Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Л&с
Рис. 1-9. |
Структурная схема линеаризованных объектов при регулировании скорости изменением напряжения |
на якоре |
(«) и на обмотке возбуждения (б). |
29
регулирования, определяемом регулятором скорости, должна присутствовать интегральная составляющая, которая вычисляется в цифровой форме. Цифровой спо соб формирования интегральной составляющей [Л. 4] в силу наличия квантования по уровню может приво дить к возникновению автоколебаний в системе. Поэтому помимо интегральной в закон регулирования должны входить составляющие, исключающие возможность авто колебаний.
В позиционных электроприводах регулирование ско рости осуществляется только за счет изменения напря
жения на |
якоре |
при постоянном потоке возбуждения. |
В связи с |
этим |
объект цифрового управления здесь |
включает в свой состав систему аналогового регулиро вания скорости с подчиненной системой регулирования тока якоря (рис. 1-9,а) и механическое устройство, пре образующее вращательное движение в перемещение ра бочего органа согласно уравнению
dA/dt = kaCl,
где А — угол поворота выходного вала или линейное перемещение; /га— коэффициент механической передачи.
Примем в качестве базового значения А величину угла поворота за единицу времени М при поминальной скорости
д t
л баз J Ciadt = Qüät.
U
Тогда, переходя к долевым единицам, получаем:
da/dt — ka<o; а = А/Абаз-
На рис. 1-10 представлена структурная схема объек та, на которой приращения координат заменены их абсолютными значениями в долевых единицах при усло вии, что фо= const, а Фш(р) является передаточной функ цией объекта. Передаточный коэффициент датчика ско рости в долевых единицах вычисляется во формуле
І&д.с*= ^д.сйи/U р.т.макс- |
(1 -13) |
Объект управления (рис. 1-10) представляет собой систему с астатизмом первого порядка, и величина ста тической ошибки по положению при цс= 0 будет опре-
30
делиться лишь ценой шага квантования по уровню. Та ким образом, в законе регулирования, определяемом регулятором положения, интегральная составляющая может и отсутствовать, а в цифровой форме при этом должна вычисляться пропорциональная составляющая. Для исключения появления составляющей статической ошибки, связанной с (.іс=?^0, в законе регулирования ско рости должна содержаться интегральная составляющая сигнала ошибки по скорости.
Рис. 1-10. Структурная схема объекта управления при регу лировании положения.
Общепринятые в проектной практике выражения для передаточных функций аналоговых регуляторов тока Ѵ^р.т.я(р), W'P.T.B(р) и скорости Wp,c(p), являющиеся ха рактеристиками объектов по (рис. 1-9, 1-10), содержатся в ![Л. 10, 11]. Они приняты за исходные и в данной книге. Выбор их произведен па основе критериев [Л. 14, 15], не учитывающих специфики работы регуляторов различных координат. Возможен также синтез 1^ртп(/;), lFp.T.B(p), Wp.e(p) на основе детерминистского критерия (гл. 3), в значительной степени свободного от этого недостатка.
Для двигателя постоянного тока, являющегося основ ным элементом объекта управления, характерны огра ничения по скорости изменения тока якоря
\ch„/dt\ |
(1-14) |
а также по току якоря и угловой скорости
I Ія 1 ^ 1 » |
(1-15) |
(1-16)
При использовании принципа подчиненного регули рования неравенства (1-15), (1-16) обычно выполняют за счет ограничения максимального значения выходного
31
сигнала соответствующего регулятора (скорости или по ложения). Ограничение тока якоря согласно (1-15) ино гда обеспечивают заданием допустимого темпа изменения управляющего сигнала регулятора скорости с помощью задатчика интенсивности. Для выполнения неравен ства (1-14) обычно не используют специального контура регулирования, а ограничивают быстродействие регулятора тока якоря. Помимо ограничений, наклады ваемых на координаты двигателя, имеет место ограни чение максимального сигнала регулятора тока якоря, связанное с ограниченной величиной выходного напря жения преобразовательного агрегата:
IП р.тI ^ßp.T. |
(1-17) |
В соответствии с изложенным работу объекта при значениях координат меньших допустимых согласно (1-14) — (1-17) будем считать работой в линейной зоне изменений координат, а при значениях координат, рав ных допустимым, — вне ее.
