Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автомату 1А240П-8:

конструктивная схема; б — циклограмма работы

При подаче масла в полость Б гидроцилиндра 9 питатель пере­ мещается в обратном направлении. Питатель поворачивается от гидроцилиндра 12, шток-рейка которого сцепляется с зубчатым колесом, жестко связанным с центральным валом питателя. По­ ворот питателя ограничивается упорами.

Таким образом, в узле питателя 6 в процессе работы совер­ шаются следующие движения: а) продольное перемещение захва­ тов с гидроцилиндром 5; б) свод и развод захватов при перемеще­ нии гидроцилиндра и рычажной системы; в) поворот питателя на угол 145°; г) зажатие и освобождение кольца-заготовки, кольцаполуфабриката и обработанного кольца.

Работой всех механизмов автооператора управляют путевые переключатели, подающие сигналы электромагнитам золотников.

Циклограмма работы автооператора показана на рис. 59, б. После поворота шпиндельного блока два шпинделя в загрузочных позициях VI и VII останавливаются. В патроне шпинделя по­ зиции VI находится обработанная деталь, а в патроне шпинделя позиции VII — полуфабрикат. Питатель 6 перемещается вперед; при этом захваты 7 и 8 расходятся. Захваты 7 подходят к шпин­ делям и зажимают обработанную и полуобработанную детали, после чего патроны шпинделей освобождают их. Одновременно захваты 8 подходят к окнам лотков / и 4 второй операции и за­ жимают в лотке 1 заготовку, а в лотке 4 полуфабрикат. Питатель отходит назад, захваты 7 с обработанной деталью и полуфабрика­ том и захваты 8 с заготовкой и повернутым на 180° полуфабрика­ том сближаются; происходит поворот питателя. Далее питатель опять перемещается вперед; захваты 8 разводятся и устанавли­ ваются против позиции VI и VIII шпиндельного блока, а за­ хваты 7 — против окон кантователя 3 и отводящего лотка 5. При дальнейшем перемещении питателя вперед заготовка и полуфабри­ кат подаются в патроны шпинделей загрузочных позиций, а гото­ вая и полуобработанная детали соответственно в отводящий ло­ ток 5 и кантователь 3. После подачи деталей питатель отходит назад и поворачивается в исходное положение. Готовое кольцо скатывается по отводящему лотку, а кантователь, поворачиваясь относительно горизонтальной оси, разворачивает заготовку на 180°, и она поступает в лоток 4 второй операции. В полость под­ водящего лотка 1 отсекатель 2 пропускает одно кольцо-заготовку. После поворота шпиндельного блока цикл работы автооператора повторяется.

Автооператор 21ТБ к шестишпиндельному полуавтомату

1А240П-6 предназначен для автоматизации загрузки, перекан­ товки и разгрузки деталей типа подшипниковых колец при обра­ ботке их на токарных многошпиндельных патронных полуавтома­ тах. Конструктивная схема и циклограмма работы автооператора показана на рис. 60.

Автооператор имеет подводящий лоток 1 с отсекателем 2 для накопления и поштучной выдачи колец-заготовок; лоток-кантова-

126


тель 3, при качении по которому полуфабрикат поворачивается на 180°; отсекатель лотка-кантователя, установленный на одной оси с отсекателем 2 подводящего лотка, чтобы они срабатывали одновременно. Вертикальный лоток 4, по которому перемещаются вверх полуообработанные кольца в лоток-кантователь 3, имеет подпружиненную собачку 5 для ограничения перемещения колец (полуфабрикатов) вниз. В автооператоре питатель разгрузки и питатель загрузки выполнены как отдельные механизмы, имеющие самостоятельные приводы. Питатель загрузки 6 выполнен поворот­ ным. Он имеет два кулачковых гидравлических патрона: в —■для зажатия по наружному диаметру заготовки; г—для зажатия по внут­ реннему диаметру полуфабриката, соответственно в окнах подво­ дящего лотка 1 и лотка-кантователя 3. Питатель загрузки 6 подает в патроны шпинделей позиций загрузки заготовку и полуфабрикат.

