Файл: Волчкевич, Л. И. Автооператоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приемником с индивидуальным гидравлическим приводом, а от­ водящий лоток — подвижным съемником, который получает пере­ мещения через рычаг от поворотного кантователя. Большое коли­ чество перемещающихся механизмов увеличивает число трущихся поверхностей, усложняет монтаж и наладку автооператора.

Для нормальной работы автооператоров необходимо, чтобы гидросистемы станков обеспечивали давление в пределах 20— 25 кгс/см21.3 так как только при этом давлении обеспечивается требуемая стабильность работы механизмов автооператоров. Та­ кое высокое давление повышает требования к герметизации всей системы.

Для выявления эксплуатационной надежности рассмотренных выше конструкций автооператоров была исследована работа полу­ автоматов, оснащенных автооператорами, встроенных в автомати­ ческие линии по изготовлению конических роликовых подшип­ ников. Модели исследованных автоматов и автооператоров при­

ведены в табл. 12.

Во время исследований были отмечены следую­

щие основные отказы в работе автооператоров:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12

 

Таблица 13

 

 

 

Размеры обрабаты­

Коэффициенты

 

 

 

 

 

ваемых деталей

безотказности и среднее

Автомат (ав­

Цикл

 

 

в мм

 

время

устранения

 

ра­

 

 

си

 

 

СО

неполадок

автооператоров

тооператор)

боты

1

сз

со

 

 

 

 

 

 

в с

®

 

 

 

 

 

 

 

 

н R а

 

 

 

 

 

*

&

Л

к

 

Н

Автоопе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

/гн (цик-

8ср в

 

 

 

 

 

>>гХ

Н

о

 

 

 

вЗІ

И

я

«

3

ратор

лов)

мин

 

 

 

а э

я

S

РЭ

 

 

 

12 6 5 П М -8 (Ю Т А )

21

7 5 .7

4 3 .0

3 3 .0

Ю Т А

63

2 ,5

126 5 П -8 (З Т -1 2 )

37

103,6

6 3 .0

52 .0

З Т -1 2

60

2 ,7

1 А 2 4 0 П -8

(5 Т А )

16,9

7 5 ,3

48.1

2 7,5

5 Т А

82

2,6

1 А 2 4 0 П -6

(2 1 Т Б )

17,5

9 1 .8

70 ,8

2 3.0

2 1 Т Б

109

1,4

1. Кольцо не надевается на цанговую оправку или не уста­ навливается в цанговый патрон шпинделя станка. Это происходит вследствие того, что кольца в патронах питателей были зажаты в перекошенном состоянии. Перекос вызывается следующими при­ чинами: а) значительный разброс наружных и внутренних диа­ метров заготовок; б) недостаточно точно отлажен угол поворота кантователя; в) попадание стружки в гнездо кантователя; г) сме­ щение кольца в гнезде кантователя во время его поворота; д) пере­ кос кольца в подвижном приемнике подводящего лотка из-за смещения кольца при его опускании вследствие наличия зазоров между кольцом и защелкой (ЗТ-12).

2.Застревание кольца в подводящем лотке из-за наличия за­ усенцев на заготовке после штамповки.

3.Заготовка не снимается с патрона шпинделя. Это проис­ ходит в тех случаях, когда патрон питателя не заберет его. При


втором ходе питатель подает новое кольцо, но патрон шпинделя занят обработанным кольцом и станок останавливается.

4. Перекос заготовки в патроне шпинделя. Питатель устанав­

ливает заготовку не

по центру патрона шпинделя.

5. Заклинивание

обработанного кольца в отводящем лотке

из-за попадания в него стружки.

На надежность работы автооператоров влияют сложность кон­ струкции, время срабатывания и условия эксплуатации (табл. 13).

Значение /гн= 6 0 объясняется наличием большого количества движущихся элементов, которые требуют тщательной отладки, и большой концентрацией механизмов недалеко от зоны обработки.

