ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
полезный груз. Поэтому борьба за электромобиль — это прежде всего борьба за новый аккумулятор.
Увы, до сих пор ничего выдающегося придумать не удалось.
Скажем, серебряно-цинковые аккумуляторы: и легкие, и морозов не боятся. 'Но самый элементарный подсчет обеску раживает: всей годовой добычи серебра в мире хватит не более чем на 120 тысяч автомобилей. Я уже не говорю о том, сколько будет стоить такой автомобиль, до отказа набитый драгоценным металлом...
Вот другой тип батареи, более дешевый: вместо серебра и цинка используются литий и его соли. К сожалению, чтобы она заработала, нужно развести костер. Реакция, при кото
рой освобождается |
электроэнергия, |
идет только при |
темпе |
|||||
ратуре |
+'500° С. Что |
именно будет гореть |
в этом |
костре — |
||||
бензин |
или природный газ — неважно. Идея |
уже |
опорочена. |
|||||
Более перспективными |
выглядят никель-цинковые |
акку |
||||||
муляторы, но |
и для |
них требуется |
дополнительное оборудо |
|||||
вание: баллон со сжатым воздухом и циркуляционный |
насос. |
|||||||
Воздух нужно продувать через цинковый электрод |
(для это |
|||||||
го его делают |
пористым), |
а насосом — перемешивать |
элек |
тролит, жидкость, в которую погружены электроды. С такой батареей электромобиль пройдет 240 километров, а не 48, как со свинцовым. Плохо только—на морозе аккумулятор не работает: ему нужна комнатная температура, не меньше.
Словом, несмотря на все усилия, конструкторам электро мобиля приходится пока что ориентироваться на аккумуля торы свинцовые.
И все-таки! Все-таки интерес к электромобилям не осла бевает. Уже один размах исследований по новым типам акку муляторов показывает, что рано или поздно, а упрямая про блема будет, наконец, решена. Вся история техники свиде тельствует о том, что, когда появляется жгучая потребность в создании какой-то новой конструкции, ее всегда создают, и именно с теми характеристиками, какие требуются.
Автомобильные фирмы начинают постепенно выпускать электромобили. Таков, например, японский «Дайхацу Ко ню»— трехколесная автоколяска со скоростью около 35 кило метров в час и пробегом от зарядки до зарядки 40 километ ров. Эти его недостатки искупаются, правда, ценой, которая
вдвое ниже, чем |
обычного автомобиля |
такого же |
класса. |
||
Другая |
машина, |
той |
же фирмы — четырехколесная, |
ее ско |
|
рость |
достигает |
70 |
километров в час, |
а пробег—140 кило |
метров. Зато и цена соответственная: столько стоит нормаль ный, бензиновый автомобиль. И дорого, и особых преиму ществ нет...
Более благоприятные перспективы открываются перед заводами, производящими: грузовые электромобили. В
Англии, например, таких машин уже более 50 тысяч. Они бесшумны, и это серьезное преимущество для транспорта, развозящего я о утрам молоко и хлеб. К тому же электромо били отличаются завидным сроком службы: они работают лет двадцать, тогда как обычные машины к<умирают» макси мум в десятилетнем возрасте.
Еще более заманчива идея «гибридного» автомобиля,, электромоторы которого питаются и от аккумулятора, и от генератора одновременно, причем генератор вращается мало
мощным двигателем |
внутреннего |
сгорания. |
Казалось бы,, |
|||
зачем такое усложнение? |
Но вся штука в том, что у |
машины |
||||
такой схемы открывается |
немало |
преимуществ: она |
соединя |
|||
ет в себе достоинства |
и обычного, |
и аккумуляторного авто |
||||
мобиля, и избавлена от их недостатков. |
|
|
||||
Прежде всего, раз есть двигатель, работающий на бензи |
||||||
не, нет нужды каждые 50—100 |
километров |
останавливать |
машину для подзарядки: генератор двигателя делает это все время, и батарея не истощается.