1-4. РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ
В настоящее время при цифровом управлении в по давляющем большинстве случаев используются датчики скорости с выходным периодическим сигналом, частота f которого пропорциональна скорости. Такие датчики, называемые частотными, относятся к классу аналоговых и используются совместно с аналого-цифровыми преоб разователями. Существует два метода аналого-цифрово го преобразования частотных сигналов [Л. 4].
Первый метод заключается в определении числа пе риодов частотного сигнала датчика за интервал времени Т„, характеризующий время преобразования. При этом цифровое значение скорости со* определяется числом пе риодов, зафиксированных за это время. Если за каждый оборот вала, угловая скорость которого измеряется, ча стотный датчик вырабатывает п импульсов, то АЦП (рис. 1-3) будет характеризоваться шагом квантования
по уровню |
(1-18) |
о = 2лІпТп |
и периодом прерывания Ти. При этом статическая ха рактеристика амплитудного квантователя является в за висимости от знака скорости правой или левой ветвью
32
характеристики, приведенной на рис. 1-1,с. Цифровое значение угловой скорости в момент времени t = iTn
а* (ІТП) —ka, |
(1-19) |
где і = 1, 2, 3 . . k — число периодов частотного сигнала, зафиксированное за интервал времени от (і—1)ГпдоіТп.
Второй метод заключается в измерении длительности определенного числа периодов частотного сигнала. Для этого заполняют интервал времени, соответствующий длительности выбранного числа периодов, эталонными импульсами высокой частоты f0. Период прерывания АЦП в этом случае определяется выражением
Tn = lTf, |
(1-20) |
где / — число периодов Tf частотного сигнала |
датчика, |
суммарная длительность которых измеряется. |
|
Если за интервал измерения Тп=іТп— (і—1) Тп зафи
ксировано |
m импульсов |
эталонной частоты fa, то Тп= |
||||
= тТд> где |
Та— период |
эталонного сигнала. При |
этом |
|||
значение угловой скорости |
в |
момент |
времени t —iTu |
|||
|
ffl* (lT n) = |
i f |
L |
= ^ J _ |
, |
О'21) |
где п — числоимпульсов, |
вырабатываемыхчастотным |
датчиком на один оборот вала.
Достоинством второго метода в сравнении с •первым является возможность получения меньших значений Та. Минимальная величина Та достигается при 1=1. Недо статком второго метода является обратно пропорцио нальная согласно (1-21) зависимость со* от пг. Это тре бует включения в контур регулирования устройства, осу ществляющего обратное преобразование, что усложняет регулятор.
Величина статической ошибки еш регулирования ско рости при идеальном регуляторе определяется погрешно
стью АЦП и удовлетворяет неравенству |
|
|||
|
|
|s j < a . |
' |
(1-22) |
При заданном допустимом значении |s j |
из (1-18), |
|||
(1-21) |
и (1-22) при проектировании |
определяют |
значения |
|
п 1 |
т |
Т |
|
|
,L} ь* |
1 Э» |
1 П* |
|
|
3 -1 8 1 |
33 |
Как было отмечено в § 1-3, для обеспечения нулевой статической ошибки регулирования скорости при р.с=?£=0 регулятор скорости должен вычислять значения инте грала от сигнала ошибки. Интегральная составляющая по вычисленному в цифровой форме сигналу рассогла сования может быть получена аналоговыми и цифровыми методами. Так как интегральная составляющая опреде ляет статическую точность регулирования, то целесооб разно вычислять ее в цифровой форме, что в подавляю-
Рис. 1-11. Эквивалентная структурная схема регулятора скорости, использующего первый метод аналого-цифрового преобразования частотного сигнала.
щем большинстве случаев и имеет место на практике. В связи с этим характеристики методов аналого-цифро вого преобразования частотных сигналов необходимо рассматривать и с позиций погрешностей, возникающих при вычислении интегральной составляющей. Проведен ные исследования [Л. 4, 5] показали, что вычисление ин тегральной составляющей по цифровым значениям ско рости, полученным методом измерения числа периодов частотного сигнала (первый метод), может быть осу ществлено на практике с точностью не ниже 0,1 %• В свя зи с этим первый метод аналого-цифрового преобразова ния получил широкое использование в цифровых регу ляторах. К числу последних относится и регулятор со отношения скоростей фирмы SSW, рассмотренный в § 1-2.
