Файл: Бурштейн, Г. Я. Экономика обогащения углей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— # ------------------------

Бассейн

Мпнуглепром СССР

Донецкий

Кузнецкий

Карагандинский

Печорский

Среднее число часов за сутки

работы

­

простоев

планово-преду предительных ремонтов

Год

 

 

1960

16,6

3,0

4,4

1965

16,3

3,5

4,2

1970

17,1

3,2

3,7

1972

17,2

3,2

3,6

1960

16,5

3,0

4,5

1965

16,8

3,2

4,0

1970

17,1

3,1

3,8

1972

17,4

3,1

3,5

1960

17,2

2,2

4,6

1965

16,0

3,5

4,5

1970

18,0

3,5

2,5

1972*

17,6

3,3

2,9

1960

16,6

6,1

1,3

1965

17,3

5,0

1,7

1970

19,6

2,4

2,0

1972

19,6

2,3

2,1

1960

15 9

2,3

5,8

1965

13,3

3,0

7,7

1970

15,3

3,1

5,6

1972

15,3

3,3

5,4

Таблица 33

В том числе простои из-за

отсутствия ря­ довых углей

отсутствия >келезнодорожных вагонов

неисправности механизмов

прочие

;

,

 

 

2,0

0,9

0,6

0,9

2,5

0,7

0,3

0,7

2,1

0,8

0,3

0,5

1,9

0,7

0,4

0,6

1,7

1.2

0,7

0,9

2,3

0,8

0,3

0,6

2,3

0,8

0.2

0,5

2,0

0,7

0,3

0,5

2,6

0,2

0,6

1,2

2,5

0,4

0,6

1,0

1,2

0.5

0,3

0,5

1,5

0,5

0,4

0,5

0,8

0,3

0,1

0,1

1,2

0,3

0,1

од

0,7

0,7

0,2

0,4

0,5

0,8

0,1

0,7

4,5

0,6

0,2

0,5

6,2

0,7

0,2

0,6

3,9

1,4

ОД

0,2

3,4

1,1

0,3

0,6

* Среднее число часов за сутки составляет 23,8 ч ввиду того, что отдельные фабрики работали на двухсменном режиме.

Это объясняется в основном недопоставкой рядовых углей,

нпо этой причине происходит 78% простоев.

2.Увеличивается число фабрик с суточным фондом рабочего времени более 19 ч. В 1972 г. число таких фабрик составило 31,1% но сравнению с 23,9% в 1965 г.

Распределение фабрик по количеству машинного времени в дина­ мике характеризуется следующими данными:3

 

Продолжительность, ч

 

1965

Год

1972

 

. .

1970

До 10,0...............................................

6

5

3

10,1

13,9...........................................

. .

20

16

14

14

16,9...............................................

. .

39

37

46

17

18,9...............................................

. .

43 .

43

39

Свыше 1 9,0 ........................................

. .

34

46

46

3. Значительно снизились простои из-за неисправностей меха­ низмов и прочих причин. Можно предположить, что это является,

107


во-первых, следствием небольшого «возраста» фабрик и во-вторых, большой работой, проводимой на предприятиях по упорядочению организации ремонтных работ.

4. Простои из-за недопоставки угля в среднем составляют 2 ч, и за 10 лет величина их практически не изменилась, причем причиной этих простоев главным образом является отсутствие или недостаток приемной емкости. Нетрудно представить, как дорого обходится обогатительным фабрикам этот вид простоев, устранимость которых столь очевидна.

Таким образом, недоиспользование производственных мощностей по времени (по экстенсивному фактору) можно определить в среднем

величиной не менее 10% календарного времени,

в связи с чем гра­

фики работы фабрик должны

проектироваться

и планироваться

с учетом возможного использованпя этого

резерва. Разумеется, на

отдельных фабриках, особенно с

низким

экстенсивным коэффици­

ентом, дело обстоит иначе и в отдельных случаях конкретные меры могут дать более значительные результаты по этому фактору.

Однако использование мощности фабрик во времени определяется не только числом часов непосредственно работы в сутки, но и числом рабочих дней в году, которое фактически характеризуется данными, приведенными в табл. 34.

Т а б л и ц а 34

Число дней работы в году

Бассейн

1960 1965 1970 1972

Минуглепром СССР — всего ..................

308

316

326

329

Донецкий..................................................

316

325

334

337

Кузнецкий..............................................

301

316

321

316

Карагандинский ....................................

