ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
приемником с индивидуальным гидравлическим приводом, а от водящий лоток — подвижным съемником, который получает пере мещения через рычаг от поворотного кантователя. Большое коли чество перемещающихся механизмов увеличивает число трущихся поверхностей, усложняет монтаж и наладку автооператора.
Для нормальной работы автооператоров необходимо, чтобы гидросистемы станков обеспечивали давление в пределах 20— 25 кгс/см21.3 так как только при этом давлении обеспечивается требуемая стабильность работы механизмов автооператоров. Та кое высокое давление повышает требования к герметизации всей системы.
Для выявления эксплуатационной надежности рассмотренных выше конструкций автооператоров была исследована работа полу автоматов, оснащенных автооператорами, встроенных в автомати ческие линии по изготовлению конических роликовых подшип ников. Модели исследованных автоматов и автооператоров при
ведены в табл. 12. |
Во время исследований были отмечены следую |
||||||||||
щие основные отказы в работе автооператоров: |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Таблица 12 |
|
Таблица 13 |
||||
|
|
|
Размеры обрабаты |
Коэффициенты |
|
||||||
|
|
|
|
ваемых деталей |
безотказности и среднее |
||||||
Автомат (ав |
Цикл |
|
|
в мм |
|
время |
устранения |
|
|||
ра |
|
|
си |
|
|
СО |
неполадок |
автооператоров |
|||
тооператор) |
боты |
1 |
сз |
со |
|
|
|
|
|||
|
|
в с |
® |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
н R а |
|
|
|
||||
|
|
* |
& |
Л |
к |
|
Н |
Автоопе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
/гн (цик- |
8ср в |
|
|
|
|
|
|
>>гХ |
Н |
о |
||||
|
|
|
вЗІ |
И |
я |
« |
3 |
ратор |
лов) |
мин |
|
|
|
|
а э |
я |
S |
РЭ |
|
|
|
||
12 6 5 П М -8 (Ю Т А ) |
21 |
7 5 .7 |
4 3 .0 |
3 3 .0 |
Ю Т А |
63 |
2 ,5 |
||||
126 5 П -8 (З Т -1 2 ) |
37 |
103,6 |
6 3 .0 |
52 .0 |
З Т -1 2 |
60 |
2 ,7 |
||||
1 А 2 4 0 П -8 |
(5 Т А ) |
16,9 |
7 5 ,3 |
48.1 |
2 7,5 |
5 Т А |
82 |
2,6 |
|||
1 А 2 4 0 П -6 |
(2 1 Т Б ) |
17,5 |
9 1 .8 |
70 ,8 |
2 3.0 |
2 1 Т Б |
109 |
1,4 |
1. Кольцо не надевается на цанговую оправку или не уста навливается в цанговый патрон шпинделя станка. Это происходит вследствие того, что кольца в патронах питателей были зажаты в перекошенном состоянии. Перекос вызывается следующими при чинами: а) значительный разброс наружных и внутренних диа метров заготовок; б) недостаточно точно отлажен угол поворота кантователя; в) попадание стружки в гнездо кантователя; г) сме щение кольца в гнезде кантователя во время его поворота; д) пере кос кольца в подвижном приемнике подводящего лотка из-за смещения кольца при его опускании вследствие наличия зазоров между кольцом и защелкой (ЗТ-12).
2.Застревание кольца в подводящем лотке из-за наличия за усенцев на заготовке после штамповки.
3.Заготовка не снимается с патрона шпинделя. Это проис ходит в тех случаях, когда патрон питателя не заберет его. При
втором ходе питатель подает новое кольцо, но патрон шпинделя занят обработанным кольцом и станок останавливается.
4. Перекос заготовки в патроне шпинделя. Питатель устанав
ливает заготовку не |
по центру патрона шпинделя. |
5. Заклинивание |
обработанного кольца в отводящем лотке |
из-за попадания в него стружки.
На надежность работы автооператоров влияют сложность кон струкции, время срабатывания и условия эксплуатации (табл. 13).