Наиболее высокая надежность у автооператора 21ТБ, который установлен на полуавтомате 1А240П-6 (kH= 109). Его механизмы далеко вынесены от зоны обработки и конструктивно они проще. Кроме того, полуавтомат шестишпиндельный. Так как обрабаты­ ваются наружные кольца роликовых подшипников, то во время обработки выделяется меньшее количество стружки. Надежность автооператоров во многом определяется надежностью их состав­

ных механизмов

(табл.

14).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 14

Частота

отказов различных элементов

автооператоров

Механизмы автоопе­

 

Частота отказов автооператоров

В %

 

 

 

 

раторов

 

ІОТА

ЗТ-12

5ТА

2ІТБ

 

 

Питатель загрузки . .

10,6

10,7

12,3

8,2

Питатель выгрузки . .

9,6

32,6

Кантователь ................

76,4

68,5

66,7

14,8

О тсекатель...................

0,5

2,0

0,1

0

Отводящий лоток . . .

1,0

4,5

0,4

8,7

Привод .......................

1,8

6,0

1,9

0,4

Устройства управления

9,7

8,3

9

35,3

Наиболее подвержены отказам кантователи. Так, в автоопера­ торах ЮТА; ЗТ-12; 5ТА примерно 70—75% отказов связано с ра­ ботой кантователей, затем идут неполадки, связанные с работой питателей загрузки и выгрузки. Большинство отказов автоопера­ торов связано с нарушением ориентации (перекоса) заготовок при западании их в полости кантователей и окна выдачи подводящих лотков, а также в процессе зажатия их в патронах питателей или при установке в патроны шпинделей.

В автооператорах ЮТА, ЗТ-12 и 5ТА кантователи поворот­ ного типа и их надежность примерно одинаковы. В автооператоре 21ТБ кантователь выполнен в виде лотка, изогнутого на 180°, и поворот кольца-полуфабриката осуществляется при обычном качении по лотку-кантователю. В данном случае для кантователя не требуется специальный привод, и если он выведен из зоны обра­ ботки, то надежность его работы достаточно высокая.

132


Автооператор конструкции А„ С, Панкова для токарных много­ шпиндельных полуавтоматов предназначен для загрузки, вы­ грузки и перекантовки деталей, обрабатываемых на многошпин­ дельных токарных полуавтоматах с двойной индексацией. Детали типа дисков или подшипниковых колец обрабатываются полностью с двух сторон.

Автооператор (рис. 61) имеет питатель 1 поворотного типа, который снабжен двумя патронами I и II. Поворот питателя 1 осуществляется вокруг оси 2. Захват I питателя забирает заго-

Рис. ö l. Автооператор к многошпиндельным токарным

полуавтоматам кон­

струкции А. С. Панкова:

 

а — конструктивная схема; б — циклограмма

работы

товку из окна подводящего лотка 3, передает ее в патрон верхнего шпинделя загрузочной позиции станка, а также выгружает полу­ обработанное кольцо и передает его в кантователь 4. Захват II питателя забирает из кантователя 4 полуфабрикат, повернутый на 180°, загружает его в нижний загрузочный шпиндель и после окончательной обработки снимает и переносит его в отводящий лоток 5. Подводящий лоток 3 имеет отсекатель 6 для поштучной выдачи заготовок. Поворот и перемещение питателя осуществ­ ляются от гидроцилиндра 7 со штоком-рейкой 8. При перемещении штока-рейки вверх (рис. 61, а) питатель 1 поворачивается в сто­ рону загрузочных шпинделей через реечное колесо 9, закреп­ ленное на оси 2. После установки захватов питателя соосно за­ грузочным шпинделям в паз штока-рейки 8 входит фиксатор 10 и ползун II вместе с питателем перемещается к шпинделям. При перемещении штока-рейки в обратном направлении питатель сна-

пз

чала переместится в осевом направлении, а затем повернется к ма­ газину.