Эквивалентная структурная схема регулятора скоро сти, использующего первый метод аналого-цифрового преобразования, представлена на рис. 1-11. Цифро-ана логовый регулятор скорости состоит из параллельно ра ботающих аналогового регулятора с передаточной функ цией Wa(p) и цифрового регулятора, который характе ризуется передаточной функцией ѴР*л(г), описывающей программу работы ЦВУ. Передаточная функция зало-
34
минающего элемента \Ѵ3(р) определяется выражением (1-6). Кроме того, в общем случае после запоминающего элемента может включаться непрерывный фильтр с пере даточной 'функцией ѴРф(р). При построении схемы при нято, что период прерывания Т приближенно равен времени аналого-цифрового преобразования Т„. Электро привод принят нереверсивным, что в большинстве случаев имеет место на практике. Для ограничения тока якоря двигателя на допустимом согласно (1-15) уровне в слу-
Рис. 1-12. Эквивалентная структурная схема регулятора скорости, использующего второй метод аналого-цифрового преобразования ча стотного сигнала.
чае, когда не используется задатчик интенсивности и интегральная составляющая закона регулирования вы рабатывается цифровым регулятором, ограничивают число разрядов элементов ЦВУ и выходной сигнал сум мирующего аналогового устройства. В структурной схеме последнее отражено введением нелинейности в цепь об ратной связи суммирующего устройства.
Вычисление интегральной составляющей по цифро вым значениям скорости, полученным способом измере ния длительности периодов частотного сигнала (второй метод), в общем случае не может быть осуществлено без существенных погрешностей ![Л. 4, 5]. В связи с этим данный метод аналого-цифрового преобразования полу чил ограниченное использование в цифровых регуляторах скорости. При его использовании [Л. 22] в цифровой форме вычисляется лишь сигнал ошибки, а интегральная составляющая формируется непрерывным фильтром по вычисленному сигналу рассогласования.
Эквивалентная структурная схема регулятора скоро сти, использующего второй метод аналого-цифрового
3* |
35 |
Преобразования, представлена на рис. 1-12. Регулятор скорости состоит из параллельно работающих аналого вого регулятора с передаточной функцией Wü{p) и цифрового регулятора. Свойства последнего определяют ся фильтром с передаточной функцией WR(p), рассчи тываемой исходя из требуемого закона регулирования. При построении подобных регуляторов в цифровую фор му могут преобразовываться не все интервалы Tf сигна-' ла частотного датчика, так как после цикла определе ния длительности выбранного числа периодов следует цикл логических и арифметических операций, заканчи вающихся преобразованием вычисленного значения Дсо*
ваналоговую форму. В связи с этим период прерывания
Тздесь может быть существенно больше времени Тп аналого-цифрового преобразования. Так как последнее
согласно (1-20) является переменным, то и Т изменяет ся в процессе регулирования.
В тех случаях, когда функции ЦВУ сводятся лишь к цифровому интегрированию вычисленной разности Діш*= (о*і—со*2 , весьма широко используется метод по
строения регулятора, при котором операции аналогоцифрового преобразования частотных сигналов и инте грирования Діш* совмещаются. Такой метод (условно третий метод аналого-цифрового преобразования частот ных сигналов) использован, например, в регуляторе со отношения скоростей фирмы AEG, описанном в § 1-2.
Проанализируем работу узлов ЦВУ и АЦП, включа ющих блок несовпадений БИ, реверсивный счетчик СР и цифро-аналоговый преобразователь ЦАП (рис. 1-13,а). На вход БН поступают сформированные из сигналов частотных датчиков последовательности импульсов АЦі) частоты fi(t), которая определяет скорость соі и X2{t) частоты fz{t), соответствующей скорости он. Примем,
что при t < t 0 скорости со1 |
и иг одинаковы и постоянны, |
||||
фазы импульсов сигналов АЦ/), Хг(і) |
совпадают, |
а вы |
|||
ходной сигнал ЦАП U*c.p(t) =0. |
увеличивается и |
||||
При t ^ t 0 |
скорость он |
мгновенно |
|||
между периодами частотных сигналов Xi(t), X2{t) |
уста |
||||
навливается |
соотношение |
Т2=kxTi —const |
при |
£г>1. |
|
Проанализируем характер |
кривой U*c.v (t), |
являющейся |
в этом случае переходной функцией регулятора и позво ляющей выявить его динамические свойства. Для иллю страции характера сигналов в регуляторе на рис. 1-13,6 представлены Xi(t), X2(t) и L/*c.p(0 при £т =1,3. Пред-
36