Значение /гн= 6 0 объясняется наличием большого количества движущихся элементов, которые требуют тщательной отладки, и большой концентрацией механизмов недалеко от зоны обработки.
Наиболее высокая надежность у автооператора 21ТБ, который установлен на полуавтомате 1А240П-6 (kH= 109). Его механизмы далеко вынесены от зоны обработки и конструктивно они проще. Кроме того, полуавтомат шестишпиндельный. Так как обрабаты ваются наружные кольца роликовых подшипников, то во время обработки выделяется меньшее количество стружки. Надежность автооператоров во многом определяется надежностью их состав
ных механизмов |
(табл. |
14). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 14 |
Частота |
отказов различных элементов |
автооператоров |
|||
Механизмы автоопе |
|
Частота отказов автооператоров |
В % |
||
|
|
|
|
||
раторов |
|
ІОТА |
ЗТ-12 |
5ТА |
2ІТБ |
|
|
||||
Питатель загрузки . . |
10,6 |
10,7 |
12,3 |
8,2 |
|
Питатель выгрузки . . |
— |
— |
9,6 |
32,6 |
|
Кантователь ................ |
76,4 |
68,5 |
66,7 |
14,8 |
|
О тсекатель................... |
0,5 |
2,0 |
0,1 |
0 |
|
Отводящий лоток . . . |
1,0 |
4,5 |
0,4 |
8,7 |
|
Привод ....................... |
1,8 |
6,0 |
1,9 |
0,4 |
|
Устройства управления |
9,7 |
8,3 |
9 |
35,3 |
Наиболее подвержены отказам кантователи. Так, в автоопера торах ЮТА; ЗТ-12; 5ТА примерно 70—75% отказов связано с ра ботой кантователей, затем идут неполадки, связанные с работой питателей загрузки и выгрузки. Большинство отказов автоопера торов связано с нарушением ориентации (перекоса) заготовок при западании их в полости кантователей и окна выдачи подводящих лотков, а также в процессе зажатия их в патронах питателей или при установке в патроны шпинделей.
В автооператорах ЮТА, ЗТ-12 и 5ТА кантователи поворот ного типа и их надежность примерно одинаковы. В автооператоре 21ТБ кантователь выполнен в виде лотка, изогнутого на 180°, и поворот кольца-полуфабриката осуществляется при обычном качении по лотку-кантователю. В данном случае для кантователя не требуется специальный привод, и если он выведен из зоны обра ботки, то надежность его работы достаточно высокая.
132
Автооператор конструкции А„ С, Панкова для токарных много шпиндельных полуавтоматов предназначен для загрузки, вы грузки и перекантовки деталей, обрабатываемых на многошпин дельных токарных полуавтоматах с двойной индексацией. Детали типа дисков или подшипниковых колец обрабатываются полностью с двух сторон.
Автооператор (рис. 61) имеет питатель 1 поворотного типа, который снабжен двумя патронами I и II. Поворот питателя 1 осуществляется вокруг оси 2. Захват I питателя забирает заго-
Рис. ö l. Автооператор к многошпиндельным токарным |
полуавтоматам кон |
струкции А. С. Панкова: |
|
а — конструктивная схема; б — циклограмма |
работы |
товку из окна подводящего лотка 3, передает ее в патрон верхнего шпинделя загрузочной позиции станка, а также выгружает полу обработанное кольцо и передает его в кантователь 4. Захват II питателя забирает из кантователя 4 полуфабрикат, повернутый на 180°, загружает его в нижний загрузочный шпиндель и после окончательной обработки снимает и переносит его в отводящий лоток 5. Подводящий лоток 3 имеет отсекатель 6 для поштучной выдачи заготовок. Поворот и перемещение питателя осуществ ляются от гидроцилиндра 7 со штоком-рейкой 8. При перемещении штока-рейки вверх (рис. 61, а) питатель 1 поворачивается в сто рону загрузочных шпинделей через реечное колесо 9, закреп ленное на оси 2. После установки захватов питателя соосно за грузочным шпинделям в паз штока-рейки 8 входит фиксатор 10 и ползун II вместе с питателем перемещается к шпинделям. При перемещении штока-рейки в обратном направлении питатель сна-
пз
чала переместится в осевом направлении, а затем повернется к ма газину.