В процессе работы питатель загрузки совершает следующие движения: 1) поворот на 120° от магазина к патронам шпинделя и обратно, что осуществляется от гидроцилиндра через механизм рейка — реечное колесо 10\ 2) перемещение в продольном направ­ лении к полостям лотков 1 и 3 и обратно, а после поворота — к па­ тронам шпинделей и обратно; продольное перемещение питателя загрузки осуществляется от гидроцилиндра 11.

Питатель выгрузки 7 выполнен с осевым перемещением.^ Он имеет две скалки, на концах которых установлено два цанговых патрона; а — для зажатия полуфабриката на наружную поверх­ ность и б — для зажатия обработанного кольца за внутреннюю поверхность. Скалки питателя выгрузки хомутом соединены с коль­ цом штока гидроцилиндра 8, от которого они получают продоль­ ное перемещение. Отводящий лоток 9 служит для вывода обрабо­ танных колец от станка. Работой питателя загрузки и его патронов

ипитателя разгрузки управляют конечные электровыключатели.

Висходном положении питатель выгрузки 7 находится в край­ нем правом положении, а питатель загрузки повернут в верхнее положение и его захваты установлены соосно полостям выдачи

лотка 1 и лотка 3, в которых соответственно находятся заготовка и полуфабрикат, повернутый на 180°. После окончания обработки деталей на станке и поворота шпиндельного блока шпинделя в по­ зициях V и VI загрузки останавливаются; одновременно питатель 7 и питатель 6 перемещаются влево. Питатель 6 подходит к поло­ стям выдачи лотка 1 и лотка 3; его патрон в зажимает полуфабри­ кат, а патрон г кольцо-заготовку. При перемещении питателя 6 срабатывает отсекатель и кольца перемещаются на один шаг. В это время питатель выгрузки подходит к шпинделям позиций V

иVI и патрон а питателя в позиции VI захватывает полуфабрикат,

апатрон б в позиции V — обработанную деталь. Патроны шпин­ делей разжимаются, и питатель выгрузки 7 перемещается вправо;

вего патронах находятся полуфабрикат и обработанное кольцо. Питатель 6 также перемещается вправо и останавливается. В па­ тронах питателя загрузки зажаты повернутый на 180° полуфабри-

128


кат и заготовка. Срабатывает отсекатель 2, и в полости выдачи лотка 1 и лотка-кантователя поступают новые детали.

При перемещении питателя 7 вправо с патрона а через окно лотка 4 снимается полуфабрикат, а с патрона б через окно лотка 9 — обработанное кольцо. Кольцо скатывается в отводящий

лоток 9,

а полуфабрикат — в нижнюю часть вертикального

лотка 4.

Питатель 6 поворачивается на 120°, и его патроны уста­

навливаются соосно шпинделям загрузки. Питатель загрузки пере­ мещается влево; в патрон шпинделя позиции VI подается заго­ товка, в патрон шпинделя позиции V — полуфабрикат. После за­ жатия колец в патронах шпинделей и разжатия патронов пита­ теля, питатель загрузки отводится вправо и поворачивается в ис­ ходное положение. При повороте питателя влево его поводок за­ хватывает полуфабрикат, находящийся в нижней части лотка 4, и поднимает его по лотку до подпружиненной собачки 5, которая, утапливаясь, пропускает его. Верхнее последнее кольцо-полу­ фабрикат из лотка 4 скатывается по лотку-накопителю 3 вниз и поворачивается на 180°. На этом цикл работы автооператора заканчивается.