Что же касается порока всех двигателей внутреннего сго рания — ядовитости выхлопа, то здесь эту проблему решить значительно проще. Ведь двигатель 'маломощен, его хватает только, чтобы ехать по ровной дороге да преодолевать не большие препятствия (іво всех остальных случаях энергию электромотору дает аккумулятор), а у маломощного двига теля невелик объем выбрасываемых газов, что само по себе уже хорошо. Во-вторых, поскольку двигатель связан с коле
сами через |
систему |
генератор—электромотор, |
его |
молено |
|||||||||
настроить |
на |
режим, |
при |
котором |
его |
обороты |
будут посто |
||||||
янны, мощность — близка |
к максимальной, количество |
ядо |
|||||||||||
витых веществ |
в отработавших |
газах — наименьшее |
(оно |
||||||||||
будет доведено практически до нуля с помощью |
|
дожигателя). |
|||||||||||
Маломощный |
двигатель будет |
миниатюрным |
и |
легким, |
|||||||||
батарея—поскольку |
ее |
роль |
как |
источника |
энергии |
очень |
|||||||
ограничена — также |
окажется |
невелика по объему |
и |
весу. |
|||||||||
Все это позволяет предполагать, что размеры |
и вес |
силовой |
|||||||||||
установки |
«гибридного» |
автомобиля |
не выйдут |
за |
пределы, |
||||||||
обычные для |
машин- |
традиционной схемы, ©от что писал об |
|||||||||||
этом один из наших |
выдающихся |
двигателистов |
академик |
Б.С Стечкин:
«...Расчетные и конструкторские разработки энергосиловых установок для разных типов городских автомобилей показа ли, что в случае, если рассматривать автомобиль личного
пользования весом 0,6 т с запасом хода 60 км, то |
суммарный |
|
вес двигателя внутреннего сгорания, |
генератора, |
буферной |
батареи, тягового электродвигателя, |
системы управления и |
|
топливной системы с запасом топлива будет |
78,5 кг, что |
составляет'13,1 % к полному весу автомобиля, а для легково го автомобиля-такси весом 2 т с суточным пробегом 250 км
суммарный вес |
вышеуказанных |
агрегатов |
и систем будет |
|||||
242 кг, что составляет 12;2%». |
|
|
|
|
||||
Автомобили |
по «гибридной» |
схеме уже |
строятся. Таков, |
|||||
например, |
экспериментальный |
автобус |
западногерманской |
|||||
фирмы |
«Даймлер-Бенц», |
рассчитанный |
на |
66 пассажиров. |
||||
Правда, |
его конструкторы |
не ставили своей |
целью |
создание |
||||
силового |
агрегата минимальным |
по весу, поэтому |
машина |
получилась более тяжелой, чем обычный автобус. Но двига
тель— дизель |
включается только |
за |
городом, |
и |
автобус |
||||
пригоден для движения ночью по тихим городским |
улицам. |
||||||||
Можно возразить, |
что это не такое уж важное преимущест |
||||||||
во,— но это уже зависит от того, где находится |
ваша квар |
||||||||
тира: если окна выходят прямо на дорогу, вы сразу |
оцените |
||||||||
новшество. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что еще |
можно |
противопоставить |
«чисто |
аккумулятор |
|||||
ной» машине? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Немало |
надежд |
возлагалось на |
топливный |
элемент — хи |
|||||
мический генератор |
электроэнергии, через который |
пропус |
|||||||
кают горючее |
(газ |
или жидкость) |
и кислород. В |
результате |
|||||
«тихого» окисления |
топлива |
вырабатывается |
электричество, |
||||||
а «отбросом» становится обычно вода. Первые |
элементы ра |
||||||||
ботали на химически чистых |
водороде |
и кислороде, |
что, ко |
нечно, делало электроэнергию страшно дорогой. Сейчас созданы конструкции, берущие кислород из воздуха. Топли
вом для них служит бензин, метанол |
или ракетное горючее — |
|||||
гидразин. По |
«весовой отдаче», |
то есть мощности, |
которую |
|||
можно снять |
с килограмма веса |
установки, топливные |
эле |
|||
менты примерно |
соответствуют |
серебряно-цинковым |
(по |
су |
||
ти, самым лучшим) аккумуляторам. Казалось бы, это |
должно |
|||||
открыть широкие |
возможности |
для |
их применения. Но... |
.Отпугивает цена: топливные элементы оказываются дороже самых дорогих батарей. Платина, тантал — существенные компоненты их конструкции. В одном из топливных элемен тов стоимость этих металлов, приходящихся на одну лоша диную силу, превышает 1000 долларов. А ведь даже малень кой машине нужен мотор мощностью© 30—50 сил!..