Для свободного захвата заготовок и полуфабрикатов в боко вых стенках подводящего лотка 3 и лотка-кантователя 4 выпол нены отверстия, закрытые пружинными защелками, отжимаю щимися при проходе рычага. Перед отверстием в боковой стенке лотка-кантователя 4 установлен упор 12, высота которого меньше радиуса детали. При проходе в питающий лоток деталь наталки вается нижним краем на упор и поворачивается на 180° под дей ствием собственного веса. Цикл работы автооператора приведен на рис. 61, б. В исходном положении питатель 1 повернут влево, его захваты находятся за лотками магазина. В окнах выдачи подводя щего лотка 3 и лотка-кантователя 4 заготовки и полуфабриката нет.
После поворота шпиндельного блока питатель 1 поворачивается
всторону загрузочных шпинделей, которые не вращаются, а после установки патронов питателя соосно патронам шпинделей пита тель перемещается и патрон / захватывает полуфабрикат, а па трон II — обработанную деталь. Обработанные детали освобо ждаются, и питатель сначала перемещается от шпинделей, а затем поворачивается в сторону магазина. При прохождении патрона II питателя через окно лотка выдачи 5 обработанное кольцо сни мается с захвата и отводится от станка, а при прохождении па трона / над лотком-кантователем 4 полуобработанное кольцо сни мается и, опираясь на упор 12, под действием собственного веса поворачивается на 180° и скатывается к окну выдачи.
Срабатывает отсекатель подводящего лотка 3 и новая заго товка поступает к лотку выдачи. Питатель опять поворачивается
всторону шпинделей. Патрон I, проходя через окно подводящего
лотка, |
захватывает |
заготовку, а патрон / / в |
окне |
лотка-канто |
вателя, |
повернутый |
на 180°, — полуфабрикат. |
При |
осевом пере |
мещении питателя заготовка подается в верхний загрузочный шпиндель, а повернутый полуфабрикат—• в нижний. После зажа тия обрабатываемых деталей в патронах шпинделей питатель авто оператора возвращается в исходное положение.
Особенностью данной конструкции является использование одного гидроцилиндра, как для осевого, так и для поворота пита теля автооператора. Кроме того, ось поворота питателя распо ложена перпендикулярно к оси шпинделя станка. Это позволяет высвободить рабочее пространство вокруг шпинделей для сво бодного прохода суппортов с инструментом, облегчает доступ к инструменту во время наладки, упрощает траекторию движения обрабатываемых деталей при выгрузке и загрузке, так как все перемещения осуществляются в одной плоскости. Расположение лотков магазина и отвод питателя далеко от рабочих шпинделей уменьшают вероятность попадания в них стружки, что повышает надежность их работы.
Данный автооператор может быть использован при параллель ной односторонней обработке двух деталей. В этом случае канто-
134
ватель не устанавливается, а лотки магазина конструктивно не сколько изменяются.
