Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Л&с

Рис. 1-9.

Структурная схема линеаризованных объектов при регулировании скорости изменением напряжения

на якоре

(«) и на обмотке возбуждения (б).

29


регулирования, определяемом регулятором скорости, должна присутствовать интегральная составляющая, которая вычисляется в цифровой форме. Цифровой спо­ соб формирования интегральной составляющей [Л. 4] в силу наличия квантования по уровню может приво­ дить к возникновению автоколебаний в системе. Поэтому помимо интегральной в закон регулирования должны входить составляющие, исключающие возможность авто­ колебаний.

В позиционных электроприводах регулирование ско­ рости осуществляется только за счет изменения напря­

жения на

якоре

при постоянном потоке возбуждения.

В связи с

этим

объект цифрового управления здесь

включает в свой состав систему аналогового регулиро­ вания скорости с подчиненной системой регулирования тока якоря (рис. 1-9,а) и механическое устройство, пре­ образующее вращательное движение в перемещение ра­ бочего органа согласно уравнению

dA/dt = kaCl,

где А — угол поворота выходного вала или линейное перемещение; /га— коэффициент механической передачи.

Примем в качестве базового значения А величину угла поворота за единицу времени М при поминальной скорости

д t

л баз J Ciadt = Qüät.

U

Тогда, переходя к долевым единицам, получаем:

da/dt — ka<o; а = А/Абаз-

На рис. 1-10 представлена структурная схема объек­ та, на которой приращения координат заменены их абсолютными значениями в долевых единицах при усло­ вии, что фо= const, а Фш(р) является передаточной функ­ цией объекта. Передаточный коэффициент датчика ско­ рости в долевых единицах вычисляется во формуле

І&д.с*= ^д.сйи/U р.т.макс-

(1 -13)

Объект управления (рис. 1-10) представляет собой систему с астатизмом первого порядка, и величина ста­ тической ошибки по положению при цс= 0 будет опре-

30

делиться лишь ценой шага квантования по уровню. Та­ ким образом, в законе регулирования, определяемом регулятором положения, интегральная составляющая может и отсутствовать, а в цифровой форме при этом должна вычисляться пропорциональная составляющая. Для исключения появления составляющей статической ошибки, связанной с (.іс=?^0, в законе регулирования ско­ рости должна содержаться интегральная составляющая сигнала ошибки по скорости.

Рис. 1-10. Структурная схема объекта управления при регу­ лировании положения.

Общепринятые в проектной практике выражения для передаточных функций аналоговых регуляторов тока Ѵ^р.т.я(р), W'P.T.B(р) и скорости Wp,c(p), являющиеся ха­ рактеристиками объектов по (рис. 1-9, 1-10), содержатся в ![Л. 10, 11]. Они приняты за исходные и в данной книге. Выбор их произведен па основе критериев [Л. 14, 15], не учитывающих специфики работы регуляторов различных координат. Возможен также синтез 1^ртп(/;), lFp.T.B(p), Wp.e(p) на основе детерминистского критерия (гл. 3), в значительной степени свободного от этого недостатка.

Для двигателя постоянного тока, являющегося основ­ ным элементом объекта управления, характерны огра­ ничения по скорости изменения тока якоря

\ch„/dt\

(1-14)

а также по току якоря и угловой скорости

I Ія 1 ^ 1 »

(1-15)

(1-16)

При использовании принципа подчиненного регули­ рования неравенства (1-15), (1-16) обычно выполняют за счет ограничения максимального значения выходного

31


сигнала соответствующего регулятора (скорости или по­ ложения). Ограничение тока якоря согласно (1-15) ино­ гда обеспечивают заданием допустимого темпа изменения управляющего сигнала регулятора скорости с помощью задатчика интенсивности. Для выполнения неравен­ ства (1-14) обычно не используют специального контура регулирования, а ограничивают быстродействие регулятора тока якоря. Помимо ограничений, наклады­ ваемых на координаты двигателя, имеет место ограни­ чение максимального сигнала регулятора тока якоря, связанное с ограниченной величиной выходного напря­ жения преобразовательного агрегата:

IП р.тI ^ßp.T.

(1-17)

В соответствии с изложенным работу объекта при значениях координат меньших допустимых согласно (1-14) — (1-17) будем считать работой в линейной зоне изменений координат, а при значениях координат, рав­ ных допустимым, — вне ее.

