Файл: Кулесский, Р. А. электропривод постоянного тока с цифровым управлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
ставим £/*о.р(0 в виде кусочно-линейного U*c.рі(/) и широтно-импульсного. U*c.p2 (t) сигналов (рис. 1-І3,б):
с/*с.р(0 = и * с.рі (0 + г/*с.р2 (О • |
(1-23) |
Ширина импульсов т составляющей £/*с.р2(0 являет ся параметром, характеризующим ее значения, и изме няется путем смещения заднего фронта импульсов
Рис. 1-13. Блок-схема (а) и переходная характеристи ка (б) цифрового регулятора скорости, использующего тре
тий метод аналого-цифрового преобразования частотных сигналов.
U*c.p2 (t). Положение последнего определяется передним
фронтом импульсов Xz(t). Значения U*c_vi(t) в моменты времени th=to+kT2 {k—0, 1, 2, 3 ...) можно определить по формуле
^*с.р1 (*к) = |
= [Ж]*а. |
(1-24) |
37
где |
|
|
>[М]* = п при п < М < я+ 1; |
(1-25) |
|
ѣ=0, |
1, 2 ... |
|
Представим значения |
ширины импульсов |
U*c•р г (0 |
в виде |
|
|
т(М = к( Т2- Т 1)-[Іі(Т2- Т 1)ІТіГ Ті. |
(1-26) |
Умножая левую и правую части (1-26) на а/7\ и пре образуя полученное выражение с учетом (1-24), полу чаем:
Uc.p (tk) = ^ ' (tu) + -Ус.р (tu) ; |
(1-27) |
А^с.р (//,) =т (4) а/Гі; |
(1-28) |
U c M = k a ( T 2—Ti)/Ti — Ma. |
(1-29) |
Согласно (1-28) Nc,p(tu) в отличие от U*c.p2(l) явля ется амплнтудно-модулированпым сигналом и прибли женно эквивалентен по действию U:'''c.p2(l) при малых значениях кт. При этом из сопоставления (1-23) и (1-27) следует, что характер переходной функции U*c.p(t) мож но выявить при анализе приближенно эквивалентной ей функции
Ус.р( 0 = а (-^7^ |
- і ^ |
- п |
р и t > t a |
(1-30) |
и совпадающей с Uc,p(tu) |
при t = th. |
|
||
Кривые Uc.P(t) и Nc.p(t) |
для |
/гт = 1,3 показаны на |
рис. 1-13,6. Учитывая, что число импульсов, вырабаты ваемых частотными датчиками за одни оборот валов,
равно /г, приведем |
|
(1-30) к виду |
|
|
||
11 |
___(ші — “а) о — *о) _ |
п° К |
— “г) |
( t - t 0). (1-31) |
||
u c.p(t) |
0 |
- |
т - |
■ |
2п |
Выполнив преобразование Лапласа для обеих частей (1-31), при іАсо = соі—ш2= const получаем:
и а. р ( Р ) = £ ^ е - ‘°Р.
Считая входным сигналом X(t) анализируемого зве на разность скоростей Л'со, изменяющуюся скачком при t —to, изображение X(t) по Лапласу представим, в виде
ш_ е~ up Х(Р) Р
38
откуда следует, что переходная .функция (1-31) харак теризует интегрирующее звено с передаточной функцией
Г |
U7 (р) = |
1Л,Р ІР) _ |
па |
J____ 1_. |
(1-32) |
|
Х { р ) |
2 л |
Р ~~"ІР ' |
||||
|
|
|
||||
На |
основе (1-23) — (1-30) |
и |
(1-32) эквивалентная |
структурная схема регулятора (рис. 1-13,а) может быть представлена в виде схемы рис. 1-14,а. Здесь период квантования по времени широтно-импульсного модуля тора первого рода ШИМI [Л. 2] зависит от величины
а>2 |
------а0^ |
Ur |
|
Ш И М І |
|
|
|
a p z |
Рис. 1-14. Точная (о) и приближенные (б, в) эквивалентные
структурные схемы цифрового интегрального регулятора ско рости.
сигнала соз, что характеризует модулятор как существен но нелинейный элемент. В схему также введен элемент ограничения максимального сигнала интегратора, отра жающий факт ограниченного числа разрядов реверсив ного счетчика СР.
В большинстве практических случаев |
наибольшее |
значение Т2 удовлетворяет неравенству |
|
(2п/Тг) > coco, |
(1-33) |
где ысо — значение частоты, выше которой амплитудночастотную характеристику объекта управления прибли женно можно считать равной нулю.
39.
