойства электропривода мало; поэтому, учитывая трудность определения s(t), по
85