Автооператор фирмы «Шютте» для восьмишпиндельного полу автомата с двойной индексацией предназначен для загрузки, вы грузки и перевертывания деталей типа дисков при их обработке с обеих сторон. Два шпинделя предназначены для загрузочно-раз грузочных операций, а на остальных производится обработка деталей. Шпиндельный блок поворачивается на 90°. Принципиаль ная схема автооператора и циклограмма его работы показаны на
Q ) - З агот овка . Q -П о л у ф а Ь р и к а т ф - Гот овая дет али
А в т о - |
П р я м о й х о д |
|
|
о п е р а т о р |
П о во р о т |
|
|
'А |
у /// |
Щ Ш’ . |
Ш |
|
|
і |
Питателей -р
П а т р о н ы
Ш пинделей |
с т а н ка |
|
К а н т о в а т е л ь |
1 |
£ |
|
V. |
6)
Рис. 62. Автооператор к многошпиндельным токарным полуавтоматам фирмы «Шютте»:
а — конструктивная схема; б — циклограмма работы
рис. 62. Автооператор устанавливают на передней стенке коробки шпиндельного блока. Два питателя 1 и 2 автооператора имеют по два захвата. Питатели жестко связаны между собой. Питатель 1 с захватами / и II предназначен для подачи заготовки из подво дящего лотка 3 и полуфабриката, повернутого на 180°, из канто вателя 5 в загрузочные шпиндели станка. Питатель 2 с захва тами II I и IV предназначен для съема обработанной детали и полуфабриката с патронов шпинделей станка и передачи их в от водящий лоток 4 и кантователь 5. Кантователь 5 выполнен с верти кальной осью поворота.
В исходном положении (рис. 62, а) пиатель 1 расположен в ле вом положении; захват / находится против окна выдачи подво дящего лотка, а захват II — против кантователя 5 с повернутым полуфабрикатом. Питатель 2 с захватами III и IV находится про-
135
тив рабочих шпинделей станка. После поворота шпиндельного блока шпиндели в загрузочных позициях останавливаются. В верх нем шпинделе находится обработанная деталь, а в нижнем — полуфабрикат. Автооператор перемещается вперед. Захваты III
иIV захватывают готовую деталь и полуфабрикат в патронах шпинделей станка, а захваты / и II — заготовку в окне подво дящего лотка 3 и повернутый на 180° полуфабрикат в полости кантователя. После разжатия патронов шпинделей станка авто оператор отходит в исходное положение и поворачивается по ча совой стрелке. Одновременно кантователь 5 (без детали) повора чивается на 180°. В это время базы патронов шпинделей промы вают струей охлаждающей жидкости. После поворота автоопера тора патроны питателя 2 с полуфабрикатом и обработанной де талью останавливаются против полости кантователя и отводя щего лотка 4, а патроны питателя 1 с заготовкой и полуфабрика том, повернутым на 180°, останавливаются против загрузочных шпинделей. Автооператор вторично перемещается вперед. Па троны I и II питателя 1 подают соответственно в загрузочные шпиндели заготовку и повернутый полуфабрикат, а патроны III
иI V — полуфабрикат в кантователь 5 и готовую деталь в окно отводящего лотка 4. После зажатия патронов шпинделей и раз жатия патронов питателей автооператор перемещается назад. Обра ботанная деталь отводится по лотку 4, а полуфабрикат передается в кантователь 5.
Автооператор поворачивается против часовой стрелки в ис ходное положение, а кантователь с полуфабрикатом поворачи вается на 180°. После поворота шпиндельного блока цикл работы автооператора повторяется.
АВТООПЕРАТОРЫ К ЗУБОРЕЗНЫМ СТАНКАМ
Особенностью зубошевинговальных станков является то, что заготовка контактирует с инструментом (шевером) еще в процессе загрузки перед зажатием. Поэтому в конструкции питателя должно быть предусмотрено компенсирующее устройство на слу чай несовпадения зубьев обрабатываемого зубчатого колеса и шевера. У большинства зубошевинговальных станков шпиндели рас положены горизонтально, при этом шевер находится над заго товкой. Рассмотрим несколько конструкций автооператоров, раз работанных к станкам этого типа.
Автооператор, показанный на рис. 63, состоит из магазина /, питателя 8, выполненного в виде сектора, ловителя 5 и приемного лотка 10. В исходном, левом положении нижняя заготовка на ходится в гнезде питателя и поджимается пружинной губкой 2. Упор 7, закрепленный на секторе питателя, также находится в левом положении, а ловитель 5 — в крайнем верхнем положении непосредственно под заготовкой. После окончания обработки оправка выводится из отверстия обработанного зубчатого колеса
136