В этом случае, как будет показано в § 2-4, можно перейти от схемы рис. 1-14,а к более простой прибли женной схеме на рис. 1-14,6. Динамические свойства последней ничем не отличаются от свойств непрерывной системы, а структурная схема регулятора может быть сведена к схеме рис. 1-5,6, соответствующей случаю ре гулирования соотношения скоростей. Тем самым третий метод аналого-цифрового преобразования частотных сиг налов является одновременно и методом технической линеаризации характеристики квантователя в структур ной схеме рис. 1-14,а вблизи установившегося режима работы, который характеризуется малыми значениями А!со или 1<Аг<2. При kT> 2 модулятор ШИМІ, рабо тающий с частотой fz, не успевает восстанавливать зна чения Uc,v (t) в промежутках между кратными о значе ниями U*c.pi{t). В этом случае чем больше kT, тем мень ше влияние, оказываемое сигналом U*c.рг(0 на работу
системы, так |
что при kT~>2 |
от |
структурной |
схемы |
|
рис. |
1-14,а |
можно • перейти |
к |
упрощенной |
схеме |
рис. |
1-14,б. |
|
|
|
|
1-5. РЕГУЛЯТОРЫ ПОЛОЖЕНИЯ
Цифровые позиционные датчики преобразуют выра женную в цифровой форме неэлектрическую, величину положения какого-либо органа механизма или угла по ворота вала двигателя в электрическую. Их можно под разделить на датчики полного значения координаты и приращения координаты. К первым относятся датчики, использующие элементы типа кодовых дисков. Здесь все возможные значения измеряемой координаты воспроиз водятся в виде кодовых комбинаций, считываемых с соответствующей шкалы в зависимости от ее положе ния относительно воспринимающих органов. Получили распространение как контактные, так и бесконтактные датчики при максимальном значении измеряемой вели чины, характеризующемся 7-м—16-м разрядами двоич ного кода [Л. 4]. Время аналого-цифрового преобразо вания здесь определяется в основном быстродействием ЦВУ и измеряется тысячными долями секунды.
Помимо цифровых используются и аналоговые пози ционные датчики с АЦП. В частности, в последние годы стали широко применяться серийно выпускаемые сель сины и вращающиеся трансформаторы ВТ с аналогоцифровым преобразованием сигналов рассогласования
40
ПО фазе датчика и Приемника {Л. 7]. Так как точность измерения угла поворота сельсином как аналоговым элементом не превышает 0,5% максимального значения измеряемой величины, в случае большей требуемой точ ности используют многоотсчетные системы измерения. Время аналого-цифрового преобразования Тп при этом зависит от частоты питающего напряжения сельсинов или ВТ и обычно не превышает 0,01 с.
В качестве цифровых датчиков приращения коорди нат используются позиционные частотные датчики, к которым относятся индукционные тахогенераторы, фо тоэлектрические и магнитные импульсные датчики и т. п. Пример использования одного типа подобных датчиков приведен в § 1-2 при описании регулятора летучей пилы.
При использовании частотных датчиков могут быть обеспечены значительно меньшие значения шага ампли тудного квантования а и соответственно значительно большая статическая точность регулирования в сравне нии с описанными выше типами датчиков. Недостатком использования частотных датчиков является измерение полного значения координаты лишь за счет суммирова ния ее приращения. В результате случайные ошибки при измерении накапливаются и обнаружить их сложно. Величина Та определяется лишь быстродействием ЦВУ.
Помимо перечисленных выше датчиков приращения и полного значения координат, которые будем считать основными, имеется большое число узко специализиро ванных цифровых датчиков полного значения и прира щений координат. Один из таких датчиков рассмотрен в § 1-2 при описании регулятора безупорной установки заготовок. Принципы действия и конструкции всех ука занных типов датчиков подробно описаны в [Л. 4] и здесь не. рассматриваются. Специфика проектирования с использованием того или иного типа датчика заклю чается в значениях шага амплитудного квантования а и времени аналого-цифрового преобразователя Тп. Значе ние последнего для основных типов позиционных цифро вых датчиков не превышает 0,01 с.
Статическая характеристика позиционных цифровых датчиков (или АЦП при использовании аналоговых по зиционных датчиков) представлена на рис. 1-1,6. В не которых случаях за счет начальной юстировки датчика ее смещают влево от оси ординат и получают характе ристику рис. l-l,s. Величины статической ошибки регу-
41
лировання положения еа |
при идеальном |
регуляторе |
определяются погрешностью |
амплитудного |
квантования |
и удовлетворяют неравенствам |
|
|
|
|
(1-34) |
При заданном допустимом значении еа из (1-34) при
проектировании выбирают тот или иной тип датчика. Эквивалентная структурная схема регулятора положе ния в большинстве случаев сводится к схеме, показанной на рис. 1-7,6, применительно к случаю регулирования положения заготовки относительно ножниц блюминга.