Для свободного захвата заготовок и полуфабрикатов в боко­ вых стенках подводящего лотка 3 и лотка-кантователя 4 выпол­ нены отверстия, закрытые пружинными защелками, отжимаю­ щимися при проходе рычага. Перед отверстием в боковой стенке лотка-кантователя 4 установлен упор 12, высота которого меньше радиуса детали. При проходе в питающий лоток деталь наталки­ вается нижним краем на упор и поворачивается на 180° под дей­ ствием собственного веса. Цикл работы автооператора приведен на рис. 61, б. В исходном положении питатель 1 повернут влево, его захваты находятся за лотками магазина. В окнах выдачи подводя­ щего лотка 3 и лотка-кантователя 4 заготовки и полуфабриката нет.

После поворота шпиндельного блока питатель 1 поворачивается

всторону загрузочных шпинделей, которые не вращаются, а после установки патронов питателя соосно патронам шпинделей пита­ тель перемещается и патрон / захватывает полуфабрикат, а па­ трон II — обработанную деталь. Обработанные детали освобо­ ждаются, и питатель сначала перемещается от шпинделей, а затем поворачивается в сторону магазина. При прохождении патрона II питателя через окно лотка выдачи 5 обработанное кольцо сни­ мается с захвата и отводится от станка, а при прохождении па­ трона / над лотком-кантователем 4 полуобработанное кольцо сни­ мается и, опираясь на упор 12, под действием собственного веса поворачивается на 180° и скатывается к окну выдачи.

Срабатывает отсекатель подводящего лотка 3 и новая заго­ товка поступает к лотку выдачи. Питатель опять поворачивается

всторону шпинделей. Патрон I, проходя через окно подводящего

лотка,

захватывает

заготовку, а патрон / / в

окне

лотка-канто­

вателя,

повернутый

на 180°, — полуфабрикат.

При

осевом пере­

мещении питателя заготовка подается в верхний загрузочный шпиндель, а повернутый полуфабрикат—• в нижний. После зажа­ тия обрабатываемых деталей в патронах шпинделей питатель авто­ оператора возвращается в исходное положение.

Особенностью данной конструкции является использование одного гидроцилиндра, как для осевого, так и для поворота пита­ теля автооператора. Кроме того, ось поворота питателя распо­ ложена перпендикулярно к оси шпинделя станка. Это позволяет высвободить рабочее пространство вокруг шпинделей для сво­ бодного прохода суппортов с инструментом, облегчает доступ к инструменту во время наладки, упрощает траекторию движения обрабатываемых деталей при выгрузке и загрузке, так как все перемещения осуществляются в одной плоскости. Расположение лотков магазина и отвод питателя далеко от рабочих шпинделей уменьшают вероятность попадания в них стружки, что повышает надежность их работы.

Данный автооператор может быть использован при параллель­ ной односторонней обработке двух деталей. В этом случае канто-

134


ватель не устанавливается, а лотки магазина конструктивно не­ сколько изменяются.

Автооператор фирмы «Шютте» для восьмишпиндельного полу­ автомата с двойной индексацией предназначен для загрузки, вы­ грузки и перевертывания деталей типа дисков при их обработке с обеих сторон. Два шпинделя предназначены для загрузочно-раз­ грузочных операций, а на остальных производится обработка деталей. Шпиндельный блок поворачивается на 90°. Принципиаль­ ная схема автооператора и циклограмма его работы показаны на

Q ) - З агот овка . Q -П о л у ф а Ь р и к а т ф - Гот овая дет али

А в т о -

П р я м о й х о д

 

о п е р а т о р

П о во р о т

 

 

у ///

Щ Ш’ .

Ш

 

і

Питателей -р

П а т р о н ы

Ш пинделей

с т а н ка

 

К а н т о в а т е л ь

1

£

 

V.

