ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Т а б л и ц а 3
Рекомендуемые исходные данные для расчета требований к надежности токарных многошпиндельных автоматов, встроенных в автоматические линии
Наименование |
°ч |
Ѳср . в мин |
Инструмент ....................................... |
0,40—0,53 |
2,0—3,0 |
Механизмы питания ........................ |
0,22—0,32 |
1,0—2,0 |
Механизмы рабочих ходов (суп- |
0,04—0,08 |
1,0—2,0 |
порты и приводы) ....................... |
||
Механизмы зажима деталей . . . . |
0,02—0,06 |
20,0—30,0 |
Механизмы и устройства управле- |
0,01—0,04 |
1,5—2,5 |
ния циклом ....................................... |
||
Механизмы поворота и фиксации |
0,01—0,03 |
1,5—2,5 |
шпиндельного блока ........................ |
||
Подготовительно-заключительное |
0,08—0,12 |
15—20 |
время ............................................... |
жду торцами питателя и выталкивателя; это позволяет обойтись без зажимного механизма при переносе заготовки из магазина в па трон шпинделя.
Циклограмма работы автооператора показана на рис. 19, б. После окончания обработки питатель 1 (рис. 19, а), получая пере мещение от системы рычагов 10 и 11, подойдет к обработанной де тали и головкой войдет во внутреннюю полость последней. Кулачки патрона 4 шпинделя разжимаются. Одновременно выталкива тель 6 подходит к детали, выталкивает ее до соприкосновения с торцом захвата патрона и далее вместе с последним перемещается вправо, перенося деталь к отводному лотку 5. Затем выталкива тель 6 останавливается, а питатель 1 продолжает двигаться вправо. Деталь упирается во флажок 7 и снимается с захвата питателя. Одновременно толкатель 2 сбрасывает деталь в лоток 5. Толкатель 2 получает движение от рычага 10 через систему рычагов 9, которые поворачивают кулачки 3, связанные с толкателем 2. При отходе питателя 1 в крайнее правое положение из магазина 8 поступает новая заготовка. Питатель 1, перемещаясь влево, захватывает заготовку и передает ее в патрон шпинделя автомата. Далее пита тель отходит в исходное положение — обработка, съем, загрузка повторяются в описанной последовательности.
Автоматы КА-76 встроены в автоматическую линию. Они вы полнены с двойной индексацией; одновременно на них обрабаты вается два кольца карданных подшипников. На автомате установ лено два автооператора. Загрузочные позиции верхние. Заго товка кольца (корпуса) карданного подшипника имеет форму ста кана (колпачка), полученного холодной штамповкой. На автомате производится подрезка торца, обработка пояска, снятие фаски, обработка донышка и обтачивание переходной поверхности.
50
Исходные данные для расчета: требуемый коэффициент техни ческого использования гіис = 0,8; длительность рабочего цикла
Т = |
4 |
с; |
число автооператоров pt = 2; число срабатываний за |
цикл |
s,- |
= |
1; среднее время восстановления работоспособности |
Ѳср. = |
1,5 |
мин. |
Заж им ной п а т р о н ш п и н деля
Пи т а т ел ь
Вы т а л к и в а т е л ь
То л к а т е л ь
О т с е к а т е л ь ■
6)
Та
! |
|
\ |
|
|
|
Ж |
J |
|
|
1 - |
|
____ |
Рис. 19. Автооператор к многошпиндельному автомату типа КА-76:
а — конструктивная схема; б — циклограмма работы
Определим допустимую наработку на отказ из условия, что простои автомата из-за отказов автооператора должны составлять не более 30% общих простоев автомата по техническим причинам
(аі = 0,3);
п iS f l c p t |
^Hcmln |
= 890. |
k |
(! ~ Дист 1п) |
|
«( |
|
Таким образом, для автооператора автомата КА-76 допустимы отказы не чаще, чем в среднем через 890 рабочих циклов (сраба тываний), т. е. требования к надежности работы высокие.
Максимально допустимая величина внецикловых потерь авто оператора
t n |
— -т— - = |
1,7- ІО“3 мин/шт. |
"шах |
k „ |
’ |
|
min |
|
£1
На каждую тысячу штук изготовленных изделий допустимо не более 1,7 мин простоя автомата из-за отказов автооператора.
Методы расчета фактических показателей надежности« Факти ческие показатели надежности рассчитывают путем обработки дан ных исследований работоспособности оборудования в производ ственных условиях. При этом обязательным условием является комплексное рассмотрение вопросов производительности и надеж ности. Эксплуатационные исследования включают фактические наблюдения и измерения, их обработку, расчет параметров произ водительности и надежности.