Но не следует выносить слишком сурового приговора. Какое-то новое топливо или новый катализатор, возможно, сделает топливный елемент простым и доступным.
Атака на проблему электромобиля идет со всех сторон.
Машины, которые ездят там, где не пройти, не проехать
«Нам оставалось проехать лишь тридцать километров. Я думал, что на них у нас уйдет не больше часу...
К месту назначения наша машина прибыла через два
дня. Для меня они были, что одна секунда. Помню только, как мы застряли в первый раз, ее отъехав и ста метров от места ночевки. Машина остановилась вдруг, неожиданно. На хорошем, ровном месте провалились сразу оба задних ко леса. Будто бы лед проломился иод нами. И .действительно: весенняя отогревающаяся земля была сверху как хрупкая кор ка, под которой скрывалась вода. Мы тут же срубили высокую сосну и заострили ее с одного конца. Получилась вага. Острым концом засунули ее под ступицу колеса, оперли о подложенные деревья и как рычагам стали поднимать ма шину.
Вагу решили взять с собой, потому что машина застрева ла через каждые полчаса езды. Так и запомнились мне эти двое суток: замолкает охрипший мотор, все выскакивают из кузова, берутся за вагу. «Раз, два, три!» — командует кто-то, мы налегаем на дерево изо всех сил, колесо вылезает из ло
вушки». |
|
|
|
|
|
Эти строки |
из воспоминаний |
журналиста |
В. Друянова о |
||
своей работе в геологической партии — ответ |
людям, кото |
||||
рые иногда, едва зайдет разговор |
|
об автомобилях |
высокой |
||
проходимости, |
роняют: «Не телегу |
нужно к дороге приспо |
|||
сабливать, а дорогу — к телеге. |
Стройте больше |
автострад, |
|||
и не нужны будут вам все эти ваши |
вездеходы...» |
|
Что ж, если в объятья бездорожья бросают машину, спро ектированную для езды по асфальту, хорошего не жди, и тут наш оппонент прав. Но любая автострада начинается с бездо рожья, по которому движутся отряды изыскателей. Не прав да ли, хотя бы этим людям нужны вездеходы? А геологи, •нефтяники, строители, полярные исследователи? Всем им нужны машины, для которых изрытое канавами, топкое или заснеженное ноле ничем не отличалось бы от бетона автост рады. И потому конструкторы автомобилей справедливо считают, что нужда в «бездорожных» автомобилях не исчез нет никогда, сколько бы асфальтовых магистралей ни проре зали из конца в конец страны и континенты.
Автомобиль стал транспортным средством не только на земле, но и в космосе: советский «Луноход-1», а за ним аме риканский «Ровер» открыли (Список инопланетных автомо билей. Космические условия накладывают на облик этих ма шин свой отпечаток. Но принципы конструирования механиз мов, расчет устойчивости движения :по прямой и на поворо тах остаются теми же. Поэтому, вне всякого сомнения, «ино планетные» вездеходы обогатят возможности землян на их родной планете.
Хорошая автомагистраль стоит огромных денег, ее вы годно прокладывать лишь тогда, когда ожидается большой поток грузов, окупающий расходы. А если доставка носит случайный, разовый характер, гораздо разумнее вложить сред-