1-4. РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ

В настоящее время при цифровом управлении в по­ давляющем большинстве случаев используются датчики скорости с выходным периодическим сигналом, частота f которого пропорциональна скорости. Такие датчики, называемые частотными, относятся к классу аналоговых и используются совместно с аналого-цифровыми преоб­ разователями. Существует два метода аналого-цифрово­ го преобразования частотных сигналов [Л. 4].

Первый метод заключается в определении числа пе­ риодов частотного сигнала датчика за интервал времени Т„, характеризующий время преобразования. При этом цифровое значение скорости со* определяется числом пе­ риодов, зафиксированных за это время. Если за каждый оборот вала, угловая скорость которого измеряется, ча­ стотный датчик вырабатывает п импульсов, то АЦП (рис. 1-3) будет характеризоваться шагом квантования

по уровню

(1-18)

о = 2лІпТп

и периодом прерывания Ти. При этом статическая ха­ рактеристика амплитудного квантователя является в за­ висимости от знака скорости правой или левой ветвью

32

характеристики, приведенной на рис. 1-1,с. Цифровое значение угловой скорости в момент времени t = iTn

а* (ІТП) —ka,

(1-19)

где і = 1, 2, 3 . . k — число периодов частотного сигнала, зафиксированное за интервал времени от —1)ГпдоіТп.

Второй метод заключается в измерении длительности определенного числа периодов частотного сигнала. Для этого заполняют интервал времени, соответствующий длительности выбранного числа периодов, эталонными импульсами высокой частоты f0. Период прерывания АЦП в этом случае определяется выражением

Tn = lTf,

(1-20)

где / — число периодов Tf частотного сигнала

датчика,

суммарная длительность которых измеряется.

 

Если за интервал измерения Тп=іТп— (і—1) Тп зафи­

ксировано

m импульсов

эталонной частоты fa, то Тп=

= тТд> где

Та— период

эталонного сигнала. При

этом

значение угловой скорости

в

момент

времени t —iTu

 

ffl* (lT n) =

i f

L

= ^ J _

,

О'21)

где п — числоимпульсов,

вырабатываемыхчастотным

датчиком на один оборот вала.

Достоинством второго метода в сравнении с •первым является возможность получения меньших значений Та. Минимальная величина Та достигается при 1=1. Недо­ статком второго метода является обратно пропорцио­ нальная согласно (1-21) зависимость со* от пг. Это тре­ бует включения в контур регулирования устройства, осу­ ществляющего обратное преобразование, что усложняет регулятор.

Величина статической ошибки еш регулирования ско­ рости при идеальном регуляторе определяется погрешно­

стью АЦП и удовлетворяет неравенству

 

 

 

|s j < a .

'

(1-22)

При заданном допустимом значении |s j

из (1-18),

(1-21)

и (1-22) при проектировании

определяют

значения

п 1

т

Т

 

 

,L} ь*

1 Э»

1 П*

 

 

3 -1 8 1

33


Как было отмечено в § 1-3, для обеспечения нулевой статической ошибки регулирования скорости при р.с=?£=0 регулятор скорости должен вычислять значения инте­ грала от сигнала ошибки. Интегральная составляющая по вычисленному в цифровой форме сигналу рассогла­ сования может быть получена аналоговыми и цифровыми методами. Так как интегральная составляющая опреде­ ляет статическую точность регулирования, то целесооб­ разно вычислять ее в цифровой форме, что в подавляю-

Рис. 1-11. Эквивалентная структурная схема регулятора скорости, использующего первый метод аналого-цифрового преобразования частотного сигнала.

щем большинстве случаев и имеет место на практике. В связи с этим характеристики методов аналого-цифро­ вого преобразования частотных сигналов необходимо рассматривать и с позиций погрешностей, возникающих при вычислении интегральной составляющей. Проведен­ ные исследования [Л. 4, 5] показали, что вычисление ин­ тегральной составляющей по цифровым значениям ско­ рости, полученным методом измерения числа периодов частотного сигнала (первый метод), может быть осу­ ществлено на практике с точностью не ниже 0,1 %• В свя­ зи с этим первый метод аналого-цифрового преобразова­ ния получил широкое использование в цифровых регу­ ляторах. К числу последних относится и регулятор со­ отношения скоростей фирмы SSW, рассмотренный в § 1-2.