6)

Рис. 62. Автооператор к многошпиндельным токарным полуавтоматам фирмы «Шютте»:

а — конструктивная схема; б — циклограмма работы

рис. 62. Автооператор устанавливают на передней стенке коробки шпиндельного блока. Два питателя 1 и 2 автооператора имеют по два захвата. Питатели жестко связаны между собой. Питатель 1 с захватами / и II предназначен для подачи заготовки из подво­ дящего лотка 3 и полуфабриката, повернутого на 180°, из канто­ вателя 5 в загрузочные шпиндели станка. Питатель 2 с захва­ тами II I и IV предназначен для съема обработанной детали и полуфабриката с патронов шпинделей станка и передачи их в от­ водящий лоток 4 и кантователь 5. Кантователь 5 выполнен с верти­ кальной осью поворота.

В исходном положении (рис. 62, а) пиатель 1 расположен в ле­ вом положении; захват / находится против окна выдачи подво­ дящего лотка, а захват II — против кантователя 5 с повернутым полуфабрикатом. Питатель 2 с захватами III и IV находится про-

135


тив рабочих шпинделей станка. После поворота шпиндельного блока шпиндели в загрузочных позициях останавливаются. В верх­ нем шпинделе находится обработанная деталь, а в нижнем — полуфабрикат. Автооператор перемещается вперед. Захваты III

иIV захватывают готовую деталь и полуфабрикат в патронах шпинделей станка, а захваты / и II — заготовку в окне подво­ дящего лотка 3 и повернутый на 180° полуфабрикат в полости кантователя. После разжатия патронов шпинделей станка авто­ оператор отходит в исходное положение и поворачивается по ча­ совой стрелке. Одновременно кантователь 5 (без детали) повора­ чивается на 180°. В это время базы патронов шпинделей промы­ вают струей охлаждающей жидкости. После поворота автоопера­ тора патроны питателя 2 с полуфабрикатом и обработанной де­ талью останавливаются против полости кантователя и отводя­ щего лотка 4, а патроны питателя 1 с заготовкой и полуфабрика­ том, повернутым на 180°, останавливаются против загрузочных шпинделей. Автооператор вторично перемещается вперед. Па­ троны I и II питателя 1 подают соответственно в загрузочные шпиндели заготовку и повернутый полуфабрикат, а патроны III

иI V — полуфабрикат в кантователь 5 и готовую деталь в окно отводящего лотка 4. После зажатия патронов шпинделей и раз­ жатия патронов питателей автооператор перемещается назад. Обра­ ботанная деталь отводится по лотку 4, а полуфабрикат передается в кантователь 5.

Автооператор поворачивается против часовой стрелки в ис­ ходное положение, а кантователь с полуфабрикатом поворачи­ вается на 180°. После поворота шпиндельного блока цикл работы автооператора повторяется.

АВТООПЕРАТОРЫ К ЗУБОРЕЗНЫМ СТАНКАМ

Особенностью зубошевинговальных станков является то, что заготовка контактирует с инструментом (шевером) еще в процессе загрузки перед зажатием. Поэтому в конструкции питателя должно быть предусмотрено компенсирующее устройство на слу­ чай несовпадения зубьев обрабатываемого зубчатого колеса и шевера. У большинства зубошевинговальных станков шпиндели рас­ положены горизонтально, при этом шевер находится над заго­ товкой. Рассмотрим несколько конструкций автооператоров, раз­ работанных к станкам этого типа.

Автооператор, показанный на рис. 63, состоит из магазина /, питателя 8, выполненного в виде сектора, ловителя 5 и приемного лотка 10. В исходном, левом положении нижняя заготовка на­ ходится в гнезде питателя и поджимается пружинной губкой 2. Упор 7, закрепленный на секторе питателя, также находится в левом положении, а ловитель 5 — в крайнем верхнем положении непосредственно под заготовкой. После окончания обработки оправка выводится из отверстия обработанного зубчатого колеса

136