321

303

319

330

П ечорский..............................................

318

276

307

315

Эти данные необходимо поставить в связь с ранее приведенными данными о числе часов работы фабрик в сутки, поскольку фабрики затрачивают на ремонт в среднем по СССР 3,1 ч в сутки.

Сравнивая сложившуюся практику использования производ­ ственных мощностей во времени (в течение суток и в течение года) на фабриках с учетом всего баланса времени и причин его потерь, предпочтение можно отдать фабрикам, обогащающим угли для коксования с 18—20-часовым режимом и непрерывной рабочей неде­ лей, поскольку их баланс более эффективен повеем статьям, особенно принимая во внимание их большую мощность (концентрацию) и более сложную технологию (все они работают при глубине обогаще­ ния до 0 мм).

Несомненно, что в повышении коэффициента экстенсивного использования мощностей на фабриках угольной промышленности имеются существенные резервы.

108


К сожалению, состояние имеющихся материалов не позволяет пока произвести более полный анализ интенсивного использования производственных мощностей обогатительных фабрик.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК

Основные предпосылки реконструкции

Научно-технический прогресс выдвигает на первый план вопросы качества продукции и эффективности ее использования. Естественно, что это связано со всемерным повышением эффективности обществен­ ного производства, экономией затрат живого и овеществленного труда, систематическим улучшением использования оборудования

иповышением его производительности. Поэтому получение от про­ изводственных фондов наибольшей отдачи по количеству реализо­ ванной продукции и по прибыли является важнейшей задачей каж­ дого предприятия и должно стать в новых условиях планирования

иэкономического стимулирования одним из основных критериев оценки работы обогатительных фабрик.

На действующих фабриках повышение эффективности производ­ ства непосредственно связано с их реконструкцией, которая обусловлена:

внешними факторами, главными из которых являются увеличение зольности углей, поступающих на обогащение, их влажности и ухуд­ шение ситового и фракционного состава;

внутренними факторами, вызванными необходимостью ликвида­ ции «узких мест», устранения дефектов при проектировании и модер­ низации устаревшего оборудования. Применение узкозахватных комбайнов при добыче увеличивает выход мелких классов угля, а выемка угля узкозахватной техникой из года в год растет. Так, если удельный вес добычи из забоев с узкозахватной выемкой в нат

чале 1965 г. составлял

19,1% всей добычи из очистных забоев, то

в конце 1970 г. он был

равен 59,8%, соответственно увеличилась

идобыча по Минуглепрому СССР — с 67,8 млн. до 216,7 млн. т. Значительный рост объемов механизированной выемки углей

вызвал резкое увеличение содержания мелких классов в углях, поступающих на обогатительные фабрики (до 30%). В свою очередь, это привело к увеличению выхода отсевов с обогатительных фабрик с 1960 по 1972 г. на 2,4%.

Ввод в эксплуатацию новых шахт, оснащенных современной тех­ никой, пока не привел к существенному снижению измельчения угля и уменьшению выхода отсевов.

Влажность углей, поступающих на обогатительные фабрики и сортировки, также возросла в связи с применением на шахтах обиль­ ного орошения водой для борьбы с интенсивным пылеобразованием. Это обстоятельство затрудняет эффективное грохочение углей, став­ ших высоковлажными. Так, по Украинской ССР средняя влажность выросла с 5,8% в 1963 г. до 6,4% в 1972 г., в том числе по фабрикам

109


угольной промышленности с 6,0 до 6,5%. Распределение влажности по маркам рядовых углей, поступающих на переработку на обогати­ тельные фабрики УССР, приведено в табл. 35.

 

 

 

Т а б л и ц а

35

Марка угля

1963 г.

1972 г.

Абсолютный

рост,

%

Всего

6,0

6,4

0,4

 

Г

7,0

8,0

1,0

 

Ж

4,9

5,3

0,4

 

К

4,0

5,3

1,3

 

ОС

4,4

5,0

0,6

 

д

13,6

13,7

ОД

 

Т

4,0

4,7

0,7

 

А

5,5

5,6

ОД

 

Аналогичное положение наблюдается и в других бассейнах,

например, в комбинате Востсибуголь

влажность углей выросла

с 11,5% в 1960 г. до 12,4% в 1972 г.,

по комбинату Сахалинуголь

соответственно с 12,7 до 13,2%.