Эквивалентная структурная схема регулятора скоро­ сти, использующего первый метод аналого-цифрового преобразования, представлена на рис. 1-11. Цифро-ана­ логовый регулятор скорости состоит из параллельно ра­ ботающих аналогового регулятора с передаточной функ­ цией Wa(p) и цифрового регулятора, который характе­ ризуется передаточной функцией ѴР*л(г), описывающей программу работы ЦВУ. Передаточная функция зало-

34

минающего элемента \Ѵ3(р) определяется выражением (1-6). Кроме того, в общем случае после запоминающего элемента может включаться непрерывный фильтр с пере­ даточной 'функцией ѴРф(р). При построении схемы при­ нято, что период прерывания Т приближенно равен времени аналого-цифрового преобразования Т„. Электро­ привод принят нереверсивным, что в большинстве случаев имеет место на практике. Для ограничения тока якоря двигателя на допустимом согласно (1-15) уровне в слу-

Рис. 1-12. Эквивалентная структурная схема регулятора скорости, использующего второй метод аналого-цифрового преобразования ча­ стотного сигнала.

чае, когда не используется задатчик интенсивности и интегральная составляющая закона регулирования вы­ рабатывается цифровым регулятором, ограничивают число разрядов элементов ЦВУ и выходной сигнал сум­ мирующего аналогового устройства. В структурной схеме последнее отражено введением нелинейности в цепь об­ ратной связи суммирующего устройства.

Вычисление интегральной составляющей по цифро­ вым значениям скорости, полученным способом измере­ ния длительности периодов частотного сигнала (второй метод), в общем случае не может быть осуществлено без существенных погрешностей ![Л. 4, 5]. В связи с этим данный метод аналого-цифрового преобразования полу­ чил ограниченное использование в цифровых регуляторах скорости. При его использовании [Л. 22] в цифровой форме вычисляется лишь сигнал ошибки, а интегральная составляющая формируется непрерывным фильтром по вычисленному сигналу рассогласования.

Эквивалентная структурная схема регулятора скоро­ сти, использующего второй метод аналого-цифрового

3*

35


Преобразования, представлена на рис. 1-12. Регулятор скорости состоит из параллельно работающих аналого­ вого регулятора с передаточной функцией Wü{p) и цифрового регулятора. Свойства последнего определяют­ ся фильтром с передаточной функцией WR(p), рассчи­ тываемой исходя из требуемого закона регулирования. При построении подобных регуляторов в цифровую фор­ му могут преобразовываться не все интервалы Tf сигна-' ла частотного датчика, так как после цикла определе­ ния длительности выбранного числа периодов следует цикл логических и арифметических операций, заканчи­ вающихся преобразованием вычисленного значения Дсо*

ваналоговую форму. В связи с этим период прерывания

Тздесь может быть существенно больше времени Тп аналого-цифрового преобразования. Так как последнее

согласно (1-20) является переменным, то и Т изменяет­ ся в процессе регулирования.

В тех случаях, когда функции ЦВУ сводятся лишь к цифровому интегрированию вычисленной разности Діш*= (о*і—со*2 , весьма широко используется метод по­

строения регулятора, при котором операции аналогоцифрового преобразования частотных сигналов и инте­ грирования Діш* совмещаются. Такой метод (условно третий метод аналого-цифрового преобразования частот­ ных сигналов) использован, например, в регуляторе со­ отношения скоростей фирмы AEG, описанном в § 1-2.

Проанализируем работу узлов ЦВУ и АЦП, включа­ ющих блок несовпадений БИ, реверсивный счетчик СР и цифро-аналоговый преобразователь ЦАП (рис. 1-13,а). На вход БН поступают сформированные из сигналов частотных датчиков последовательности импульсов АЦі) частоты fi(t), которая определяет скорость соі и X2{t) частоты fz{t), соответствующей скорости он. Примем,

что при t < t 0 скорости со1

и иг одинаковы и постоянны,

фазы импульсов сигналов АЦ/), Хг(і)

совпадают,

а вы­

ходной сигнал ЦАП U*c.p(t) =0.

увеличивается и

При t ^ t 0

скорость он

мгновенно

между периодами частотных сигналов Xi(t), X2{t)

уста­

навливается

соотношение

Т2=kxTi —const

при

£г>1.

Проанализируем характер

кривой U*c.v (t),

являющейся

в этом случае переходной функцией регулятора и позво­ ляющей выявить его динамические свойства. Для иллю­ страции характера сигналов в регуляторе на рис. 1-13,6 представлены Xi(t), X2(t) и L/*c.p(0 при £т =1,3. Пред-

36