Наблюдения и измерения (фотография работы оборудования, хронометраж простоев различных видов, измерение длительности рабочего цикла и его элементов, режимов обработки, стабильности перемещений и других параметров) должны производиться в те чение длительного времени (до 18—24 рабочих смен). Во время наблюдения необходимо фиксировать все элементы затрат плано вого фонда времени работы оборудования [производительные (работу) и непроизводительные (простои по техническим и орга низационным причинам)], возникновение, длительность, характери стику отказов и способы их устранения и т. д.; для этого имеются разработанные методические указания и документация [6, 13]. При наблюдении могут быть использованы самопишущие приборы, фиксирующие как моменты возникновения отдельных отказов, так и их длительность.
Рассмотрим методику обработки полученных результатов и расчета фактических значений показателей надежности для авто оператора автомата КА-76. Конструктивная схема и циклограмма работы автооператора приведены на рис. 19.
Для анализа эксплуатационной надежности автооператоров была исследована работа автомата КА-76, встроенного в автомати ческую линию; обрабатывали одновременно два кольца диаметром 35 мм, высотой 22 мм, с диаметром отверстия 27 мм; цикл работы автомата Т = 4 с; наблюдения проводились в течение 15 смен (101 ч). На основании протоколов наблюдений рассчитан баланс затрат фонда времени, работы автомата. Согласно балансу затрат фонда времени коэффициент использования станка состав ляет 0,47, т. е. простои занимают 53% фонда рабочего времени станка. Технический коэффициент использования станка с учетом только собственных внецикловых потерь составляет 0,49.
Большинство отказов оборудования приходится на долю трех механизмов: автооператора, зажимного механизма и механизма поворота и фиксации блока, причем на долю автооператора при ходится 92% общего количества неполадок, которые составляют 37% общего времени простоев из-за оборудования.
Рассмотрение конструкции автооператора к автомату КА-76 показывает, что в нем устранено большинство причин, вызываю щих ненадежную работу автомата. Заготовки имеют высокую точ ность, исключающую необходимость обтачивания по наружной
52
поверхности, высокий класс чистоты поверхности, малые зау сенцы. Как показывает таблица основных отказов автооператора (табл. 4), во время наблюдения не было отмечено ни одного случая застревания колец в лотке. Из лотка заготовка забирается одно временно питателем и выталкивателем, поэтому неполадки при надевании заготовок на шток питателя отсутствуют.
|
|
|
|
Таблица 4 |
Основные отказы |
автооператоров автомата КА-76 |
|||
Причины отказов |
и простоев |
|
Количество |
% к общему |
|
случаев |
времени простоев |
||
Перекос кольца при |
загрузке |
■ . . |
117 |
5,1 |
Недогрузка колец ............................... |
|
|
24 |
1 |
Заклинивание обработанного кольца |
52 |
3,3 |
||
при выгрузке ............................... |
|
|
||
Срабатывание системы блокировки |
18 |
1,7 |
||
Ослабление стопорной гайки на што- |
2 |
0,6 |
||
ке выталкивателя........................... |
|
|
||
Поломка подшипника рычага бло- |
1 |
1,2 |
||
кировки ........................................... |
|
|
||
Подналадка автооператора . . . . |
4 |
1,14 |
||
|
И т о г о . . . |
218 |
14,04 |
Основной причиной неполадок автооператора является быстрое забивание рабочей зоны стружкой.
Ввиду высокой производительности автомата (Т == 4 с) струж ки выделяется много, несмотря на малый съем с каждой заготовки. На автомате КА-76 средний съем металла с одного кольца состав ляет около 19 г, в то время как при старом процессе снималось 120 г. Однако ритм выпуска колец на автомате КА-76 в 20 раз выше, чем на автоматах 1261, работающих по старому технологическому процессу, поэтому в единицу времени стружки выделяется в 3 раза больше, чем при старом процессе.
Условия отвода стружки плохие, так как вся рабочая зона насыщена механизмами; в результате стружка, несмотря на силь ную струю жидкости, попадает в зажимную цангу, а это вызывает перекосы и выключение автомата механизмом блокировки. При зажатии по наружной поверхности вследствие ограниченного рас крытия зажимных лепестков цанги малейшая несоосность заго товки исключает возможность захода ее в цангу.
Расчет фактических показателей надежности автооператора ре комендуется производить в такой последовательности:
1 этап. Систематизация данных по интервалам безотказной работы системы или ее элементов на основе протоколов хрономе тража, в том числе, группирование результатов по интервалам.
^ |
53 |