Анализ рассмотренных выше конструкций автооператоров (ЮТА, ЗТ-12, 5ТА и 21ТБ) показал, что все они являются универсальными и могут использоваться для автоматизации за­ грузки обрабатываемых деталей различных размеров при неболь­ ших конструктивных изменениях (смена захватов питателей и не­ которых узлов магазинов). Применение кулачкового зажима в за­ хватах питателей (кроме питателя выгрузки 21ТБ) позволяет обра­ батывать заготовки со значительными допусками по диаметру; все основные элементы магазинов и питателей имеют механизмы регулировки. Использование гидроприводов для осуществления основных движений механизмов автооператоров позволяет из­ менять скорости их перемещений в больших пределах. Все авто­ операторы снабжены блокирующими системами, которые предот­ вращают поломку механизмов автооператоров и станков [14].

Некоторые конструктивные показатели автооператоров при­ ведены в табл. И.

В автооператорах ЮТА, ЗТ-12 и 5ТА кантователи выполнены поворотными с двумя (ЮТА) или с одной (ЗТ-12,5ТА) полостями для приема и поворота обработанных с одной стороны колец. Для кантователей данного типа необходим специальный привод и точ­ ная регулировка поворота. В автооператоре 21ТБ кантователь выполнен в виде лотка, изогнутого на 180°, и полуфабрикат по­ ворачивается при качении по лотку. Лоток-кантователь в авто­ операторе 21ТБ установлен на значительном расстоянии от зоны резания и не загромождает рабочего пространства.

В автооператорах ЮТА и ЗТ-12 один питатель с двумя захватами выполняют как загрузку, так и выгрузку обрабатывае­ мых деталей. В автооператорах 5ТА и 21ТБ загрузка и выгрузка обрабатываемых деталей выполняются различными механизмами,

5 Л . И. Волчкевич

129



 

 

 

 

Т а б л и ц а И

Конструктивные показатели автооператоров

 

 

 

Автооператор

(станок)

 

Механизмы

ІОТА

ЗТ-12

5TA

21ТБ

 

(126БПМ-8)

(1265П-8)

(1А240П-8)

(1А240П-6)

Гидроцилиндр захватов

2

2

4

2

Гидроцилиндр

переме­

 

 

 

 

щения питателя в осе-

1

1

1

2

вом направлении . .

Гидроцилиндр поворота

 

 

1

1

п и тател я ...................

 

 

Гидроцилиндр поворота

1

 

1

 

кантователя . . . .

 

 

Гидроцилиндр радиаль­

 

 

 

 

ного

перемещения

1

1

 

 

п и тател я ...................

 

 

Гидроцилиндр переме­

 

 

 

 

щения питателя в по-

 

1

 

дающем лотке . . .

 

 

Число оригинальных де-

126

155

135

137

талей ...........................

Число

элементарных

 

 

 

 

управляемых

движе-

 

24

 

 

ний

рабочего

цикла

20

18

15

Время

срабатывания

21

37

16,9

17,5

автооператора

в с . .

что позволяет сократить общее время цикла работы автоопера­ тора. Например, в автооператоре 21ТБ питатели загрузки и вы­ грузки выполнены как самостоятельные механизмы с отдельными приводами. Питатель загрузки сделан поворотным, а питатель выгрузки — с осевым перемещением. Питатель загрузки выводится из зоны обработки, что улучшает доступ к патронам шпинделей и к инструментам при наладке станка.

Особенностью конструкции автооператора 5ТА является на­ личие двух складывающихся механических рук с захватами. Одна пара захватов предназначена для выгрузки обрабатываемых дета­ лей, другая — для загрузки. Использование складывающейся рычажной системы позволяет вводить захваты в зону резания на короткое время только во время выгрузки и загрузки деталей, поэтому автооператоры не засоряются стружкой. Недостатком яв­ ляется громоздкость конструкции, наличие большого количества конечных электровыключателей, ограничивающих ход механиз­ мов автооператора.

Наиболее конструктивно сложным является авіюоператор ЗТ-12. Он имеет 155 оригинальных деталей и при его работе со­ вершается 24 элементарных управляемых движений (см. рис. 58). В автооператоре ЗТ-12 подводящий лоток снабжен подвижным

130