Высокая влажность углей, поступающих на обогатительные фабрики, затрудняет работу фабрик особенно в зимнее время из-за смерзаемости топлива в вагонах. Это обстоятельство является причи­ ной перепростоя вагонов под выгрузкой и приводит к увеличению непроизводительных затрат (штрафов).

Повышение зольности добываемых углей объясняется ухудшением горно-геологических условий, а также несовершенными технологи­ ческими схемами и средствами механизации, применяемыми на шахтах. Последнее обстоятельство сказывается и на ухудшении сортности углей. На шахтах продолжают работать некоторые типы комбайнов (ЛГД-1, «Горняк», «Донбасс» и др.), дающих повышенный выход мелочи; около 75% работающих шахтных конвейеров являются скребковыми, на складах многих даже антрацитовых шахт работают бульдозеры. Как показали исследования ИГД им. А. А. Скочинского, выход антрацитового штыба при применении скребковых конвейеров увеличивается на 3,9—7,9% на 100 м длины конвейера, а при исполь­ зовании ленточных — всего лишь на 0,07—0,25%. Применение бульдозеров на складах увеличивает выход мелочи на 16—24%.

Зольность рядовых углей, направляемых на фабрики, также систематически растет. Динамика изменения зольности (в %) углей, поступающих на фабрики, приведена в табл. 36.

Однако фактическая зольность углей, поступающих на фабрики, а следовательно, и перерабатываемых, в среднем на 2—3% выше, так как в соответствии с действующим положением о взаимных рас­ четах между шахтами и фабриками производится корректировка массы и зольности угля в сторону уменьшения при превышении нормативов, установленных для шахт. В этом случае правомерно

110


 

 

 

Таблица 36

 

 

 

Год

 

ъ* *

Бассейн и месторождение

 

 

 

 

« 2 :

 

 

 

 

5 -р .о

 

 

 

 

 

" . «о

 

1960

1965

1970

1972

© б* а

 

3 ©

Мпнуглепром СССР...........................................

20,1

22,4

24,1

24,5

4,4

Донецкий .........................................................

21,0

22,3

23,2

23,9

2,9

Подмосковный ..................................................

33,6

33,6

К узнецкий.........................................................

14,3

16,2

18,0

18,2

3,9

Печорский _ ......................................................

16,9

17,7

20,9

22,1

5,2

Кизеловский ......................................................

27,7

28,7

28,8

28,8

1,1

Челябинский......................................................

39,3

41,4

40,8

40,2

0,9

Карагандинский..................................................

21,2

25,3

29,4

29,2

8,0

Иркутский .........................................................

32,0

34,0

33,7

33,7

1,7

Минусинский .....................................................

17,2

17,7

17,6

Месторождения:

 

 

 

 

 

Приморского края ...........................................

24,0

28,3

32,0

32,0

8,0

О-ва Сахалин......................................................

20,6

23,6

24,3

26,5

5,9

Г рузинской ССР ...............................................

35,4

34,7

36,4

36,1

0,7

П р и м е ч а н и е . Зольность углей указана с учетом пересчета технических условий шахт.

поставить вопрос о планировании и учете всех технико-экономических показателей для фабрик по фактическому сырью, а не по приведен­ ному, тем более, что в будущем на обогатительные фабрики будут поступать угли валовой добычи. Под валовой добычей понимается выемка принятой в паспорте мощности пласта без отбора прослойков породы в забое. Допустимая при этом зольность горной массы должна определяться в каждом частном случае общей экономической эффек­ тивностью, получаемой от высокомеханизированных горных работ, сочетающихся с последующим обогащением, что также потребует частичной или полной реконструкции обогатительных фабрик.

Существующие технологические и транспортные узлы фабрик не в состоянии, как правило, обеспечить быструю и своевременную разгрузку железнодорожных вагонов. Так, при наличии вагоноопрокидывателя разгрузка осуществляется в течение 1—2 мин, а вручную на вагон затрачивается 15—20 мин. Однако из 148 фабрик угольной промышленности лишь 17 оснащены вагоноопрокидывателями, в то время как фабрики черной металлургии почти полностью оснащены механизированными и автоматизированными средствами разгрузки угля.

Имеющийся в наличии фронт дозировки и шихтовки углей не обеспечивает необходимое усреднение угля для стабилизации техно­ логического процесса из-за недостаточных объемов дозировочных бункеров. На многих фабриках отсутствуют бункера и ямы для хранения привозных углей, а также склады для хранения рядового

111