Г Л А В А В Т О Р А Я
РАСЧЕТНЫЕ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С ЦИФРОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
2-1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Автоматические системы, характеризующиеся структурной схемой рис. В-1, относятся к классу систем с частично ограниченной структурой [Л. 23]. Задачами проектирования здесь являются определение структуры и параметров регулятора, реализующего требуемый закон управления, и на их основе — конструктивный расчет схем ЦВУ н аналоговых регуляторов. Совершенствова ние техники управления, в частности разработка и осво ение промышленностью унифицированных элементов аналоговой (УБСР-А) и дискретной («Логика», «Спектр», УБСР-Д и др.) техники, позволяет реализовать практически любые'необходимые законы регулирования. В связи с этим целесообразно при проектировании из всех возможных законов выбирать нанлучшие, обеспе чивающие оптимальные режимы работы. Последние определяются условиями работы электропривода, назна чением его, требованиями технологии и т. д. Обобщенная их оценка дается в критерии оптимальности. Синтез регулятора из условий удовлетворения работы автома тической системы некоторому критерию оптимальности
42
называют задачей аналитического конструирования ре гулятора.
Решение задачи аналитического конструирования обычно представляет значительные трудности, которые растут по мере усложнения структуры объекта управле ния и необходимости учета всей совокупности условий и режимов его работы. В связи с этим целесообразно решать задачу аналитического конструирования при не которых упрощающих допущениях, позволяющих огра ничиться рассмотрением основных режимов в упрощен ной структурной схеме объекта, которую назовем рас четной. Полученные на этом этапе проектирования, который удобно назвать этапом приближенного синтеза, результаты нуждаются в проверке при полном учете специфики работы автоматической системы в различных режимах. Назовем следующий за приближенным синте зом этап проектирования уточненным анализом. Послед ний удобно производить методами математического и физического моделирования, позволяющими исследовать свойства автоматической системы в широкой области изменения параметров.
Выбор расчетной схемы в значительной степени опре деляется заданными режимами работы. Для рассматри ваемого класса электроприводов в основном характерна попеременная работа как в программном режиме, так и
врежимах стабилизации и слежения. Качество работы
впрограммном режиме отработки регулярных сигналов принято оценивать временем переходных процессов. При этом критерием качества является минимум времени перехода системы в новое состояние, а регулятор, реа лизующий оптимальный по быстродействию процесс при ограничениях вида (1-14) — (1-17), представляет собой
существенно нелинейное звено.
В режиме стабилизации изменения управляющего сигнала отсутствуют- и переходы системы из одного состояния в другое носят характер флюктуаций, связан ных с действием случайных или регулярных внешних возмущений. Качество работы системы в этом режиме характеризуют интегральными квадратичными или среднеквадратичными' оценками, определяющими энерге тические свойства или точность работы системы. При этом работа происходит в линейной зоне изменения ко ординат, в которой последние не выходят за ограничения, заданные (1-14) — (1-17), в регулятор, реализующий
43
оптимальные процессы, соответствующие минимуму зна чения выбранной оценки, представляет собой линейное звено.
В следящем режиме диапазон изменения значений полезпого сигнала достаточно широк, так что здесь воз можна работа как в линейной зоне изменений коорди нат, так II при предельных значениях их. Однако послед нее не является типичным, в связи с чем для следящих электроприводов используют те же оценки качества, что и для систем автоматической стабилизации.
Как отмечалось, по ходу технологического процесса возможна длительная работа в программном режиме, режиме стабилизации и следящем. При этом обеспечение оптимальной работы в каждом из этих режимов с по мощью одного II того же регулятора без существенного
его усложнения затруднительно. В связи с этим целесо образно 'компромиссное решение, при котором в этих режимах обеспечиваются близкие к оптимальным про цессы управления.
Как показали исследования [Л. 11, 24], быстродейст вие промышленных электроприводов при отработке сиг налов, значительно превышающих зону линейности, и принятых способах ограничения координат согласно (1-14) — (1-17), в частности при способе подчиненного регулирования, отличается от соответствующего быстро действия оптимальных по быстродействию систем в среднем на 5%. В соответствии с этим существенное усложнение регулятора, требуемое обычно для достиже ния предельного быстродействия, имеет смысл лишь в частных случаях, в которых программный режим явля ется основным или единственным, а относительно не большое увеличение быстродействия может дать ощути мый экономический эффект.
Считая свойства систем подчиненного регулирования в режиме, в котором движение идет при предельных значениях координат согласно (1-14)— (1-17), близкими к оптимальным по быстродействию, синтез регуляторов рассматриваемого класса электроприводов имеет смысл проводить из условия обеспечения оптимальной работы в линейной зоне изменений координат. Реализация регу лятора, являющегося при этом линейным звеном, осуще ствляется достаточно простыми средствами.
Изложенное в § 1-4, 1-5 позволяет представить элек тропривод постоянного тока с цифровым управлением
44